Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
В.В. Баранов – профессор кафедры электронной техники и технологий Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, доктор те...полностью>>
'Документ'
спрощення процедури надання послуг та відповідно зменшення часу та вартості виконання платниками податків податкових зобов’язань, у перспективі – отри...полностью>>
'Документ'
Природа явлений в нелинейных цепях гораздо сложнее и многообразнее чем в линейных. Это относится и к переходным процессам (ПП), которые в нелинейных ...полностью>>
'Документ'
Сортировка – это процесс изменения порядка расположения элементов в некоторых упорядоченных структурах данных таким образом, чтобы обеспечить возраст...полностью>>

Элективный курс «Жизнь в космическом корабле» 9 класс

Главная > Элективный курс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Элективный курс

«Жизнь в космическом корабле»

9 класс

Составитель: Федотова С.П.

учитель физики

2005 год

Пояснительная записка.

Этот курс рассчитан для учащихся девятых предпрофильных классов, для определения направления дальнейшего обучения. Учитывая, что в нашей школе старшеклассники имеют выбор направлений: физико-математический, химико-биологический, гуманитарный, показать значимость физики как науки, имеющей различные сферы деятельности.

  • Физико-математическое направление: показать связь двух предметов, расширить программный курс физики, рассмотрев принцип действия ракет и движение их под действием силы тяги, вывод искусственных спутников Земли на орбиты, описав полёты космических аппаратов к Луне и планетам. (При рассмотрении данного материала, указать учебные заведения и виды деятельности людей в рамках решения данных задач)

  • Химико-биологическое направление : показать какое влияние производят физические процессы на жизнь и деятельность людей в условиях невесомости, перегрузок и как данные ситуации можно реализовать в жизнь без излишних химико-биологических изменений в организме человека.

  • Гуманитарное направление: в курсе изучения данного курса выявить ребят, не умеющих анализировать, сравнивать и давать количественную оценку конкретной ситуации.

В ходе изучения курса ожидается самостоятельный, осознанный выбор изучения предметов по определённому направлению. Учащиеся сами, может быть впервые, должны оценить свои знания, перспективы дальнейшего обучения самостоятельно.

Методические рекомендации

Начинать рассмотрение данной темы целесообразно с постановки вопроса: «Как вы считаете, что нужно уметь и какими качествами обладать для того, чтобы стать космонавтом?» Затем выясняется, какими науками в совершенстве должен владеть для этого человек? Принципиально важно подчеркнуть, что для этого ещё важны нравственные и физические возможности. Далее выясняется, какая работа предшествует этому событию.

В данном курсе поставлена цель последовательно и систематически изложить начальные сведения о научных основах космонавтики с опорой на изученный раздел механики. Для придания цельности и законченности изучаемому курсу в него включены отдельные вопросы химии, биологии, математики, астрономии.

В ходе решения поставленных задач целесообразно учить ребят анализировать графики, чертить схемы, шире и глубже смотреть на изучаемый материал.

Особое внимание уделяется решению задач – вся космонавтика опирается на точные расчёты. Рассчитываются ракеты, космические аппараты и все траектории их движений. В данном курсе показываются простейшие методы таких расчётов. Для облегчения вычислений следует использовать микрокалькулятор.

Для успешной работы необходимо использовать различные приёмы (дискуссия, практические занятия, элементы научной работы). В конце курса целесообразно провести зачёт, в ходе работы которого ещё раз взглянуть на поставленные вопросы первого занятия с точки зрения разных наук.

Цели и задачи курса

  • Проявить интерес учащихся к наукам естественного цикла

  • Помочь ребятам самоопределиться в выборе профильного обучения в старших классах

  • Изучить некоторые приёмы, методы и средства проникновения в окружающий космос с целью изучения и освоения.

  • Показать, что космонавтика представляет собой определённый синтез человеческих знаний.

  • Подчеркнуть, что решение различных проблем, связанных с освоением космоса выходит за рамки обычных вопросов.

Для достижения данных целей необходимо перед учениками на каждом занятии ставить задачи:

-Что должен уметь и знать человек для освоения космоса

-Какие приёмы и методы для этого существуют

-С помощью знания, каких наук это достижимо

-Как влияют перегрузки и невесомость на человека

-Для чего необходимо изучение космоса

Учебно-тематический план

Часы

Тема

Краткое содержание темы

Вид деятельности

1

2

3

Космонавтика и её история

Движение и устройство ракеты.

Характеристики ракет.

Предмет космонавтики. Космонавтика и другие науки. История космонавтики.

Принцип действия ракеты. Формула Циолковского. Механика тел переменной массы.

Числовые характеристики одноступенчатой ракеты. Многоступенчатые ракеты. Ракетные двигатели. Топливо для ракет.

Диалог

Дискуссия

Беседа с учёными города.

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Свободное движение ракеты в поле тяготения.

Законы сохранения.

Законы Кеплера.

Вывод космического корабля на орбиту.

Управление ракетой в полёте.

Перегрузки и невесомость.

Космическая навигация.

Искусственные спутники Земли

Движение корабля относительно поверхности Земли

Центральное поле тяготения. Гравитационные параметры небесных тел. Задача двух тел.

Закон сохранения энергии в центральном поле тяготения. Скорость освобождения. Закон сохранения импульса.

Первый закон Кеплера. Второй закон Кеплера. Третий закон Кеплера. Формы орбит. Сфера действия.

Планировка запусков. Оптимальные условия запуска. Потери скорости.

Органы управления. Подача команд. Повороты ракет. Коррекция траектории на участке выведения на орбиту.

Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Акселерометр. Коэффициент перегрузок.

Инерциальная навигация. Радионавигация. Астронавигация. Ориентация и стабилизация космических аппаратов.

Орбиты ИСЗ. Влияние атмосферы на движения ИСЗ. Условия выведения ИСЗ на орбиту.

Одноимпульсные орбитальные манёвры ИСЗ. Двухимпульсные манёвры.

Практическая работа

Лекция

Практикум

Консультация

Практикум

Семинар

Лекция

Консультация

Конференция

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Орбитальные станции.

Траектория полётов к луне

Искусственные спутники Луны.

Полёты к планетам

Третья космическая скорость

Условия космических полётов.

Практическое использование космонавтики

Перспективы космонавтики

Итоговое занятие

Орбитальные станции. Сближение и стыковка ИСЗ. Спуск с ракеты. Физические явления при входе в атмосферу.

Оптимальные условия старта ракеты. Промежуточные орбиты. Расчёт траектории полёта на Луну. Посадка на Луну.

ИСЛ. Условия работы ИСЛ и виды назначений. Управление ИСЛ с поверхности Луны.

Траектории полётов к планетам. Промежуточные орбиты. Оптимальные межпланетные траектории.

Полёт в сфере действия планеты. Расчёт траектории движения к Венере. Использование гравитационных полей планет для изменений траекторий и разгона КА.

Метеоритная и радиационная опасность. Системы жизнеобеспечения космических кораблей. Жизнь в космическом корабле. Влияние перегрузок и невесомости на организм.

Успехи России в изучении и использовании космоса. Космические аппараты и устанавливаемая на них аппаратура. Системы спутниковой связи. Метеорологические спутники.

Освоение Солнечной системы. Межзвёздные полёты.

Выживу ли я?

Экскурсия в планетарий

Практикум

Семинар

Собеседование

Практикум

Лекция.

Семинар

Общественный смотр знаний

Зачёт

Литература:

1.А.Д.Марленский. Основы космонавтики. Москва. Просвещение.1985

2.Журнал «Физика в школе», №3 1993год

3.Г.С.Титов. Голубая планета. Москва. Наука. 1973

4.Книга для чтения по физике. Москва. Просвещение.1979

5.Журнал «Физика в школе», №10 2001

РЕЦЕНЗИЯ

Курс по выбору в 9 кл. «Жизнь в космическом корабле», разработан учителем физики Федотовой С.П., рассчитан на 21 час.

Данный курс относится к разряду развивающих, задача которых учить анализировать, производить расчеты траекторий движения ракет, определение основных направлений космических исследований в нашей стране и за рубежом. Программа включает материал, которому в базовом курсе физики практически не уделяется внимания. Следовательно, мотивация курса достаточно высока. Программа способствует интеллектуальному, творческому и эмоциональному развитию школьников.

Содержание программы соответствует поставленным целям.

Ведущими формами работы являются практические работы по решению задач, конференции.

Итоги работы учащихся подводятся в виде зачета.

Формальная структура программы выдержана.

Зам. директора по учебной работе: Кузнецова С.А.

Зав. кафедрой естественных наук: Широкоштанова Л.Е.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Авторская программа элективного курса «Как люди открывали Землю» 6 класс

    Программа
    География – интереснейшая наука, родилась она благодаря путешественникам, которые описывали все увиденное ими. Само слово «география» означает «землеописание».
  2. Элективный курс по астрономии

    Элективный курс
    Основы исследовательской деятельности учащихся по астрономии. Данный элективный курс предназначен для учащихся 9-11 классов, способных заниматься исследовательской деятельностью.
  3. Воробьевы горы». Система элективных курсов гоу лицея №1525 «Воробьевы горы»

    Документ
    Развитие лицейского компонента в системе среднего образования наиболее глубоко связано с проблемами специализации и профессионального ориентирования. Процесс этот вполне закономерен и объективен в наше время, ибо решает наиболее актуальные
  4. Программы элективных курсов для классов профильного обучения / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. Курган, 2003. 52 с. Рекомендовано программно-экспертным советом ипкипро курганской области

    Документ
    Безбородова Л.В., Борисова Н.Г., Кокшарова Н.Н., Ловчикова З.И., Раузетдинова Н.В., Санникова Т.Н., Смирнова Т.В., Степанов Д.Л., Халява В.М. - слушатели курсов повышения квалификации ИПКиПРО,
  5. Элективный курс «Земля планета солнечной системы»

    Элективный курс
    Данная программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе, связанный с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла.

Другие похожие документы..