Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
Стаття 262. Викрадення, привласнення, вимагання вогнепальної зброї, бойових припасів, вибухових речовин чи радіоактивних матеріалів або заволодіння ни...полностью>>
'Документ'
«Я люблю писать сказки, потому что эта форма дает мне возможность говорить обо всех без исключения проблемах на языке, доступном детскому пониманию»....полностью>>
'Документ'
Фестиваль проводится с целью популяризации театрального искусства среди детей, подростков и юношества, формирование эстетического отношения к действи...полностью>>
'Закон'
Школьные годы чудесные, С книгою, дружбою, песнею. Как они быстро летят, Их не воротишь назад… Последний звонок, 5 класс… Классный руководитель – Кид...полностью>>

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

На определенной стадии развития природы возникает че­ловечество, появляется специфическая социальная организация, функционирующая и развивающаяся по своим зако­нам.

Именно в познании общества особенно необходим философский анализ. Здесь нельзя применять лакмусовую бумажку или микроскоп — их должна заменить сила абст­ракции. Научный, материалистический подход к познанию общества затрудняется и тем обстоятельством, что здесь действуют люди, наделенные сознанием, ставящие перед собой определенные цели. Господствовал идеализм, за ко­торым, однако, нельзя не признать определенных истори­ческих заслуг.

До сих пор еще широко распространен натурализм, пытающийся полностью объяснить общество законами при­роды (физики, биологии и пр.). Его сильная сторона — отбрасывание сверхъестественных причин, слабая — упро­щенное понимание общества.

К.Маркс сформулировал принципиальной важности положение: общественное бытие определяет общественное сознание. Вместе с тем общественное сознание обладает определенной активностью и относительной са­мостоятельностью. К.Маркс подчеркнул определяющую роль материального производства в общественном бытии, показал ведущую роль базиса по отношению к надстройке и т.д.

Социальный закон и деятельность субъекта. Материа­листическое понимание общественного бытия позволило правильно соотнести законы общества и сознательную дея­тельность людей. Каждый индивид, живущий в обществе, преследует свои определенные цели и действует так, чтобы добиться их осуществления. Эти цели и действия многооб­разны, различны, противоречивы. Тем не менее, за этой массой индивидуальных действий лежит некая общая сущ­ность. В пределах одного исторически конкретного обще­ства люди включены, независимо от их воли и желания, в определенную систему материальных отношений, составля­ющих их общественное бытие.

Общественное бытие неизбежно порождает объектив­ные интересы и потребности, которые в чем-то сходны у людей близких социальных групп. Именно общность инте­ресов, отраженных в сознании, сплачивает людей, стиму­лирует их на борьбу за осуществление определенных обще­ственных целей. Все это и определяет возможность соци­альных законов.

Социальный закон не существует отдельно от деятель­ности, это может быть лишь в абстракции. Люди изменя­ют обстоятельства под давлением самих обстоятельств. Проявляющиеся в практической деятельности людей за­коны общественного развития определяют содержание и направление этой деятельности. Общество развивается по объективным законам, люди в своих действиях ограниче­ны определенными материальными условиями. Но в рам­ках объективной необходимости, а эти рамки довольно широки, люди могут действовать свободно, т.е. прини­мать различные решения, проявлять инициативу в соот­ветствии со своими интересами и целями. В философии издавна сложились два направления: фатализм и волюн­таризм. Первое преувеличивает зависимость человека от объективных условий и недооценивает его активную дея­тельность. Второе, напротив, отрицает роль объективных законов в обществе.

Общественное и индивидуальное сознание. Необходи­мость более детального осмысления сущности духовной культуры побуждает к анализу структуры и динамики развития общественного сознания. Здесь прежде всего не­обходимо различать индивидуальное сознание — сознание личности и общественное сознание -- сознание надындиви­дуальное. У них единый источник происхождения — ду­ховная жизнь общества, но они отличаются по субъекту сознания. Общественное сознание включает в себя совокуп­ность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов, интересов и идеалов, которые необходимо возникают в определенный исторический период у больших социальных групп. Процесс выработки общественного со знания представляет собой духовную жизнь общества. Это можно представить и как духовное производство, качест­венно отличающееся от материального.

Общественное сознание не есть сумма сознания отдель­ных личностей, подобно тому как общество не есть простая сумма составляющих его людей. Общественное сознание — это особая духовная система, которая имеет свои специфи­ческие объективные законы развития. Оно "объективиру­ется" и существует надличностно в открытиях науки, худо­жественных произведениях, правовых и моральных нормах и т.д. Все эти проявления общественного сознания — необходимое условие формирования личного, индивиду­ального сознания. Между индивидуальным и общественным сознанием существует постоянное взаимодействие: ис­торически выработанные идеи, нормы общественного сознания становятся основой мировоззрения, личными убеж­дениями индивида, источником его знаний, нравственных предписаний, эстетических представлений и т.д., а личные идеи и убеждения (в особенности это характерно для пере­довых мыслителей) приобретают общественную значи­мость, входя в состав общественного сознания.

Уровни общественного сознания. Общественное сознание имеет сложную структуру. В условно "вертикальном" ракурсе его принято делить на уровни, а в "горизонталь­ном" — на формы.

В свою очередь при анализе уровней общественного сознания применяют гносеологический и социологический аспекты анализа. Гносеологический аспект анализа предпо­лагает выяснение того, что и как отражает общественное сознание в общественном бытии. При таком подходе выде­ляют обыденный и теоретический уровни общественного сознания. Обыденное сознание (здравый смысл) охватыва­ет и обобщает в основном внешние связи и отношения, не проникая в сущность вещей. Оно включает в себя всю сумму знаний и заблуждений, предрассудков и суеверий, связанных с повседневной деятельностью людей и их потребностями.

Более глубокое отражение, на уровне сущности, дает теоретическое сознание, существующее в виде системы идей, понятий, законов и т.д. Обыденное и теоретическое сознания взаимодействуют, причем ведущая роль принад­лежит второму. Но может случиться и так, что здравый смысл корректирует теоретические ошибки (в сфере эконо­мики, политики и т.д.). Существует ряд сфер жизни, которые еще не стали достоянием научного знания (внут­рисемейные и межличностные отношения). Поэтому ума­лять роль обыденного сознания не следует.

При социологическом подходе (аспекте) критерием раз­личения уровней общественного сознания является степень учета, способ выражения интересов отдельных классов или социальных групп. Выделяются два уровня: общественная психология и идеология. Общественная психология вклю­чает устойчивые психические состояния людей, а также взгляды и представления (политические, правовые, рели­гиозные, нравственные и др.), но не в виде теорий, а в виде убеждений, верований, предпочтений. Она отражает соци­альные условия жизни людей непосредственно и формиру­ется стихийно в процессе повседневной жизни.

Идеология дальше отстоит от условий повседневной жизни людей, но отражает общественные потребности пол­нее и глубже. Это отражение происходит с позиций опре­деленного класса (социальной группы, нации). Идеология выступает как самосознание соответствующего класса (со­циальной группы). В учебной и научной литературе идео­логия зачастую характеризуется как теоретическое отраже­ние интересов определенного класса. В такой трактовке идеология смешивается с теоретическим уровнем обще­ственного сознания. Еще более нелогично в таком случае деление идеологии на научную и ненаучную. Видимо, точ­нее говорить о систематизированном, цельном отражении общественных интересов. В отличие от общественной пси­хологии идеология формируется сознательно и целенаправ­ленно, в результате идеологической работы. Идеология существует и возникает в классовом, социально неоднород­ном обществе.

Общественная психология и идеология взаимодейству­ют друг с другом. Определяющая роль в этом взаимодей­ствии принадлежит, по-видимому, идеологии.

Формы общественного сознания. Общественное сознание в "горизонтальном" плане разграничивается на формы. Выделяют такие формы общественного сознания, как полити­ческое, правовое, религиозное, нравственное, эстетическое, философское, научное (а за последнее время в отдельных работах также экономическое, экологическое, технологиче­ское и др.). Формы общественного сознания отличаются друг от друга по:

1) объекту отражения;

2) способу отражения;

3) социальной роли.

Все они взаимодействуют друг с другом, исторически изменяются.

В каждой из них присутствуют уровни общественного сознания. Охарактеризуем вкратце важнейшие из них.

Политическое сознание представляет собой отражение политических отношений (т.е. отношений по поводу вла­сти) между классами, нациями, государствами. Политиче­ское сознание не однородно, а имеет свою структуру. На идеологическом уровне оно выражается в форме системы политических взглядов, идей, теорий, программ, лозунгов, выражающих коренные интересы различных классов, на­ций, государств. На уровне общественной психологии пол­итическое сознание выступает в виде несистематизирован­ных политических взглядов, чувств, настроений, представ­лений людей о государстве, власти, отношениях между государствами, нациями, партиями и т.д.

Правовое сознание (правосознание) представляет со­бой совокупность взглядов, теорий, представлений, выра­жающих отношение людей к существующему праву как к системе устанавливаемых государством юридических норм. Правосознание возникает с появлением классов и государ­ства. Право охраняет интересы, прежде всего экономически господствующего класса, хоть ему и присущи тенденции выражения общечеловеческих интересов. Особенно тесно оно связано с политическим сознанием. На идеологическом уровне правосознание выступает в виде определенной сис­темы правовых взглядов, правовых учений, теорий, кодек­сов. На уровне социально-психологическом оно представ­ляет собой различные мнения о законах и справедливости в отношениях между отдельными людьми, учреждениями, социальными группами. Правосознание выполняет ряд функций: познавательную (реализует познание права инди­видами, участвующими в правовых отношениях), оценоч­ную (субъект в соответствии со своими интересами и юридическими познаниями оценивает отдельные правовые действия), регулятивную (правосознание регулирует правовое поведение людей). В правосознании, как и в политическом сознании, существуют большие различия (особенно в пери­оды политической нестабильности) между официальной идеологией и массовым сознанием.

Религиозное сознание представляет собой как бы удво­ение мира, поскольку наряду с реальным миром провозгла­шается существование потустороннего, где якобы найдут свое разрешение все противоречия земного бытия. Главный признак религиозности - вера в сверхъестественные силы. Противоположное религии мировоззрение — атеизм. Это самостоятельная форма общественного сознания, а, ско­рее, общественно санкционированный противовес религи­озному сознанию. Без противопоставления религии атеизм был бы лишен смысла. В структуру религиозного сознания входят религиозная психология (совокупность представле­ний, чувств, настроений, привычек, традиций) и религиоз­ная идеология (система идей, разработкой и пропагандой которой занимаются богословы и служители культа).

Религии присущи свои социальные, гносеологические и психологические корни. Социальные корни заключаются в несвободе людей, их бессилии перед объективными услови­ями жизни. Гносеологические (познавательные) корни за­ключаются прежде всего в способности сознания отрывать­ся от действительности, порождать "превратные" отраже­ния, фантастические образы. К психологическим корням религии относятся страх перед смертью или одиночеством, потребность в преодолении неблагоприятных эмоциональ­ных воздействий и др. Религия выполняет иллюзорно-ком­пенсаторную функцию, т.е. дает человеку надежду успоко­ения и моральное удовлетворение, хотя сама жизнь реально не меняется к лучшему. Другой функцией религии является мировоззренческая — она создает свою картину мира. Религия выполняет также регулятивную функцию: она устанавливает свою систему норм и ценностей, которые регулируют поведение человека, подчиняют его деятель­ность требованиям церкви. Религия выполняет и коммуни­кативную функцию, способствуя общению верующих лю­дей в пределах религиозной общины. Религия может исчез­нуть только тогда, когда будут преодолены породившие ее причины, когда другие формы общественного сознания смогут взять на себя ее функции. Подходя к вопросу реально и учитывая стремление многих служителей церкви, а тем более верующих участвовать в перестройке общества, видимо, следует идти с ними на диалог и сотрудничество.

Нравственное (моральное) сознание возникает еще в первобытном обществе. Человек для своего выживания нуждается не только в средствах труда, но и в определен­ных правилах совместной жизни. Эти правила выражаются в морали — системе общественных принципов, правил, норм. Мораль выполняет прежде всего регулятивную фун­кцию, и в этом отношении она близка к праву. Но в отличие от права моральные нормы поддерживаются силой привыч­ки, общественного мнения.

Отношения между людьми, регулируемые посредством морали (нравственности) или оцениваемые с ее помощью представляют собой нравственные отношения. Нравственное сознание есть осознание существующей морали и нрав­ственных отношений. Социально-психологический уровень морального сознания включает в себя моральные чувства (честь, достоинство, совесть, долг и др.). Эмоции и пред­ставления о моральном и аморальном, выработанные на опыте знания правил, нравов, обычаев коллектива и обще­ства. На идеологическом уровне моральное сознание пред­ставляет собой совокупность принципов, норм, идеалов людей. Идеологический уровень морального сознания за­креплен в этических учениях.

Социальная неоднородность обусловливает разнообразие моральных норм в разные эпохи, а также у разных народов и социальных групп (классов). Вместе с тем в них существует непреходящее общечеловеческое содержание (например, "зо­лотое правило нравственности": не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе). Предпосылки формиро­вания общечеловеческой морали содержатся и в религии.

Эстетическое сознание есть особая форма обществен­ного сознания, отражающая действительность с точки зре­ния совершенства и несовершенства явлений природы и общества, их общественной ценности — красоты, прекрас­ного и безобразного. Наиболее полным и обобщенным выражением эстетического отношения к действительности является искусство, в котором эстетическое превращается в основную цель деятельности. Искусство отражает дейст­вительность с помощью художественных образов, в которых обобщение сочетается с наглядностью, и художественных приемов (метафора, символ, иносказание и др.). Эсте­тическое отношение присутствует как побочный элемент во всех формах деятельности.

Взаимоотношения общества и природы. Сущность экологической проблемы. С возникновением общества оно по необходимости взаимодействует с природой. Это взаимодействие не является постоянным: непрерывно изменя­ется как зависимость общества от природы, так и его воздействие на природу. Можно выделить три основных этапа взаимоотношения общества с природой:

1) адаптив­ный период, когда человек вел себя сравнительно пассивно по отношению к природе, почти не производил, а лишь довольствовался тем, что ему давала природа (от возник­новения вида "Homo sapiens" до появления скотоводства и земледелия);

2) обособление человека от природы и проти­востояние ей (развитие производства с присущим ему сельскохозяйственным, промышленным и научно техническим этапами). В ходе этого этапа наступает отчуждение челове­ка от природы;

3) восстановление единства, гармонии че­ловека и природы.

В настоящее время мы находимся на втором историче­ском этапе. Возник экологический кризис как выражение резкого несоответствия между потребностями общества и возможностями природы. Наряду с неконтролируемым воз­действием общества на природу необходимо учитывать и разрушительное действие стихий, а также биоповреждения технической среды как ответную реакцию организмов на изменение привычных условий обитания. Дело, таким об­разом, не сводится только к загрязнению окружающей среды человеком.

ТЕМА 1.6. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О СТРУКТУРНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ РЕАЛЬНОСТИ.

Диалектика. Законы диалектики. Категории диалектики.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Как известно, понятие "диалектика" возникло еще в древности и первоначально связывалось с искусством диалога, спора, что было очень важно для публичных выступлений, судеб­ных тяжб и т.д. Эффективность диалога как способа пости­жения истины была убедительно доказана еще Сократом, а также нашла отражение в произведениях Платона. В даль­нейшем шел поиск объективных оснований диалектики, она применялась уже к природе и обществу. Основные истори­ческие формы диалектики:

1) античная диалектика, во многом еще стихийная, так как не хватало строгих понятий;

2) идеалистическая диалектика (Ф.Шеллинг, Гегель и др.);

3) материалистическая диалектика. Существуют еще промежуточные формы, характерные, например, для сред­невековья, а также различные варианты немарксистской диалектики (экзистенциальная, мистическая и пр.).

Принципиально важно отличать диалектику от проти­воположных ей концепций (альтернатив). Энгельс вслед за Гегелем противопоставлял диалектику метафизике, под которой понималось отрицание связи между явлениями и их свойствами, а также их развития. Такое противопоставле­ние ранее было обязательным в нашей философской лите­ратуре и буквально пронизывало все темы. В настоящее время категоричность таких утверждений ослабела, по­скольку метафизических концепций в прежней форме уже не существует. К тому же в мировой философии термин "метафизика" применяется в ином смысле. Целесообразно ли всякий раз упрощенное, огрубленное представление клеймить как метафизическое?

Авторы учебника "Введение в философию" заняли двойственную позицию по отношению к термину "метафизика": при рассмотрении конкретных философ­ских проблем употребляется традиционный для марксистской философии подход, в данной же теме этот термин не употребляют или заменяют термином "догматизм". Как выйти из положения изучающему философию? Можно посоветовать такой подход: по отношению к истории фило­софии употреблять, где это необходимо, энгельсовскую (гегелевскую) трактовку метафизики, при анализе же современности можно противопоставлять диалектику различ­ным упрощенным подходам. В таком случае напрашивается сопоставление "философии всеединства" В.Соловьева с абстрактными началами различных доктрин.

Диалектику противопоставляют также эклектике и софистике как субъективным, предвзятым отражениям сложности мира. Эклектика есть беспринципное, непосле­довательное, искусственное соединение разнородных суж­дений, она не в силах выделить главное и не дает возмож­ности обоснованного выбора. Софистика есть подмена по­нятий, неправильный ход рассуждений.

Понятия связи, закона, развития. Переходя к внутреннему строению диалектики, следует, прежде всего, подчеркнуть принципиальное значение понятия связи. Это понятие в свою очередь определяется через понятие отношения. Связь — это такое отношение между явлениями, при котором изменение одного из них приводит к соответству­ющему изменению другого. Существуют различные формы связей, которые раскрываются законами и категориями диалектики. Обобщенно взаимосвязь и обусловленность явлений выражается в принципе детерминизма (чаще, однако, его понимают в узком смысле, сводя к причинной зависимости и закономерности). Устойчивые, повторяющи­еся связи тех или иных явлений называются законами. Связь между различными состояниями одного и того же явления есть изменение. От понятия "изменение" можно перейти к понятию "развитие". Развитие — это процесс направленных необратимых изменений. Развитие включает прогресс и регресс.

Гегелю, а затем Энгельсу приходилось в борьбе с мета­физикой отстаивать понятие развития в общем виде. Уже на рубеже XIX - XX вв. положение изменилось. С поня­тиями развития, эволюции уже никто не спорит. Однако его зачастую понимают узко, односторонне, сводя к коли­чественному изменению, отрицая скачки и противоречия.

Единство и "борьба" противоположностей. Центральное место в материалистической диалектике принадлежит закону единства и "борьбы" противоположностей, вскрывающему источник развития. В.И.Ленин называл его ядром диалекти­ки. Сущность закона: каждая вещь раздвоена, разделена на противоположности, т.е. такие стороны, которые взаимно предполагают (единство) и взаимно ограничивают (отрицают) друг друга ("борьба"). Это отношение между противополож­ностями и есть противоречие:

Противоположность. Противоречие.

В.И.Ленин придавал особое значение "борьбе" проти­воположностей, считая их единство условным и времен­ным. Надо, однако, учитывать, что такие оценки применя­лись к особому периоду общественной жизни.

Важно рассматривать диалектическое противоречие в динамике. Оно проходит ряд фаз в своем развитии, цент­ральной фазой является конфликт.

Наряду с общими чертами противоречий следует разли­чать их разновидности. Выделяют внутренние и внешние, основные и неосновные противоречия, а в области обще­ственной жизни также антагонистические и неантагонисти­ческие противоречия.

Диалектика количественных и качественных измене­ний. Закон взаимосвязи и взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывает "механизм" перехо­да от одной ступени развития к другой. Под качеством понимается существенная определенность предмета в ка­ком-то отношении, выражающая его своеобразие. Количе­ство же есть определенность предмета с точки зрения его соизмеримости с другими предметами. Взаимосвязь качест­ва и количества выражается в категории меры. Чувство меры традиционно считается показателем мудрости, куль туры, высокой нравственности и художественного вкуса. "Прекрасна надлежащая мера во всем" (Демокрит). Мера — интервал количественных изменений, в пределах которо­го качество не изменяется. Качественное изменение подго­тавливается постепенно, но происходит в виде скачка. Различают быстрые и медленные, большие и малые и другие виды скачков. В обществе количественные и каче­ственные изменения происходят в виде эволюции и революции.

Закон отрицания. Это третий основной закон диалектики, выражающий основную направленность развития.

Вытекая из других законов диалектики, этот закон привносит и нечто новое — преемственность в развитии, которая проявляется в виде:

1) использования в новом некоторых существенных черт старого ("диалектическое отрицание");

2) возврата якобы к старому ("отрицание отрицания"). В последнем случае речь идет о цикличности и спиралевидной форме развития. Данный закон особенно часто фигурировал в философской системе Гегеля и исполь­зовался классиками марксизма-ленинизма для объяснения и предвидения общественного развития (первобытный ком­мунизм — антагонистические формации - коммунизм). В связи с этим марксистов упрекали за схематизм. Формаль­ное применение любого закона недопустимо. Закон отрица­ния отрицания позволяет видеть крупные периоды разви­тия, но не может служить инструментом доказывания.

Категории диалектики представляют собой философские понятия, в которых осмысливаются универсальные связи бытия. Они позволяют в сжатом виде закрепить достигнутое знание и выработать эффективную стратегию дальнейшего познания и практической деятельности. Для диалектики характерно формирование "парных" катего­рий. Каждая пара ("причина — следствие", "случайность — необходимость" и др.) анализирует действительность под определенным углом. Отсюда необходимость их взаимосвя­зи.

Категориальная пара "единичное — общее" принципи­ально важна для постижения природы категорий вообще. Единичное означает отдельный предмет во всем многообра­зии и своеобразии его свойств. Общее — объективно суще­ствующее сходство единичных предметов. Общее не существует само по себе, оно неразрывно связано с единичным, существует в нем и через него ("дом вообще" и конкретные дома. Категории "единичное" и "общее" лежат в основе научных классификаций.

Категории "явление" и "сущность" особенно важны для разграничения обыденного восприятия и понимания и тео­ретического познания. Философия всегда была нацелена на постижение глубинных слоев реальности. Под сущностью понимается внутренняя, устойчивая сторона предмета (про­цесса). Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущ­ность и явление непосредственно не совпадают. Иногда это несовпадение принимает резкий характер, сущность иска­жается, маскируется (мимикрия у некоторых видов живо­тных и растений, видимое движение Солнца вокруг Земли). В таких случаях говорят о важности, видимости. Вместе с тем сущность проявляется в явлениях.

Ряд категорий выражают упорядоченность бытия. К ним относятся, прежде всего, категории "содержание" и "форма". Под содержанием понимают совокупность, орга­ническую взаимосвязь всех сторон того или иного явления. Форма — способ существования и выражения содержания. Различают внешнюю и внутреннюю форму. Содержание и форма не могут существовать друг без друга. Определяю­щая роль в этом единстве принадлежит содержанию. Форма более устойчива и консервативна, чем содержание. Отсюда необходимость для любой деятельности периодически при­водить форму в соответствие с содержанием. Особенно это характерно для искусства. Преувеличение роли формы, ее отрыв от содержания есть формализм.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации и выполнение контрольных заданий для учащихся заочной формы обучения специальность: «Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов» (1)

    Методические рекомендации
    Дисциплина «Электроснабжение предприятий и электропривод» предусматривает изучение внешнего электроснабжения предприятий, внутризаводских сетей электроснабжения, а также электропривод оборудования с различными типами электродвигателей.
  2. Методические рекомендации и выполнение контрольных заданий для учащихся заочной формы обучения специальность: «Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов» (2)

    Методические рекомендации
    Дисциплина «Электроснабжение предприятий и электропривод» предусматривает изучение внешнего электроснабжения предприятий, внутризаводских сетей электроснабжения, а также электропривод оборудования с различными типами электродвигателей.
  3. Методические рекомендации и Контрольные задания для учащихся заочной формы обучения специальности 2 36 07 01 «Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов»

    Методические рекомендации
    Программой дисциплины «Технология обработки конструкционных материалов» предусматривается изучение способов горячего формообразования заготовок деталей (литье, обработка давлением и сварка), обработка металлов резанием.
  4. Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по специальности 071202 «Библиотековедение»

    Методические указания
    Задача курса «Библиографоведение» состоит в приобщении студентов колледжа к новому содержанию и формам в теории, методике, и организации библиографической деятельности.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «английский язык» Для студентов заочной формы обучения специальностей

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины “Английский язык” (требования Государственного стандарта по дисциплине “Английский язык”, структура предмета, тематические планы практических занятий,

Другие похожие документы..