Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Эта книга увидела свет благодаря личному участию и финансовой поддержке полковника Хренкова Ю.Д., капитана III ранга Шкерина В.Е., сержанта Ключников...полностью>>
'Реферат'
Табличный редактор Excel является одной из программ, входящих в состав пакета Microsoft Office, и по своей популярности уступает, пожалуй, лишь текст...полностью>>
'Рабочая программа'
Предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной подготовки студентам специальности 151001 (120100) очной формы обучения в 5-ом и 6-ом ...полностью>>
'Программа'
Садова С.Ф., Панкратова Е.В. Модифицирование поверхности текстильных материалов из природных волокон воздействием низкотемпературной плазмы и перспект...полностью>>

Рабочая программа дисциплины гсэ. В. 1- «Этика» для специальности 030301. 65 «Психология»

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Университет Российской академии образования»

Челябинский филиал

Гуманитарный факультет

Кафедра «Социальная и клиническая психологии»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Декан факультета

Директор филиала

К.С. Цеунов

В.А. Усов

«___» _________ 200__ г.

«___» _________ 200__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины ГСЭ.В.1– «Этика»

для специальности 030301.65 «Психология»

факультет Гуманитарный

кафедра - разработчик кафедра Общественных коммуникаций

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301.65 Психология

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Общественных коммуникаций

протокол № от ”__” _____ 200__ г.

Зав. кафедрой разработчика

кандидат культурологии

Е.Л. Трушникова

Разработчик программы

Е.Л. Трушникова

  1. ВВЕДЕНИЕ

Цель учебного курса «Этика» - приобщение студентов к этической информации для формирования предпосылок их самостоятельного нравственного творчества. Преподавание данной дисциплины, изначально ориентированное на единство просвещения и воспитания. Этика – дисциплина, предметом которой является мораль и нравственность.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Уметь анализировать:

• Общечеловеческий смысл морали и ее конкретно-исторические типы;

• Специфику этического знания;

• Конкретные нравственные ситуации в контексте высших нравственных ценностей;

• Собственный моральный выбор;

• Роль этики и морали в жизни общества;

• Особенности морали и нравов различных культур и народов;

• Современное состояние нравственных отношений;

Уметь характеризовать:

• Эволюцию нравственных отношений, моральных норм и идеалов в процессе социальных трансформаций;

• Основные нравственные проблемы современности;

• Нормативно-прикладные аспекты профессионального общения;

• Конкретные моральные ситуации сквозь призму моральных ценностей;

Приобрести навыки и качества:

• Полноценного субъекта нравственного творчества;

• Нравственно-автономной личности и гражданина;

• Этической культуры диалога и полемики;

• Моральной толерантности в разрешении нравственных ситуаций и

конфликтов;

• Навыки исследования и разрешения конфликтных ситуаций;

• Корректного поведения в сфере профессионального и личного общения.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью преподавания дисциплины «Этика» является усвоение основных нравственных и ценностных ориентаций необходимых для формирования всесторонне развитой и

нравственно полноценной личности.

Курс предполагает решение следующих задач:

• Осмысление студентами значимости общечеловеческих ценностей.

• Понимание студентами специфики морали и значения моральной автономии личности.

• Осознание собственных ценностных ориентаций, рефлексия над поступками

и их мотивацией.

• Осознание студентами самоценности самого человека.

• Формирование способности толерантного отношения к «иным»

нравственным ценностям.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

• Ключевые концептуальные модели этического знания

• Основные способы этической аргументации

• Понятийно-категориальный аппарат этики

• Персоналии этики в контексте истории и современности

• Ключевые историко-концептуальные модели этического знания

• Основные принципы и понятия этики

• Персоналии этики в контексте истории и современности

• Прикладные аспекты этического знания и основные нормы профессиональной этики.

III. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Виды учебной работы

Всего часов

Распределение по семестрам и формам обучения

очная

заочная

Общая трудоёмкость дисциплины

66

Аудиторные занятия, в т.п.

34

8

-лекции

12

6

-практические занятия

22

2

-семинары

-другие виды

Самостоятельная работа, в т.ч.

28

60

-курсовая работа

-реферат

-другие виды самостоятельной работы

Вид итогового контроля (зачёт, экзамен)

зачет

IV. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1 Разделы дисциплины и объём занятий по очной / заочной (* отмечены темы, которые рассматриваются для заочной формы) форме обучения.

Наименование разделов, тем дисциплины

Всего

час

в том числе по видам учебной работы

Лек

ции

Практ

занятия

Се

ми­на

ры

СРС

1.

Этика и история этических учений.

Тема 1. Этика, ее предмет, виды, структура.

Тема 2. История этических учений

8

2.

История и теория морали.

Тема 3. Возникновение и развитие морали
Тема 4. Мораль: сущность, структура, функции.

4

3.

Нормативная этика. Высшие моральные ценности.

Тема 5. Свобода и ответственность.

Тема 6. Добро и зло

Тема 7. Страдание и сострадание.

Тема 8. Долг и совесть

Тема 9. Честь и достоинство

Тема 10. Смысл жизни и счастье

Тема 11. Любовь как высшая ценность.

14

4.

Прикладная этика

Тема 12. Этика гражданственности: человек и общество

тема 13. Экологическая этика: человек и природа тема 14. Ситуативная этика
тема 15. Этика и этикет
тема 16. Профессиональная этика

8

Итого:

4.2 Содержание разделов и тем дисциплины.

1. ЭТИКА И ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Тема 1. Этика, ее предмет, виды и структура

Понятия "этика", "мораль", "нравственность".

Этика как учение о морали и компонент духовной культуры. Место этики в системе философского и гуманитарного знания: этика как "практическая философия" и теория нравственности. Описательные, объяснительно-теоретические и нормативно-мировоззренческие задачи этики.

Виды этики: этика гуманистическая и авторитарная. Противоречивость нормативно-ценностного содержания этики. Антитезы гедонизма и аскетизма, ригоризма и эвдемонизма, эгоизма и альтруизма, коллективизма и индивидуализма. Структура этического знания. Аксиология как ценностный аспект этики, деонтология как этическое учение о должном и сущем. Прикладная этика и ее структура: этика нормативная, ситуативная и профессиональная.

Тема 2. История этических учений

Этические учения Древнего Востока. Конфуцианство и даосизм, брахманизм и буддизм о нравственных основах жизни.

Античная этика. Этика Сократа, Аристотеля, Платона. Этические принципы киников и киренаиков. Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм о нравственных основах человеческих отношений.

Христианская этика: основные моральные ценности и их роль в формировании духовности личности. Десять заповедей и их общечеловеческое значение.

Этика эпохи Возрождения. Гуманизм как основной принцип этики Ренессанса. Отражение нравственных ценностей эпохи в искусстве и литературе. Гуманизм белорусского Возрождения. Реформация и этика протестантизма. Рациональные принципы и "разумный эгоизм" эпохи Просвещения. Этический рационализм Нового времени. Этические принципы немецкой классической философии. Категорический императив Канта. Этика в системе Гегеля. "Новая религия любви" Л. Фейербаха. Этика постклассической философии.

Социологическое направление в этике. Классово-партийный характер марксистской этики. Приоритет общественного интереса над личным в этике марксизма. Коммунизм как высшая нравственная ценность.

Этические установки "философии жизни". Учение о "воле к жизни" А. Шопенгауэра, концепция "сверхчеловека" Ф. Ницше, философия морали А. Бергсона.

Этические поиски в русской религиозной философии конца ХIХ - начала ХХ в. Этика "всеединства" Вл. Соловьева. Бытие человека в философии Н. Бердяева. Нравственный декаданс русской культуры "серебряного века".

Этические концепции ХХ в. Научно-рационалистическая линия в этике ХХ в. Этика эмотивизма (Б. Рассел, Р. Карнап). Этика интуитивизма (Дж. Мур). Этика прагматизма (Дж. Дьюи). Этика структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко) и постсруктурализма (Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр). Религиозная линия в этике ХХ в.: традиционные и новационные идеи неотомизма и неопротестантизма. Антропоцентризм в этике модернизма. Проблема человека - центральная проблема ХХ в. Этика экзистенциализма. Свобода выбора и ответственность в этике экзистенциализма. Общение и одиночество в философии К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра. Этика в зеркале психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм о психологической детерминации поведения личности. Этические установки Э. Фромма. Этика персонализма (Э. Мунье). Диалогическая этика (М. Бубер).

"Новые" этические ценности ХХ в.: "благоговение перед жизнью" (А. Швейцер), "витальные ориентиры" (Х. Ортега -и- Гассет), "новый гуманизм" (А. Печчеи), "любовь к себе" (Э. Фромм). Этические представления постмодернизма.

2. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МОРАЛИ

Тема 3. Возникновение и развитие морали

Происхождение морали. Религиозная, натуралистическая, социологизаторская и культурологическая концепции ее возникновения. Основные этапы развития морали.

Нравы родового строя. Синкретичность первобытного сознания. Обычай, талион, табу - первичные формы моральной регуляции.

Становление морали цивилизованного общества в эпоху античности. Собственность, свобода и рабство как нравственные проблемы и основа индивидуализма. Мораль как совокупность добродетелей.

Христианство и нравственный идеал средневековья. Сословные кодексы морали. Средневековые нравы. Антропоцентристский характер морали Возрождения. Бюргерский нравственный образец и его эволюция в Новое время. Богатство и бедность, их влияние на нравственность. Индивидуализм и прагматизм индустриального и постиндустриального общества.

Мораль социалистического общества. Формирование коммунистического нравственного идеала. Судьба нравственных ценностей и идеалов в постсоветском обществе. Нравственная ситуация в современной Беларуси.

Моральные коллизии ХХ в. Глобальные проблемы человечества и роль нравственности в их решении. Основные закономерности и тенденции развития морали.

Тема 4. Мораль: сущность, структура, функции

Сущность морали. Мораль как специфический способ духовно-практического освоения мира и ценностно-императивное отношение. Мораль как система нравственных принципов, норм и идеалов. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм, альтруизм, любовь, уважение к личности как высшие нормы духовности. Равнодушие и жестокость как их антиподы.

Структура морали. Взаимосвязь морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения. Моральное сознание: единство информационно-рационального и чувственно-эмоционального, императивного и ценностного. Нравственные отношения человека к природе, обществу, другому человеку, самому себе как выражение морального сознания. Моральное поведение. Структура морального поступка. Проблема целей и средств, мотива и оценки в человеческом поведении.

Моральные ценности. Жизнь как ценность. Добро, истина, красота, вера, любовь - исходные ценности человечества. Общечеловеческие нравственные ценности. Система высших моральных ценностей как механизм самореализации субъекта. Основные функции морали: гуманизирующая, регулятивная, императивная, коммуникативная, воспитательная. Внешние и внутренние факторы моральной регуляции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования Института психологии и педагогики

    Публичный отчет
    Институт психологии и педагогики зарегистрирован отделом по регистрации некоммерческих организаций Департаментом общественных и межрегиональных связей Правительства г.
  2. Название, год образования. Основные достижения кафедры за последние 5 лет

    Документ
    - нормативно-правовые акты Министерства образования и науки, Министерства внутренних дел Российской Федерации, университета, касающиеся научной и учебной деятельности университета и кафедры;
  3. Отчет о результатах самообследования филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Публичный отчет
    4.2.1. Анализ обеспеченности дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности (направления), учебно-методической обязательной (основной) и дополнительной литературой.
  4. «морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского»

    Публичный отчет
    Отчет о самообследовании Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени адмирала Г.
  5. Отчет о результатах самообследования деятельности университета за период с 2005 г по 2009 г

    Публичный отчет
    Структура подготовки выпускников 15 4.1 Довузовская подготовка 15 4.1.1 Общие сведения о довузовской подготовке и профориентационной деятельности 15 4.

Другие похожие документы..