Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
На кафедре факультетской терапии традиционно уделяется большое внимание совершенствованию форм и методов самостоятельной работы студентов, которая пр...полностью>>
'Документ'
1.4. Посадові особи замовника, уповноважені здійснювати зв'язок з учасниками (прізвище, ім'я, по батькові, посада та адреса, номер телефону та телефак...полностью>>
'Закон'
где а – произвольное число, а  – положительное число, то говорят, что  распределена по нормальному закону или что  “нормальная” случайная величина...полностью>>
'Семинар'
В описание этапов развития франчайзинга (в хронологическом порядке), ключевые личности, чьяпредпринимательская деятельность легла в историю появления ...полностью>>

Методические рекомендации по организации службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования Содержание

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации
по организации службы
комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового
обеспечения образования

Содержание

Методические рекомендации
по организации службы
комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового
обеспечения образования 1

I.Введение 4

II.Общая структура Службы 5

III.Алгоритм формирования (развития) Службы 6

IV.Нормативно-правовое регулирование деятельности Службы 8

V.Особенности Службы областного уровня 10

VI.Особенности Службы муниципального уровня 11

VII.Особенности Службы уровня образовательного учреждения 11

VIII.Основные направления деятельности Службы, выбор приоритетов 14

IX.Организация мониторинга деятельности Службы 17

X.Приложения 18

Приложение 1 18

Положение
О Координационном совете службы психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования
Новосибирской области
Департамента образования Новосибирской области 18

Приложение 2 22

Дополнение к должностным обязанностям специалистов,
обеспечивающих деятельность Координационного совета (рабочий аппарат) 22

Приложение 3 23

Положение
о Службе психолого-педагогического,
медико-социального и правового обеспечения образования
Новосибирской области 23

1.Общие положения 23

2.Организационные основы системы
комплексного ППМСиП обеспечения образования 24

3.Направления деятельности Службы 30

4.Управление Службой 33

5.Примерные должностные инструкции специалистов Службы 33

Приложение 4 63

Положение о порядке открытия и организации деятельности
психолого-медико-педагогически комиссий
на территории Новосибирской области 63

I.Общие положения 63

II.Цели и задачи 63

III.Организационные основы системы ПМПК в Новосибирской области 65

IV.Направления деятельности ПМПК 68

V.Порядок открытия и финансирование ПМПК 69

VI.Управление работой ПМПК. Оплата труда. 70

VII.Организация работы ПМПК 71

VIII.Родители (законные представители) 72

Приложение 5 73

Примерное положение о психолого- медико- педагогическом консилиуме 73

Приложение 6 76

Примерные организационно- управленческие модели
службы комплексного психолого-педагогического,
медико-социального и правового обеспечения образования 76

Приложение 7 77

Организационно- содержательные модели
деятельности педагога- психолога 77

Приложение 8 80

Образцы договоров о сотрудничестве между структурами Службы
(вертикаль), межведомственный (горизонталь) 80

Приложение 9 84

Формирование запроса на деятельность службы комплексного психолого- педагогического, медико- социального и правового обеспечения образования 84

Приложение 10 85

Примерное положение о мониторинге Службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования 85

Приложение 11 88

Примерные требования к планам и отчётам Службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования 88

XI.Глоссарий 90

XII.Список сокращений 92


  1. Введение

Психологическая служба в Новосибирской области выходит на новый этап развития: определяется стратегия и направления деятельности, формы взаимодействия с участниками образовательного процесса, апробируются организационно-управленческие и организационно-содержательные модели деятельности.

На первый план выходит требование оптимизации взаимодействия педагога-психолога с социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником, классным руководителем с целью обеспечения максимальной эффективности сопровождения участников образовательного процесса. Такое взаимодействие может быть построено в рамках Службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования (далее – Службы).

Единая организационно-управленческая модель Службы предусматривает:

  • во-первых, межведомственное взаимодействие органов управления образования, здравоохранения, соцзащиты, внутренних дел, иных ведомств в интересах защиты детства, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения;

  • во-вторых, общую стратегию работы с детьми всех специалистов службы сопровождения образовательного учреждения;

  • в-третьих, единую вертикаль управления структурными подразделениями системы ППМСиП обеспечения от уровня образовательного учреждения до соответствующих подразделений региональных органов.

Основой для осуществления межведомственного взаимодействия и преемственности в деятельности органов управления образованием на всех управленческих уровнях является единая государственная политика в сфере защиты детства, зафиксированная в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г., Федеральной целевой программе развития образования (2006-2010 годы), Концепции инновационного развития образования Новосибирской области.

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в сфере развития образования требует обязательного сопровождения инновационных процессов с целью нейтрализации рисков, а, значит, и формирования запроса на деятельность службы психологической службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования. В противном случае школьные факторы риска, и без того ставшие социально значимыми, объективно влияющими на жизнь и здоровье участников образовательного процесса, начинают преобладать над позитивными перспективами инноваций.

Построение эффективной системы психолого-педагогической, медико-социальной и правовой помощи в образовательном учреждении позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, повысить адаптационные возможности участников образовательного процесса.

Для достижения этой цели в числе прочего необходимо иметь реально применимый, принятый исполнителями и обеспеченный инструментарием механизм взаимодействия структурных элементов Службы.

Настоящие рекомендации описывают как сам механизм, так и алгоритм его внедрения на всех уровнях (областной, муниципальный, уровень образовательного учреждения), и предназначены для руководителей образовательных структур (управлений, учреждений), формирующих заказ на деятельность Службы, и для исполнителей этого заказа – специалистов управлений образования, педагогов-психологов, соцпедагогов, учителей-логопедов, дефектологов, классных руководителей и т.д. Рекомендации снабжены пакетом нормативно-правовых документов, обеспечивающих деятельность Службы.

При работе с рекомендациями следует помнить, что эффективность деятельности любой структуры или специалиста напрямую зависит от чёткости формулировок ожидаемых результатов, которые и должны быть обозначены в запросе.

  1. Общая структура Службы

Служба комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования представляет собой систему вертикально– горизонтального взаимодействия различных структур, осуществляющих организацию комплексной помощи участникам образовательного процесса и непосредственно её оказывающих – элементов системы.

Вертикальное взаимодействие осуществляется между федеральным, региональным, муниципальным уровнями и уровнем образовательного учреждения. Каждый уровень связан с другими административной и профессиональной линиями руководства и состоит из 5 основных элементов: Координационного (для уровня образовательного учреждения – Методического) совета, административного отдела (специалиста) управления образования, головного центра, несущего научно-методические функции, профильных и территориальных ППМС-центров, психолого-медико-педагогических консультаций/комиссий ПМПК (для образовательных учреждений – психолого-медико-педагогических консилиумов ПМПк).

Система вертикально-горизонтального административного и профессионального взаимодействия предусматривает равноценные партнёрские отношения по формированию и исполнению социального заказа, соответствующего перспективам социально-экономического развития региона (территории).

Все элементы Системы имеют аналоги на каждом уровне и могут быть описаны следующим образом:

  1. Координационный совет – коллегиальный орган общественно-государственного управления, включающий в себя полномочных представителей всех социальных ведомств и общественных организаций (приложение 1). Руководство Координационным советом возлагается на заместителя управления (министерства, департамента, отдела) образования.

Координационный совет является необходимым звеном, сводящим воедино линии административного и профессионального руководства и обеспечивающим деятельность Службы необходимыми управленческими решениями. Решения Координационного совета посредством иных процедур (приказы, распоряжения, инструкции соответствующих ведомств) приобретают нормативно-правовой статус. Координационный совет, по сути, формирует запрос на деятельность службы, обеспечивая этот запрос соответствующими разработками и управленческой поддержкой. Кроме того, Совет является экспертом как для заказчика - департамента (управления) образования (руководителя образовательного учреждения), оценивая соответствие потенциала образовательных услуг заявленной потребности, так и для исполнителей (экспертиза Программ развития региона/муниципального образования/образовательного учреждения на предмет защиты прав детей, инновационных программ и проектов).

Для решения тех или иных проблем уровня Координационного совета (разработка нормативных документов, методических рекомендаций, мониторинга системы психологического обеспечения образования и т.д.) под эгидой Совета создаются временные творческие (проблемные) группы с привлечением соответствующих специалистов, деятельность которых строится (и оплачивается) в проектном режиме.

На уровне образовательного учреждения функции Координационного совета может выполнять Методический совет или психолого-медико-педагогический консилиум, возглавляемые руководителем образовательного учреждения..

  1. Отделы (специалисты) в областном и муниципальных управлениях образованием, обеспечивающие линию административного руководства. Их основная задача – создавать условия для бесперебойного функционирования системы Службы и активного взаимодействия всех элементов этой системы (организационно-управленческое направление).

На уровне образовательного учреждения эти функции могут быть возложены на руководителя образовательного учреждения.

  1. Научно (информационно)-методический центр (ресурсный центр, методический кабинет, головной ППМС-центр с научно-методическим профилем работы) обеспечивает линию профессионального руководства. Их основная задача – содержательное наполнение деятельности Службы, методологическое и технологическое обеспечение (информационно- методическое направление). На базе такого Центра формируется собственно Служба (приложение 3), а специалисты Центра (кабинета) составляют рабочий аппарат Координационного совета (с расширением функционала - приложение 2).

На уровне образовательного учреждения это может быть кафедра (лаборатория) психологического обеспечения образования или педагог- психолог, возглавляющий Службу психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования.

  1. ППМС-центры (профильные, территориальные) и иные учреждения (специализированные школы, коррекционные образовательные учреждения, детские дома, приюты) предоставляют специализированную психолого- педагогическую, медико- социальную, правовую помощь различным категориям детей. Специализированные ППМС- центры по профессиональной линии подчиняются учебно-методическому центру (кабинету), по административной линии - соответствующему отделу (специалисту) управления образования.

В образовательном учреждении специализированную помощь детям оказывают отдельные специалисты - педагог-психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, медицинский работник, уполномоченный по правам ребёнка, объединённые в единую Службу.

  1. Психолого-медико-педагогические консультации/комиссии (ПМПК) в общей системе Службы отвечают за раннее выявление и классификацию проблем в обучении и социализации детей с целью предоставления им в дальнейшем квалифицированной помощи (консультативно- диспетчерское направление). Профессиональное руководство осуществляется вышестоящей ПМПК, административное – руководителем управления (отдела) образования.

Аналогом ПМПК в образовательном учреждении является психолого- медико- педагогический консилиум - ПМПк (приложение 5).

  1. Алгоритм формирования (развития) Службы

Развитие Службы предполагает активную деятельность в рамках четырёх основных стратегий:

  • нормативно- правовое обеспечение

  • информационно- методическое обеспечение

  • кадровое обеспечение

  • материально- техническое обеспечение

При этом работа по всем указанным направлениям должна вестись одновременно и быть точно скоординированной, так как отставание или опережение в деятельности по той или иной стратегии повысит риск принятия неподтверждённой ресурсами Программы развития Службы, что, в свою очередь, заменит Систему беспрограммной, хаотично- мероприятийной деятельностью.

Поэтому первым шагом в формировании Службы должно быть создание Координационного совета.

В целом алгоритм действий по созданию службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования может быть следующим:

  1. Создание Координационного совета комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования (в образовательном учреждении – включение дополнительных функций в деятельность Методсовета), в состав которого входят полномочные представители социальных ведомств, образовательных учреждений, отвечающих за подготовку и переподготовку специалистов Службы и общественных организаций, действующих в интересах защиты детей. Руководство Советом осуществляет заместитель начальника управления образования.

В Положении о Координационном совете должны быть предусмотрены:

  • система выявления проблем и поиска решений (рабочие, творческие, проблемные группы с привлечением специалистов на договорной основе);

  • система принятия управленческих решений (полномочия представителей ведомств, готовящих по рекомендации Координационного совета проекты нормативных документов и обеспечивающих их согласование и утверждение);

  • система реализации решений Совета и мониторинга их выполнения (рабочий аппарат, в функции которого входит вся организационная работа, в т.ч. право заключения договоров).

  1. Оценка ресурсов, необходимых для деятельности Службы:

Обычно оцениваются ресурсы кадров, времени, управленческие, информационно-методические, материально-технические и финансовые.

Кадровые ресурсы:

  • соответствие квалификации специалистов требуемой деятельности;

  • потребность в повышении квалификации и переподготовке кадров;

  • потребность в расширении штатов;

  • необходимость и возможность привлечения специалистов со стороны для выполнения каких-либо мероприятий (партнёры).

Ресурсы времени:

  • соответствие суммарного времени, необходимого для выполнения плана, рабочему времени задействованных в его выполнении специалистов;

  • потребность в дополнительном временном ресурсе, возможности его расширения (привлечение других специалистов, сужение цели и сокращение плана и т.д.).

Управленческие ресурсы:

  • потребность в управленческих решениях вышестоящего уровня для реализации какого-либо мероприятия (блока мероприятий);

  • потребность в принятии коллегиальных решений и, соответственно, в проведении мероприятий (совещаний, конференций, консилиумов и т.д.), выходящих за рамки плана (более высокого уровня);

  • потребность в нормативно-правовых документах, обеспечивающих выполнение плана.

Информационно-методические ресурсы:

  • потребность в регулярном получении определённой информации (периодика, Интернет, рассылка);

  • потребность в методических материалах.

Материально-технические и финансовые ресурсы:

  • наличие необходимых помещений, оргтехники, канцтоваров, расходных материалов и т.д., дополнительная потребность в них;

  • потребность в дополнительном финансировании (командировочные расходы, расходы на проведение мероприятий).

  1. Выбор оптимальной модели развития Службы на данной территории /в образовательном учреждении (примерные модели приведены в приложениях 6 и 7), исходя из ресурсной базы и возможности её развития.

  2. Заключение договоров о сотрудничестве (приложение 8) с обозначением функционала каждого элемента Системы (регион – муниципальное образование - образовательное учреждение; учебно-методический центр - ППМС-центры и т.д.). Договорные отношения позволяют поэтапно вводить в Систему новые территории и образовательные учреждения по мере их готовности и оптимизировать использование ресурсов.

  3. Создание групп специалистов, определяющих круг конкретных проблем и путей их решения, которые соответствуют взаимным ожиданиям и ресурсам (творческие, проблемные группы Координационного совета). Обоснование и выбор приоритетных направлений деятельности.

  4. Разработка Программы развития Службы

  5. Оформление запроса (приложение 9) на соответствующие элементы Системы для решения приоритетных проблем (в т.ч. на многопрофильную помощь со стороны ППМС-центра). Запрос может быть также предъявлен в форме конкурса проектов - для Системы, имеющей стабильное финансовое обеспечение (примеры: «Комплексное ППМСП сопровождение предшкольного образования», «Организация комплексной помощи детям из неблагополучных семей», «Комплексное сопровождение профильного обучения», «Комплексная помощь часто болеющим детям», «Преодоление агрессии и профилактика насилия в системе воспитательной деятельности школы»). При этом приветствуется объединение отдельных элементов Системы в проектные группы и совместная реализация проектов с целью оптимизации ресурсов.

  6. Мониторинг выполнения запросов и реализации Программы в целом, анализ возникающих проблем, корректировка запросов.

Предлагаемый алгоритм создания (развития) Службы позволяет координировать деятельность всех структур и включить их на паритетных началах в решение проблем комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования. В результате формируется Система, в которой оптимально сочетается административное, договорное и проектное взаимодействие всех её элементов.

  1. Нормативно-правовое регулирование деятельности Службы

Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям, семьям и педагогам является частью образовательной деятельности в системе образования Новосибирской области и имеет общую правовую основу.

Основными нормативными документами федерального уровня, определяющими стратегию развития Службы, являются Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010 года, Программа «Развитие службы практической психологии образования на 2004-2010 годы» и Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2010 года.

Законом «Об образовании» от 10.07.1992 7. №3266-1 нормативно-правовое регулирование деятельности Службы отнесено к субъектам Российской Федерации, которые, в свою очередь, могут делегировать свои полномочия и ответственность органам местного самоуправления.

Таким образом, выстраивая систему комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования, на региональном и муниципальном уровнях необходимо формировать собственную нормативную базу, регламентирующую взаимодействие всех элементов Службы.

В качестве основополагающих документов, обеспечивающих деятельность Службы, в Новосибирской области служат

  • Концепция инновационного развития образования в Новосибирской области;

  • Положение о Координационном совете комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования (приложение 1)

  • Положение о Службе комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования (приложение 3)

  • Положение о Главной областной психолого-медико-педагогической консультации (приложение 4)

  • Примерное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (приложение 5)

  • Примерные должностные инструкции специалистов Службы в рамках определённой организационно- содержательной модели деятельности (приложение 12).

Муниципальный (районный уровень) для организации деятельности Службы формирует свой пакет документов, в который должны войти:

  • Положение о районном Координационном совете комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования

  • Положение о районной Службе комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования

  • Положение о психолого-медико-педагогической комиссии

  • Договоры о сотрудничестве в сфере функционирования Службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования (для организации работы в пилотных районах) - приложение 8

  • Договоры о межведомственном взаимодействии в области организации системы службы психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования - приложение 8-2

Далее в рамках Программы развития Службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования утверждаются различные локальные акты, обеспечивающие решение нормативно-правовых, организационно-управленческих, научно-методических, информационных и кадровых задач развития Службы.

Таковыми могут быть:

  1. Примерные положения, инструкции, приказы, распоряжения, решения, обеспечивающие оказание комплекса психологических, медицинских, социальных и правовых услуг участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов и видов на всех образовательных уровнях (от дошкольного до высшего профессионального)

  2. Документы, являющиеся нормативно-правовой основой для внедрения преподавания предмета «Психология» как средства воспитания психологической культуры обучающихся в общеобразовательные школы и учреждения профессионального образования:

  • акты (приказы, распоряжения, решения), определяющие включение предмета «Психология» в инвариантную часть учебного план образовательного учреждения;

  • утвержденные соответствующим органом образовательного учреждения программы учебных курсов психологии (в том числе спецкурсов, элективных курсов, факультативов);

  • методические материалы по реализации этих образовательных программ.

Учебно-методическая документация должна соответствовать всем требованиям к образовательным программам и методическим разработкам, обеспечивающим образовательный процесс. Можно воспользоваться типовыми программами, рекомендованными МО или региональными и муниципальными органами управления, использовать авторские программы, при условии их соответствия всем требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию подобных документов.

  1. Локальные акты, регламентирующие организацию и проведение психолого-медико-социального мониторинга с целью осуществления систематического анализа воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических, педагогических и воспитательных технологий на качество обучения, состояние здоровья и личностные изменения обучающихся.

  2. Локальные акты, регламентирующие организацию и проведение проектирования и экспертизы образовательной среды с целью оценки соответствия образовательных, воспитательных, социальных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и других составляющих образовательной среды поставленным развивающим задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; подготовка специалистов в этой области.

Организационно-управленческие, научно-методические, информационные и кадровые задачи решаются в каждом конкретном образовательном учреждении на основе той нормативно-правовой базы, которая обеспечивает функционирование и развитие системы психолого-педагогической, медико-социальной и правовой помощи субъектам образовательного процесса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Положение о Службе психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования Новосибирской области Общие положения

    Документ
    Настоящее положение регулирует организационно-методическую основу деятельности Службы психолого-педагогического, медико-социального и правового (ППМСиП) обеспечения образования (далее - Служба) Новосибирской области.
  2. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г определяет приоритетные цели и задачи, решение (1)

    Решение
    Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-медико-педагогической
  3. Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления отдельных категорий детей и подростков, нуждающихся в педагогическом и ином специальном сопровождении Воронеж 2011

    Методические рекомендации
    3. Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных учреждениях, по проведению туристских походов,
  4. Методические рекомендации по организации работы учреждений дополнительного образования детей и молодежи в 2011/2012 учебном году Содержание

    Методические рекомендации
    4.Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи художественного, технического, туристско-краеведческого, эколого-биологического профилей.
  5. Методическое пособие рассмотрено и утверждено методическим советом Государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической-медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Авторы-составители

    Учебно-методическое пособие
    Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической-медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

Другие похожие документы..