Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Массаж возник в глубокой древности. Слово «массаж» происходит от греческого слова «μασσω», что значит «месить», «мять», «поглаживать». Массаж как мето...полностью>>
'Литература'
Защита состоится «27» февраля 2009 года на заседании диссертационного совета Д 212. 101. 04. по филологическим наукам при Кубанском государственном у...полностью>>
'Программа'
В рамках этого курса предполагается знакомство с наиболее важными вехами в истории развития города Галича, памятниками архитектуры и современности, з...полностью>>
'Документ'
[>Ан3д/>Д3ж] Ах, уста, целованные столькими, Столькими другими устами, Вы пронзаете стрелами горькими, Горькими стрелами, стами....полностью>>

Социальной политики Российской Академии государственной службы при Президеоте Российской Федерации, профессор мгту имени Н. Э. Баумана д э. н., к м. н

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УДК -364-056.24 ББК- --65.272 XSS ■

СОДЕРЖАНИЕ



Х88


ISBN S-472-01599-5

Сведения об авторе:

Храпылина Л.Л. — профессор кафедры социальной политики Российской Академии государственной службы при Президеоте Российской Федерации, профессор МГТУ имени Н.Э. Баумана д.э.н., к.м.н., действительный член РАЕН

Храпылина, Л. П.

М.: Изда-

Реабилитация инвалидов / Л.П. Хралылиш. тельство «Экзамен», 2006. — 415, [1] с.

ISBN 5-472-01599-5

В настоящем пособии представлены современные теоретико-методологические основы реабилитации инвалидов. В нем изло­жены алгоритмы разработки медицинской, социальной и профес­сиональной составляющих индивидуальных программ реабилита­ции инвалидов (ИПР), а также технология формализации ИПР. Пособие составлено и соответствии с действующими нормативно-правовыми документами, регулирующими реабилитационную по­мощь и социальную поддержку этой категории граждан.

Пособие ориентировано на специалистов служб медико-социальноЯ экспертизы и реабилитации, работников органов и уч­реждений социальной защиты, здравоохранения, образования, труда и занятости, студентов и преподавателей профильных вузов, а также всех граждан, интересующихся вопросами реабилитации инвалидов.

УДК 364-056.24 ББК 65.272

Подписано в печать 02.12.2005. Формат 84^108%.

Гарнитура «Тайме». Бумага офсетная. Уч.-изд.л. 15,42. Усл. печ. л. 21,84. Тираж 3000 экз. Заказ .№ 8238.

© Храпылина Л.П., 2006

© Издательство «ЭКЗАМЕН», 2006

БИБЛИОТЕКА

;ет*

Введение • ■ 5

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ

В РОССИИ (информационно-аналитический обзор

за период 1917-1995 гг.).. 9

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

ИНВАЛИДОВ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ РЕШЕНИЯ 41

1. Порядок установления инвалидности

и ее основных характеристик 41

  1. Медико-социальная экспертиза: понятие,
    принципы, порядок осуществления... 41

  2. Алгоритм анализа медико-социального
    экспертного заключения об инвалидности 44

  1. Алгоритм установления
    резбилитационно-зкепертного диагноза 58

  2. Алгоритмы выбора реабилитационных
    мероприятий и формирования ИПР 62

  1. Методические аспекты формирования
    индивидуальной программы комплексной
    реабилитации инвалида 62

  2. Методические основы определения потребностей
    инвалидов в различных видах медицинской
    реабилитации g4

  3. Социальная реабилитация. Методические основы
    определения потребностей инвалидов в различных

видах социальной реабилитации 66

3

4. Алгоритм выбора мер профессиональной
реабилитации ...141

  1. Профессиональная реабилитация инвалида:
    сущность и содержание 141

  2. Мед и ко-социальная экспертная профдиагностика....143

  3. Психологическая оценка личности

и профессиональная ориентация инвалидов 145

  1. Экспертная оценка специальных условий труда
    инвалидов 152

  2. Экспертная оценка рациональности трудового
    устройства инвалида 153

5. Организационные и экономические аспекты
трудоустройства и поддержания стабильной занятости
инвалидов 155

5.1. Проблемы занятости инвалидов

на современном этапе 155

5.2. Параметры трудового процесса — качественные

и количественные характеристики 162

  1. Специфические особенности некоторых параметров
    трудового процесса для инвалидов — работников
    интеллектуального труда 172

  2. Санитарно-гигиенические требования к условиям
    труда инвалидов 179

  3. Особенности организации рабочих мест
    инвалидов на основе применения компьютерной
    техники 184

  4. Организационное обеспечение содействия занятости
    инвалидам органами службы занятости 207

6. Формализация индивидуальной

программы инвалида , 240

7. Социальные Ефограммы в интересах инвалидов .........243

Приложения 246

ВВЕДЕНИЕ

Государственная политика в отношении инвалидов в Рос-бии базируется на приоритетах их реабилитации и интеграции в общество. Действующий с 1996 г. Федеральный закон «О соци­альной защите инвалидов в Российской Федерации» определил новое содержание понятия «инвалид». Это привело к коренно­му изменению методических подходов установления инвалид­ности, формированию новых общих принципов и частных по­ложений медико-социалыюй экспертизы и реабилитации.

В соответствии со ст. 9 данного закона реабилитация ин­валидов — система медицинских, психологических, педагоги­ческих, социально-экономических мероприятий, направлен­ных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здо­ровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации — восстановление социального статуса инвали­да, достижение им материальной независимости и его соци­альная адаптация.

Реабилитация инвалидов включает в себя: ^ медицинскую реабилитацию — состоит из восстанови­тельной терапии, реконструктивной хирургии; протезиро­вания и ортезирования;

*■ профессиональную реабилитацию инвалидов — состоит из профессиональной ориентации, профессионального об­разования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;

** социальную реабилитацию инвалидов — состоит из соци-

ально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Реабилитация — основа интеграции инвалида в общество.

нтеграцию следует рассматривать как достижение опти-

ального уровня жизнедеятельности инвалида и реализации

нциальных способностей и возможностей личности. Со-

действие интеграции обеспечивается системой мер социаль­ной -защиты, направленных на создание инвалидам условий для их самообеспечения и равных с другими гражданами воз­можностей участия в общественной жизни и развитии обще­ства. Выбор пути и методов реабилитации и интеграции дол­жен адекватно и оптимально соответствовать потреб! юстям. инвалида, возможностям общества и конкретным условиям, в которых они осуществляются.

Практическая реализация вышеизложенных подходов к ре­шению проблем инвалидов и инвалидности происходит в систе­ме нормативно-правовых регуляторов, легализованных в законах и подзаконных актах, регламентирующих предоставление:

  • денежных видов обеспечения (пенсии, пособии, компен­
    сации, субсидии и другие выплаты);

  • натуральных видов обеспечения (продукты питания, оде­
    жда, предметы первой необходимости);

> льгот, направленных на удовлетворение индивидуальных
,.. потребностей инвалидов, в том числе коммунальных,
. транспортных, налоговых;

>

социальных услуг, направленных на удовлетворение ин­дивидуальных потребностей инвалидов, включая медико-социальные, социально-педагогические, социально-психо­логические, социально-бытовые, социально-экономические, социально-трудовые услуги. Среди вышеуказанных услуг наибольшее практическое

значение для инвалидов имеют:

■^ медицинская помощь;

  • воспитание и обучение;

  • профессиональное консультирование и образование;
    ^ трудовое устройство;

^ медико-социальный уход;

  • социально-бытовое обслуживание на дому, а также в спе­
    циальных центрах и стационарных учреждениях;

  • психологическая, психиатрическая, наркологическая под­
    держка и др. ;.)!!>.;;;•'

6

Современные особенности инфраструктуры социальной сферы и социально-экономические условия поставили перед семи участниками реабилитационного процесса, включая и самого инвалида либо лица, представляющего его интересы, задачу комплексного подхода к решению проблем инвалидов инвалидности. Реализация реабилитационных мероприятии в отношении индивида должна осуществляться через индиви­дуальную программу реабилитации (ИПР) инвалида, при раз­работке которой следует осуществлять интегральную оценку разнообразных медицинских, социальных и правовых аспек­тов в каждой конкретной ситуации. Такой подход требует действий, определенных нормами права, по алгоритмам, со­ставляющие которых последовательно представлены в на­стоящих методических материалах.

Схематично данные действия можно представить сле­дующим образом:

Установление юридического факта, определяющего основание для последующих действий, в том числе: оценка рассматриваемой ситуации на соответствие легализованному определению в нормативном или методическом акте, включая:

  • установление факта инвалидности;

  • установление степени тяжести инвалидности;

  • установление причины инвалидности.

Определение правовых последствий принятия решения по установленному юридическому факту:

> принятие решений уполномоченными службами;

S* оформление документов, удостоверяющих установленный юридический факт.

Определение сферы реализации правовых последст­вий, в том числе:

определение правового статуса субъекта в системе реа­билитационных и социальных мероприятий: *" в соответствии с группой инвалидности;

в соответствии с особенностями социально-правового, со­циально-бытового, социально-экономического и иных зна-

чимых статусов инвалида, а также характеристики его

места жительства (приложение!);

определение вида и объема реабилитационных и социаль­ных мероприятий;

определение исполнителей реабилитационных и социаль­ных мероприятий в рамках индивидуальных и целевых про­грамм.

Реализация вышеизложенных подходов, с одной стороны, жестко регламентирует технологии решения проблем индиви­да, которому установлен статус инвалида. С другой, обеспе­чивает возможность оптимального подбора варианта ИПР на основе экспертного прогнозирования. Это позволяет уполно­моченным по разработке ИПР специалистам-служб медико-социальной экспертизы действовать адекватно изменяющимся экономическим, социальным и правовым условиям реализа­ции принимаемых решений.

В отношении инвалидов как определенной категории насе­ления, а также специфической социальной группы, на феде­ральном и региональных уровнях разрабатываются и реализу­ются целевые социальные программы социальной поддержки инвалидов, в рамках которых предусматриваются подпрограм­мы реабилитации инвалидов.

.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

(ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗА ПЕРИОД 1917-1995 гг.)

Социальная помощь инвалидам в России на протяжении многих лет осуществляется их материальным обеспечением и социальным обслуживанием по трем основным системам:

а) государственное социальное обеспечение — находится в
ведении министерств труда и социального развития респуб­
ликанского и субъектов федерации республик в ее составе, а
также Пенсионного фонда Российской Федерации. Средства
социального обеспечения образуются из ассигнований по го­
сударственному, республиканскому и местным бюджетам;

б) государственное социальное страхование — которое
распространяется на рабочих и служащих (назначение
пенсий и выплата пенсий неработающим пенсионерам
осуществляется органами государственного социального
обеспечения); средства социального страхования образу­
ются из страховых взносов предприятий, учреждений, ор­
ганизаций и дотаций по государственному бюджету;

в) социальное обеспечение членов колхозов — средства
которого образуются из отчислений от доходов колхозов и
дотаций по государственному бюджету; это обеспечение
осуществляется общественными органами колхозов и ор­
ганами государственного социального обеспечения.
Материальное обеспечение и обслуживание в системе го­
сударственного социального обеспечения осуществляется в
следующих видах и формах:

^ пенсионное обеспечение;

*" врачебно-трудовая экспертиза (с !996 г. медико-социаль­ная экспертиза).

9

5* трудовое устройство и профессиональное обучение инва­лидов;

> протезирование и протезостроение;

У содержание в домах-интернатах для престарелых и инва­
лидов. •

Основной вид материального обеспечения инвалидов — пенсионное обеспечение. Создание и развитие материального обеспечения и социального обслуживания инвалидов осуще­ствляются на основе федерального законодательства. Начало формирования специальной системы помощи инвалидам в Российской Федерации положено 1 ноября 1917 г., когда было обнародовано Правительственное сообщение о социальном страховании, согласно которому пенсия увеличилась с 1 янва­ря 1917 г. на 100% за счет пенсионного фонда. Увеличение размера пенсии касалось всех пострадавших от несчастных случаев, независимо оттого, по какому закону им была назна­чена пенсия и какие учреждения эту пенсию выплачивали. Право на пенсию при увечье от несчастных случаев приобре­ли все трудящиеся, независимо от места их работы.

Страховые фонды на выплату пенсий и пособий полно­стью составлялись из страховых взносов предприятий, учреж­дений и лиц, пользующихся трудом страхуемых, без каких-либо взносоа самих застрахованных.

Последующие декреты советской власти, определяя пути развития социалистической системы обеспечения престарелых и нетрудоспособных, строились в соответствии с новой сущ­ностью социального страхования. В его основу положены не принципы страхования определенных рисков, наступление ко­торых давало право потерпевшему на возмещение убытков, понесенных им от увечья, болезни и т.п., а нормальное (соот­ветственно установленным нормативам) обеспечение жизнен­ного уровня трудящегося в случае утраты трудоспособности.

Социальное обеспечение осуществлялось целиком за счет средств государственного бюджета. Основное место в системе социального обеспечения заняли пенсии инвалидам из чирла 10

красноармейцев и красногвардейцев и пенсии членам их се­мей по случаю потери кормильца.

Развитие в первые годы советской власти именно этих ви-ов пенсионного обеспечения связаны с Гражданской войной и интервенцией, приведших к колоссальным человеческим жертвам- В стране насчитывались миллионы инвалидов войны и семей, потерявших кормильца. Именно они, по мнению вла­стей, особенно остро нуждались в материальной поддержке со стороны государства.

Пенсионное обеспечение красноармейцев и красногвар­дейцев и членов их семей регулировалось декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) от 7 августа 1918 г. На пенсион­ное обеспечение имели право солдаты Красной Армии, кото­рые в результате повреждений, ран или болезней, полученных вследствие прохождения военной службы, потеряли полно­стью или частично трудоспособность.

Декретом СНК от 21 января 1919 г. действие декрета от 7 августа 1918 г. о пенсионном обеспечении солдат Красной Армии и их семей распространено:

  • на моряков Красного Флота РСФСР;

  • на военнослужащих судоходной охраны Главного Управ­
    ления водных сообщений;

  • на военнослужащих пограничной охраны;

  • на военнослужащих продовольственных отрядов;

  • на военнослужащих железнодорожной охраны; на бывших
    красноармейцев;

V на членов рабочих и крестьянских боевых дружин;

на командный состав Красной Армии; на все категории

солдат и матросов прежней армии и флота.

Нетрудоспособные члены семей солдат Красной Армии, находившиеся ранее на их иждивении, обеспечиваются всем необходимым по местным потребным нормам, согласно по­становлениям местных органов советской власти.

Первоначально осуществление задач в области социально­го обеспечения возлагалось на Народный Комиссариат госу-

П

дарственного призрения, преобразованный в апреле 1918 г. в Народный Комиссариат социального обеспечения. Дальней­шее развитие законодательства о материальном обеспечении инвалидов протекало в условиях войны.

Важнейший этап в развитии социального обеспечения — утвержденное СНК 31 октября 1918 г. «Положение о социаль­ном обеспечении трудящихся», Положение распространялось не только на рабочих и служащих, но и на всех «трудящихся, источником существования которых был собственный труд, без эксплуатации чужого труда». Материальное обеспечение представлялось во всех случаях утраты средств к существова­нию, в том числе по причинам постоянной нетрудоспособно­сти. Предусматривались следующие виды обеспечения:

  • врачебная помощь и санитарно-курортное лечение;

  • пенсии при постоянной утрате трудоспособности вследст­
    вие болезни,увечья и др.

Средства на социальное обеспечение создавались из взно­сов предприятий, учреждений и других работодателей, а ра­ботники освобождались от каких-либо взносов.

В дальнейшем в Положение от 31 октября 1918 г. вноси­лись различные изменения. Самос существенное из них — от­мена уплаты страховых взносов (для всех предприятий и уч­реждений, кроме частных работодателей) и принятие всех расходов по осуществлению социального обеспечения непо­средственно на государственный бюджет.

Управление социальным обеспечением после ряда реорга­низаций сосредоточилось в системе Народного Комиссариата социального обеспечения.

В соответствии с Положением от 31 октября 1918 г. улуч­шено также обеспечение инвалидов из числа красноармейцев и их семей, что нашло закрепление в специальном Положе­нии, утвержденном СНК 28 апреля 1919 г.

Декретом СНК от 16 июля 1920 г. впервые вводятся персо­нальные пенсии для лиц, имеющих особые заслуги перед Рабо-12

Крестьянской революцией в борьбе с империализмом и бур-^аГо-помешичьей контреволюцией, а равно в деле социали­стического строительства и партийной работы. Пенсии назна­чались в случае инвалидности, а семьям - по случаю потери-кормильца Декрет значительно улучшал материальное обеспе­чение гоаждан, имеющих особые заслуги, и членов их семей.

В ноябре 1919 г. Наркомтруд и Наркомсобес слиты в один Комиссариат — Наркомтрудсобес.

Декретом СНК от 15 ноября 1921 г. была вновь введена система социального страхования рабочих и служащих, в том числе на случаи постоянной утраты трудоспособности. Все основные положения этого декрета отражены н Кодексе зако­нов о труде, принятом в 1922 г. С введением социального страхования государственное пенсионное обеспечение стало осуществляться для рабочих и служащих по системе социаль­ного страхования, для военнослужащих и других категорий трудящихся — по системе социального обеспечения.

Обеспечение же крестьян при нетрудоспособности и в других случаях осуществлялось в порядке общественной взаимопомощи.

Важнейшими законодательными актами, регулировавши­ми пенсионное обеспечение рабочих, служащих, военнослу­жащих и членов их семей, изданными в развитие декрета от 15 ноября 1921 г., были постановления СНК РСФСР от 8 де­кабря 1921 г. о социальном обеспечении инвалидов и от 9 де­кабря 1921 г. о социальном обеспечении членов семей трудя­щихся и военнослужащих в случае смерти кормильца. В соответствии с этими актами право на пенсию по инвалид­ности имели асе рабочие и служащие (в случае наступления у них инвалидности вследствие профессионального заболева­ния, трудового увечья или иных причин: общего заболевания, старческой дряхлости), а также военнослужащие. Члены се­мей указанных лиц имели право на пенсию в случае смерти кормильца. Для рабочих и служащих, ставших инвалидами вследствие старости, право на пенсию связывалось с наличием



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Политология международных отношений (курс лекций)

    Курс лекций
    Многие видят истоки политологии как науки в работах Ш. Монтескье. Но институционализация политологии как науки происходила довольно медленно. В Париже по инициативе Эмиля Бужмы основывается Национальный политологический фонд.
  2. Российская академия государственной службы при президенте российской федерации (1)

    Документ
    Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит анализ активно-игрового обучения как средства прогрессивного развития личности и ее социально-профессиональной компетентности.
  3. Программы профессиональной переподготовки государственных служащих, планируемые для реализации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, ее филиалах и в подведомственных рагс образовательных

    Документ
    дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) государственных служащих, планируемых для реализации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации,
  4. Конференция проводится 14 апреля 2011 г на международно-правовом факультете Воронежского филиала «Российской академии государственной службы при президенте рф». Для участия в конференции необходимо до 1 апреля 2011 г выслать в адрес оргкомитета

    Документ
    Приглашаем вас принять участие в очередной межвузовской научно-практической конференции, которую организует международно-правовой факультет Воронежского филиала «Российской академии государственной службы при президенте РФ».
  5. Российская академия государственной службы при президенте российской федерации (2)

    Диссертация
    Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации 1993 года возлагает на граждан обязанность и долг по защите Отечества. Институт защиты Отечества реализуется различными правовыми средствами, в том числе учреждением

Другие похожие документы..