Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
Алгоритми, які будуть далі наводитися, будуть створюватися незалежно від конкретної машини, компілятора, операційної системи чи мови програмування. П...полностью>>
'Документ'
Одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха города Каракол является автотранспорт. По результатам Республиканской проверки, более ч...полностью>>
'Документ'
Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры...полностью>>
'Учебное пособие'
Учебное пособие составлено в соответствии с программой дисциплины «Конструкторско-технологическая подготовка производства». Учебное пособие содержит ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическое источниковедение»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Костанайский государственный педагогический институт

Кафедра истории Казахстана

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«Теоретическое источниковедение»

специальность 050114 «История»

форма обучения - дневная, заочная

количество кредитов 2 (90 часов)

очная

заочная

всего кредитов

всего аудиторных часов

лекций

семинарских

СРСП

СРС

экзамен

2

45

15

15

15

45

7 семестр

2

30

18

12

-

60

8 семестр

Итого:

90

90

Костанай, 2010

Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Аманжолом Кузембайулы на основании государ­ственного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114 «Исто­рия», утвержденного приказом МОН РК № 289. от 11.05. 2005 г., типовой учебной про­граммы по дисциплине «Теоретическое источниковедение» по специальности 050114 «История», разработанной и внесенной УМС Казахского нацио­нального педагогического университета им. Абая по группе специальнос­ти «Образование» и утвержденной и внесен­ной в действие протокольным решением заседания Республиканского учебно-методиче­ского Совета выс­шего и послевузовского образования МОН РК от 22.06.2006 г.

Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры истории Казах­стана от 7 сентября 2009 г., протокол № 1

Зав. кафедрой,

доктор исторических наук, профессор А. Кузембайулы

Одобрено методическим бюро факультета истории и искусства 15 сентября 2009 г., протокол № 1

С. Самар­кин

Председатель

Сведения о ежегодном переутверждении

№ п/п

Учебный

год

Сведения о

рабочей

программе

Дата переутверждения

№ протокола

кафедры

Подпись

зав. кафедрой

1

2010-2011

2

2011-2012

3

2012-2013

4

2013-2014

5

2014-2015

6

7

8

9

10

ОГЛАВЛЕНИЕ

Типовая учебная программа………………………………………………….

Рабочая программа…………………………………………………………...

Разработка лекционных занятий…………………………………………….

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя…...

Самостоятельная работа студентов………………………………………….

Материалы по контролю и оценке учебных достижений студента……….

Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины …..…………..

4

13

48

106

109

112

187

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Образование высшее профессиональное

ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Теоретическое источниковедение»

по специальности 050114- история

Количество кредитов - 2 (90 час.)

Алматы, 2006

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА УМС Казахского национального педагогического уни­верситета имени Абая, по группе специальностей «Образование».

2.УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ протокольным решением заседания Рес­публиканского учебно-методического Совета высшего и послевузовского образования МОНРК от 22.06.2006г

3. ВВЕДЕНА взамен типовой учебной программы «Источниковедение», изданной в соответ­ствии с Приказом МОН РК № 289 от 11.05.2005 г.

4. Типовая учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобразова­тельным стандартом образования по специальности (или по направлению подготовки) 050114- История.

5. Программа рекомендована к изданию Советом исторического университета от 01.07.2006 г., протокол № 7

Настоящая типовая учебная программа не может быть тиражирована и распространена без разрешения Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Пояснительная записка

Источниковедение, наряду с историографией, относится к числу фундаментальных дисциплин, обеспечивающих теоретико-методологическую и специальную подготовку историков. Фундаментальность источниковедения связана, прежде всего, с важнейшей особенностью самой исторической науки. Объект истории - общество в прошлом - не дана историку в непосредственном виде, а познаваема лишь через исторические источники, ко­торые выступают в роли непосредственного объекта исторической науки.

Источниковедение возникло из практики исторического исследования. Сначала изучались письменные источники и было известно лишь прикладное источниковедение с акцентом на фактологическую основу, что дают источники для познания конкретно исто­рических фактов.

По мере расширения источниковой базы, включения в научный оборот новых ви­дов источников становилось, очевидно, что одни и те же исторические события, явления и процессы по-разному отражены в разных источниках. Приемы, выработанные эмпириче­ским путем и апробированные долголетней практикой, превратились в методику исследо­вания письменных источников с акцентом на самом процессе получения истинных фак­тов, как источник освещает события. Сами письменные источники стали ответвляться от вещественных (археологических).

Сегодня к историческим источникам обращается широкий круг представителей гу­манитарных и естественных наук. Историк, антрополог, социолог, психолог, политик - каждый из них обращается к источникам со своими вопросами и черпают информацию из общей совокупности источников, созданных людьми. При этом специалисты должны по­нимать, что общая совокупность источников составляет проекцию культуры во времени, сокровищницу человеческого знания и мирового опыта. Они должны уметь отыскивать и выбирать те виды источников, которые важны и интересны для данной науки; уметь ста­вить вопросы, находить в источниках ответы, уметь различать голоса людей прошлого, доносимые до нас историческими источниками, и интерпретировать эти данные в соот­ветствии с современным уровнем науки и культуры. Наука, специально разрабатывающая эти проблемы - источниковедение.

В настоящее время определился новый статус источниковедения в системе гумани­тарных наук. Суть его заключается в том, что исторический источник (продукт культуры, объективированный результат деятельности человека) выступает как единый объект раз­личных гуманитарных наук при разнообразии их предметов изучения.

При освещении данного курса обращается внимание на исторические источники, возникающие в личностной, общественной и государственной сферах; обосновывается источниковедческий критерий сравнительно-исторических исследований; раскрываются междисциплинарные связи источниковедения; показываются различные методологиче­ские подходы в решении наиболее значимых проблем; исследуются развитие методов изучения основных видов исторических источников.

Цель курса - изучить природу источника как исторического явления, возникаю­щего в определенных социальных условиях времени, отражающего эти условия. Такой подход тесно увязывается с задачами изучения гносеологической природы источника как средства исторического познания.

Задачи курса:

- раскрыть методологические позиции при одновременном освещении принципиальных вопросов в других научных областях;

- выработать знания методики и техники источниковедческого исследования;

- раскрыть зависимость метода исследования исторических источников от общенаучной и исторической методологии;

- типологическое рассмотрение и компаративное изучение корпуса исторических источ­ников, как наиболее системно и целостно разработанные;

- усвоение терминологического аппарата исторического исследования;

- знания системы методов при анализе источников и возможности их на практике;

- знакомство с кругом источников по региональной истории.

В ходе анализа источниковедение использует данные всех дисциплин и отраслей знания, которые дают возможность изучать произведения, созданные людьми, и анализировать их как источники информации об их создателях. Разнообразие междисциплинарных связей источниковедения обусловлена тем, что в качестве источников выступают разнообразные типы и виды произведений.

Источниковедение, будучи междисциплинарной областью знаний, входит в тесные взаимодействия с другими областями знания и практики: документоведением, архивисти­кой, библиографией, информатикой и др. Обращаясь к происхождению и содержанию различных видов источников, источниковедение взаимодействует с теми науками, кото­рые имеют предметом соответствующие области гуманитарного знания.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Теория источниковедения как самостоятельная отрасль (формирование и развитие). Выделение источниковедения в самостоятельную отрасль исторического знания.

Историческая наука разных периодов характеризуется особым вниманием к гно­сеологическим и методологическим аспектам исторического познания. Не является в этом смысле исключением и источниковедение, которое как специальная отрасль исторической науки имеет свою историю и методологию.

Раздел 1. Теория источниковедения

Источниковедение: особый метод познания реального мира. Исторический ис­точник в свете теории отражения. Объективное и субъективное в источнике. Механизм диалектической связи исторической действительности и источника, источника и историка. Ретроспективный характер исторического познания. Понятие исторического источника в свете учения об информации. Определение исторического источника в рамках дисципли­нарного подхода.

Источник: феномен культуры и реальный объект познания. Источник: антрополо­гический ориентир гуманитарных наук.

Фиксированные источники информации о реальности.

Исторический источник и исторический факт.

Предмет и объект источниковедения. Источниковедение и историческое иссле­дование. Источниковедение и система вспомогательных исторических дисциплин. Опре­деление исторического источника. Источник как явление культуры.

Основные методологические принципы источниковедения.

Проблема классификации исторических источников. Основные принципы при вы­делении типов и видов исторических источников. Видовая классификация исторических источников. Понятие о массовых источниках. Эволюция исторических источников. Ос­новные тенденции развития источников.

Раздел 2. Становление и развитие источниковедения

Критика и интерпретация как исследовательская проблема. Труды А.-Л. Шлецера «Повесть временных лет», Ф. Шлейермахера «О герменевтике и критике, особенно в их отношении к Новому завету», Ф.А. Вольфа « Илиада» и «Одиссея», Б.Г. Ниоура «Римская история» и др. Принципы подхода и методы изучения произведения и его авторства.

Источниковедение как проблема национальной культуры. Совершенствование методов критического анализа исторических источников. Издание серий исторических источников в Германии. Г. Вайц и его « Источниковедение германской истории».

Издание исторических источников в России. «Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел», « Полное собра­ние русских летописей», «Полное собрание законов Российской империи». Проблемы вы­явления, научной критики и оценки исторических источников.

Источник как самодостаточная исследовательская проблема. Создание на­циональных архивов как достояния нации. Проблемы исторического образования.

Источники как средство познания для историка. Позитивистский подход к концеп­ции методологии истории. Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос - «Введение в изучение исто­рии». Этапы исторического познания в их концепции.

Преодоление позитивистской методологии. Методологическое обособление наук о культуре. Неокантианские подходы к проблемам гуманитарного познания. Работы В. Виндельбанда и Г. Риккерта. В. Дильтей -«Введение в науки о духе».

Исторический факт и исторический источник в концепции «Анналов». Л. Февр - « Бои за историю», « Суд совести истории и историка», « От Шпенглера к Тойнби». Кон­цепция науки о человеке.

Познавательная деятельность историка. Историческое прошлое в сознании исто­рика. «Апология истории, или Ремесло историка» М. Блока, «Идея истории» Р.Дж. Кол­лингвуда.

Феноменологический подход к проблемам гуманитарного познания. «Философия как строгая наука» Э. Гуссерля. Развитие идеи феноменологии.

Концепция учения об источниках в русской гуманитарной науке. Работы В.О. Ключевского, СМ. Середонина, К.Н. Бестужева-Рюмина. Концепция методологии источ­никоведения А.С. Лаппо-Данилевского. Объективность гуманитарного познания и его дальнейшее развитие.

Источниковедение в советской реальности. Идеологизация и политизация истори­ческой науки и его влияние на содержание источниковедения.

Современные теоретические проблемы источниковедения. Методология гумани­тарного исследования. Источник как антропологический ориентир гуманитарного знания. Междисциплинарная проблематика источниковедения: источник, текст, произведение, автор. Источник как явление культуры.

Раздел 3. Метод источниковедения

Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез. Структура источнико­ведческого исследования.

Исторические условия возникновения источника.

Проблема авторства источника. Проблема авторства произведений коллективного творчества.

Обстоятельства создания источника.

Авторский текст, произведение и его функционирование в социокультурной общ­ности. Функционирование произведения в культуре. Интерпретация источника. Анализ содержания. Источниковедческий синтез. Источники в науках о человеке.

Общенаучные методы и их место в историческом исследовании. Количественные методы анализа в источниковедении.

Органическое единство методологии, методики и техники источниковедческого исследования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно методический комплекс по дисциплине «Источниковедение истории Казахстана» специальность 050114 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно - методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Аманжолом Ку­зембайулы, магистранткой исторического факультета второго года обучения Мукужановой Айзадой на основании
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история древнего мира» специальности 050401 история

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории по специальности 050401 История при очной форме обучения 5 лет.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Фундаментальные проблемы отечественной истории» специальность 6N0114 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессо­ром кафедры ис­то­рии Ка­­захстана, доктором исторических наук Аманжо­лом Күзембайұлы на основании типовой программы, утвержденной и введенной в действие протокольным решением
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине История исторической науки. Историография отечественной истории

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История исторической науки. Историография отечественной истории» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Документоведение»

    Учебно-методический комплекс
    1.1 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Документоведение» для студентов, обучающихся по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления».

Другие похожие документы..