Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цена является важнейшим стоимостным измерителем. Цену, как объект изучения статистики, следует рассматривать с позиции макро и микроэкономики. С пози...полностью>>
'Документ'
Вопрос о субъектном составе российской политики актуален, несмотря на то что контуры обновленного российского государства уже определились. Вряд ли н...полностью>>
'Документ'
Г. Онищенко, А.И. Петухов); ММА им. И.М. Сеченова (В.Г. Кукес, Б.П. Суханов, Н.А. Тюкавкина); НИИ фармации ММА им. И.М....полностью>>
'Документ'
14 декабря 2010 года в Москве между гражданами России, Украины и Беларуси был подписан «Договор о создании собора вольных объединенных держав» на баз...полностью>>

Методические указания и контрольные задания для студентов заочников средних профессиональных учебных заведений по специальности 150415 «Сварочное производство»

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

Тольяттинский политехнический колледж

(ФГОУ СПО ТПК)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

_____________ С.А.Гришина

___ ___ 20___

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

для студентов – заочников средних профессиональных учебных заведений

по специальности 150415 «Сварочное производство»

дисциплина

«ПРОИЗВОДСТВО СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ»

Тольятти 2010 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1Рекомендуемая литература……………………………………………………………...4

2Примерный тематический план……………………...…………………………………5

3Общие методические рекомендации…………………………………………………...6

4Содержание программы и методические указания по темам…………………………6

5Задания на контрольную работу и методические указания

по ее выполнению………………………………………………………………………..13

6 Методические указания по выполнению курсового проекта………………………...14

7 Приложение А – Таблица вариантов к контрольной работе…………………………19

ВВЕДЕНИЕ

Технологический процесс в промышленности неотрывно связан с постоянным совершенствованием сварочного производства. Сварка, как высокопроизводительный процесс изготовления неразъёмных соединений, находит широкое применение при изготовлении металлургического, химического и энергического оборудования, в сельскохозяйственном и транспортном машиностроении, в производстве строительных и других конструкции.

Изучение предмета основывается на знании предметов «Технология электрической сварки плавлением», « Оборудование для электрической сварки плавлением», Оборудование и технология газопламенной обработки металлов», «Оборудование технология контактной сварки».

При изучении материала предмета следует особое внимание уделять путям повышения производительности труда и качества сварных соединений при производстве сварочных работ, в том числе широкому применению механизированных способов сварки, технологических линий, современного сборочно – сварочного оборудования и оснастки, а также совершенствованию организации производства и труда.

В результате изучения материала студент должен:

знать:

  • организацию производственных процессов;

  • организацию технической подготовки производства;

  • классификацию основных типов конструкций;

  • методику выполнения операций заготовительного и сборочно – сварочного цикла при изготовлении сварных конструкций;

уметь:

  • составлять технологические карты на изготовление различных типов конструкций;

  • анализировать сварные конструкции на технологичность изготовления;

  • расчленять конструкцию на узлы и под узлы;

  • правильно применять способы сборки и сварки;

  • выбирать грузоподъёмные и транспортные средства;

  • обосновывать применяемые виды контроля качества сварных соединений;

  • использовать литературу по специальности;

  • правильно выбирать материалы для изготовления металлических конструкций в соответствии с требованиями чертежей и нормативных документов;

  • выбирать оборудование по операциям;

  • нормировать операции заготовки, раскроя, сборки и сварки.

Для самостоятельной работы и изучения программного материала, выполнения контрольной работы необходимо использовать рекомендуемые учебники и учебные пособия, а также ведомственные инструктивные материалы.

Учебным планом заочного обучение предусмотрено проведение установочных и обзорных лекций. Установочная лекция проводится перед самостоятельным изучением предмета с целью ознакомления студентов с программой, целью и задачами, методикой самостоятельных занятий, выполнения домашней контрольной работы. На обзорных лекциях, проводимых во время сессии, преподаватели помогают студентам систематизировать знания, полученные в процессе самостоятельной работы, излагают наиболее сложные темы, трудные для самостоятельного изучения или недостаточно полно изложенные в рекомендуемой литературе.

Учебный план предусматривает выполнение одной домашней контрольной работы. Зачётная контрольная работа предъявляется на экзамене. Рекомендуется так показать экзаменатору свои конспекты (домашний и по обзорным лекциям). Изучение дисциплины завершается выполнением курсового проекта, после чего сдается экзамен.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Б.Т.Маслов, А.П.Выборнов. Производство сварных конструкций. [Текст]:учебник для вузов.- М.: Академия, 2008.- 256с.

  2. В.М.Виноградов, А.А.Черепахин, Н.Ф.Шпунькин. Основы сварочного производства. [Текст]:учебник для вузов.- М.: Академия, 2008.- 259с .

  3. С.А.Куркин, Г.А.Николаев. Технология изготовления, механизация, автоматизация и контроль качества в сварочном производстве. . [Текст]:учебник для вузов. – М.: Высшая школа. 1991.-405с.

  4. О.Н.Пешковский. Технология изготовления сварных конструкций. . [Текст]:учебник для вузов. – М.: Стройиздат., 1990.- 348с.

Дополнительная

  1. Альбом оборудования для заготовительных работ в производстве сварных конструкций. . [Текст]:учебное пособие для вузов.– М.: Высшая школа, 1979.- 206с.

  2. В.С.Виноградов. Технологическая подготовка производства сварных конструкций в машиностроении. . [Текст]:учебник для вузов.– М.: Машиностроение, 1981.- 327с.

  3. В.Н.Волченко. Контроль качества сварных соединений. . [Текст]:учебник для ССУЗов. – М.: Машиностроение, 1986.- 193с.

  4. Справочник под ред. В.А.Винокурова. Сварка в машиностроении. – М.: Машиностроение, 1979, т.3.-456с.

  5. Справочник под ред. Е.С.Ямпольского. Проектирование машиностроительных заводов и цехов. – М.: Машиностроение, 1974, т.3.- 375с.

  6. Методическое пособие по выполнению курсового проекта.

  7. В.Н.Земзин, Р.З.Шрон. Термическая обработка и свойства сварных соединений. – Л.: Машиностроение, 1978.- 364с.

Примерный тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов для заочного обучения

1

2

3

1

Введение

2

2

Раздел 1. Классификация сварных конструкций

1.1, 1.2 Принципы классификации сварных конструкций. Типы сварных конструкций и особенности их работы.

2

3

Раздел 2. Технология изготовления сварных конструкций

2.1 Виды заготовительных работ и оборудования.

2.2, 2.3, 2.4 Технологичность сварных конструкций. Выбор и обоснование способа сварки. Выбор и обоснование схемы сборки и сварки.

2.6, 2.7, 2.8 Выбор и обоснование сварочных материалов. Выбор и расчёт режимов сварки. Выбор и обоснование сварочного оборудования.

2

2

2

4

Раздел 3. Термическая обработка сварных швов и узлов.

3.1, 3.2 Выбор способа термической обработки. Режим термической обработки.

1

5

Раздел 4. Контроль сварных соединений

4.1, 4.2 Основные виды дефектов сварных швов и сварных конструкций. Обоснование применяемых видов контроля.

1

6

Раздел 5. Общие вопросы проектирования процесса изготовления сварных конструкций

5.2 Технические условия на изготовление сварных конструкций, как основной конструкторский документ.

5.4 Разработка технологического процесса сборки и сварки конструкций.

2

2

7

Курсовое проектирование

40

Всего по дисциплине:

54

Общие методические рекомендации

Содержание материала делится на 5 учебных разделов и курсовое проектирование в соответствии с установленным тематическим планом и включает в себя все этапы разработки технологических процессов изготовления сварных конструкций.

Изучение программного материала основывается на самостоятельной работе студентов над рекомендуемой литературой с использованием настоящих рекомендаций и опыта работы.

Учебный материал предмета необходимо изучать систематически и в той последовательности, в которой он изложен в программе. Переходить к изучению следующей темы логично только тогда, когда предшествующий материал полностью усвоен.

Рекомендуется следующая последовательность изучения учебного материала по предмету:

- ознакомление с содержанием темы и методическими указаниями по её прохождению;

- усвоение программного материала по рекомендуемой литературе в соответствии с методическими указаниями по прохождению данной темы;

-проверка знаний учебного материала путём ответов на вопросы для самоконтроля.

-в процессе работы над учебным материалом необходимо вести конспект, в котором следует записывать основные положения изучаемого материала, выполнять необходимые схемы, графики, эскизы, делать ссылки на соответствующую литературу.

-по неясным вопросам, возникшим в процессе изучения материала, следует обращаться за консультацией к преподавателю колледжа.

Курсовой проект имеет своей целью привить студентам навыки само­стоятельного решения технологических и организационных задач по изготовлению сварного изделия на основе знаний, полученных при изучении специ­альных дисциплин. Кроме того, работа над проектом позволит научить их пользоваться технической литературой, нормативами, ГОСТами, техническими условиями и т.д., а также привить навыки по производству расчётов, выполнения чертежей и составлению расчётно-пояснительной записки, в объеме данной дисциплины выполняется

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ

Введение

Сварочное производство, его роль в развитии народного хозяйства. Сварка, как один из основных технологических процессов в машиностроении, определяющий надёжность и долговечность узлов мамаш и сооружений. Основные направления развития сварочного производства.

Литература: 1 (выборочно), 3 (выборочно).

Методические указания

Приступая к изучению предмета, следует ознакомиться с программой, организацией занятий студентов – заочников, порядком выполнения контрольной работы, целями и задачами предмета.

Особое внимание уделить роли сварочного производства, вытекающей их технологических и экономических преимуществ и особенностей сварных конструкций.

Далее следует рассмотреть пять основных направлений развития сварочного производства, особое внимание уделить повышению уровня качества и механизации и автоматизации сварочных и родственных им процессов.

Вопросы для самоконтроля

  1. Благодаря каким экономическим преимуществам сварные конструкции находят всё большее применение в народном хозяйстве?

  2. За счёт чего решается направление развития сварочного производства, связанное с внедрением современных перспективных технологий?

Раздел 1. Классификация сварных конструкций

Тема 1.1, 1.2 Принципы классификации сварных конструкций. Типы сварных конструкций и особенности их работы

Классификация сварных конструкций по способу получения заготовок (механической обработкой, литьём, штамповкой), по их назначению, по применяемым материалам, по толщине, по ответственности, по конструктивно – технологическим признакам.

Сварные конструкции: балки, колонны, решетчатые конструкции, оболочковые, корпусные и транспортные конструкции, детали машин и приборов и условия их работы.

Литература: 3, с.2 – 3.

Методические указания

Изучение вопросов темы следует начинать с рассмотрения основных принципов классификации. Огромное разнообразие сварных конструкций затрудняет их классификацию, поэтому необходимо выбрать те принципы, которые позволят четко выделить определяющие признаки той или иной конструкции. Так как каждая сварная конструкция состоит из деталей, то начинать классификацию необходимо с технологического принципа их изготовления. Затем, ознакомившись с назначением некоторых сварных конструкций разбить их на 2 группы: машиностроительные и строительные. Следует обратить внимание на классификацию по ответственности: особо ответственные, ответственные и малоответственные, лучше сопровождая её примерами. Технология сварки многих конструкций зависит от толщины стенок, поэтому важно знать, какие являются тонко -, а какие толстостенными. Наиболее важной представляется классификация по конструктивно – технологическому признаку, в основу которой положена общность геометрии швов и технологии их выполнения, а также оборудования, которое участвует в процессе.

Очень важно для последующего изучения предмета чётко знать, какие конструкции к какому типу относятся каковы условия их работы, а так же требования, которые к ним предъявляются. Изучение этого материала следует вести с использованием знаний, полученных в результате изучения предмета «Расчёт и проектирование сварных конструкций».

Вопросы для самоконтроля

  1. Как классифицируются сварные конструкции по конструктивно – технологическому признаку?

  2. Какие конструкции называются ответственными?

  3. Какие конструкции относятся к оболочковым и какое основное требование к ним предъявляется?

  4. В каких условиях работают корпусные транспортные конструкции и требования, к ним предъявляемые?

  5. Как называется конструкция, представляющая собой жестко соединенные между собой балки?

Раздел 2. Технология изготовления сварных конструкций

Тема 2.1 Виды заготовительных работ и оборудование

Выбор и обоснование заготовительных операций: разметка , рубка, штамповка, огневые работы, гибка в зависимости от материала, размеров деталей, типа производства. Нормативные документы на материал.

Литература: 1, с. 32 – 45.

Методические указания

При изучении этой темы следует начать с ознакомления с основными особенностями и принципами осуществления технологических операций заготовительного цикла, а далее необходимо научиться составлять маршрут для той или иной детали в зависимости от её характерных свойств.

Кроме того, нужно знать чётко, как записывается та или иная операция в техкарте и в целом изучить методику заполнения маршрутных карт.

По итогам изучения этого раздела студенты должны получить навык ещё и по выбору заготовительного оборудования, научиться свободно пользоваться с этой целью сварочно – технической литературой.

Вопросы для самоконтроля

  1. Чем можно править лист S < 32 мм?

  2. Чем можно править лист S > 32 мм?

  3. Как правят тонкие листы?

  4. Какую S листа можно резать на гильотинных ножницах?

  5. Какие способы очистки металлопроката вы знаете?

  6. Какое оборудование используется для резки профильного проката?

  7. Когда для формообразования назначают пресс? Как определить необходимое усилие?

  8. Изложите методику заполнения маршрутной карты на заготовку.

Тема 2.2 – 2.4 Технологичность сварных конструкций. Выбор и обоснование способа сварки. Выбор и обоснование схемы сборки – сварки

Технологичность сварных конструкций, два метода её обработки. Общие вопросы технологичности. Выбор и обоснование способа сварки по степени механизации и автоматизации, по серийности изготовления сварных конструкций, по трудоёмкости работ, по виду источника теплоты для всех видов сварки. Разбивка свариваемых конструкций на узлы, последовательность сборки и составление схемы, описание сборки.

Литература: 1, с. 4 – 11; 6.

Методические указания

Изучение этой темы следует начать с определения признаков технологичной конструкции. Затем ознакомиться с методами отработки конструкций на технологичность, уяснить, что этот процесс комплексный. Далее рассмотреть требования и вопросы, которые требуется решить при отработке технологичности, разобраться с методикой оценки технологичности конструкций.

При ознакомление с вопросом выбора способа сварки следует помнить о его важности при выполнении аналогичной работы в курсовом и дипломном проектах. Необходимо серьезно подходить к выбору и обоснованию способа сварки, которому должен предшествовать конструктивно - технологический анализ. Это химическая активность основного материала, его толщина, конфигурация, протяженность и расположение швов в пространстве и многие другие факторы. Прежде, чем остановить выбор на каком-либо конкретном способе сварки необходимо проанализировать наиболее возможные преимущества и недостатки вероятных вариантов.

Важным этапом при отработке изделия на технологичность является оценка возможности разбивки сварных конструкций на технологичные подузлы. При этом фронт работы увеличивается, что положительно сказывается на продолжительности циклы сборки. При излучении этой темы необходимо ознакомиться со всеми схемами сборки-сварки, широко используемыми в производстве сборочных работ. Нужно выделить отличительные особенности последовательностей, полной и параллельно - последовательной схем, выяснить для каких конструкций и почему они рекомендованы.

После выбора схемы сборки рекомендуется определить по способам. Их в отечественной практике применяется – 4: по разметке, по шаблону, по сборочным отверстиям и в приспособлениях. Причём нужно уяснить, что выбор способа сварки зависит от типа производства и особенностей конструкции.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что влияет на технологичность сварных конструкций?

  2. Преимущества и недостатки сварки в СО2.

  3. Преимущества и недостатки сварки под флюсом автоматом.

  4. В чём перспективность применения сварки в смеси газов и ДППМ, контактной сварки?

  5. Перечислите, какие схемы сборки вы знаете?

  6. У какой из схем сборки самый короткий цикл сборки?

  7. От чего зависит трудоёмкость сборки конструкций?

  8. Почему последовательная схемы сборки считается самой малопроизводительной?

  9. Для какого типа производства характерен способ сборки по шаблону?

Тема 3.1, 3.2 Выбор и обоснование сварочных материалов. Выбор и расчёт режимов сварки. Выбор и обоснование сварочного оборудования

Определение расхода сварочных материалов и электроэнергии. Выбор электродов. Выбор присадочной проволоки, выбор защитных материалов (флюсов, газов). Основные нормативные документы по сварочным материалам. Параметры режима сварки. Способы определения режимов сварки: аналитический, табличный, по графикам, экспериментальный. Выбор сварочного оборудования в зависимости от способа сварки, от свариваемого материала, типа производства.

Литература: 6 (выборочно).

Методические указания

При изучении вопроса о назначении сварочных материалов следует исходить из требования равнопрочности сварного соединения, выбранного способа сварки, условий эксплуатации сварной конструкции, а также санитарно – технических требований. Далее следует остановиться на возможных способах определения расхода сварочных материалов: аналитическом по параметрам режима и геометрии шва, а также табличном.

При изучении материала по подбору и расчёту режимов рекуомендуется использовать знания по этому вопросу из курса «Технология электрической сварки плавлением». В завершении нужно определить круг факторов, влияющих на выбор сварочного оборудования: выбранный способ сварки, режимы, а также годовая программа выпуска и современные достижения в области сварочной техники.

Вопросы для самоконтроля

  1. Для каких сталей условия эксплуатации наиболее ярко скрываются на выборе сварочных материалов?

  2. От чего зависит сила тока при расчёте этого параметра при сварке под флюсом?

  3. От каких факторов зависит выбор сварочного оборудования?

  4. Принципы выбора сварочных материалов.

Раздел 3. Термическая обработка сварных швов и узлов

Тема 3.1, 3.2 Выбор способа термической обработки. Режим термической обработки

Назначение термической обработки для получения заданной структуры, снятия напряжений и др. Виды термической обработки: низкий, высокий отпуск, нормализация, отжиг, закалка. Выбор температуры нагрева обрабатываемых сварных швов и узлов, выдержка при температуре нагрева. Скорость и среда охлаждения.

Литература: 11, с. 3 – 4, 36 – 53, 60 – 73, 80 – 87, 88 – 92.

Методические указания

В связи с тем, что материал этой темы изучался во время прохождения курса «Материаловедение», необходимо полученные знания просто перенести и конкретизировать для сварных швов и узлов. Следует выяснить, какие виды термической обработки наиболее часто используются для сварных узлов и насколько важен вопрос назначения и отказа от термической обработки. Ознакомиться с параметрами режима и изучаемых видов термообработки: температура нагрева, скорость нагрева и охлаждения, время выдержки, среда охлаждения.

Вопросы для самоконтроля

  1. Отпуск, назначение, виды, режимы.

  2. Что такое отжиг и для чего предназначен?

  3. От чего зависит скорость нагрева и охлаждения?

  4. Какие среды для охлаждения могут использоваться при закалке?

Раздел 4. Контроль сварных соединений

Тема 4.1, 4.2 Основные виды дефектов сварных швов и сварных конструкций. Обоснование применяемых видов контроля

Основные виды дефектов сварных швов и сварных конструкций. Причины их появления. Возможные способы устранения дефектов сварных швов и конструкций. Основные виды контроля. Неразрушающие виды контроля: внешний осмотр форм, размеров и внешних дефектов сварных швов. Контроль поверхности и толщины сварных швов, испытания сварных швов на плотность и прочность. Разрушающие виды контроля: механические испытания сварных швов и соединений, испытание на прочность сварных узлов, металлографические исследования сварных швов и соединений.

Литература: 7

Методические указания

В связи с тем, что материал темы освещён в специальной литературе недостаточно, его изучение может встретить затруднения, поэтому рекомендуется следовать ниже приведённым указаниям.

В современных условиях имеется большое разнообразие видов НР – контроля ( согласно ГОСТ 18353 – 79 предусмотрено 9 видов НК), поэтому при выборе вида, метода и средств контроля необходим тщательный анализ их технико – экономической эффективности. При выборе метода контроля учитывается не только назначение сварной конструкции, но и возможность использования метода на предприятии – изготовителе изделия или строительно – монтажной площадке. Далее следует отметить, что система контроля характеризуется такими взаимосвязанными параметрами, как объект контроля, метод контроля, средства контроля, документация на контроль, условия контроля, исполнитель. Повышение категории (качества) сварного соединения требует применения более совершенных методов, средств, документации, более высокой классификации контроллеров. При этом может повысится производительность контроля, но одновременно, возрастут затраты на оборудование контроля, заработную плату контроллеров и т.д. Из этого следует сделать вывод, что при функционировании системы контроля взаимодействуют 2 фактора: эффект – желательный результат, и затраты – нежелательный результат. Поэтому эффективность системы контроля определяется соотношением эффекта и затрат.

Однако , необходимо учитывать и такой фактор выявляемость, то есть вероятность обнаружения дефекта. Выявляемость во многом зависит от типа дефекта, что в свою очередь зависит от чувствительности метода, контролепригодности конструкции и т.д. каждый метод имеет определённый диапазон выявляемых дефектов и их размеров.

Поэтому следует повторить из курса «Контроль качества сварных соединений» виды дефектов, а также характерные особенности и чувствительность НР – контроля и Р – контроля. А также вспомнить, какие средства требуются для того или иного контроля, какое оборудование. После этого рекомендуется ознакомиться с организацией контроля на вашем предприятии.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие факторы следует учитывать при выборе вида контроля?

  2. Каким параметрам характеризуется система контроля?

  3. Чем определяется эффективность контроля?

  4. Составьте по памяти таблицу НР – методов контроля с их характеристиками.

  5. Приведите приметы типов оборудования, характерных для радиационных и УЗ – методов контроля.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений по специальности (3)

    Методические указания
    Учебные задания разработаны по программе, утвержденной Управлением среднего профессионального образования Минобразования России 19 июня 2003 г., и одобрены цикловой комиссией правовых дисциплин Хотьковского аграрного колледжа.
  2. Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений по специальности (2)

    Методические указания
    Изучение учебной дисциплины «Аудит» направлено на реализацию требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0601 «Экономика и бухгалтерский учёт».
  3. Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений по специальности (4)

    Методические указания
    Учебные задания разработаны по программе, утвержденной Управлением среднего профессионального образования Минобразования России 20 февраля 2003 г., и одобрены цикловой комиссией правовых дисциплин Хотьковского аграрного колледжа.
  4. Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений по специальности (1)

    Методические указания
    Учебные задания разработаны по программе, утвержденной Управлением среднего профессионального образования Минобразования России 20 февраля 2003г, и одобрены цикловой комиссией правовых дисциплин Хотьковского аграрного колледжа.
  5. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников средних профессиональных учебных заведений по специальности 0201 «Правоведение»

    Методические указания
    Учебные задания разработаны по примерной программе, утвержден­ной Управлением среднего профессионального образования Миноб­разования России 9 июня 2003 года, и одобрены цикловой комиссией правовых дисциплин Хотьковского аграрного колледжа.

Другие похожие документы..