Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Кризис усиливает тенденцию к многополярности мира. В то же время он уменьшает ресурсный потенциал российской внешней политики. Каким может быть стату...полностью>>
'Документ'
Все прекрасно знают, что панк-рок появился на свет в результате извечного классового конфликта цивильных студентов с агрессивно настроенными пролетарс...полностью>>
'Документ'
Тема №1. Геоэкология как междисциплинарное научное направление, изучающее экосферу как систему геосфер в процессе ее интеграции с обществом. Основные ...полностью>>
'Документ'
Вопрос о том, каким должен быть педагог, учитель, наставник, занимал умы учёных с момента становления педагогической науки. Уже тогда были сформулиро...полностью>>

Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка. Демографическая безопасность России

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Академия проблем безопасности,

обороны и правопорядка.

Демографическая безопасность России

Введение в арт-реабилитологию

Социальная реабилитация инвалидов

средствами художественного творчества.

Курс лекций, бесед и практических занятий

Краснодар-Москва

2005

Автор выражает благодарность педагогам, сотрудникам «Инва-Студии», а также всем, кто помогал её становлению:

Президенту Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, профессору В.Г.Шевченко.

Профессорам: А.А.Хагурову, И.Г.Зайнышеву, И.И.Горловой, В.И.Лях, А.В.Чоговадзе, Б.А.Поляеву, Н.Д.Ткаченко, Т.В.Волосовец, С.А.Абакумову.

Депутатам Государственной Думы: Г.Н.Селезневу, Д.О.Рогозину, Л.Э.Слуцкому, И.М.Ханкоеву, Б.Г.Кибиреву, Н.Н.Губенко, О.И.Мащенко.

Доценту Ш.Г.Шаззо.

Предпринимателям: С.Н.Донских, А.С.Яровенко, С.К.Юнину, В.П.Апухтину, А.И.Белову, Л.Б.Невеселовой.

Общественным деятелям, деятелям культуры и искусства: Ю.М.Соломину, В.И.Коршунову, В.И.Лихоносову, В.Т.Спивакову, Е.А.Евтушенко, Н.С.Михалкову, И.Р.Резник.

Председателю Совета директоров ОАО компания «Базовый элемент» О.В.Дерипаска, руководителю БФ «Вольное дело» Т.Д.Румянцевой.

Автор учебного пособия «Введение в арт-реабилитологию» Галкин Николай Николаевич, кандидат культурологии, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, педагог-практик. Более одиннадцати лет он руководит детским социально-реабилитационным центром «Инва-Студия» (ныне СРК «Инва-Академия»), где десятки и сотни детей-инвалидов успешно прошли курс реабилитации.

В книге представлены материалы исследований автора, проводимых за почти 12-летний период работы с детьми-инвалидами, а также взрослыми инвалидами «Инва-Студии». Представленная тема входит в раздел «Демографическая безопасность России» гуманитарного отделения Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.

Содержание

1. Вводная лекция «Актуальные проблемы

социальной поддержки инвалидов» стр. 7-19

2. Лекция «Направления социальной реабилитации» стр. 20-25

3. Лекция «Типология моделей инвалида» стр. 26-37

4. Лекция «Социальная инфраструктура в реабилитации.

Её роль и значение» стр. 38-54

5. Лекция «Художественно-эстетические средства

и методы реабилитации детей-инвалидов стр. 55-72

6. Лекция «Инновационные экспедиции в реабилитации» стр. 73-77

7. Практическая работа «Методика социальной

реабилитации детей-инвалидов средствами

древне-русской живописи» стр. 78-137

8. Лекция «Результаты социальной реабилитации

в работе «Инва-Студии» стр. 138-157

9. Заключительная лекция «Социальная реабилитация

и социальная политика» стр. 158-176

10.Заключительное практическое занятие.

«Учебная помощь, групповые формы учебной

работы (групповой опрос)» стр. 177-183

11. Список литературы стр. 184-194

12. Приложение стр. 195

13. Фотоприложение

Список вопросов и тем,

рассматриваемых в учебном пособии

  1. Актуальные проблемы социальной поддержки детей-инвалидов.

  2. Логико-методологическая основа социальной реабилитации детей-инвалидов.

  3. Инвалидность и социально-культурное значение реабилитационной работы.

  4. Социально психологическая реабилитация.

  5. Культурно-духовная реабилитация.

  6. Профессионально-трудовая реабилитация в области изобразительного искусства.

  7. Типология моделей социально-культурной реабилитации инвалидов.

  8. Традиционная модель инвалида.

  9. Проектная (экспериментальная) модель инвалида.

  10. Социальная инфраструктура.

  11. Проект учебно-реабилитационного комплекса профессионального обучения детей-инвалидов изобразительному искусству (с расчетом необходимых затрат).

  12. Региональный проект социальной реабилитации инвалидов средствами художественных народных промыслов и изобразительного искусства (Южный Федеральный округ).

  13. Художественно-эстетические средства и методы реабилитации детей-инвалидов.

  14. Реабилитационный потенциал изобразительных средств искусства.

  15. Работа с инвалидами с тяжелыми заболеваниями.

  16. Реабилитация семьи.

  17. Работа с детьми с нарушением умственного развития.

  18. Выход ребенка из болезни.

  19. Ранняя профессиональная направленность в художественной работе с детьми - инвалидами.

  20. Воспитание способностей ребенка, воспитание таланта.

  21. Реабилитация средствами канонической древнерусской живописи.

  22. Художественные выставки и реабилитация.

  23. Арттерапия на основе изобразительного творчества.

  24. Реабилитационно-культурологический цикл.

  25. Методика социальной реабилитации детей-инвалидов средствами древнерусской живописи.

  26. О методике художественно-реабилитационной работы с детьми-инвалидами в рамках реабилитационно-культурологического цикла.

  27. Беседы по иконописи.

  28. Художественно-культурологическая арттерапевтическая работа по канону (практическая часть).

  29. Результаты социальной реабилитации.

  30. Социально-психологический аспект реализации проекта.

  31. Краткая информация о детях-инвалидах „Инва-Студии“.

  32. Творческие характеристики детей-инвалидов.

  33. Персональные выставки.

  34. Коллективное творчество.

  35. Арттерапевтический комплекс.

  36. Социальная реабилитация и социальная политика.

  37. Изменение концепции социальной защиты населения.

  38. Индустрия для инвалидов.

  39. Действенная экспертно-аналитическая служба.

  40. Служба экстренной помощи инвалидам.

  41. Координация и взаимодействие работы общественных структур с госу-

  42. дарственными.

  43. Предприниматели и общественные организации инвалидов.

  44. Учебно-реабилитационная работа вузов.

  45. Опыт русской православной церкви в работе с детьми.

  46. Деятели культуры в борьбе за детей.

  47. Формирование социального иммунитета у молодежи.

  48. Реабилитационное образование в школе.

  49. Формирование реабилитационных структур в субъектах Федерации,

  50. Федеральных округах.

  51. Реабилитационный механизм.

  52. Стимулирование реабилитационной работы.

  53. Критерии оценки реабилитационной работы.

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

Тема: «Актуальные проблемы социальной поддержки инвалидов»

Вопросы:

1. Из истории проблемы.

2. Инвалидность и реабилитология.

3. Актуальные проблемы социальной поддержки инвалидов.

4. Инвалидность и возможности социально-культурной реабилитации.

Инвалидность, как феномен нарушения взаимодействия человека и общества, является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения.

Как социально-биологическая проблема, инвалидность представляет интерес в контексте соотношения биологических и социальных механизмов, адаптации и компенсации.

В наше время, вполне ощутимым процессом стала не только физическая инвалидизация населения, но духовная и социальная.

В течение многих десятилетий отношение к людям с физическими и умственными недостатками было печальной историей непонимания, отвержения, подозрения, страха перед сближением, изоляции. К людям с инвалидностью, особенно, с умственными недостатками, относились враждебно, как к наказанным Богом, проклятым. 1

С середины прошлого столетия в мире возникает новая тенденция в понимании инвалидности: одновременно как феномена физического, психического, социального.

__________________________________________________________________1. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. /Под редакцией Е. Р. Ярской-Смирновой и П. Романова М.: ННИОНРАН, 2002 г./ с. 12.

В 50-60 годы в Британии, Швеции и затем США и Канаде появляются новые социальные образования инвалидов, которые в корне отличаются от традиционных. Это т.н. «групповые дома», различного рода «социальные общины» отличительными особенностями которых является новое отношение к инвалиду, практически перечеркивающее само понятие инвалид (с латинского – «недействительный»). Своего рода первым толчком, инициирующим началом нового социального движения послужили в 20-м столетии Первая и Вторая мировые войны, давшие миру колоссальное количество инвалидов, которые не хотели и уже не могли жить по-прежнему.

К тому же примеры активной жизнедеятельности инвалидов в политике, культуре заставили провести оценку и самооценку возможностей человека с ограничениями жизнедеятельности.

С конца 1960-х начала 1970-х в США, Швеции и ряда других стран (с высоким уровнем социальной защиты населения) развернулась политика т.н. «деинституциализации» в отношении инвалидов, возникло движение т.н. «независимой жизни». Вошли в конфликт «медицинская» модель инвалидности и «социальная». Стали рассеиваться мифы об инвалидности, а прежняя терминология в т.ч. глухой, слепой и пр. восприниматься как ярлыки.1

В Европе и США получили свое развитие:

  1. десегрегация школ;

  2. расширение доступа к образованию (wiclening participation);

  3. интеграция (mainstreaming);

  4. инклюзия (inclusion - включение).

__________________________________________________________________

1. Социальная политика и социальная реабилитация в изменяющейся России, с. 19.

Это позволило, прежде всего, инвалидам, независимо от их национальной, расовой принадлежности, а также заболевания получать наравне с другими полное образование (в обычных школах), работать в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями.

Реализация принципов интеграции, инклюзии дает возможность повышать уровень социальной адаптации общества, его морально-нравственных качеств, прогрессивной динамики.

Новые тенденции в инвалидном движении в Европе и Америке во второй половине ХХ века продолжали развиваться.

Все это не могло не влиять на изменения в отечественном законодательстве. Тем не менее, ещё в начале 90-х годов оно трактовало инвалидность с прежних «консервативных» позиций.

Вместе с тем, с середины 90-х годов, вышел ряд постановлений и законов РФ, которые уже пересматривали прежнее отношение к инвалидам.

Они были дополнены отраслевыми нормативными актами, определяющими медицинские и социальные гарантии инвалидам. Особое внимание уделялось вопросам реабилитации инвалидов. С возможностью разработки индивидуальных программ как фундамента социальной политики.

В контексте нашей темы особого внимания заслуживают два нормативно-правовых документа, принятых в 1948 и 1954 годах. Это всеобщая Декларация прав человека и Декларация прав ребенка, которые послужили своего рода основаниями для разработки международных и национальных программ работы с детьми-инвалидами. В 1989 году они были дополнены Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке, по которой дети имеют равенство перед законом, право на юридическую защиту, право на развитие, право на жизнь, здоровье, выбор места жительства, право на воссоединение со своей семьей, на выражение мнения, информацию, на свободу объединения, личную жизнь, образование.

Инвалидность и реабилитология

В советское время для инвалидов были созданы специальные организации ВОИ, ВОС, ВОГ (Всесоюзное общество инвалидов, Всесоюзное общество слепых, Всесоюзное общество глухих) и др., в задачи которых входила, помимо прочего, и социальная реабилитация. Тем не менее, эти задачи не выполнялись или выполнялись очень ограниченно.

Конечно, нельзя сказать, что в советское время не решали проблем инвалидов, не заботились о них. В силу довольно высокого уровня развития социальной сферы инвалиды получали многое и не только из того, что касается материального снабжения, медицинского обслуживания, сферы услуг (в этом смысле для инвалида в то время делалось, подчас, много больше, чем в настоящее время). Тем не менее, для инвалида как бы изначально многие общественные институты были закрыты. Общество как бы стеснялось показывать своих инвалидов, и организации ВОИ, ВОС, ВОГ и другие были своего рода цивилизованными резервациями – государством в государстве.

Инвалиды были ограничены в образовании, отрешены от основных культурных ценностей.

В наше время, при всех его проблемах, инвалидов перестали стесняться. Их не только стали публично показывать, говорить о них, но дают возможность открыто обсуждать их проблемы, создавать самые различные общественные институты, организовывать международные мероприятия, в том числе спортивные чемпионаты, фестивали, другие форумы. Разработана государственная программа «Дети инвалиды». С начала 90-х годов начинают создаваться научно-исследовательские институты, занимающиеся проблемами инвалидов. В 1996 году в Тюмени состоялся Первый Международный конгресс инвалидов, где были рассмотрены все основные проблемы этой части нашего общества, была впервые разработана и обсуждена региональная комплексная программа реабилитации инвалидов Тюменской области, приняты другие важные документы с учетом современного состояния инвалидов и их перспектив.1 Тем не менее, положение инвалидов остается до сих пор сложным. Они, как правило, ограничены или даже изолированы в обществе от культуры, профессиональной, образовательной, социально- политической деятельности и т. д.

Традиционно сложившиеся структуры, призванные решать их проблемы ВОИ, ВОС, ВОГ и др. не в состоянии сделать это, тем более что они сами, подчас, требуют реформ и перестройки.

По данным наших исследований до 90% инвалидов испытывают острые проблемы в медицинском, материальном, финансовом обеспечении, в культуре. Необходима системная комплексная их реабилитация на государственном уровне.

Культура, как мы уже отмечали, пожалуй, в большей степени, чем другие отрасли человеческой деятельности оказалась недоступной или мало доступной для инвалида. С одной стороны, в силу неадаптированности культурных учреждений, с другой, ввиду её дороговизны, в первую очередь, для инвалида.

Вместе с тем, именно культура, может изменить многое в его жизни. Творческий процесс, в сфере культурной деятельности и, в частности, в области изобразительного искусства, тем боле в духовной сфере, может преобразить человека. Инвалид, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, обретет в

__________________________________________________________________

1. Галкин Н. Н. Социальная реабилитация детей-инвалидов средствами духовной живописи. Проблем социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов. Тезисы докладов и сообщений международного конгресса по проблемам социальной, медицинской и психологической реабилитации инвалидов. Тюмень 1996 г., с. 79.

культуре и через культуру поддержку – опору в себе и обществе. Овладевая культурными ценностями, добиваясь успехов, скажем, в области изобразительного искусства, он по-новому осознает себя и перестает быть «социальным изгоем».

Слово «культура» - калька с латинского (лат. –culture, англ. – culture, нем. – die culture). Уже в древности (в классической латыни) имело разные смысловые оттенки или даже различные значения, в зависимости от контекста: «возделывание», «обработка», «воспитание» и т.п. 1

В реабилитологии культура – отрасль человеческой деятельности, которая, может оказать влияние (по принципу возделывания), изменить образ жизни, состояние и положение человека в обществе.

Следует отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция быстрой инвалидизации общества. В мире, по данным ВОЗ, 10% населения – инвалиды.2 В России эта цифра значительно выше (данные специалистов-реабилитологов). Основные причины инвалидизации известны, тем не менее, последствия могут быть непредсказуемы. Совершенно очевидно, что необходима система социальной реабилитации не только со стороны государственных организаций, но в первую очередь, общественных.

«Реабилитация, по определению ВОЗ, «комплексное, направленное использование медицинских, социальных, образовательных и трудовых мероприятий с целью приспособления больного (инвалида) к деятельности на максимально возможном для него уровне». Это определение оптимально учитывает не только состояние, но и интересы инвалида в обществе.

Реабилитология, как наука, занимается восстановлением жизненных способностей инвалидов. В настоящее время она достаточно широко представлена направлениями:

__________________________________________________________________

1. Никитин В. А. Основы православной культуры, М., с. 37.

2. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. По редакцией Е.Р.Ярской-Смирновой и П.Романова, с.17.

  • медицинским;

  • спортивным (медико-спортивным);

  • психофизическим;

  • социально-психологическим;

  • психологическим;

и в меньшей степени:

  • социокультурным;

  • духовно-культурным.

В данном исследовании мы рассматриваем процесс реабилитации детей-инвалидов через область изобразительного искусства, отчасти древнерусской живописи, и психофизическое влияние культуры и искусства на них. Эта область науки называется арт-реабилитология или реабилитация через или посредством изобразительного искусства, художественного творчества.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Центрального федерального округа злоупотребление алкоголем как угроза национальной безопасности России. Антикризисные меры. Сборник материалов Москва

    Документ
    Злоупотребление алкоголем как угроза национальной безопасности России. Антикризисные меры: Сборник материалов / Общественный совет Центрального федерального округа.
  2. Россия 163069, г. Архангельск, ул. Попова, дом 6, тел. 20-75-51, тел (1)

    Документ
    Чествовали людей разных профессий, и простых работников и руководителей крупных предприятий области. В зале медсестра сидит рядом с видным ученым, машинист поезда - с капитаном корабля.
  3. Ридер национальные интересы россии в мире о понятии национального интереса: теоретические и методологические аспекты

    Закон
    Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
  4. Законности и правопорядка экологическая безопасность россии проблемы правоприменительной практики

    Закон
    Сборник научных трудов подготовлен по материалам научно-практической конференции, организованной 29 ноября 2002 г. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ совместно с Комитетом Совета Федерации
  5. В России (1)

    Документ
    Председателей судов хотят избавить от "коррупционных подозрений" (КоммерсантЪ,  Газета,  Москва,  Мария Плюснина, Екатеринбург; Максим Иванов,

Другие похожие документы..