Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
как инструмент финансирования инвестиций в основные средства Управление финансовыми результатами Методы и способы максимизации прибыли организации. О...полностью>>
'Документ'
Організаційного комітету з підготовки та проведення у 2011 році заходів з нагоди Дня охорони праці в Україні у рамках Всесвітнього дня охорони праці ...полностью>>
'Документ'
Мета: засвоєння студентами соціобіологічних та культурних основ нерівності та влади, структури влади та еволюції лідерства в традиційних суспільствах...полностью>>
'Документ'
Я.И. Кузьминов: Здравствуйте, коллеги. Мы начнем нашу работу. Тема у нас сегодня - обсуждение проекта Концепции миграционной политики или подходов к К...полностью>>

Информационные материалы о социально-экономическом развитии города минска за 9 месяцев 2011 года в помощь руководителю для проведения встреч в трудовых коллективах и с населением по месту жительства Главное управление идеологической работы Мингорисполкома ноябрь 2011

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

33



ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

ГОРОДА МИНСКА ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2011 ГОДА

в помощь руководителю для проведения встреч в трудовых коллективах и с населением по месту жительства

Главное управление идеологической работы Мингорисполкома

ноябрь 2011

Содержание

Состояние экономики г.Минска

3

Инвестиционное развитие

3

Состояние потребительского рынка

4

Проведение осенних сельскохозяйственных ярмарок

6

Ценовая политика

6

Основные положения градостроительного развития

7

Жилищное строительство

9

Льготное кредитование

10

Поставка цемента потребителям г.Минска

12

Функционирование сферы жилищно-коммунального хозяйства

12

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги

14

Развитие городского пассажирского транспорта

15

Стоимость проезда в городском транспорте

16

Состояние рынка труда

16

Заработная плата

17

Меры, принимаемые государством, по социальной поддержке граждан

18

Социальная поддержка отдельных категорий граждан в г.Минске

19

Мероприятия по улучшению доступности медико-санитарной помощи

21

Эпидемическая ситуация в городе

23

Вакцинация против гриппа

23

Организация оздоровления населения

24

Экологическая обстановка

25

Общее среднее и профессионально-техническое образование

26

Организация питания детей в учреждениях образования

26

Обеспеченность местами в дошкольных учреждениях

27

Система специального образования

28

Учреждения дополнительного образования

28

Развитие сферы культуры

28

Развитие сферы физической культуры, спорта и туризма

29

Приложение 1. Показатели социально-экономического развития г.Минска

Приложение 2. Ввод в действие жилых домов по г.Минску

Приложение 3. Процент оплаты жилищно-коммунальных услуг

Приложение 4. Сравнительный анализ стоимости проезда в общественном транспорте

Состояние экономики г.Минска

За январь-сентябрь 2011 г. объем валового регионального продукта г.Минска сложился в сумме 46,8 трлн. рублей, что составило более
25 процентов от валового внутреннего продукта республики.

Индекс промышленного производства за 9 месяцев 2011 г. к уровню аналогичного периода 2010 года сложился 114,2 процента.

Удельный вес запасов готовой продукции в объеме производства на 01.10.2011 составил 74,1 процента против 77,1 процента на начало года.

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной составил 25,1 процента и увеличился по сравнению с началом года на 6,1 процентных пункта.

В соответствии с Программой действий Мингорисполкома по импортозамещению продолжается работа по производству импортозамещающей, экспортоориентированной и инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью. В 2011 году
167 организаций планируют выпустить импортозамещающей продукции по 418 товарным позициям на 987,7 млн. долларов США.

В январе-августе 2011 г. экспорт товаров по г. Минску составил
11 млрд. 652,6 млн. долларов США с темпом роста к январю-августу
2010 г. 191,0 процент, импорт – 11 млрд. 133,5 млн. долларов США с темпом роста 138,4 процента. Обеспечено положительное внешнеторговое сальдо товарами в размере 519,1 млн. долларов США.

Экспорт услуг организаций г.Минска в январе-августе 2011 г. составил 1 млрд. 650,0 млн. долларов США с темпом роста к январю-августу 2010 г. 131,1 процента, импорт – 875,2 млн. долларов США с темпом роста 128,7 процента. Сальдо сложилось положительное
774,8 млн. долларов США.

Организациями города в январе-августе 2011 г. получено выручки от реализации товаров, работ, услуг на сумму 118 трлн. 731,1 млрд. рублей, темп роста (в текущих ценах) – 163,6 процента. Чистая прибыль составила
6 трлн. 610,8 млрд. рублей, что в 2,3 раза выше показателя за январь-август 2010 г. Уровень рентабельности реализованных товаров, продукции, работ, услуг – 11,2 процента против 8,2 процента за соответствующий период прошлого года.

Инвестиционное развитие

В январе-сентябре 2011 г. организациями г. Минска использовано 10,5 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составило 113,8 процента к соответствующему периоду прошлого года.

Увеличился удельный вес организаций частного бизнеса в общем объеме инвестиций с 34,1 процента за январь-сентябрь 2010 г. до 37,5 процента за аналогичный период текущего года.

За январь-сентябрь 2011 г. организациями г.Минска привлечено прямых иностранных инвестиций на чистой основе на сумму 893,5 млн. долларов США, что составляет 70,7 процента от объема в целом по республике. Привлечение прямых иностранных инвестиций осуществлялось за счет работы по созданию иностранных и совместных предприятий, а также привлечения ресурсов прямых инвесторов для обеспечения работы уже созданных организаций с иностранным капиталом.

В городе создано 216 организаций с участием иностранного капитала (55 – совместных организаций, 161 иностранных). Мингорисполкомом заключено 103 инвестиционных договора в рамках Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 на общую сумму 2,935 млрд. долл. США, в том числе 50 договоров с иностранными инвесторами.

Состояние потребительского рынка

Рост реальной валовой добавленной стоимости по торговле за январь-сентябрь 2011 г. составил 144,1% при задании 110-111%. Доля торговли в валовом региональном продукте города достигла 28,8%.

Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары) за январь-август 2011 г. составили 103,28 млн. дол. США, или 60,8% от доведенного задания на 2011 год.

За 9 месяцев 2011 г. розничный товарооборот через все каналы реализации составил 20 трлн. 533 млрд. рублей или 150,8% к уровню прошлого года, при задании 122,6% в действующих ценах к уровню прошлого года.

На потребительском рынке г.Минска по основным группам продовольственных и непродовольственных товаров в целом сохраняется стабильная ситуация. В ноябре продолжена поставка мяса по утвержденным графикам, предусматривающим отгрузку говядины в объеме 440 тонн, свинины – 1870 тонн, птицы – 3800 тонн.

Колбасные изделия мясокомбинатами поставляются по заявкам организаций торговли. Ассортимент не сокращается, по вареным колбасным изделиям составляет до 80 наименований, твердокопченым и копченостям до 90 наименований.

Цельномолочная продукция поставляется в соответствии со спросом. В среднем ежедневно завозится 280 тонн молока, 110 тонн кефира, 40 тонн сметаны, 60 тонн творожных изделий. Бесперебойно реализуются твердые сыры, покупателям предлагается ассортимент от
7 до 28 наименований.

На 03.11.2011 полностью осуществлена закладка в стабилизационные фонды: масла животного – 1000,3 тонн (план – 1000 тонн), сыров сычужных – 100,5тонн (план 100 тонн). На завершающем этапе закладка говядины и свинины.

Наметился заметный рост продажи отечественных товаров в общем товарообороте города. Их доля составила 62,4% (продовольственных – 78,4%, непродовольственных – 47,4%). В сентябре текущего года по сравнению с январем в продовольственным товарообороте продажа отечественных товаров возросла на 3,7 процентных пункта, по непродовольственным - на 4,9.

Активность продажи отечественных товаров постоянно стимулируется проведением всевозможных маркетинговых мероприятий. За 9 месяцев 2011 г. проведено 890 рекламных акций с вручением подарков и сувениров, розыгрышами призов; 610 выставок и расширенных распродаж; 1270 выставок-дегустаций продовольственных товаров и более 1800 выставок-продаж кулинарных и кондитерских изделий.

В торговой сети г.Минска регулярно проводятся уценки непродовольственных товаров, а также остатков товаров со складов предприятий-изготовителей и торговых организаций. В этих целях с начала года осуществлено более 1020 распродаж товаров по сниженным ценам за счет уменьшения отпускных цен товаропроизводителями и торговой надбавки.

С начала года организовано более 200 рабочих встреч и совещаний с руководителями промышленных предприятий с целью оказания предприятиям-изготовителям помощи в изучении покупательского спроса на выпускаемую продукцию, а также по вопросам расширения и обновления ассортимента, повышения уровня качества выпускаемых товаров, организации ритмичных поставок в торговую сеть.

В настоящее время в системе торговли используется
4157 платежных терминалов для регистрации операций с использованием банковских пластиковых карточек. Пересмотрен режим работы
75 продовольственных и непродовольственных магазинов и 41 объекта общественного питания в сторону увеличения продолжительности рабочего дня в утренние и вечерние часы.

Санитарно-эпидемиологической службой г.Минска осуществляется регулярный государственный санитарный надзор за предприятиями пищевой промышленности, торговли и общественного питания по вопросу качества и безопасности пищевых продуктов. За 9 месяцев 2011 г. проведены исследования свыше 1500 проб пищевых продуктов. По всем фактам реализации продуктов негарантированного качества принимаются исчерпывающие меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Проведение осенних сельскохозяйственных ярмарок

С 27 августа по 6 ноября 2011 г. во всех районах г.Минска проведено 236 традиционных осенних ярмарок, на которых реализовано 634 тонны мяса свинины, говядины, птицы, колбасных изделий и копченостей,
404 тонны рыбы, свыше 12 328 тонн картофеля и плодоовощной продукции, 395 тонн прочей продукции на общую сумму 53,8 млрд. рублей.

Отличительной чертой нынешнего ярмарочного сезона являлось участие перерабатывающих предприятий, сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств всех областей Республики Беларусь - состоялись Дни Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской и Могилевской областей. Кроме того проведены ярмарки «Рыба Беларуси 2011», «Мясной прилавок». Сезон сельскохозяйственных ярмарок финиширует в Минске 12-13 ноября.

Кроме того, во всех административных районах города на
158 постоянно действующих площадках для организации выездной торговли с автомашин и лотков 515 субъектами хозяйствования реализовано 723 тонны картофеля, 1123 тонны овощей и 177 тонн яблок. Товарооборот составил 5,2 млрд. рублей.

Ценовая политика

Индекс роста цен на продовольственные товары по г.Минску
за 9 месяцев 2011 г. составил 191,7%, в том числе мясо и мясопродукты – 213,6%, рыба и рыбопродукты – 243,0%, молоко и молочные продукты – 146,2%, масло животное – 139,3%, масло растительное – 318,9%, хлеб и хлебобулочные изделия – 165,6%, мука пшеничная – 144,4%, макаронные изделия – 167,8%, крупы – 234,2%, соль – 169,5%, сахар – 201,3%, чай – 294,5%, картофель – 91,9%, овощи – 93,3%, фрукты – 228,2%, алкогольные напитки – 168,7%, табачные изделия – 218,1%.

Мингорисполком продолжает проводить контрольные мероприятия с целью недопущения необоснованного роста цен. В рамках действующего законодательства наложено административных взысканий на сумму 17 млн. 869 тыс. рублей. К административной ответственности привлечено 30 должностных лиц.

Постоянно проводится мониторинг цен с анализом факторов, вызывающих их рост. Продолжается работа по регулированию цен путем установления фиксированных и предельных цен, декларирования цен.
За 9 месяцев 2011 г. принято 21 решение и распоряжение, которыми утверждены 233 цены (тарифа), 19 нормативов рентабельности,
6 торговых надбавок. За текущий год задекларированы 23203 цены (тарифа).

В целях оказания дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям жителей г. Минска установлены 3% скидки с розничных цен на продовольственные и непродовольственные товары на 168 объектах торговли для пенсионеров (293 705 чел.), многодетных семей (5766 семей) и инвалидов (112 511 чел.). Для предоставления скидок покупателю необходимо предъявить соответственно пенсионное удостоверение, удостоверение многодетной семьи, удостоверение инвалида. Экономия средств в целом для указанных категорий граждан в месяц составляет около 2 млрд. руб.

Основные положения градостроительного развития

Генеральным планом определена стратегия развития города на первоочередной период (2015 год) и долгосрочную перспективу (2030).

Особое внимание в Генеральном плане уделено комплексному развитию центра города. Согласно новой идее предстоит изменить его социально-экономический профиль, вытеснить промышленные и экологически нездоровые объекты, превратить его в деловой и торгово-сервисный центр. Реализация плана позволит изолировать центр города от транзитного автомобильного движения. С этой целью запланировано строительство недостающих участков магистралей, формирующих кольцевую систему уличной сети : от ул.Кальварийской до ул.Ленина (4,8 км), от ул.Ванеева до ул.Столетова; в районе станций метро и на подъезде к центру планируется строительство многоуровневых паркингов и «перехватывающих» стоянок.

Улучшению организации дорожного движения будет способствовать строительство транспортных развязок по ул.Денисовской, Харьковской, Кижеватова.

В связи с застройкой новых микрорайонов протяженность 1 линии метро увеличится на 7,1 км от станции метро «Институт культуры» до станции «Малиновка» . На 2017 год запланирован срок ввода участка 3-й линии от ст. «Юбилейная» до депо.

В стадии разработки находится программа развития велосипедной инфраструктуры. Предстоит установить оптимальные параметры протяженности сети велосипедных дорожек с целью максимального использования велосипеда жителями города и пригорода в качестве сезонного повседневного вида транспорта на маршрутах движения: «место жительства» - «место работы» - «место отдыха».

Будет осуществлена системная реконструкция и модернизация железнодорожного узла. Предусмотрена возможность укладки третьего главного электрифицированного пути по магистральным направлениям до станций Беларусь, Койданово, Руденск, Смолевичи. Намечено создать на территориях, формирующих окружение железнодорожного вокзала, систему многофункциональных комплексов объектов общественного обслуживания международного уровня.

Стратегия развития жилых территорий предусматривает дифференцированный подход к строительству жилья. Новое жилищное строительство, отвечающее современным требованиям европейского уровня, будет сочетаться с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией существующих жилых зданий. Сдерживать территориальный рост города планируется за счет сноса малоценной застройки, особенно в центральной части города, а также уплотнения отдельных участков неэффективной жилой застройки.

Вместе с тем Генеральный план предусматривает возможное увеличение численности населения города Минска до 1,9 млн. человек в 2015 году и 2 млн. человек в 2030 с учетом расширения существующих территорий до 34 тыс. га в 2015 году и 54,2 тысячи га в 2030.

До 2015 года запланировано завершить застройку жилых районов Сухорево, Красный Бор, Михалово, Домбровка, Брилевичи, Лошица, Великий Лес, микрорайонов смешанной застройки Б.Слепянка, Солнечный, Радужный.

Генеральный план предусматривает активную реконструкцию промышленных территорий с целью их более эффективного использования, перепрофилирование использования отдельных производственных зданий за счет внедрения новых технологий и систем энергосбережения. В качестве приоритетного направления установлено развитие свободной экономической зоны «Минск», поэтапное вынесение за пределы границ перспективного развития города энергоемких организаций и учреждений специального назначения.

Особое внимание уделяется озеленению улиц и дворовых территорий, созданию новых парков и скверов, озелененных пешеходных связей. Запланировано осуществить восстановление и реабилитацию р.Немига, продолжить строительство паркового комплекса «Дрозды», исторического парка «Лошица». В ближайших планах - строительство парка развлечений «Тивали» в зоне вдоль проспекта Притыцкого. Реконструкция затронет парки имени Грековой, «Курасовщина», по проспекту Правды. Будет осуществлено строительство 2-й очереди парка общегородского значения в районе Национальной библиотеки, создана общегородская зона отдыха на Цнянском водохранилище.

Ключевое место в генеральном плане отводится развитию системы туризма. Программа нацелена на создание ярких туристических зон и комплексов, отличающихся оригинальностью и разнообразием уникальных сооружений, способных обеспечить психологический комфорт пребывания туристов. Все объекты туризма объединены в 11 туристских зон. Получит дальнейшее развитие расширение зон пешеходных маршрутов, торговых и досуговых пространств. Стратегия развития направлена на формирование привлекательного для отечественных и зарубежных туристов имиджа г.Минска как столицы развитого европейского государства. В качестве приоритета предпочтения установлены для лечебно-оздоровительных, научно-образовательных, спортивно-развлекательных и торговых комплексов европейского уровня. Зарезервированы территории, необходимые для строительства перспективных туристических объектов вокруг таких зон, как «Минск-Сити», «Парк высоких технологий», «Международный выставочный центр», «Ипподром», «Водный парк», «Страна приключений», «Минск-Арена», Национальная библиотека.

Среди первоочередных проектов по реализации плана – серьезная реконструкция инженерной инфраструктуры (систем водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения).

Жилищное строительство

На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Минске состоит 275,7 тыс. семей, из них: 89,9 тыс. семей состоят на таком учете более 10 лет, 44,5 тыс. - более 15 лет, 31,8 тыс. - более 20 лет.

В настоящее время с учетом установленной очередности администрациями районов г.Минска на строительство жилья в составе ЖСПК с оказанием государственной поддержки направляются граждане 1988 - 1989 года постановки на учет.

Мингорисполкомом принимаются необходимые меры для обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и, в первую очередь, тех, кто нуждается в получении социального жилья, многодетных семей, иных категорий граждан.

За 9 месяцев 2011 г. в столице введено в эксплуатацию
7833 квартиры общей площадью 593,1 тыс. кв.м в т.ч. 5451 квартира общей площадью 366,8 тыс. кв.м в многоквартирных жилых домах для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это составляет 70,64 % от объема ввода многоквартирных жилых домов (Приложение 2).

Из 3342 многодетных семей, состоящих на учете в г.Минске, уже улучшают жилищные условия 2282 семьи. Начиная с 2009 года Мингорисполкомом принято 154 решения (в том числе в 2011 г. -
70 решений) о предоставлении многодетным семьям земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

На получение квартир социального пользования претендуют
1490 семей. В 2011 году в г.Минске только за счет бюджетных средств построено 153 такие квартиры общей площадью 7,4 тыс. кв. метров. Всего планируется построить 434 квартиры общей площадью 22,6 тыс. кв. метров.

Средняя стоимость строительства для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляет от 2  млн. 170 тыс. рублей до 2 млн. 807 тыс. рублей.

Льготное кредитование

При строительстве жилья очередникам оказывается государственная поддержка в виде льготных банковских кредитов и одноразовых безвозмездных субсидий. В 2011 году уже предоставлено таких кредитов на сумму 920,399 млрд. рублей, субсидий – на 32,681 млрд. рублей. Всего в 2011 г. на эти цели определено соответственно – 1 трлн. 168,8 млрд. и 43,3 млрд. рублей.

В связи со сложившейся экономической ситуацией и сокращением объемов жилищного строительства объемы льготного кредитования будут сокращены. В настоящее время Правительством рассматривается вопрос о создании новой системы льготного кредитования населения и определения в ней наиболее социально незащищенных категорий граждан, которым будут положены льготные кредиты для финансирования жилищного строительства.

К числу таких лиц предполагается отнести многодетные семьи, а также семьи, имеющие в составе детей-инвалидов, инвалидов с детства
1-2 групп, семьи, проживающие в непригодном жилье, военнослужащих и граждан, проживающих в общежитиях не менее 10 лет, а также категории очередников, имеющих в соответствии с законодательством право на внеочередное обеспечение социальным жильем.

При определении норматива льготно кредитуемой площади (планируется его уменьшение с 20 до 15 кв.метров на человека) предполагается учитывать имеющиеся в собственности претендента и членов его семьи жилые помещения на территории Республики Беларусь.

Может быть снижен критерий малообеспеченности граждан для получения права на льготный кредит на строительство жилья с 3 до 2 минимальных потребительских бюджетов.

Вместе с тем, очевидна необходимость решения жилищной проблемы с учетом создания возможностей для активного участия в ее решении самих граждан с использованием различных финансово-кредитных схем и механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан - ипотечные кредиты, система жилищных строительных сбережений, займы предприятий и т.п. В настоящее время соответствующие предложения направлены па рассмотрение в Правительство.

Так, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь разработан проект Указа «Об утверждении положения о порядке внесения жилого помещения, находящегося в частной собственности, в качестве взноса в зачет стоимости строительства нового жилого помещения» для приведения в действие новых механизмов финансирования строительства жилья.

Этот способ финансирования поможет гражданам, имеющим в собственности жилое помещение (комната, квартира, дом, изолированная часть жилого дома, доля в жилом помещении) улучшить свои жилищные условия. Его применение позволит снизить нагрузку на финансово-кредитную сферу государства, вовлечь в рынок жилья недвижимость граждан, строящих новое жилье, активизировать и разнообразить этот рынок, насытить его наиболее востребованными малокомнатными квартирами, а также задействовать дополнительный ресурс привлечения граждан к строительству.

Как сообщили в министерстве, этим документом предусмотрено, что стоимость жилого помещения, которое передается собственником застройщику или заказчику, будет насчитываться в качестве первоначального или последующих взносов в зачет стоимости строительства нового жилья в соответствии с условиями договора между заказчиком и собственником передаваемого жилья.

Предполагается, что после заключения договора собственник будет иметь возможность продолжать пользоваться данным жилым помещением с соответствующим отложенным оформлением передаточного акта. Застройщик может не только продавать переданное ему зачетное жилье, но и использовать это помещение в других, не запрещенных законодательством целях. То есть он может передать его в залог банку в качестве обеспечения возврата предоставленного кредита, использовать для отселения граждан, проживающих в домах, которые находятся на строительной площадке и предназначены под снос. Такие помещения могут сдаваться внаем, передаваться в качестве компенсации бюджету города либо безвозмездно в коммунальную собственность. Также возможны другие способы, если они не противоречат законодательству Беларуси.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мниисэпп. Публикация материалов только с его разрешения

    Документ
    Материалы конференции рассчитаны на представителей органов власти и управленческие кадры, научных работников, преподавателей вузов, дипломатов, на всех, кто интересуется вопросами экономики, управления, экологии, градостроительства и политики.
  2. Информационный бюллетень osint №21 сентябрь октябрь 2011 г

    Информационный бюллетень
    Минбалеев Алексей Владимирович, ст. преподаватель кафедры предпринимательского и коммерческого права юридического факультета Южно-Уральского государственного университета (г.
  3. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие
  4. Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь (далее Совет Республики) в период шестой сессии осуществлял свою деятельность в соответствии с задача

    Задача
    Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь (далее — Совет Республики) в период шестой сессии осуществлял свою деятельность в соответствии с задачами, определенными четвертым Всебелорусским народным собранием и поставленными
  5. В выпуске: президент республики беларусь 9

    Документ
    Лукашенко 11 Завершился рабочий визит А.Лукашенко в Россию 11 А.Лукашенко: в Беларуси не будут дополнительно печататься деньги для выплаты заработной платы 11 Беларусь пока не пойдет на повышение пенсионного возраста - А.

Другие похожие документы..