Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Ботанический сад Балчика, расположенный в 1,5 км от центра города в бывшей летней резиденции румынской Королевы Марии, является одним из популярнейши...полностью>>
'Краткое содержание'
В данном проекте рассмотрены особенности автоматизации управленческого учета, с чего начать пересмотр нормативов на производстве, какова продолжитель...полностью>>
'Документ'
«После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.… И услышал я иной голос с неба, говорящ...полностью>>
'Программа'
А. Методические подходы к определению эпидемиологических особенностей менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов....полностью>>

Тема Бихевиоризм: психология как наука о поведении. Содержание темы

Главная > Контрольные вопросы
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 2. Бихевиоризм: психология как наука о поведении.

Содержание темы

Критика психологии сознания. Объективный метод исследования с позиций бихевиоризма. Предмет и задачи психологии поведения.

Основные положения бихевиоризма: поведение как набор реакций, отрицание сознания, обусловливание как механизм изменения поведения.

Классическое обусловливание: выработка условных связей. Условия формирования условной связи в исследованиях Р. Рескорлы (контингентность стимулов), М. Селигмана (выученная беспомощность), Гарсиа (условная вкусовая аверсия).

Инструментальное (Э. Торндайк) и оперантное (Б.Ф. Скиннер) обусловливание.

Исследования Э. Торндайка: кривые научения, закон эффекта, закон использования, закон готовности. Ассоциативное смещение и перенос навыка.

Метод совокупной регистрации Б. Ф. Скиннера. Роль подкрепления и наказания при научении.

Необихевиоризм. Целостное и целенаправленное поведение (Э. Толмен). Понятие промежуточных переменных. Экспериментальные исследования промежуточных переменных.

Контрольные вопросы

  • Почему бихевиористы отрицали существование сознания?

  • Почему в качестве предмета психологии бихевиористами было предложено поведение?

  • Какие задачи психологии были выдвинуты Дж. Уотсоном?

  • Что такое «реакции» и «стимулы» в понимании Дж. Уотсона?

  • На каком принципе основано классическое («павловское») обусловливание?

  • Что такое генерализация и дифференциация в классическом обусловливании?

  • Что призван был продемонстрировать эксперимент Дж. Уотсона с маленьким Альбертом?

  • Что понимается под контингентностью стимулов, согласно Р. Рескорле?

  • Почему условная связь не формируется в группе испытуемых, которым предъявляли условный стимул и до, и после безусловного (эксперимент Р. Рескорлы)?

  • В чем проявляется «феномен выученной беспомощности»?

  • Как М. Селигман доказывал, что выученная беспомощность обусловлена невозможностью контролировать предотвращение негативного воздействия?

  • Что такое «эффект Гарсиа»?

  • Что нетипичного в формировании условной связи при эффекте Гарсиа?

  • Что отражают кривые научения, предложенные Э. Торндайком?

  • На каком основании Э. Торндайк делает вывод, что обучение носит случайный характер, а не характер внезапного озарения (понимания решения)?

  • В каких особенностях поведения животного, решающего задачу в проблемном ящике, проявляется «закон эффекта»?

  • В чем заключаются закон готовности и закон эффекта, по Э. Торндайку?

  • Что подразумевается под «методом проб и ошибок» в опытах Э. Торндайка?

  • В чем заключается механизм «ассоциативного смещения»?

  • Что такое респондентное и оперантное поведение, по Б.Ф. Скиннеру?

  • Что такое оперантное научение (обусловливание), согласно Б.Ф. Скиннеру?

  • Как происходит отбор нужных поведенческих реакций при оперантном обусловливании?

  • Чем отличается способ регистрации поведения («совокупная регистрация»), предложенный Б.Ф. Скиннером, от кривых научения Э. Торндайка?

  • В чем состоит скиннеровский метод дифференциального подкрепления?

  • При каких условиях и почему в опытах Б.Ф. Скиннера наблюдается «суеверное поведение» животных?

  • Какой эксперимент демонстрирует влияние наказания на эффективность обучения?

  • В чем негативные последствия применения наказания для обучения, по Б.Ф. Скиннеру?

  • В чем расхождения между классическим бихевиоризмом и необихевиоризмом?

  • Что Э. Толмен подразумевал под «целостным» и «целенаправленным» характером поведения?

  • Что такое «промежуточные переменные»? Приведите их примеры.

  • Какие эксперименты подтверждают теоретические позиции необихевиористов?

Основная литература:

  1. Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию, лекция 4.

  2. Б. Хегенхан, М. Олсон. Теории научения. стр. 63-66, 67-69, 72-74 (Торндайк); стр. 84-92, 98-102 (Скиннер); стр. 168-169, 171-173 (Павлов); стр.185-191 (Рескорла, Селигман); стр. 194-196 (Гарсиа); стр. 292-293, 296-297, 299-302 (Толмен)

Дополнительная литература:

  1. Дж.Б. Уотсон. «Бихевиоризм»// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» под ред. Е.Е. Соколовой

  2. Э. Ч. Толмен «Когнитивные карты у крыс и человека»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Gutter=8> Лекция 4 психология как наука о поведении

    Лекция
    Мы переходим к следующему крупному этапу в раз­витии психологии. Он ознаменовался тем, что в психо­логию были введены совершенно новые факты — факты поведения.
  2. Конспект лекций по курсу "Основы психологии" Тема Предмет, задачи и значение психологии как науки на современном этапе развития общества

    Конспект
    Цель занятия: овладение студентами основными понятиями темы, осознание структуры психологических знаний и их дифференциация от житейских психологических сведений.
  3. Темы для рефератов по "Психологии и педагогике". Основные этапы развития психологии как науки

    Реферат
    Введение и заключение - 1,5 – 2 страницы. Во введении обязательно должны быть раскрыты актуальность темы, цель и задачи работы, а так же практическое использование.
  4. Темы контрольных работ для заочников по дисциплинам кафедры психологии и социальной педагогики

    Документ
    Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Науки о человеке и человечестве. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней, ее пополнение теориями и методами других наук.
  5. План: Предмет и задачи психологии как науки > Место психологии в системе наук и структура современной психологии Методология и методы психологии > Основные направления и научных школы психологии

    Семинар
    Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. в / Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд – М.: Просвещение, 1987.

Другие похожие документы..