Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Знати найважливіші принципи наукових шкіл теорії міжнародних відносин та розуміти зміст їх основних концепцій; характер найважливіших особливостей, м...полностью>>
'Закон'
В повести рассказывается о судьбах пяти девушек, которые защищают свою Родину не хуже мужчин, и о старшине Федоте Евграфыче Васкове - ему выпала нелё...полностью>>
'Конкурс'
1.1. Республиканский конкурс «Религия и толерантность» (далее-Конкурс) проводится в соответствии с республиканской целевой программой «Взаимодействие...полностью>>
'Документ'
МЖ-12 (2 и младше), МЖ-14 (1 -1998), МЖ-16 (1997-1996) , МЖ-Э (1995-1971), МЖ-45(1970 и старше), в случае наличия в группе менее пяти участников орга...полностью>>

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы Для студентов специальности080801. 65

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

Кафедра информационных технологий

Методические рекомендации

по выполнению выпускной квалификационной работы

Для студентов специальности080801.65–

«Прикладная информатика( в экономике)»

МОСКВА 2010

Вдовин В.М., Мазай В.Н. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы. Российский университет кооперации, 2010. –128 с.

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы специальности Прикладная информатика (в экономике), разработаны Вдовиным В.М. д.в.н., профессором, Мазаем В.Н. к.т.н., доцентом, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 26 сентября 2000 г., и учебным планом РУК, от 29 марта 2005г. В пособии рассмотрены вопросы: организации работы по выполнению дипломного проекта; структуры, содержания и требований дипломного проекта. Даны рекомендации по подготовке, выполнению защите квалификационной работы.

ã АНО ВПО ЦС РФ

«Российский университет кооперации», 2010

ã Вдовин В.М., Мазай В.Н. 2010

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) по специальности 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)» написаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Квалификационная характеристика информатика- экономиста по специальности 080801.65 предусматривает подготовку студентов к проектно-конструкторской, производственно-управленческой, экспериментально-исследовательской и эксплуатационной деятельности, направленных на создание и применение систем сбора, хранения, передачи и обработки информации.

В результате подготовки и выполнения дипломного проекта студенты должны показать

знания:

  • методов системного анализа для описания предметной области, объекта проектирования и постановки задачи, решаемой в проекте;

  • формального аппарата для анализа организационной, функциональных, информационных, алгоритмических и технических структур информационных систем;

  • методов системного моделирования при исследовании и проектировании информационных систем;

  • математические модели для анализа, расчетов, оптимизации детерминированных и случайных явлений и процессов в информационных системах;

  • методов теории информационных процессов и систем и средства информационных технологий при разработке и проектировании информационных систем;

  • методов анализа и синтеза информационных систем и их компонентов;

  • возможностей вычислительных систем и сетей при построении информационных систем;

  • методов и средств разработки алгоритмов и программ, технологий программирования информационных систем;

  • системные программные средства, операционные системы и оболочки, обслуживающие сервисные программы;

  • модели представления знаний и формализации задач при разработке интеллектуальных компонентов информационных систем;

  • инструментальные средства компьютерной графики и мультимедиа технологии.

умение:

  • формулировать основные технике - экономические требования к информационным системам;

  • формулировать и решать задачи проектирования информационных систем и их компонентов с использованием информационных технологий;

  • количественно и качественно оценивать эффективность функционирования информационных систем;

  • формулировать задачи обеспечения информационной безопасности и защиты информации в проектируемых информационных системах;

  • разрабатывать общий процесс проектирования информационных систем;

  • разрабатывать структуры информационно-логических, функциональных и алгоритмических моделей информационных систем и их компонентов;

  • разрабатывать принципы обеспечения безопасной жизнедеятельности при создании и эксплуатации информационных систем;

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1. Общие требования, предъявляемые к дипломному проектированию

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», а также с государственными образовательными стандартами итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по программам высшего профессионального образования в вузах является обязательной.

Согласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, итоговая государственная аттестация выпускников включает один или несколько аттестационных испытаний. Итоговая аттестация состоит из:

  • итогового междисциплинарного экзамена по специальности;

  • защиты выпускной квалификационной работы.

Выпускные квалификационные работы выполняются в форме дипломного проекта, который является заключительным этапом обучения студентов в вузе.

До защиты работы студенты обязаны сдать междисциплинарный экзамен по специальности, который согласно Положению должен, наряду с требованиями и содержанием обязательных дисциплин, учитывать также общие требования к выпускнику, предусмотренные государственным образовательным стандартом по данной специальности.

Выпускники не прошедшие междисциплинарный экзамен допускаются согласно Положения к защите дипломных проектов повторно. Студентам, не прошедшим аттестационных испытаний по уважительной причине, увеличивается срок обучения до следующего периода работы Государственной аттестационной комиссии (ГАК), но не более одного года.

1.2. Цель и задачи выпускной квалификационной работы

Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения студентов в университете, а дипломный проект – квалификационной работой, предъявляемой Государственной аттестационной комиссии (ГАК) при решении вопроса о присвоении студенту квалификации информатика- экономиста соответствующей специальности.

Целью дипломного проектирования является:

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по проектированию, внедрению, модернизации, сопровождению экономических информационных систем (АИС) с использованием современных информационных технологий на основе анализа экономико-информационной среды предметной области;

  • развитие навыков ведения самостоятельной работы и разработки проектных решений по информационному, технологическому и программному обеспечению экономических задач;

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических навыков студентов по избранной специальности;

  • развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования при решении определенных проблем и вопросов дипломного проекта;

  • установление уровня теоретических и практических знаний студентов, а также их умения применять полученные теоретические знания для решения конкретных практических задач.

В процессе выполнения дипломного проекта у студентов формируются следующие навыки:

  • выстраивать логическую структуру проекта;

  • анализировать экономико-информационную среду предметной области и устанавливать структурное представление и взаимосвязи с другими компонентами информационного пространства;

  • анализировать объект управления системой;

  • классифицировать существующие АИС и определять направления создания АИС;

  • анализировать информационные потоки, систематизировать документооборот, определять уровень автоматизации задач и состав автоматизированных и неавтоматизированных работ;

  • анализировать особенности автоматизации процессов сбора, регистрации и передачи первичной информации;

  • использовать экономико-математические модели и алгоритмы оптимизации процесса управления предметной областью;

  • использовать экономико-математические модели и алгоритмы распределения вычислительных работ и информационных массивов по узлам локальной сета, на основе методик организации распределенной многоуровневой обработки информации;

  • анализировать требования к концептуальному моделированию и выбирать инструментарий класса CASE;

  • применять технологии концептуального моделирования экономико-информационной среды предметной области;

  • разрабатывать состав и структуру функциональной части АИС с использованием современных методологий;

  • производить информационное моделирование АИС на основе существующих методологий;

  • разрабатывать организационную структуру предметной области;

  • разрабатывать структуру АИС и электронную технологию функционирования подразделений предметной области;

  • анализировать существующий рынок аппаратного и программного обеспечения;

  • проектировать базовую топологию локальной вычислительной сети (ЛВС) предметной области с использованием современных технологий;

  • проектировать технологию, обеспечивающую своевременный сбор, регистрацию, передачу, обработку, модификацию, хранение, анализ, защиту и выдачу необходимой информации пользователям;

  • производить организацию баз данных, нормативно-справочной и оперативной информации АИС;

  • анализировать особенности алгоритмизации предметной области и организации программного обеспечения системы;

  • использовать современные языки программирования, СУБД при разработке АИС;

  • использовать, современные обеспечивающие информационные технологии, такие как электронные таблицы, текстовые процессоры, графические редакторы и средства анимации, мультимедиа при подготовке дипломного проекта;

  • разрабатывать и реализовывать проект в виде комплекса автоматизированных рабочих мест.

В соответствии с поставленной целью студент в процессе выполнения квалификационной работы должен решить перечисленные ниже задачи.

1. Изучить научную, справочную литературу и другие источники информации по рассматриваемой проблеме.

2. Изучить материально-технические и социально-экономические условия производства, характер их влияния на изменение технико-экономических показателей работы конкретного предприятия.

3. Дать подробный анализ собранной информации о работе предприятия или отдельных подразделений, увязывая его с выбранной темой проекта.

4. Разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности работы предприятия с учетом выбранной темы.

5. Выполнить прогнозный расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

При выполнении дипломного проекта студент должен широко использовать специальные литературные источники, официальные документы правительства страны, нормативно-справочные материалы, результаты социологических исследований, фактический материал предприятия, материалы статистических органов, передовой отечественный и зарубежный опыт, современные экономико-математические методы исследований и обработки исходной информации.

1.3. Основные требования к дипломному проекту

Требования к дипломному проекту студента-дипломника специальности 080801.65 “Прикладная информатика (в экономике)” целиком основаны на государственном стандарте этой специальности, утвержденном Министерством образования Российской Федерации 14.03.2000 г.

Дипломный проект - завершающий этап учебного процесса по подготовке специалиста, поэтому в работе должны быть сконцентрированы знания, полученные по теоретическим и профилирующим дисциплинам, дающие возможность оценить подготовку студентов к самостоятельной работе.

Несмотря на то, что дипломный проект является проектом учебным, к нему предъявляются следующие требования:

  • актуальность и практическая значимость;

  • широкое использование трудов известных ученых по рассматриваемой теме, существующих законодательных актов, решений директивных органов, данных специальной литературы, передовой отечественной и зару­бежной практики;

  • раскрытие теоретических аспектов темы, ее значение для повышения рыночной устойчивости предприятий;

  • использование современных положений, инструкций, стандартов, указаний, методик и инструментов технико-экономического анализа и прогнозирования;

  • применение критического подхода к действующей практике учета результатов производственно-финансовой деятельности предприятий, контроля и анализа;

  • конкретное раскрытие темы с использованием фактической открытой информации реально работающих предприятий;

  • освещение различных точек зрения по затронутым в дипломном проекте дискуссионным вопросам и обязательная формулировка аргументированной позиции студента по ним;

  • наличие конкретных самостоятельных предложений по совершенствованию информационно-экономических процессов на предприятии;

  • прогнозная оценка экономической эффективности и повышения деловой активности предприятия после использования разработанных студентом проектных предложений;

  • применение при разработке дипломного проекта экономико-математических методов и компьютерной техники, типовых и собственных программных продуктов;

  • четкое и грамотное изложение материала, оформление проекта в соответствии с существующими требованиями;

  • дипломный проект должен представлять целостную, системную работу, все части которой органически взаимосвязаны.

При работе над дипломным проектом специалист, обучающийся по специальности «Прикладная информатика (в экономике)» должен:

показать осведомленность:

  • в стандартах, распространяемых на процессы разработки и конечные продукты программного и аппаратного обеспечения информационных систем и организациях, разрабатывающих эти стандарты;

  • в крупнейших производителях программного и аппаратного обеспечения в России и в мире, признаках классификации и критериях качества их продукции;

  • в конъюнктуре рынка информационных технологий (ИТ), приоритетных и перспективных направлениях;

  • в маркетинговой стратегии на рынке ИТ, источниках информации о новейших разработках;

  • в вопросах управления проектами в области ИТ и менеджменте в целом;

проявить знания:

  • предметных и функциональных технологий в области экономики по своей специализации в России и в мире, направления их развития с учетом зарубежных аналогов;

  • современных средств и методов проектирования и разработки АИС на всех этапах реализации;

  • экономического аспекта внедрения АИС на предприятии, способов сокращения затрат на их внедрение;

  • принципов организации и работы компьютерных сетей, сетевого администрирования, защиты информации;

  • принципов организации баз данных, баз знаний и экспертных систем;

  • основ информационного бизнеса;

применить умения:

  • проводить квалифицированное исследование предметной области, предлагать практические решения по реорганизации предметных технологий с целью улучшения экономических показателей деятельности;

  • применять математические методы и модели для анализа объектов и процессов предметной области;

  • проектировать однопользовательские и многопользовательские АИС; использовать средства автоматизированного проектирования АИС (CASE средства);

  • уметь адаптировать готовые программные продукты и проектные решения к условиям конкретной предметной области;

  • самостоятельно разрабатывать подсистемы АИС с использованием инструментальных средств разработки АИС;

  • проводить тестирование, отладку, внедрение разработанной АИС, ее сопровождение, модернизацию или интеграцию с ней новых приобретенных программных продуктов;

  • организовывать, планировать проект и руководить небольшой группой специалистов на всех этапах жизненного цикла АИС.

Как следует из требований, специалист должен не только уметь проектировать и разрабатывать информационные системы, используя новейшие методы и технологии, но и оценивать проектирование АИС с экономической точки зрения. Таким образом, согласно требованиям к дипломному проекту, студент-дипломник должен:

  • сформулировать экономическую сущность задачи;

  • провести формализацию расчета экономических показателей;

  • обосновать проектные решения по автоматизации, поставленной задачи;

  • выполнить структурно-функциональный анализ экономической системы, выделить объект автоматизации и выработать предложения по его совершенствованию;

  • разработать информационную модель комплекса задач;

  • разработать информационное обеспечение комплекса задач;

  • разработать схему взаимосвязи модулей и файлов, диаграмму потоков данных, модель взаимодействия объектов;

  • разработать схему технологического процесса решения задачи с использованием новой технологии;

  • сформировать блок-схему алгоритма программного модуля.

Приведенные требования должны быть реализованы в расчетно-пояснительной записке и иллюстративных материалах к проекту (не менее 8), а в процессе защиты показаны, что является основанием для ГАК принятия положительного решения о присвоении студенту соответствующей квалификации специалиста. Однако единство общих требований не исключает широкой инициативы и проявления элементов творчества в разработке темы дипломного проекта. Оригинальность решения конкретных вопросов в соответствии с особенностями предприятия и другими факторами является одним из основных критериев оценки качества дипломного проекта.

1.4. Преддипломная практика

Учитывая то, что дипломные проекты, выполняются на материалах реально работающих предприятий, темы дипломных проектов должны быть предложены студентам выпускающей кафедрой на 4-м курсе и на этом же курсе (перед производственной практикой) каждому студенту необходимо определиться в части примерной темы и конкретной кафедры.

Работа над дипломным проектом включает в себя ряд этапов:

  • выбор и закрепление объектов преддипломной практики;

  • выбор и закрепление темы дипломного проекта;

  • разработку и утверждение задания на дипломный проект;

  • сбор материала для проектирования на объекте практики;

  • написание и оформление пояснительной записки и чертежей, входящих в дипломный проект;

  • сдачу проекта на кафедру и подготовку выступления в ГАК;

  • предварительную защиту дипломного проекта на кафедре;

  • защиту в ГАК.

На основании поданных, на кафедру студентами заявлений, к концу 8-го семестра студенты распоряжением по деканату инженерно-экономического факультета предварительно закрепляются за кафедрами, последние выдают дополнительные задания на производственную практику, для того чтобы определиться с предприятием, возможностью сбора материала по тематике кафедры, перечнем актуальных проблем для предприятия и направлениями их практического решения.

После прохождения производственной практики и сдачи отчета, студенты 5-го курса должны окончательно выбрать тему дипломного, проекта и к середине 9-го семестра написать заявление на имя заведующего выпускающей кафедры с просьбой о закреплении темы и пожеланиями о руководителе дипломного проекта.

Перед выходом на преддипломную практику студент составляет ориентировочный план и сроки выполнения проекта. План и сроки должны быть согласованы с руководителем и отражены в задании кафедры на дипломное проектирование.

Перед убытием на преддипломную, практику выпускающая кафедра проводит со студентами собрание, на котором ставятся общие задачи, доводится установленный на кафедре график выполнения и предоставления дипломных проектов на рецензирование и защиту, порядок самой защиты, а также оформляются задания кафедры на выполнение дипломного проекта, которые утверждаются заведующим кафедрой.

В период прохождения преддипломной практики студент собирает материал, необходимый для выполнения дипломного проекта, изучает литературные источники по выбранной теме, материально-технические и социально-экономические условия производства, делает краткий анализ собранной информации, намечает и согласовывает с администрацией предприятия мероприятия, направленные на улучшение финансово-экономического положения предприятия. Эти материалы включаются в отчет по практике, который сдается на кафедру для проверки, а затем защищается перед началом непосредственного дипломного проектирования.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ И ЗАЩИТЫ
ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

2.1. Закрепление темы дипломного проекта за студентом

Темы и примерное содержание выпускных квалификационных работ (дипломных проектов) определяются выпускающими кафедрами и может обновляются. Студенту представляется право выбора темы вплоть до предложения своей темы с необходимым обоснованием целесообразности её разработки.

Тематика дипломных проектов должна быть актуальна, соответствовать современному состоянию и перспективам развития АИС на базе различных классов ЭВМ и разнообразных средств сбора, передачи и отображения информации. При определении тем дипломных проектов следует исходить из реальных потребностей организаций, предприятий, банков, фирм в разработке и из возможности внедрения фрагментов будущего проекта в производство.

Окончательное заключение о целесообразности и актуальности темы дипломного проекта осуществляется преподавателем выпускающей кафедры и руководителем преддипломной практики.

В соответствии с квалификационной характеристикой специальности 080801.65 возможны следующие основные направления тематики дипломных проектов.

1.Проектирование и разработка АИС, решающих вопросы обработки экономической информации по комплексу задач и функций управления процессами и ресурсами различных сфер деятельности предметной области.

2.Разработка систем информационной поддержки принятия решения для менеджеров различного уровня.

3. Разработка информационных систем управления различными экономическими объектами.

4. Проектирование специализированных баз и банков данных и знаний экономической информации.

5. Создание экспертных систем.

6. Модернизация и модификация существующих АИС.

7. Разработка лабораторных практикумов, деловых игр и программных комплексов на основе использования различных классов ЭВМ и систем связи.

Название темы дипломного проекта должно быть краткими, отражать доминанту (основное содержание) проекта. В названии темы нужно указать технологии и современные методы проектирования.

Целесообразно, чтобы дипломным проектом был охвачен комплекс задач (не менее 5) предметной области. Под задачей следует понимать алгоритм или совокупность алгоритмов обработки и формирования результатной информации.

Закрепление темы дипломного проекта осуществляется кафедрой, а затем утверждается приказом ректора на основе поданного студентом заявления. После этого студент совместно с руководителем разрабатывает задание на дипломный проект, которое включает план проекта, содержание графических работ в листах, перечень основных литературных источников и др.

При выборе темы дипломного проекта следует руководствоваться интересом к проблеме, ее актуальностью, возможностью получения конкретных статистических данных, наличием специальной учебной и научной литературы. Студенты-дипломники при выборе темы руководствуются примерным перечнем тем дипломных проектов, имеющихся на выпускающих кафедрах, предварительно проконсультировавшись с будущим руководителем. После выбора темы студенту необходимо написать заявление закрепление темы и получить у руководителя задание на дипломное проектирование.

Руководители предприятий, где студенты-дипломники проходили преддипломную практику вправе обратиться в университет с письменной просьбой по разработке в дипломном проекте вопросов, интересующих данное предприятие.

Заявление с темой дипломного проекта, руководителем и консультантом обсуждаются на заседаниях выпускающих кафедр, после чего в деканат факультета направляется соответствующее предложение по их утверждению с последующим оформлением приказом по университету.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальностей «Менеджмент организации» и«Антикризисное управление» (1)

    Методические рекомендации
    Написание и защита выпускной квалификационной работы (ВКР) является заключительным этапом обучения студентов в вузе. Она представляет собой самостоятельное исследование, в котором соединены теоретические знания и практические навыки
  2. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальностей «Менеджмент организации» и«Антикризисное управление» (2)

    Методические рекомендации
    Написание и защита выпускной квалификационной работы (ВКР) является заключительным этапом обучения студентов в вузе. Она представляет собой самостоятельное исследование, в котором соединены теоретические знания и практические навыки
  3. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ для студентов тгспа им. Д. И. Менделеева по специальности 050501. 65 Профессиональное обучение (дизайн) Тобольск

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы / Боцман М.С., Купрякова Н.В. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2011. – 56 с.
  4. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения (первое и второе высшее профессиональное образование)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения (первое и второе высшее профессиональное образование).
  5. Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов всех форм обучения Рекомендовано к печати

    Методические указания
    проректор по учебной работе Г.А. Ахмина; начальник учебно-методического управления М.В. Савушкин; начальник учебной части Н.А. Уткина; декан экономического факультета Е.

Другие похожие документы..