Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Реферат выполняется на писчей бумаге стандартного формата А4 (210*297 мм) на одной стороне листа. Вид и размер шрифта: Times New Roman, 14 кегль, чер...полностью>>
'Задача'
Задача дисциплины – изучение магнитного поля и его проявлений в различных технических устройствах, усвоение современных методов анализа и расчета эле...полностью>>
'Программа'
 Прибытие в Прагу ориентировочно в 15.00. Размещение в гостинице категории 3* в 2-3-х местных номерах с удобствами. Обзорная экскурсия: Вацлавская пл...полностью>>
'Программа'
Завтрак. Обзорная экскурсия по Барселоне с осмотром знаменитых шедевров Антонио Гауди (базилики Саграда Фамилия, домов Мила и Батльо, парка Гуэль), а...полностью>>

Методические рекомендации для специалистов, педагогов и администраторов системы дошкольного образования по выбору игровых развивающих ресурсов для дошкольных

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации для специалистов, педагогов и администраторов системы дошкольного образования по выбору игровых развивающих ресурсов для дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями к возрастным особенностям старшего дошкольников

Разработка методических рекомендаций для специалистов, педагогов и администраторов системы дошкольного образования по выбору игровых развивающих ресурсов для дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями к возрастным особенностям старших дошкольников

В программных документах Минобрнауки РФ о развитии системы дошкольного образования ставится задача оснащения дошкольных образовательных учреждений учебным, дидактическим, коррекционно-развивающим, диагностическим и игровым оборудованием. Нам представляется, что для решения поставленной задачи в качестве первоочередного шага необходимо разработать основные требования к играм, игрушкам и игровым ресурсам, которые были бы адекватны возрастным особенностям дошкольников и социальной ситуации их развития.

Среди различных видов оборудования особая роль принадлежит оборудованию для игровой деятельности детей. Это подтверждается тем, что в последние годы Минобрнауки РФ неоднократно указывало на принципиальную важность игровой деятельности для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса и на необходимость повышения роли игры в ДОУ.

В данном разделе предлагается подход к разработке перечней игровых средств и игрового оборудования (далее по тексту – ИСО) для различных видов ДОУ, основанный на следующем алгоритме:

Этап 1. Анализ современных программ дошкольного образования (в том числе и специального) с последующим составлением перечней «программных» задач ДОУ.

Этап 2. Рассмотрение возможных способов и форм решения программных задач, выбор из них тех, для реализации которых целесообразно использовать ИСО, т.е. тех способов и форм, для которых необходима игровая поддержка. Под термином «игровая поддержка» понимается система, объединяющая необходимое количество ИСО для их совместного применения при решении конкретных задач в ходе воспитательно-образовательного процесса.

Этап 3. Формирование перечней видов ИСО для каждой из программных задач, отобранных на этапе 2. Следует отметить отличие двух используемых в данном случае понятий: «образцы ИСО» и «виды ИСО». Образец ИСО - это конкретный тип ИСО, представленный на рынке игровой продукции. Вид ИСО - это обобщённое понятие, обозначающее более высокий уровень классификации ИСО.

Этап 4. Анализ современного рынка игровой продукции, в ходе которого необходимо получить данные о наличии или отсутствии образцов ИСО, соответствующих видам ИСО из перечней, разработанных на этапе 3.

Этап 5. Формулирование требования к образцам ИСО для детей с ограниченными возмож­ностями здоровья и оценка образцов ИСО, имеющихся на рынке, на основе этих требований.

Этап 6. Составление перечней образцов ИСО для различных видов ДОУ и разработка описаний этих образцов. Формирование аннотированных перечней образцов ИСО для использования в ДОУ.

1. Типовое содержание этапов разработки перечня образцов игровых средств и игрового оборудования.

1.1. Разработка перечня программных задач ДОУ.

При разработке такого перечня следует учитывать, что он должен стать основой для разработки перечня образцов игровых средств и игрового оборудования. Это определяет требования к его содержанию и структуре: каждая задача должна быть чётко сформулирована и представлена «отдельной строкой». Это возможно, если привести тексты образовательных программ (большинство из которых, к сожалению, не всегда отличаются ясностью и чёткостью изложения) к следующему формату:

- Программное направление.

- Раздел программного направления.

- Программная задача.

Проиллюстрировать разработку перечня программных задач для одного из программных направлений можно на следующем примере.

Программное направление: Развитие мышления.

1-ый раздел программного направления: Развитие основных интеллектуальных умений.

Программные задачи:

Развитие умений:

1. Сравнивать предметы и явления между собой, выявлять сходства и различия между ними.

2.Выявлять признаки (свойства) предметов и явлений, обобщать (группировать) предметы и явления по заданным признакам.

3. Классифицировать предметы и явлений по нескольким признакам.

4. Устанавливать родовидовые отношения между предметами и явлениями.

5. Выполнять простые операции синтеза и анализа, на основе разделения целого на части определения целого по части.

6. Выносить суждение, делать элементарные умозаклю­чения, предвидеть возможное развитие событии и на основе этого планировать свои и чужие действия.

2-ой раздел программного направления: Формирование элементарных математических представлений

Программные задачи

Формирование представлений

1. Об измеряемых параметрах предметов: длине, ширине, высоте, весе, объеме, глубине.

2. О форме, размере, расположении предметов как пространственных признаках.

3. О видах геометрических фигур и тел, а также их элементах.

4. О составлении последовательностей и упорядочивании пред­метов по размеру, весу, стоимости и другим признакам.

5. Об отношении между числами, об отношении и зависимости час­ти и целого, размера частей от величины целого предмета при делении на части, о равенстве частей.

6. О числах и цифрах: о количественном и порядковом счёте пред­метов, о количественных отношениях в натуральном ряду чисел, о месте числа среди других чисел ряда.

7. О числе как результате измерения длины, веса, времени, а также результате измерения условной меркой.

8. О связи и зависимости между числами, об их равенстве-неравенстве, составе чисел, их сложении и вычитании, простых арифметических задачах.

9. Об использовании цифр: монеты, циферблат часов и пр.

10. О математических знаках и их использовании при записи и чтении математических выражений, а также других знаковых системах.

11. О сохранении количества и величины, неизменности величины в результате изменения способа размещения предметов в пространстве, от различных способов суммирования и деления на равные части и пр.

3-й раздел программного направления: Формирование представлений

о характеристиках пространства и времени.

Программные задачи:

Формирование представлений:

1. О характеристиках пространственных отношений для описания: своего место­нахождения среди объектов окружения, направления движения и его смене, отношений между предметами на плоскости и в пространстве.

2. О словесном и графическом обозначении пространственных отношений:

3. Об обиходных временных интервалвах: минута, час, сутки и пр.

4. О категориях времени: прошлое, настоящее, вчера, сегодня и пр..

5. Об измерении времени с использованием календаря и стрелочных часов.

6. О течении времени, временной последовательности действий (событий), этапах деятельности и её результате.

Рассмотренный выше пример показывает наиболее оптимальную форму представления программного направления для решения задачи составления перечня ИСО. Эта форма может быть использована при формировании програмных направлений ДОУ, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2. Выбор способов и форм решения программных задач

Рассмотрение возможных способов и форм решения программных задач позволяет определить те из них, для реализации которых целесообразно использовать ИСО, т.е. игровую поддержку.

В частности, для программных задач, приведённых для направления «Развитие мышления», могут быть использованы следующие способы и формы их решения:

  • Сравнение реальных предметов (или изображений предметов), выявление сходств и различий между ними.

  • Определение свойств (назначение, цвет, форма и пр.) реальных предметов (или изображёний предметов), их обобщение по заданным признакам.

  • Классификация реальных предметов (или изображений предметов) по нескольким признакам.

  • Определение родовидовых отношений между предметами на наборах предметов (или наборах изображений предметов).

  • Разделения составного («целого») предмета на части, складывание «целого» предмета из частей.

  • Определение порядка действий с предметами или изображениями предметов (явлений).

  • Измерение параметров предметов.

  • Ознакомление с моделями геометрических фигур.

  • Расстановка предметов по размеру, весу, стоимости и пр.

  • Пересчёт предметов.

  • Ознакомление с цифрами (на предметах, карточках и пр.).

  • Ознакомление с различные способы представления количества: с помощью наборов предметов, изображений предметов, цифр и пр.

  • Решение задач на состав числа, сложение и вычитание с использованием предметов.

  • Ознакомление с математическими знаками (на предметах, карточках и пр.).

  • Ознакомление с различными знаковыми системами: иностранными алфавитами, денежными знаками и монет разных стран, знаками воинских различий, азбукой Морзе, нотной азбукой, семафорной азбукой.

  • Игры и упражнения на совершенствование восприятия, внимания и памяти.

  • Инициирование использования в ходе игр простых измерительных инструментов, монет, разных по размеру и достоинству, различных знаковых обозначений.

  • Демонстрация различных временных соотношений с помощью моделей: стрелочных часов, недели, года и пр.

  • Использование маршрутных игр для разъяснения необходимости последовательных действий для достижения результата.

  • Использование графических планов для соотнесения реальных объектов в помещении или на местности с соответствующими объектами на планах.

  • Прокладывание маршрутов движения на планах и картах с последующим передвижением по этому маршруту.

  • Чтение разнообразных схем и карт простого содержания, ознакомление с общепринятыми условными обозначениями.

  • Игры с использованием координатных полей (типа «Морской бой»).

Подобным образом должны составляться перечни способов и форм решения программых задач в ДОУ как для общего развития дошкольников в группе, так и для разработки программ развивающего обучения для отдельного ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, в том числе, включая детей с ограниченными возможностями. Естественно, что соответсвующие задачи могут быть разработаны с учетом специфики работы конкретного ДОУ, его профиля.

3. Формирование перечней видов ИСО.

От способов и форм решения программных задач достаточно просто можно перейти к видам ИСО, с помощью которых они могут быть реализованы. Например, опираясь на перечень способов и форм для решения задач программного направления «Развитие мышления», можно составить следующий перечень видов ИСО:

Виды ИСО для развития интеллектуальных умений:

1. Наборы предметов (карточек с изображениями предметов) для их сравнения между собой по различным параметрам, определения их сходств и различий.

2 Наборы предметов (карточек с изображениями предметов), позволяющие решать задачу их обобщения.

3. Наборы предметов (карточек с изображениями предметов), обладающих рядом выделяемых признаков, позволяющие решать задачу классификации по нескольким основаниям.

4. Наборы складных картинок разных размеров и разной текстуры для решения задач синтеза и анализа.

5. Складные кубики для решения задач синтеза и анализа.

6. Мозаики-паззл с различным числом элементов, различной текстурой изображения.

7. Разрезанные на подобные части и на части различной конфигурации плоские геометрические фигуры.

8. Разрезанные на равные части и на части различной конфигурации объёмные геометрические фигуры.

9. «Логические таблицы» различного содержания.

10. Лото и карточки на построение умозаключений.

11. «Ситуационные» настольные игры на развитие логики и прогнозирования.

2. Виды ИСО для формирования элементарных математических представлений.

1. Наборы эталонных предметов с разными параметрами для измерений.

2. Наборы плоских эталонных фигур: круг, овал и пр., а также объёмные эталонные форм: шар, куб, цилиндр.

3. Наборы предметов для составления последовательностей: «размерных», «весовых», «стоимостных» и пр.

4. Счётные наборы из различных предметов.

5. Счёты и абаки с достаточным числом элементов.

6. Наборы карточек с изображениями различного количества предметов.

7. Кубики и карточки с цифрами и математическими знаками, знаковые таблицы.

8. Наборы мерок размеров, объёмов, весов.

9. Инструменты и приборы для измерения размеров, объёмов, весов.

10. Наборы карточек с цифрами, числами, математическими знаками.

11. Математические весы.

12. Лото с элементарными математическими задачами.

13. Наборы детских денег.

14. Домино «с количествами» (точками), цифрами, математическими задачами.

15. Наборы картинок с сюжетами, демонстрирующими сохранение числа и количества.

3. ИСО для формирования представлений о пространстве и времени.

1. Наборы плоских и объёмных предметов для демонстрации их положения в пространстве и на плоскости.

2. Указатели изменения направлений движения.

3. Игровые дидактические наборы с маршрутами движения, планами и схемами помещений или местности, координатными сетками.

4. Адаптированные для детей крупномасштабные карты и планы для нанесения маршрутов движения.

5. Наборы карточек с простыми условными обозначениями.

6. Игровые дидактические наборы, отражающие состав года, месяца, недели, суток.

7. Детские часы со стрелочной индикацией.

8. Детские календари.

9. Модели распорядка дня.

10. Игровые дидактические материалы для демонстрации понятий: прошлое, настоящее, будущее, вчера, сегодня, завтра.

11. Наборы карточек с изображениями последовательных эпизодов явления.

После составления перечней видов ИСО, обеспечивающих решение программных задач, можно переходить непосредственно к поиску на рынке игровой продукции соответствующих образцов ИСО.

Глава 5.1. Методические рекомендации для администраторов системы дошкольного образования по выбору игровых развивающих ресурсов для дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями к возрастным особенностям старшего дошкольников.

Процесс проектирования и формирование предметной игровой среды в дошкольном образовательном учреждении (далее по тексту - ДОУ) имеет две составляющих: психолого-педагогическую (подробно изложенную в других разделах настоящего отчета) и организационно-управленческую. Следовательно, эффективность этого процесса в равной мере зависит от качества взаимодействия администраторов, педагогов и психологов ДОУ.

Как управленческая задача «Формирование предметной игровой среды ДОУ» представляет собой деятельность (или выполнение проекта), эффективное выполнение которой возможно только при условии чёткого и ясно понимания администрацией ДОУ:

  • целей и задач этого проекта;

  • характеристик «объекта», на котором должен выполняться этот проект;

  • способов и средств, необходимых для выполнения проекта;

  • плана проектной деятельности;

  • способов контроля достижения целей и выполнения задач проекта.

Таким образом, совокупное содержание всех перечисленных пунктов должно стать основой для разработки соответствующего Проектного задания.

Цели проекта должны быть сформулированы не в виде перечня намерений, а в виде потенциальных результатов, достижение которых может быть легко проверено при выполнении конкретных задач по формированию предметной игровой среды (далее по тексту - Среда). Например, одна из задач проекта может быть сформулирована так: «Физкультурный зал должен быть оснащён следующими видами спортивно-игровых средств, и далее дается примерный перечень игровых развивающих средств, представленный в соответствующем разделе настоящего отчета.

При формулировании целей проекта администрация ДОУ должна понимать, что Среда должна представляет собой не просто некоторый набор игровых средств (далее по тексту - ИС), размещённых в ДОУ, а «систему», состоящую из определённых взаимоувязанных компонентов. В качестве таких компонентов должны выступать игровые зоны, оснащённые «целевыми комплектами» ИС, сформированными в соответствии с возрастными диапазонами детей, направлениям их развития, видами игровой деятельности и т.п.

Формирование Среды как системы даёт возможность наиболее эффективно использовать её компоненты, что позволит оптимизировать состав ИС, исключить их ненужное дублирование, рационально использовать помещения ДОУ и игровое оборудование.

Важным аспектом системного подхода является учёт накопленного опыта формирования Среды и прогнозирование содержания этого процесса при развитии ДОУ, в частности, с учётом современных тенденций развития дошкольного образования (например, появление интегративных и инклюзивных групп в ДОУ).

При формулировании целей проекта предметной игровой среды нельзя забывать об особенностях внешней среды, в которой находится ДОУ. Это природно-климатические, экономические и социальные факторы внешнего окружения ДОУ.

Объектом проектирования Среды является дошкольное образовательное учреждение, рассматриваемое как совокупность контингента детей, структуры и содержания их деятельности, а также инфраструктуры ДОУ.

При рассмотрении контингента детей в контексте проектирования Среды должны быть учтены не только характеристики «лежащие на поверхности» (например, такие как возрастной диапазон), но и более «глубокие», например: знание детьми русского языка, социальное положение семей, преобладающие показатели здоровья детей и пр.

Несомненно, в полной мере должны быть учтены особенности профиля детского учреждения, основные программные установки, наличие дополнительных сфер деятельности ДОУ и т.п.

При проектировании Среды должны приниматься во внимание особенности инфраструктуры ДОУ: расположение и площади помещений (соответственно площади игровых зон), площадь, расположение и природные особенности участка при ДОУ. Кроме того, должны быть учтены световые, температурные и иные условия, от которых может зависеть комфортность условий для игровой деятельности детей.

Важной составляющей инфраструктуры ДОУ, оказывающей прямое влияние на проектирование, являются уже существующее в ДОУ компоненты Среды. Действительно, только в редких случаях проектирование Среды происходит «на пустом месте». Гораздо чаще ДОУ уже имеют определённый набор ИС.

Поэтому, говоря о способах и средствах проектирования Среды, следует отметить, что этапу проектирования должен предшествовать этап «инвентаризация» имеющихся в ДОУ игровых средств. При этом должен быть не просто составлен некий список, а проведён тщательный анализ «игровой корзины» ДОУ, т.е. определена степень игрового оснащения детей различных возрастов, направлений развития ребёнка (общие движения, речь, мышление и пр.), игровых зон ДОУ и пр. Только на основе такого «анализа», можно реализовать целенаправленный «синтез» перечня видов ИС, которые должен приобрести ДОУ для формирования Среды, обладающей к тому ж «системными» свойствами.

Здесь следует обратить внимание на то, что на этом этапе проектирования Среды речь может идти только о формировании перечня видов ИС, а не конкретных типов (образцов) ИС. Переход от видов ИС к соответствующим типам (образцам) ИС, представленным непосредственно на рынке игровой продукции, является непростой задачей. Свидетельство этому многочисленная литература, рассматривающая вопросы организации игровой деятельности детей и её предметного оснащения. Трудно назвать источник, в котором бы давались конкретные рекомендации по приобретению тех или иных образцов ИС, дело обычно заканчивается «примерным» списком видов ИС, необходимых для детей определённого возраста, определённого направления развития ребёнка и пр.

У такого положения дел много причин, но в данном случае важно наметить реальный путь решения задачи формирования перечней реально существующих образцов ИС. Такую задачу могут решать либо педагоги и психологи ДОУ, хорошо знающие современный рынок игровых средств, либо сторонние консультанты, приглашённые администрацией ДОУ.

Практика показывает, что педагоги и психологи ДОУ в большинстве своём не знают (и не стремятся знать) состояние современного рынка ИС. Что касается консультантов, то создание такого «института» имеет смысл только в том случае, если такие консультанты будут не зависимы от промышленных и торговых организаций игровой отрасли.

В настоящее время (если ДОУ предоставляется право и возможность самому формировать Среду), подбор образцов ИС носит, в основном, «бессистемный» характер. Он сводится к просмотру доступных каталогов компаний-продавцов и производителей, их сайтов, а то и просто посещению магазинов по чьей-нибудь рекомендации. Причём в большинстве случаев всё это происходит в режиме ограничения времени.

Фактором, ограничивающим количество и качество приобретаемых для формирования Среды ИС, являются денежные средства, которыми располагает ДОУ. Учитывая тот факт, что в большинстве случаев такие средства ограничены, администрация должна быть заинтересована в «системном» формировании Среды, которое позволит сэкономить ресурсы без потери её качества.

Если говорить о правильно спланированной процедуре проектирования Среды, то она должна содержать следующие этапы.

  • Определение целей, и разработка перечня конкретных задач проектирования Среды.

  • Разработка перечня видов ИС для формирования Среды ДОУ.

  • Разработка на основе перечня видов ИС перечня образцов ИС с указанием их цены.

  • Оптимизация списка образцов ИС с учётом имеющихся денежных средств и сведений о наличии отобранных образцов на рынке.

  • Составление спецификации приобретаемых образцов ИС с указанием их точных названий, цен, названий и телефонов компаний-продавцов ИС.

  • Проведение переговоров с продавцами об условиях приобретения ИС.

  • Приём приобретённых ИС в ДОУ и их «установка» в соответствии с проектом Среды.

План формирования среды должен содержать сроки выполнения перечисленных этапов и перечень лиц, которые должны принимать участие в их выполнение (с обязательным указанием ответственного исполнителя). Чёткое планирование – залог эффективного административного контроля процесса формирования Среды, как на промежуточных этапах, так и при его завершении.

В целом можно утверждать, что управленческие усилия администрации ДОУ при формировании предметной игровой среды должны быть сосредоточены на целеполагании, организации и согласовании деятельности сотрудников на различных этапах проектирования Среды, определении размера возможных финансовых затрат и контроле хода работ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Материалы сборника могут использоваться как методические рекомендации для работы администрации, педагогов по реализации фгос. М., 2011 г

    Методические рекомендации
    В настоящем сборнике представлены материалы из опыта работы «пилотных» образовательных учреждений по апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования №№ 1723, 1728, 1754, 1781, 97, 1434,
  2. Методические рекомендации по организации службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования Содержание

    Методические рекомендации
    ПоложениеО Координационном совете службы психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образованияНовосибирской областиДепартамента образования Новосибирской области 18
  3. Методические рекомендации по подготовке и проведению муниципальных августовских совещаний

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по подготовке и проведению муниципальных августовских совещаний составлены преподавателями ТОГИРРО в соответствии с основными направлениями образовательной инициативы «Наша новая школа», долгосрочной целевой
  4. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III

    Методические рекомендации
    Разработано на основе типовой Учебной программы для средних специальных учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь Минск 2001г.
  5. Методические рекомендации Санкт-Петербург 2009 Под общей редакцией С. В. Жолована, ректора спбаппо, к п. н. Автор составитель

    Методические рекомендации
    Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся: методические рекомендации для учителей истории и обществознания, методистов, преподавателей системы повышения квалификации педагогов.

Другие похожие документы..