Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Колдин Роман Анатольевич – ведущий специалист-эксперт юридического отдела Управления Федерального казначейства по Амурской области (г. Благовещенск)....полностью>>
'Документ'
Изменения в управлении экономикой, переход к рыночным отно­шениям оказывают значительное влияние на организацию и веде­ние бухгалтерского учета. Осущ...полностью>>
'Программа'
Члены:Андриевский Р.А. ИПХФ РАН, г. ЧерноголовкаАнциферов В.Н. РИТЦ ПМ, г. ПермьАстахов М.В. МИСиС, г. МоскваБолдырев В.В. ИХТТМ СО РАН, г. Новосибирс...полностью>>
'Контрольная работа'
Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от ...полностью>>

Вопросы к экзамену по истории религий понятие религии (этимология, определения и основные характеристики)

Главная > Вопросы к экзамену
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ

1. Понятие религии (этимология, определения и основные характеристики).

Сущ несколь точек зрения на происхож слова «религия» (от лат. religio совестл, благоч, благогов, религия, святость, богослуж…). Так, знамен римск оратор, писат и политич деятель 1 в. до н. э. Цицерон считал, что оно явл производ от латинск глагола relegere (вновь собирать, обсуждать), что в перенос смысле означ «относить к чему-либо с особ внима, почтен». Отсюда и сущ религ Цицерон видит в благогов перед высш силами, Божеств. Эта мысль Цицерона указ на то, что благогов явл одним из важн элемент в религ, без котор религиоз превращ в лицемерие и обрядоисполн, а вера в Бога — в теорит доктрину. Тем не менее ей сущн религ не огранич. Известный зап христ писа и оратор Лактанций († 330 г.) счит, что терм «религия» происх от латинск глагола religare, означ «связыв», «соедин». Поэтому и религ он опред как союз благоч челов с Богом. Это определ Лактанция раскр существ в религии — живое един духа челов с Богом.

Корректир это определ, Августин († 430 г) счит, что слово «религия» произ от глагола reeligere, т. е. воссоединять, и сама религия означ воссоед когда-то утерян союза между челов и Богом. Уже в языке Авесты — свящ книги древ иранцев, создан за много столе до рожд Христова, использ глагол var — верить У очень многих народов, относящ к индоевр языков семье, слова с корнем var, ver обознач понят веры, честн, доблести, правдив. Религия — это и есть способ или совокупн способов достиж челов Бога, смертным — бессмертного, временным — вечного. Потому-то слово религия и восходит к слову связь.

Религия имеет две сторо: внешнюю — как она представл постор наблюд — и внутр, котор откр верующ, живущ в соотв с духовн и нравс принцип данной религ. С внешн стороны религ представля собой: 1) в философском плане — мировоззр, вкл в себя ряд конкрет полож (истин), без котор (или хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырожд в колдовство, оккультизм, сатанизм и подобные псевдорелигиоз явл, хотя и содерж в себе отдель элементы религии, но в действ оказ лишь продуктами ее распада, деградации. 2) в обществ-практич выраж организ с определ структ управл (церковь), правила жизни своих последов, культом. С внутр стороны религия — это особ дух жизнь, открыв челов мир вечной Божеств красоты, скрыт в душе челов. Первой из них явл исповед духов, соверш, разумн, личн Начала — Бога, явл Причин бытия всего сущ, в том числе челов, и всегда активно присут в мире. Эта идея Бога может иметь очень разнообр по форме, содерж и степени ясности выраж в различ религ: монотеист (вера в единого Бога), политеист (вера во многих богов), дуалистич (вера в два божеств начала: доброе и злое), анимистич (вера в одухотвор всего суще, в наличие души у всех сил и явл природ мира). Бог есть то изнач Бытие и одновр Созна, благод Кото сущ все формы матер и дух бытия и сознан. Бог есть реально сущ, неизм, личн идеал добра, истины и красоты и конеч цель духов устремл челов. Этим христ, как и друг религ, принцип отлич от иных мировоз, для котор высш идеал реально не сущ, а явл лишь плодом челов мечтаний, рацион постр и надежд. Второй истин религ явл убежд в том, что чел способ к общен, един с Богом и соверш, вечной с Ним жизни. Эта аксиома религиоз учения сост, фактич, само его сущ. Эта истина религ неразр связана с ее учен о том, что челов принц отлич от всех други видов и форм жизни. Он есть сущн принадл к дух миру. Отсюда, во всех религ содерж более или менее разв учен о загроб сущест чел. К сущ призн религ относит также вера в бытие мира сверхъест: ангелов и демонов (бесов), вступ в дух контакт с котор, челов в больш степ опред свою жизнь.

2. Различные подходы к вопросу о происхождении и сущности религии: редукционистский (атеистический), агностический, психологический, конфессионально-теологический; всеобщность религии. Религиозный опыт и его типы.

Объект изуч со стор представ филос знан религ стала со врем древнегре­ч филос. Так, Анаксагор (500—428 гг. до н.э.) утвержд, что боги есть персонификац людьми собств свойст. Другие антич филос Лукрец также примен к исслед раци­онал подход, утвержд, что в основе поклон богам лежит страх перед явл природы. Это психолог объясн, однако, не учит того обстоят, что страх, скорее, вызыв стремл избеж данного явл, скрыть от него, нежели почит и олицетв его, обращаться к нему с мольбой, и оно не объясн того, как страх перед окруж земным, матер миром мог спровоц в первобытн «примитив» сознан челов идею бытия дух Сущест, бытия принцип иного. По утвержд француз просвет Поля-Анри Гольбаха (1723—1789), психологич основа сущ религии закл в чувст страха и бесспокой, свой челов в силу его природы. По мере исчезнов этого страха в процессе разв позна­ват способно челов необх в религии постеп отпад. Гольбах представ ее эволюцию, основные ступени развит: от поклон матер предмет и силам природ, через веру в существ духов, упр этими силами, к возникн идеи единого бога. Следующ этапом изуч истор религ стало возник научн школ.

Макс Мюллер (1823—1900) исслед санскрита и ин­дий культ подошел к пробл религии с лингви­ст стороны, отталк от изуч классич религиоз текстов Древней Индии. Религиозн, по мнен Мюллера, происх не из чувства божеств откров, а служит одним из проявл чувств опыта, котор челов получ в процессе непосред соприкос с действит. Не сущ сверхъест стор религ, по­скольку мыслит деят челов основ ис­кл на чувств воспр. Предмет доступн какому-либо одному орган чувств, но недосяг для всех осталь, напр, Солнце, Луна и звезды внушил первобыт челов представ­л о Недостиж и Бескон сущн, что в итоге и привело появл идеи Бога. Образн, изнач свойств челов мышл, проявл в том, что идея Бога не явл чистой абстракц, а всегда сущ в виде конкр вещей или явл. Солнце изначально лишь символиз идею божеств, но потом метафор сравн была забыт и челов стал считать Солнце Богом. С этой точки зрения религ не развив, а деградирует, т.к правил поним Бога было свой­ именно первоб челов.

Л. Фейербах († 1872 г.) свою гипотезу происхож религ основ на полож о персониф человек сил и свойств природ и ложн ее объяснен. Бог и боги — это проекц свойств челов и природы, превращ в самост сущ. Как же, по Фейербаху, возник в сознан челов сверхъест сущ? Тайну теологии составл антропол. Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1821—1893) признав социаль природ феномена религ, его вклю в систем не просто социаль, но соц-экон отнош. Религ явля продукт определ соц услов, которые «программир» формы религиоз, , обслужив интересы господств класса Англ антроп Эдуарда Тайлора (1832—1917) анимизм (вера в сущ души в чел так и у физич предм) счит исход стадией формир религии, из котор впослед развил осталь, более сложн формы. Тайлор приход к выв, что первоб челов стрем рацион объясн те феномены, с котор он сталкив в своей жизни, в первую очередь смерть и сон. Наблю­д сновид без соответст перемещ тела в простра привел челов к предполож о том, что наряду с физич оболоч сущ и оболочка духов — душа, котор связ со своим матер носит не прочн узами.

Карл Густав Юнг (1875—1961), во мног переосм взгляды своего учит, отказ от излиш сосредоточ на проблемах формир сексуаль и сделав акцент на налич неких сюжетов, универсаль для всех типов культур и передающ на бессозн уровне. Эти сюжеты, лежащ в основе люб религии, Юнг назвал архетипами. В своих работах он попыт не только теорет обоснов налич архетипов в разн эпохи и в разн типах культуры, но и обрат к конкре мифам с целью их сравне и выявле общих символов. Земной мир политеист. В нем всегда сущ различ религии со своими догмат, культами, обрядами и т. д. Эти разли­ч привели со времен к образ специф религ систем (конфессий) и национ рели­г. Поэтому религиоз мировоз­ формир под воздей трех основ компон: обще­религиоз, конфессион и националь. Обще-религиозный вкл в себя наиболее общие призна всяк религии: вера во всемогущ Бога и завис от него челов, тварн мира и челов, вера в бессмерт, наказ за грехо. Кон­фессиональ элемент отраж специф религиоз­ веры: своеобраз толков божест и форм по­клонен ему, специф отнош Бога и челов, сущн предназн челов, отнош к бессмер­тию и спасению, специф культа и обряда. Появл идеи Бога в челов созн и возник религ обусл тем, что есть Бог, действ особым образ на челов, и что человек способ при опред услов воспри эти действ Божий. Религия есть непосред знан Божества и живой связи с Ним, она возмож благод религиоз свой челов, сущ религиоз органа, восприним Бога и Его действ. Без этого невозм было бы масштаб развит религии и религий, какое мы наблюд в истор. Однако возмож этого переж обусл самим челов. 1) это искрен искан истины, смысла жизни. 2)нравств чистота ищущ. Эти услов явл перв шагами на пути к Богу, личн общен с ним.

3. Проблема существования атеизма и множества различных религий. Священное Писание и святоотческое предание о других религиях.

Библия в кач основ фактора, обуслов почти полн исчезн в мире монотеиз и появл разл примит и деградир религ вер, назыв нравс пад людей. Ап. Павел (Рим. 1, 21-25) вскр психол основа и послед дух деград, которая происх с религ челов - эгоцентр и неблагог к Богу, неверие, сосредот всех сил на целях только времен жизни, нравст нечист. Ту же самую, нравс, прич назыв и авторы из языч среды. – Цицерона в книге о «О природе богов». Друг фактор явл то, что при вере в Бога воспр окруж природы солнца, луны, звезд, неба и т. д., как проявл Бога, легко привод древн челов не только к одух различ ее явл, но и к персониф и религиоз к ним отнош и, т обр формир соотв культов. Среди причин след назв и такие: рассел народов по планете и постеп утрата ими изнач знан Бога; метафор древ языков, использ явл природы, животных, птиц и т. д. для выраж свойств Бога и Его действ, благод чему стали обоготв сами эта явл, разл живые сущ, стихии; грубый антропоморф мышле; наконец, невежество, легко принимающ лож идеи и безнравств традиц за добро и правду. Многообр религ объясн и тем изве психол фактом, что, практич, любое явл, как мира внешн, так духов, различ восприн и тракту разн людьми. При этом различ в поним увелич при несовп объемов информац. Это особ ярко проявл в религ, поскол гл полож ее учен явл Бог, в завис от поним Котор сущ меняе и все ее содерж. В завис от степени нравст челов, племени, общ ощущ Бога трансфор в созн в весьма неодноз о Нем предст. Соотв формир и мораль требов, культ, обычаи. Кажд народ приобр как бы своего Бога, и т обр возн разные «естеств» (языч) религ. Другая катег религ — религ Откров. Они — монотеист, и источн своего учен имеют особ Откров Бога, записа в Свящ книгах. Принц особ этих религ закл в том, что их основоп истины яв не след чел фантаз или филос умозакл, проец отдель свой челов или природ на идею Бога, но актами прямого Откров Самого Бога. Сущ нескол точек зрения на харак перворел. Все их в конеч счете можно свести к альтерн: монотеизм или не-монотеизм, подразум под послед очень широк спектр разных вер.

Ветхий завет. Все боги язычников – идолы – бесы. Встречаем упоминания Мельхесидека царя салима священника Бога единого. Еще упомянут случай с пророком Ионой – Ниневия покаялась. С одной стороны ветхий завет призывает к борьбе с язычниками, а с другой стороны имеет миссионерский порыв, обличает греков, финикийцев, но зороастрийцев не обличает царь Кир-раб Божий.

Новый Завет. Христос говорит что верующий в него не судится, а неверующий уже осужден, отсюда встреча с Христом – первый суд. Рим.1:19-32 – апостол говорит – язычники могут познать Бога по естествен. Откровению, т.к. познав Его не воздали ему соответств. то Бог предал их постыдным страстям. Здесь можно вывести параметры ложной религии – слабость этики, не универсальность. Рим.2:14-15 – язычники судятся по совести. Еф.4:17-18 – прочие народы отчуждены от жизни Божьей по причине невежества, и по ожесточению сердца, т.е. имеется ввиду деградация от единобожия через нравственную деградацию к многобожию. Деян.22-28 – с одной стороны язычество деградация представления о Боге, другое дело разделение на народы должно облегчить поиск Бога. 1Тим.4:10 – Господь есть спаситель всех людей, а особенно верных – христиан. Ап. Павел говорил, что он с иудеями как иудей с язычниками как язычник. Иустин Философ: говорил язычникам, что их лучшие философы были единобожниками сравнивает Сократа с христианами т.к. его обвиняли в атеизме как и христиан, но он не был таковым. Гераклита и стоиков считал приследуемыми за их нравственность, в тоже время гностиков считал хуже язычников, как смешивающих христианство с язычеством.

Тациан (Сирия): радикал, обличал хитросплетения афинейские.

Тертуллиан: обличал философию хотя и пользовался элементами ее.

Афинагор Афинский и Фиофил Антиохийский: говорили что частичное откровение греки получили через поэтов и философов.

Климент Александрийский: масса произведений, рассказывает о многом нехорошем в язычестве, обличает эллинов. Философия же поиск истины, но во многом ошибались. В каждом человеке есть искра Божия, человек хочет раздувает ее а хочет угашает.

Киприан Карфагенский: язычники путем умозаключения могли познать Бога. Философия для греков – путеводитель-педагог к Богу.

О спасении язычников. Неверно: Ориген апокатастасис – все спасутся. Бл. Августин: в полемике с Пелагием (Бог все уже сделал человеку осталось аскезой подняться до Бога) – человек спасается только Богом, а Иоанн Кассиан Римский по православному – синергия -для спасения содействие воли человека с Божьей благодатью.

Кальвин: доработал версию Августина до конца утвержд. Бог с начала определил всех людей кого к спасению, а кого нет. Спасенным Он посылает благодать веры.

О спасении язычников. Верно: пикурейцев и Лов.йский: масса произведений, рассказывает о многом нехорошем в язычествеязычников, как смешивающих христианство.

Григорий богослов : У язычников можно видеть заблудшее влечение к поиску Бога.

Василий Великий: язычники выше т.к. не знали Христа, а иудеи ниже т.к. отвернулись от Христа. Сочинение «к юношам» - о том как относится к эллинской мудрости.

Максим Исповедник: после сошествия Христа во ад оттуда вышли все и ад был разрушен.

Преп. Феодосий Киево-Печерский: живущие в иной вере не получит царствия небесного, хвалящий чужую веру хулит свою.

Филарет Московский: в язычестве есть некие истинные вещи, например истина о вечной жизни и молитва может исполнится по причине – милосердия Бога пекущегося и о твари отвернувшейся от Него.

4. Социокультурные и психотерапевтические функции религии. Классификации религий.

Социокульт функц религ выраж в потребн общества в укрепл своего дух единст, целост­н и стабильн. Укрепл соц связей дост религ двояк способ: 1) религ облек соц действ людей в формы-символы (созд «символич универс»), 2) фор­мир сознан кажд члена общест в направле, отвеч как идеал общест, так и своим собств. Религия, т обр, освящ нормы и ценности определ соц системы, легитимизир их, чем препят их наруш со сторо­ны верующ. По сути дела, это функция соц контроля. Посколь религ не всегда имеет собств средства для реализац своих дух задач, она польз разнообр средствами искусства при оформл культ ритуал и обрядов с целью по­выше их эффектив. Более того, в ритуалах и обрядах, церемон, культ праздн реализ игровая функц культуры. Совместн действа спо­соб возбужд у верующих общего настроен, душев состоя, соответств религиоз це­ремон. Другая функц религии по отнош к обществу — функция социализ индивида, приобщ его к со­циуму. Посколь в основе этого приобщ лежит духов нач самой религ, постольку речь идет о формиров групп верующ. Общн религиоз веров создает солидарн между единоверц, объедин их в един целое, несмотря на различв других отнош. Социализ индивида посред религии означ формир жизн опыта, зна­ком с представл о жизни и смерти, о судьбе, о спасен души или ее бессмертии. Тем самым религия формир модель социаль повед. Среди самых важн функц религ в отнош общес необх выдел политич функц. Взаимоотнош религ и госуд носят двойств характ, полны противореч. Полит и прав ценност имеют ло­каль сферу действ, апеллир к разуму и рациональ формул свои ценнос. Религия же относится к сфере сверхрациональ побужд челов, отраж опыт взаимоотнош с трансцендентн. Поэтому между рели­г и госуд сущ дистанц, котор преодо­лев универсал и максимализ мировых рели­г. Функц религии по отнош к челов также многообраз. Религ возвыш челов над биологич и утилитар интерес, одухотвор его, ориентир на поиски смысложизне ценност. Религия дает людям эмоц поддерж перед лицом страдан. Функция мораль соверш — одна из самых важн. Психотерапев функц религ связ с отправл культа - богослуж, молит, ритуалы, обряды и т.п. - оказ успок, утеш возд на верующ, придают им мораль стойк и уверен, предохр от стрессов. Этим объясн тот факт, что к религиоз вере часто тянут люди, пережив личн трагедии, обремен жизнен невзгод, болезн и т.п. Сам характер провед культ действ способ порожд у верующ полож эмоции. Поэтому утрата религией централь места в дух жизни челов, оттесн ее на перифир, что свойств соврем общес, по мнен ряда учен, могут иметь негат послед для челов созн и психики. Классиф религ можно делат по разным основ. По основ истор-культур (хронолог) все извест религии делят на два типа: архаич религии и цивилиз общес. По основ теистичн (налич или отсут в них идеи Бога) - на дотеистич и теистич. Сущ раздел религ по сост пантеона на политеистич, т.е. религии, в котор налицо почит несколь богов, напр древнегреч и древнерим религии, и монотеистич, к котор относ иудаизм, христ и ислам. В системе классиф религ можно выделить группу природных (естеств) религий. Для этих древн религ характ то, что челов наход не в центре мирозд, а явл элемент, сост частью природы. К типичн природ религ отно ведическ религии Др Индии, из миров религий - буддизм. Однако, как правило, эти религ политеистич. В отличие от них христ, ислам и иудаизм, имеющ общий корень - Ветхий Завет, в центр своей сист ставят челов, котор обретает путь к личн спасен. В этих религиях гл вниман удел нравств идеям.

Сущ классиф религ по этнич основ на религии национ и мировые. Нац религ (иудаизм, индуизм, конфуц, даосизм, синтоизм и др связ с определ народ. Космополит характ буддизма, христ и ислама позвол им перешагн нац границы. Миров религ в больш или меньш степ свойств вера в единого, всемогущ Бога.

5. Религии в современном мире: краткий социологический обзор.

Конфес провинц Север Европа, где преоблад протестант, по своим территор рамкам шире географ и историко-этнографич региона того же назв. В нее входят не только Финлян, Швеция, Норвегия, Дания с Фарерскими остров и Исландия, но и Великобрит и Сев Ирланд. Во всех странах, кроме Великоб и Сев Ирлан, резко преобл лютеранство, явл в нескол странах даже госуд религ. В Великобр и Сев Ирланд распрост разн формы протестант, а частичн и католицизм. В двух его наибол крупн составн частях - Англии и Шотланд - в каче госуд религ выступ англикан и пресвитеринство. В преимущ католич конфес провинц Юго-Запад и Централ Европа нами вкл Ирландия, Бельгия, Люксембург, Франция, Испания, Португалия, Италия, Мальта, Австрия, Словения, Хорватия, Венгрия, Словакия, Чехия, Польша и Литва, а также все госуд карлики (Андорра, Монако, Сан-Марино, Ватикан, Лихтенштейн) и Гибралтар. В больш из перечисл стран католиц исповед подавл больш насел, и лишь в Венгрии доля протестантов (реформатов) значит. Прирейнская Европа как географ, так и по своей конфес структ заним промежут полож между двумя предыдущ провинц. В странах, входящ в сост этой провинц, - Нидерланд, Германии и Швейцарии, - много как протестан, так и католик. В Германии протестант представл преимущ лютеранством, в Швейц и Нидерланд - реформатством. Кроме того, в последн стране, котор в настоящ время выдел среди других европ стран половой распущ и распростр наркоман, весьма высока доля неверующ людей - 31 % (самый высокий процент в мире, если искл коммунист и посткоммунист страны). Восточ Европа и Севе Азия охват Россию, Белоруссию, Украину, Молдавию, Грузию, а также ряд балканск стран - Югославию (Сербию и Черногорию), Македонию, Грецию, Болгарию и Румынию. Во всех этих странах из конфес преоблад православие. Однако в большин из них имеются и значит группы последоват других исповед: в Белоруссии - католик латинск обряда, на Украине - католик византий обряда (греко-католиков), в Румынии - и тех и других, а также реформатов, в Грузии, Югослав, Македон и Болгар - мусульман-суннитов. Что же касает России, то на огром ее террит при явном преоблад правосл живут и представит многих друг исповед. Среди них резко выдел мусульмане (составл около одной десятой части всего насел страны и преимущ сосредоточ в некотор районах Север Кавказа, Поволжья, Урала и Западной Сибири), котор сильно уступ по числен старообрядцы, протестанты (прежде всего баптисты и пятидесятники), буддисты, католики, иудаисты и др. Кроме того, как уже отмечалось, в настоящее время в России немало и неверующ людей.

В провинц Восточ Европы и Сев Азии можно услов вкл и Армению, больш населен котор исповед близк к правосл монофизит. Очень небольш конфессион провинц Прибалтика, охват две страны - Эстонию и Латвию, - выдел сейчас разнородн конфес структ своего насел. В обеих странах много как лютеран, так и правосл, а в Латвии - также и католиков. На простр Европей-Североаз христ конфес региона есть два анклава, имеющ отличный от окружающ стран религиоз состав насел. Турции, Албания, а также Босния и Герцеговина. В первой из них, наряду с насажд коммунис атеизмом, шир распростр ислам (его сейчас придерж 40 % насел, прежде исповед 70 %), котор сущ уступ также представл в этой стране правосл и католиц. Американск регион может в настоящ время с еще бóльшим правом назыв христиан, чем Европейско-Североаз регион. Если в последнем христ образ немног более трех четверт всего насел, то в перв - девять десятых (из христ тоже большин неверующ). США по сложн конфес сост заним перв место в мире. По одной из оценок, протестанты сост в этой стране 51 % насел, а вместе с маргин групп - 55 %, католики - 28 %. В Канаде катол несколь превосх по числ протест. Северо-запад мусульман Малайско-Индонез региона располож буддийский Индокитайско-Центральноазиатский регион. Он охватыв пять стран Индокитая - Мьянму, Таиланд, Лаос, Камбоджу и Вьетнам, - а также Бутан, Монголию, два автономн района Китая - Тибет и Внутр Монголию. Вост Индокит (соотв террит Вьетнама) буддисты (гл образом махаянисты) образ свыше полов насел. Тибет и Монголия - важные позиц заним ламаист форма буддизма. Огромн по террит мусульм Западноазиатско-Североаф-риканский регион захват две части света. Делен ислама на три ветви - суннизм, шиизм и хариджизм - не носит ярко выраж территор характ. . Христиане - 2 миллиарда человек (33 % населения Земли), Католицизм - 1,057 млрд. человек. (17,5 %).Протестантизм - 342 млн. чел. (5,6%).Православие – 215 млн. чел. (3,6 %).Англиканство – 80 млн. чел. (1,3%).Независимые церкви – 385,7 млн. чел. (6,4%).Маргинальные церкви - 26 млн. чел. (0,4%). Ислам - исповедают 1,188 млрд. человек (19,6 %).Суннизм – 940 млн. (16,6 %).- Ханафиты – 531,4 млн. (8,8 %).- Шафииты – 239,9 млн. (4,0 %).- Маликиты – 221,9 млн. (3,7 %).- Ханбалиты – 2,3 млн. (0,0 %).
Сектантский суннизм- Ваххабиты – 7 млн. (0,1 %).Суфизм – 237,4 млн. (3,9 %).Шиизм – 120,1 млн.(2,8 %).Исламские схизматики – 15 млн. (0,2 %).- Ахмадие – 7,95 млн. (0,1 %).- Друзы – 834 тыс. (0,0 %).
Индуизм – 811,3 млн. (13,4 %).Вишнуизм – 549,6 млн. (9,1 %).Шиваизм – 216,2 млн. (3,6 %). Шакхизм – 25,7 млн. (0,4 %).Реформированный индуизм – 4,5 млн. (0,1 %). Нео-индуизм (маргинальный индуизм) – 17,4 млн. (0,3 %).
Буддизм – 360 млн. (5,9 %).Махаяна – 202,2 млн. (3,3 %).Тхеравада – 136,3 млн. (2,3 %).Ламаисты – 21,5 млн. (0,4%). Этнические религии – 228,4 млн. (3,8 %). Анимисты – 216,2 млн. (3,6 %). Шаманисты – 12,3 млн. (0,2 %).

Иудаизм – 14,4 млн. (0,2 %). Консервативный 4.500.000, Реформистский 3.750.000 Ортодоксальный 2.000.000 Реконструктивистский 150.000
Приверженцы других направлений и светские евреи 4.500.000. Зороастризм – 2,5 млн. Синто – 4 млн.

6. Религии в современной России: краткий социологический обзор.

Восточ Европа и Севе Азия охват Россию, Белоруссию, Украину, Молдавию, Грузию, а также ряд балканск стран - Югославию (Сербию и Черногорию), Македонию, Грецию, Болгарию и Румынию. Во всех этих странах из конфес преоблад православие. Однако в большин из них имеются и значит группы последоват других исповед: в Белоруссии - католик латинск обряда, на Украине - католик византий обряда (греко-католиков), в Румынии - и тех и других, а также реформатов, в Грузии, Югослав, Македон и Болгар - мусульман-суннитов. Что же касает России, то на огром ее террит при явном преоблад правосл живут и представит многих друг исповед. Среди них резко выдел мусульмане (составл около одной десятой части всего насел страны и преимущ сосредоточ в некотор районах Север Кавказа, Поволжья, Урала и Западной Сибири), котор сильно уступ по числен старообрядцы, протестанты (прежде всего баптисты и пятидесятники), буддисты, католики, иудаисты и др. Кроме того, как уже отмечалось, в настоящее время в России немало и неверующ людей. В провинц Восточ Европы и Сев Азии можно услов вкл и Армению, больш населен котор исповед близк к правосл монофизит. Очень небольш конфессион провинц Прибалтика, охват две страны - Эстонию и Латвию, - выдел сейчас разнородн конфес структ своего насел. В обеих странах много как лютеран, так и правосл, а в Латвии - также и католиков. Бурятия - важные позиц заним ламаист форма буддизма. Делен ислама на три ветви - суннизм, шиизм и хариджизм - не носит ярко выраж территор характ.

Россия (по состоянию на 1 января 2002 года ) до 30% - не религиозны, РПЦ – 62%

Старообрядцы – 1 млн., Католики – 0,5% Протестанты – 21% Иудеи – 1% Ислам – 7% Буддисты – 0.5 млн., из 150 тыс. евреев 20тыс. – иудаизм.

7. Племенные культы и их характерные признаки: анимизм, колдовство, фетишизм, тотемизм, каннибализм и человеческие жертвоприношения, космогония и космография. Понятие магизма.

Несмотря на синкретиз первоб мышлен, сама потребн в магич практ была вызвана пони­манием нетождеств челов и природ. В ходе освоен окруж мира природн объекты «очело­вечивались», наделял способн мыслить, чувств, действов. На ранних стадиях развит общ встреч такое явл, как фетишизм — поклон различн предмет, котор наделял магич свойств. Это могли быть камни, палки необыч формы, кости, перья, зубы животн. Если фетиши оказыв помощь, их бла­годар, принос им жертвы, если же удача изменя­ла, то «виновных» фетишей наказ. Впослед­ фетиши стали использ как амулеты, талисма­ны, надел их охранит силой. Различ природы и культуры и в то же время ощу­щ глубок их взаимосвяз наход свое выраж в представл о кровном родстве групп людей с раз­лич животн, птицами, змеями, реже с деревья­ми и неодушевл предмет. «Тотемизм» в пере­во с одного из язык североамерик индейцев означало «его род». Род носил имя своего тотема и связы­в с ним свое происхожд — род Орла, род Лягушки, РОД Медведя и т. п. Тотемизм, с одной стор, свиде­тель о зависим человека от природы, но с дру­г — о постеп её преодол пу­тем перенесен принц соц организ на природн явле. Многообраз тотемов свиде о разнообра природн услов сущ людей, о практи­ческ значим тех или иных растен, животных в их жизни. Члены рода верили, что в определ деревь наход пристани­щ духи их предков. Поэтому оскорбл или вырубка этих деревьев могла повлечь за собой несчастье или ги­бель людей. Тотемы считал священными, их оберегали, почитали, устраивали празд­ники и совершали обряды, инсценирущ мифы об их деяниях. По мере того, как углубл представ о различ природ, физич и идеальн, духов возник вера во всеобщ одушевлен - анимизм, что позвол провести кач различ между живым и мертвым. В силу конкретнос первобыт сознан челов душа представ не как некая дух субстанц, а как вещь, котор можно было украсть, спрятать и даже уничтож. Похищ души злым духом влекло за собой болезнь или смерть. Поэтому колдуны племени даяков о. Борнео при помощи особых ритуал «извлекали» душу новорожд и прятали ее в безопасн место до тех пор, пока ребенок не подрастал. Нередко душа отождествл с таким жизнен важн процес, как дыхание, кровь, а впослед представ как призрач двойник человек или его тень. У некотор народов бытов представл о множ душ. После смерти душа обычно отправл в загроб мир, где встреч с душами умерш сопле­мен и духами предков. Загробн мир мысл как копия земн, но жизнь там легче и приятн. Пересел души на новое местожит всегда сопровожд похорон обрядами, ри­туалами. Если обряды не выполн, душа не могла попасть в загроб мир и скитал вблизи живых, наводя страх, а иногда и нападая на них. Проэц представл о своей душе на окруж мир, челов насел его различ духа­ми — с котор он взаимодей­. Духи олицетв силы природы. Почти во всех языч культур было время, когда практик каннибал и челов жертвопринош. Южноамер индейцы сжигают умерш соплемен, собир золу, смеш с истолч в муку костями и, разбавл водой, потребл как свящ пишу. По их представл сила умерш при этом перех в живых, а их духи уже не могут вредить и станов помощн и защитн тех, кто воспринял их плоть. Эндоканнибал (то есть употребл в пищу людей, с котор пребыыв в родстве) связан не с нехватк пищи, но с верой в возрожд. Сами людоеды объясн традиц пыток жертв перед съеден тем, что они желают съесть не столько плоть, сколько силу и мужество. Дабы жертвы выказ больше муж их и подверг изощр мучен. Действитель смысл экзоканнибал глубже. Людоеды не только надеют т.обр приобр чужую мудрость и доблесть, но и, заставл страд и умер другого, хотят сами избеж наказ за собствен проступки. В области Нигера девушка была принес в жертву, чтобы очист от беззак страну. Многие этнологи подчерк обязат каннибал при человеч жертвопринош в Зап Африке. Подобн обычаи, сопряж с мучен жертвы, были характ для народов Перу и Центр Амер, майя и ацтеков, африканцев Ганы и Бенина, Предпочтит именно челов жертвы в том, что ни одно жертв живот не облад свобод воли и потому с больш долей услов может уподобл божес сущ. Ритуаль канниб встреч в среде колдунов. «Колдуны получ и возобновл свою силу, вкуш человеч плоть». И среди колдунов Сибири, и в Африке, и в Океании смерть челов часто объясн соплемен тем, что могущ колдун «съел» душу умерше. Колдун-людоед не огранич поглощ только бестелес души. Структура мира, его уровни, способы перех с уровня на уровень принц важны для больш языч народ. Жизнь в мире духов треб овлад этими знания. Принцип мир трехчаст. Его образуют небо, земля и преиспод. Небо и преиспод столь же полны жизнью, как и земля. И там есть свои люди, духи, природ объекты. Ландшафт неба и подземн мира во многом индентич. Преиспод - мир умерш на земле людей. На небе также обитают некотор предки, особенно прославивш героич деян, но, кроме того, и особ люди, не имеющ родства с земн. И небо, и преисподн подраздел на уровни. (7,9)Кажд уровн управ особые духи, и дабы проникнуть на него, надо получить от них соглас. Хотя такой мир напом слоен пирог, он един. Образ единст явл миров дерево или миров гора, соедин все уровни. Выйти с земли на иные уровни не так просто. И в народ предан и в пережив колдовск транса очень часто имеет образ «узкой щели» между землей и небом, щели, «через котор дует ветер». В эту щель умудр проникн знаток - и в результа выход в миры духов. По предан многих неписьм народов когда-то, во «время оно» все люди могли свободно двигат между мирами. Небо, землю и преиспод соед широк мост, котор рухн в результ каких-то неправильх действ челов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вопросы к экзамену по курсу «история отечественной литературы третьей трети XIX века»

    Вопросы к экзамену
    Истоки народнического движения связаны ещё с Герценом и Чернышевским. Верили в общину – особую организацию русского христианства, совместное владение землёй, отсутствие частной собственности.
  2. Мирча элиаде. Трактат по истории религий

    Документ
    Нельзя сказать, что науки в нашем веке устаревают слишком быстро, ведь у них есть особая привилегия — не спешить навстречу своей смерти. И все же как быстро меняется их облик! Религиоведение в этом отношении ничем не отличается от
  3. Рабочая программа по истории россии I. Организационно-методический раздел

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в проблемно-хронологическом плане. Основной целью преподавания данного курса является формирование у студентов научного подхода к изучению проблем отечественной истории, осознание самобытности исторического
  4. Iii курс, 5 семестр тематика контрольных работ по педагогике

    Документ
    Ведущая роль дисциплины ТМФВС в процессе интеграции профилирующих дисциплин в подготовке к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 032700 Филология (2)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки Отечественной филологии (Башкирский язык и литература).

Другие похожие документы..