Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Десятки тысяч наших воинов в полной готовности уже напряженно отсчитывали оставшиеся до атаки минуты, но строжайшая военная тайна не должна была быть...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «30» декабря 2006 г. в 13.30 часов на заседании Диссертационного совета Д737.004.02 по специальности 07.00.02 - отечественная истори...полностью>>
'Документ'
Мысли о чтении, книге, образовании Проблема воспитания культуры чтения учащихся (да и педагогов) стара как мир. Это подтверждают многочисленные высказ...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится 3 октября 2007 года в часов на заседании диссертационного совета Д.220.035.01 при ВГОУ ВПО «Казанский государственный аг...полностью>>

Доклад Госсовета о развитии образования в Российской Федерации1

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Доклад Госсовета о развитии образования
в Российской Федерации1

От конкурентоспособного образования – к конкурентоспособности России.

Введение. Новые горизонты российского образования

Цель настоящего документа – формирование единой общенациональной стратегии инновационного, опережающего развития российского образования, обеспечивающего его качественный прорыв, и на этом фундаменте – новое качество жизни страны; документ предусматривает координацию совместной деятельности государственной власти и общества по основным направлениям реализации этой стратегии.

Основным государственно-политическим документом, определяющим стратегию системы образования до настоящего момента, является Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., которая была разработана на основе документов Государственного совета Российской Федерации от 29 августа 2001 г.

Реализация задач модернизации образования в 2001–2005 гг. дала ему возможность выйти на уровень стабильного функционирования, преодолев целый ряд кризисных явлений, которые сопровождали наше образование на протяжении 90-х гг.

Вместе с тем большая часть мер, запланированных на первом этапе модернизации российского образования, не была осуществлена. Недостаточная результативность реализации принятой Концепции были обусловлены главным образом неэффективными методами ее осуществления, отсутствием заинтересованности в модернизации образования со стороны различных общественных сил, недостаточной поддержкой преобразований со стороны региональных властей.

Внутриотраслевой, замкнутый характер образовательной политики в ряде случаев привел не только к межведомственной рассогласованности, но и к противодействию различных общественных групп процессу модернизации образования. Воплощение реализуемых приоритетов чаще всего не оценивалось с позиций социально-экономической эффективности образования. Фактически не получили развития механизмы взаимодействия системы образования, рынка труда и общественных институтов.

При всей масштабности проводимых экспериментов изменения не затронули основной массы работников системы образования. Поэтому для многих из них модернизация не стала актуальной задачей, превратившись в разговоры о переменах к лучшему, притом, что повседневные проблемы образования решались медленно. Это не позволило обеспечить необходимую массовую поддержку проводимым преобразованиям, сделать цели модернизации понятными и разделяемыми большинством образовательного сообщества и общества в целом.

Новая политическая и социально-экономическая ситуация в стране, которая кардинальным образом отличается от ситуации 2001 г., и сегодняшнее состояние образования, с одной стороны, предопределяют необходимость завершения к 2010 г. выдвинутых ранее модернизационных задач, а с другой, – позволяют ставить более амбициозные цели: выход на новые горизонты инновационного развития отечественного образования и обеспечение его конкурентоспособности, что, в свою очередь, гарантирует конкурентоспособность страны на международном уровне.

Главный лейтмотив в настоящем документе – переход из положения «догоняющего развития» к реальной конкурентоспособности российского образования с мировыми лидерами в этой сфере.

Настоящий документ состоит из трех частей. В первой части раскрываются цели и стратегические ориентиры образовательной политики государства на современном этапе. Вторая часть посвящена определению приоритетных задач инновационного развития российского образования. В третьей части рассматриваются ключевые условия эффективности образовательной политики государства – кадровые, экономические, управленческие и правовые.

Особое внимание в данном документе уделяется роли регионов в развитии образования, их взаимодействию с федеральным центром. При этом следует отметить возрастающее значение регионов в разработке и реализации образовательной политики государства. Это стало возможным благодаря тому, что на региональном уровне приобретен значительный модернизационный и инновационный опыт. Тем самым накоплен ценнейший ресурс для перехода к началу системных инновационных изменений в российском образовании в целом.

I. Стратегические ориентиры
образовательной политики государства

Исходные позиции

России жизненно необходима система образования, позволяющая адекватно встретить вызовы цивилизации XXI века, сохранить и укрепить нашу конкурентоспособность как одного из ведущих государств.

Современный мир, включая и Россию, уже вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства.

Сейчас главное условие инновационного устойчивого развития – способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, примера, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан. Интеллект все больше оказывается основным конкурентным преимуществом.

Наиболее эффективным источником добавленной стоимости становится организационный капитал: способность принимать управленческие решения, организовывать финансовые потоки и технологические цепочки.

Сегодня именно с этих позиций мы в первую очередь должны подходить к задачам развития образования, не забывая других главных его задач – развития личности, формирования гуманитарных ценностей, толерантности, воспитания патриота и гражданина.

Создание по инициативе Президента Российской Федерации приоритетного национального проекта «Образование» имеет важное значение для стимулирования образовательных инноваций, оказания поддержки педагогам и образовательным учреждениям непосредственно с федерального уровня.

В 2006 г. вопросы модернизации образования в мире являются одним из пунктов повестки дня заседания «Большой Восьмерки», которая впервые пройдет в России. Внимание к этому вопросу не случайно: образование повсеместно рассматривается как основной инструмент общественной модернизации, и инновационный аспект развития образования становится все более и более актуальным.

1.1. Цели образовательной политики

В политическом плане: определение ответственности государства и общества в сфере образования, расширение его государственной и общественной поддержки, усиление роли регионов в его развитии; организация на федеральном и региональном уровнях всестороннего и полноправного партнерства государства и гражданского общества в инновационном развитии отечественного образования.

В социальном плане: формирование комплекса мер по повышению мотивации населения к расширению своего образования в связи с постоянно возрастающими запросами постиндустриального общества; обеспечение конституционных гарантий доступности образования для всех граждан; создание действенной системы адресной социальной поддержки в получении полноценного качественного образования для детей из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями.

В экономическом плане: обеспечение условий для полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства, социально-экономического развития страны, рынка труда в подготовке высококвалифицированных специалистов, в постоянном повышении их профессионального уровня и профессиональной мобильности.

В образовательном плане: переход к устойчивому инновационному развитию системы образования, ориентированному на достижение результатов, соответствующих мировым стандартам; создание механизмов непрерывного повышения качества и конкурентоспособности образования.

1.2. Равенство доступа к образованию.
Качественное образование для всех – основополагающая
современная цивилизационная норма

Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование, которые должны в полной мере обеспечиваться за счет создания условий для его доступности и прозрачности.

Прозрачность образования означает государственные гарантии открытости для каждого гражданина России информации о качестве получаемого им образования, его соответствии государственным образовательным и социальным стандартам, о состоянии, реальных и перспективных потребностях рынка труда, выраженных в понятных для населения величинах, объемах затрат, выделяемых государством и обществом на образование.

Доступность качественного образования для каждого гражданина России означает государственные гарантии: а) равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов; б) получения образования в соответствии с установленными государственными стандартами, обеспечивающими приемлемое для общества и рынка труда качество образовательных программ; в) защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность; г) социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических); д) бесплатного пользования учащимися фондами государственных библиотек, посещения музейных и клубных государственных учреждений культуры.

Обновление, жизненная направленность содержания образования всех уровней – кардинальные факторы обеспечения его доступности.

Для расширения доступности образования необходимо разработать нормы условий осуществления образовательной деятельности и реализовать комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях и адресной социальной помощи учащимся и студентам из малообеспеченных семей, детям, нуждающимся в особой поддержке государства.

В том числе:

  • обеспечить доступность образовательных программ подготовки к школьному обучению для детей из семей с различным уровнем доходов;

  • воссоздать на новой технологической основе систему учета детей из малообеспеченных семей (в которых доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума), детей-инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • ввести систему целевой адресной социальной поддержки указанных категорий детей для получения ими образования всех уровней;

  • установить адресный порядок выплаты социальных стипендий из государственных средств учащимся и студентам профессиональных образовательных учреждений всех уровней из малообеспеченных семей в размере прожиточного минимума. Выплата академических стипендий должна производиться по усмотрению и из средств данных учебных заведений;

  • развивать гибкость и вариативность образовательных программ.

1.3. Непрерывность образования –
основа жизненного успеха личности,
благосостояния нации и конкурентоспособности страны

В условиях динамичных изменений современной жизни и стремительного обновления знаний создание гибкой и динамичной системы всеобщего непрерывного образования – императив роста человеческого капитала, инновационного развития и конкурентоспособности любой страны.

Такая система должна обеспечивать три главных условия:

  • преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования;

  • возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной траектории, повышения квалификации, переподготовки и т.д. с целью поддержания как высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда;

  • отсутствие тупиковых образовательных программ, учебных заведений, направлений и видов образования, не дающих возможности продолжить как общее, так и профессиональное обучение.

Эта система должна иметь государственно-общественный характер, включать в себя аккредитование учреждений и организаций всех форм собственности (государственных, корпоративных, негосударственных), которые занимаются образованием в разных его видах и формах, обеспечивая должный уровень его качества, эффективности и конкурентоспособности.

1.4. Образование – один из ведущих факторов
формирования гражданского общества

Важнейшая фундаментальная задача образования – формирование гражданских ценностей и убеждений, обеспечение роста самосознания и гражданского взросления общества, что является основой его социальной стабильности.

Для решения этой задачи образование всем своим устройством и содержанием должно:

  • воспитывать гражданина и патриота, осознающего свой долг перед отечеством и малой родиной, свою российскую идентичность;

  • формировать в человеке чувство чести и собственного достоинства, социальной справедливости, гуманизм, высокую духовность и нравственность;

  • нести в себе межнациональную, межэтническую солидарность, уважение к национальным традициям и культуре, всемерно поощряя этнокультурные образовательные инициативы;

  • развивать веротерпимость, миролюбие, толерантность в межконфессиональных отношениях, в частности путем ознакомления учащихся с историей мировых религий как неотрывной части мировой культуры;

  • выстраивать уклад жизни каждого образовательного учреждения на принципах антиавторитарной педагогики, педагогики сотрудничества и сотворчества детей и взрослых – как модель гражданского общества.

1.5. Повышение роли регионов в развитии образования

Регионы играют значительную роль в инновационном развитии образования, поскольку:

  • реальная реформа не может ограничиваться единой программой действий по всей России в целом. Она не может всюду проводиться по одной и той же схеме, исходить из одинакового набора задач, средств, темпов ее осуществления;

  • успешное проведение реформы возможно только при сочетании разнообразия конкретных подходов в отдельных регионах и единых принципов реформы;

  • чрезвычайно важное значение имеет образовательное законотворчество субъектов Федерации, которое является как фактором обогащения общефедерального законодательства об образовании, так и действенным инструментом развития образования в регионах.

Сегодня, когда основы федерального и регионального законодательства во всех сферах общественной жизни приведены в соответствие, образовательное законотворчество регионов призвано решать три основные задачи:
1) восполнение пробелов законодательства применительно к образовательным потребностям регионов в пределах установленного разграничения полномочий; 2) экономическая и социальная поддержка образовательных систем регионов и отдельных образовательных учреждений; 3) опережающая постановка и решение задач инновационного развития образования в регионах.

Поскольку реальные условия образовательной жизни регионов чрезвычайно многообразны, нет необходимости разрабатывать какую-либо единую модель законодательства образования для всех субъектов Федерации. Однако есть очевидная необходимость координационной и консультационной работы на федеральном и региональном уровнях в вопросах регионального образовательного законотворчества.

Только при активном участии регионов в реформе образования возможно увидеть, поддержать и распространить наиболее ценные содержательные инициативы лучших учителей школ, преподавателей вузов. Только такие инициативы позволят сделать реформы реально инновационными, поднять качество образования на новый уровень.

Вместе с тем исторически сложились и продолжают сохраняться диспропорции в экономическом положении регионов, а равно и в образовательном потенциале, ведущие к «географическому» неравенству их образовательных возможностей. Это требует приоритетной поддержки образования в депрессивных регионах и выравнивания образовательного потенциала субъектов Российской Федерации.

1.6. Интеграция России
в международное образовательное пространство.
Мировые тенденции развития образования

В решении крупной цивилизационной задачи – выхода из состояния закрытого общества и интеграции России в международное сообщество, равно как и интеграции российского образования в международное образовательное пространство, страна прошла трудный и неоднозначный путь. В настоящее время стало ясно, что закрытая от общества школа, как и закрытое общество, не способны к развитию.

Сохраняя свою самобытность, свои лучшие традиции, российское образование должно в полной мере учесть мировые образовательные тенденции.

В 2006 г. Россия является председателем саммита стран «Большой Восьмерки». В повестку дня саммита Россией предложено три ключевых вопроса, одним из которых является совместная политика «Восьмерки» в сфере образования.

Конкурентоспособность любой страны мира в ближайшие десятилетия будет определяться способностью интегрироваться в глобальную экономику знаний. Создание и применение новых знаний становится основным источником роста национальных экономик и качества жизни большого числа людей. Долговременная устойчивость мирового развития напрямую зависит от качества человеческого капитала, от тех людей, которые обладают знаниями и квалификациями, востребованными в современном мире.

Именно это становится приоритетной целью различных национальных систем образования, которые, независимо от своих исторических и культурных оснований, должны:

  • являться источником технологических и социальных инноваций для национальных и глобальных экономических систем;

  • обеспечивать профессиональную компетентность и мобильность людей на растущих международных рынках труда;

  • обеспечивать взаимную социокультурную адаптацию разных этнических и конфессиональных групп.

Сбалансированная работа с системами образования развивающихся и развитых стран имеет как политическое, так и социально-экономическое измерение. Растущий разрыв в темпах развития представляет серьезную угрозу для всех без исключения стран и регионов мира. Для развивающихся стран это означает неспособность включиться в схемы мировой экономической кооперации и, следовательно, невозможность воспользоваться потенциалом мировых экономических ресурсов, а для развитых стран это становится препятствием для перехода к следующему поколению технологических инноваций.

В данной ситуации Россия предлагает своим партнерам совместные усилия в таких ключевых «зонах прорыва», как:

  • повышение качества и эффективности общего образования;

  • реализация стратегии непрерывного образования;

  • повышение качества и международной прозрачности профессионального образования как фактора глобального развития;

  • интенсификация программ поддержки академической мобильности;

  • интеграции и адаптации мигрантов за счет нового поколения образовательных программ.

Особое внимание в зоне международного сотрудничества должно быть обращено на национальные квалификационные системы и процедуры международного признания образовательных результатов. Национальные образовательные системы различаются по своим стандартам, устройству и традициям. Такое многообразие – безусловная ценность современного мира. В то же время, многократно возросшая мобильность и транснациональный характер современной деловой, научной и образовательной активности требуют согласованных критериев оценки и признания результатов всех видов обучения, где и каким бы образом оно ни осуществлялось.

Одним из перспективных направлений развития в этой области является предложение о признании (аккредитации) компетенций, а не дипломов. Назрела реальная как экономическая, так и социальная необходимость создания системы глобального образовательного взаимодействия, позволяющая сравнивать, понимать и принимать ключевые компетенции, полученные в разных образовательных культурах. Глобальный рынок товаров, услуг и рабочей силы, глобальные финансы и глобальная система безопасности требуют столь же глобального образовательного пространства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская академия государственной службы при президенте российской федерации (2)

    Диссертация
    Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации 1993 года возлагает на граждан обязанность и долг по защите Отечества. Институт защиты Отечества реализуется различными правовыми средствами, в том числе учреждением
  2. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества российской федерации с иностранными государствами

    Диссертация
    Военно-техническое сотрудничество в системе социально-экономических отношений российского общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  3. Институт помилования в российской федерации: конституционно-правовые начала

    Реферат
    Актуальность темы исследования предопределяется политико-правовым значением помилования, составляющего важную принадлежность характеристики правового демократического государства.
  4. Конституционно-правовые аспекты организации и осуществления местного самоуправления в российской федерации

    Автореферат
    Защита состоится 13 декабря 2007 года в 15 часов 15 минут на заседании диссертационного совета Д.501.001.74 при Московском государственномуниверситете им.
  5. Учебно-методический комплекс (специальность 021100 Юриспруденция) Москва 2004 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Составитель: Милованова М.М., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Васильева О.Н. ст. преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин.

Другие похожие документы..