Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ночь. Сквозь ставни пробивается слабый свет луны. Тильтиль спит сладким сном. Стук в дверь, Тильтиль (внезапно просыпается) Кто там? Снова стук Пого...полностью>>
'Рабочая программа'
Целями и задачами преподавания дисциплины «Управления проектами в издательско-полиграфической деятельности» заключается в формировании у обучающихся ...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляем...полностью>>
'Книга'
Тускло мерцают на дне их позеленевшие от времени гильзы винтовочных патронов Под густым северным ветром клонят вершины и глухо шумят иссеченные оско...полностью>>

Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (73)

Главная > Основная образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

  • правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования;

  • сущность и структуру образовательных процессов;

  • условия реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

  • тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;

  • основы просветительской деятельности;

  • методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);

  • теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса;

  • способы педагогического изучения обучающихся;

  • способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

  • особенности социального партнерства в сфере образования;

  • способы профессионального самопознания и саморазвития;

уметь:

  • системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

  • использовать методы педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

  • учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

  • учитывать в педагогическом процессе различные особенности учащихся;

  • проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям особенностям возрастного развития личности;

  • осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

  • создавать педагогически целесообразную педагогическую среду;

  • бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

  • координировать деятельность социальных партнеров;

  • участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

  • использовать теоретические знания для генерации идей в области развития образования;

владеть:

  • способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и др.);

  • способами осуществления педагогической поддержки и сопровождения;

  • способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

  • способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

  • способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

  • различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

  • способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

  • способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

На изучение дисциплины отводится 10 зачетных единиц, общая трудоёмкость курса в часах – 360; аудиторных часов – 146, СРС – 133 часов; изучается в 3,4,5 и 6 семестрах, отчетности: 3,4,5 семестры – зачеты, 6 семестр – экзамен.

5. Краткое содержание дисциплины

Введение в педагогическую деятельность: Педагогическая профессия и ее роль в обществе. Педагогическая деятельность. Общая и профессиональная культура педагога. Образовательная политика в России. Профессиональное становление и саморазвитие педагога. Общие основы педагогики: Понятие о педагогике как области гуманитарного знания. Категориальный аппарат, педагогические закономерности и методы исследования как признаки педагогической науки. Классификация педагогических научных дисциплин. Теория воспитания: Сущность, предмет, задачи и современные концепции воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Системный подход в воспитательной деятельности. Средства воспитания. Деятельность классного руководителя: задачи и функции. Воспитательный коллектив как субъект и объект воспитательной деятельности. Теория обучения: Теоретические основы обучения. Проектирование образовательного процесса. Мониторинг качества образовательного процесса. Современные дидактические концепции. История педагогики и образования: История педагогики и образования как наука и учебная дисциплина. Становление и развитие гуманистически направленной педагогики, систем образования в России и за рубежом. Авторские педагогические системы прошлого. Развитие идей гуманизма в педагогической мысли и образовании Западной Европы и Америки. Традиции гуманистической педагогики и концепции свободного воспитания в России. Инновационные процессы в образовании XIX – начала XX века, XX – начала XXI века. Практическая педагогика:

6. Разработчик(и): коллектив преподавателей кафедры педагогики ВГПУ:

Байбаков А.М., к.п.н., доц.; Богачинская Ю.С., к.п.н., доц.; Грачев К.Ю., к.п.н., доц.; Козловцева Е.А., к.п.н., доц.; Крюкова Т.А., к.п.н., доц.; Куликова С.В., д.п.н., проф.; Малахова В.Г., к.п.н., Макарова И.А., к.п.н., доц.; Нагибина О.Г., ст. преподаватель; Савин М.В., д.п.н., проф.; Сахарчук Е.И., д.п.н., проф.; Соловцова И.А., д.п.н., проф.; Столярчук Л.И., д.п.н., проф.; Ситникова Л.И., к.п.н., доц.; Тихоненков Н.И., к.п.н., доц.; Чудина Е.Е., к.п.н.,, доц.; Ястребова Г.А., к.п.н., доц.

Эксперт(ы):

Глебов А.А., канд пед. наук, профессор, кафедра педагогики, ВГПУ.

Б3.Б.2 «ПСИХОЛОГИЯ»

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель курса: формирование готовности педагога к проектированию психологически обоснованного педагогического влияния на учащихся школы общего типа.

Задачи курса:

  • усвоение системы категорий и понятий, описывающих проявления психики человека, основных закономерностей и механизмов поведения, общения и деятельности личности;

  • конструирование представлений о функционировании познавательных процессов, особенностей эмоционально-волевой и индивидуально-психологической сфер личности;

  • освоение системы методов психологического исследования;

  • овладение навыками анализа диагностического материала, планирования педагогической работы с учетом результатов исследования;

  • построение знаний о механизмах и закономерностях психического развития человека;

  • конструирование представления о взаимосвязи между созреванием мозга и психическим развитием;

  • освоение первичных умений по выявлению содержания образовательных потребностей учащихся разного возраста и созданию условий, способствующих их развитию;

  • освоение содержания психологических теорий учения и умственного развития и др.;

  • усвоение системы категорий и понятий, описывающих психологическую сущность процессов взаимодействия и общения; процессы формирования и развития групп, социализацию личности;

  • конструирование представлений о социально-психологических механизмах педагогического процесса;

  • освоение умений использования методов социально-психологических исследований для решения профессиональных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Успешное освоение курса «Психология» предполагает использование научных представлений о развитии человека, освоенных студентами в процессе изучения дисциплин цикла общенаучной базовой подготовки: «Философия», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Изучение курса необходимо для освоения студентами программ производственной (педагогической) практики, для последующего изучения психологических курсов по выбору студентов, входящих в вариативную часть профессионального цикла, для освоения дисциплин, предполагающих необходимость разработки педагогического влияния различного рода (курсов, связанных с методикой преподавания предметов общеобразовательного цикла).

3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК- 1)

  • способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК- 2)

  • способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК- 4);

  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК- 7);

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК- 9);

  • готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК- 14);

  • способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК- 16);

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК- 2);

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК- 3);

  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК- 4);

  • способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК- 6);

  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК- 2);

  • способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения учащихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК- 3);

  • способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК- 4);

  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК- 5);

  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК- 6);

  • способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8)

В результате изучения курса студент должен

знать:

  • основные категории и понятия научной психологии; основные направления и современные тенденции развития психологических концепций;

  • особенности психических процессов человека: познавательных, индивидуально-личностных, эмоционально-волевых;

  • исторически сложившиеся подходы к пониманию механизмов психического развития ребенка;

  • современные представления о структуре и содержании акта развития, сложившиеся в отечественной психологии;

  • психологическое содержание возрастов, включенных в периодизации развития, разработанные в отечественной психологии;

  • психологическое содержание кризисов развития в различные возрастные периоды;

  • методы изучения психического развития ребенка, необходимые педагогу для отслеживания эффектов обучения и воспитания;

  • ценностные и правовые основы профессиональной деятельности в сфере образования;

  • сущность и структуру образовательных процессов и просветительской деятельности;

  • особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

  • способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса и построения межличностных отношений в группах разного возраста;

  • способы профессионального самопознания и саморазвития;

  • психологические закономерности общения и взаимодействия людей; характеристики больших и малых групп, динамику групповых процессов;

  • психологические особенности личности и ее деятельности в результате включения в социальные группы.

уметь:

  • применять психологические методы и интерпретировать их результаты в исследовательских целях;

  • использовать теоретические знания различных психологических направлений, подходов, теорий, современные тенденции развития психологических концепций для генерализации новых идей в области развития образования;

  • аргументировано и ясно излагать собственную концепцию понимания предпосылок и условий психического развития ребенка, механизма развивающего влияния взрослого, обучающего ребенка;

  • формулировать цели и разрабатывать средства диагностики психического развития ребенка школьного возраста при решения различных профессиональных задач;

  • учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

  • учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

  • проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

  • создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду.

  • учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;

  • анализировать собственные межличностные отношения в педагогическом коллективе.

владеть:

  • средствами анализа психологического содержания возраста человека;

  • средствами анализа литературных источников в выборе способов популяризации научных знаний в области обучения и воспитания детей;

  • способами ведения дискуссии и полемики в предметной области курса.

  • навыками решения практических педагогических задач, используя психологические знания, полученные в ходе изучения психологии;

  • способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Количество зачетных единиц 10, общая трудоёмкость курса в часах -360; аудиторных часов 158, СРС -148; распределение по семестрам – 2-5, зачет 2-4 семестр, экзамен в 5 семестре.

  1. Краткое содержание дисциплины

Дисциплина «Психология» состоит из четырех разделов: «Психология человека», «Психология развития», «Психология образования», «Социальная психология».

Раздел «Психология человека»

Психология человека как наука. Психика человека как предмет системного исследования.

Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект. Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Основные психологические теории личности. Потребностно-мотивационная сфера личности. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение: функции, средства, структура, психологические характеристики. Познавательная сфера. Эмоции, чувства, воля. Индивидуально-типологические особенности личности.

Раздел «Социальная психология»

Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Социально-психологические аспекты изучения личности. Социализация личности. Социальная установка и реальное поведение. Социально-психологическая характеристика личности. Группа как социально-психологический феномен. Стадии и уровни развития группы. Руководство и лидерство как социально-психологические феномены. Психология межгруппового взаимодействия Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность, групповая совместимость. Конфликт, его виды, структура, динамика и возможные пути разрешения. Этнопсихология. Этнос как большая социальная группа.

Раздел «Психология развития»

Проблема развития: методологический и исторический аспекты. Созревание и развитие. Детерминанты развития. Социокультурный фон развития. Понятие возраста. Возрастная периодизация. Закономерности психического развития. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе. Психическое развитие в период новорожденности и младенчестве. Психическое развитие в период от 1 до 3-х лет.

Психическое развитие в период дошкольного детства. Психическое развитие в период младшего школьного возраста. Психическое развитие в период подростничества. Психическое развитие в период ранней юности. Психическое развитие в период зрелости.

Влияние образования на развитие. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека.

Раздел «Психология образования человека»

Предмет, задачи и методы психологии образования. Психологические теории обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. Психологические проблемы дифференциации и индивидуализации обучения. Основные понятия психологии воспитания. Психологические основы педагогической деятельности, общения и личности учителя.

6. Разработчики: Жуланова Ирина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Плотникова Н.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Усачева А.Н., старший преподаватель кафедры психологии, Лазарева Е.Г., старший преподаватель кафедры психологии.

Эксперт: Передельская С.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии.

Б3.Б.3 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1. Цель дисциплины:

Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» у студентов является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимаются готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентации, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Задачи дисциплины:

1. Приобретение понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с

деятельностью человека;

2. Овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на

снижение антропологического воздействия на природную сферу и обеспечение

безопасности личности и общества;

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б3.Б.3).

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для подготовки студентов к осуществлению предстоящей профессиональной деятельности.

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

ОК-1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-11 - готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

ОК-12 - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

ОК-13 - готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ПК-7 - готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

В результате освоения дисциплины, студенты должны:

- знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

- уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

- владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

4. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы.

Количество зачетных единиц - 2, общая трудоёмкость курса в часах – 72, аудиторных часов - 36, СРС – 36, дисциплина читается в одном семестре, форма отчетности – зачет.

5. При изучении дисциплины рассматриваются:

- современное состояние и негативные факторы среды обитания;

- принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные условия деятельности;

- последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

- средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере;

- методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

- мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в т.ч., и в условиях ведения военных действий. И ликвидация последствий аварии, катастроф стихийных бедствий и террористических актов.

- правовые, нормативные, организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- методы контроля и управления условиями жизнедеятельности.

6. Разработчик(и): Кондауров Ю.Н. доцент, зав. каф. машиноведения, БЖ и МпБЖД, ВГПУ.

Эксперт(ы): Жадаев Ю.А. к.п.н., доцент кафедры ТиМТОиВ, ВГПУ.

Б3.Б4 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель:

Формирование у студентов систематизированных знаний в области обеспечения охраны жизни, сохранения и укрепления (воссоздания) здоровья человека.

Задачи:

– формирование знаний и практических умений у студентов о методах оценки количества и качества здоровья человека;

– ознакомление студентов с организационными формами отечественного здравоохранения и медицинского обслуживания школьников;

– формирование представления о наиболее распространенных инфекционных и неинфекционных болезнях и возможностях их предупреждения;

– формирование системы знаний о влиянии экологических факторов на здоровье человека;

– формирование у студентов знаний и практических навыков первой медицинской помощи при травмах;

– формирование у студентов знаний и практических навыков выполнения комплекса сердечно-легочной реанимации;

– ознакомление с наиболее часто встречающимися неотложными состояниями и привитие практических навыков оказания первой медицинской помощи.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» относится к базовой части профессионального цикла ООП дисциплин (Б.3.Б.3.).

Дисциплина базируется на знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем этапе обучения дисциплин биологического цикла.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Методика обучения и воспитания», «Физическая культура» направления подготовки бакалавров 050100 Педагогическое образование.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (52)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа по направлению подготовки 031300 Журналистика по профилю подготовки Магистр разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 031300 «Журналистика»

    Основная образовательная программа
    Результатом освоения основной образовательной программы по направлению «Журналистика» является овладение студентами авторской, редакторской, проектно-аналитической,
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (5)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 400 «Водные биоресурсы и аквакультура» является системой учебно-методических документов,
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (6)

    Основная образовательная программа
    способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями,
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (7)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 010200 «Математика и компьютерные науки» и профилям подготовки «Фундаментальная и компьютерная алгебра», «Геометрическое моделирование»,
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (8)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 270100 «Архитектура» и профилю подготовки «Дизайн архитектурной среды».

Другие похожие документы..