Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В настоящее время такое явление, как табакокурение очень распространено среди детей и подростков и, к сожалению, не считается столь негативным как на...полностью>>
'Программа'
Николаева Татьяна, студентка III курса Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки (музыковедение). Руководитель – кандидат искусств...полностью>>
'Учебно-тематический план'
Понятие государства и его основная характеристика. Суверенитет государства. Типология государств. Формы государства. Механизм и аппарат государства. ...полностью>>
'Документ'
Центр предпринимательства США - Россия совместно с Российской Ассоциацией Обучения Предпринимательству, при поддержке Центра развития современных обра...полностью>>

Тематическое планирование профильного изучения учебного материала по физике в 11 классе (1)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тематическое планирование профильного изучения учебного материала по физике в 11 классе

(3 учебных часов в неделю, всего 105 ч)

№ п/п

Тема урока

Содержание урока

Форма работы

Требования к уровню подготовки

I. Электромагнитные колебания и волны (40 ч)

Электромагнитные колебания и физические основы электротехники – 9 часов

1

Колебательный контур. Гармонические колебания

Свободные электрические колебания. Превращения энергии в колебательном контуре. Формула Томсона

Эвристическая беседа, экспериментальная исследовательская работа. Составление опорного конспекта

Уметь описывать и объяснять процесс возникновения свободных электромагнитных колебаний. Знать/понимать смысл величин: «период», «частота», «амплитуда собственных колебаний»

2

Решение задач

Законы изменения заряда конденсатора, напряжения на конденсаторе, силы тока в катушке индуктивности, энергии электрического и магнитного полей в колебательном контуре с течением времени

Уметь строить и читать графики зависимости от времени для заряда и напряжения на конденсаторе, силы тока в катушке индуктивности, энергии электрического и магнитного полей. Уметь решать задачи на определение амплитуды, частоты и периода свободных электромагнитных колебаний

3

Автоколебательный генератор незатухающих электромагнитных колебаний

Устройство и принцип действия генератора незатухающих электромагнитных колебаний

Эвристическая беседа,

Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия генератора незатухающих электромагнитных колебаний

4

Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток

Вынужденные электромагнитные колебания. Получение переменного тока. Резистор, конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. Активное и реактивное сопротивление

Экспериментальная исследовательская работа

Уметь описывать и объяснять процесс получения переменного тока. Знать формулы для вычисления емкостного и индуктивного сопротивлений. Знать/понимать смысл мгновенного, амплитудного и действующего значений силы тока и напряжения

5

Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Мощность

Полное сопротивление цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрических цепях

Экспериментальная исследовательская работа

Знать и уметь применять при решении задач закон Ома для полной цепи переменного тока

6

Трансформатор

Устройство и принцип действия трансформатора. Решение задач

Экспериментальная исследовательская работа

Знать/понимать смысл коэффициента трансформации, уметь описывать и объяснять принцип действия трансформатора

7

Производство, передача и использование электрической энергии

ТЭС, ГЭС, АЭС: комплекс экологических проблем, преимущества и недостатки каждого вида электростанций. Альтернативные источники энергии: проблемы и перспективы их использования. Передача электроэнергии. Энергетическая безопасность

Творческий семинар: защита рефератов, конкурс домашних заданий

Уметь приводить примеры практического применения физических знаний законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике. Уметь описывать и объяснять виды альтернативных источников энергии, приводить примеры их практического применения, обосновывать экономическую и экологическую целесообразность их использования

8

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнитные колебания и физические основы электротехники»

Аналогия механических и электромагнитных колебаний. Составление аналоговой таблицы. Решение задач

Организационно-деловая игра

Уметь определять параметры процессов, происходящих в электрических цепях при возникновении свободных и вынужденных электромагнитных колебаний

9

Контрольная работа по теме «Электромагнитные колебания и физические основы электротехники»

Индивидуальная работа

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач

Электромагнитные волны и физические основы радиотехники – 9 часов

10

Открытие электромагнитных волн

Исследования Фарадея. Работы Максвелла. Роль математики в физике. Физический смысл уравнений Максвелла. Поперечность электромагнитных волн. Скорость распространения электромагнитных волн в веществе и вакууме. Экспериментальное открытие электромагнитных волн

Лекция, составление опорного конспекта

Уметь описывать и объяснять процесс возникновения электромагнитных волн и их свойства на основе знаний законов электродинамики

11

Отражение и преломление волн

Принцип Гюйгенса. Закон отражения волн. Закон преломления волн. Решение задач

Эвристическая беседа,

Знать/понимать смысл понятий: «волновая поверхность», «луч». Уметь объяснять процесс отражения и преломления волн на основе принципа Гюйгенса. Знать и уметь применять при решении задач законы отражения и преломления волн.

12

Интерференция, дифракция и поляризация волн

Интерференция волн. Условия интерференционного максимума и минимума. Принцип Гюйгенса – Френеля. Дифракция. Поляризация волн

Эвристическая беседа, исследовательская экспериментальная работа

Уметь описывать и объяснять явления интерференции, дифракции и поляризации; уметь приводить примеры практического применения свойств электромагнитных волн

13

Физические основы радиотехники: радиопередатчик

Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Микрофон. Модуляция. Устройство и принцип действия радиопередатчиков

Эвристическая беседа,

Знать/понимать устройство и принцип действия радиопередатчика. Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия микрофона, процесс амплитудной модуляции

14

Физические основы радиотехники: радиоприемник

Антенна. Резонирующий контур. Детектирование. Усиление. Сборка простейшего детекторного радиоприемника

Эвристическая беседа,

Знать/понимать устройство и принцип действия радиоприемника. Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия антенны, усилителя и громкоговорителя, процесс демодуляции

15

Развитие средств связи

Распространение радиоволн. Изобретение радио. Телевидение. Космическая радиосвязь. Радиолокация. Волоконно-оптическая и сотовая связь

Самостоятельная работа с различными источниками информации

Уметь приводить примеры практического применения физических знаний различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций

16

17

Организационно-деловая игра

Волновая оптика – 11 часа

18

Электромагнитная природа света

Развитие представлений о природе света. Методы определения скорости света. Решение задач

Семинар (чтение и обсуждение заранее подготовленных докладов),

Уметь описывать и объяснять методы определения скорости света

19

Уравнение плоской волны

Уравнение волны. Плоские волны. Стоячие волны. Решение задач

Эвристическая беседа,

Уметь составлять уравнения бегущих и стоячих волн

20

Интерференция света

Проблема когерентности. Опыт Юнга. Интерференция в тонких пленках. Интерференция на клиньях. Кольца Ньютона

Эвристическая беседа, экспериментальная исследовательская работа

Знать/понимать смысл понятия «когерентность», уметь определять результат интерференции когерентных волн, уметь объяснять цвета тонких пленок

21

Интерференция света

Интерферометр Майкельсона. Применение интерференции: просветление оптики, измерение малых величин, астрономические измерения. Решение задач

Семинар (чтение и обсуждение заранее подготовленных докладов),

Уметь описывать и объяснять практическое применение интерференции. Знать условия максимумов и минимумов и уметь применять эти знания при решении задач

22

Дифракция света

Принцип Гюйгенса – Френеля. Зоны Френеля. Дифракция на малом отверстии. Дифракция на одной щели. Максимумы и минимумы дифракционной картины. Решение задач

Эвристическая беседа, экспериментальная исследовательская работа.

Уметь описывать и объяснять явление дифракции, уметь решать задачи на определение расположения максимумов и минимумов дифракционной картины

23

Дифракционная решетка

Дифракционная решетка как спектральный прибор. Двумерная дифракционная решетка. Наблюдение спектрального разложения света от различных источников. Решение задач

Эвристическая беседа, экспериментальная исследовательская работа.

Знать/понимать смысл понятий: «период решетки», «разрешающая способность дифракционной решетки». Уметь решать задачи на расчет дифракционной картины. Знать/понимать применение дифракционных решеток

24

Дисперсия

Преломление света и дисперсия. Электронная теория дисперсии. Спектроскоп. Наблюдение дисперсии в природе

Эвристическая беседа, экспериментальная исследовательская работа

Уметь описывать и объяснять явление дисперсии, знать/понимать ее практическое применение

25

Поляризация

Естественный свет. Частично- и полностью поляризованный свет. Поляризация света при прохождении через диэлектрики. Поляризатор и анализатор. Оптически активные среды. Практическое применение поляризации

Эвристическая беседа, экспериментальная исследовательская работа

Уметь описывать и объяснять явление поляризации, знать/понимать её практическое применение

26

Повторительно-обобщающий урок: волновые свойства света

Составление обобщающей таблицы «Волновые свойства света». Решение качественных, экспериментальных и расчетных задач по волновой оптике

Организационно-деловая игра

Уметь объяснять оптические явления на основе знания явлений интерференции, дифракции, дисперсии и поляризации света

27

Решение задач

 

Индивидуальная работа с тренировочными тестами

 

28

Контрольная работа по теме «Волновая оптика»

 

Индивидуальная работа

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач

Геометрическая оптика – 11 часа

29

Введение в геометрическую оптику

Геометрическая оптика как предельный случай волновой оптики. Закон прямолинейного распространения света и границы его применимости. Принцип Ферма. Общий принцип построения изображений в геометрической оптике

Эвристическая беседа, КМД

Знать/понимать смысл понятий: «пучок», «луч», «тень», «полутень». Понимать смысл принципа Ферма и закона прямолинейного распространения света

30

Закон отражения света

Закон отражения света. Зеркала. Построение изображений в плоском зеркале. Сферическое зеркало. Построение изображений в сферических зеркалах. Решение задач

Эвристическая беседа, экспериментальная исследовательская работа

Уметь решать задачи на построение и расчет изображений в зеркалах. Знать/понимать смысл понятий: «зона видимости», «увеличенное изображение», «уменьшенное изображение», «равное изображение», «действительное изображение» и «мнимое изображение»

31

Закон преломления света

Преломление света. Закон преломления. Полное отражение. Решение задач

Эвристическая беседа, экспериментальная исследовательская работа

Знать/понимать закон преломления света и уметь применять его при решении задач. Знать/понимать смысл величин: «предельный угол отражения», «показатель преломления»

32

Призмы

Преломляющая призма. Преломляющий угол. Ход лучей через преломляющую призму, находящуюся в оптически менее плотной среде. Ход лучей через преломляющую призму, находящуюся в оптически более плотной среде

Эвристическая беседа, экспериментальная исследовательская работа

Уметь рассчитывать и строить ход лучей через преломляющую призму

33

Линзы

Основные параметры линзы. Виды линз. Построение изображений в тонких линзах. Формула линзы

Эвристическая беседа, экспериментальная исследовательская работа.

Знать/понимать смысл понятий: «фокусное расстояние», «оптическая сила», «оптическая ось», «фокальная плоскость». Знать три стандартных луча, уметь строить изображения в тонких линзах

34

Решение задач

Решение задач на построение изображений в тонких линзах и расчет параметров полученного изображения

Знать три стандартных луча, уметь строить изображения в тонких линзах. Знать и уметь использовать при решении задач формулу тонкой линзы

35

Оптические системы.

Понятие оптической системы. Виды оптических систем. Построение изображений в оптических системах.

Эвристическая беседа, экспериментальная исследовательская работа.

Уметь решать задачи на построение и расчет изображений в оптических системах.

36

Оптические системы

Глаз как оптическая система. Аккомодация. Дефекты зрения. Очки, лупа, микроскоп, телескоп

Семинар (чтение и обсуждение заранее подготовленных докладов),

Знать/понимать смысл понятий: «аккомодация», «близорукость», «дальнозоркость», «цветовая чувствительность», «угол зрения», «разрешающая способность»

37

Решение задач

Экспериментальные, графические и расчетные задачи на построение и определение параметров изображений в различных оптических системах

Знать/понимать законы геометрической оптики и уметь применять их при решении задач

38

Повторительно-обобщаю-щий урок по теме «Геометрическая оптика»

История открытий и изобретений, оказавших значительное влияние на развитие оптики. «Теория цвета» Ньютона. Психология восприятия цвета. Физико-химия цвета. Преимущества и недостатки оптических приборов. Инновационные технологии получения изображений

Творческий семинар: защита рефератов, конкурс домашних заданий

Уметь приводить примеры практического применения знаний законов оптики

39

Контрольная работа по теме «Геометрическая оптика»

 

Индивидуальная работа

Знать/понимать законы геометрической оптики и уметь применять их при решении задач

II. Квантовая физика (20 ч)

40

Границы применимости классической физики

Экспериментальные факты, необъяснимые с точки зрения классической механики. Постулаты СТО. Импульс, энергия и масса в релятивистской динамике.

Проблемная лекция

Знать границы применимости классической физики. Уметь приводить примеры наблюдений и экспериментов, необъяснимых с позиций классической механики и электродинамики. Знать/понимать смысл постулатов СТО и гипотезы Планка

41

Границы применимости классической физики

Экспериментальные факты, необъяснимые с точки зрения классической электродинамики. Кризис классической физики. Закон Стефана – Больцмана. Закон смещения Вина. Гипотеза Планка о квантах

Проблемная лекция

42

Фотоэффект

Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

Эвристическая беседа

Знать/понимать смысл законов фотоэффекта и уравнения Эйнштейна

43

Фотоэффект

Применение фотоэффекта. Решение задач

Семинар (чтение и обсуждение заранее подготовленных докладов), КМД

Уметь применять уравнение Эйнштейна для фотоэффекта при решении задач

44

Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм

Волновая и квантовая теория давления света. Опыты Лебедева. Единство корпускулярно-волновых свойств света

Эвристическая беседа, КМД

Уметь объяснять давление света с волновой и квантовой точки зрения. Уметь вычислять массу, импульс и энергию фотонов

45

Строение атомов

Эволюция представлений о природе атома. Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома

Проблемная лекция

Уметь описывать и объяснять ядерную модель строения атома. Знать/понимать смысл опытов Резерфорда

46

Квантовые постулаты Бора

Постулаты Бора. Энергетическая диаграмма состояний атома. Спектр атома водорода. Объяснение происхождения линейчатых спектров. Опыты Франка и Герца

Эвристическая беседа

Знать/понимать смысл постулатов Бора и уметь использовать их для объяснения линейчатых спектров

47

Спектральный анализ

Наблюдение линейчатых спектров

Экспериментальная исследовательская работа

Знать/понимать сущность метода спектрального анализа

48

Волновые свойства частиц вещества

Волны де Бройля. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Решение задач

Эвристическая беседа, КМД

Знать/понимать смысл гипотезы де Бройля и соотношения неопределенностей, уметь применять их при решении задач

49

Лазеры

Физические основы работы лазера. Применение лазеров

Лекция

Знать/понимать принцип действия и применение лазеров

50

Атомное ядро

Атомное ядро. Состав и строение атомных ядер. Ядерные силы. Дефект масс и энергия связи ядра

Эвристическая беседа, КМД

Знать/понимать смысл понятий: «атом», «атомное ядро», «изотоп», «нуклон», «протон», «нейтрон». Уметь определять зарядовое и массовое числа. Знать/понимать смысл величин: «энергия связи», «удельная энергия связи», «дефект масс»

51

Радиоактивность. Деление ядер

Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-распад атомного ядра. Деление ядер. Естественная и искусственная радиоактивность.

Эвристическая беседа, КМД

Уметь описывать и объяснять процесс радиоактивного распада. Уметь записывать реакции альфа-, бета- и гамма-распада. Уметь описывать и объяснять причины гамма-излучения, сопровождающего альфа- и бета-распад

52

Закон радиоактивного распада

Закон радиоактивного распада. Радиоактивные изотопы в природе

Лекция

Знать/понимать закон радиоактивного распада. Знать основные источники естественной радиоактивности, уметь описывать и объяснять связи между естественной радиоактивностью и геологическими процессами на Земле

53

Ядерные реакции

Ядерные реакции. Законы сохранения при ядерных реакциях. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор

Лекция

Знать/понимать условия и механизм протекания ядерных реакций. Уметь описывать и объяснять процесс протекания управляемой и неуправляемой цепной ядерной реакции

54

Решение задач

Составление уравнений реакций распада и ядерных реакций. Определение энергетического выхода ядерных реакций. Решение задач на применение закона радиоактивного распада

Уметь составлять уравнения ядерных реакций. Знать и уметь применять при решении задач законы сохранения и закон радиоактивного распада

55

Свойства ионизирующих излучений

Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом. Биологическое действие ионизирующих излучений. Методы регистрации ионизирующих излучений

Семинар (чтение и обсуждение заранее подготовленных докладов)

Уметь описывать и объяснять взаимодействие ионизирующих излучений с веществом, биологическое действие ионизирующих излучений, естественный радиоактивный фон, последствия радиоактивых загрязнений

56

Ядерная энергетика

Атомные электростанции и охрана окружающей среды. Направления деятельности МАГАТЭ

Семинар (чтение и обсуждение заранее подготовленных докладов)

Знать/понимать важнейшие факторы, определяющие перспективность различных направлений развития энергетики: экономические, экологические, геополитические и т. д. Знать/понимать историю исследований, проблемы и перспективы термоядерной энергетики

57

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия

Понятие элементарных частиц. Античастицы. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные взаимодействия

Лекция

Знать классификацию и основные характеристики элементарных частиц. Знать/понимать смысл понятия «фундаментальные взаимодействия», уметь описывать виды фундаментальных взаимодействий

58

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Квантовая физика»

Квантовые явления, гипотезы Планка и

де Бройля, постулаты Бора, закон радиоактивного распада, законы сохранения в ядерных реакциях. История развития квантовой теории, актуальность и перспективы квантовой физики в развитии инновационных технологий. Нанотехнологии

Организационно-деловая игра

Уметь описывать и объяснять квантовые явления, применяя гипотезы Планка и де Бройля, постулаты Бора, закон радиоактивного распада, законы сохранения в ядерных реакциях. Знать/понимать историю развития квантовой теории, актуальность и перспективы квантовой физики в развитии инновационных технологий (нанотехнологии)

59

Контрольная работа по разделу «Квантовая физика»

 

Индивидуальная работа

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач

III. Строение и эволюция Вселенной (8 ч)

60

Предмет и методы астрономии

Астрономия – древнейшая из наук. Звездное небо. Небесные координаты. Созвездия. Видимое движение небесных тел. Время восхода и захода светил. Эклиптика. Зависимость времени восхода и захода Солнца от географической широты и времени года

Лекция

Знать/понимать смысл понятий: «небесная сфера», «эклиптика», «небесный экватор», «небесный меридиан», «созвездие», «зодиакальное созвездие», «день летнего/зимнего солнцестояния», «день весеннего/осеннего равноденствия». Уметь описывать и объяснять изменение вида звездного неба в течение суток и в течение года, изменение продолжительности дня и ночи в течение года на разных широтах

61

Основы небесной механики. Законы Кеплера

Движение в гравитационном поле. Конические сечения. Законы Кеплера.

Лекция.

Уметь описывать и объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли.

62

Свет и вещество. Методы изучения физической природы небесных тел

Свет – единственный источник информации о звездах. Закон смещения Вина. Эффект Доплера. Спектральный анализ. Способы определения температуры, массы, скорости и других характеристик звезд

Эвристическая беседа

Знать назначение, виды и возможности современных телескопов. Уметь описывать и объяснять сущность спектрального анализа, применяя знание физических явлений и законов: дисперсии, линейчатых спектров излучения, эффекта Доплера, законов теплового излучения

63

Строение и эволюция Солнечной системы

Строение и эволюция Солнечной системы. Планеты и их спутники. Вращение Солнечной системы. Современная космогония

Лекция

Знать/понимать смысл понятий: «звезда», «планета», «астероид», «комета», «метеорное тело». Знать/понимать основные положения современной космогонии

64

Физическая природа тел Солнечной системы

Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы

Семинар

Уметь описывать и объяснять отличительные особенности каждой из планет: состав и плотность атмосферы, наличие/отсутствие магнитного поля, рельеф поверхности, температурный режим и т. д. Уметь описывать состав, строение, происхождение, характер движения малых тел Солнечной системы

65

Солнце – наша звезда

Солнце – наша звезда. Солнечная активность и солнечно-земные связи

Лекция

Знать/понимать смысл понятий: «фотосфера», «хромосфера», «солнечная корона», «вспышки», «протуберанцы», «солнечный ветер». Уметь описывать и объяснять процессы, происходящие на Солнце, и их влияние на процессы, происходящие на Земле

66

Звезды и источники их энергии

Характеристики звезд. Классификация звезд. Переменные и двойные звезды. Эволюция звезд

Лекция

Знать/понимать смысл понятий: «звезды-гиганты», «звезды-карлики», переменные и двойные звезды, нейтронные звезды, черные дыры. Уметь описывать и объяснять эволюцию звезд различной массы от «рождения» до «смерти»

67

Галактика

Наша Галактика. Эллиптические и спиральные галактики. Активные галактики. Эволюция Вселенной. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной

Лекция

Уметь описывать строение Вселенной, виды галактик. Знать/понимать смысл понятий: «галактика», «наша Галактика», «Млечный путь», «межзвездное вещество», «квазар». Знать сущность теорий о зарождении и эволюции Вселенной

IV. Лабораторный практикум (18 ч)

V. Обобщающее повторение (20 ч)

Резерв – 3 часа

 

 

 

Учитель физики И.А. Ситникова



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тематическое планирование профильного изучения учебного материала по физике в 11 классе (2)

    Урок
    Уметь описывать и объяснять процесс возникновения свободных электромагнитных колебаний. Знать/понимать смысл величин: «период», «частота», «амплитуда собственных колебаний»
  2. Тематическое планирование профильного изучения учебного материала по физике в 10 классе

    Урок
    Механическое движение. Система отсчета. Что изучает кинематика? Основная задача кинематики. Методы кинематики. Материальная точка как пример физической модели.
  3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по Физике (профильный уровень) пояснительная записка статус документа

    Примерная программа
    Примерная программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
  4. Тематическое планирование учебного материала по истории 10 «а» класс

    Тематическое планирование
    Календарно-тематическое планирование предназначено для профильного физико - математичекого 10 «А» класса и составлено на основе требований к обязательному минимуму содержания образования по истории, определенных в федеральном компоненте
  5. Программа элективного курса «Методы решения задач по физике» (10-11 классы, 68 часов)

    Программа
    Курс рассчитан на учащихся 10—11 классов профильной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.

Другие похожие документы..