Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конспект'
Затверджено на засіданні кафедри інфекційних хвороб і епідеміології як конспект лекцій з дисципліни «Епідеміологія з епідеміологією військовою та над...полностью>>
'Решение'
Коллегия комитета по физической культуре и спорта Тверской области (далее – Комитет), рассмотрев итоги развития физической культуры и спорта в 2010 г...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
6. Оперативно-новостные жанры простых первичных PR- текстов. Пресс-релиз, его виды. Особенности структуры и содержания, правила оформления пресс-рели...полностью>>
'Закон'
Наркомания и наркотики – это беда человечества. Если раньше наркотики потребляли единицы, и многие из них могли жить с этой привычкой довольно долго,...полностью>>

Методика, как она оформилась в науку. Все

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

(методические рекомендации

для учителей начальных классов)

Содержание

Факторы, способствующие формированию грамотного письма 5

Упражнения, способствующие развитию орфографической зоркости 6

«Усиление орфограммы»- один из приемов длительного запоминания 7

Приемы для лучшего запоминания правил 8

Работа над ошибками 10

Приемы и формы работы над словарным словом 10

Каждый практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками учеников. Это всегда очень обидно, досадно, порой опускаются руки. К тому же из года в год все мы чувствуем, что грамотность наших воспитанников неумолимо, даже катастрофически падает. Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок?

Проблема предупреждения ошибок существует с тех пор, как появилась методика, как она оформилась в науку. Все мы, начиная с методистов, ученых, практиков, ищем пути лечения и предупреждения этой болезни, имя которой – безграмотность. Если вы думаете, что есть готовые рецепты формирования грамотных учеников, то вынуждена вас огорчить: их нет! Все, о чем мы сегодня будем говорить в плане предупреждения ошибок, уже когда-то было. Проблема, может быть в том, что надо периодически вспомнить, что можно использовать и нам в своей работе.

Итак, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки?

Формирование орфографически грамотного письма - одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмортря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников методике правописанию очень непросто. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут уловить логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя».

Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы грамотно писать? Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах? Полагаю, такие вопросы встают перед многими учителями начальных классах.

Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя- формировать орфографическую зоркость учащихся.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи . Решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Профессор М.Р. Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

  1. увидеть орфограмму;

  2. определить вид: проверяемая или нет; если да, то к какой теме относится, вспомнить правило;

  3. определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

  4. определить «шаги», ступени решения, их последовательность, то есть составить алгоритм решения задачи;

  5. решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму;

  6. написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Что такое орфографическая зоркость?

С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость- это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой. Чтобы безошибочно записать слово, учащиеся должны выполнить орфографическое действие-это построение буквенной модели слова, отвечающей нормам русского языка – должен видеть( найти орфограмму)- знание признаков сильных, слабых позиций.

Особенностью орфографической зоркости являются условия для запоминания.

  1. Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.

  2. Заинтересованность. Легче запоминается , что интересно.

  3. Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.

  4. Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Суть его: выполнение рисунка на букве, которое вызывает трудность при написании.

Факторы, способствующие формированию грамотного письма

  1. Зрительный фактор. Ученые- психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится в памяти очень крепко. Можно использовать следующие приемы:

- письмо с «пропуском»- не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись;

- можно построить опорные схемы;

- надо учить ребенка писать диктант. Например: Наступила зима. Учитель говорит: «Наступила- приставка на, приставки но-нет. Зима-безударная гласная и, проверяемая ударением- зимы». А затем дается аналогичное предложение: Наступила осень. И дети уже говорят сами.

- найди все изученные орфограммы в тексте или в предложении;

- найди в предложении или тексте только безударные гласные (непроизносимые согласные и т.д.) или еще прием, заставляющий думать над написанием: при изучении темы «Непроизносимые согласные» можно предложить детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их;

- можно проводить так называемый «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а потом только то, которое диктует учитель, то есть должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновать свой выбор ее написания;

- перед диктантом, изложением, сочинением можно проводить такую работу: выписать трудные слова и включить их в работу на уроке. Дети могут читать их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложения;

- хорошую обратную связь для учителя дает и работа с сигнальными карточками. Перед записью слов на определенное правило дети сначала поднимают сигнальные карточки и показывают букву, которую они хотят написать, а затем уже, с одобрения учителя, пишут безошибочно. Это так называемый устный словарный диктант.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Начинать эту работу надо с 1-го класса. Например , при изучении темы «Безударные гласные» можно проводить следующие игры:

- найди «опасное» место. Учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Как его найти ? Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасные места»;

- « Светофор». Дети показывают красный сигнал, как только находят «опасные места»;

- « Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. красные сигналы (кружочки) над «опасными местами». Дети под руководством учителя ищут «опасные места» и отмечают их на доске красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес.

- «диктант с подчеркиванием». Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь при помощи упражнений, т. Е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание так, как надо писать. В современной школе распространяется методика П.С.Тоцкого - учителя с большим стажем педагогической работы. В основе его методики – орфографическое чтение и артикуляционную память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его в слух так, как оно пишется. Данная методика оказывает положительное влияние на грамотное письмо школьников, но не может считаться универсальным средством при обучении орфографии, так как в процессе проговаривания восприятие орфографического материала связано с его теоретическим осмыслением.

Упражнения, способствующие развитию орфографической зоркости

Орфографическое проговаривание целесообразно при выполнении любых упражнений

( особенно в 1 и 2 классе), в которых немало многосложных слов с изученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому в «памяти» движений остается память движений речевого аппарата. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию. При самостоятельной записи учениками учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме. Результатом письма с проговариванием является грамотное письмо, исключаются столь распространенные ошибки на пропуски и замену букв.

Графическое выделение орфограмм (подчеркивание) возможно при выполнении всех письменных работ. Подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической деятельности, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но вырабатывать этот навык трудно. Многие учащиеся с трудом находят орфограммы в тексте, а некоторые подчеркивают буквы без разбору, поэтому учителю нужно добиваться осознанной деятельности учащихся.

Сигнальные карточки желательно использовать в упражнении это эффективное средство, которое включат в активную работу всех учеников класса и осуществляет индивидуальный подход в обучении, так как учитель сразу видит того ученика, кто ошибся, и быстро ему помогает.

Перфокарты также развивают орфографическую зоркость учащихся. Ученику надо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.

Письмо по памяти проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами, заполнение которых основано на зрительном восприятии. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк (стихотворный или прозаический), объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще не изученные правила. Заранее подготовленный текст записывается учащимися. После записи проводится проверка. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные» места.

Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Дети читают слово по слогам и так же по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и так далее до конца упражнения. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

Комментированное письмо. Этот вид диктанта также строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Это вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение пройденного материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Письмо развивает зрительную память, речь мышление, представления, фонематический слух, внимание, интерес.

Письмо под диктовку. Сначала учитель диктует слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха проводится игра «Эхо». Учитель читает слова, а дети поверяют его по слогам хором или шепотом, но так, чтобы он слышал. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, интуитивное письмо.

Творческие работы. Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составления предложений, и на запись своих предложений, и на логику изложения. Самые легкие творческие работы- это составление предложений по опорным словам.

Орфографическая зоркость учащихся повысится, если в процессе формирования навыков грамотного письма в систему упражнений для их закрепления постоянно включать все виды диктантов: предупредительный, объяснительный, зрительный, слуховой, выборочный, которые способствуют развитию зрительной памяти, способствуют формированию навыков самоконтроля.

Зрительно-слуховой диктант отличается тем, что текст, предназначенный для записи самими учащимися. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить при зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи учащиеся сами проверяют написанное. Зрительные диктанты особенно полезны при обучении правописанию слов не регулируемых правилами.

Объяснительно- предупредительные диктанты - применяются c целью закрепления полученных орфографических навыков. Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст пот предложениям или предложение (1 класс). Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова. Затем дети записывают в тетрадь. Слова и части слов, написание которых объяснялось, подчеркиваются. Можно записывать текст на доске одновременно с записью в тетрадях. Ценность этого диктанта в том, что учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные в орфографическом написании слова и решают, как нужно их писать. Этот вид диктанта лучше всего использовать на начальном этапе изучения правила.

Выборочный диктант и выборочное списывание - ставят целью отработать правописание слов на изучаемое правило. Этот вид ценен тем, что при его поведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объему материал. При выборочном диктанте учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Диктант можно усложнить дополнительными заданиями.

«Усиление орфограммы»- один из приемов длительного запоминания

В усилении нуждается то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление орфограммы» требует большой творческой активности учащихся.

Этапы работы

    1. Выделение трудной орфограммы.

    2. Постановка проблемы: как усилить орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?

    3. Самостоятельный поиск.

    4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.

    5. Выбор каждым учеником индивидуального приема запоминания.

Существует немало способов, чтобы «усиление орфограммы» привлекло к ней особое внимание. «Усиление» идет за счет образного представления материала путем выстраивания сюжетной линии для запоминания, сочинения своеобразных рассказов, сказок, стихов, песен, небылиц, несуразиц, шуток, анекдотов и т.д.

Орфограмму можно нарисовать, пропеть, протанцевать, «одушевить», на нее можно обидеться, рассердиться или гордиться ею, ее можно «считать другом» ( если написание орфограммы совпадает с произношением) и наоборот- «неприятелем»(если она пишется не так, как слышится), ей можно задавать вопросы и заставить ее отвечать и.д.

Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна «обрести», и многие виды памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т.д.) на нее должны «поработать».

Перечислим эффективные способы «усиления орфограммы».

  1. Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета. Например, в словах одуванчик, пуговица, копейка, монета, ремень, кофта непроверяемые орфограммы «о», «е», «ф» напоминают своим очертанием внешний вид самого предмета: одуванчик, ромашка, пуговица, монета, копейка- сами круглы как буква «о», которую в них надо запомнить; ремень- опоясывается вокруг талии в виде «е»; кофта ( если она с руками-фонариками) фасоном напоминает «ф». Запоминает будет эффективно, если эти слова ребята запишут в свои словарики необычно- не месте запоминаемой орфограммы нарисуют сам предмет.

  2. Деление слова на входящие в него слова. Блокнот-«блок»,то есть несколько листов бумаги. Гастроном- можно ли купить в гастрономе несколько «астр». Горизонт- «гори», «зонт».

  3. Усиление путем составления ребусов. Заучивание обобщенным способом. Психологи называют этот прием «вешалкой». Знаю написание одного слова – «вешаю» на него другие слова, которые пишутся так же. Например, на кОрову можно «повесить» кОньки, сОроку, сОбаку и так далее. Преимущество этого способа в том, что одновременно заучивается несколько слов.

  4. «Усиление орфограммы» путем возвращения в забытую этимологию слова. Для этимологического разбора отбираются только такие слова, когда обращение к истории слова помогает найти самого нужного «родственника». При возвращении к истокам слова происходит понимание детьми сущности современных слов, обогащение словарного запаса. Поэтому при «усилении» подобным образом учителю следует делать установку на запоминание не только правописания слов, но и на их происхождение. Например, балкон – от слова «балка» ( из Италии) – помост, устроенный на заложенных в стену балках; богатый- слово связано со словом «бог». Прежнее значение слова было таково: «наделенный свыше всякими благами счастливец».

Итак, перечислены возможные приемы «усиления» запоминаемого материала. Цель этой работы – научить ребят овладеть не только приемами запоминания, но и навыками по отбору наиболее продуктивных приемов, исходя из характера заучиваемого материала, а также из особенностей памяти каждого ученика.

Какое слово «проглотил» диктор»?

Приемы для лучшего запоминания правил

В настоящее время работа по орфографии идет в основном стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать - вещи разные! Знание правила - это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений позволяют закрепить правило.

В последнее время появилось множество публикаций, в которых разработаны упражнения для развития познавательных процессов на отвлеченном, то есть оторванном от школьной программы материале. Действительно, развивать способности ребенка можно по-разному. Но думается, что учителю, который должен еще и научить , выгоднее всего отрабатывать познавательные навыки именно на учебном материале. Например, развитие восприятия целесообразно начинать на буквах русского алфавита- основе основ грамоты, память развивается при заучивании словарных слов и правил, мышление- на вопросах и заданиях, которые помогают включать учебные задачи в сознание учеников.

Учитывая специфику содержания учебного материала, В. Лайло подобрала психологические приемы по развитию, направленные на преодоление трудностей обучения. Одна из них- трудно запоминаемые и легко забываемые правила русского языка.

Приемы для заучивания правил

Для перехода заученного материала из кратковременной памяти в долговременную большую роль играют многократное повторение материала (правила), постоянное «мелькание» его перед глазами, то есть все то, что способствует длительному стоянию материала в сознании, а значит, и его непроизвольному запоминанию.

Коллективная игра «Ваш пропуск, слово!»

Заучиваемое слово записывается учителем на доске. Каждое слово из правила (сначала первое, потом второе и т.д.) должно получить «пропуск» в правило, но перед этим оно подвергается тщательной проверке.

В игре есть ведущий и контролер, все остальные учащиеся- защитники слов. Ведущий поочередно называет слова, входящие в правило. Контролер ждет, пока защитники докажут важность того или иного слова. Если слово в правиле необходимо, то оно получает от контролера законный «пропуск». ( На доске такое слово помечается любым условным знаком, например «плюс»).

Игра «В слово»

Надо рассказывать правило по одному слову по порядку. Например, 1-й ученик произносит «чтобы»; 2-й-«проверить»; 3-й- «безударную»; 4-й-«гласную» и т.д. Правило проговаривается несколько раз. При назывании слова важно быстро встать и выпрямиться, а назвав слово, сесть- тогда запоминанию поможет и память на движение. Если кто-то забывает назвать свое слово, то за него отвечает следующий участник.

Секрет запоминания в том, что отвечающий произносит только одно слово, а по законам игры вынужден держать в уме все правило, причем долгое время (пока игра продолжается), так как неизвестно, какое из слов ему достанется.

Выполнение заданий: «Найдите в правиле слова…»

При заучивании того или иного правила учитель дает ребятам одно или несколько заданий (они перечислены ниже), выбирая наиболее подходящие из них в зависимости от изучаемого правила.

Примерные задания

Найдите в правиле слова:

  1. состоящие из трех букв (затем из четырех, из пяти букв и т.д.);

  2. состоящие из донного слога (затем из двух, трех и т.д. слогов);

  3. с ударением на первом слоге (затем на втором, третьем и т.д. слоге);

  4. состоящие только из корня (или из корня и суффикса, или из корня и приставки и т.д.);

  5. с безударной гласной в корне слова (или в приставке, или в суффиксе, или в окончании) или с парной согласной, или с непроизносимой согласной и т.д.;

  6. отвечающие на вопрос кто? (или что?);

  7. которые являются именами существительными (или именами прилагательными, или глаголами);

  8. которые являются именами существительными в единственном числе т.д.

Рассказывание правила в разных вариантах и ролях.

  1. Расскажи правило «по телефону» маме или товарищу. Попроси их проверить, не делаешь ли ты в правиле ошибок.

Рассказывающий может нарочно сделать ошибку, которую должен найти ученик на другом конце «телефона», слушающий за маму или товарища. Оцениваются оба ученика.

  1. Расскажи правило так, как рассказал бы первокласснику (или неграмотной

бабушке, или своей собаке, или любимой игрушке).

  1. Игра «Поучи правилу попугая». Один ученик выступает в роли Учителя, другой

играет Попугая. Все остальные учащиеся- зрители и жюри. «Учитель» произносит

первую фразу из правила и останавливается, ждет, пока это повторит «попугай».

  1. Передай правило по «радио», как самую свежую новость.

  2. Расскажи так, как будто ты сам сделал открытие правила.

  3. Представь, что в очень большом зале, где тебе пришлось рассказывать правило, сломан микрофон, а ты так хочешь, чтобы люди, сидящие в зале, тебя услышали.

  4. Угадайте, какое слово «проглотил» диктор телевидения. В роли диктора- учитель или ученик. «Диктор» рассказывает правило по предложению .Одно слово из предложения «проглатывается». После каждого предложения «диктор» останавливается. Ребята отгадывают какое слово «проглочено».

  5. Представь себе, что в классе, где вы рассказываете правило: а) очень жарко; б) очень холодно; в) постоянно падает мел, и надо успевать рассказать правило, и поднимать мел.

  6. Огромный воздушный шар уносит тебя в прекрасное путешествие. Шар поднимает тебя все выше и выше. На прощание ты должен успеть рассказать правило тем, кто остается на Земле.

Рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой.

  1. Расскажите правило весело или грустно.

  2. Все сведения, содержащиеся в правиле, возьмите под сомнение. Например: «Неужели гласные бывают безударными? Правда ли, что их обязательно надо проверять? И т.д.»

  3. Защитите правило или пожалейте его. Образец: « Дорогая Частица Не! Не огорчайся, что Глагол не хочет признать тебя частью себя. Зато перед ним ты- самостоятельное слово, хотя и называешься частицей….».

  4. Расскажите правило так, словно содержание его является строжайшей тайной для всех, кто в данный момент захочет подслушать его за дверью класса.

Работа над ошибками

Большое внимание следует уделять работе над ошибками, поскольку это тоже воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, приучает их оформлять свои мысли грамотно. Цели работы над ошибками - объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки; закрепить навыки правильного написания слов; дать установку на самостоятельную работу учащегося над ошибками.

Приемы самостоятельной работы над ошибками можно выбрать самые разнообразные. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от умения учащихся работать самостоятельно. Основные из этих приемов:

    1. самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных учителем на полях;

    2. самостоятельное объяснение ошибок;

    3. подбор проверочных слов;

    4. выбор слов из «Словаря»;

    5. взаимопроверка слов в работах учащимися;

    6. подбор слов с данной орфограммой;

    7. выписывание слов и словосочетаний с определенными орфограммами из текста диктанта и составление с ними предложений.

Такие приемы работы над ошибками активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют у них умение сознательно применять изученные правила. Чтобы облегчить работу ребятам над ошибками, можно использовать и «Памятки по работе над ошибками»

Приемы и формы работы над словарным словом

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.

Примеры упражнений для формирования фонетических понятий:

  1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер..г, в..кзал, г..рох... Выпишите слова в два столбика: в первый столбик - с глухими согласными на конце слова, во второй - со звонкими на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок и т.д.

  2. Запишите слова, начинающиеся на букву р ( т, м, о и т.д.).

  3. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г..рой, адр..с, ур..жай...

  4. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

  5. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

  6. Игра «Какие гласные выпали из наших слов?»Д..р..вн.. М..л..т..к

  7. Игра «Догадайся, что за слово»

о

о

о

о

  1. Игра « Угадай слово» . Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. го ( город, горох, горизонт).

  2. Чайнворд.

  3. В клетки квадрата, круга и т.д. по направлению, выпишите словарные слова.

  4. Игра «Волшебные домики». Играют две команды. На доске записаны в два столбика словарные слова с пропущенными буквами: лаг..рь, к..стер.

Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить ее на место пропуска в нужное слово.

  1. Игра «Собери слово» пус, ка, та; роз, мо ...

  2. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему «Птицы», «Овощи» и т.д.

  3. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.

  4. Игра «Кто больше придумает слов?». Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.

  5. Игра «Расшифруй слово». Замените цифры буквами и прочитайте слово.

  6. Игра «Ступеньки». В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше. /берег, гореть, агроном и т.д./

  1. Выборочный диктант. Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу. Примеры упражнений:

  1. От слов образуйте родственные слова. Укажите при помощи чего они образовались.

  2. Подберите слова к данным схемам.

  1. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Береза, березовый, березняк, подберезовик.

  2. От слов газета, железо образуйте новые слова с суффиксом - к -.

  3. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

  4. Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах?

  5. Шарада. Узнайте слово, которое задумано.

  6. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного.

подарил

дружил девочка

9. Работа над деформированным предложением. Мой папа дал объявление в (газета).

10. Найдите в тексте однокоренные слова.

Морфологические упражнения помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того, чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов. Выпишите из словаря по пять слов 1 -го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

2. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных. Воробей (какой?).

3. Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый столбик - слова женского рода, во второй - слова мужского рода, в третий - слова среднего рода.

4. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос кто?

5. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.

6. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи.

7. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных (интересный случай...).

8. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам. В чем хранятся ручки и карандаши?

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису.

Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.

  1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.

Береза .. / в огороде

Огурец.. / в лесу

  1. Составьте предложение с данными словами. (ветер, капуста...)

  2. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

  3. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Веселый праздник, красивая одежда ...

  1. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение. Комната для занятий в школе.

  2. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Оставьте с этими словами свои словосочетания. Рисунок в книге - ... (картинка)

7. Из слов составьте предложение. Огород, растет, в, картофель. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

8. Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст.

9. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.

10. Смоделируйте предложение по схеме. Что?... Что делают?... В какие?... Как?... Во что?...

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

  1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи» и т.д.

  2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова? Автомобиль, урожай, трамвай, самолет.

  1. Сгруппируйте слова по темам.

  2. Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика. Квартира была закрыта на .../ стоит, стоит, замок, замок.

  3. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему «Школа» и т.д.

  4. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

  5. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Продумайте небольшой рассказ используя эти слова.

  6. Назовите одним словом: сентябрь, октябрь, ноябрь, и т.д.

  7. Игра «Кто как голос подает?». Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.

П ... тух/чирикает

С ... рока/лает

С...бака/мычит

К ... рова/кукарекает

10. Выберите наиболее подходящее слово. Запишите. Из (ветхого, старого, древнего) ж..леза мы сделали ведро.

  1. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, литься, лить.

  2. Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах: Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо.

  3. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять эти слова в собственной речи. Ребята идут в парк - Часы правильно идут.

Разумеется, все предложенное в брошюре не является чем-то новым, претендующим на статус особых методических приемов, но систематическая работа по предупреждению ошибок на каждом уроке дает результаты.

Таким образом, подводя итог сказанному, хочется пожелать успеха и учителям, и их ученикам в овладении сложнейшей русской орфографией, используя методические рекомендации, изложенные выше.

Материалы подготовлена методистом отдела образования Е.Н.Баклага

Литература:

    1. Копытова Л.Н. Развитие умения видеть орфограммы //Начальная школа. – 2004.-№3. –Стр.46-50.

    2. Иванова М.В. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Начальная школа. – 2004.-№3- стр. 43-45.

    3. Сейфулина С.А. Развитие у детей умения ставить орфографические задачи // Начальная школа. – 2004.-№3- стр. 40-42.

    4. Лайло В.В. Какое слово диктор «проглотил»? Приемы для лучшего запоминания правил.

    5. Лайло В.В. Печаль …. душу печет. «Усиление орфограммы»- один из пиемов длительного запоминания.

    6. Острикова Т.А. Способы обозначения орфограмм // Начальная школа. – 2004.-№1-стр. 81-84.

    7. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости // Начальная школа. – 2001.-№5- стр.41-47.

    8. Золотых Н.А. Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка // Начальная школа. – 2001.-№3- стр. 9-17.

    9. Бисерова В. Как найти невидимку. Зрительный образ слова.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Как правильно оформить выходные сведения издания

    Документ
    В книге старшего научного сотрудника Российской книжной палаты, кандидата педагогических наук С. Ю. Калинина подробно изложены правила приведения и оформления выходных сведений книг, нотных, кар­тографических, изоизданий, периодических
  2. Методика чтения лекции 107 Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных группах 117

    Лекции
    Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям
  3. Наука прошла большой и сложный путь развития от египетских и вавилонских памятников до атомных электростанций, лазеров и космических полетов

    Документ
    Бора и т.д. В общем, такое утверждение верно. По существу каждый исследователь должен быть осведомлен о том, что сделано до него в изучаемом им вопросе, критически оценить результаты, полученные его предшественниками.
  4. Азования и науки кыргызской республики II том "зачем нам чужая земля " русское литературное зарубежье хрестоматия учебник. Материалы. Бишкек 2011

    Учебник
    Работа создана в помощь изучающим литературу русского зарубежья, необычна и отличается от аналогичных работ. Ее охват – от посланий князя Курбского до наших дней – дает возможность представить многообразие русской литературы, существующей
  5. Е. С. Евдокимова кандидат педагогических наук, доцент

    Документ
    Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века: материалы I региональных педагогических чтений 13-14 ноября 2008. Под общей редакцией Е.

Другие похожие документы..