Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Повышение интереса к поведению животных, которое наблюдалось к концу прошлого века, в большой степени было связано с появлением теории эволюции путем...полностью>>
'Документ'
38х61х25см. Предназначена для развития осязательных навыков, помогает развить интерактивную деятельность, а также предназначена для звуковой стимуляци...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа по курсу «Технико-экономический анализ деятельности предприятий» составлена на основании требований Государственного образовательно...полностью>>
'Документ'
Судебная медицина - самостоятельная медицинская наука, изучающая и решающая медико-биологические вопросы, которые возникают у правоохранительных орга...полностью>>

Конспект лекций по теме "Построение систем качества"

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Конспект лекций

по теме "Построение систем качества"

Функционирование на предприятии сертифицированной системы качества по международному стандарту ISO 9001 или ISO 9002 - важнейший фактор продвижения продукции или услуг на мировой рынок!

Тема 1

Качество предлагаемой продукции и услуг является основополагающим требованием современного рынка и главным условием экономической мощности, конкурентоспособности и успеха предпринимательских структур. Доказанный факт: получаемая прибыль напрямую связана с повышением качества товара, соответствующего ожиданиям потребителя.

Опыт ведущих фирм-производителей убедительно подтверждает, что достичь желаемого и стабильного качества товара можно лишь путем внедрения во все процессы и на всех уровнях деятельности предприятия организационно контролируемой и постоянно совершенствуемой системы управления качеством. Для этого производственный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обнаруживать дефекты не в готовом изделии, а во время изготовления, на стадии их возникновения.

Создание и функционирование системы качества на предприятии означает: оценку состояния, планирование, распределение ответственности, систематизацию и разработку документации, обучение персонала, безусловное выполнение установленных положений, управление и постоянный контроль, корректировки и систематические улучшения - в отношении деятельности каждого работника.

Единый комплекс требований ко всевозможным моделям систем качества определен в международных стандартах серии ISO 9000, которые введены в действие практически во всех странах мира, в том числе в Украине как ДСТУ.

Основные преимущества, получаемые от внедрения системы качества, это:
- организация анализа требований потребителя и обеспечение производства продукции или предоставления услуг в соответствии с его ожиданиями;
- доказательство соблюдения обязательств в отношении соответствия продукции, обеспечение гарантий и ответственности за поставляемую продукцию;
- повышение конкурентоспособности продукции;
- обоснованное назначение мероприятий по обеспечению надлежащего качества;
- снижение затрат на качество;
- надежный контроль и устранение недостатков и проблем в управлении процессами;
- четкое распределение ответственности на всех уровнях деятельности предприятия.

Последующей сертификацией действующей системы качества предприятие подтверждает выполнение требований стандарта ISO 9001 или ISO 9002. Сертификационный аудит и выдачу сертификата осуществляют признанные независимые аккредитованные органы по сертификации, в которые предприятия подают заявки на добровольных началах.

Значение качества продукции и услуг как определяющего рыночного фактора во всем мире признано и неоспоримо. Наряду с многочисленными теориями это подтверждено, прежде всего, практическим опытом предприятий с действующими системами качества. Обращение к этой теме становится актуальным и в Украине, хотя еще во многом не получило должных приоритетов. Прошло всего несколько лет, как у нас появились предприятия, внедрившие системы качества. Менее 100 из них получили сертификаты.

Но опыт показывает, что на предприятиях, длительное время успешно работающих в рыночных условиях, качество зачастую выносится на первую позицию как главный признак конкурентоспособности. Стандартами серии ISO 9000 предусмотрено, что систему качества может разработать у себя и юридическая фирма, и магазин, и туристическое агентство, и кафе, и проектный институт, и гостиница, и банк, т.е. практически любое предприятие.

Истоки систем качества лежат почти исключительно в производственных отраслях. Понятие “качество” применялось поначалу лишь в смысле качества материальной продукции. Причем, исходными базовыми характеристиками или показателями качества выбирались те, которые можно было физически измерить, и дальнейшее развитие шло на их основе.

Современное определение “качества” можно упрощенно сформулировать так: Продукция или услуга должна обладать свойствами, о которых потребитель и поставщик договорились заранее.

Однако сегодня в центре внимания ставится не только качество самого изделия, но также качество производственного процесса и всей системы обеспечения как предпосылка качества конечной продукции. Введение системы качества на практике дает возможность систематического использования потенциалов, имеющихся на каждом предприятии, но зачастую недостаточно востребованных.

Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством.

Управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству и направленные как на управление процессами, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования.

Система качества должна обеспечивать уверенность, что:

  • продукция отвечает ожиданиям потребителей,

  • учтены требования как общества, так и защиты окружающей среды,

  • акцент делается на предупреждение проблем, а не только их выявление и устранение,

  • система действует и дает эффект.

В системе качества должны быть четко определены:

  • общие и конкретные обязанности сотрудников в области качества,

  • ответственность и полномочия по каждому виду деятельности, влияющему на качество, с предусмотрением достаточной организационной свободы и обязанностей,

  • планы мероприятий по управлению различными видами деятельности, в т.ч. смежными, и их координациями.

К ресурсам относятся:

  • человеческие ресурсы, в том числе специалисты определенных квалификаций;

  • оборудование для проектно-конструкторских работ;

  • производственное оборудование;

  • оборудование для контроля, испытаний и измерений;

  • программное обеспечение контрольно-измерительных устройств и компьютеров.

В системе качества закладывается база для совершенствования предлагаемых изделий и услуг за счет целевого анализа спроса. При этом внедряются структурированные, блочные, типовые, воспроизводимые этапы работ, в результате малопроизводительная, ошибочная и дублирующая деятельность сводится к минимуму.

Секрет успеха фирмы заключен в последовательной и постоянной “настройке” предлагаемой продукции или услуг на требования клиентов.

Проблемы для обеих сторон возникают в случаях, когда:

- имеются расхождения между требованиями клиента и их восприятием, интерпретацией (непонимание потребностей клиента);

- существуют трудности в приведении требований клиента к конкретным схемам выполнения, а также в четком определении характеристик изделия или услуги (незнание ожиданий клиента);

- имеются несоответствия между показателями, установленными для данной продукции (услуги), и теми, что получены в ходе ее предоставления (невыполнение ожиданий клиента).

Вследствие неполных либо неправильно понимаемых исходных данных результаты фактического исполнения не согласуются с ожиданиями клиента. Следствие - потребитель не удовлетворен.

Использование специально разработанных инструментов менеджмента качества позволяет своевременно выявлять и устранять слабые места в деятельности предприятия. Действующая система качества способствует стабильному и долговременному удержанию надлежащего уровня качества, прежде всего, благодаря продуманной и утвержденной организационной, информационной и исполнительной структуре.

Это позволяет оперативно и более эффективно реагировать на изменяющиеся ограничительные условия, такие как:

  • новые рыночные тенденции

  • непредвиденные помехи;

  • новые знания и опыт (включая ошибки).

Тема 2

Этапы разработки и внедрения на предприятии системы обеспечения качества по международным стандартам серии ISO 9000:

1 Оценка организации деятельности предприятия и состояния производства на соответствие требованиям ISO 9000.

  • Анализ действующей на предприятии документации: ее актуальность, порядок утверждения, обращения, учета, внесения изменений и т.п.

  • Ознакомление со структурой предприятия, распределением ответственности и полномочий, согласование с требованиями ISO 9000.

  • Ознакомление с организацией работы в структурных подразделениях, включенных в систему качества (СК), их взаимосвязей.

  • Согласование с руководством предприятия основных принципиальных положений СК, включая политику в области качества.

2 Разработка полного комплекта документации на СК в соответствии со стандартами ISO 9001 или ISO 9002.

  • Консультационная поддержка в доработке имеющихся на предприятии рабочих инструкций и других внутренних руководящих документов с их надлежащим оформлением согласно требованиям ISO 9000.

  • Планирование необходимых дополнительных рабочих инструкций и положений.

  • Составление, оформление и согласование системных и производственных методик качества по задействованным элементам качества.

  • Разработка “Руководства по качеству” (20 разделов).

3 Инструктаж и консультирование руководящего и исполнительного персонала в теоретическом и практическом освоении принципов функционирования СК на предприятии.

4 Содействие в непосредственном внедрении СК на предприятии и необходимой корректировке руководящих документов.

5 Организация проведения внутреннего аудита с необходимым документированием.

6 Оказание помощи в планировании и организации проведения корректирующих действий и улучшающих мер по результатам аудитов, устранению недостатков и совершенствованию СК.

Этап 1 Оценка

1.1 Принятие решения о разработке системы качества требует в первую очередь выяснения руководством предприятия следующих вопросов:

- с какой целью внедряется система качества;

- какая модель системы качества наиболее подходит предприятию;

- какие ресурсы могут быть выделены для разработки системы и обучения персонала;

- кто будет обеспечивать разработку системы;

- какие сроки желательны для введения системы в действие;

- где получить сертификат на систему качества.

1.2 Задачей высшего руководства является также формулирование стратегических положений “Политики в области качества”, где декларируются главные цели, задачи и обязательства в деятельности предприятия. Политика в области качества утверждается руководителем предприятия и доводится до сознания каждого работника как основной принцип, на который следует ориентироваться при выполнении любого рабочего задания.

1.3 На стадии предварительного анализа и принятия решения о разработке системы качества руководству предприятия необходимо ознакомиться с:

- принципами функционирования системы качества;

- взаимосвязей между системой качества и качеством продукции;

- стандартами на системы качества и их основными элементами;

- структурой документации на систему качества;

- требованиями к контролю со стороны руководства;

- ролью персонала и требованиями к его подготовке;

- преимуществами и затратами, связанными с системой качества.

При этом следует подчеркнуть, что система качества будет действовать эффективно только при настойчивом и систематическом контроле со стороны руководства. В противном случае она может быстро превратиться в пакет формальных бумаг.

1.4 Решение о начале разработки и внедрения системы качества на предприятии следует официально задокументировать. Кроме того, необходимо приказом назначить ответственного за систему качества и его помощников. Ответственный за систему качества должен подчиняться непосредственно высшему руководителю предприятия и его указания в вопросах обеспечения функционирования системы качества имеют высший приоритет для всех работников предприятия.

1.5 Предварительным этапом разработки системы качества должно быть проведение общего анализа и оценки фактического состояния и актуальности всей используемой документации и данных, а также действующей системы управления и документирования: планирования работ, выдачи производственных заданий, отчетности, контроля результатов во всех структурных подразделениях.

Должны быть собраны и систематизированы, в частности, следующие виды документов предприятия:

- положения о подразделениях, службах;

- должностные инструкции;

- стандарты предприятия;

- производственные, технологические и другие инструкции;

- описания процессов, блок-схемы производства;

- конструкторская документация (перечень видов этих документов);

- технологическая документация (перечень видов этих документов);

- документы, регламентирующие методы контроля и испытаний продукции;

- документация на производственное и другое оборудование (перечень);

- документация на средства измерений и испытаний, их метрологическое обеспечение (перечни);

- программное обеспечение, базы данных, банки данных;

- документы на персонал;

- договорные документы;

- внешние нормативно-технические документы;

- официально действующие планы, графики, программы (например, график ППР, план подготовки персонала, график поверок измерительных средств, план закупок сырья, план производства);

- рабочие списки - например, список выпускаемой продукции, предоставляемых услуг, прайс-лист, остатки готовой продукции на складе, действующие контракты, закупаемые материалы и комплектующие, поставщики и субподрядчики, штатное расписание;

- журналы, регистрационные книги;

- формы, бланки, формуляры, отчетные и протокольные документы.

1.6 После проведения предварительной оценки фактического состояния необходимо составить и утвердить детализированную программу или план разработки и внедрения системы качества с указанием ответственных лиц за конкретные работы.

1.7 Система качества охватывает, как правило, деятельность всего предприятия за исключением лишь некоторых вспомогательных подразделений. Поэтому важнейшим документом, который должен быть утвержден высшим руководством на первой стадии построения ситемы, является организационная структурная схема предприятия.

Эту схему следует представить таким образом, чтобы были наглядно отражены:

- представители руководства, дирекции, в т.ч. ответственный за систему качества;

- каждое подразделение, служба и независимые ответственные должности;

- однозначная подчиненность.

На схеме должны быть показаны, в частности, подразделения, отвечающие за выполнение прямых требований стандарта ISO 9001, в частности:

- прием и оформление заказов, сбыт; - закупки, снабжение; - проектирование, разработки новой продукции; - технологические вопросы; - планирование и организация производства; - производство; - контроль и испытания; - метрология; - обслуживание и ремонт оборудования; - склады; - транспорт; - сервисное обслуживание; - кадры, персонал.

1.8 Учитывая, что система качества вводится на предприятии, прежде всего, для обеспечения надлежащего и стабильного качества производимой и поставляемой потребителям продукции или услуг, необходимо составить точный перечень тех видов продукции или услуг, на которые распространяется действие системы качества.

К этому перечню надо дать четкие описания характеристик и показателей качества для каждого вида продукции или услуг. Если определенные изделия выпускаются в полном соответствии с конкретными стандартами, то на них даются ссылки.

Перечень поставляемой продукции или услуг должен постоянно находиться в актуальном состоянии.

Тема 3

Все требования к системе качества предприятия устанавливает основной стандарт ИСО 9001 в разделе 4. Этот раздел состоит из 20 пунктов, называемых элементами качества, а именно:

4.1 Ответственность руководства - определяет требования к распределению полномочий, обеспечению надлежащего функционирования системы качества, а также к контролю за ее эффективностью со стороны высшего руководства предприятия;

4.2 Система качества - излагает требования к структуре системы качества, ее документированию, а также к планированию качества;

4.3 Анализ контракта - определяет необходимость детального анализа требований клиентов в ходе приема заказов, оценки возможности их выполнения, проверки контрактных условий;

4.4 Управление проектированием - регламентирует порядок организации деятельности подразделений, участвующих в проектировании и разработке новых видов продукции, выпускаемой предприятием, (этот элемент качества отсутствует в стандарте ИСО 9002);

4.5 Управление документацией и данными - освещает требования к утверждению, учету, обращению и изменению всех действующих на предприятии документов.

4.6 Закупки продукции - раскрывает требования к снабжению предприятия качественными сырьевыми материалами, комплектующими, к выбору и оценке используемых поставщиков и субподрядчиков;

4.7 Управление продукцией, поставляемой потребителем - отражает условия хранения и использования давальческой продукции, а также других материалов, предоставляемых клиентом для выполнения заказа;

4.8 Идентификация и прослеживаемость продукции - указывает на условия и необходимость идентификации изготавливаемой продукции на всех стадиях производственного процесса и обеспечения ее обратной прослеживаемости;

4.9 Управление процессами - устанавливает требования к четкому определению и планированию процессов производства и монтажа, обеспечению управляемых условий и обслуживания для обеспечения нормального протекания всех процессов;

4.10 Контроль и испытания - задает требования к проведению входного контроля закупаемой предприятием продукции, к организации контроля в процессе производства и к испытаниям готовой продукции;

4.11 Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием - определяет необходимость метрологического обеспечения производства при использовании измерительной техники;

4.12 Статус продукции по результатам контроля и испытаний - указывает необходимость идентификации статуса продукции на протяжении всего процесса производства;

4.13 Управление продукцией, не соответствующей установленным требованиям - устанавливает необходимость выявления несоответствующей продукции, документального оформления и изоляции;

4.14 Корректирующие и предупреждающие действия - определяет требования к исследованию причин несоответствий, рассмотрению претензий потребителей и принятию мер по их устранению, а также улучшению деятельности предприятия;

4.15 Внутреннее обслуживание, складирование, упаковка, хранение и поставка - отражает требования, обеспечивающие сохранность продукции при упаковке, погрузке, транспортировании, складировании и поставке;

4.16 Управление протоколами качества - раскрывает требования оформления, учета, хранения, ведения отчетно-регистрационных и протокольных документов предприятия;

4.17 Внутренние проверки качества - устанавливает обязательные требования проведения и регистрации внутренних аудитов системы качества;

4.18 Подготовка персонала - определяет требования к обучению и повышению квалификации работников предприятия с обязательным документированием результатов;

4.19 Техническое обслуживание - указывает на необходимость установления правил проводимого технического обслуживания поставляемой продукции;

4.20 Статистические методы - отражает требования к описанию порядка использования методов анализа накапливаемых статистических данных.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конспект лекций     по теме:   «Материаловедение»     для специальности 120100 "Технология машиностроения" (Объем лекций 80 часа)

    Конспект
    Материаловедение относится к числу основополагающих дисциплин для машиностроительных специальностей. Это связано с тем, что получение, разработка новых материалов, способы их обработки являются основой современного производства и
  2. Конспект лекций по темам курса «Фундаментальные проблемы развития экономики ес»

    Конспект
    Понятие МЭИ. Объективная необходимость и историческая неизбежность МЭИ. Основные условия и предпосылки эффективной МЭИ в условиях глобализации мировой экономики.
  3. Опорные конспекты лекций по темам: Проблемы классификации членов предложения

    Конспект
    ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, грамматически значимые части, на которые подразделяется предложение при синтаксическом анализе; могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний, т.
  4. Конспект лекций по курсу основы алгоритмизации и программирования для студентов всех специальностей и всех форм обучения Минск 2004

    Конспект
    Конспект лекций по курсу «Основы алгоритмизации и программирования» для студентов всех специальностей и всех форм обучения. - Мн.: БГУИР, 2004. - 89 с.
  5. Конспект лекций по курсу: Банковские технологии Оглавление

    Конспект
    В Российской Федерации создание и функционирование банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения,

Другие похожие документы..