Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У суб'єкта зовнішньоеко­номічної діяльності які вво­зять товари на митну територію України або вивозять їх з цієї території, іноді виникає потреба в ...полностью>>
'Инструкция'
имеющее высшее юридическое образование по профилю работы со специализацией по конкретному направлению деятельности структурного подразделения, со ста...полностью>>
'Документ'
Запрошуємо Вас прийняти участь в V Міжнародній Антарктичній Конференції «Антарктика і глобальні системи Землі: нові виклики та перспективи», яка відб...полностью>>
'Документ'
В отличие от генетико-экологической концепции, рассматривающей возникновение преадаптивного состояния на основе случайного подбора мутаций, морфофунк...полностью>>

1. специфика философского знания и философской деятельности. Предмет философии и ее проблематика 6 § «Определения» философии 6

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Томский государственный педагогический университет

Философия

Историческое развитие философии

Основные направления и школы

Томск 2003

ББК 15

Философия. В 2 ч. Ч. I. Историческое развитие философии. Основные направления и школы // Под ред. Л. С. Сысоевой, А. А. Степанова. – Томск: Изд. ТГПУ, 2003. – с.

Рецензент: док. филос. наук, профессор Г. И. Петрова

Первая часть учебника по философии представляет главные направления и школы философии, давая их интерпретацию с позиции современной мировоззренческой парадигмы. В учебнике излагается историческое развитие философии и анализируются школы, продолжающие существовать и в современной философии, такие как психоанализ, феноменология, экзистенциализм и др., включая постмодернизм.

Рекомендуется для студентов, аспирантов и всех интересующихся проблемами философии в ее историческом развитии, проанализированным с современных позиций.

Авторский коллектив: Гл. 1, 2 – док. филос. н., профессор А. А. Степанов; гл. 3 – канд. филос. н., доцент Н. А. Девяшин; гл. 4 - канд. филос. н., профессор С. И. Ануфриев; гл. 5 – док. филос. н., профессор Н. А. Люрья; гл. 6, 7, 10 – канд. филос. н., доцент О. А. Жукова; гл. 8 – С. Б. Куликов; гл. 9. – док. филос. н., профессор Л. С. Сысоева; гл. 11, 12 – О. Б. Гужавина; гл. 13, 14 – канд. филос. н. О. А. Краевская; гл. 15 – канд. филос. н., доцент Е. А. Жукова; гл. 16 – канд. филос. н. О. В. Солодовникова

Оглавление

Тема 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ФИЛОСОФСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА 6

§ 1. «Определения» философии 6

§ 2. Функции философии 10

§ 3. Философская проблематика 11

§ 4. Предмет философского исследования 13

§ 5. Методы философии 15

Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 18

§ 1. Мифологическое сознание. Генезис философии 18

§ 2. Философия Древней Индии 20

§ 3. Древнекитайская философия 30

Тема 3. Античная философия 34

Введение 34

§ 1. Причины генезиса и истоки античной философии 34

§2. Досократовская философия 37

§ 3. Античная философия классического периода 42

§ 4. Эллинистический период античной философии 52

Тема 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 57

Введение 57

§1. Раннехристианская философия: апологетика, патристика 58

§2. Схоластическая философия 64

Заключение 71

Дополнительная литература 73

Тема 5. Философия эпохи Возрождения 73

§ 1. Характеристика эпохи 73

§ 2. Гуманизм эпохи Возрождения 75

§ 3. Философия эпохи Реформации 78

§ 4. Неоплатонизм и натурфилософия 79

§ 5. Философия государства и права. Социальный утопизм 82

Тема 6. Философия Нового времени 86

§ 1. Социокультурные основания философии Нового времени 86

§ 2. Экспериментально-индуктивный метод познания Ф. Бэкона 88

§ 3. Рационалистическая философия Р. Декарта 92

§ 4. Проблема субстанции в философии Нового времени 93

§ 5. Учения о социальной организации 95

Тема 7. Философия эпохи Просвещения 97

§ 1. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения 97

§ 2. Проблемы теории познания и культуры 100

§ 3. Атеизм философов эпохи Просвещения 101

§ 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения 104

Тема 8. Немецкая классическая философия 110

§ 1. Значение философских исследований И.  Канта 112

§ 2. Значение проекта наукоучения И.Г. Фихте 116

§ 3. Значение системы трансцендентального идеализма Ф.В. Шеллинга 118

§ 4. Значение системы абсолютного идеализма Г.В.Ф. Гегеля 119

§ 5. Значение критики результатов философских исследований немецкой классики Л. Фейербахом 123

Тема 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ 126

§ 1. Становление философии марксизма как деятельностного гуманизма 126

§ 2. Критика ограниченности философии классического марксизма 133

§ 3. Анализ и критика русского марксизма 139

Тема 10. Русская философия 147

§ 1. Человек и мир в русской философии 151

§ 2. Судьба России 159

Тема 11. Философия жизни 169

§ 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра 169

§ 2. Фридрих Ницше - мученик познания 172

§ 3. Анри Бергсон и философия длительности 174

Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм 178

Введение 178

§ 1. Философское значение творчества З. Фрейда 179

§ 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг 186

Тема 13. Феноменология 197

Введение 197

§ 1. Эдмунд Гуссерль 199

§ 2. Макс Шелер 203

§ 3. Мартин Хайдеггер 205

§ 4. Морис Мерло-Понти 212

Тема14. Экзистенциализм 215

Введение 215

§ 1. Сёрен Кьеркегор 217

§ 2. Мартин Хайдеггер 220

§ 3. Карл Ясперс 222

§ 4. Жан-Поль Сартр 224

§ 5. Альбер Камю 229

Тема 15. Современная западная религиозная философия 233

§ 1. Особенности современной религиозной мысли 233

§ 2. Неотомизм 234

§ 3. Жак Маритен (1882-1973) 236

§ 4. Пауль Тиллих (1886–1965) 242

Тема 16. ПОСТМОДЕРНИЗМ 251

§ 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма 251

§ 2. Культура модерна и культура постмодерна 252

§ 3. Философия основных представителей постмодернизма 258

Тема 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ФИЛОСОФСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА

§ 1. «Определения» философии

Вводная тема посвящена следующим вопросам: что такое философия; что она изучает, для чего она нужна, какое место занимает философия в структуре человеческих знаний и т. д.

Надо отметить, что задать подобные вопросы гораздо легче, чем на них ответить. В чем сложность ответов на эти, казалось бы, элементарные вопросы? По видимому, надо спросить специалистов, т.е. философов и они нам ответят. Но как писал В. Виндельбанд: «Если мы обратимся к истории с вопросом о том, что, собственно, есть философия, и справимся у людей, которых называли и теперь еще называют философами, об их воззрениях на предмет их занятий, то мы получим самые разнообразные и бесконечно далеко отстоящие друг от друга ответы; так что попытка выразить это пестрое многообразие в одной простой формуле и подвести всю эту неопределенную массу явлений под единое понятие была бы делом совершенно безнадежным».

Совершенно справедливо можно заметить, что у В. Виндельбанда речь идет об истории и философах давно ушедших, но, дело в том, что и у нынешних философов по данным вопросам нет единодушия. Действительно, может быть правы те, кто считает, что философия - это собрание текстов об абстрактных, непонятных сущностях, не имеющих никакого отношения к реалиям земной жизни.

Итак, почему же сложно добиться простых и однозначных ответов на эти вопросы?

Первая сложность, с нашей точки зрения, аналогична той, с которой можно столкнуться, если попытаетесь объяснить человеку, не умеющему считать и не знающему что такое число, что есть математика и что она изучает. Это в общем то общая трудность для всех научных дисциплин при объяснении своего предмета. Человеку вначале надо знать некоторые азы той или иной науки, прежде чем ему удастся объяснить, что же она из себя представляет.

Следующие две трудности более специфичны. Специфичны в том смысле, что характерны только для философии, хотя они существуют и в других науках, но не так проявлены. Первая специфическая трудность состоит в том, что в разные исторические эпохи философия объективно играла разные роли и ее предмет и методы были созвучны историческому времени.

Вторая специфическая трудность заключается в том, что даже в одно и то же историческое время существовали различные философские школы и направления, которые по-разному отвечали на эти вопросы.

Исходя из выше названных трудностей определения философии, мы опишем наиболее широко распространенные в настоящее время дефиниции. Но вначале необходимо сказать несколько слов о процедуре определения.

Определение (дефиниция) – это логическая операция над понятием, посредством которой устанавливаются его существенные свойства и отличия от других понятий. Наиболее точные и поэтому наиболее часто встречающиеся в науке определения – это определения через род и видовые отличия. Их сущность заключается в том, что определяемое понятие подводится под общее, родовое понятие (стол - мебель, яблоко - фрукт и т. д.), а затем задается перечисление видовых признаков, отличающих определяемый предмет от других предметов, входящих в тот же класс или множество, описанное родовым понятием (т. е. необходимо описать признаки, отличающие стол от стульев, буфетов, диванов, шкафов и т. д.).

В качестве родовых понятий философии в истории да и современной литературе можно встретить достаточно широкий набор: «наука», «мировоззрение», «искусство», «форма общественного сознания» и т. д.

Наиболее часто философию пытаются подвести под понятия либо науки, либо мировоззрения.

Отнесение философии к определенному виду науки основывается на том «эмпирическом» факте, что любая философская система может быть представлена как система знаний. Причем такая система знаний, которая с самого начало может быть противопоставлена мнению (doxa) как наука, знание (episteme). Видовые отличия философии от других научных дисциплин при таком подходе сводятся к всеобщности, целостности, универсальности философских знаний.

Понимание философии как науки основано на традиции. Очень долгое время понятия «философия» и «наука» выступали синонимами. В этом отношении достаточно вспомнить, что основной труд по физике И. Ньютона носит название «Математические начала натуральной философии». Но уже во времена Ньютона начинается процесс дифференциации, «размежевания» естественнонаучных дисциплин и философии, который в конце XIX в. приобрел окончательные формы. Очень многие проблемы и вопросы, которые раньше считались философскими, в это время переходят под «юрисдикцию» научных дисциплин. Однако даже философские направления и школы, которые признавали и признают философию как вид науки, по-разному трактовали и трактуют ее специфику, задачи и видовые отличия.

Дефиниция, характерная для марксистской философии: «Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека», - лишь одно из возможных определений философии как науки. Например, неопозитивизм (одно из философских течений XX в.) полагал, что основная задача философии – анализ языка науки, разработка идеалов и методологии научного познания. Все остальные проблемы и задачи философии, неопозитивистами рассматривались как ненаучные, метафизические, а следовательно, и не имеющие ни какого отношения к философии как науке.

Как науку философию понимали Э. Гуссерль, У. Куайн и многие другие знаменитые философы, но видовая специфика в определениях философии у каждого из них своя.

Действительно, между философией и наукой много общего: стремление к обоснованности и доказательности положений, системная организация знаний, методологическая рефлексия над способами деятельности и т. д. Но есть и много характеристик, которые позволяют говорить о том, что это разные сферы духовной деятельности. Например, если для науки характерно стремление к объективности и однозначности, то философия всегда субъективна, личностна и не исключает существования широкого разброса мнений по одним и тем же вопросам. Если наука всегда стремится к безоценочному знанию, то философия дает оценки и производит духовные ценности. Реально существующее различие между наукой и философией давало и дает основание многим философам утверждать, что философия не является наукой (например: Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Н. Бердяев и др.).

В попытке дать философии родовидовое определение, в настоящее время доминирует подход, который связывает философию с понятием «мировоззрение». Данного подхода придерживаются, например, авторы двухтомного учебника «Введение в философию: Учебник для вузов. - М.: Политиздат, 1990». В нем говорится, что «Философия – теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. ... В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни».

Под мировоззрением обычно понимают совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Мировоззрение имеет сложную структуру. В мировоззрении выделяют как минимум три компонента: миропонимание или познавательный компонент, ценностно-нормативный компонент или «мирооценку», мироощущение или эмоционально-волевой компонент. Близким к определению философии через мировоззрение является ее определение как формы общественного сознания (См.: Общественное сознание и его формы. М., 1986.). Так в философской энциклопедии философию определяют как «форму общественного сознания, направленную на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека и исследующую вытекающие отсюда познавательные, ценностные, этические и эстетические отношения человека к миру. Философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции, которые не берут на себя ни отдельные специальные науки, ни совокупность конкретно-научного знания в целом. Выполнение этих функций предполагает систему идей, которые выражают определенное отношение человека к миру и мира к человеку и определяют совокупность исходных ориентиров, обусловливающих программу социального поведения человека».

Наука участвует, главным образом, в формировании миропонимания посредством конструирования «научной картины мира». Философия принимает участие в разработке всех компонентов мировоззрения. Это основное отличие определения философии как мировоззрения от ее определения в качестве вида науки.

Однако отказ от претензий на научность в рассматриваемом подходе все же оставляет главенствующее место в философии Разума и почти полностью исключает философскую интуицию, веру, в конце концов, личность и свободу философа за «скобками» философии. В истории мышления реально существовало и существует множество различных учений, школ, течений и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то противоречат, борются, опровергают друг друга. Как писал Мартин Хайдеггер: «А мировоззрение? Что оно такое, как не личное убеждение отдельного мыслителя, приведенное в систему и на некоторое время сплачивающее горстку приверженцев, которые вскоре сами построят свои системы? Не обстоит ли тогда дело с философией, словно на какой-то большой ярмарке?». Поэтому, хотя определения философии через понятие «мировоззрение» более точно, чем посредством понятия «наука», оно не может в полной мере охватить реально существовавшие и существующие философские учения.

Как отмечено выше, существуют и другие попытки дать философии явное определение. Например, А. Шопенгауэр подчеркивал, что «Философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».

Однако, существует мнение, что философии вообще невозможно дать не только определение через род и видовые отличия, но и вообще никакое явное определение. Философии, с точки зрения этой позиции, можно давать лишь контекстуальные определения, т. е. через контекст. Так, М. К. Мамардашвили писал, что «… философию нельзя определить и ввести в обиход просто определением или суммой сведений о какой-то области, этим определением выделенной. Ибо она принадлежит к таким предметам, природу которых мы все знаем, лишь мысля их сами, когда мы уже в философии. Попытка же их определить чаще всего их только затемняет, рассеивая нашу первоначальную интуитивную ясность».

В данном подходе философия предстает как вполне самостоятельное явление человеческой культуры, не сводимое ни к каким иным сферам человеческого бытия. Именно исходя из этой сферы, можно определять и обосновывать и науку, и различные виды мировоззрений.

Иногда, с точки зрения этого направления, говорят о философии как об особом настроении, в котором переживается весь мир в целом, и вся жизнь человека как индивида и как рода. Или, образно говоря словами Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома».

Очень часто представители данного направления (экзистенциально-персоналистский подход - см., например: Радугин А. А. Философия: курс лекций. М., 1998. С. 26-27.) склонны вообще отрицать общезначимость философии. С их точки зрения философия рождается из чувства неудовлетворенности и беспокойства и является результатом усилий мыслителя снять эти негативные эмоции. Каждая личность создает свою философскую систему. Сколько личностей, столько может быть и философских систем. На каждой значительной философской системе лежит печать личности философа.

Попытка придать философии как мировоззрению всеобщность и значимость приводит, по мнению многих философов, не только к утрате индивидуальности в философии, но и к насилию над реальностью. Так современный философ А. Швейцер полагает, что именно выработка взглядов, определяющих общее понимание мира, приводила к насилию над действительностью в духе мировоззрения, причем в двояком смысле. Выработанные мышлением воззрения ставились выше фактов естествознания и одновременно провозглашались идеалы, призванные изменить существующие взгляды и условия жизни людей. Такого рода построения, когда факты не признавались, а идеалы провозглашались, были чужды реальности, насиловали действительность в духе мировоззрения (Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. – С. 46.).

Как о неком настроении или отношении говорит и этимология слова «философия». В переводе с древнегреческого оно означает любовь к мудрости, любомудрие. В таком понимании явлено парадоксальное единство во многих моментах иррациональной любви и высшего проявления разума – мудрости; единство неповторимо личностного и общемирового, космического.

§ 2. Функции философии

Взаимосвязаны между собой понимание сущности философии и понимание ее значения для человека и общества в целом. Так, если мы понимаем философию как науку, то ее функции можно свести к следующим четырем, описанным О. Контом: «...единственное средство обнаружить логические законы человеческого ума, ... руководящая роль ее во всеобщем преобразовании нашей системы воспитания ... способствовать прогрессу отдельных положительных наук; ... положительную философию можно считать единственной прочной основой общественного преобразования, в котором так давно уже находятся наиболее цивилизованные народы».

Исходя из понимания философии как мировоззрения, можно согласиться с авторами «Введения в философию», которые полагают, что «по отношению к предшествующему и наличному культурно-историческому опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого «сита». Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем, они стараются не «выплеснуть вместе с водой и ребенка», стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критической «селекции», аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи (трансляции) последующим периодам истории».

Если обратиться к третьему направлению понимания философии, то, прежде всего, основной функцией философии будет, как считал, например, В. Соловьев, производство свободы. Мы уже цитировали высказывание Новалиса, а теперь подумаем, что означают слова «повсюду быть дома»? Быть дома - это быть и чувствовать себя свободным. Не случайно, чтобы ободрить гостя говорят: «Будьте как дома». Поэтому философия есть расширение дома и увеличение свободы.

Близка к функции производства свободы функция обретения смысла жизни. Так Карл Ясперс считает, что «философия содержит притязания обрести смысл жизни поверх всех целей в мире — явить смысл, охватывающий эти цели, осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем — служить посредством настоящего одновременно и будущему — никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства». И далее: «Постоянная задача философствования — такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия; или, что то же самое, стать самим собой...». На функцию производства человеческого в человеке указывал и отечественный философ М. К. Мамардашвили.

Подвести итог и наглядно представить результаты рассмотрения двух первых вопросов темы можно при помощи таблицы:

«Определения» философии

Функции философии

1.

Философия - это наука …

Построение общей научной картины мира, методологическая (разработка общих подходов и методов научного познания)

2.

Философия - это мировоззрение и форма общественного сознания …

Мировоззренческая (оценка и критика существующих взглядов на мир и места в нем человека), образовательная (хранение, трансляция и передача опыта и ценностных ориентиров новым поколениям)

3.

Философия – автономная сфера культуры и сущностное свойство человека …

Формирование личностных смыслов жизни, свободы как новых направлений выбора; производство человеческого в человеке …



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кафедра современных проблем философии История зарубежной философии Учебно-методический комплекс Специальность №020100 Философия Москва, 2009

    Учебно-методический комплекс
    Курс является общепрофессиональным для студентов философского факультета РГГУ. Без его глубокого изучения невозможно понимание кардинальных проблем, смысловых горизонтов и возможных перспектив развития как отдельных этапов европейской
  2. Введение в философию

    Документ
    И. Т. Фролов - академик РАН, профессор (руководитель авторского коллектива) (Предисловие; разд. II, гл. 4:2-3; Заключение); Э. А. Араб-Оглы - доктор философских наук, профессор (разд.
  3. Программа дисциплины философия гсэ. Ф. 10 Для студентов фэу специальность: 032700(050402. 65) Юриспруденция

    Программа дисциплины
    Цель курса – приобщение студентов к вечным ценностям человеческой культуры. Философия помогает формированию духовного мира личности на гуманных началах.
  4. Фролов И. Т. и др. 3-е изд

    Документ
    И. Т. Фролов - академик РАН, профессор (руководитель авторского коллектива) (Предисловие; разд. II, гл. 4:2-3; Заключение); Э. А. Араб-Оглы - доктор философских наук, профессор (разд.
  5. А. Г. Войтов философия учебное пособие

    Учебное пособие
    Многие выдающиеся философы считали философию наукой о науке. Ее называли наукоучением, метанаукой (наукой о науке), а в западной традиции – эпистемологией (учением о знании) или философией науки.

Другие похожие документы..