Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
и займов 11 Прочие расходы 1 Налоги 13 ИТОГО расходы (4+5+ + +1 ) 14 ПРИБЫЛЬ (3-13) 15 Расходы на личные нужды Заемщика 1 Расходы по погашению кредито...полностью>>
'Закон'
Согласно Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»,1 что в равной мере относится и к таможенным платежам. В целях о...полностью>>
'Пояснительная записка'
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы, определены с учетом особенностей муниципального образования и в соответствии с Примерными п...полностью>>
'Сказка'
Детство - детский возраст – период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существ...полностью>>

Концепция профильного обучения 57 Базисный учебный план профильного обучения 62

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Охарактеризованные выше основные принципы этики науки порождают множество менее объемных, но более "технических" требований к деятельности ученого. Среди последних, обязательность для научных работ ссылок на авторство тех или иных идей, запрет плагиата, прозрачность методов получения конечных результатов, ответственность за достоверность приводимых данных и т.д.

Назначение всех этих принципов и норм – самосохранение науки и ее возможностей в поисках истины. И все это не просто технический регламент, но одновременно и этические принципы. С моралью их роднит то, что контролируется их выполнение главным образом моральными механизмами внутреннего контроля личности: долгом, честью, совестью ученого. Да и нарушения их караются в основном моральными санкциями.

Задание: Перечислите принципы научного знания.

ОТВЕТ СКРЫТЬ: самоценности истины; новизны научного знания; полной свободы научного творчества; равенства всех исследователей "перед лицом истины"; всеобщности научных истин; исходного критицизма.

Этика науки как социального института

Второй круг проблем, связанных с моральной регуляцией научного творчества, возникает в XXI в. в связи с превращением науки в непосредственную производительную силу и обретением ею влияния планетарного масштаба. Моральное измерение регламентация науки в этом случае получает потому, что деятельность в данной сфере начинает сказываться на интересах общества (человечества) в целом не всегда в позитивном духе. И тому есть несколько оснований:

– создание современной экспериментальной базы и информационного обеспечения науки требуют отвлечения огромных материальных и людских ресурсов, и обществу далеко не безразлично, насколько эффективно эти ресурсы используются;

– в поле зрения сегодняшней науки попали природные объекты, включающие в качестве составного элемента самого человека: это экологические, биотехнологические, нейроинформационные и прочие системы, предельным случаем которых является вся биосфера в целом; экспериментирование и взаимодействие с такими объектами потенциально содержат в себе катастрофические для человека последствия; поэтому внутринаучные ценности (стремление к истине, новизне и пр.) обязательно должны быть скорректированы ценностями общегуманистическими, общечеловеческими;

– даже если научные исследования не угрожают безопасности всего человечества, не менее важно исключить возможность нанесения ими ущерба правам и достоинству любого отдельного человека;

– выбор конкретной стратегии научного поиска сегодня уже не может осуществляться на основе внутринаучных целей и мотивов, но требует учета четко просчитанных общесоциальных целей и ценностей, диктующих приоритетность решения множества проблем: экологических, медицинских, борьбы с бедностью, голодом и пр.

Таким образом, потребность в этической (равно как и в правовой) регуляции науки как социального института в конце XX в. порождена тем, что некоторые цели–ценности внутреннего этоса науки столкнулись с ценностями общесоциального и индивидуального порядка. Наука, например, на протяжении всей своей истории рьяно отстаивала требование полной свободы творчества и выбора стратегий научного поиска и экспериментирования. Современные же требования общественного (этического, политического, правового) контроля за принятием в науке ключевых решений приводят научное сообщество в некоторое смущение. Возникшая дилемма и в самом деле непроста: либо позволить обществу придирчиво контролировать (неизбежно бюрократично и малокомпетентно) живую жизнь науки, либо выработать собственные дополнительные социально-этические регуляторы научного творчества и добиться их действенности. В настоящее время работа ведется по обоим направлениям. Но поскольку сама цель таких усилий противоречива (как сохранить свободу научного творчества в условиях введения ограничений по мотивам защиты прав и интересов граждан?), дело продвигается медленно и с трудом.

Итоговое же решение проблемы наверняка будет диалектическим, т.е. совмещающим противоположности. Свобода, как известно со слов Бенедикта Спинозы, есть познанная необходимость: «Когда родители насильно заставляют ребенка умываться или чистить зубы, он, конечно, не свободен и даже страдает от таких ограничений его свободы. Но повзрослев, человек совершает те же самые нехитрые операции совершенно добровольно, свободно, ибо их необходимость осознана».

Свобода научного творчества также должна быть изнутри детерминирована необходимостью принятия ограничений, связанных с возможными негативными последствиями научных исследований. Если необходимость этих ограничений понята и принята добровольно, свобода научного поиска сохраняется!

Конечно, общество не может ждать, пока весь ученый мир осознает необходимость самоограничений. Оно не может себе позволить оказаться в зависимости от прихоти какого-нибудь непризнанного научного гения, решившего, например, в поисках геростратовой славы клонировать человека или собрать на дому ядерный заряд. Поэтому общество вводит правовые ограничения на потенциально социально опасные исследования и эксперименты. Так, принятая в 1996 г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы Конвенция "О правах человека и биомедицине" однозначно запретила создание эмбрионов человека в исследовательских целях, вмешательство в геном человека с целью изменения генома его потомков и т.д. А после появившихся в 1997 г. сенсационных сообщений о клонировании овец к Конвенции был принят специальный "Дополнительный протокол", запретивший любые манипуляции с генетическим материалом человека, имеющие целью создание генетически идентичных его копий.

Однако юридические запреты не решают проблему полностью, поскольку вряд ли они смогут остановить научных или политических авантюристов. В каком-то смысле этические ограничители более надежны, поскольку встроены во внутренние психологические механизмы поведения людей. Поэтому правовая регуляция научно-исследовательской деятельности не отменяет и даже не уменьшает необходимости регуляции моральной. Только личная моральная ответственность ученого за возможные неблагоприятные последствия его экспериментов, развитое чувство морального долга могут послужить надежным гарантом предотвращения трагических соционаучных коллизий.

Задание: Обсудите современные проблемы биоэтики и выразите свое отношение к дальнейшему развитию науки: должно ли общество контролировать ее развитие?

(ссылка на файл Биоэтика)

Лейтмотив сегодняшней этики науки можно сформулировать так: "Интересы отдельного человека и общества выше интересов науки!" Принять такое требование нынешнему научному сообществу непросто. Сама проблема так никогда ранее не стояла. Молчаливо подразумевалось, что любое знание – это в принципе благо, и потому интересы науки и общества всегда совпадают, а не сталкиваются. Увы, XXI в. развеял и эту иллюзию. Афоризм же "Знание – сила" пока не пересмотрен. Но уточнен: сила знания, оказывается, может быть как доброй, так и злой. А отличить одно от другого и помогает этика науки.

Праязык науки

История культуры есть цепь уравнений в образах, попарно связывающих очередное неизвестное с известным, причем известное постоянно для всякого ряда – легенда.

Б. Пастернак

Человек всегда был естествоиспытателем, и для современного естествознания представляет интерес опыт первых цивилизаций. Цивилизация – общество, достигшее определенного уровня общественного развития, материальной и духовной культуры и имеющее свою систему мировидения. Опыт первых цивилизаций Месопотамии, Китая, Индии, Древнего Египта, Северной Америки отражен, в многочисленных памятниках культуры: преданиях, мифах, архитектурных сооружениях, скульптуре, рисунках, письменности, а также в технических разработках. Чем ценен этот опыт для сегодняшней науки? Чтобы ответить на этот сложный вопрос, необходим объективный критерий. В качестве такого критерия выберем образ, слово и язык.

Почему именно эти понятия? Образ является основой, импульсом к выражению мысли, которая, в свою очередь, требует воплощения в слове. Слова, отражая образы, создают мир языка, который служит не только средством общения между людьми, а средством выражения человеческой возможности понимать абстрактное, философствовать, постигать мир не только эмпирически.

Мифологические понятия о природе

Но там, где я искал гробницы,

Я целый мир живой обрел.

Сквозь разделяющие годы

Услышал я ту песнь веков

Во славу благостной природы,

Любви, познанья и свободы...

В. Брюсов

О понимании сложного древними. Слово объемлет все сущее, в том числе и науку. Словарь человека, народа, государства, цивилизации свидетельствует об интеллектуальном и духовном развитии и о границах познания мира. Ироничным символом примитивного сознания стала Эллочка Щукина из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Она легко и просто обходилась тридцатью словами: «ха-ха-ха», «знаменито», «мрак», «жуть», «хамите», «не учите меня жить», «ого» и т.д., за что получила прозвище «Эллочка-Людоедка». В этом прозвище отзвук стереотипа представлений о древних народах как народах неразвитых и наивных.

Однако обратимся к словарю древних народов М.М. Маковского – «Сравнительному словарю мифологической символики в индоевропейских языках». В нем собраны все древние и новые индоевропейские языки, включая шумерский, аккадский, хеттский, тохарский, лидийский и т. д. Всего более ста шестидесяти языков и диалектов. Выделим слова, отражающие три сферы бытия – духовно-религиозную, общественно-бытовую и природную. Мысленно перенесемся в те далекие времена и вслушаемся в говор наших предков. Вот какие слова произносили, писали древние шумеры, аккады, ассирийцы, египтяне, кельты, скандинавы и т. д.

– Духовно-религиозные понятия: Бог, бытие, душа, небо, бездна, вера, истина, грех, любовь, жизнь, смерть, жертвоприношение, омовение, судьба, табу.

– Этические и общественно-бытовые понятия: хороший – плохой, отец – мать, свобода, клятва, враг, меч, война, охота, корабль, имущество, слуга, обычай, одежда, игра, смех, танец.

– Природа: время, пространство, причина, звезды, Солнце, Луна, свет, Вселенная, сила, стихия, вода, огонь, воздух, гора, река, темнота, тень, буква, слово, число, музыка, левый – правый, металл, стекло, краска, человек, дерево, зерно, птица, змея, медведь, мед, ягода.

Из анализа приведенных слов о природе делаем первое открытие: со времен шумеров понятийная граница в познании природы не изменилась: это звезды, Вселенная. А шумерская цивилизация – одна из самых древних и загадочных. История шумеров прослеживается по археологическим данным и памятникам искусства приблизительно с середины VI тысячелетия до н. э., а по письменным источникам – с начала III тысячелетия до н.э.

Словарь древних о природе поражает сходством с современным словарем естествознания. Но совпадают ли они содержательно? Отличаются ли понятия древних о пространстве, времени, Вселенной от естественнонаучных понятий?

Задание: Напишите свой личный словарь наиболее употребительных слов по следующим разделам: природа, жизнь в семье. Сравните со словарем древних народов. Найдите совпадения и различия. Сделайте вывод о влиянии течения времени, научно-технического прогресса на словарный запас человека.

Естествознание рассматривает все природные объекты, процессы, явления как независимые части целого, Вселенной. Экспериментально определяются отличительные признаки, свойства частей. По этим выделенным признакам единичного формируется обобщенное и абстрактное понятие об объекте исследования. Для примера выберем из приведенного выше словаря древних слово «металл». Понятие «металл» в физике рассматривается независимо от хода небесных светил, вида руды, из которой он выделяется, от места, где эта руда была найдена, от способа получения металла. В результате длительных и сложных экспериментов только в XIX веке было сформировано понятие металла как класса простых веществ, обладающих совокупностью отличительных признаков, а именно: высокой электро- и теплопроводностью, блеском и непрозрачностью, пластичностью и ковкостью.

Сопоставим естественнонаучное определение металла с мифологическим. Любое мифологическое понятие об объектах природы, в том числе и понятие «металл», формируется по другим принципам, а именно: через отношение объекта к другим объектам, действиям, явлениям природы, а не по его признакам. Сформировавшееся понятие об объекте эмпирически характеризует его место в единой природе, являясь одновременно элементом структуры мира и инструментом его познания. Рассмотрим вышесказанное на конкретных примерах, взятых из словаря Маковского.

Металл. Мифологическое понятие металла определяется через отношение к Космосу, природе, человеку следующими словами: Вселенная, небесное тело, звезда, сила, говорить, громко взывать, делать, огонь, плавить, число, сердцевина... Первое впечатление – сумбур, отсутствие всякой логики. Но на самом деле они отражают процесс эмпирического познания сложного мира в разнообразии его связей: в мифологическом понятии металл связан многообразием отношений с природой в целом. Мифологическое определение металла противостоит классическому определению в естествознании, где металл выступает как абстрактное, классификационное понятие. Теперь обратимся к периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и с ее помощью дадим определение металла через отношение с другими элементами, то есть как части сложной системы – «совокупности химических элементов». В результате получим перечень, в котором отражается разнообразие типов его химического взаимодействия с другими элементами. Металл – оксиды, гидриды, интерметаллиды, галогениды, халькогениды, соли, гидрооксиды, эвтектика, расслоение.

Формирование понятий о природных объектах можно осуществлять двумя способами: аналитическим – по признакам и синтетическим – по отношениям объекта с окружающей средой. Из примеров видно, что оба способа непротиворечивы и дополняют друг друга. Поэтому мифологические понятия мы должны воспринимать не как сумбур, а как иной способ восприятия мира древним человеком. Важно отметить, что через мифологические понятия формировали термины современного языка науки. Например, слово «металл» происходит от греческого metallon – рудники, копи, руда.

Синтетическое мышление древних определяется целостным восприятием мира. Доверия своим пяти органам чувств и разуму было достаточно, чтобы считать мир единым. Природа, человек, звезды, Солнце едины и нераздельны, и в целом Вселенная представляет единый живой организм. В их миропонимании отделение человека, дерева, животного, Солнца, Луны от Вселенной также жутковато и нелепо, как самостоятельная жизнь отрезанного носа майора Ковалева в известной повести Н.В. Гоголя.

Современное естествознание ставит перед собой задачи изучения сложных природных систем, которые характеризуются многообразием связей между частями целого. И метод древних возрождается на новой строгой математической основе. В понимании сложного в математике применяется понятие «структуры». Это понятие раскрывается через представление сложной системы как множества. В множество могут входить элементы произвольной природы. Каждый элемент связан с множеством соотношением а  М, где а – элемент множества, М – множество. Существование такого отношения является первым важным признаком структуры. Математическое понятие структуры переносится естествознанием на реальные природные системы, и под структурой сложной системы уже понимается совокупность отношений между элементами этой системы. Эта совокупность определяет новые свойства системы.

Таким образом, если представить Вселенную множеством М, то ее элементами будут галактики, звезды, Солнце, Земля, Луна, человек и... любой объект природы. Тогда можно записать:

человек  Вселенная

Солнце  Вселенная

дерево  Вселенная

собака  Вселенная

Исследовать эти отношения предстоит новому естествознанию с учетом достижений точных наук: математики, физики, химии, а также биологии, геологии, географии...

Задание: Объясните, что означает запись «человек  общество  природа».

А была ли доступна древнему человеку логика, столь присущая нашему современнику? Обратимся к фактам, погрузившись в глубь веков. Самой древней была цивилизация шумеров...

В основе системы счисления шумеров лежало число 60. В основе современной системы счисления лежит число 10. Это означает, что у шумеров были неповторяющиеся названия и обозначения 60 первых чисел.

Шумеры пользовались шестидесятиричной системой счисления. Единицы и десятки изображались так: сторона квадрата равна 30, на диагонали написаны числа: 1, 24, 51 и 10, что в десятиричной системе означает: 1 + 24/60 + 51 /602 + 10/603  1,4142  2.

Это число выражает отношение диагонали квадрата к его стороне. Это показывает, что шумеры решили парадокс о несоразмерности стороны и диагонали квадрата. Решением этой задачи они предвосхитили знаменитую теорему Пифагора.

О логическом мышлении древних. Шумерам принадлежит изобретение клинописи и письма на сырых глиняных табличках тростниковой палочкой. Библиотека клинописных табличек чудесно сохранилась до наших дней, прочитана и переведена на многие языки мира, в том числе и на русский. Большая часть этой библиотеки, которая насчитывает десятки тысяч единиц, посвящена школе. Это – учебники, справочники по математике и грамматике, словари иностранных языков, экзаменационные вопросы и глиняные таблички, заменяющие школьные тетрадки. Чему же учили шумерских школьников?

В шумерских учебниках содержались разнообразные сведения по математике, грамматике, биологии, географии и т. д. А логика воспитывалась, как всегда, математикой. Вот, например, стандартные задачи, взятые из глиняных школьных табличек. Попробуйте их решить самостоятельно.

Задания:

– Площадь А, состоящая из суммы двух квадратов, составляет 1000. Сторона одного из квадратов составляет 2/3 стороны другого квадрата, уменьшенные на 10. Каковы стороны квадратов?

– За какое время удвоится сумма денег, ссуженная под 20 процентов (годовых)?

Если вы правильно решили эти задачи, то убедились, что шумерские школьники владели решением не только квадратных уравнений, но и степенных! Подобные задачи готовили шумерских детей к практической жизни, которая требовала логического мышления и глубоких познаний из различных областей знаний.

Но школьники, даже если это шумерские школьники, – всегда школьники... Судя по количеству оставленных копий, одним из самых популярных литературных произведений шумерских жителей была поэма «Подойди же ко мне, или Наставления непутевому сыну», не привести отрывок из которого невозможно, учитывая его актуальность:

«– Подойди же ко мне!

– Вот подошел я.

– Куда же ты собрался?

– Никуда не собрался!

– Если ты никуда не ходишь, как ты дни свои проводишь? В школу иди, в школе сиди, заданье читай, задачки решай. Табличку глиняную пиши... На площади не торчи, не шляйся. По улицам не слоняйся. Переулком идешь, по сторонам не пялься!.. Так как я о тебе забочусь, никто о сыне своем не заботится... По одаренности природной никто ведь не может с тобой сравниться... Бить и бить тебя, и слезы лить – ну уж нет, уволь, пожалуйста! Лень твою, ложь твою не принимаю... О будущем ты не заботишься, о роде не беспокоишься!»

Времена текут, возрастает информационный поток, покоряем космос, а проблемы становления личности – те же...

Но учиться в шумерской школе было действительно непросто. Школьники с помощью только глиняных табличек и тростниковой палочки должны были изучить математику, грамматику, иностранные языки, риторику, историю, духовную литературу, мифы, пение, игру на трех музыкальных инструментах. Об этом нам поведали те же глиняные таблички. Вот экзаменационный тест шумерского школьника:

«В основе мудрости грамотейной клин стоит.

Шесть значений имеет.

Число шестьдесят он также значит.

Знаешь ли ты название клина?

Язык шумерский изучая, как сокрытое изобразить, ты знаешь?

Как слова переводить, подставлять – переставлять: вверху по-аккадски, внизу по-шумерски, вверху по-шумерски, внизу по-аккадски – это ты знаешь?

Несогласованное согласовать, три шумерских синонима по-аккадски назвать – это ты можешь?

Совершенный вид, настоящее время, инфиксы, удлиненные формы, суффиксы, сокращенные формы – их ты знаешь? Обычное, измененное, утонченное, закругленное письмо ты знаешь?

Язык жрецов-заклинателей, язык жрецов-прорицателей, язык жрецов помазывающих – это ты знаешь?

В искусстве пения – пение хоровое, жреческое, многоголосие, повторы, антифоны, пение вокальное, пение финальное ты знаешь?

Перевод на аккадский – золотых, серебряных дел мастеров – как их понять, ты можешь узнать?

Язык ораторов-говорунов, язык погонщиков ослов, язык пастухов, язык моряков – как те выражения передать, ты можешь сказать?

Умноженье, обратные величины, коэффициенты, подведение итогов, хозяйственные расчеты, выделение доли, полей межеванье – ты это все знаешь?

Арфы, лиры, лютни знаешь? Показать, как ты играешь, можешь?»

Времена текут, а знания и ремесло остаются вечной ценностью. Не захотелось ли вам поучиться в шумерской школе? Столь разносторонние знания даже шумерских школьников не оставляют сомнений в умении наших далеких предков логически мыслить, действовать, творить.

Особое внимание в приведенном тексте обращает на себя выделение в отдельную дисциплину языков жрецов, отделение их от языков повседневной жизни. В образных языках жрецов, использующих смысловые связи объектов со всем сущим, отражалась «высокая мудрость, сокровенные знания». Язык повседневной жизни раскрывал «мудрость житейскую, заветы отцов». В шумерских мифах жрецы излагали основы мироздания, устроение мира. О содержании мифов говорят их названия: «От начала начал, от дней сотворения», «В предвечные дни, в бесконечные дни», «Когда во Вселенной решали судьбы».

В самых древних цивилизациях синтетическое мышление сочеталось с аналитическим. Представления об устроении мира, музыка, искусство требовали синтетического мышления. Практическая деятельность –ремесла, земледелие, строительство, военное дело... – основывалась на аналитическом мышлении.

Физиологические основания двух типов мышления. Синтетический и аналитический типы мышления согласуются с биологической природой человека и двухполушарным строением мозга. При работе левого полушария преобладает рациональность, логический анализ информации. При сильно развитом логическом мышлении человек подчас мыслит однозначными категориями, не видит вариантов, не признает альтернатив и, следовательно, становится не способен к поиску нетривиальных решений проблем, созданию нового.

При работе правого полушария преобладает образное, целостное видение. Человек, получая чувственную информацию через слух, осязание, обоняние, вкус, зрение, делает обобщения, предпочитает видеть целое, перед тем как переходить к изучению систем.

Органическое сочетание обоих типов мышления позволяет соблюдать гармонию бытия и видеть мир гармоничным, как это делали наши предки.

О реальности мифа

Кто жил, в ничто не обратится.

Гете

Трепетная и радостная причастность вечному и временному, близкому и далекому, всем временам и народам определяет полноту жизни человека и его представления о мире. Но возможно ли воссоздание симфонии бытия? Память о прошедших временах, как улыбка Чеширского кота: «... теперь кот исчезал совсем, постепенно от хвоста до улыбки, которая оставалась еще некоторое время после того, как уже исчезло все другое» (Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес»). «Улыбка» ушедших цивилизаций едва уловима: с одной стороны – мифы, легенды, пословицы, с другой – археологические и палеонтологические останки ушедших культур: предметы быта, архитектура и т.д. Слово древних мифов позволяет нам оживить молчащие руины прошлого и помогает воссоздать из небытия воззрения древних о мире. «Молчат гробницы, мумии и кости, лишь слову жизнь дана. Из древней тьмы, на мировом погосте звучат лишь Письмена» (И. Бунин).

О связи времен и места в существовании мира. Мы ничего не можем знать о мире вне его отношении с человеком. Природный принцип осуществления жизни через смену поколений позволил людям уже в древности ocoзнать одно из главных условий бытия – взаимосвязь времени и места (пространства). «Все места находятся внутри других мест, а все времена находятся внутри других времен» (Аристотель). В геометрии такая связь, когда часть повторяет целое, получила название самоподобие. Самый наглядный пример – матрешки. Но вот пример посложнее. Задержите свое внимание на рисунке – это тренировка пространственного воображения и абстрактного мышления. Будем искать предел при самоподобном преобразовании двумерной фигуры – квадрата (а). Начнем с большого серого квадрата. И получается почти как в сказке: в этом большом сером квадрате – малый черный квадрат, а в этом малом черном квадрате – маленький серый квадрат, а в этом маленьком сером квадрате – еще меньший квадрат... и так до... точки. А можно пойти в другую сторону. А этот серый квадрат в большем черном квадрате, а в этом большем черном квадрате – огромный серый квадрат и ... до бесконечности. И нет такого большого времени, и нет такого большого места, чтобы можно было достигнуть предела. Проделайте самостоятельно упражнение по самоподобному преобразованию одномерной фигуры – отрезка, трехмерной фигуры – куба. Мерность фигуры не имеет значения. Ответ одинаков: при самоподобном уменьшении – точка, при самоподобном увеличении – бесконечность. Соотнесите результаты этих упражнений с аристотелевыми понятиями места и времени. Выводы неожиданны и значительны, если принять, что рассматриваемые геометрические образы моделируют взаимосвязь времен и места на Земле, во Вселенной. Бесконечное не имеет места и времени, и это – Вселенная. А все конечное во Вселенной имеет свое место и время – и это Земля, это мы.

Откройте в себе, окружающем мире, истории семьи, дома, улицы, где вы живете, связь времен и места, следуя примерам великих поэтов. «Мир – лестница, по ступеням которой шел человек. Мы осязаем то, что он оставил на своей дороге» (М. Волошин).

Ритмы развития в мире. Циклический характер развития природных процессов и явлений известен с древнейших времен: день и ночь, смена времен года, фаз Луны и т.д. «.Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, а переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь» – так написано о ритмах земли в древнейшей книге – Библии (Еккл. 1,5 –7).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся 169

    Документ
    4.2. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) в целях реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  2. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся 98

    Документ
    "Рекомендации по развитию сети общеобразовательных учреждений, создающих возможности выбора профиля обучения для учащихся старших классов, обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами для качественной
  3. Учебные программы курсов повышения квалификации Нальчик-2008

    Программа
    Данная программа разработана для повышения квалификации учителей русского языка и литературы со стажем работы в общеобразовательных учреждениях более 10 лет, целью которой, прежде всего, является повышение профессионального мастерства
  4. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов с учетом примерного учебного плана

    Методические рекомендации
    Государственное образовательное учреждение дополнительного образования профессионального образования (повышения квалификации) специалистовСанкт-Петербургская академия постдипломного
  5. Переход на новый базисный учебный план параллели 5 -Х классов. Отработка на базе школы модели муниципальной инновационной площадки через создание творческой образовательной среды

    Документ
    Осуществляя требования Концепции модернизации образования, коллектив МОУ в качестве приоритетной выдвинул следующую проблему: Осуществление перехода на новое содержание образования, основанного на позиции профильного обучения в условиях

Другие похожие документы..