Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа «Воспитание толерантности учащихся» интегрирует воспитательные воздействия всех участников образовательного процесса и концентрует все ресур...полностью>>
'Реферат'
Мне бы хотелось поблагодарить тех, кто тем или иным образом повлиял на создание данного первого пособия в моей жизни: учителей на курсах, коллег, а та...полностью>>
'Документ'
в процентах к итогу * 005- 007 годы - консолидированный бюджет Камчатской области без учета Корякского автономного округа....полностью>>
'Конкурс'
Данная работа была сделана связи с необходимостью создания небольшого, компактного устройства, способного в «полевых» условиях производить электричест...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Языкознание» Заочное отделение для специальности 033200 «Иностранный язык»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра английского языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Языкознание»

Заочное отделение

для специальности - 033200 «Иностранный язык»

Утвержден на заседании кафедры

английского языка

« 30 » августа 2006 г.,

протокол №1.

Воронеж-2006

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 033200 \ 050303 Иностранный язык

Квалификация учитель иностранного языка

«…ДПП.Ф.01 - Языкознание

Введение в языкознание. Предмет и задачи языкознания. Отрасли языкознания. Взаимосвязь языка и общества, языка и мышления. Язык как система знаков. Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры языка. Территориальная и социальная дифференциация языка. Языковая ситуация в странах изучаемого языка. Генеалогическая и типологическая классификация языков.

Общее языкознание. Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке. Современная структура знаний о языке. Основные лингвистические направления. Методы современного языкознания. Социальная обусловленность языка. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе. Языковая картина мира. Языковая личность, вторичная языковая личность…».

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра английского языка

Программа учебной дисциплины

«Языкознание»

по специальности - 033200 «Иностранный язык»

Составитель:

К.ф.н., проф. Н.А.Сребрянская

Воронеж-2006

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Языкознание» является частью федерального компонента ГОС, изучается во 2 семестре. Он является первым в системе методологических дисциплин, изучаемых на факультете иностранных языков, и тесно связан с курсами «Введение в частную филологию», «Теоретическая фонетика», «Лексикология», «Теоретическая грамматика», «Интерпретация текста», «Сравнительная типология». Формами занятий являются лекции и семинары. Курс «Языкознание» предполагает подготовку рефератов.

Предмет призван дать отправную теоретическую базу, необходимую для формирования общефилологического кругозора студентов и являющуюся основой изучения проблем частного языкознания (теоретической фонетики, грамматики, лексикологии, стилистики и истории изучаемого языка), рассматриваемых в специальных курсах.

Целью курса «Языкознание» является формирование у студентов базовых знаний о языке, ознакомления студентов с основными понятиями и терминами в языкознании выработка у студентов представлений о главнейших принципах развития языка. Курс является пропедевтическим, подготавливающим студента к изучению других предметов лингвистического цикла.

Задачей курса является раскрытие диалектики языка, иллюстрация законов и категорий философии в языке, раскрытие их действий в языковой системе.

Вся работа по курсу должна быть подчинена задаче подготовки квалифицированного учителя иностранного языка, обладающего глубокими теоретическими знаниями и умеющего применять их на практике. Без достаточно высокого теоретического уровня практическое преподавание иностранного языка не может быть достаточно успешным.

Студент должен иметь представление о системе языка; уметь определить основные единицы языка, модели слова и словосочетания, способы словообразования и заимствования, грамматические формы и способы. Студенты должны быть готовы к восприятию специальных языковых курсов, научиться работать с лингвистической литературой.

Курс «Введение в языкознание» - первый теоретический курс, читаемый параллельно с курсом современного русского языка и координируемый с ним.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(заочное отделение)

№№

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов в трудоемкости

В том числе аудиторных

СРС

Всего

лекц.

практ.

1.

Языкознание как наука

7

1

1

-

6

2

Сущность языка

23

3

2

1

20

3

Язык как система

9

3

2

1

6

4

Язык и общество

12

3

2

1

9

5

Происхождение и развитие языка

12

3

2

1

9

6

Фонетика и фонология

33

5

3

2

28

7

Основные вопросы лексикологии

53

8

6

2

45

8

Основные вопросы грамматики

30

5

3

2

25

9

Классификация языков Письмо

13

1

1

-

12

Всего:

192

32

22

10

160

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Языкознание как наука.

Язык как предмет языкознания. Связь языкознания с другими науками. Место языкознания в ряду других наук

Основные разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Общая характеристика основных лингвистических дисциплин.

Прикладные задачи языкознания. Язык и перевод. Языкознание и методика преподавания иностранных языков.

Значение науки о языке. Теоретическое и практическое изучение языка. Синхроническое и диахроническое языкознание.

Тема 2. Сущность языка

Язык и мышление. Их диалектическое единство. Социальная функция языка и общественная природа познавательной деятельности людей. Общечеловеческий характер познавательной деятельности и национальная специфика языка.

Основные функции языка: коммуникативная, мыслительная, назывная. Язык как средство общения, язык как орудие мысли, язык как семиотическая система. Язык как непосредственная деятельность мысли. Функции фатическая, волюнтативная, номинативная, дейктическая, экспрессивная, эмотивная, эстетическая, семиотическая.

Язык и речь. Психолингвистические аспекты проблемы речи и мышления. Соотношение коммуникативных и когнитивных структур в речевой деятельности человека.

Речевая деятельность как способ манифестации системы языка. Порождение речевого высказывания. Механизмы речевосприятия. Механизмы процессов речепорождения. Речевые явления переводческого акта: семантическая интерференция, семантическая саттиация, переключение и др. Неосознанные речевые процессы и их роль в анализе речевого действия.

Материя языка: речь, письмо.

Тема 3. Язык как система.

Система и структура языка. Понятие системы и структуры. Язык как система единиц. Вариантно/инвариантные отношения.

Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка. Изоморфизм ярусов языковой структуры. Особенности системных отношений на различных уровнях языка (фонологическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом). Типы системных отношений в языке: синтагматические, парадигматические, иерархические. Язык как система взаимосвязанных уровней. Межуровневые связи.

Язык как системно-структурное образование. Структурные отношения в языке.

Тема 4. Язык и общество. Язык как особое общественное явление. Двусторонняя связь языка и общества. Коммуникативная функция языка и ее составляющие. Социальная дифференциация языков.

Языки живые и мертвые, искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм.

Язык и культура. Отражение в языке культуры общества. Язык и «картина мира».

Понятие языковой ситуации. Понятие билингвизма и диглоссии. Языковая политика. Многонациональное государство и проблема второго языка. Проблема выбора государственного языка и языка межнационального общения.

Язык как семиотическая система и его функции, вытекающие из этого понятия.

Тема 5. Происхождение языка. Закономерности исторического развития языков.

Язык как историческая категория. Связь развития языков с историей общества. Особенности развития фонетического строя, словарного состава и грамматического строя. Возникновение языка и происхождение конкретных языков. Религиозные представления о возникновении языка и многоязычии. Биологические теории возникновения языка: междометная и звукоподражательная теории. Социальные теории происхождения языка: теория общественного договора и теория трудовых выкриков.

Современное представление о происхождении языка. Общество как основная причина возникновения сознания и языка. Биологические предпосылки речевой деятельности. Современные гипотезы.

Законы развития языка. Внешние законы. Скрещивание, смешивание, языковой союз. Понятие субстрата, суперстрата, адстрата. Интеграция и дифференциация как основные процессы исторического развития и формы взаимодействия языков. Устойчивость языка и непрерывность его развития.

Внутренние языковые законы: закон эволюционных изменений, закон неравномерности развития разных ярусов языковой системы, закон изменений по аналогии, частные языковые законы.

Тема 6. Фонетика и фонология.

Фонетика как лингвистическая дисциплина, изучающая звуковой строй языка. Предмет и задачи фонетики. Основные разделы фонетики: фонетика описательная, историческая, сравнительно-историческая, сопоставительная, экспериментальная, офоэпия, социофонетика.

Звуки речи как природная материя языка. Общая артикуляционная и акустическая характеристика звуков речи. Принципы классификации звуков речи. Вокализм и консонантизм. Акустическая, артикуляционная и функциональная характеристика звуков речи. Артикуляционная база языка.

Законы функционирования звуков речи

Фонология. Понятие фонемы. Понятие инварианта и варианта в фонологии. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы. Правила выделения фонем. Фонологическая система. Противопоставления (оппозиции) фонем в системе. Методы установления системы фонем: замещение (субституция) и дистрибуция (окружение, встречаемость); модели дистрибуции. Понятие о фонеме как единице языка. Аллофоническое варьирование фонемы. Релевантные и нерелевантные признаки фонем. Система фонем как система оппозиций.

Сегментные и супрасегментные фонемы.

Звуковая синтагматика как проявление законов функционирования звуков в речи. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные и комбинаторные изменения звуков. Основные фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, редукция. Виды ассимиляции. Ассимиляция, диссимиляция, аккомодация и другие комбинаторные и позиционные явления звуковой синтагматики. Знаки звуковой совместимости. Фонетические и исторические чередования.

Звуковые изменения. Обусловленные и спонтанные изменения. Комбинаторные и позиционные звуковые изменения. Звуковые изменения как проявление законов эволюции языка.

Фонетическое членение речи. Сегментный и супрасегментный ряд. Фраза, такт, слог, звук. Понятие слога. Типы слогов. Ударение и интонация. Типы словесного ударения. Понятие интонации. Интонационные средства языка. Грамматическая и экспрессивная интонация. Понятие интонемы. Слог как артикуляционно-акустическая единица. Основные теории слога. Виды слогов, слоговые и неслоговые звуки. Ударение и его виды. Интонация и ее элементы.

Тема 7. Основные вопросы лексикологии

Лексикология как наука о словарном запасе языка. Основные разделы лексикологии. Стратификация словарного состава языка.

Понятие слова. Основные характеристики слова: номинативная функция, цельнооформленность, позиционная самостоятельность. Типы слов в языке. Слово как основная единица языка и слово как предмет лексикологии. Основные функции слова. Слово как единство звучания и значения.

Словообразование. Словообразовательный анализ слова. Понятие производности. Словообразовательная модель. Активность и продуктивность словообразовательной модели.

Морфемная структура слова. Типы морфем. Основные способы словообразования. Аффиксация, основосложение и конверсия как основные способы морфологического словообразования. Транспозиция и лексикализация грамматических форм и словосочетаний как синтаксические способы словообразования. Чередование звуков и ударение как фонетические способы.

Семасиология. Значение слова и употребление. Понятие лексического значения. Мотивация, типы мотивации. Лексическое и грамматическое значение слова. Значение и понятие. Основные виды значений слова. Компоненты лексического значения слова. Денотативный и сигнификативный аспекты. Понятие коннотации.

Полисемия. Виды полисемии Перенос значения. Метафора и метонимия.

Омонимия. Классификация омонимов. Многозначность слов и омонимия. Виды омонимов. Источники омонимии в языках.

Синонимия. Виды синонимов. Антонимы. Конверсивы.

Гипогиперонимический характер отношений в словаре. Лексические парадигмы.

Словарный состав языка как система. Семантическое поле, лексико-семантическая группа, тематическая группа, синонимический ряд.

Стилистическое расслоение словаря. Основной словарный фонд языка как межстилевая лексика. Изменения в словарном составе языка. Историческое изменение словарного состава языка.

Способы обогащения словарного состава языка: продуктивное словообразование, заимствование, смысловое развитие, калькирование. Причины и пути заимствования. Ассимиляция заимствований.

Фразеология. Свободное словосочетание как моделированная лексическая единица. Классификация свободных словосочетаний.

Понятие устойчивых соединений слов и их отличие от свободных словосочетаний. Фразеологические единицы и их особенности. Принципы классификации. Источники идиом. Проблема перевода идиом. Характерные особенности фразеологии в разных языках. Место пословиц и поговорок во фразеологии.

Лексикография. Понятие словарной статьи. Словник. Типы словарей. Принципы составления словарей: алфавитный, обратный, частотный и др.

Тема 8. Основные вопросы грамматики.

Грамматика как учение о грамматическом строе языка. Грамматика научная и практическая. Описательная грамматика. Контрастивная грамматика. Историческая грамматика.

Грамматический строй языка как его структура.

Грамматическое значение. Способы и средства выражения грамматических значений. Грамматическая форма. Виды грамматических форм. Синтетические и аналитические формы. Нулевые формы.

Грамматические способы: аффиксация, внутренняя флексия, повтор, сложения, служебные слова, порядок слов, ударение, интонация, супплетивизм.

Грамматическая категория как основная единица грамматического строя языка. Грамматические и понятийные категории. Виды грамматических категорий.

Морфология. Морфологическое строение слова. Понятие морфемы. Виды морфем. Способы выделения морфем: методы подстановки (субституции); дистрибутивный метод и метод НС. Варианты (алломорфы) морфем.

Синтаксис. Типы отношений между членами синтагм: предикация, согласование, управление, примыкание.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Различные принципы выделения частей речи. Части речи в русском языке. Несовпадение номенклатуры частей речи в различных языках.

Предложение как основная синтаксическая единица. Предложение и словосочетание. Коммуникативный и логический аспекты предложения. Структура предложения. Подлежащее и сказуемое как НС предложения. Типы предложений по наличию главных членов. Актуальное членение предложения. Способы актуального членения.

Тема 9. Классификация языков.

Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод установления родства языков. Материальное сходство и родство языков. Основные семьи языков. Индо-европейская семья языков.

Типологическая классификация языков. Основные типы языков.

Тема 10. Письмо.

Основные этапы развития письма. Предметное письмо, пиктография, идеографическое письмо. Типы идеограмм.

Возникновение фонографии. Слоговое и буквенно-звуковое письмо. Алфавиты и графика.

Графика, орфография и транскрипция.

ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Языкознание как наука

Язык как предмет языкознания.

Место и роль языкознания в системе наук.

Связь языкознания с другими науками.

Специфика языкознания как гуманитарной, общественно-исторической науки.

Основные разделы языкознания.

Общее и частное языкознание.

Фундаментальное и прикладное языкознание.

Теоретическое и практическое изучение языка.

Синхроническое и диахроническое языкознание.

Прикладные задачи языкознания.

Язык и перевод.

Общелингвистические знания, необходимые переводчику.

Языкознание и методика преподавания иностранных языков.

Научное изучение отдельных языков и общее языкознание.

Предмет и объект языкознания.

Структурные компоненты системы языка (фонетический строй, словарный состав, грамматический строй) и разделы языкознания.

Значение науки о языке.

Место языкознания в ряду других наук.

Общая характеристика основных лингвистических дисциплин.

Комплексные научные дисциплины как отражение процесса дифференциации научных областей и синтеза научного знания (социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, математическая лингвистика и др.)

Тема 2. Сущность языка

Язык и мышление.

Их диалектическое единство.

Социальная функция языка и общественная природа познавательной деятельности людей.

Общечеловеческий характер познавательной деятельности и национальная специфика языка.

Функции языка.

Язык как важнейшее средство человеческого общения и как непосредственная деятельность мысли.

Язык как семиотическая система

Основные функции языка: коммуникативная, мыслительная, назывная.

Функции фатическая, волюнтативная, номинативная, дейктическая, экспрессивная, эмотивная, эстетическая, семиотическая.

Фердинанд де Соссюр и его идеи.

Синхроническое и диахроническое языкознание.

Язык и речь.

Язык как система знаков.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История языка» Заочное отделение для специальности 050303 «иностранный язык»

    Учебно-методический комплекс
    Предмет истории языка. Основные законы исторического развития языка. Сравнительно-исторический метод изучения языков. Основные этапы исторического развития изучаемого языка.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине "История науки" для специальности 033200 / 050303 "Иностранный язык" Рассмотрено и утверждено

    Учебно-методический комплекс
    Изучение истории языкознания представляется особенно значимым, поскольку история науки о языке тесно связана с общим развитием культуры, с историей других наук.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лексикология» для специальности 050303 «иностранный язык» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Предмет лексикологии. Слово - основная структурно-семантическая единица языка. Теория знака и слово. Функции слова. Лексическое и грамматическое значения слова.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (74)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.Э. Сергеева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В.
  5. Планирование и организация учебного процесса 24 Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям. 36

    Документ
    Как и на других факультетах довоенного института, преподавательский коллектив факультета языка и литературы был невелик. В разные годы в него вхо­дили В.

Другие похожие документы..