Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Проблемы управления некоторыми частными горно-заводскими округами во второй половине XVIII – начале XIX в. нашли свое отражение в трудах Б.Б. Кафенга...полностью>>
'Пояснительная записка'
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовате...полностью>>
'Программа'
Т.А. Ларина, заведующая кафедрой инженерных изысканий Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жили...полностью>>
'Внеклассное мероприятие'
Оснащение: Аудионоситель, кассета с записями Рождественских песен, пригласительные билеты, раздаточный материал, плакаты, карта Santa Claus Land, Adv...полностью>>

Дипломная работа   на тему:     

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Обстоятельства,  способствующие совершению преступлений. Данные обстоятельства необходимо учитывать криминалистам в целях наиболее всестороннего исследования обстоятельств дела, использовать при планировании расследования.

   Если следователь, судья не установили условий, способствовавших совершению преступления, то это приводит к односторонности предварительного и судебного следствия.

Совокупность сведений о типичных обстоятельствах, способствующих совершению преступления в виде незаконного изготовления, хранения и сбыта  наркотических средств, была установлена в результате анализа доказательств, собранных по вышесказанным группам преступлений.

Первое обстоятельство — отсутствие контроля за проводимыми в лабораториях (вузов, учреждений, предприятий) экспериментальными работами, изучаемой научно-технической литературой, ведением рабочих дневников и журналов, порядком приобретения, хранения и использования химических реактивов, оборудования (в том числе и на химических складах).

   Второе обстоятельство — несвоевременное проведение служебных расследований администрациями организаций (вузов, учреждений, предприятий и др.) по фактам нарушений, указанных выше.

   Третье обстоятельство — отсутствие утвержденных списков тех химических веществ, которыми должна располагать лаборатория организации (вуза, учреждения, предприятия и др.) в соответствии с ее функциональным назначением.

   Четвертое обстоятельство — несвоевременное списание таких химических веществ, срок годности которых истек.

   Пятое обстоятельство — попустительское отношение учебных отделов вузов и других учебных заведений к пропускам учащимися занятий. Длительное отсутствие на занятиях позволяет преступникам в течение длительного срока находиться в другом населенном пункте, где они могут заниматься изготовлением, хранением, сбытом наркотиков. Пропуски, отсутствия на занятиях без уважительных причин должны стать предметом тщательного разбирательства.

   Шестое обстоятельство — безразличное отношение к преступникам со стороны людей, ответственных за их судьбу: родителей, лиц из числа профессорско-преподавательского состава.

 Седьмое обстоятельство, способствующее совершению рассматриваемых преступлений, — слабое взаимодействие оперативных работников, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, с предприятиями-изготовителями химических веществ, с продавцами магазинов химреактивов, а также с должностными лицами химических складов и фирмами, реализующими их, с целью проверки получателей этих веществ.

Восьмое обстоятельство — бездействие очевидцев незаконного  изготовления, хранения и сбыта наркотических средств, несвоевременное их обращение в правоохранительные органы.

 Девятое обстоятельство — непринятие мер правоохранительными органами по фактам ранее обращавшихся граждан о противоправном поведении лица.

  Десятое — отсутствие ограничений на специальную литературу, в которой приводятся методики синтеза наркотических средств.

Одиннадцатое – отсутствие должного контроля за местами произрастания конопли и мака (нередко – это культурные посадки, но бывают и дикорастущие).

 Двенадцатое – последнее, но, видимо, важнейшее обстоятельство – необходим более четкий контроль за лицами, пересекающих границу Российской Федерации. Именно путем контрабанды и поступают на  нашу территорию огромный поток наркотических средств.

Из организационных вопросов необходимо отметить следующее. Необходимо, видимо, не ограничивать доступ к литературе, содержащей методики синтеза наркотических средств, а полностью изъять ее и запретить публикование таких статей, причем производить надлежащий контроль и в компьютерных сетях типа Интернет. Лица, заинтересованные в получении сведений о новых способах изготовления синтетических наркотиков в учреждениях, совершают  хищение такой информации с помощью технических средств, появившихся в свободной продаже. Содействие изготовителям наркотиков оказывают за крупные денежные суммы средств и аспиранты.  Последние изучают уголовные дела данной категории якобы в связи с научным исследованием и знакомятся по ним со стадиями производства наркотика, используемым химическим оборудованием, применяемыми химическими веществами. Руководителям исследовательских учреждений, занимающихся  разработками в области новых синтетических наркотиков, необходимо использовать шифротехнику, передовые разработки в области криптографии и программных средств защиты

Условиями (или обстоятельствами), способствующими совершению рассматриваемых преступлений, является слабая профилактическая работа правоохранительных органов среди  граждан, в вузах, учреждениях, на предприятиях по установленным и готовящимся фактам незаконного изготовления, хранения и сбыта наркотиков, по информированию людей об их разрушительном воздействии на организм человека, а также по ограничению распространения совместно со средствами массовой информации сведений о фактах изготовления наркотиков лицами, даже не имеющими специального химического образования, сведений о стоимости изготовленных и изъятых наркотических средств, времени деятельности подпольных лабораторий, размерах денежных доходов от сбыта наркотиков. Все эти сведения в конечном счете влияют на мотивы действий преступника в сфере незаконного изготовления, хранения и сбыта наркотических средств.

 

§3. Технико–криминалистическое обеспечение – как система сопровождения раскрытия и расследования преступлений криминалистическими знаниями

Технико–криминалистическое обеспечение (ТКО) связано с криминалистической техникой как разделом криминалистики. Сам термин “обеспечение” возможно определять в двух взаимосвязанных аспектах: во–первых, это физическое наличие технических средств, методик, технологий, необходимой информации и, во–вторых, выполнение поставленных задач и достижение целей путем проведения конкретных организационных мероприятий и осуществления соответствующей деятельности. В современной криминалистике наиболее авторитетным признано мнение, что “под криминалистическим обеспечением деятельности органов вну­тренних дел в целом ... понимается система криминалистических знаний и основанных на них навыков и умений ... использовать научные криминалистические рекомендации, применять криминалистические средства, методы и техно­логии их использования в целях предотвращения, выявле­ния, раскрытия и расследования преступлений”[6].

Криминалистическое обеспечение – это система, т.е. определенный порядок, нечто целое, представляющее собой единство находящихся во взаимной связи частей, поскольку при современном высоком уровне развития науки и техники необходим, полагаем, и комплексный, системный подход к решению поставленных задач. Безусловно, данная система надлежащим образом организована (прежде всего, на основе современных достижений науки) и функционирует, используя технические средства, соответствующие методы и методики для достижения определенной цели – способствование поддержанию правопорядка, обеспечению законности. Причем эта система функционирует в тех или иных правовых рамках, т.к. ее деятельность регулируется соответствующими нормативными актами (например, использование специальных знаний строго регламентируется УПК РФ). Криминалистическое обеспечение в целом как система снабжает данный процесс криминалистически значимой, в том числе и доказательственной, информацией способствуя соблюдению законности.

Обращает на себя  внимание то, что в криминалистической литературе существует различное понимание технико–криминалистического обеспечения. Наиболее известными являются определения данные И. Главой, Л.А.Винбергом,  В.А.Волынским, А.С.Шаталовым,  В.Н.Хрусталевым, П.Т.Скорченко[7].

Оценивая и анализируя мнения указанных авторов возможно прийти к следующим выводам:

1) технико–криминалистическое обеспечение – это комплексная организационно–функциональная система, в своей деятельности направленная на собирание и исследование криминалистически значимой информации и реализующая свои возможности посредством применения технико–криминалистических  методов и средств;

2) технико–криминалистическое обеспечение состоит из следующих элементов (содержание ТКО): технико–криминалистических средств и правовых, организационных и методических основ их применения. Технико–криминалистическое обеспечение – относительно самостоятельное направление в кри­миналистике,  особый вид юридической деятельности;

3) к технико–криминалистическим необходимо относить средства, используемые  в процессе обнаружения, фиксации, изъятия и исследования  информации о расследуемом событии, причем применению данных средств присущи  специфические методы, приемы, методики и особая правовая регламентация.

В сфере раскрытия и расследования преступлений роль права является определяющей поскольку закон предусматривает возможность применения технических средств в процессе раскрытия и расследования преступлений, а  организация и методика их применения не должны противоречить закону по своей сущности[8]. Борьба с незаконным оборотом наркотических средств как  деятельность по раскрытию и расследованию преступлений также находится в правовом поле  - “Успешное расследование уголовных дел, связанных с незаконным оборотом ... наркотических средств ... зависит от ... эффективного использования ... возможностей, предоставляемых действующим законодательством”[9].

Анализируя определения правовых основ, принятые в науке (Р.С.Белкин[10], В.А.Волынский[11], П.Т.Скорченко[12] и пр.) возможно прийти к следующему: правовыми основами технико–криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, является система нормативно–правовых актов, регулирующих порядок применения технических средств при раскрытии и расследовании преступлений указанной категории.

Значительный интерес при изучении вопросов правового обеспечения представляют принципы применения технико–криминалистических средств (ТКС), к которым принято относить: 1) правомерность их использования; 2) научная обоснованность; 3) соблюдение прав личности; 4) безопасность; 5) эффективность; 6) применение технических средства ограниченным законом кругом лиц; 7) сохранность исследуемого объекта; 8) экономичность, т.е. применение технических средств с наименьшими затратами сил и средств[13].

Применение технических средств в рамках оперативно–розыскной деятельности должно соответствовать принципам, о которых речь шла выше. Однако, думается, что принцип сохранения исследуемого объекта в рамках ОРД должен быть факультативным. Действительно, если нет необходимости, например, в дальнейшем (экспертном) исследовании какого–либо вещества или возврате владельцу, то допустимо это вещество при исследовании расходовать полностью.

Порядок применения ТКС излагается в ч.5 ст. 166 УПК РФ и в иных нормативных актах. Так, относительно наркотических средств в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998 г. №9 указано, что суды при рассмотрении дел данной категории должны располагать соответствующими экспертными заключениями. Экспертиза по делам о незаконном обороте наркотиков должна быть проведена обязательно – тем самым устанавливается порядок, последовательность применения ТКС (в данном случае такие средства применяются в рамках экспертизы). В оперативно–розыскной деятельности технические средства должны применяться уполномоченными на то лицами, причем оперативно–розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с  подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно–технических сил и средств в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность.

Относительно организационных основ ТКО представляется, что их следует рассматривать как в аспекте организации, т.е. государственного учреждения, характеризующегося планомерностью, продуманностью устройства и соответствующей дисциплиной, так и в аспекте организованности действий – подготовки, упорядочивания деятельности. Таким образом, в организационных основах системы ТКО раскрытия и расследования преступлений структурными составляющими являются два элемента – организационно–управленческий (организационно–кадровый, организационно–штатный), связанный с деятельностью организации (учреждения), и организационно–функциональный (организационно–технический), связанный с применением технико–криминалистических средств.

А.Ф.Волынский пишет: “Как и любая деятельность, ТКО предполагает соответствующую ее задачам и уровню развития криминалистической техники организацию”[14] и далее поясняет, что данная деятельность осуществляется системой экспертно–криминалистических подразделений, судебно–экспертных учреждений, следственными и оперативно–розыскными аппаратами разных ведомств, судебными органами. Названная система имеет вертикальную структуру[15].  П.Т.Скорченко, также выделяя вертикальную структуру организации ТКО, дает, по сути, “горизонтальное” деление данной вертикальной оси. С учетом анализа указанных мнений, а также практики раскрытия и расследования преступлений, представляется, что классификация системы организационных функций ТКО может выглядеть следующим образом (данная классификация предлагается как исходный принцип; для каждого конкретного уровня централизации необходимо выделять свои, более узкие сегменты организационных функций):

1.                 Организационно–управленческое обеспечение включает вопросы:

-                     подбора, подготовки и переподготовки кадров, квалификационно–аттестационные проблемы;

-                     общего анализа и координации, изучения передового опыта;

-                     нормотворческие;

-                     управления – оперативного и долговременного в сфере технико–криминалистического обеспечения;

-                     научных исследований проблем технико–криминалистического обеспечения;

-                     идеологии (в исследуемом аспекте – идеологии борьбы с наркобизнесом) межведомственного, а также межгосударственного взаимодействия, взаимодействия со средствами массовой информации, общественностью;

-                     контроля и инспектирования;

-                     распределения штатной численности;

-                     прогнозирования, планирования и профилактики;

-                     информационного обеспечения.

2.                 Организационно–функциональное обеспечение (проблемы технико–криминалистической оснащенности правоохранительных органов) решает вопросы:

-                     приобретения технических средств;

-                     анализа состояния использования и анализа необходимости в технических средствах;

-                     разработки новых технических средств;

-                     положенности и распределения технических средств;

-                     обслуживания (хранения, ремонта) технических средств.   

Использование изложенной классификации организационных функций технико–криминалистического обеспечения позволит создавать эффективные управленческие структуры с четким разделением функций между их звеньями, что даст возможность без излишнего дублирования проводить надлежащие управленческие решения, координировать усилия различных ведомств.  

Как бы не была совершенна техника, ее применяют люди и от их профессионализма и – что немаловажно – волевой нацеленности на максимальный эффект своего труда во многом зависят результаты раскрытия и расследования преступлений, поэтому кадровые проблемы имеют базовое значение для функционирования системы технико–криминалистического обеспечения.

Прежде всего, лицо, принимаемое в правоохранительные органы, помимо готовности в целом к службе, должно быть морально–психологически подготовлено к специфической деятельности, связанной с наркотическими средствами. Не исключена резко обвинительная направленность следователя или специалиста в результате перенесенной личной травмы, связанной с наркотиками, – например, априорно отрицательное отношение к личности человека, потребляющего наркотические средства: “содержание экспертных выводов находится в определенной зависимости от личности эксперта...”[16]. Кроме того, возможна и профессиональная деформация лиц, занятых в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.         

В связи с этим необходимо психологическое тестирование на предмет профессиональной пригодности подобных лиц, причем проводиться оно должно периодически, например, не реже одного раза в год. При подборе и тестировании лиц, принимаемых в правоохранительные органы, не исключено использование полиграфа (по имеющимся данным, положительный эффект при этом имеет место в 87–96 % случаев[17]). Результаты полиграфологического анализа не могут приниматься однозначно, однако выводы такого тестирования могут быть положены в основу решения многих кадровых проблем.

Методические основы ТКО возможно определить как совокупность научно разработанных приемов и рекомендаций по применению технико–криминалистических средств при раскрытии и расследовании преступлений.  Как показывает анализ практики, в систему технико–криминалистического обеспечения должны входить:

1.                 Методики применения технико–криминалистических средств – приемы использования средств и научных положений криминалистической техники (технико–криминалистические приемы).

2.                 Методы технического использования технико–криминалистических средств – данный элемент методических основ включает в себя инструкции, правила эксплуатации конкретных технико–криминалистических средств.

3. Методики исследования. В аспекте исследования наркотических средств данные методики должны быть максимально “щадящими” по отношению к исследуемому материалу. Любое изменение массы вещества может вызвать невозможность его дальнейшего экспертного исследования (ведь нередко приходится иметь дело с микроколичествами вещества). Кроме того, изменение массы вещества может вызвать затруднения и при уголовно–правовой квалификации деяния. Исследовательские методики имеют существенные особенности (объем применяемых специальных знаний,  виды используемых технических средств), что и позволяет выделять их в особую группу.

Понимание сущности разделения методических основ на структурные элементы позволит успешно решать и организационно–управленческие задачи по созданию необходимых методик и обеспечению ими практических органов. 

Говоря о методических проблемах ТКО, следует отметить, что такой специфический вид деятельности, как собирание криминалистически значимой информации в аспекте раскрытия и расследования преступлений по делам о наркотиках, требует и особых методических рекомендаций, объединенных в комплекс: работа следователя и специалиста по собиранию и закреплению предполагаемых доказательств; вопросы соотношения предварительных исследований и  назначения экспертиз. В связи с тем, что новые наркотические средства появляются на “черном” рынке, к сожалению, достаточно быстро, важно и всестороннее их изучение на предмет оптимального исследования. Здесь нелишне напомнить, что в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 9 “О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» указано, что экспертные методики исследования наркотических средств должны быть утверждены Постоянным комитетом по контролю наркотиков[18]. Тогда возникает вопрос – должны ли методики предварительного исследования наркотических средств (и не только их) также проходить внешнюю, вневедомственную экспертизу? “Внешнее рецензирование” подобных методик, например, специалистами соответствующих гражданских НИИ, вузов – было бы полезным с точки зрения повышения их качества, надежности и достоверности получаемых с их помощью данных.

Существенную помощь в решении проблемы недостаточного финансирования новых методических разработок, распространения и обмена ими могут оказать информационные возможности компьютерных сетей. Значимость создания компьютерных информационно–методических баз данных на региональном и федеральном уровнях и подключения их к специальным компьютерным сетям сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Обеспечение каждого рабочего места сотрудника (следователя, специалиста, эксперта) компьютерной техникой – одна из важнейших современных задач правоохранительных органов. Проблемы методического обеспечения могут быть отчасти решены путем распространения для пользователей методических материалов (с системой кодирования и декодирования информации). Для этой цели необходим паролированный доступ с каждого рабочего места сотрудника к соответствующему информационному серверу, причем в базе данных сервера должна храниться информация о личных номерах, анкетных данных и иных сведениях, индивидуализирующих сотрудников, допущенных к различным уровням методического обеспечения. Именно в этом направлении развиваются современные тенденции.

Таким образом, правовые, организационные и методические аспекты технико–криминалистического обеспечения имеют свою внутреннюю структуру, проблематику и имеют определяющее значение в плане функционирования  ТКО при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Специфика криминалистического сопровождения раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дипломную работу студента на тему

    Диплом
    Представленная дипломная работа выполнена на актуальную с точки зрения гражданского и земельного права и юридической науки в целом тему. Предпринятое исследование проблем приватизации земли весьма актуально потому, что, приватизация
  2. Дипломная работа выполнена на тему: «Ресторанный комплекс при клубе знаменитых людей: ресторан высшего класса на 140 мест, бар на 28 мест, арт-кафе на 40 мест, банкетный зал на 100 мест»

    Диплом
    Дипломная работа выполнена на тему: «Ресторанный комплекс при клубе знаменитых людей: ресторан высшего класса на 140 мест, бар на 28 мест, арт-кафе на 40 мест, банкетный зал на 100 мест».
  3. Дипломная работа выполнена на тему: «Совершенствование системы управления качеством на примере нпо «Москвич»

    Диплом
    Аннотация Данная дипломная работа выполнена на тему: « Совершенствование системы управления качеством (на примере НПО «Москвич»). В первой главе дипломного проекта представлен анализ существующего положения и состояния процессов управления
  4. Дипломную работу, выполненную на тему «Учет и анализ расходов организации и выяснение возможности их снижения»

    Диплом
    представляю Вам дипломную работу, выполненную на тему «Учет и анализ расходов организации и выяснение возможности их снижения». Актуальность, цели и задачи данной темы выпускной квалификационной работы определены следующими реалиями и положениями.
  5. Темы выпускных квалификационных (дипломных) работ (проектов) на 2010/2011 учебный год по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит №

    Диплом
    Учет и анализ затрат на производство и исчисление себестоимости продукции основного производства (по видам производств, по видам продукции) (на примере конкретного предприятия)
  6. Дипломная работа дисциплина: Криминалистика Тема: Расследование убийств при наличии трупа

    Диплом
    Актуальность темы исследования обусловлена наличием на современном этапе значительного количества уголовных дел об убийствах при наличии трупа. В частности нами были изучены дела Железнодорожного городского суда Московской области,

Другие похожие документы..