Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится 5 июля 2008 г. в 16 час. на заседании диссертационного совета Д 212.214.04 при Самарском государственном экономическом университете ...полностью>>
'Диссертация'
Организационно-правовые основы взаимодействия пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности Российской Федерации с органами...полностью>>
'Лекция'
РС бывает симплексная и дуплексная. Симплексная РС предусмат­ривает поочередный (только передача и только прием) обмен информа­цией, при этом переклю...полностью>>
'Документ'
Раздел Правка содержит типовые действия с записями текущего раздела. Основные из этих действий можно выполнить и с помощью контекстного меню, открыва...полностью>>

Урок литературы в Xклассе Тема урока: Проблема о назначении поэта и поэзии в русской литературе XIX века

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок литературы в X классе

Тема урока: Проблема о назначении поэта и поэзии в русской литературе XIX века.

Цели урока:

1.Раскрытие темы в культуроведческом аспекте.

2.Учиться сопоставительному анализу стихотворений, составлению опорного конспекта.

3.Работа над развитием речи.

Ход урока:

1. Сообщение целей урока.

2. Беседа с анализом стихотворений.

1. В.А.Жуковский:

"Кто есть поэт? - искусный лжец, Ему и слава, и венец!"

Вопрос: Как вы думаете, почему Жуковский назвал поэта ис­кусным лжецом? Вспомните, какое литературное направление было характерно в начале XIX века? (о романтизме).

2. А.С.Пушкин "Поэт и толпа".

Какое стихотворение Пушкина помните, где поэт изобража­ется как исключительная личность по сравнению с другими?

З.А.С.Пушкин "Наперсница волшебной старины".

■ Раз поэты "рождены для вдохновения какая же Муза у поэ­тов - романтиков?

4.Теория "чистого искусства" в 20-е годы (Фет, Тютчев).

■ Какая теория сформировалась в эпоху романтизма? В чем
видят назначение поэзии сторонники этой теории?

Вывод: в начале XIX века поэты чувствовали влияние роман­тизма.

5.А.С. Пушкин "Пророк".

  • Вспомните историческую обстановку 30-х годов.

  • Какое стихотворение о назначении поэта написал Пушкин после расправы с декабристами в 1826 году?

  • Кто такой пророк по старинным легендам?

  • О чем говорится в стихотворении?

  • Прочитайте строки, передающие основную идею стихотво­рения.

  • В каком стиле написано стихотворение? С традициями како­го поэтического жанра связано стихотворение?

6.М.Ю. Лермонтов "Поэт".

■ Анализ стихотворения с точки зрения композиции.

Вывод: В 30-е годы XIX века в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова утверждаются принципы реализма. Назначение i юэта и поэзии они видят в служении народу.

7. Охарактеризуйте историческую обстановку 60-70-х годов XIX века.

8.Н.А. Некрасов: "Стишки! Стишки! Давно ли я был гений?"

■ Как называется первый сборник Некрасова и какова его судьба?

9."Муза" НА. Некрасова.

  • В каком стихотворении Некрасов спорит с пониманием Музы i юэтами-романтиками?

  • Найти строки, отрицающие Музу романтиков.

  • Как называет свою Музу во второй строфе?

  • К чему зовет Муза поэта?

10. НА. Некрасов "Вчерашний день в часу шестом".

■ В каком другом стихотворении Некрасова страдающая Муза?

■ Каков образ Музы, в чьем облике она предстает?
п В какой форме написано стихотворение и почему?

11."Поэт и гражданин".

■На какое стихотворение Пушкина похоже по форме?

  • Найдите строки из стихотворения Пушкина?

  • Как опровергает поэта гражданин?

  • Прочитать строки об истинном сыне Родины, и Как обращается гражданин к поэту?

(Сравните у Пушкина "небес избранник", у Некрасова "из­бранник неба")

■ К чему призывает Поэта гражданин? (сравните с "Проро­ком" Пушкина.)

  1. Пушкин "Памятник".

  2. Некрасов "Элегия".

  • Вспомните программные стихотворения Пушкина и Некра­сова, где они как бы подводят итог своему творчеству.

  • Почему считал Пушкин, что его поэзия переживет века?

  • В чем смысл поэзии по Некрасову?

  • С кем спорит поэт в начале стихотворения и почему?

  • Какой жанр называется элегией?

Вывод урока: Народ, его интересы, свобода - вот что было главным в поэзии передовых писателей XIX века Рылеева, Пуш- « кина, Лермонтова, Некрасова.

Рефлексия: 1. Какое стихотворение вам более запомнилось (по­нравилось), какое вызвало затруднения, почему?

2. Какие строки можно подобрать как эпиграф к уроку?
З.В каком образе вы представляете Поэзию?

III. Домашнее задание. 3 уровень - сочинение по теме урока. Основные идеи урока.

1. Культуроведческий компонент в изучении литературы. 2- Изучение литературы как науки (развитие литературы, ее законы, теория) - развитие мышления.

3. Изучение литературы как искусства (литература как вид ис­
кусства, искусство слова) - развитие чувств, творческое восприятие
литературы, рефлексия.

4. Сопоставительный анализ стихотворений.
5.Уровневые задания:

  1. уровень - анализ стихотворений НА. Некрасова.

  2. уровень - сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, НА. Некрасова.

  3. уровень - сочинение по теме урока.

6. В ходе урока учащиеся составили опорный конспект-таблицу.

30-е годы

20- годы

60-70-е годы

Реализм.

1. Поэты-романтики:

1. Поэт-«избр-к

1.Поэт-пророк, кот.

«Поэт-искусный

неба»(подраж-ие ром-

служит людям,

лжец»(В.А.Жукове кий).

кам).

«глашатай истин»

Поэт-исключительно-

2. Муза-плачущая,

(А.С.П. «Пророк»

свободная личность,

скорбящая...

М.Ю.Л. «Поэт»)

«небес избранник», поэзия

3. Поэт-гр-нин,

2. Лира воспевала

- «вдохновение,

«глашатай

«чувства

звуки сладкие». (А.С.П.

истин».(«Поэт и гр-

добрые»,свободу.( А.С.П

«Поэт и толпа».

нин»)

. «Памятник»)

Муза - нежная

4. «Я лиру посв-л народу

дева.(А.С.П.»Напер.вол.ст

своему» (« Элегия» ).

ар.»

2. Поэзия-

красота(«чистое иск-

во»).

3. «Поэт-гр-нин» К.Ф.Р. «Войнар-й».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общественная организация учителей географии Географическое образование XXI века Материалы семинаров и конференций 1996 2002 Москва 2002

    Семинар
    Интеграция географии, экологии и профориентации является перспективным направлением развития школьной географической науки и имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение.
  2. Тематическое планирование курса литературы в V xкласс

    Тематическое планирование
    Цели и задачи предмета "Литература". Литература как искусство слова. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное творчество.
  3. Тексты лекций для студентов исторического факультета Гомель 2007

    Документ
    Украина. ХХ век[Текст] : [тексты лекций для студентов исторического факультета] / А.А. Рубан, М.П. Савинская; Мин-во образов. РБ, Гомельский государственный университет им.

Другие похожие документы..