Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Деятельность церкви, государства и общественной организации ИППО, в свете распространения христианства среди молодежи как продолжателей благого дела ...полностью>>
'Документ'
Видання містить відомості про практику застосування статті 391 КК України, аналіз її змісту, відповідність міжнародним стандартам у сфері дотримання ...полностью>>
'Кодекс'
Із змінами і доповненнями, внесеними Указами Президії Верховної Ради Української РСР  від 27 червня 1961 року, ВВР, 1961 р., N 28, ст. 342, від 10 ве...полностью>>
'Исследование'
Административные округа: 1 – Центральный административный округ (ЦАО), 2 – Северный административный округ (САО), 3 – Северо-восточный административны...полностью>>

Методика преподавания истории Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса факультета социально-гуманитарных и экономических наук, специальности

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УРЮПИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра ………….

методика преподавания истории

Учебно-методический комплекс

для студентов 4 курса факультета социально-гуманитарных и экономических наук,

специальности

030401.65 «История»

УРЮПИНСК

2009

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Федерального агентства по образованию Российской Федерации и предназначен для студентов специальности «История».

Принят на заседании кафедры ……….. ( протокол № _____ от «____» ______ 2009г.)

Учебно-методический комплекс не изменялся, изменен, дополнен

___________________________________________________________________________

(нужное подчеркнуть) подпись завкафедрой дата

Утвержден на заседании учебно-методического совета факультета СГиЭН (протокол № _____ от «____» _________ 2009г.)

Составители:

старший преподаватель кафедры ИиТОР Т.Г. Пиюк

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

4

2.

Объем дисциплины и виды учебной работы

5

3.

Содержание курса

6

3.1.

Тематика курса по ГОС

6

3.2.

Содержание программы

6

3.3.

Вопросы и задания по СРС.

54

3.3.1.

Образцы контрольных, проверочных и самостоятельных работ

54

3.4.

Вопросы к итоговой аттестации.

54

4.

Тематический план

58

5.

Рекомендуемая литература

59

7.

Методические указания студенту

61

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью курса «Теория и методика обучения истории» является теоретическая и практическая подготовка студента к прохождению педагогической практики, а также для преподавания истории в средней общеобразовательной школе в постдипломный период.

Задачами курса «Теория и методика обучения истории» является знакомство студентов с историей развития отечественной методики преподавания истории в школе и актуальными проблемами школьного исторического образования, освоение современных методик и приемов организации образовательного процесса на уроках истории.

Место курса

Входит в блок прикладных дисциплин, закладывает знания и навыки преподавания истории в средней общеобразовательной школе.

Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему:

Студент должен знать:

историю развития методических знаний в нашей стране;

основные проблемы современного школьного исторического образования;

основы построения образовательного процесса на уроках истории в школе.

Студент должен уметь:

- выделять проблемы и ставить цели преподавания истории в школе,

- обосновывать выбор содержания и способов организации уроков, в соответствии с поставленными целями,

- представлять результаты своей педагогической деятельности.

Программа предусматривает три формы учебной работы: лекционный курс, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов. Лекционный курс охватывает вопросы, связанные с теорией методики преподавания истории и нормативно-правовой преподавания предмета в школе. При проведении семинарских занятий отрабатываются практические навыки студентов в процессе преподавания истории.

Формы самостоятельной работы студентов:

  1. аудиторные модульные контрольные работы;

  2. домашняя контрольная работа;

  3. реферат (тема по выбору).

В целях развития навыков самостоятельной работы программа предусматривает проработку определенного объема учебной и научной литературы.

2. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ

И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Аудиторная работа

Общая

трудоемкость

В том числе

7 семестр

8 семестр

Лекции

35

18

16

Семинары

35

18

16

Лабораторные

Итого

68

36

32

Внеаудиторная работа

Курсовые работы

Дипломные проекты

СРС (рефераты, домашние работы, самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам)

102

51

51

Итого

170

87

83

Итоговый контроль

(форма)

зачет

Общая трудоёмкость

дисциплины

170

87

83

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3.1 ТЕМАТИКА КУРСА ПО ГОС

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Федерального агентства по образованию Российской Федерации, данная дисциплина входит в блок ……………… дисциплин ( например:ОПД. Ф. 01), и предусматривает изучение………………., определяя объем содержания курса следующим образом: « ( цитата из стандарта)».

3.2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1 . Методика обучения истории как педагогическая наука (2 часа).

Предмет, задачи и функции методики обучения истории. Основные факторы процесса школьного обучения истории. Понятие «методика» в педагогической науке. Связь методики обучения истории с другими науками. Методы научного исследования школьного обучения истории.

Тема 2. Развитие методики обучения истории в России в XVII – начале XX вв. (2 часа)

Письменные источники исторического знания. Зарождение историко-методической науки. Реформа 1786 г.

Историческое образование в XIX вв. Методика обучения истории. Учебно-методическая литература.

Методика обучения истории в XX в. Методы обучения. Система реферирования.

Историческое образование в 19 в. Методика обучения истории в начале 20 в. Школьное историческое образование в России в 20 в. Историческое образование в школе сегодня.

Тема 3. Школьное историческое образование в России в XX в.(2 часа)

Школьное историческое образование в 1917 –начале 30-х гг.Содержание и методы изучения обществознания.

Введение самостоятельных курсов истории (начало 30-х конец 50-х гг.). Разработка программ, учебников и методики обучения. Преподавание истории в военное время.

Школьное историческое образование и совершенствование теории и практики обучения в 60-80-е гг.

Тема 4. Реформа исторического образования. Современные проблемы и тенденции развития исторического образования (2 часа)

Причины реформирования школы в 90-е гг. Цели и ход реформы. Закон РФ «Об образовании» 1992 г. Состояние и перспективы развития системы общего среднего образования.

Учебный план и линейная структура образования. Современная структура исторического образования. Концентрические модели обучения истории. Структура и содержание стандартов по истории. Историческое образование в профильных типах школ России. Тенденции исторического образования в зарубежной школе.

Тема 5. Содержание школьного исторического образования (2 часа)

Компоненты программ по истории. Связи и их виды в обучении истории. Тематические связи в обучении истории. Структура планирования. Планирование исторических курсов. Учебный комплекс по истории. Содержание учебного комплекса.

Тема 6. Школьный учебник истории как источник знаний и средство обучения. (2 часа)

Основные структурные компоненты учебника истории. Взаимосвязь текстовых и иллюстративных компонентов учебников истории и их виды. Приемы работы учащихся с текстовым и иллюстративным материалом учебника. Функциональная роль учебника истории.

Современные учебники истории. Учебники «нового поколения».

Тема 7. Познавательные возможности учащихся при изучении истории. Формирование умений учащихся (2 часа)

Индивидуально-психологические факторы организации познавательной деятельности учащихся. Мотивация обучения истории. Понятие обучаемости. Уровни познавательной самостоятельности школьников в учебной деятельности.

Основные факторы развития у учащихся познавательного интереса к истории.

Общая классификация умений. Приемы и умения в учебной деятельности. Основные умения школьников при обучении истории. Методика формирования умений. Пути формирования умений по истории

Тема 8. Понятие о методах и приемах преподавания и учения (2 часа)

Классификация методов обучения. Прием учебной деятельности как историко-методическая категория. Методы и приемы обучения. Приемы умственной деятельности. Исследовательский метод в обучении.

Тема 9. Структура содержания исторического образования. Приемы изучения фактического материала (2 часа)

Структура учебного исторического материала. Структура исторических знаний учащихся. Фактический материал в обучении истории. Понятия в школьных курсах истории. Пути формирования понятий.

Функции устного слова учителя. Общие приемы изложения фактического материала. Нетрадиционные приемы изучения истории. Организация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала.

Приемы и средства изучения теоретического материала

Тема 10. Приемы и средства изучения теоретического материала (2 часа)

Приемы устного изложения теоретического материала. Письменно-графические приемы и средства изучения теоретического материала.

Тема 11. Наглядные средства обучения истории (2 часа)

Виды наглядности. Учебная картина на уроках. Способы работы учащихся по учебной картине. Применение условно-графической наглядности. Карикатура на уроке истории. Меловой рисунок на уроке истории.

Тема 12. Картографические наглядные пособия. Хронология в обучении истории (2 часа).

Общая характеристика исторических карт. Применение на уроках учебных карт, картосхем, контурных карт, организация с ними познавательной деятельности учащихся. Картографические игры.

Хронология, ее цель и задачи. Познавательная деятельность учащихся при изучении хронологии. Приемы изучения и запоминания. Задания и игры по выработке хронологических умений.

Тема 13. Изучение письменных источников. Художественная литература в обучении истории (2 часа).

Виды письменных источников и приемы их использования. Требования к документу. Приемы работы с документами. Работа учителя и учащихся с документами. Тезисы и конспекты источников исторических знаний.

Использование художественных произведений на уроках истории. Эмоционально-нравственное воздействие на учащихся.

Тема 14. Типы уроков и форм обучения в среднем звене учащихся. Учебные занятия в старших классах (2 часа)

Типы уроков истории и их классификация. Структурные компоненты комбинированного урока. Многообразие форм урока истории. Игра на итоговых занятиях.

Семинарские, лабораторные занятия, школьные лекции. Доклады и рефераты. Эвристические формы занятий. Интегрированные уроки, конкурсы. Зачетная система образования.

Тема 15. Проверка знаний и умений учащихся на уроках истории (2 часа)

Функции проверки знаний и умений учащихся. Требования к проверки знаний. Формы, виды и приемы проверки знаний и умений учащихся.

Тема 16. Подготовка учителя к уроку истории. (2 часа)

Функции и этапы подготовки к преподаванию истории. Требования к уроку истории. Конспект и план комбинированного урока. Способы формирования тем урока. Постановка целей урока. Функции и этапы подготовки к преподаванию истории. Требования к уроку истории. Конспект и план комбинированного урока. Способы формирования тем урока.

Тема 17. Новые технологии образования. Внеурочная работа (2 часа)

Блоковое тематическое планирование. Опорные конспекты. Методика обучения истории по опорным сигналам. Этапы работы с пиктограммами. Этапы работы с иконическими моделями.

Основные направления и формы внеурочной работы по истории. Школьные экскурсии по истории. Кабинет истории в школе.

Практические (семинарские) занятия

Занятие 1. Моделирование урока истории (деловая игра) (2 часа)

План:

  1. Моделирование урока.

  2. Анализ урока. Определение основных проблем курса методи­ки преподавания истории.

  3. Как готовиться к семинарским и практическим занятиям; пра­вила конспектирования.

Содержание занятия:

I. На занятии заслушивают несколько подготовленных аль­тернативных вариантов изучения отдельных вопросов урока. Ре­зультаты обсуждения моделирования ситуации конкретного урока истории помогают определить те основные методические проблемы, изучение которых планируется на практических за­нятиях.

II. Какие сложности возникли при составлении конспекта уро­ка? (трудности при отборе учебного материала, при соотношении образ­ного и теоретического в его содержании; структуре урока и его планировании; проведение анализа урока по отдельным эта­пам с учетом логики его построения; выборе приемов и средств обучения при планировании урока, постановке познавательных за­даний, работе с учебником на уроке, отработке терминологии, ис­пользовании доски и др.).

III. Познакомьтесь с памяткой по подготов­ке к семинарам и практическим занятиям:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права

    Учебно-методический комплекс
    УМК4: Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права Автор-составитель проф. В.Б.Исаков. – М.: Государственный университет-Высшая школа экономики.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Экономика 4 3 Концепции современного естествознания 1 0 8 4 Зачет 4 Методология и методы психолого-педагогических исследований 1 0 К/р Экз.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» полной образовательной программы Тобольск

    Учебно-методический комплекс
    занятия Контрольные работы Зачет Экзамен 3 семестр ( 5 дней) 1 Экономика 113 4 4 Зачет Концепции современного естествознания 1 0 Зачет 3 Аудиовизуальные технологии обучения 100 1 Зачет 4 Методология и методы психолого-педагогических
  4. Учебно методический комплекс по дисциплине общееязыкознани е специальность

    Документ
    Учебно – методический комплекс «Общее языкознание» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности 031001.
  5. Учебно методический комплекс по дисциплине Проблемырусског о историческогоязыкознани я Специальность

    Документ
    Учебно – методический комплекс «Проблемы русского исторического языкознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой

Другие похожие документы..