Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Для того чтобы закрепить и расширить знания учащихся о хвойных растениях,в школе можно провести вечер "Лесная гостиная". Хозяева гостиной - ...полностью>>
'Документ'
Комплект учебно-наглядных пособий по дисциплинам включает в себя весь курс. Дидактические материалы содержат рисунки, схемы, определения, таблицы и пр...полностью>>
'Документ'
Настоящий стандарт является частью комплекса государственных стандартов на электроустановки зданий, разрабатываемых на основе стандартов Международно...полностью>>
'Пояснительная записка'
заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский уни...полностью>>

Игорь Николаевич Зорин Эта книга

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Серия KLIO

Книга посвящается дружбе настоящих русских

и порядочных, честных латышей

Занимательная история

латвийских русских

(С древнейших времён до начала XX века)

Рига

2007

УДК 94 (474.3) (092)

З-281

Редактор-составитель

Игорь Николаевич Зорин

Эта книга основана на обширном материале и представляет читателю объективную картину истории русских Латвии с древнейших времён до начала XX века. Здесь впервые представлены малоизвестные факты, позволяющие оценить прошлое нашей страны с новой, порой неожиданной точки зрения. Нетрадиционный взгляд на роль русского народа в латвийской истории способствует подлинной интеграции, помогает латвийским русским ощутить свою глубокую корневую связь с этой землёй, пробуждает осознание своей ответственности за будущее нашей Родины. Живая неформальная манера подачи материала выбрана исключительно с целью популяризации исторических знаний в самых широких кругах читательской аудитории.

ISBN 9984-39-067-5 © IK «ZORIKS», 2007

«Не в силе Бог, а в Правде!»

Св. Александр Невский

К читателям

Уважаемый читатель, интересующийся историей! Книга, которую ты держишь в руках – уникальна. В ней впервые открыто приводятся факты, которые долгие десятилетия были известны лишь немногим и никогда не доходили до широкого круга читателей. Советская политкорректность и ложные представления об «интернациональной дружбе» заставляли учёных-историков замалчивать ту информацию, которая могла бы задеть национальные чувства «братских народов СССР». При этом, история русского народа сводилась к примитивному пересказу голых схем и лишалась своего живого содержания. Историю Латвии отдали на откуп лукавым «нацкадрам», которые творили с ней, что хотели. После распада СССР в 1991 году, историки новых независимых государств получили полную свободу действий и стали прямо трактовать события прошлого в наиболее выгодном для себя свете, подвергая при этом русский народ повсеместному осмеянию и уничижению. Оказалось, что русские -- это народ без корней, это дикие варвары, без уважаемого прошлого. Эпитеты «мигранты и оккупанты» стали самыми мягкими определениями из тех, что мы слышим уже не первый год от национальных «патриотов» всех мастей. Нам пытаются внушить, что мы чужие на своей земле, что у нас нет Родины. Нас пытаются убедить, что русские -- это «безродные колонисты», которые были завезены в Латвию в годы «русской оккупации» и являются здесь чужеродным, враждебным телом. Эта книга убедительно доказывает, что всё это наглая и провокационная ложь. Мы не чужие на этой земле, и многие поколения наших предков покоятся в ней!

Оглавление

Часть первая

Даждьбоговы внуки

Мы – славяне!

Загадочные варяги

Вольные мореходы

Мимо острова Буяна…

Сыновья Сокола

Осколок великого племени…

Самый страшный секрет латвийской истории

Момент истины

Часть вторая

Витязи Руси

Великие воители

Кто он?

Застава богатырская

Честь воина

Образ богатыря

Русские рыцари?

Последний подвиг

Мужи чести

Латгальские амазонки

Часть третья

Жестокий век

Прелюдия

Люди и боги

Забытые предки

Наш главный вопрос

Балтийская Русь

Потерянные княжества

Нашествие

Владетель Кукенойса

Последний оплот

Убить гадёныша

Часть четвёртая

Ливонские земли

Русская улица

Восточные рубежи

Ливонская война

Плоды чужих побед

Домик в Кярде

Раскол

Старообрядцы

Часть пятая

Галантная эпоха

Время Петра

Забытый отряд

Война и мир

«Нехороший царь»

Под сенью Орла

Часть шестая

Империя

Первая Отечественная

Остзейские выкрутасы

Страсти по русификации

Имперский блеск, или «кому это мешало?!»

Часть седьмая

Русская цивилизация

Святая Русь

«Бремя европейца»

Любовь к добру

Вера

Национальный характер

Закон

Правда

Любовь

Окаянная нерусь

Русский путь

«Не в силе Бог, а в Правде!»

Св. Александр Невский

Часть первая

Даждьбоговы внуки

Мы – славяне!

Мы – русы, и помним о славных делах наших

и песни поём отцов наших.

Не забудем никогда то, что мы сыны отцов наших

и да имеем любовь к памяти их,

и скажем о них, что они были силой нашей,

а сила к нам идёт от них, которые молятся о нас.

Велесова книга

Начнём же с истоков. Каждый нормальный человек рано или поздно задаёт себе вопрос: «Кто Я? Что было до Меня? Кем были Мои предки?». У каждого народа есть своя история или, по крайней мере, «преданья старины глубокой», в которых даётся более-менее достоверный ответ. У русских таким ответом стала «Повесть временных лет» печерского монаха-летописца. Летопись говорит так: три северных народа – словене ильменские, кривичи и меря – погрязли в усобицах. «Восста род на род, и не бысть в них правды».  Устав от резни, три народа послали за море, к варягам-руси, со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда [порядка] в ней нет. Придите княжить и володеть нами по праву». И откликнулись три брата – Рюрик, Синеус, Трувор. «И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Кто же такие эти варяги-русь? На вопрос этот сейчас во многих книжках, и популярных, и сугубо научных, отвечают с «легкостью необыкновенной». Имя «русь», оказывается, «не было племенным». Некоторые исследователи утверждают, что обозначало оно «гребцов» – дружину, участвующую в походе на гребных, весельных судах. Это слово звучало по-шведски как «ротс», а эстонцы – потомки летописной чуди – до сих пор называют Швецию Роотси. И все вроде бы складно… да только вот незадача – сами-то «гребцы» себя как называли? Эстонским прозвищем? Так вот, любезный читатель, они, «гребцы» эти самые, имя свое как раз за племенное считали, а не за род войск или профессию. В договорах с Византией Х века писалось: «Мы от рода русского». Послы, что к Людовику Благочестивому за сто лет до того ездили, говорили, что «они, то есть их народ, зовутся Рос». Пуще того. Недавно в актах немецких IX века слово Ruzzi нашлось, в смысле русские. Про купцов. А слово это, по точной науке лингвистике, из «ротс» образоваться не могло. Только из «русь».

Сейчас выяснено, что Приильменье заселили (одновременно с финскими племенами) выходцы из вендского Поморья. Считалось, что в древнерусском языке очень много норманнских заимствований.  Князь, смерд, гридень, вира, вервь – все эти слова считали норманнскими. Понятное дело, иноязычные племена оставляют след в языке. Датчане, лет пятьдесят хозяйничавшие на части английской земли, и то обогатили английский язык. Кое-что и мы сами нынче употребляем, называя благополучный исход «хэппи-эндом», или распевая на именинах приятеля «Хэппи бесдэй ту ю!», или подбирая на Новый Год открытку с надписью «Happy New Year!». Шутка Судьбы – слово для счастья принесли в английский язык кровожадные завоеватели, датские викинги.

Однако, задумаемся, насколько было велико скандинавское влияние на древних русичей. Русь – варяги, говорите? Хорошо, пусть. А кто такие варяги?

Загадочные варяги

Я пью за варягов, за дедов лихих,

Кем русская сила подъята,

Кем славен наш Киев, кем грек приутих,

За синее море, которое их,

Шумя, принесло от заката.

А. К. Толстой «Змей Тугарин»

Читатель, увлекающийся историей! Боюсь, при чтении этой главы тебе придется позабыть многое из прочитанного ранее. Оттого, что историки – не говорю уж о писателях – обращаются со словом «варяги» с великолепной безответственностью. Походя бросают фразы вроде «варяжский конунг», или говорят о «варяжском витязе Харальде Суровом» или «варяжских наемниках Рагнаре и Эймунде», при том, что ни в летописях, ни в сагах вы не найдете словосочетания «варяжский конунг». Саги о Харальде, Эймунде и Рагнаре их нигде не называют ни варягами, ни верингами… зато у читателя складывается устойчивая иллюзия, что слово «варяг» – просто синоним слову «норманн». Такое, мол, как пишут в словарях, «древнерусское название скандинавов».

Вот только не было в обычае в средние века выдумывать какое-то особое название для народов одного корня или одного края. Когда возникала нужда назвать их одним словом, брали имя одного из них, с которым лучше были знакомы. На Руси не так давно, века два тому, говорили не «европеец», а «немец». Не «азиат», а «татарин». Для американца и по сей день все выходцы из России – «русские», «Russians», будь то чечен, мордвин или еврей. Немцы для французов – «алеманы», по имени одного из племен германских. Да и русское «немец» не от немоты пошло, как часто пишут, а от германского племени неметов.

Не было никогда скандинавского племени «варяги»! В саге о Вига-Стире норманнской: «Ибо такой был обычай у норманнов и верингов». Рунные камни в Швеции – помните, в той самой «Роотси» -  хранят память сотен викингов-шведов. Немало среди них «умерших на Востоке, в Гардах» (то есть на Руси), «в Хольмгарде», «в Микльгарде», «в стране греков». Не знают эти рунные камни, сотни памятников ушедшим за моря без возврата, ни одного «веринга».  Есть, конечно, и викинги. Но ни в Швеции, ни в Дании, ни в Готланде нет памятника хоть одному верингу. Да и саги знают верингов лишь «на Востоке» – на Руси или в Константинополе. Герой одной саги «пришел на Русь и стал там наемником. Он был там с верингами». Не «был верингом», а – «был с верингами»!

Итак, веринги-варяги – племя, «народ». Мы уже видели, что в саге норманнов и верингов разделяют. Разделяет их и летопись, перечисляя северные народы: «варяги, шведы, норманны, готы, русь». Что говорят источники о том, кто такие варяги и где они жили? Предоставим слово летописи. Она сообщает, что по Варяжскому морю «сидят» ляхи, пруссы и чудь. «По тому же морю сидят варяги», причем к западу от перечисленных народов земли варягов простираются до земли англов. Не нынешней Англии, конечно, в летописи ее зовут Вретанией, а до коренных англских земель на материке, нынешней датской провинции Ангельн. К ляхам летопись относит и поморян, и лютичей. Между ними и англами остается место только для сильного княжества ободритов.    К Востоку от тех же трех племен тоже живут варяги, «до предела Симова», то есть волжских булгар. Но к востоку от эстонцев и до Волжской Булгарии живут новгородцы, словене, никак не скандинавы! Летописец пишет: «Новгородцы же, люди новгородские – от роду варяжского, ибо прежде были словенами». Если кто-то не понял, Новгородская первая летопись, чей автор наверняка лучше знал и варягов, и новгородцев, поясняет: «новгородские люди до нынешнего дня от роду варяжского».

Есть соответствующие следы происхождения и в новгородском говоре. Знаменитое новгородское «цоканье» («целовеце», «цудно» и пр.), находило подобие в нижнелужицком языке, наследнике полабского наречья, на котором говорили лужичане и… ободриты. Еще яснее сохранились черты языка прибалтийских славян в глухих углах Русского Севера и Сибири, освоенных новгородцами еще в стародавние времена. Антропологи, изучив средневековые новгородские могильники, установили, что ближайшее подобие черепам новгородцев – черепа из захоронений славянского Мекленбурга, земли… ободритов.

Следы балтийских славян в виде «керамических комплексов» обнаружены так же в Пскове, Старой Ладоге, городке на Ловати и пр. Археологи делают вывод, что в указанную эпоху в Восточной Европе появилась вторая волна пришельцев со славянского Поморья и Полабья. Так что варяги, приплывшие вместе с лихим князем Рюриком в Новгородские земли, скандинавами не были. Свой брат, славянин, с берегов Балтики.

Летопись говорит, что в землях верхнего Поволжья и у Белого озера варяги основали города – Ростов, Муром, Белоозеро. В середине XI века основатель Киево-Печерской лавры Феодосий беседует с князем Изяславом, сыном Ярослава Мудрого, о католиках-«латинянах». Феодосий «латинян» не любит люто и князя против них настраивает. И сообщает для этого об их, «латинян», злодействах в Варяжской земле. Они-де там разбой творят, людей убивают, в веру свою крестят насильно и «верных» – то есть православных, христиан восточного обряда – всячески злобно притесняют. О том, какими способами славян прибалтийских в католичество обращали, рассказывать сегодня просто страшно. Так обращали, что сами эти народы исчезли с лица Земли. В 1201 году в Новгородской летописи говорится, что пришло из Варяг посольство «Горой», то есть сушей. Это чуть ли не последнее упоминание о варягах. После  XII века этот народ почти исчезает из русских источников. Именно в этом столетии очередное крестоносное нашествие добило последние оплоты государственности и религии прибалтийских славян.

Впрочем, в летописях изредка мелькают варяги в Литве и даже «дунайские варяги». Жил на Дунае славянский народ, называвшийся точно так же, как жители юго-западного «угла» Балтийского моря – ободриты. Жители же некоторых новгородских деревень называли себя варягами до времен Екатерины Великой. Вот еще, напоследок – два свидетельства арабов, лиц, в варяжском вопросе предельно незаинтересованных. Масуди упоминает среди славянских народов Средней Европы «аль-варангабин». Димешки, говоря о «варанк» – варягах, называет их не просто славянами, а «саклаб ас-сакалиба» – наиславяннейшие славяне, самые расславянистые славяне, славяне из славян. Словно для нас писал, чтобы вспомнили наконец собственных предков.

Согласитесь, это немаловажно знать, кем были твои предки. К несчастью, мы привыкли с лёгкостью сносить оскорбления и плевки. Многих уже не оскорбляет клеймо «Ивана, не помнящего родства». Но задумаемся, на каком ошеломительно наглом пренебрежении к ясным данным огромного количества исторических источников держится тезис о чужаках-оккупантах на земле Балтии! И насколько небезопасно слепо доверять мнению иных «ученых». Конечно, за тысячу лет много кровно-родственных линий пересеклось, чтобы появился на свет наш современник. Но в каждом русском человеке есть частица крови его далёкого предка-варяга. Такого же балтийского славянина, каким был легендарный Рюрик из племенного союза ободритов, из племени русь.

Вольные мореходы

И внезапно, где играют

Всплески белые прибоя,

Из-за мыса выбегают

Волнорезы Боривоя,

Расписными парусами

Море синее покрыто.

Развилось по ветру знамя

Из божницы Святовита.

Плещут весла, блещут брони,

Топоры звенят стальные,

И, как бешеные кони,

Ржут волынки боевые.

А. К. Толстой. «Боривой»

Славяне-варяги. Мореходы, пираты, воители. В советской школе эта тема совершенно отсутствовала в курсе истории той эпохи. Про балтийских славян знал лишь особо искушённый исторический гурман. Знал немногое, лишь то, что жили они на землях сегодняшней Восточной Германии, что их истребили или покорили немцы, что у них был храм Святовита в Арконе, на острове Рюген и Сварожича в Радигоще. То, что славяне были полноправными участниками кипучей и зачастую кровавой жизни европейского Севера, официально старались нигде не упоминать.

Вендами, или «венедами» в раннем средневековье называли славян их западные соседи германцы, что зафиксировано множеством письменных источников. Германское название сохранилось за балтийскими славянами до наших дней -- так именуются славяне-лужичане. Венды до сих пор остаются «белым пятном». Чуть ли не единственное серьезное исследование про них – «История балтийских славян» Гильфердинга – увидело свет в 1855 году, и с тех пор было переиздано единственный раз, в 1994, микроскопическим тиражом, в мягкой обложке. Труды по истории России, где подробно рассказывалось про вендов – «Варяги и Русь» С. А. Гедеонова, «История русской жизни с древнейших времен» И. Е. Забелина – переизданы совсем недавно. Больше того, на спецхрановских экземплярах Забелина, на титульном листе, синел советский штамп «Запрещено». В чём же причина этого абсурдного замалчивания? В своё время поговорим и об этом.

Пока же, начнем, с торговли. Славянин в роли купца нам все же привычнее, чем в роли морехода-воителя. Кто не помнит Садко (не по былине, так по фильму)? Так вот, славянские купцы на Балтике отнюдь не плелись в хвосте у норманнов. Наоборот, клады серебряных арабских монет в славянской Прибалтике появляются с конца VIII века, а первые скандинавские клады датируются лишь концом IX! То есть на сто лет позже. Уже из этого ясно, кто ворочал Балтийской торговлей. И не зря Русь называлась Гарды, Гардарики -  по-вендски-то, в отличие от скандинавского, «гард» значило вовсе не «хутор» и не «ограда», а  именно «город»! На северо-западе Польши, на остатке вендского Поморья, до сих пор существуют Старгард, Новогард и Бялогард. А значит, и название Новгорода, и имя Киева, и название Константинополя – как вы помните, читатель, они все заканчиваются на «гард» – норманны впервые услышали от вендов. Средневековый торговый союз Ганза известен многим. Немногие обращают внимание, что состояли в нем бывшие вендские города, с названиями, не требующими перевода для славян – Бремен, Любек, Росток. Русский Новгород, хотя официальным членом Ганзы не являлся, но как в Лондоне, Бергене и Брюгге, там располагалась ганзейская торговая контора – «Немецкий двор». Чем объяснить это странное объединение, если не вендскими корнями балтийской торговли, не связями, сложившимися еще до эпохи викингов? Один из торговых городов вендов, Волын в устье Одера-Одры монах Адам Бременский назвал «самым большим городом Европы»! Это писал монах Римской церкви, европеец, не питавший никакого пристрастия к закоренелым славянским  язычникам. Что ж, не один век строился фундамент торгового благополучия вендов. И сохранился надолго, после гибели вендской цивилизации в пламени Drang  nach Osten, послужив фундаментом для здания Ганзы.

Господство славян-вендов в балтийской торговле оставило след и в скандинавских языках. Большинство из них относится к торговле. Славянские купцы приезжали на торг (torgh) на лодьях (lodhia). Любопытно, что ни одно слово из богатейшего морского словаря норманнов в славянские языки не попало. У славян были свои слова для морского дела, появившиеся до эпохи викингов, в те времена, когда плавание легендарного конунга Хрольва Жердинки из Дании в Швецию было для скандинавов странствием на край света. Суда Олега Вещего летопись называет не «драккарами» или «кноррами», а «кораблями», от вендского korab. Впрочем, славянские купцы могли приехать и верхами, в седлах (sadul) с высокими луками (loka), везя товар в седельных мешках – кош (katse). Приехав, они устраивались на лавах (lava), и извлекали безмены (besman) и товар: шелка (silki), вместе с арабским серебром приходившими с востока и соболей (sobel) из русских лесов. Их путь, тяжелый и опасный, пролегал через множество границ  (graens), и купцы были рады после торга отдохнуть и закрепить сделку ковшом пива с хмелем (humle).

Средневековый польский хронист Кадлубек передает предание, по которому в древности славяне победили воинов «Даномалхийских» (Данемаркских, Датских) островов, и предложили им, на выбор, или платить дань, или носить, в знак поражения и позора, женские длинные волосы, убранные в косы. Пока датчане колебались и выбирали, нетерпеливые славяне снова напали на них, завершили разгром  и принудили и к тому, и к другому.

Конечно, перед нами народная легенда с изрядной долей насмешки. Это насмешка над неповоротливостью, нерасторопностью датчан и вообще скандинавов. О ней в Европе ходит не меньше анекдотов, чем у нас – про «карря-ачих эсто-онских парне-ей».   Вторая цель насмешки – прически скандинавов. Сами славяне, вопреки привычному нам образу «древнего славянина» с волосами до плеч и бородою лопатой, коротко стригли, а то и брили волосы и бороды. Знатные воины – лютичи у Титмара, польский князь Котышко – могли в знак высокого рода и воинской удали оставлять на макушке, или на передней части черепа клок не сбритых волос, словно дразня врага: «Попробуй-ка, ухвати!». Арконский кумир Святовита имел обритые головы и бороды «сообразно народному обычаю», по словам Саксона Грамматика. Наоборот, жрецы носили длинные волосы и бороды «вопреки обыкновению». Длинные, часто убранные в косы, волосы и бороды скандинавов смешили славян.

Варяги-русь до крещения брили головы и бороды почти поголовно, как о том сообщают арабы и византийцы. Их Бог Перун изображался с «серебряными усами», а на миниатюрах Радзивилловской летописи – с воинским чубом на голове. Современник Крещения Руси, франк Адемар Шабанский писал: «пришел в Россию некоторый греческий епископ… и заставил их принять обычай греческий относительно ращения бороды и всего прочего». То есть для русов Х века отпускать бороду – чужеземный обычай, который не торопятся принимать даже крещеные князья. На монетах Владимира и Святополка, на печати Ярослава Мудрого, на миниатюре Святославова Изборника мы видим одни и те же лица с остриженной, если не сбритой бородой и густыми, зачастую – очень длинными усами.

Но насмешки насмешками, а как понимать заявление о дани, которой венды обложили норманнов? Хвастовство? Но, как ни странно, норманнские саги говорят о том же. В записанной в XIII веке в Швеции «Тидрек саге» повествуется о подвигах и завоеваниях «конунга Вилькина, славного победами и храбростью». Сей Вилькин – вождь и прародитель вилькинов. Так сага зовет вендский народ, известный по другим источникам, как вильцы, велетабы, велеты, вельты, а нашим летописям известный как лютичи. Так вот, Вилькин этот «силами и опустошением овладел… Свитьодом (Швецией) и Гуталандом (островом Готланд), и всем царством шведского конунга, Сканией (Сконе, южный берег Швеции) Скаландом, Ютландом (Данией), Виндландом (землей вендов), и всеми царствами, какие к тому принадлежат». Удивительно читать сообщения о таких головокружительных завоеваниях славян в скандинавских землях, да не где-нибудь, а в скандинавской саге. Конечно, о завоеваниях в нынешнем смысле речь не идет. Скорее всего, конунг, точнее, князь, а еще точнее – кнез, всего лишь ходил в эти земли набегами. Но все равно, размах впечатляет! И еще больше впечатляет, что сообщения саги подкрепляются иными источниками. Франкские хроники времен императора Карла и араб Масуди в один голос объявляют велетов самым сильным славянским народом, господствующим чуть ли не над всеми славянами Средней Европы. Средневековый Утрехтский летописец сообщает, что лютичи-вильты поддерживали тесный союз с фризами и саксами, имели колонии в голландских землях – города Вильтбург и Славенбург. В окрестностях этих городов до XIX века сохранялось немало славянских названий – Воденице, Бела, Камнь, Свята и т.д.. Больше того, Утрехтский летописец сообщает, что лютичи вместе с саксами ходили на Британию еще со времен Хенгиста и Хорсы, с V века, и основали там город Вильтон и графство Вильтшир. Про те времена что-либо сказать трудно, но в VIII-XI веках лютичи не раз тревожили Англию набегами. Англы хорошо запомнили имя славянского Бога разрушения и мести – Чернобога, хоть и слегка переиначили его. Помните, у Вальтера Скотта, в «Айвенго», безумная старуха со стен горящего замка кричит: «Ревет Зернебок!»? А вот ещё один малопопулярный факт -- ещё в позапрошлом веке в Англии были найдены славянские погребения.

Подтверждает факт славянского присутствия в скандинавских землях и археология, причем именно там, где говорит о нем «Тидрек сага». Необязательно все они принадлежат лютичам. Как самые свирепые пираты, славились в еще помнившей викингов Балтике XI века вагры -- ободриты (последние отличились и на суше – в 1010 году князь Местивой предпринял конный поход… в северную Италию) и руги с острова Рюген. Об этих последних подробный рассказ впереди. Вагры же постоянно терзали скандинавские земли набегами, превратив их в род спорта. Грозные датские викинги, обложившие англичан вошедшей в поговорку данью, штурмовавшие Париж, соседям-варягам ни малейшего страха или хотя бы почтения не внушали. В IХ веке датские короли попытались огородить свой полуостров огромной стеной, так называемым Славянским валом. Помогло лишь отчасти. Варяги на десятках легких судов проникали в многочисленные проливы между Датскими островами и, возникая ниоткуда, обрушивались на города и селения. Более того, они стали сами селиться на них. Кольцевые укрепления на острове Лоланд считаются славянскими, как и крепость близ Соре в центре Зеландии, где найдена очень архаичная славянская керамика. Абсолютное большинство датских кладов содержит славянские вещи и даже зарыто в славянской посуде. Сохранилось множество славянских названий: Крамнице, Корзелице, Тиллице и Биннице (вот оно, новгородско-ободритское «цоканье». А названия очень похожи на новгородские Зимятицы, Глобицы, Гостилицы).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Эта книга венчает многолетние штудии авторов по исследованию русского национализма

    Книга
    Эта книга венчает многолетние штудии авторов по исследованию русского национализма. Отчасти они уже были реализованы: в виде научных и публицистических статей, писавшихся авторами порознь и вместе, а также лекционных курсов по истории
  2. Б. И. Николаевского в гуверовском институте изжание подготовили Л. Флейшман > Р. Хьюз О. Раевская-Хьюз Paris • ymca-press Москва • Русский путь 2003 Эта книга

    Книга
    Заметный подъем в науке о русской литературе, которым отмечены последние два-три десятилетия, связан с пересмотром основных представлений о самом составе русской культуры XX столетия.
  3. Игорь Семенович Кон

    Документ
    Игорь Кон всю жизнь работал на стыке разных общественных и гуманитарных наук: социологии, истории, антропологии, психологии и сексологии. С его именем тесно связано рождение в России таких дисциплин, как история социологии, социология
  4. Книга памяти (3)

    Книга
    В обработке сведений о погибших и умерших от ран участвовали члены рабочей группы В.Я. Агапова, М.В. Аньшина, Л.И. Архарина, Г.В. Безаева, Л.А. Бацанова, А.
  5. Книга содержит поименные биографические данные о 6410 военно­служащих, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, имена которых установлены общественными поисковыми организациями в ходе проведения поисковых работ на местах боевых действий.

    Книга
    Книга содержит поименные биографические данные о 6410 военно­служащих, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, имена которых установлены общественными поисковыми организациями в ходе проведения поисковых работ на местах боевых действий.

Другие похожие документы..