Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
В 2011 году продолжился экономический рост после кризиса конца 2008-го и 2009 годов. Максимальные предкризисные значения середины 2008 года в 2011 го...полностью>>
'Закон'
Із змінами і доповненнями, внесеними Законами України від 4 лютого 2005 року N 2424-IV, ОВУ, 2005 р., N 8, ст. 432, від 3 березня 2005 року N 2452-IV...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
законе и праве Византийское учение о «симфонии» властей Ислам как религиозно-идеологическая система Политическая и правовая мысль Киевской Руси Теори...полностью>>
'Решение'
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,...полностью>>

Концепция профильного обучения 57 Базисный учебный план профильного обучения 62

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Итак, взаимосвязь времен и места динамична и складывается из ритмов различных природных процессов и явлений. Писатели, поэты чаще ученых представляют мир целостным, для них жизнь – это созвучие ритмов и образов. Чуткое ухо великого поэта А. С. Пушкина различает ритмы Вселенной: «И внял я неба содроганье, и горний ангелов по лет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанъе». Но можно ли уловить миг истины в ритмах жизни и сохранить его для будущих времен? И как отделить суетное от вечного, материальное от духовного? Через обостренное ощущение ритмов существования другой великий поэт России дает ответ в своем стихотворении-притче:

Как растет хлебов опара,

Поначалу хороша,

И беснуется от жару

Домовитая душа.

Словно хлебные Софии

С херувимского стола

Круглым жаром налитые

Подымают купола.

Чтобы силой или лаской

Чудный выманил припек,

Время – царственный подпасок –

Ловит слово колобок.

И свое находит место

Черствый пасынок веков –

Усыхающий довесок

Прежде вынутых хлебов.

О. Мандельштам

Живительную связь времен О. Мандельштам показывает в библейском образе закваски и выпечки хлеба. Как хлеб питает плоть, так мудрость – София минувшей жизни одухотворяет настоящее и будущее Словом. Вечное сохраняется в Слове, суетное – в руинах ушедшей материальной культуры.

Задание: Разберите образный мир стихотворения Осипа Мандельштама «Как растет хлебов опара» как созвучие идеям Аристотеля о взаимосвязи времени и места. Что нового внес О. Мандельштам своим стихотворением в представления древнего философа?

Как «слово-колобок» помогло Генриху Шлиману открыть Трою. Обратимся к историческим фактам. Долгое время древнегреческий эпос Гомера «Илиада» и «Одиссея» считался вымыслом и красивой сказкой, не имеющей исторической основы. Он почитался как литературный памятник и изучался в гимназиях Европы и России. «Илиада» повествует об одном из последних эпизодов Троянской войны. С детских лет Генрих Шлиман (1822 –1890) воспринял события Троянской войны, описываемой в «Илиаде», как быль. Завороженный ритмами гекзаметра Гомера, спустя 2000 лет, вслед за Агамемноном и Ахиллом, он решает вновь «покорить» Трою, без войска, один... с лопатой в руках.

Есть перед градом троянским великий курган и высокий

В поле особенный, круглый и отсель и оттоле.

Смертные с древних времен нарицают его Ватисей

Там и троян и союзников их разделили рати.

Раннее сиротство, бедность не смогли погасить огонь юношеской мечты. Более тридцати лет идет подготовка к экспедиции. Нужны деньги – Генрих становится купцом, самостоятельно изучает языки, историю. В 1870 году Шлиман, следуя описаниям Гомера, начинает раскопки в Турции, на холме Гиссарлык. Результаты ошеломили: было открыто шесть городов, шестой – Троя, XI век до н. э. Воодушевившись реальностью легенды, через четыре года Шлиман открывает новую, неизвестную науке культуру – «обильные златом Микены» –город Агамемнона, вождя греческого воинства под Троей. «Золото Микен» превратилось в «золото Шлимана». Шлиман переезжает в Афины, сына нарекает Агамемноном, а дочь – Андромахой, в память верной жены Гектора (сына троянского царя Приама).

Итак, была открыта культура, о существовании которой никто не подозревал. Как научный материал, находки и открытия Шлимана оказались неоценимым сокровищем. Через миф открылась реальность для естественных наук – руины шести городов, которые сменяли друг друга во времени, многочисленные материальные свидетельства мифической Трои, Микен.

Следуя примеру Шлимана, археологи стали с большим доверием относиться к мифам. «Фантазии» оказались художественным отражением реальных событий и места в поэме Вергилия «Энеида», в библейских сюжетах об Эдеме – земном райском саде, о потопе, о Вавилоне и вавилонской башне, о горе Синай... Работа по материализации мифов продолжается.

Задание: Найдите в приведенном фрагменте поэмы Гомера «Илиада» стихи, которые позволили Шлиману точно определить местонахождение Трои, Микен. Каким событиям Древней Греции посвящена поэма? Назовите главных героев. Почему Троянский конь стал символом коварства? Сравните два метода изучения прошлого на примере открытия Трои Шлиманом.

Образ, Слово и Число – первоначала знания о бытии. С рождения человек воспринимает мир как образ – образ солнца, образ луны, образ неба, радуги и т.д. Материя всегда предстает перед человеком в той или иной форме или образе. Безобразная материя есть небытие. «Образы изначальны и ниоткуда не могут быть выведены» (Н. Ильин). Изначальны Троя и ее культура, Микены и микенская культура. Шлиман указал путь научного объяснения мифа – проследить судьбу образа, восходя к его первоначалу.

Первый язык мысли – язык зрительного образа. Механизмы речи включаются лишь к концу процесса восприятия. Восприятие – не пассивное копирование действительности. Это – настоящий творческий процесс, настоящее мышление, в результате которого рождается слово. Слово – орудие и форма всякого познания и опыта. Гуманитарий и естествоиспытатель едины только в момент осознания факта, образа. В познании миф, как правило, опережает науку. В случае Трои этот разрыв составил 2800 лет. Миф и науку часто рассматривают как антиподы. Но это не так, просто об одном явлении они говорят на разных языках. Стремясь к достоверности, естественные науки препарируют реальность и создают свой язык формул – язык абстрактных символов и определений. Язык точных наук безличен, бездушен, а потому объективен. Язык мифов поэтичен, оживлен и метафоричен. Язык науки – проекция языка мифов. Проследим, как изменилась формулировка закона Жозефа Луи Пруста о постоянстве состава химических соединений. В период становления точных наук, в начале XIX века, закон формулируется образно и развернуто:

Свойства истинных соединений неизменны, как и отношения их составных частей.

От Северного до Южного полюса эти признаки остаются постоянными; их внешний вид может изменяться в зависимости от способа получения, но химические свойства соединений всегда постоянны. Никогда еще не наблюдалось различий между оксидами железа, полученными на севере или на юге. Японская киноварь имеет такой же относительный состав, как и испанская, оксиды или муриаты (хлориды) серебра, полученные из Перу или Сибири, ничем не отличаются друг от друга.

А вот современная формулировка, в которой необходимость научной строгости приводит к лаконичности и определенности. Географическая информация в данном случае избыточна:

Каждое химическое соединение, независимо от способа его получения, имеет постоянный состав.

Сейчас наука сформировала свой особый язык, который отличается от языка литературного. В основе языка науки лежит число. Арифметическое понятие числа существовало параллельно с мифологическим и использовалось в практической деятельности человека для счета, измерений и т. д. В основе языка мифов лежит тоже число, но не арифметическое, а число-понятие, через которое выражается связь явлений жизни. Выше было показано, что Слово рождается через отношения, взаимосвязи между явлениями природы. Возникновение этих связей не произвольно, а подчиняется внутренним закономерностям, и выражает эти закономерности Число. В результате самоорганизации многочисленных связей Земли с Космосом родились универсальные характеристики устойчивости мироздания, которые выражаются целым рядом чисел: четыре, семь, десять. Например, число «четыре» характеризует такие постоянные составляющие мироздания, как четыре стороны света, четыре времени года, четыре стороны бытия – вещи, растения, звери и люди. Пифагор называл число «четыре» квадратным, и символом его был квадрат, составленный из четырех точек.

Возникновение числа как понятия относится еще к библейским временам. Одна из глав Библии называется «Числа». В Греции существовала философско-религиозная школа Пифагора. Кредо этой школы было: «Всё есть число». Число, по представлениям пифагорейцев, есть сущность всех вещей и организации Вселенной. Вселенная представляет собой гармоническую систему чисел и их отношений. Действия с мифологическими числами – сложения, перестановки отличаются от действий над арифметическими числами и имеют символьное значение:

1 (единица) существо,

2 (бинер) 1 + 1 соединение,

3 (тернер) 2 + 1 размножение,

4 (кватернер) 2 + 2 закон,

5 (квинкснер) 2 + 3 знание,

6 (двойной тернер) 3 + 3 прогресс,

7 (сентенер) 4 + 3 истина,

8 (двойной кватернер) 4 + 4 рок,

9 (тройной тернер) 3 + 3 + 3 познание.

Символьное значение чисел не противоречит современной науке. Например, число «семь» – символ истины – лежит в основе солнечного спектра, музыки, системы запахов и т. д., что, в конечном счете, оказалось связанным с психофизической возможностью человеческого мозга воспринимать не более семи одновременно поступающих информационных сигналов.

Мифы и генетическая память. Но обратимся снова к Гомеру. Гомер жил в VIII веке до н.э. Троянская война по раскопкам Шлимана датируется XI веком до н.э. Как мог слепой поэт описать события трехсотлетней давности? В чем тайна полноты, достоверности и «живучести» произведений человеческого слова, рисунка в мифах? Эта тайна часто объясняется «мистикой», вымыслом, фантазией, но это подмена подлинного объяснения: в логике такая ошибка называется переходом в другой ряд.

Глубинная реальность преданий уже начинает находить понимание через психологию и биологию живого. Немецкий ученый, биолог-эволюционист Эрнст Геккель (1834 –1919), изучая закономерности развития растений, животных и человека, сформулировал биогенетический закон: онтогения повторяет филогению. Онтогения (лат.) – индивидуальное развитие организма, филогения – процесс исторического развития живых организмов как в целом, так и в отдельных видах, родах. А теперь перевод закона с латыни на русский: развитие индивидуума повторяет развитие рода. Этот эмпирический закон можно рассматривать как закон сохранения жизни. Память рода, сохранение рода – изначальные ценности человечества. Это было ведомо нашим предкам и соединялось еще с одним законом – законом сохранения духа, традиций, преданий.

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На нем основано от века

По воли Бога самого

Самостоянье человека

Залог величия его!

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как без оазиса пустыня

И как алтарь без божества.

А.С. Пушкин

В изменяющихся внешних условиях (войны, революции, эпидемии), а также при нарушении норм нравственности прерывается генетическая память рода. Предания воспринимаются как вымысел, теряется связь времен и поколений.

Открытия в области молекулярной биологии XX века помогают понять механизмы генетической памяти. Определен элемент живой жизни. В ядре клетки находится полимерная молекула – дезоксирибонуклеиновая кислота, или сокращенно ДНК. ДНК имеет форму спирали и представляет собой линейную текстовую запись четырехбуквенного алфавита. В цепи ДНК формируется генетический код, который передается по наследству. Из комбинаций ДНК образуется геном. Появилось понятие «генетические тексты». Текстом вообще является всякая последовательность знаков, построенная по правилам системы того или иного языка. В различных языках используются разные знаковые системы. Клинопись – у шумеров, пиктограммы – у египтян, иероглифы – у китайцев. Последовательность знаков текста – линейна и читается лишь в одном из возможных направлений. В живых организмах генетическая программа также является текстом, так как отвечает всем признакам этого понятия. Уже прочитаны геномы простейших организмов. Изучается геном человека. Изучая генетические тексты, генетики и молекулярные биологи пришли к выводу, что наследственная информация имеет свой способ записи. Алфавит наследственности состоит из четырех химических «букв» – нуклеотидов, а прочесть генетический текст – значит установить их последовательность в молекуле ДНК, а затем определить местоположение генов в этом тексте. Архаичные народы, видимо, имели представление о своей генетической основе. Это видно из орнаментов на предметах быта древних. В них отражается не только воспроизведение и копирование переосмысленного внешнего мира, но и представление о генетическом тексте человека.

Таким образом, мифы, являясь отражением реальностей внешнего мира, несут в себе тайну генетической памяти народов, поэтому так велика их познавательная и нравственная ценность.

Задание: Объясните, что общего между мифом и генетическим кодом?

Зооморфные коды

Вероятно, время такое же круглое, как и Земля. Иначе почему человек, направляясь в будущее, рано или поздно оказывается в прошлом.

Ф. Кривин

До наших дней дошли первые символьные модели Вселенной древних цивилизаций Египта, Китая, Индии, Месопотамии и т. д. Моделирование – один из методов познания. Всякая модель – это абстракция, а абстракция – это высшее проявление разума. Как сумел древний человек возрасти от чувственного, созерцательного восприятия многообразия живой и косной материи, звездного неба, Солнца, Луны – к отвлеченному образу? Для того чтобы построить модель мира, необходимо было иметь систематизированную информацию об окружающем мире и абстрактную кодовую систему знаков. Задача непростая и для нашего времени. Например, замена реальных тел таким простым знаково-модельным понятием, как материальная точка, появилось только в XVII веке в механике Ньютона. Даже такая простая абстракция научным сообществом была принята не сразу. Символьная кодовая система древних родилась из определения и выявления наиболее характерных и общих признаков у животных, растений, минералов.

О нераздельности человека с тварным миром. Пока человек не почувствовал силу разума, он был подавлен могуществом природы. Живое заполняло мир, создавая симфонии звуков, красок, ароматов и тая опасность. Животные еще не братья меньшие, человек – один из них. Он похож на них, но слабее их и в их власти. Разве может человек сравниться с орлом или львом? Легко и высоко орел парит в воздухе и видит с высоты синие дали, леса и луга, равнины и горы, реки и моря. Лев из засады в три прыжка настигает быстроногую лань. И нет ничего, что бы противостояло его грозной силе. Таинствен и недоступен пониманию темный мир подземного и подводного царств. В умении приспосабливаться к внешним условиям животные не уступают человеку.

Вся разноликая стихия живого подчинена единому алгоритму плотского поведения: добыча пищи (нападать, убивать, загрызать, пожирать более слабых и защищаться от более сильных) и продолжение рода: совокупление, рождение, забота о потомстве. Приравнены мгновение и вечное, рождение и гибель:

«Вблизи цветка качалась чашка, с червем во рту сидела пташка.

Жужжал угрозой синий шмель, летя за взяткой в дикий хмель.

Осока наклонила ось, стоял за ней горбатый лось.

Кричал мураш внутри росянки.

И несся свист златой овсянки»

В. Хлебников

Человек следует этому тварному закону. Он еще не может обрести истинные смыслы неразрывной связи с тварным миром, но ищет идеалы – идеалы божества и подчиняется силе и тайне.

В еще плотском сознании человека животное – его прародитель, поэтому для него естественным представляется перевоплощение животных в людей, а людей – в животных. «Это было в то время, когда люди были еще зверьми», – говорится в одном из австралийских мифов. Эти представления отразились и в античных мифах. Зевс принимал образ быка, орла, лебедя, муравья; Посейдон – коня; Деметра – кобылицы; Гера – коровы; Афина – змеи; Дионис – быка. Возникают мифические образы полулюдей-полузверей – добрых и злых, веселых и печальных, мудрых и молчаливых: сфинксы, кентавры, грифоны, фавны, наяды и т. д.

Животное становится как бы отражением человека, его моделью. Например, лев – символ высшей божественной силы, власти, величия – наделяется лучшими качествами человеческой натуры: умом, благородством, великодушием, доблестью, справедливостью, бдительностью, храбростью. Итак, в образе животного появляется абстрактный символ носителя определенных человеческих качеств. При помощи этих символов моделируется жизнь людей, подобно тому, как в химии через символьные обозначения элементов моделируется отношение между различными веществами.

Из инстинктивной, живительной и неразгаданной связи с тварным миром рождается «звериный» эпос, который отражает бытие человека. На первом плане – вопросы морали.

Удивительна стойкость «звериного» эпоса в веках и тысячелетиях. Предания, сказки, пословицы, поговорки перешли в басни древнегреческих поэтов Гесиода (VIII век до н. э.) и Эзопа (VI век до н. э.), басни римского писателя Федра (ок. 15 н. э.), греческого поэта-баснописца Бабрия (II век н. э.), «Естественную историю» римского писателя и ученого Плиния Старшего (I век н. э.), затем в средневековые сборники о животных в картинках «Бестиарии», «Палей», в басни Лафонтена (XVII век), басни Крылова (XIX век), притчи Л. Толстого (XX век) и стали достоянием мировой культуры.

Изображение животных становится знаком, кодом, соответствующим различным явлениям человеческой жизни, общества и природы. Эстетика средневековой архитектуры Европы и Востока, нумизматика, геральдика сложились под влиянием знаковых образов животных первых цивилизаций. Христианство, отвергая многобожие и поклонение животным, использует знаковые образы льва, орла, вола-тельца и животного с ликом человека как символы четырех Евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. В IV главе Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова) животные находятся «посреди и вокруг престола» Бога. «И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл и внутри они исполнены очей».

Мифологические славянские представления о единстве человека с тварным миром воплощались в образе человека птицы – птицы Сирин. Сирин – от головы до пояса человек, а от пояса – птица. Кто услышит ее голос, тот забывает всю жизнь свою, уходит в пустыню и погибает там.

В итоге из непостижимого разнообразия живого была создана лаконичная и многозначная, наглядная и таинственная система зооморфных кодов, содержащая всего 4–10 знаков. С помощью такой системы легко моделировалась жизнь человеческого общества в ее различных проявлениях: социальном, культурном, моральном.

О кодовой системе природных явлений. У каждой цивилизации, этноса своя система образов-символов. Наиболее часто используются символы льва, орла, вола, змеи, оленя. Различие фаун отличает восточные знаковые традиции от европейских – черная черепаха, белый тигр, феникс, голубой дракон.

Зооморфная система кодов оказалась наиболее емкой и объединила кодовые системы других сфер бытия – мир растений, мир природных стихий, космос, минеральный мир.

Мы никогда не узнаем авторов величайших эмпирических обобщений, показавших, задолго до Платона и Аристотеля, что многообразие природных сил и явлений может быть сведено к четырем стихиям. Это вода – первоначало сущего, исходное состояние материи; воздух – первоначало жизни, животворящий дух; огонь – космическая энергия созидания и разрушения; земля – первоначало порядка, образовавшегося из хаоса. Необозримость космического пространства гениальным прозрением древнего человека была сведена до семи направлений – четырех сторон света и совсем абстрактной оси мира, идущей от неба через центр земной плоскости в глубины земли. Земля воспринимается как живой организм, и центр ее – пуп, узел жизненных сил. По библейским традициям, пуп земли расположен в Иерусалиме, в месте, на котором воздвигнут Иерусалимский храм. Вблизи этого места находится Голгофа – гора, на которой распяли Христа.

Пульсация мироздания, выражавшаяся в чередованиях дня и ночи, жизни и смерти, в восходе и закате Солнца, привела к осмыслению жизненных циклов человека: детства, зрелости, старости. Жизнь и смерть рождают категории времен года: зима, весна, лето, осень.

Задание: Найдите семь направлений в предложенной модели мироздания.

Космическое пространство древних

Омфал – Центр Земли, или пуп Земли в Дельфах. В Греции, в Дельфах, сохранилось древнее святилище (XXI век до н. э.). Алтарь этого святилища считался центром Земли, и на этом месте установлена огромная каменная глыба, которую называют омфалом (греч. – пуп). На этом месте в VIII веке до н. э. был построен храм в честь Аполлона. В этом храме Находился знаменитейший Оракул – место божественных откровений, пророчеств. Относительно того, каким образом был обнаружен пуп земли, существует следующая легенда.

Чтобы определить центр мира, Зевс выпустил с востока и запада двух орлов. Летя навстречу друг другу, птицы встретились в Дельфах, где и был водружен священный Омфал, а по сторонам от него – золотые скульптуры орлов.

Металлический код. Металлы образуют особый металлический код, который включает 3-7 элементов. Чаще всего использовались золото, серебро, медь и железо.

Золото рассматривается как символ божества, Солнца. Рождаются мировые образы золотого древа жизни, золотого яйца, золотой цепи как знаки иного, небесного, идеального бытия. Затем эта традиция использования золотого образа как характеристики надмирного перешла в античную, а потом и в христианскую культуру, литературу, поэзию, фольклор.

Металлы олицетворяли различные эпохи в развитии человеческого общества: золотой век, серебряный, медный и железный, что отражено в дидактической поэме «Работы и дни» древнегреческого поэта Гесиода и в «Метаморфозах» римского поэта Овидия. Они показывали развитие человечества от золотого века до железного, как путь падения от высокого к низкому. Первое поколение людей жило в Золотом веке.

Зооморфные коды (орел, вол, лев, медведь, феникс и т.д.) выступают как классификаторы кодов природных стихий (воздух, земля, огонь, вода), частей света (север, юг, запад, восток) и годовых циклов (зима, весна, лето, осень). В таблице соответствий обратите внимание на сходство образных языков древних цивилизаций, которые в пространстве и времени были разделены и не имели информационной связи.

Таблица соответствий кодов природных явлений зооморфным кодам

В Китае и Японии

Черная черепаха

Белый тигр

Феникс

Голубой дракон

север

запад

юг

восток

зима

осень

лето

весна

воздух

земля

огонь

вода

В Ассирии

орел

вол (бык)

лев

человек

В Древнем Египте

ястреб

шакал

обезьяна

человек

У американских индейцев

медведь

пантера

молодой олень

лось

север

запад

юг

восток

В Новом завете

орел

вол

лев

человек

В Древней Греции

орел

слон

дракон

рыба

воздух

земля

огонь

вода



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся 169

    Документ
    4.2. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) в целях реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  2. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся 98

    Документ
    "Рекомендации по развитию сети общеобразовательных учреждений, создающих возможности выбора профиля обучения для учащихся старших классов, обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами для качественной
  3. Учебные программы курсов повышения квалификации Нальчик-2008

    Программа
    Данная программа разработана для повышения квалификации учителей русского языка и литературы со стажем работы в общеобразовательных учреждениях более 10 лет, целью которой, прежде всего, является повышение профессионального мастерства
  4. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов с учетом примерного учебного плана

    Методические рекомендации
    Государственное образовательное учреждение дополнительного образования профессионального образования (повышения квалификации) специалистовСанкт-Петербургская академия постдипломного
  5. Переход на новый базисный учебный план параллели 5 -Х классов. Отработка на базе школы модели муниципальной инновационной площадки через создание творческой образовательной среды

    Документ
    Осуществляя требования Концепции модернизации образования, коллектив МОУ в качестве приоритетной выдвинул следующую проблему: Осуществление перехода на новое содержание образования, основанного на позиции профильного обучения в условиях

Другие похожие документы..