Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Выпущенные в 1978 и 1986 гг. Методические указания по наладке автоматических регуляторов [1, 2] регламентировали состав и содержание работ по наладке...полностью>>
'Документ'
(Сочный отварной говяжий язык, обжаренный на гриле с ароматными приправами. Подается с луком, огурцами, помидорами, лавашем, соусом томатным и сливоч...полностью>>
'Лекции'
Процесс - это система действий, реализующая определенную функцию в вычислительной системе и оформленная так, что управляющая программа вычислительной ...полностью>>
'Документ'
Науково-дослідний інститут будівельного виробництва; Київський національний університет будівництва та архітектури; Науково-виробничий інститут метро...полностью>>

Вопросы к экзамену по истории религий понятие религии (этимология, определения и основные характеристики)

Главная > Вопросы к экзамену
Сохрани ссылку в одной из сетей:

29. Сикхизм.

В сер втор тысяч на севере Индии индуисты и мусульм жили бок о бок. В это время здесь слож особый вид бхакти, проповедн котор призыв поклон единому и неизобраз Богу. Бхакти и суфизм станов основ для попыток соедин индуизма и ислама. Отдельн течен бхакти образов синкретич индо-мусульм секты. Одна из таких сект со временем стала национ религ Пенджаба (пятиречья Инда). Она назыв сикхизм (от «ученик»). Основ сикхизма был гуру Нанак (1469 – 1539). Нанак раздал свое имущ нищим и ушел из дома проповед нов учен, сост из элемент индуиз и ислама. Нанак учил, что в Боге есть два аспекта — безличнос (непознав) и личност. Как и многие другие бхакты, Нанак не признав ни особый статус брахманов, ни исламских законоуч, сочинял гимны, прославл Бога-Личность, и, по предан, творил чудеса.

Запрет Нанака поклонят свящ изображ и его учение о равенст верующ перед Богом независ от их происхожд восход к исламу. Из представл индийск религ Нанак сохран учение о колесе перевоплощ и спасен как освобожд от сансары и соед с Богом. Однако Нанак отрицал институт монаш и счит, что верующ должны работ, чтобы иметь возможн десятую часть своего дохода отдавать бедным. Он учил, что, живя в миру, можно практик упрощ кундалини-йогу, котор Нанак назвал «легкой», или «быстрой» йогой. В нее входят медитац, размышл о Боге и Его вездеприсут, повтор Его имени. Постепен вокруг гуру Нанака слож община учеников-сикхов, бывших индуистов и мусульман. Ежедневно, утром и вечером, община сикхов собир на богослуж (сангаты) в храмы (гурдвары, т. е. «врата гуру»). Во время сангатов произнос проповеди и поются гимны гуру. Богослуж заверш общей трапезой. Однако внутри сикхской общины сохран кастовые огранич при закл брака и соц неравен.

Перед смертью Нанак назнач своим преемн своего первого ученика Ангада (1539 – 1552), бывш шиваита. Он напис житие гуру Нанака и создал гурумукхи — свящ для сикхов алфавит языка пенджаби. Четвертый гуру, Рам Дас (1574 – 1581), установ передачу власти гуру по наслед. Пятый гуру, Арджуна (1563 – 1606), основ в Амритсаре гл сикхскую гурдвару, получивш назван Золотого храма. Свящ писан индуист и мусульм — Веды и Коран — отверг еще гуру Нанак. Однако письмен религ обяз должна иметь свящ писан, и гуру Арджуна дал его сикхам. Он собрал богослуж гимны, вкл сочин 5 перв сикхск гуру, в един канон свод. При Арджуне нач столкнов сикхов с исламск госуд Велик Моголов, в сост котор вход Пенджаб.

Десятый, и послед гуру, Говинд Сингх (1666 – 1708), создал воен «Орден чистых» — Хальсу, в котор сикхи могут вступ по достиж 14 лет, пройдя обряд посвящ и дав обещ не курить, не употр алкоголь и наркот, не есть мяса живот, забит иудеями и мусульм, не вступать в брак с курящ, с врагами сикхизма и с их потомками, хранить верность в браке. В теч XVIII в. на террит Пенджаба сущ несколь сикхских княж. Правитель одного из них, Ранджит Сингх (1780 – 1839), создал един госуд сикхов и стал махараджей Пенджаба. Царство сикхов долго сопротивл англ колониз Индии, но в конце концов потеряло независ.

Англ колониал власти стали формир из сикхов, как наиболее боеспособ индийцев, свои армейские части, прежде всего, гвардию британск вице-королей Индии.

30. Социально-религиозный контекст возникновения буддизма. Житие Будды Шакьямуни. Ранний буддизм.

Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахман слоев древнеинд насел на брахманизм. Системы санкхья, йога, веданта своими доктринами и практич рекомендац со­зд в серед I тыс до н. э. достат прочн, хорошо разраб основу для появл широк круга людей, искав­ших спасения, освобожд (мокши) в удален от общества, в уст­ран всего материаль и концентр вниман и сил на внутрен, духовн «Я». Факт сосредоточ всей внутрен, сокровен мудрости в руках брахман прида­в ей эзотерич характер, т. е. как бы ставил всех небрахман в полож второстепен, неполноправн последоват той или иной доктрины. Следств этого и было стремл вырабо­т нов, альтернат доктрину, котор могла быть проти­вопост эзотерич мудр брахманов. Наиболее разработан и влиятель систем такого рода и стал буддизм. Многое буддизм восприн из тради­ц индий религиоз представл, придав им новое знач. Так, многочисл пантеон богов и духов формал не отриц буддизмом, но, по сути, роль божеств станов второстепен, потому что покло­н богам само по себе не приближ челов к спасен.Появл его легенда связ с именем Гаутамы Шакьямуни, известн миру под именем Будды, Просветленного.

Сын князя из племени шакья (сакья), Сиддхарта Гаутама родил­, в VI в. до н. э. Га­утама вырос, затем женил, у него родил сын. Ничто не омрач его счастья. Но как-то раз, выехав за пределы дворца, молод принц увидел покрыт язвами изможд больного, затем со­гбен годами убогого старика, после чего похор процессию и, наконец, погруж в глубок и нелегк раздумья аскета. Эти четыре встречи, повеств легенда, корен образом из­мен мировоззр беспеч принца. Он узнал, что в мире су­щ несчастья, болез, смерть, что миром правит страдание. С горечью ушел Гаутама из отчего дома. Обрив голову, облачив­ш в груб одежды, он нач странств, предавая себя аскетиз, и стрем познать истину. Прошло семь лет. Однажды, сидя под деревом Бодхи (познания) и, как обыч­но, предав медитац, Гаутама прозрел. Он познал тайны и внутр причины кругооборота жизни, познал 4 свящ истины.

Познав эти четыре свящ истины, Гаутама, ставш Буддой, Просветл, не­скол дней после этого просидел под свящ деревом, не бу­дучи в силах сдвинуть с места. Этим воспольз злой дух Мара, котор-начал искушать Будду, призыв его не возвещ истины людям, а прямо погруз в нирвану. Но Будда стойко вынес все искуш и продолж свой вел подвиг. Придя в Сарнатх близ Бенареса, он собрал вокруг себя пятер аскетов, ставш его ученик, и прочел им свою первую проповедь. В этой бенаресской пропов Будды были вкратце излож основы его Учения. Данные источн свидет о том, что, хотя в числе уче­ник Будды были и брахманы, его учен было поддерж в ос­новн кшатриями и вайшьями, прежде всего город населен, правит, воинами, котор видели в буддий пропов возмож избав от засилья процветающей варны брахманов, хранит практич всей древнеинд мысли. Буддийские идеи ра­венст людей, добродет правл монарха, тер­пимость, культ этики — все это способ успеху нов уче­н и поддерж его правит, особенно древнеинд правит Ашокой (III в. до н. э.)- При его помо­щи буддизм не только шир распрост по всей стране, но стал практич офиц госуд идеол и вы­шел за пределы Индии.

Что же касает практики, ставив своей це­лью достиж нирваны, то эта сфера функц буддиз­ма была строго огранич ушедш от мира, т. е. монахами. Первыми послед Будды были аскеты, котор неболь­ш группами (не менее шести человек) собир в каком-либо уедин месте на период дождей и, пережид этот период, обра­з нечто вроде микрообщины. Вступавш в общину обычно отказ от всякой собств. Они обривали голову, облач в лохмотья, преимущ желт цвета, и имели при себе лишь самое необход. Больш часть времени они провод в странств, собир милост. Впоследствии на местах их захорон легендар дея­т ран буддиз возник монастыр, склад устав.

31. Учение буддизма: четыре благородные истины.

Сам Будда сформулир свою религиоз программу в виде 4 основ полож 1). Жизнь есть страдание.2). Сущ причина страданий.3). Страд может быть прекращ.4). Сущ путь, ведущ к прекращ страдан. Страдан и неудовлетв (дук-ка) правят миром; причин их явл танха, т. е. сама жизнь с ее страстями и желан, привязан челов к этой жизни; уйти от зависим (ниродха) и вызыв ими страдан можно лишь погрузив в нирвану, т. е обретя принцип нов со­ст бытия и сознания, незнак с ненавистью, жадностью и невежест, откр любви, благород и мудрости; сущ путь, метод (магга), посред котор познав истину мо­жет избав от страд и достичь нирваны. В мире сансары, постоян перерожд и изменч, нет объект реальн: ни вещей, ни «Я» челов, потому что телесн ощущ, восприят и сознан внешнего мира — все это явл иллюзией. То, что мы считаем «Я», — лишь последоват пустых феномен, котор кажутся нам проявл реальн, организов, целевой жизни. В мире нет ничего, к чему бы стоило стремить, поэтому любое желан - ложно. Устран причины страданий буддизм видит в ликвидац челов желан и соответ в прекращ циклич перерожден и впаден в сост нирваны. Для челов нирвана — это освобож от кармы, когда вся печаль пре­кращ, а личность распадает, чтобы освобод место сознан своей неразрыв причастности к миру. Само слово «нирвана» в переводе с санскрита означ «затухание» и «остывание». Оно символиз уничтож неполное, сопровож не физич смертью, а лишь отсут страстей и жела­ний. Согласно канонич буддизму нирвана не явл сост блаженства, т.к такое ощущ было бы лишь продолж желан жить. Будда имеет в виду затух ложн желан, а не всего существ. Поэтому он различ два вида нирваны: 1)упадхишеша (угасан человеч страсти); 2) анупадхишеша (угасание вместе со страстью и жизни). Пер­вый вид нирваны соверш втор, поскольку сопровож­дается лишь уничтож желан, а не лиш челов жизни. Связь буддизма с предш религиоз си­стем присутст и в основ полож вероуч, касающ кармы и нирваны. Так, понятие накопл ду­ховн заслуг, определяющ воплощ души в следующ жизни, сохран и в буддизме, но кардиналь меняют приоритеты челов деятель. Если в индуизме высш доброд виделась в том, чтобы своими поступ­ками обеспеч себе наилучш перерожд, то буддизм настаив на том, что единств целью, котор достойна челов, явл прерывание цепи перерожд и выход за ее пределы. Пониман того, что душа челов (Атман) равнознач Мировой Душе (Брахману), приводит человека к познан иллюзорности всей цепи перерожд, поскольку душа вечна и неизменна, а постоян перерожд явл барьером, мешающ челов осознать эту простую истину.

32. Учение буддизма: восьмеричный благородный путь.

Реш вопр о том, какой же путь предпочт, Будда приш к выводу, что истин путь не может быть пройд тем, кто потер силу. Есть две крайн, котор тот, кто реш на освоб от уз сансары, не долж следов: с одн стор, гедонизм и, с друг, сверхаскетизм. Есть средн путь, открыв глаза на Разум, ведущ к нирване. Этот путь в буддизме имен благород восъмерччным путем, вкл в себя восемь ступен совершен. I. Этап мудрости. 1). Правильные воззрен. Неправиль дейст результ ложн взглядов, след, оптималь способ предотвращ неправел поведен явл правиль знание и контроль за его наблюд. 2). Правильное стремлен.. Следует твердо определ свой путь, огранич страсти, жизть в любви со всеми вещам и сущ. II. Этап нравственности. 3). Правильная речь. Необход воздерж от лжи, злослов, груб выраж, легкомысл разгов. 4). Правильные действия. Миряне-буддисты приним миним колич обетов, способств накопл благой кармы. Закл не в жертвоприн или поклон богам, а в отказе от насилия, воровства, от употребл опьяняющ напитк, делающ поведен трудно контрол, правиль сексуаль жизнь, актив самопожертв. Обеты монахов (их намного больще) ориентир их жизнь уже не на улучш кармы, а на ее полное исчерпан и достиж нирваны.

5). Правильная жизнь. Это то же правиль поведен, но взятое как бы в социаль измерен. Буддист должен воздерж от занят, несовмес с правиль поведен. Он должен воздерж от обмана, лжи, мошеннич и интриг, торговли живым сущ, людьми и животн, торговли оружием, распростр алкоголя, от занятий проституц и любыми профес, связ с обманом. Т.е если до сих пор речь шла о внешн повед спасаю­щ челов, то здесь вниман обращ на субъектив очищен. III. Этап сосредоточения. 6). Правильн усилие. Дан этап и все его ступени предназн в основ для монахов и закл в постоян занят буддий йогой. Он сост в осущ власти над страстями, с по­мощью сосредот ума. 7). Правильное мышлен. Целостн контроль над всеми психоменталь и психофизич процес при развит непрерыв осознаннос. Гл методы здесь – шаматха (успокоен сознан, прекращ волнен психики, избавл от аффектов и психоменталь нестабиль) и випашьяна (аналитич созерц, предполаг культивиров благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих сост сознан).

8). Правиль спокойст — послед стадия благор восьмерич пути, резуль котор станов отказ от эмоций и достиж созерц сост. Правиль сосредоточ, или правиль транс. Достиж собств самадхи, предель формы созерц, при котор исчез различ между созерц субъек, созерц объектом и процессом созерц. Правиль практика самадхи в конеч итоге привод монаха к освобож, и он станов архатом («достойным»).

33. Буддийская психология: анатмавада, абхидхарма. Буддийская космология.

Буддизм отриц сущ вечного «я». Он ничего не говор об Атмане, описан в Упанишад, то есть об абсол субъекте, надличност Я, един для всех сущ и в конеч итоге тожд Абсолюту (Брахману). Этот Атман не призн и не отриц буддизмом. О нем (по крайней мере, в ранних текстах) вообще ничего не говор. Отриц именно индивид «я», личн как сущность, простая и вечная, тождест самой себе субстан. Таковой буддизм не наход в нашем опыте и рассматр ее как иллюзор продукт менталь конструир. Т обр, факт буддиз отриц то, что в брахман и джайнск традиц получ назв джива (душа). Буддисты утвержд, что личность есть только имя для обознач соед в определ порядке групп (скандх) психофизич состояний – дхарм. Этот порядок отраж восприят объекта и его освоен сознан: внач только сами чувств данные, затем сопровожд их чувство приятн или неприятн, затем формир конкрет образа восприн объекта и оформл затем установки на влеч или отвращен к нему. Т. Обр теор буддизма о личности это строгая формулир принципа анатмавады («без-я», «без-души»), точнее (по крайн мере, с точки зрен махаянск буддизма), одного из его двух аспектов – «бессущн личности». Второй его аспект – «бессущностность дхарм». Собственно философск разработка анатмавады восходит, вероятно, уже к 3 в. до н.э., после буддийского собора. Итак, окружающ нас феномен мир и все мы как его часть — не более чем своего рода иллюзия, хотя эта иллюзия суще­ объективно. Дело в том, что челов восприн мир как бы сквозь призму своих ощущ, но эти ощущен не результ субъект представл индивида, а вполне объектив факт, следст волнен дхарм, частиц мироздан. Слово «дхарма» в древнеинд мысли многознач. Им именуют и доктрину в целом, и закон, т. е. извечн порядок вещей, и, наконец, первочастицы мирозда­н. Частицы эти несколько напомин элементы духов нача­ла пуруши в системе санкхья, но отлич большей внутр емкостью и разнообраз. Среди них есть 1) дхармы чистого созна­ния, 2) дхармы чувствен (рупа), т. е. связан со зрительн, слу­хов и прочими восприят и ощущ человека, 3) дхармы психики, рождающ эмоции, и некотор другие. Всего таких дхарм в обычн челов, согласно различ школам-сектам буддизма, 75-100, а то и больше. Абхидхарма - это «незапятнанная» мудрость, позволяющая анализировать дхармы или «теория дхарм». Всё живущ в мире сост из дхарм, точнее — из живых движу­щ дхарм. Жизнь, в строг смысле этого слова, — проявл безначаль и практич вечного волнен дхарм, котор и сост объектив ее содерж. Понять это и попытаться ус­покоить свои волнующ дхармы — это и означ взять жизнь в свои руки и тем, в конеч счете, добиться цели, т. е. достичь сост будды, погруз в нирвану. Реализов это сможет кто преодолеет ави-дью - незнание, затемн ра­зум. Авидья влечет за собой поступки, вызван невежест, по­ступки порожд привычн стереотипы поведен, ориентиров на бытующ в обществе установки.

Почти все школы классич индий буддизма не сомнев в сущ мира вне сознан восприним субъекта. Но этот объект мир в себе принцип не интерес буддист. Мир буддий космолог – это психокосм, то есть мир, уже отраже в сознан челов. Традиц буддий предст о мире – психокосме – таковы: вселен по своей природе троична, она сост из трех уровн, или трех миров – мира желаний, мира форм и мира не-форм. Мир желан– место, где живут почти все жив сущ, за искл некот высш божеств и йогинов. В мире желан пребыв обитате адов, голодн духи, животн, люди и больш часть богов. В центре плоск земли наход устремл в невообраз высь гора Сумеру, вокруг котор располаг дворцы 33 богов мира Брахмы. Деле простир гладь миров океана, в котор наход 4 континен, один из которых – «наш» континент. Под землей наход обиталища претов и система 10 адов. Миров-троекосм, подобн нашему, неизмер много, они сущ по тем же законам как бы паралл нашему миру. Космич время циклич и безначаль. Мир никем не создан. Причина существ миров – энергия совокуп кармы жив существ предыдущ миров цикла. Все миры в целом не вечны — они сущест лишь на протяж махакальпы, которая делится на четыре кальпы (каждая длит миллионы лет).

34. Тхеравада: палийский канон, архаты, ареал распространения.

Тхеравада (пали - "учение старейш") - самая рання и наибол ортдокс школа буддизма. Она была создана сразу после смерти Будды его самыми близк ученик. Согласно учен тхеравады Шакьямуни был челов, но живш и умерш как Будда. Его просветл было результ кармы - воздаян. После смерти Будды его ученик пытал с точност перед каждое слово и сохран в памяти кажд эпизод из жизн своего учит. Школа тхеравады представ собой монаш общину - сангху. Высш целью учен тхеравады явл достиж просветл и нирваны - вечн блажен "небытия", прерыв бесконеч цепь перерожд, влекущ за собой многоч страдан. Это возможно если след образу жизни Гаутамы и его практ медитац. К числу архатов тхеравада относит 16 ближай ученик и последов Будды.

Учение Будды, признав тхеравадой, излож в палийск каноне Типитака, что означ "три корзины учения". Предан повест, что перв тексты этого канона писал на пальмов листь и хран в больш корзин. После смерти Будды три его ученика разъясн собравш основ принципы ново вероуч - поэтому Типитака делит на три части: ("корзина устава"), ("корзина поучен") и ("корзина чист знания"). Наибол древ тексты были запис лишь в I в. до н.э. на Цейлоне. Если первая питака посвящ в основ организ стороне буддий общины, то вторая –излагает в отлич от других питак живой и знач более худож форме само учение Будды (дхамму), причем прежде всего в его этико-практич аспекте. Основ форма излож здесь – беседа, в ходе котор Будда опровер ложные воззрен оппонен и противопост им свое учение. С самого нач последов тхеравады нетерп относ даже к самым незнач отступл от установл ими правил монаш дисципл и от ортодок истолк учения Будды. К нач нашей эры и монаше и мирск буддизм все более попад под влия индуиз, а также идей греч и иранск философ. В итоге это привело к раздел буддизма на две крупней ветви: тхераваду и махаяну.

Гл отлич тхеравады от махаяны закл в учен о бодхисаттве. По буддий учен, бодхисат явл человек, решив выйти из круга перерожд (сансары), чтобы достичь сост будды. В тхераваде путь бодхисаттвы прошли только будды уже законч миров периодов, а также будда нынеш периода Шакьямуни и будущ - Майтрея. В махаяне путь бодхисаттвы доступ для всех, бодхисаттвы обита не только на земле, но и в друг мирах, число котор бесконеч (концепц "множ бодхисаттв"). Но высш дух подвиг и гл достоин бодхисаттвы сост в том, что, достиг сост нирваны, он реш не станов буддой, а остается в сансаре, оказ помощь в обрет спасен всем живым суще. И если целью тхеравады явл достиж личн спасен, то целью махаяны станов достиж сост бодхисаттвы - т.е. отказ от личн спасен ради освобож других жив сущес. Для достиж спасен достат только иметь веру и вести добродет жизнь, а это доступ не только монах, но и более широк кругу последов - мирянам. Поэтому махаянисты призыв подраж не архату, а бодхисат.

Архат («достойный»), в «ортодокс» буддизме тхеравады, высш ступень, котор может достичь последов Будды, приняв монаш обеты. С этой целью он изуч дисципл правила и приступ к четырехчаст нравств тренингу (шила): 1) отказ от насилия в отнош всех жив существ и культивир сострад к ним; 2) избеж присвое чуж имущ; 3) верность обету целомудр, вкл воздерж не только от совокупл, но и от плотск желан; 4) правдивость. За нравств тренингом след упраж в контроле над чувств. После этого можно приступ к уединен созерц, затем к ступен медитац. В настоящ время буддизм толка Тхеравады распростр в Шри-Ланке, Мьянме (Бирме), Таиланде, Лаосе, Камбодже, частично в Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Малайзии, Непале. В каждой из этих стран вслед взаимод Тхеравады с местн культ-религ традиц слож нац формы буддизма Тхеравады.

35. Махаяна: литература сутр, путь бодхисаттвы, пантеон; мадхьямака и йогачара; ареал распространения.

Махаяна ("больш колесниц"), одно из двух основ направ буддиз, наряду с тхеравадой. Учение махаяны возник в Индии в перв века наш эры и к сер I тыс достигло своего наивыс расцв. В это же время оно распрост из Индии в север страны и постеп утверж в Китае, Тиебете, Непале, Корее, Японии и Монголии. Поэтому махаяну нередко наз "северн буддиз". Различ интерпрет образа Будды и основ полож его учения возник уже в перв века сущ буддиз, но до нач II века н.э. идеи отдель школ практич не оказ влиян на его развит. Во II веке нач появл нов трактаты - сутры ("беседы"), претенд на то, что именно в них содерж "высш" учен Будды, котор долго хран в тайне. Это привело к к раздел всех буддий монах на приверж либо традиц махаяны, либо традиц тхеравады. Основ полож учен махаяны излаг три гл трактата: "Сутра Лотоса благого Закона", "Сутра виден Чист Земли" и "Сутра Соверш Мудрости". В первой говор о единстве трех путей спасен, котор назыв Будда: пути ученич и обрет сост архата, пути личн спасен и пути помощи друг в достиж спасен. Все эти три пути провозгл одним путем просветл. Будда представл в "Сутре Лотоса" как божест сущ, котор не связ ни врем, ни простран. "Сутра виден Чистой Земли" перечисл обеты бодхисаттвы, данные монахом Дхармакарой, и опис Чистую Землю - рай, котор созд Дхармакара после многих тысяч лет своего подвиж. Дхармакара стал прообраз «Будды беспредель света". Сутра Соверш Мудрос" излаг высш мудрость Будды. В ней говор о том, что челов "я" не сущ, она лишь совокуп на миг возник и исчез энергий и процес.

Буддизм Махаян возвел на высок степ инстит св. под­виж — бодисатв. Бодисатва — это, в конеч счете, все тот же стремящ к нирване буддий монах. Но в сакраль плане бодисатва поставл выше хинаянист архата, уже достиг или почти достиг нирваны. Бодисатва тоже практич достиг нирваны. Но для бодисатвы стать буддой и оконч уйти в нирванич небы­тие для — лишь послед и логич подгот шаг. Но бодисатва сознат не делает этого шага, не уход от людей. Он остает с ними в мире сансары с целью помочь им, облег­ч их страдан, повести их за собой по пути спасен.

В махаяне происх услож культ и обряд элемен, в результ чего слож многоступенч пантеон божеств, ставш впослед единым для всех направл буддиз. 1) Высш ранг сост будды. Буддой счит всяк живое сущ, сменив мир сансары на мир нирваны. Характер кач Будды - всемогущ, способн соверш чудеса, влиять на события, перерожд во всех мирах и во всех времен периодах. Наиболее почит буддами счит Гаутама и пять будд созерц. 2) бодхисаттвы - сущ, вставшие на путь будды и достигш просветл, но добров отказ от личн освобож ради спасен всех жив сущ. Бодхисаттва облад шестью духов соверш: щедрос, нравств, мужес, терпел, мудрос и созерц. 3) архаты - праведн, прошед четырехступ путь дух соверш и дости его наивысш уровня - нирваны, но не заним спасен друг людей. 4) идамы - "боги, связан обетом". Это персональ боги-покров буддий школ и кажд верующ, принявш обет верн учен буддизма. 5) Пятый ранг божеств - чисто женск. К нему относят дакини, свободно перемещ в небес простр, повелев демон. 6) дхармапалы - грозн "защитн Закона". 7) многочисл божест добуддий культ разн народ, котор стали рассматр буддизмом как воплощ будд и бодхисаттв. Напр, в него вошли верх индий боги Брахма, Шива и Вишну - как воплощ Будды. Заверш пантеон восьм ранг божеств-покров гор, рек и родник, деревьев, камней, населенных пунктов и т.д.

«Мадхьямака» - «учение о срединности», то есть, с одной стор, отказ от крайн аскетиз и гедонизма, а с друг — путь отказа от крайних эпистемологич и метафизич позиц, обычно известн как крайность нигилизма (ничего нет, ни одно явлен не облад онтологич статусом) и крайнос этернализма — вера в налич вечн и неизмен сущн, таких, как душа, Бог, абсолют субстанц и т. п.). Основат мадхьямаки явл филос по имени Нагарджуна, живш в I — II вв. н. э. Функц мадхьямаки сугубо критичес. Ее задача — опроверг все возмож метафизич теории как менталь конструкты (викальпа; кальпана), не имеющ никак отнош к подлин реальнос, и показ принцип невозмож построен адекват онтолог. Впроч, эта деконструкц метафиз не имеет никак отнош к агностиц или скептиц: реальн как она есть постиж йогич интуиц, но она недоступ дискурс мышлен, основывающ на субъект-объектн дихотом.

Назван «йогачара» означ «практика йоги», в тоже время это философ, выполн функц йоги. Ее созд счит сводн братья — Асанга и Васубандху, по-видим, то же самое лицо, что и автор знамен Абхидхармакоши, котор, как утвержд традиц, принял учен Махаяны под влиян своего брата; жили они на рубеже IV и V веков. Йогачара прежде всего стремит отыск, а потом снять, элиминировать причины привязан к объектам внешн мира, порождающ аффектив состоян и вовлечен в круговор сансары. Йогачара утвержд, что внач развертывающ вовне сознан само конструир объекты привязан, перенося на них свои свойства и качес, а потом само же «хватается» за них, формир влечен и привязан. Йогачару часто сравнив с европей форм идеализ, особенно с идеализ Беркли. Но йогачара 1) не рассматр сознан как Абсолют, или первосубстанц. Напротив, сознан есть проблема, котор следует реш, ибо имен созна причина формирующ сансару. В ходе своей практики йогин изживает его, заменяя сознан на недвойственгносис-знание. 2) Йогачара счит иллюзией и внешн объекты, и воспринимающ их субъект.

36. Ваджраяна: мантраяна, традиция махасиддхов, тантрические практики.

В нач втор полов I тыс н.э. в буддизме Махаяны постеп зарожд и формир нов направл, или Яна («Колесница»), получ назван Ваджраяны, или тантрич буддиз; это направл может счит закл этапом развит буддизма на своей родине – в Индии. Если слово «сутра» означ «нить», то слово «тантра», образ от корня «тан» (тянуть); то есть, как и в случ с сутрами, речь идет о неких базов текстах, служащ основ, стержн. Все тантры, представ собой, подобно сутрам, наставл, влож автор тантр в уста самого Будды – Бхагавана, делил на четыре класса: (тантры очищения), (тантры действия), (йогические тантры) и (тантры наивысш йоги). Каждому типу тантр соотв свои методы: в 1 типе преобл внешн формы практ, прежде всего различ мистич ритуалы, в 2 типе появл элементы внутр, созерц практ, в 3 типе она преоблад, а в 4 уже искл относят к внутр психопракт. Основн методы, предлага перв тремя классами тантр, могут быть свед к соверш особых, имеющ сложное символич знач ритуалов-литург и к практике мантр, технике визуализ (мыслен воспроизв образов) божеств и созерц мандал. Произнес мантр подразум также созерц сосред и поним внутрен (эзотерич) смысла мантры и ее воздей.

Махасиддхи были прежде всего практик, йогинами, котор интерес именно скорейш достиж религ цели, а не схоласт тонкости интерпрет Дхармы и ставш самоцелью бесконеч дискус о них в монастыр центрах. Йогины – махасиддхи не связыв себя принят формаль обетов, вели свобод образ жизни и даже внеш, своими длин волосами, отлич от брит монахов. Не имея догматич предубеж, они свобод общал с такими же, как и они, индуис йогин, презрев огранич брахман ортодокс, что привод к неогранич обмену идеями и методами йогич практ. Существ шесть йог Наропы: 1. йога внутрен тепла; 2. йога иллюзорн тела; 3. йога сновиден; 4. йога ясного света; 5. йога промежуточ состоян; 6. йога переноса сознания. Перв из этих йог предполаг умен йогина вход в промежуточ состоя между смертью и нов рожден. Йогин достиг особ сост сознан. В нем исчез ощущ тела, и сознан йогина может свободно перемеща в простран, пережив различ виден. Это интерпретир как переж пробужден и созерц беспред ясный свет пустотн Дхарм Тела. Закрепл этого пережив означ обретен сост Будды и выход из сансары.

Йога внутр тепла особенно популяр в тибет школе. Она предполаг работу с психофизиологич «тонкими» центр – чакрами и канала, по котор жизнен энерг (прана) циркул по телу (нади), для сублим праны, что выраж в сильн разогреве тела, и трансформац сознан (пережив состоя недвойств блажен и пустоты).

Практика чтен мантр имеет в Ваджраяне столь больш знач, что ее часто даже назыв Мантраяной – Колесниц Мантр (иногда это назван примен к практике перв трех категор тантр). Строго говоря, практ произнес молитв-мантр хорошо известна и классич Махаяне. Однако природа махаянск молитв и тантрич мантр и дхарани соверш различ. Махаянс мантры обычно рассчит на пониман непосредств смысла составл их слов и предлож. Для тантрич мантр харак священ непереводим. Звукосочет, образующ эти мантры, не имеют никак словар смысла. Они рассчит на непосред воздей их звучан, самих звук колебан при их произнес на сознан и психофиз параметры повторяющ их йогина. Произнес мантр подразум также созерц сосредот и поним внутр (эзотер) смысла мантры и ее воздей. Практика тантрич мантр предпол также получ спец посвящ, котор сопровож объясн правиль произн того или иного звука. Техника визуализ божеств также чрезвыч разраб в Ваджраяне. Практикующий йогин должен науч представл того или иного Будду или бодхисаттву не просто как некое изображение, а как живого человека, с котор можно даже беседовать.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вопросы к экзамену по курсу «история отечественной литературы третьей трети XIX века»

    Вопросы к экзамену
    Истоки народнического движения связаны ещё с Герценом и Чернышевским. Верили в общину – особую организацию русского христианства, совместное владение землёй, отсутствие частной собственности.
  2. Мирча элиаде. Трактат по истории религий

    Документ
    Нельзя сказать, что науки в нашем веке устаревают слишком быстро, ведь у них есть особая привилегия — не спешить навстречу своей смерти. И все же как быстро меняется их облик! Религиоведение в этом отношении ничем не отличается от
  3. Рабочая программа по истории россии I. Организационно-методический раздел

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в проблемно-хронологическом плане. Основной целью преподавания данного курса является формирование у студентов научного подхода к изучению проблем отечественной истории, осознание самобытности исторического
  4. Iii курс, 5 семестр тематика контрольных работ по педагогике

    Документ
    Ведущая роль дисциплины ТМФВС в процессе интеграции профилирующих дисциплин в подготовке к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 032700 Филология (2)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки Отечественной филологии (Башкирский язык и литература).

Другие похожие документы..