Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Обсуждаются причины и преимущества использования нечетких множеств и нечетких мер в инструментальной системе поддержки решения задачи идентификации и...полностью>>
'Расписание'
Шевченко Е.С. 1 -00 Экономическое и социальное развитие Волгогорадской области (лекция) доц Туманянц К.А. 4- 9Г 13-40 Ф И З В О С П И Т А Н И Е ВТ 8-3...полностью>>
'Документ'
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многостор...полностью>>
'Документ'
Під синтезом технологічних процесів (ТП) виготовлення дисків копачів (ДК) на основі групової обробки технічних рішень розуміється такий метод синтезу...полностью>>

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (14)

Главная > Руководство
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Омская государственная медицинская академия

Федрельного агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра фармакологии с курсом клинической фармакологии

Руководство

по подготовке к практическим занятиям

и внеаудиторной самостоятельной работе

по фармакологии

для студентов III - IV курсов фармацевтического факультета

(V -VII семестры очного обучения)

Омск - 2009

Руководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной самостоятельной работе по фармакологии для студентов III - IV курсов фармацевтического факультета (V -VII семестры) очного обучения) / Пеньевская Н.А., Скальский С.В., Чернышев Г.П. – Омск: Изд-во ОмГМА, 2009.- 122с.

Руководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной самостоятельной работе по фармакологии составлено в соответствии с государственным образовательным стандар­том высшего профессионального образования по специальности 060108 - «Фармация» (квалификация - провизор), програм­мой изучения дисциплины, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития РФ, для студентов фармацевтических ВУЗов и факультетов; учебным планом.

В руководстве изложены цели и задачи изучения дисциплины, перечень формируемых профессиональных знаний и умений; порядок проведения практических занятий и система оценки знаний; современные фармакологические и фармакотерапевтические классификации и перечни лекарственных средств; вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям и внеаудиторной самостоятельной работы; экзаменационные вопросы и список препаратов, обязательных для выписывания на экзамене.

Библиография: 24 назв.

Рецензенты:

А.В. Гришин - зав. кафедрой фармации ОмГМА, доктор фармацевтических наук, про­фессор.

К.А.Нурмухаметова – зав. кафедрой фармацевтической химии с курсами аналитической и токсикологической химии ОмГМА, кандидат фармацевтических наук, доцент.

Содержание

Введение………………………………………………………………4

Цели и задачи изучения фармакологии……………………………..4

Тематический план практических занятий……….. …………..……5

Порядок проведения практических занятий.………………………..8

Система оценки знаний студентов…………………………………..9

Критерии «автоматического» получения зачета…………………..10

Критерии «автоматической» экзаменационной оценки………..... 10

Методические разработки к практическим занятиям………….…11

Экзаменационные вопросы………………………………………..107

Список лекарственных препаратов, обязательных

для выписывания накзамене…………………………..…………..115

Рекомендуемая литература……………………………………….119

Введение

Фармакология является фундаментальной наукой фармации и медицины, которая имеет большое значение для профилактики и лечения большинства заболеваний. Фармакология играет ведущую роль в изыскании новых эффективных лекарственных средств (ЛС) и в их производстве; осуществляет биологическую стандартизацию; разрабатывает принципы рационального и эффективного применения ЛС. Фармакология необходима провизору в организации лекарственного обеспечения населения и в осуществлении безотказного снабжения населения лекарственными препаратами.

Цели и задачи изучения фармакологии

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060108 «Фармация», квалификационными требованиями к уровню подготовки провизора и рабочей программой по фармакологии, утвержденной МЗ РФ для студентов фармацевтических факультетов медицинских ВУЗов, целью изучения дисциплины является приобретение умений обобщения информации об основных характеристиках, принадлежности к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению традиционных и новых ЛС, поступающих на фармацевтический рынок, о возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме, а также приобретение навыков доведения этой информации до врачей, аптечных работников и населения.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд наиболее важных задач:

  • Выработать понимание общих и частных закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики ЛС, а также принципов их классификации.

  • Выработать умение оценивать возможность использования ЛС для фармакотерапии на основе знаний об их фармакокинетических и фармакодинамических свойствах.

  • Выработать навыки сравнительной оценки ЛС по их фармакокинетическим и фармакодинамическим свойствам для определения возможности замены одного препарата другим.

  • Выработать навыки работы со справочной литературой по фармакологии, медицинской нозологии и аннотациями к лекарственным препаратам.

  • Выработать навыки исследования врачебного рецепта.

Для успешной реализации задач обучения студент должен знать:

    • Классификацию лекарственных средств (фармакотерапевтическую, фармакологическую, химическую);

    • Международные непатентованные и торговые названия лекарственных средств и их классификационную принадлежность;

    • Фармакодинамические и фармакокинетические свойства лекарственных средств;

    • Показания к применению лекарственных средств;

    • Побочные эффекты ЛС и противопоказания к их применению;

    • Формы выпуска и дозировки лекарственных средств.

    • Правила оформления рецептов и составления рецептурных прописей.

По окончании курса базовой фармакологии студент должен уметь:

      • Ориентироваться в номенклатуре ЛС, определять принадлежность препаратов к фармакологической, фармакотерапевтической, химической группам;

      • Определять по международному названию ЛС их торговые названия (синонимы), аргументировать возможности замены отсутствующего препарата другим с аналогичной фармакотерапевтической и фармакологической активностью;

      • Контролировать правильность выписывания рецепта;

      • Пользоваться справочной литературой по лекарственным средствам, владеть составлением и передачей фармацевтической информации врачам и населению;

      • Давать советы населению о рациональном приеме лекарственных средств и обращении с ними, о вреде токсикомании и наркомании.

Тематический план практических занятий

Общая рецептура

  1. Мягкие лекарственные формы.

  2. Твердые лекарственные формы. Жидкие лекарственные формы.

  3. Жидкие лекарственные формы (продолжение). Разные лекарственные формы.

  4. Итоговая контрольная работа (исследование врачебного рецепта).

Общая фармакология

  1. Фармакокинетика. Пути введения. Абсорбция и распределение лекарственных веществ в организме.

  2. Фармакокинетика. Биотрансформация и экскреция. Математическое моделирование фармакокинетических процессов.

  3. Фармакодинамика

  4. Фармакотерапия и ее осложнения. Методы создания и оценки лекарств. Номенклатура и классификация лекарств.

  5. Коллоквиум «Общая фармакология».

Частная фармакология

Средства, влияющие на периферическую нервную систему

  1. Средства, влияющие на афферентную иннервацию.

  2. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию. М,N-холиномиметические (антихолинэстеразные) средства.

  3. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию. М-холинергические средства

  4. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию. N-холинергические средства.

  5. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию. Адреномиметики.

  6. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию. Антиадренергические средства.

  7. Коллоквиум «Средства, влияющие на периферическую нервную систему».

Средства, влияющие на ЦНС

  1. Средства, влияющие на ЦНС. Средства для наркоза, этиловый спирт и аналептики.

  2. Заключительное занятие по итогам V семестра.

  3. Снотворные, противоэпилептические и противопаркинсонические средства.

  4. Психотропные средства (занятие 1): седативные, анксиолитики, нейролептики.

  5. Психотропные средства (занятие 2): антидепрессанты, нормотимики, ноотропы, психостимуляторы, общетонизирующие средства.

  6. Наркотические (опиоидные) анальгетики.

  7. Ненаркотические (неопиоидные) анальгетики и нестероидные противовоспалительные средства (НПВС).

  8. Коллоквиум «Средства, влияющие на ЦНС».

Средства, влияющие на обмен веществ, иммунные процессы, дыхание и пищеварение

  1. Препараты гормонов, их аналогов и антигормональных средств (занятие 1).

  2. Препараты гормонов, их аналогов и антигормональных средств (занятие 2).

  3. Препараты витаминов и минералов.

  4. Противоаллергические и иммунотропные средства

  5. Средства, влияющие на органы дыхания.

  6. Средства, регулирующие функции органов пищеварения (занятие 1): рвотные, противорвотные, влияющие на аппетит и секрецию желез желудка.

  7. Средства, регулирующие функции органов пищеварения (занятие 2): гепатотропные; средства при нарушении экзокринной функции поджелудочной железы; средства при нарушенной моторике кишечника.

  8. Коллоквиум: «Средства, влияющие на обмен веществ, иммунные процессы, дыхание и пищеварение».

Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему, гемостаз и кроветворение

  1. Средства, влияющие на гемостаз и кроветворение.

  2. Средства, применяемые при недостаточности коронарного кровообращения (при ишемической болезни сердца). Антигиперлипидемические средства.

  3. Заключительное занятие по итогам учебного года. Зачет.

  1. Антигипертензивные средства. Диуретики.

  2. Средства, применяемые при сердечной недостаточности. Антиаритмические средства.

  3. Коллоквиум «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему, гемостаз и кроветворение».

Средства, влияющие на возбудителей заболеваний

  1. Антисептические и дезинфицирующие средства.

  2. Химиотерапевтические противомикробные средства. Общие принципы применения. Бета-лактамные антибиотики.

  3. Небета-лактамные антибиотики: макролиды, линкозамиды, аминогликозиды, тетрациклины, хлорамфеникол, гликопептиды и др.

  4. Синтетические антибактериальные средства.

  5. Противотуберкулезные и противомикозные средства.

  6. Противовирусные, противопротозойные и противогельминтные средства.

  7. Коллоквиум «Средства, влияющие на возбудителей заболеваний».

  8. Взаимодействие ЛС. Средства, используемые при острых отравлениях. Противоядия.

  9. Средства, применяемые при сосудистой недостаточности

  10. Средства для лечения злокачественных новообразований.

  11. Заключительное занятие по итогам V-VI-VII семестров.

Экзамен

Порядок проведения практических занятий

Практические занятия по общей рецептуре проводятся по специаль­ным методическим разработкам, изложенным в учебном пособии для сту­дентов «Общая рецептура».

Остальные практические занятия (начиная с общей фармакологии и далее) проводятся по единому плану, включающему 3 основных раздела:

1. Тестовый контроль

2. Решение фармакологических задач

3. Обсуждение основных вопросов темы.

Тестовый контроль - «входной», т.е. проводится в самом начале заня­тия (сразу после проверки присутствующих и ответов преподавателя на вопросы студентов). Подобный характер контроля позволяет быстро оценить степень готовности каждого студента к практи­ческому занятию и включает вопросы, отражающие классификацию изучаемых ЛС, их механизмы действия, фармакологичес­кие эффекты и показания к применению.

Решение фармакологических задач производится студентами само­стоятельно в то время, пока преподаватель оценивает результаты тести­рования, а затем продолжается вместе с преподавателем. Наиболее ин­формативные задачи рекомендуется переносить в рабочую тетрадь.

Обсуждение основных вопросов темы может проводиться одновре­менно с решением фармакологических задач или сочетаться с выписыва­нием и обсуждением рецептов. Рецепты, выписываемые дома, на прак­тическом занятии, а также и на итоговых занятиях, должны быть снабжены комментариями по единому стандарту: классификационная принадлежность ЛС, механизм действия, основные фармакологические эффекты, показания к при­менению и наиболее значимые побочные эффекты.

В ходе обсуждения студенты, выполнявшие дополнительное задание по плану УИРС, докладывают о принадлежности ЛС, изучаемых по данной теме, к списку жизненно важных ЛС, к перечню средств безрецептурного отпуска, к спискам «льготных» ЛС, к спискам А и Б, к наркотическим и сильнодействующим.

Система оценки знаний студентов

1. На каждом практическом занятии проводится «входной» письменный тестовый контроль с обязательной оценкой. Неудовлетворительные оценки за устные ответы и качество выполнения письменных заданий для самоподготовки фиксируются в учебном журнале рядом с оценкой за тестовый контроль.

За письменное выполнение заданий по УИРС студент получает дополнительные оценки.

2. В ходе коллоквиумов проводятся итоговые тестовый контроль и письменная контрольная работа (студент получает две оценки) по обобщенным разделам изучаемой дисциплины. Через две недели после итогового занятия кафедра предоставляет возможность отработки коллоквиума в случае получения неудовлетворительной оценки или пропуске коллоквиума по уважительной причине.

3. Пропущенные без уважительной причины практические занятия не отрабатываются и оцениваются нулем баллов.

4. На основании всех оценок, полученных студентом за год (включая 0 баллов), определяется средний балл и соответствующий индивиду­альный рейтинг за каждый семестр и за год.

5. По темам лекций, пропущенных без уважительной причины (более 2-х лекций за учебный год), студент получает дополнительные вопросы во время зачета и экзамена.

6. Экзамен проводится в устно-письменной форме по трем теоретическим вопросам (с выпи­сыванием рецептов) и практическим навыкам.

7. В экзаменационные испытания в качестве практических навыков включены: а) задания по исследованию врачебных рецептов; б) задания типа: «Пользуясь справочной литературой, по предложенному МНН (или торговому названию) охарактеризуйте ЛС, определение его код по АТС, предложите синонимическую замену»; в) задания типа: «Не пользуясь справочной литературой, на основании информации, имеющейся на упаковке ЛС, назвать его принадлежность к фармакологической и фармакотерапевтической группам».

8. Интегральная экзаменационная оценка определяется как среднее из:

    • оценок за ответ по каждому из вопросов и практических навыков;

    • одной оценки за выписывание рецептов;

    • индивидуального рейтинга за год;

    • средних оценок по результатам коллоквиумов (тестовых и письменных контрольных работ)

Критерии «автоматического» получения зачета

  1. Итоговый рейтинг не менее 3,0

  2. Не менее чем удовлетворительная оценка по всем итоговым тестовым и письменным контрольным работам.

  3. Выполнение всех письменных заданий для самоподготовки.

  4. Отсутствие пропусков лекций и практических занятий без уважительной причины.

Критерии «автоматической» экзаменационной оценки

  1. «ОТЛИЧНО»

  • итоговый рейтинг не менее 4,5

  • не более 3-х оценок «4» за итоговые письменные контрольные работы

  • не более 3-х оценок «4» за итоговые тесты

  • отсутствие пропусков практических занятий и лекций без уважительной причины

  1. «ХОРОШО»*

  • итоговый рейтинг не менее 4,0

  • не более 2-х оценок «3» за итоговые письменные контрольные работы

  • не более 2-х оценок «3» за итоговые тесты

  • отсутствие пропусков практических занятий и лекций без уважительной причины.

*Хотите «отлично» - сдавайте экзамен!

Задания для внеаудиторной самостоятельной подготовки к практическим занятиям

Общая рецептура

Занятие 1

Тема: «Общая рецептура. Мягкие лекарственные формы»

Пользуясь учебным пособием «Общая рецептура» выучить содержание основных вопросов темы:

1. Основные сведения о рецептуре.

2. Основные понятия о лекарственных средствах

3. Понятие о Государственной фармакопее.

4. Формы рецептурных бланков.

5. Структура рецепта, правила его оформления.

6. Действия работника аптечного учреждения / организации при получении неправильно выписанного рецепта.

7. Виды рецептурных прописей.

8. Возможные сокращения в рецепте.

9. Виды лекарственных форм. Формообразующие вещества.

10. Характеристика и особенности мягких лекарственных форм.

Занятие 2

Тема: «Твердые лекарственный формы. Жидкие лекарственные формы»

По учебному пособию «Общая рецептура»:

1) выучить разделы 2; 3 и 4.1.;

2) выполнить домашнее задание к занятию №2.

Занятие 3

Тема: «Жидкие лекарственные формы (продолжение).

Разные лекарственные формы»

По учебному пособию «Общая рецептура»:

1) выучить разделы 4.2. – 4.7. и 5

2) выполнить домашнее задание к занятию №3.

Занятие 4

Итоговая контрольная работа (исследование врачебного рецепта)

1) Повторить разделы: 1-5 из учебного пособия по «Общей рецептуре».

2) Подготовиться к контрольной работе по разделу «Общая рецептура».

* * *

Общая фармакология

Занятие 5

Тема: «Фармакокинетика. Пути введения лекарственных средств.

Абсорбция и распределение лекарственных веществ в организме»

I. Выучить содержание основных вопросов темы:

1. Фармакокинетика, определение. Зависимость фармакокинетических процессов (всасывание, распределение, биотрансформация, экскреция) от способа проникновения лекарственный веществ (ЛВ) через клеточные мембраны.

2. Характеристика основных способов проникновения ЛВ через клеточные мембраны.

3. Факторы, влияющие на величину и скорость проникновения ЛВ через клеточные мембраны:

а) при пассивной диффузии:

б) при фильтрации;

в) при активном транспорте.

4. Всасывание ЛВ, определение. Понятие о биодоступности. Факторы, влияющие на биодоступность ЛВ.

5. Основные пути введения лекарственных средств: энтеральные и парентеральные. Достоинства и недостатки каждого из них, ограничения в использовании.

6. Виды и значение распределения ЛВ в организме.

7. Факторы, влияющие на характер распределения ЛВ. Особенности проникновения ЛВ через гистогематические барьеры. Связывание ЛВ с белками плазмы крови. Депонирование.

II. В тетради выписать значение терминов: «фармакокинетка», «абсорбция ЛВ» «энтеральный путь», «парентеральный путь», «биодоступность», «депонирование».

III. В тетради решить задачу15 из «Сборника задач по фармакологии»

Занятие 6

Тема: «Фармакокинетика. Биотрансформация и экскреция ЛВ.

Математическое моделирование фармакокинетических процессов»

I. Выучить содержание основных вопросов темы:

Биотрансформация и экскреция ЛВ

1. Варианты судьбы ЛВ в организме. Биотрансформация ЛВ, виды и значение.

2. Синтетические и несинтетические реакции метаболизма. Ферментные системы и энергозатраты, обеспечивающие реакции биотрансформации. Понятие о пролекарствах.

3. Факторы, влияющие на биотрансформацию ЛВ: пол, возраст, состояние организма, одновременное назначение других лекарств, генотип. Понятие о фармакогенетике.

4. Регуляция биотрансформации ЛВ. Понятие об индукторах и ингибиторах микросомальных ферментов печени, толерантности.

5. Экскреция ЛВ, основные пути. Почечная экскреция и процессы, ее обеспечивающие. Регуляция экскреции, практическое значение. Элиминация ЛВ.

6. Энтерогепатическая циркуляция ЛВ, значение.

7. Кумуляция ЛВ. Факторы, способствующие развитию кумуляции. Меры профилактики.

Математическое моделирование фармакокинетических процессов

1. Математические фармакокинетические модели. Кажущийся объем распределения лекарств, значение для практической медицины.

2. Кинетика элиминации лекарственных средств 1-го и нулевого порядка. Понятие о константе скорости элиминации лекарственного средства (kel).

3. Период полуэлиминации лекарственных средств (t ½), значение. Клиренс лекарственных средств, единицы измерения.

4. Оптимизация дозирования лекарств. Понятие о равновесной концентрации (Css). Нагрузочные и поддерживающие дозы.

5. Биодоступность, определение. «Площадь под кривой» (AUC – Area Under the Curve), значение при расчете биодоступности лекарственных средств.

II. В тетради выписать значение терминов: «кажущийся объем распределения», «константа скорости элиминации», «период полуэлиминации», «клиренс», «стационарная концентрация», «биоэквивалентность».

Занятие 7

Тема: «Фармакодинамика»

I. Выучить содержание основных вопросов темы:

1. Фармакодинамика, определение.

2. Основные механизмы действия лекарств.

3. Локализация действия ЛВ. «Мишени» для ЛВ.

4. Специфические рецепторы и их классификация.

5. Взаимодействие ЛВ с рецепторами. Понятие о лигандах: агонистах и антагонистах, миметиках и блокаторах.

6. Понятие об аффинитете и внутренней активности.

7. Фармакологические эффекты ЛВ, определение. Понятие об основных (желательных) и побочных (нежелательных, неблагоприятных) эффектах ЛВ.

8. Виды действия лекарств (местное, рефлекторное, резорбтивное) и характер действия лекарств (обратимое, необратимое; тонизирующее, возбуждающее, успокаивающее, угнетающее).

8. Факторы, влияющие на характер действия и величину эффекта лекарства:

а) свойства ЛВ (химическое строение, физико-химические свойства, дозы, лекарственная форма и особенности ее получения). Виды доз (терапевтические, токсические, летальные), широта терапевтического действия;

б) свойства организма (пол, возраст, масса тела, генотип, функциональное состояние, патологической состояние, генетические особенности, внушаемость, комплаентность).

в) режим назначения ЛС (время назначения, повторное применение, комбинированное применение ЛС).

9. Взаимодействия лекарств, виды и значение.

II. В тетради выписать значение терминов: аффинитет, лиганд, миметик, блокатор, эффект плацебо, комплаентность, синергизм, антагонизм.

III. В тетради решить задачу39 из «Сборника задач по фармакологии»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.
  2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (8)

    Документ
    Обращаем Ваше внимание на внесенные изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, которые регулируют деятельность в сфере образования и вступили в силу с 1 января 2011 года.
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (10)

    Кодекс
    Кодекс корпоративной культуры (Корпоративный кодекс) является нормативным документом, устанавливающим обязательные правила взаимоотношений персонала Уральского государственного технического университета – УПИ имени первого Президента России Б.
  5. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (28)

    Документ
    Перечень общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям,
  6. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (6)

    Программа
    Программа является межотраслевой и междисциплинарной, предусматривает изучение задач, целей, принципов, закономерностей, стратегий, системы, функции и методов менеджмента в отрасли физическая культура и спорт; стратегического менеджмента; финансового

Другие похожие документы..