Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Воспитание детей является важнейшей проблемой, которой заняты педагоги, психологи, юристы, врачи, экономисты, представители многих других наук. Учены...полностью>>
'Документ'
Целью курсового проекта является закрепление студентами теоретических и углубление практических знаний, полученных при изучении дисциплины "Базы...полностью>>
'Документ'
Что произошло первым цыпленок или яйцо. Другими словами, какая сила создала вселенную. И что создало эту силу. Или возможно, вселенная, или сила, кот...полностью>>
'Информационный бюллетень'
14.30 Церемония награждения участников социального кинофестиваля непрофессионального кино «Третий возраст – новые возможности» (пр. Обуховской Оборон...полностью>>

Год составления рабочей программы: 2011 год. Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОГЛАСОВАНО

с Методическим Советом

руководитель МС

УТВЕРЖДЕНО

_________________Ф.И.О.

приказом по МОУ СОШ № 4от

07.09.2011 г. № 56-1/0

Протокол № ______________

от «_____» ________________ 2011г


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Апатиты Мурманской области

Общеобразовательная адаптированная рабочая программа

учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»

Уровень образования: 1 – 4 классы

Нормативный срок освоения: 4 года

Год составления рабочей программы: 2011 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» разработана на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

  • авторской программы Т.Я.Шпикаловой и др. «Изобразительное искусство и художественный труд» (Москва, «Просвещение», 2008 г.)

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Предмет из образовательной области «Технология», «Искусство», направленный на решение задач начального художественного образования и воспитания, на получение опыта художественно- творческой деятельности

Кому адресована программа

Учебный курс «Изобразительное искусство и художественный труд» адресован учащимся первых классов четырёхлетней начальной школы

Соответствие государственному образовательному стандарту

Программа соответствует государственному образовательному стандарту начального общего образования

Цели и задачи программы

  • обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология. Художественный труд»;

  • содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;

  • способствовать освоению первичных знаний по разнообразию и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн);

  • содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей, средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважению к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

  • обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно- трудовой деятельности с различными материалами;

  • способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народно-художественных промыслов

Принципы, лежащие в основе построения программы

Принципиальная особенность программы: построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования:

  • личностно-развивающее,

  • граждански-ориентированное,

  • глобально-ориентированное,

  • экоадекватное.

Специфика программы

Программа включает программы двух учебных предметов:

  • «Изобразительное искусство»,

  • «Художественный труд. Технология»,

что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда

Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

Определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе содержательными блоками:

  • «Учимся у природы»,

  • «Опыт художественно-творческой деятельности»,

  • «Учимся на традициях своего народа»,

  • «Фантастические образы в изобразительном искусстве».

В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, на получение опыта художественно- творческой деятельности

Требования к уровню подготовки:

  • должны знать

  • должны уметь

  • должны формировать УУД

  • Знать:

  • способы и приемы обработки различных материалов (глина, пластилин);

  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

  • основные средства выразительности живописи;

  • правила техники безопасности при работе с инструментами (ножницами, иглой, шилом); организовывать своё рабочее место;

  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

  • особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

  • значение слов: композиция, силуэт, форма, размер, коллаж; способы и приёмы обработки бумаги; основные средства выразительности декоративно-прикладного искусства.

  • понимать эмоциональное значение тёплых и холодных оттенков; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

  • уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементы растительного орнамента; освоить основы рисунка и уметь создавать модели предметов бытового окружения человека; овладеть элементарными навыками бумагопластики;

  • уметь:

  • выполнять стежки швом «вперед иголку»;

  • применять элементарные способы работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;

  • выражать собственное мнение при оценке произведения искусства;

  • конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

  • выполнять на бумаге разметку по выкройке, по линейке, применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;

  • уметь пользоваться простейшими приёмами лепки:

  • тянуть из целого куска,

  • примазывать части,

  • делать налепы,

  • заглаживать поверхность;

  • уметь составлять композицию с учётом замысла.

Формировать УУД:

  • использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности;

  • передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).

  • использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы;

  • иметь представление о живописных пейзажах русских художников

  • использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла;

  • определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи;

  • выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения;

  • образно воспринимать искусство и окружающую действительность;

  • находить ассоциации природных форм;

  • моделировать формы средствами различных материалов;

  • моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы;

  • конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления;

  • проектировать и создавать предметы быта;

  • различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России;

  • узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов;

  • рисовать, лепить, моделировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы;

  • создавать простые художественные изделия подарочного характера;

  • знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве;

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, глину, бумагу и другие материалы);

  • применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах;

  • различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации;

  • вычленять основные формы и использовать в рисунке, лепке и бумажной пластике.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения программы учащиеся:

  • осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

  • приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

  • развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

  • развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

  • осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

  • приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;

  • учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;

  • овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

  • обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

  • обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

  • обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

  • приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

  • приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

Требования к уровню подготовки

оканчивающих начальную школу

По трудовой деятельности должны знать:

- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клей), их свойства и назначения;

- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

- названия и назначения ручных инструментов и приспособления – шаблон, правила работы ими;

- технологическая последовательность изготовления несложных деталей: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки сгибанием, по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА;

- виды отделки: раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и её вариантами.

Должны уметь:

-организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать с ручными инструментами;

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- самостоятельно определять количество деталей, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей, использовать пресс для сушки изделий.

По художественно- творческой изобразительной деятельности должны знать:

- особенности материалов ( изобразительных и графических), их возможности для создания образца; компоненты изобразительной деятельности: линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент; плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Должны уметь:

- реализовывать замысел образца с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний в связи художественно- творческой и трудовой деятельности.

Виды и формы организации учебного процесса

Формы организации урока:

  • работа в парах,

  • индивидуальная работа.

Виды занятий:

  • урок,

  • практическое занятие,

  • экскурсия.

Объём программы в часах и сроки обучения в 1 классе

66 часов (33 учебные недели):

  • 1 час в неделю «Изобразительное искусство»

  • 1 час в неделю «Технология»

Объём программы в часах и сроки обучения в 2 – 4 классах

68 часов (34 учебные недели):

  • 1 час в неделю «Изобразительное искусство»

  • 1 час в неделю «Технология»

Библиографический список:

- для учащихся

- для учителя

Шпикалова Т.Я. Учебник–тетрадь «Изобразительное искусство», «Художественный труд»

Тематическое планирование 1 класс

Название раздела

ИЗО

Название раздела

ТРУД

Кол-во часов

Общее количество часов по программе

66

Количество часов в неделю

2

Основы художественного изображения. Изобразительное искусство

18

Основы народного декоративно-прикладного искусства

15

Работа с бумагой

14

Работа с тканью

5

Работа с пластическими материалами

6

Работа с природными материалами

5

Работа с разными материалами

3

Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство и технология» (УМК «Школа России») 2 ч в неделю (в 1 классе – 66 час в год)

Содержание курса

Тематическое планирование.

Характеристика деятельности учащихся

Учимся у природы, 19часов

Наблюдение природы и природных явлений, характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека.

Различие в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

Изображение деревьев, животных: общие и характерные черты. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д. использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

Ознакомление с шедеврами русского искусства, изображающими природу.

Наблюдение за природными явлениями и перенос впечатлений в художественную форму.

Развитие представлений о пространстве, форме, цвете, композиции в искусстве и окружающей действительности. Понятия: ближе- больше, дальше – меньше.

Начальные представления о цветоведении: основные и составные, тёплые и холодные цвета; смешение цветов с чёрной и белой красками.

Выполнение цветовых композиций на передачу характера природных явлений.

Развитие способности замечать разнообразие цвета в природе.

Передача в цвете своего впечатления от увиденного в окружающем мире. Пробуждение интереса к разнообразию цвета, форм, настроений в природе и окружающей действительности.

Примеры заданий: «Листопад», «Цветочный луг», «День и ночь», «Морозный день».

Влияние формы на характер. Примеры заданий: изображение живописными и графическими материалами ветвей деревьев; лепка, конструирование из бумаги, природных материалов

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.

Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).

Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.

Иметь представление о живописных пейзажах русских художников

Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.

Фантастические образы в изобразительном искусстве, 18часов

Перенос художественных образов с одного вида искусства на другой.

Сказочные образы в природе и искусстве(сказки). Художественное воображение и художественная фантазия. Сказочные образы в живописи, декоративно-прикладном искусстве, в книжной графике. Различные версии образов хорошо знакомых сказочных героев в разных искусствах. Выполнение заданий на развитие художественно-образного, ассоциативного мышления.

Выбор художественных материалов и средств для создания выразительных образов.

Ознакомление с шедеврами русского искусства, изображающими сказочные и фантастические образы.

Ассоциативное сравнение произведений искусства (изобразительное искусство, литература).

Передача настроения, впечатления в цветовых композициях (без конкретного изображения).

Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики театрального представления.

Определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи.

Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения.

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.

Находить ассоциации природных форм.

Моделировать формы средствами различных материалов.

Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления.

Проектировать и создавать предметы быта.

Учимся на традициях своего народа, 29часов

Пейзажи родной природы.

Синтетический характер народной культуры (орудий труда, былины, сказки).

Сказочные образы народной культуры и декоративно- прикладное искусство.

Ознакомление с шедеврами русского искусства, затрагивающими темы родной природы, русских сказок, истории Отечества.

Особенности декоративно-прикладного искусства, его знаково-символический характер. Развитие представлений о форме, цвете, композиции в декоративно-прикладном искусстве.

Стилизация природных форм в декоративные. Примеры заданий: создание орнамента из природных форм (цветы, листья, трава, ягоды и др.), изготовление изразцов из глины или пластилина, лепка игрушек по мотивам народных художественных промыслов.

Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.

Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов.

Рисовать, лепить, моделировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы.

Создавать простые художественные изделия подарочного характера.

Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.

Опыт художественно-творческой деятельности (внутри тем)

Основы художественного языка: композиция, цвет, форма.

Овладение приёмами изобразительной деятельности и средствами художественной выразительности.

Ознакомление с шедеврами русского искусства, изображающими природу.

Ознакомление с основными видами изобразительных искусств.

Приобретение первичных навыков изобразительной, конструктивной, художественно-прикладной деятельности, владение языком этих искусств.

Знакомство с художественными материалами.

Понятия: ближе - больше, дальше – меньше.

Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое.

Композиционный центр (зрительный центр композиции).

Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.

Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы.

Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.

Природные формы. Трансформация форм. Силуэт.

Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.)

Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке.

Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, глину, бумагу и другие материалы).

Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах.

Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации.

Вычленять основные формы и использовать в рисунке, лепке и бумажной пластике.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду Класс 1 4

    Рабочая программа
    Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной
  2. Пояснительная записка по умк «перспективная начальная школа» (2)

    Пояснительная записка
    Рабочая программа для 1-4 классов составлена на основе Примерной программы начального общего образования, Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторских программ образовательной системы
  3. Программа по духовно нравственной культуре народов россии пояснительная записка

    Программа
    Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности.
  4. Ежеквартальныйотче т открытое акционерное общество «Группа Компаний пик» (2)

    Документ
    Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
  5. Богомолова Наталья Петровна учитель начальных классов моу гладчихинская нош тереньгульского района Гладчиха 2011 г пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Направленность программы «Музей в твоём классе» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной,

Другие похожие документы..