Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Инструкция'
по проведению открытого аукциона для субъектов малого предпринимательства на поставку мягкого инвентаря для образовательных учреждений г.Якутска на 2...полностью>>
'Документ'
Підприємєтво за ЄДРПОУ Територія за СПАТО Орган державного управління за СПОДУ Галузь /вид діяльності/ за ЗКГНГ Одиниця виміру : тис. грн. Контрольна...полностью>>
'Документ'
В новом журнале «Вестник НЛО» будут размещены статьи, как мои так т других авторов, это может быть уфологи, психолог, физики, и т. д. Мне бы очень хот...полностью>>
'Документ'
1С 5 сут 8 5 9 10 КОНСЕРВЫ ГОВЯДИНА ТУШ. ВКУСНАЯ 3 мес 4 357 10 ЗАКУСОЧНАЯ ВАР. С с/салом( бига) 5 сут 009 10 КОНСЕРВЫ ГОВЯДИНА ТУШ....полностью>>

Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования специальностей: 080106 «Финансы (по отраслям)»

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Государственное образовательное учреждение СПО
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики
«Александровский лицей»

Трубенева Т.Г.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Учебное пособие

для студентов среднего профессионального образования специальностей:

080106 «Финансы (по отраслям)»,
080504 «Государственное и муниципальное управление»,
080501 «Менеджмент (по отраслям)»,

032002 «Документационное обеспечение и архивоведение»

Санкт-Петербург 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для специальностей СПО: 080106 «Финансы (по отраслям)», 080504 «Государственное и муниципальное управление», 032002 «Документационное обеспечение и архивоведение» 080501 «Менеджмент (по отраслям)».

Цели учебного пособия – познакомить студентов с основными понятиями и терминами дисциплины, дать пояснение в изучении основных функций в управлении персоналом организации.

Проведение занятий в курсе дисциплины: «Управление персоналом» осуществляется в виде лекционных, семинарских форм, практических с обсуждением ситуаций, с применением современных технологий – в компьютерном классе с программами Роwer Point, «Экзаменатор». Целью преподавания является привитие навыков самостоятельности, умений анализировать материал и делать выводы, а также работать с учебной литературой и справочным материалом.

Тематический план дисциплины включает следующие темы:

Тема 1. Роль и место управления персоналом в системе управления организацией.

Тема 2. Эволюция и современные концепции управления персоналом.

Тема 3. Управление персоналом как система.

Тема 4. Стратегия управления персоналом.

Тема 5. Организация управления персоналом.

Тема 6. Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом.

Тема 7. Кадровое планирование.

Тема 8. Тема 8. Управление наймом персонала на работу

Тема 9. Расстановка и адаптация персонала.

Тема 10. Оценка персонала.

Тема 11. Управление деловой карьерой.

Тема 12. Профессиональная ориентация и обучение персонала

Тема 13. Совершенствование организации труда

В результате изучения дисциплины студент должен:

уметь:

  • осуществлять кадровую политику организации;

  • оценивать кадровый потенциал сотрудников;

  • выполнять кадровые установки руководства;

  • учитывать профессиональную ориентацию и возможности социальной адаптации сотрудников;

  • оценивать способности сотрудников на соответствие степени трудоемкости предлагаемого вида работы;

  • проводить инструктаж сотрудников;

  • составлять проекты должностных инструкций, приказов, распоряжений и пр.;

  • устанавливать степень ответственности каждого работника;

  • организовывать деловое сотрудничество в коллективе;

  • создавать благоприятный психологический климат в коллективе;

  • создавать и поддерживать условия для раскрытия и рационального использования потенциала сотрудника;

  • создавать условия для роста и развития сотрудника;

  • повышать уровень трудовой мотивации,

  • приверженности работников своей организации и включенности в ее дела;

  • понимать особенности делового общения, его место и роль в жизни делового человека;

  • разрешать конфликты, возникшие в коллективе;

  • участвовать в устранении причин возникновения конфликтов;

  • улучшать отношения между сотрудниками;

  • предупреждать конфликты;

  • преодолевать последствия конфликтов;

  • определять состав мотивационных мероприятий внутри структурного подразделения;

  • находить и поддерживать баланс материальных интересов сотрудника и работодателя;

  • определять готовность сотрудника к получению новых знаний;

  • защищать права работников в соответствии с трудовым законодательством;

знать:

  • принципы и методы кадровой политики организации;

  • методы определения производительности труда сотрудников;

  • формы и системы оплаты труда;

  • кадровое планирование;

  • принципы отбора и найма персонала;

  • основы профессиональной ориентации и социальной адаптации;

  • критерии поиска и отбора новых сотрудников;

  • социально-психологические методы управления;

  • методы управления деловой карьерой;

  • основы совершенствования организации труда;

  • построение эффективной системы мотивации персонала,

  • методы повышение отдачи от сотрудников при выполнении поставленных задач;

  • объем, структуру полномочий и ответственности каждого сотрудника;

  • процесс оценки результатов деятельности сотрудников;

  • разделение ответственности, делегирование полномочий, алгоритм делегирования;

  • современные формы делового и управленческого общения в коллективе;

  • информацию об организационной культуре, нормах, ценностях и образцах рабочего поведения;

  • методы управления конфликтами в коллективе;

  • классификацию конфликтов и их уровней;

  • организационные и индивидуальные методы управления стрессом;

  • регулирование и разрешение конфликтов в трудовом коллективе;

  • навыки поведения в конфликтных ситуациях;

  • основы внутрифирменного обучения персонала;

  • порядок систематизации передового опыта отдельных сотрудников и передачи его другим сотрудникам;

  • законодательные и нормативно-правовые акты в области кадрового обеспечения управления.

Данный электронный учебник может быть использован студентами для подготовки к семинарам, самостоятельным и контрольным работам, к итоговому тесту и зачету.

Текущий контроль осуществляется в виде устных опросов студентов, оценки выступлений на семинарских и практических занятиях, контролем тестирования в программе «Экзаменатор», отчётов по деловой игре и другими видами самостоятельной работы студентов.

Итоговый контроль по дисциплине проводится по результатам защиты курсовой работы и сдачи зачёта.

1. РОЛЬ И МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

  1. Персонал: понятие, факторы, влияющие на управление персоналом.

  2. Содержание дисциплины, ее задача и связь с другими дисциплинами.

  3. Принципы управления персоналом.

  4. Функции управления персоналом.

  5. Структура персонала.

  6. Классификация персонала.

  7. Роль менеджера в системе управления персоналом.

1.1. Персонал

Персонал – это совокупность работников, объединённых целями хозяйственной деятельности, технологией, средствами производства

Факторы, влияющие на управление персоналом:

  • внешняя среда: политическая обстановка, экономическая среда, демографическая среда, нтп (научно-технический прогресс), социокультурная среда;

  • внутренняя среда организации: вид деятельности, форма собственности, организационная структура, размер, корпоративная культура, роль профсоюза;

  • стиль руководства: стиль руководства, тип руководства, статус руководства;

  • личные характеристики работников: пол, образование, возраст, психологические особенности, мотивация.

1.2. Содержание дисциплины, ее задача и связь с другими дисциплинами

Управление персоналом – направленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.

Управление персоналом связано с дисциплинами «Менеджмент», «Управленческая психология», «Экономика организации», «Экономика и социология труда», «Налоги и налогообложение», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Цели управления персоналом:

  • повышение конкурентоспособности организации в рыночных условиях;

  • повышение эффективности производства и труда, в частности достижения максимальной прибыли;

  • обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива

Задачи управления персоналом:

  • обеспечение потребности организации в рабочей силе в необходимых объёмах и требуемой квалификации;

  • достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала.

  • полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом.

  • обеспечение условий для высокопроизводительного труда, соответствующий уровень его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработку у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;

  • закрепление работника в организации, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала)

  • обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения;

  • согласование производственной и социальных задач (сбалансированность интересов организации и работников, экономической и социальной эффективности)

  • повышение эффективности управления персоналом, достижение целей упрвления при сокращении издержек на рабочую силу.

Концепция управления персоналом система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма её реализации в конкретных условиях функционирования организации. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.

Надо знать о миссии управления персоналом

Миссия – это чётко выраженная причина существования организации. С точки зрения управления персонала – это может быть наиболее полное удовлетворение всех жизненно важных потребностей сотрудников

1.3. Принципы управления персоналом

Под принципами понимают научное начало (основание, правило), которое при решении надо учитывать и соблюдать в работе с персоналом.

Принципы управления персоналом следующие:

  • гибкость – означает приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы.

  • децентрализация – в любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей, с передачей прав и ответственности на нижние уровни.

  • дисциплинированность – все работники выполняют правила внутреннего трудового распорядка, а менеджеры применяют справедливые санкции к нарушителям дисциплины.

  • единоначалие – концентрация власти в руках линейных руководителей, работник получает распоряжение и отчитываются перед одним непосредственным начальником («директор всегда прав»).

  • коллегиальность – менеджеры работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, участвую в выработке наиболее важных решений.

  • кооперация – система управления персоналом должна обеспечивать максимальное разделение и специализацию процессов выработки, принятие и реализации решения человеком.

  • оперативность – своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих и оперативно устраняющих отклонения и конфликт («не ждать»).

  • специализация – разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении однородных функций управления.

  • справедливое вознаграждение – базируется на оплате по результатам индивидуального и коллективного труда с возмещением стоимости рабочей силы.

  • эффективность – предполагает экономическую организацию системы управления персоналом на основе снижения доли затрат на управление в общих затратах на единицу выпускаемой продукции.

1.4. Функции управления персоналом

Функции управления персоналом представляют собой основные направления этого рода деятельности, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей предприятия.

К основным функциям относят:

  • планирование персонала, рекрутирование, маркетинг персонала, подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников

  • адаптация, обучение и повышение квалификации работников

  • планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного роста работника, руководство персоналом,

  • управление расходами на персонал, организация рабочего места, высвобождение персонала,

  • кадровое делопроизводство, управление информацией, оценка результатов деятельности и трудового потенциала персонала, контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организационного порядка,

  • контроль за персоналом, правовое регулирование трудовых отношений, обеспечение репутации фирмы,

Задачами управления персоналом являются:

  • помощь фирме в достижении цели;

  • обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными работниками;

  • эффективное использование мастерства и способностей персонала;

  • совершенствование систем мотивации;

  • повышение уровня удовлетворенности трудом;

  • развитие систем повышения квалификации и профессионального образования;

  • сохранение благоприятного климата;

  • планирование карьеры, то есть продвижение по службе, как вертикальное, так и горизонтальное;

  • поднимать творческую активность персонала;

  • совершенствование методов оценки деятельности персонала;

  • обеспечение высокого уровня условий труда и качество жизни в целом.

1.5. Структура персонала

Персонал имеет сложную взаимосвязанную структуру: организационную; функциональную; ролевую; социальную; штатную

Организационная структура – это состав и соподчинённость взаимосвязанных звеньев в управлении, которые включают аппарат управления и производственные подразделения. Эта структура соответствует организационной структуре управления: линейной, функциональной, дивизиональной и т.д.

Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями. Функция управления представляет собой часть процесса управления, выделенную по определённому признаку (качество, труд и зарплата, учёт, …); обычно выделяют от 10 до 25 функций

Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве по коммуникационным и поведенческим ролям.

Творческие роли характерны энтузиастам, изобретателям и организаторам, характеризуют активную позицию в решении проблемных ситуаций, в поиске альтернативных ситуаций. К творческим ролям относятся: генератор идей, критик, эрудит, компилятор идей, …

Генератор идей выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативные решения, определяет пути и средства реализации идей.

Компилятор идей доводит фундаментальные идеи до прикладного решения, обладает способностью соединения разных идей, разрабатывает технологию использования выдвинутых идей на практике.

Эрудит – носитель энциклопедических сведений по широкому кругу проблем в прошлом и настоящем.

Эксперт обладает способностью оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения.

Энтузиаст – личным примером и обаянием заражает группу верой в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно.

Критик подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, даёт критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей.

Организатор организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурма» работу отдельных членов группы с позиции достижения цели

Коммуникационные роли определяют содержание и степень участия в информационном процессе, взаимодействие в обмене информацией. К ним относятся: лидер, связной, координатор, …

Делопроизводитель выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы.

Лидер – человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающий влияние на поведение группы в целом и отдельных его членов.

Связной связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы.

Сторож распределяет и контролирует потоки информации, оценивая важность или второстепенность сообщений, и доводит их до лидера.

Координатор осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером.

Проводник – человек, хорошо знающий географию и историю района, структуру организации и обеспечивающий связи группы с внешней средой.

Поведенческие роли – типовые, психологические модели поведения людей на производстве, в быту, на отдыхе, в конфликтных ситуациях.

Оптимист – всегда уверен в успехе общего дела, наводит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы.

Нигилист – всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой.

Конформист – следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с решением группы, представляя «молчаливое большинство».

Кляузник – собирает и способствует распространению слухов, часто не проверенных и ложных. Во всем видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции.

Борец за правду – является носителем и выразителем общественной морали, философии предприятия, прав человека. Может играть, как прогрессивную, так и консервативную роль.

Общественник – увлечен общественной работой, нередко придумывает и выполняет «мероприятия» в рабочее время. К своим обязанностям по службе относится посредственно.

«Казанская сирота» – ищет сочувствия у окружающих, жалуясь на соё бедственное положение и непонимание в коллективе, среди руководства.

«Важная птица» – напускает на себя загадочный важный вид, давая понять, что он много знает и у него есть «рука».

Социальная структура характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность групп по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению.

Штатная структура определяет количественно-профессиональный состав персонала, состав подразделений и перечень должностей, размеры оплаты труда и фонд заработной платы работников.

1.6. Система признаков классификации персонала организации

По категориям:

а) персонал

управления;

8. По характеру трудо- б) производствен- 2. По должностям

довых отношений: ный персонал и профессиям:

а) постоянные работники в) вспомогательный а) руководители

(менеджеры);

б) временные работники б) специалисты;

в) экономисты;

г) инспектор кадров;

д) рабочие;

е) электрики и т. п.

7.По отношению к 3. По специальностям

собственности: Классификация

а) работники – собст- а) экономисты;

венники имущества персонала б) финансисты;

организации в) бухгалтеры;

б) наёмные организации г) маркетолог;

работники д) инженер

е) юрист

ё) логист

ж) программист



6. По стажу работы 4. По уровню квалификации

в организации: 5. По полу и возрас-

а) до 1 года; ту: а) продавец 3 категории

б) от 1 до 3 лет; а) мужчины: б) продавец 2 категории

в) от 3 до 10 лет; - до 30 лет;

г) свыше 10 лет. - от 30 до 60 лет; в) продавец 1 категории

- свыше 60 лет; и т. п.

б) женщины:

  • до 30 лет;

  • от 30 до 55 лет;

  • свыше 55 лет.


Рис. 1. Классификация персонала

1.7. Роль менеджера в системе управления персоналом

Чтобы это влияние было эффективным, руководитель должен уметь:

  • анализировать состояние коллектива;

  • понимать мотивы поведения своих подчинённых;

  • побуждать подчинённых к продуктивной работе, стимулировать их профессиональный рост;

  • создавать отношения в коллективе, максимально благоприятные для продуктивной работы;

  • давать задания подчинённым так, чтобы они понимали, чего от них ждут и стремились это выполнить;

  • эффективно контролировать работу подчинённых

  • адекватно оценивать работу подчинённых, их возможности и интересы;

  • предупреждать и разрешать конфликты в коллективе;

  • строить деловое общение с подчинёнными в соответствии с их индивидуальными особенностями и ситуацией.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Дайте определение дисциплины «Управление персоналом».

  2. Работник получает задание и отчитывается перед непосредственным начальником это принцип _________________

  3. Какими свойствами должен обладать руководитель, для того, чтобы эффективно руководить коллективом?

  4. Назовите функции управления персоналом.

  5. Назовите признаки классификации персонала



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования специальностей спо 080106 «Финансы (по отраслям)», спо 080113 «Страховое дело (по отраслям)», спо 080501 «Менеджмент (по отраслям)»

    Учебное пособие
    Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для специальностей СПО: 080106 «Финансы (по отраслям)», 080113 «Страховое дело (по отраслям)», 080501 «Менеджмент
  2. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования Санкт-Петербург 2009 (4)

    Учебное пособие
    Содержание пособия позволяет студенту самостоятельно изучить пропущенный учебный материал или познакомиться с дополнительным материалом, более успешно подготовиться к экзамену.
  3. Методические указания и задания для самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования специальности: 080106 «Финансы (по отраслям)»

    Методические указания
    методические советы по изучению дисциплины и вопросы для самопроверки; методические указания по выполнению заданий к практическим занятиям по изучаемой дисциплине;
  4. Правила оформления реквизитов 27 10. Оформление служебных документов 37

    Учебное пособие
    Учебное пособиедля студентов среднего профессионального образованияспециальностей 030503 «Правоведение», 080106 «Финансы (по отраслям)»,080113 «Страховое дело (по отраслям)»,
  5. Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по специальностям 080106 «Финансы (по отраслям)» 080113 «Страховое дело (по отраслям)»

    Методические указания
    Методические указания по дисциплине «Финансы и кредит» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее – государственные требования) по специальностям среднего профессионального

Другие похожие документы..