Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
потребность в обмене товарами  накопление материальных богатств  богатства городов используются руководителями государств как средство объединения с...полностью>>
'Доклад'
Отец поэта, Эмиль Вениаминович Мандельштам, торговец кожей и соблюдавший религиозные обряды еврей, самоучкой изучивший русский и немецкий, читавший Ш...полностью>>
'Техническое задание'
Лагерь должен соответствовать требованиям СанПиН 2.4.4.2605-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима ...полностью>>
'Документ'
Прямо за мной, возвышаясь почти на 30 метров, стоял идеальный зиккурат, храм Кукулькан. В каждой из четы­рех его лестниц насчитывалось по 91 ступени....полностью>>

Собрание Доклад «О состоянии законодательства Алтайского края»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

5. Предложения по отдельным направлениям правового регулирования в сфере земельных отношений и природопользования

В настоящее время разрабатывается проект Концепции по созданию особо значимых аграрных территорий, в группу которых может войти и Алтайский край. Правительству Российской Федерации предложено инициировать реализацию пилотного проекта по созданию такой зоны в Алтайском крае.

На подготовительном этапе необходимо создать условия наибольшего благоприятствования осуществлению проекта. Для этого требуется корректировка нашего законодательства в области производства сельхозпродукции и оборота земель сельскохозяйственного назначения.

5.1. Согласно статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 9 и 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки могут сдаваться в аренду. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом собственного правового регулирования арендных отношений.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим оборот земельных участков сельхозназначения, является закон Алтайского края «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения». Однако этот закон практически не содержит положений о регулировании вопросов, связанных с арендой земельных участков на территории края. Так, не установлены положения о минимальном сроке аренды земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства и иных видов разрешенного использования сельскохозяйственных угодий (ч. 3 ст. 9 Федерального закона), об условиях передачи в аренду (или в собственность) земельного участка, находящегося в фонде перераспределения земель (ч. 4 ст. 10 Федерального закона), о минимальных размерах образуемых новых земельных участков на территории края (ч. 1 ст. 4 Федерального закона).

5.2. В рамках краевого земельного законодательства целесообразно рассмотреть возможность законодательного регулирования механизмов предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля для осуществления сельскохозяйственного производства (ч. 5 ст. 10 Федерального закона).

Цель предлагаемых выше изменений – использование своего права на нормативное регулирование земельных отношений в сфере сельского хозяйства для выработки четких позиций Алтайского края по наибольшему спектру вопросов при разработке концепции пилотного проекта по созданию особой аграрной территории в крае.

5.3. Одним из важнейших элементов вовлечения в хозяйственный оборот земли, увеличения инвестиций в этот пласт национального богатства края, является развитие земельной ипотеки.

Ипотечный оборот земли должен иметь законные основания и предполагает запуск механизма залога земли. В нем должны участвовать владельцы земельных паев, банки, страховые компании, закладные ценные бумаги (векселя), либо земельные облигации. Включение механизма залога земли позволит привлечь инвестиции в развитие сельского хозяйства, обеспечить безопасность кредитору-залогодержателю. Для организации полноценного ипотечного оборота земли можно обеспечить действие инвестиционного механизма, позволяющего переводить земли из государственной или муниципальной собственности в акционерную, преобразовать действующие унитарные предприятия вместе с земельными участками в открытые акционерные общества – земельные залоговые фонды. Органы государственной власти Алтайского края и органы местного самоуправления должны быть наделены правом своими решениями вносить государственное или муниципальное имущество (в том числе земельные участки и имущественные комплексы) в качестве уставного вклада в открытые акционерные общества. Также могут быть преобразованы действующие унитарные предприятия (ГУПы, МУПы) вместе с земельными участками.

Земельное ипотечное кредитование может распространяться и на муниципальные земли. Органы местного самоуправления могут заложить свою землю в банке для развития ипотечного строительства, в том числе социального жилья.

Решение этих проблем требует разработки стратегии развития земельного инвестиционного механизма и нормативно-правового обеспечения его действия с принятием решения об участии края в пилотном проекте. Однако Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» запрещает ипотеку земельных участков за исключением тех, которые предназначены для жилищного строительства или для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Необходима законодательная инициатива по внесению изменений в федеральный закон об ипотеке в части наделением права некоторых субъектов Российской Федерации, в отношении принято решение о создании особых аграрных территорий.

5.4. Для обеспечения оптимального распределения средств краевого бюджета в целях выравнивания помощи сельхозпроизводителям необходимо среди основных принципов аграрной политики, установленных законом Алтайского края «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае», закрепить принцип учета природно-климатических условий при ведении сельскохозяйственного производства. Этот принцип гарантирует оказание государственной поддержки товаропроизводителям, находящимся в сложных климатических условиях.

5.5. В формировании и развитии аграрного рынка Алтайского края первостепенное значение имеет рынок зерна. Особая роль зерна в составе продукции АПК определяется его стратегическим значением как основного продукта питания, а для отдельных отраслей животноводства – главного компонента кормов. Уровнем развития рынка зерна во многом определяется продовольственная независимость края.

Алтайский край – один из крупнейших регионов России по производству и вывозу зерна. В настоящее время региональный зерновой рынок находится все еще в стадии формирования. Среди основных факторов, сдерживающих его развитие, можно в частности отметить следующие:

недостаточное развитие рыночной инфраструктуры;

информационная непрозрачность и, как следствие этого, наличие теневого оборота зерна;

присутствие на рынке избыточного количества посредников;

низкая материально-техническая обеспеченность отрасли;

отсутствие единых ценовых индикаторов и т.д.

Все это диктует необходимость формирования и эффективного функционирования рынка зерна в Алтайском крае.

Одним из направлений по формированию рынка зерна региона является совершенствование сбытовой политики путем развития биржевой торговли зерном. Преимущественная часть сельскохозяйственной продукции в развитых странах продается на товарных биржах. Развитие биржевой торговли является одной из важнейших мер по формированию общероссийского и региональных (локальных) зерновых рынков.

Степень организованности зернового рынка в Алтайском крае остается на низком уровне. Исследования 2003 года показали, что через биржу в крае реализовывается менее 1% товарного зерна.

Преимущества биржевой торговли:

появляются механизмы, при которых капиталу выгодно финансировать сельское хозяйство, что, в свою очередь, снизит нагрузку на государственный (региональный) бюджет;

увеличатся налоговые поступления от операций вследствие легализации торговли. По предварительным оценкам экспертов, теневой рынок зерна в Алтайском крае составляет более 1 млн. тонн зерна в год;

стимулируется кредитование коммерческими банками сельхозтоваропроизводителей под залог «срочных контрактов», обращающихся на бирже.

Кроме того, биржевая торговля способствует созданию равных условий торговли для участников рынка, а также созданию рыночного механизма для проведения государственной ценовой политики.

Принимая во внимание сказанное, предлагается рассмотреть возможность принятия закона об организации биржевой торговли зерном в Алтайском крае.

5.6. Согласно Плану мероприятий по выполнению Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года в сфере природопользования и развития лесной отрасли предусматривалась разработка краевой целевой программы «Восстановление лесов Алтайского края» (июль 2007 года). Предлагается разработать программу с расширенным предметом правового регулирования, включив в нее развитие лесопромышленного комплекса, поскольку лесная и деревообрабатывающая промышленность стоят в одном ряду с другими основными промышленного комплекса Алтайского края (Комплексная программа социально-экономического развития Алтайского края).

6. Отдельные направления правового регулирования в сфере местного самоуправления

6.1. В рамках муниципальной реформы главная задача органов государственной власти субъекта состоит в содействии развитию местного самоуправления на своей территории. В этой связи предлагается принятие целевой программы развития малых городов Алтайского края. Основные мероприятия программы – укрепление материально-технической базы органов местного самоуправления, организации работы с кадрами в муниципальных образованиях, совершенствование нормативной правовой базы и методическому обеспечению органов местного самоуправления, информационная поддержка местного самоуправления.

7. Отдельные направления правового регулирования в сфере торговли, поддержки товаропроизводителей, предпринимательства и инвестиций

7.1. С 1996 года в крае с принятием закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае» реализуются меры по развитию этого сектора экономики. К настоящему моменту насчитывается около 21 тысячи малых предприятий. В их числе есть и фермерские хозяйства (около 5 тысяч). Малый и средний бизнес обеспечивает сегодня более четверти поступлений в краевой бюджет. Он дает 22% валового регионального продукта Алтайского края.

Однако востребованность в увеличении числа малых и средних предприятий остается высокой, особенно в сельской местности. Это не только фермерские хозяйства, а равно сельскохозяйственные кооперативы и другие виды предприятий. Сельский малый бизнес способен решать проблемы безработицы, и что немаловажно - участвовать в развитии социальной сферы села, например, в строительстве или реконструкции детских садов. Наряду с мероприятиями по устранению административных барьеров предлагается разработать и принять целевую программу, гарантирующую государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в сельской местности.

7.2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 № 69 «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» ведется активная работа по созданию особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь». В стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года подчеркивается, что туристический кластер выступает в качестве одного из трех потенциально эффективных и конкурентоспособных кластеров рынка Алтайского края. В связи с этим необходимо принять краевой закон о туристской деятельности на территории Алтайского края, и на его основе разработать целевую программу, направленную на развитие туризма.

7.3. Развитию туризма в Алтайском крае будет способствовать развитие охотничьего хозяйства с предоставлением услуг мирового уровня. Принятием подзаконных актов данную задачу не решить. Необходим закон Алтайского края об охоте и развитии охотничьего хозяйства. Закон увяжет развитие охоты с лесным и земельным законодательством Алтайского края и законами в сфере туризма, установит формы и порядок государственной поддержки охотничьего хозяйства. На его основе можно разрабатывать целевые программы в данной сфере.

7.4. На территории края действует закон об инвестиционной деятельности, который нуждается в изменениях.

Закон называется «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае», однако в преамбуле сказано, что он регулирует общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением органами государственной власти края мер социально-экономического, правового и организационного характера по стимулированию инвестиционной деятельности юридических и физических лиц по приоритетным направлениям развития края. Соответственно, закон регулирует не только порядок осуществления инвестиционной деятельности органами государственной власти Алтайского края как таковой, а устанавливает различные меры государственной поддержки инвестиционной деятельности. Значит и наименование закона должно быть связано с государственным стимулированием инвестиционной деятельности в Алтайском крае. Поэтому в наименование следует включить концепт стимулирования инвестиций.

Во взаимосвязи с предлагаемым концептом необходимо обсудить обоснованность внесения следующих изменений в данный закон:

нормы о государственном сопровождении инвестиционных проектов как формы государственной поддержки;

нормы о приостановлении государственной поддержки инвестиционной деятельности;

нормы о прекращении государственной поддержки инвестиционной деятельности;

нормы о способах контроля за реализацией инвестиционных проектов, которым оказывается государственная поддержка.

7.5. Предпринимательская деятельность в сфере торговли на территории Алтайского края за последние годы резко активизировалась. При этом такая активность не всегда связана только с позитивными явлениями. Это торговля некачественными продуктами питания, наличие системы «выдавливания» с рынков сельхозпроизводителей и прочее.

Названные проблемы может урегулировать закон о торговой деятельности на территории Алтайского края. Он позволит оздоровить конкурентную борьбу, будет способствовать развитию предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях, укрепит систему мер по защите прав потребителей на территории края, закрепит участие государственных органов в регулировании торговой деятельности, в том числе поддержку социально значимых видов торговой деятельности, будет гарантировать поддержку отечественных и, в первую очередь, местных товаропроизводителей, высокий уровень торгового обслуживания населения, обеспечит равенство прав субъектов торговой деятельности, сократит возможности для необоснованной посреднической деятельности, в особенности на рынках по торговле сельскохозяйственной продукцией.

Этим законом можно решить вопрос об организации и контроле за осуществлением придорожной торговли (временной торговли), придать особый статус кооперации и заготовительным структурам. При том, что создание и поддержка сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых кооперативов на селе является актуальным направлением развития местных экономик.

7.6. Предметом правового регулирования закона Алтайского края «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевой продукции» является обеспечение качества и безопасности продовольственного сырья и пищевой продукции, регулирование отношений, возникающих между изготовителем, продавцом и потребителем продовольственного сырья и пищевой продукции при их обращении, а также деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих закуп, ввоз и поставку продовольственного сырья и пищевой продукции в Алтайский край.

Таким образом, закон в действующей редакции трактует понятие безопасности узко как необходимость соблюдать требования к потребительским свойствам товара. В этом же смысле понимаются и отношения по обороту продуктов питания и продовольственного сырья в крае.

Вместе с тем действующие нормы не распространяются на значительный пласт вопросов продовольственной безопасности нашей территории. Поэтому представляется перспективным расширение предмета регулирования данного закона за счет понимания безопасности как определенного состояния экономики и социальной сферы края, при котором имеются условия для удовлетворения потребностей жителей нашего региона в основных видах продовольствия.

В таком случае мы перейдем от регламентации качества потребительских свойств продуктов питания к комплексному регулированию продовольственной безопасности путем проведения государственной продовольственной политики, обеспечиваемой системой принимаемых органами государственной власти края мер экономического, правового, организационного и иного характера в целях увеличения роста потребления жителями Алтайского края основных видов продовольствия до рекомендуемых размеров потребления.

При этом более приемлемым вариантом видится не принятие отдельного закона о продовольственной безопасности, а включение рассматриваемых норм в закон о торговле.

7.7. Постановлением Администрации Алтайского края от 16.11.2007 № 533 «О гарантийном фонде обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» образован Алтайский гарантийный фонд.

В соответствии с п. 6 ст. 5 закона Алтайского края «О правотворческой деятельности» законы Алтайского края регулируют наиболее значимые, типичные и устойчивые общественные отношения. Учитывая, что органы государственной власти Алтайского края обеспечивают социально-экономическое развитие Алтайского края, создают условия для развития предпринимательства и сами участвуют в деятельности хозяйствующих субъектов необходимо принять закон о залоговом фонде Алтайского края. Предметом правового регулирования данного закона должны выступать отношения по поводу формирования, управления и использования залогового имущества и имущественных прав, находящихся в государственной собственности.

Во взаимосвязи с краевыми законами «О порядке передачи в залог объектов права собственности Алтайского края», «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края», «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» этот закон создаст условия для привлечения инвестиций в экономику, будет способствовать реализации приоритетных инвестиционных и инновационных проектов, краевых целевых программ, а также обеспечит участие в реализации федеральных целевых программ.

7.8. В постановлении Администрации Алтайского края от 28.12.2007 № 622 «О комплексной программе социально-экономического развития Алтайского края» сказано, что в крае созданы отдельные элементы инновационной инфраструктуры, в том числе технопарки, центры трансфера технологий, бизнес-инкубатор, региональные фонды поддержки. Как указывается в постановлении, эти элементы не взаимодействуют между собой и другими секторами экономики.

При этом закон Алтайского края «Об инновационной деятельности в Алтайском крае», выделяя формы государственной поддержки инновационной деятельности, не предусматривает создание условий для деятельности технопарков как комплекса взаимосвязанных организаций, КБ, учебных заведений и производственных предприятий, компактно располагающихся на обособленной территории, в целях реализации кластерного принципа разработки и внедрения результатов инновационных открытий.

Развитие технопарков в перспективе позволит обеспечить наиболее тесное взаимодействие науки и производства при создании и продвижении наукоемких технологий.

Соответственно, необходимо рассматривать возможность принятия закона о ставках налога на прибыль резидентов технопарков на территории края.

7.9. Закон Алтайского края «О промышленной политике» был принят в 1998 году. В него неоднократно вносились изменения, в том числе в начале 2007 года. Однако цели промышленной политики края, установленные в законе, не вполне отвечают современным целям и задачам развития реального сектора экономики.

Думается, что установленные в законе цели можно дополнить следующими целями: концентрация ресурсов на развитии приоритетных отраслей экономики, совершенствование структуры и диверсификация промышленности за счет поддержки производств с высокой долей добавленной стоимости, освоение и промышленное использование инноваций, внедрение импортозамещающих технологий, не уступающих мировым стандартам качества, защита интересов товаропроизводителей края.

В законе следует установить, что концепция промышленной политики Алтайского края должна включать в себя перечень приоритетных направлений развития отраслей промышленности по перспективности развития, экономическим, социальным и экологическим показателям, критерии выбора приоритетов для государственной поддержки промышленности, перечень мер государственной поддержки субъектов промышленной деятельности и механизм их предоставления, критерии оценки эффективности конкретных мер государственной поддержки.

7.10. Одной из задач органов государственной власти является поддержка и развитие приусадебных форм хозяйствование на земле. Это особенно актуально для городских жителей. В связи с этим видится возможным разработать закон о поддержке садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в целях развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства для удовлетворения потребности населения в овощах, фруктах и ягодах за счет собственного производства.

Законом должны быть установлены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере поддержки данных объединений, установлены приоритетные направления и формы осуществления поддержки.

8. Предложения по отдельным направлениям правового регулирования в сфере деятельности органов власти Алтайского края и институтов гражданского общества

8.1. В целях расширения и укрепления международных и внешнеэкономических связей Алтайского края представляется целесообразным разработать закон об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Алтайского края и международном обмене информацией (наименование закона «О международных и внешнеэкономических связях Алтайского края и участии Алтайского края и органов государственной власти Алтайского края в международном информационном обмене»).

Такой закон урегулирует отношения, связанные с ведением органами государственной власти переговоров об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключением, опубликованием, изменением и расторжением соглашений Алтайского края об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, открытием представительств края на территориях иностранных государств, организацией их деятельности и ликвидацией и так далее.

Также в этом законе должны быть предусмотрены нормы об осуществлении международного информационного обмена.

8.2. Большое значение имеют вопросы обеспечения безопасности населения от чрезвычайных ситуаций различного характера. Порядок и условия участия государства в решении этих проблем установлены законом Алтайского края «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Однако в законе не установлена норма об организации перевозок населения при чрезвычайных ситуация. Внесение данной нормы позволит связать данный закон с законом «Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае», в который предлагается внести аналогичные изменения с подробной регламентацией порядка и условий привлечения автотранспортных организаций для оказания помощи органам власти при преодолении ситуаций чрезвычайного характера.

8.3. В 2000 году был принят закон Алтайского края «Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края». С момента вступления в силу данного закона и до сегодняшнего дня не было внесено ни одного изменения или дополнения, хотя изменились экономические и иные условия, несколько раз происходило перераспределение полномочий между разными уровнями власти. Отсюда есть необходимость анализа норм тех законов, которые не изменялись в течение последних 5-6 лет, на предмет их соответствия современным отношения и задачам органов власти. В том числе предлагается внести дополнения в рассматриваемый закон в части установления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере участия населения в охране общественного порядка, регламентировать порядок создания, функционирования и ликвидации общественных пунктов охраны порядка, установить возможность создания молодежных оперативных отрядов (при проведении культурно-массовых мероприятий в учебных заведениях, местах массового отдыха молодежи, для проведения индивидуально-профилактической работы с подростками с девиантным поведением).

В данном законе органам местного самоуправления при утверждении местных бюджетов предоставлено право выбора предусматривать или не предусматривать расходы на обеспечение гарантий социальной защиты дружинника или его близких в связи с выполняемыми им обязанностями по охране общественного порядка. Представляется, что органы местного самоуправления обязаны предусматривать такого рода расходы в случае образования народной дружины.

Необходимо более детально закрепить в законе нормы о минимальных и максимальных размерах социальных выплат в зависимости от тяжести вреда здоровью гражданина в связи с участием в охране общественного порядка.

8.4. В настоящее время все большее значение приобретает глобальная информатизация. Органы государственной власти и органы местного самоуправления остро нуждаются в создании территориальных информационных систем для реализации своих полномочий.

В Алтайском крае нормы об информатизации не получили своего развития, сравните:

постановление Администрации Алтайского края от 29.03.1996 № 173 «О формировании информационных ресурсов края»;

постановление Администрации Алтайского края от 12.05.1998 № 299 «Об утверждении «Концепции информатизации органов государственной власти и органов местного самоуправления Алтайского края».

Последний по времени правовой акт в данной сфере принят Администрацией Алтайского края в 2007 году и утверждает концепцию развития и использования органами исполнительной власти Алтайского края информационно-коммуникационных технологий до 2008 года. Таким образом, совершенствование информационной деятельности законодательной власти и органов местного самоуправления не охвачено нормативным регулированием. В связи с этим предлагается принять закон о государственных информационных ресурсах Алтайского края.

8.5. В 2006 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации проанализирована работа по противодействию коррупции в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Анализ практики прокурорского надзора показывает, что уровень коррупционности государственных структур и должностных лиц очень высок.

В Алтайском крае принято и действует распоряжение Администрации Алтайского края от 09.01.2007 № 3-Р «Об утверждении плана мероприятий по проведению административной реформы в Алтайском крае в 2007-2008 годах», которое в том числе предусматривает отдельным пунктом комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию функций органов исполнительной власти Алтайского края и противодействие коррупции.

Хотя борьба с преступления и иными правонарушениями не является непосредственной задачей законодательных и исполнительных органов власти, представляется усилить ход административной реформы посредством принятия регионального антикоррупционного закона. Опыт разработки, принятия и реализации подобных законов имеется в некоторых субъектах Российской Федерации.

Предлагаемый закон закрепит задачи антикоррупционной политики краевых органов власти и органов местного самоуправления, обозначит принципы противодействия коррупции, назовет субъекты антикоррупционной политики на уровне нашего региона. Основная миссия предлагаемого закона – предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений и обстоятельств, им способствующих. В основе антикоррупционной политики должна находиться система мер предупреждения коррупционных правонарушений: антикоррупционные программы, антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, антикоррупционное образование и пропаганда и иные виды мер.

В качестве альтернативы можно предложить внесение изменений в действующий закон Алтайского края «О правотворческой деятельности» о признаках коррупциогенности разрабатываемых, принимаемых и действующих нормативных правовых актов.

8.6. Каждый год в Алтайском крае происходит подтопление населенных пунктов (г. Барнаул, Тальменский, Рубцовский и другие районы). В связи с этим следует рассмотреть возможность приятия нормативного правого акта об оползневых зонах, расположенных на территориях муниципальных образований Алтайского края. Этот правовой акт установит понятие и правовой статус оползневых зон, обозначит их границы, установит категории оползневых зон, разрешенные виды использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в таких зонах, мероприятия, осуществляемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, по снижению геологического риска, установит ответственность за нарушение данных норм.

8.7. В соответствии со статьей 15 закона Алтайского края «Об Общественной палате Алтайского края» установлено, что проекты законов и иных правовых актов Алтайского края и органов местного самоуправления могут быть представлены на общественную экспертизу в Общественную палату Алтайского края. Согласно статьи 16 данного закона заключения Общественной палаты по результатам общественной экспертизы проектов правовых актов Алтайского края и органов местного самоуправления направляются в Алтайское краевое Законодательное Собрание, Губернатору Алтайского края и в органы местного самоуправления. Однако этим законом не установлены сроки рассмотрения и нормативные требования к форме и содержанию экспертного заключения.

8.8. В настоящее время перспективным направлением деятельности законодательных органов власти является мониторинг законодательства. Совет Федерации в 2007 году подготовил четвертый доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации, некоторые субъекты Российской Федерации успешно осуществляют комплекс мероприятий по системному мониторингу правовых актов.

В связи с этим необходимо включить в закон Алтайского края «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании» нормы об особенностях организации и осуществления мониторинга правотворческой деятельности в Алтайском краевом Законодательном Собрании.

Необходимо установить, что мониторинг правотворческой деятельности в Алтайском краевом Законодательном Собрании осуществляется в соответствии с законом Алтайского края «О правотворческой деятельности». Мониторингу подлежат проекты нормативных правовых актов Алтайского края, действующие нормативные правовые акты Алтайского края и практика их применения.

Установить, что порядок организации мониторинга, его формы и методы, а также периодичность проведения устанавливается правовым актом председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания. При этом председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания осуществляет общее руководство мониторингом правотворческой деятельности. Непосредственное руководство должно осуществляться заместителем председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания.

Также необходимо нормативно закрепить, что результаты мониторинга составляют основу правотворческой деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания и учитываются при формировании Плана правотворческой, организационной и контрольной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания на очередное полугодие, а результаты мониторинга по итогам календарного года утверждаются постановлением представительного органа.

8.9. Закон Алтайского края «О правотворческой деятельности» не устанавливает случаи, когда проекты правовых актов подлежат возврату лицу, внесшему проект. Представляется, что такая норма должна найти место в законе. Например, можно установить, что если форма представленного проекта правого акта и приложений не отвечают установленным требованиям, такой проект в течение семи дней со дня его регистрации в АКЗС возвращается председателем (заместителем председателя) Алтайского краевого Законодательного Собрания инициатору для выполнения требований, установленных законом.

9. Предложения по отдельным направлениям правового регулирования в сфере организации бюджетного процесса

9.1. В 2005 году были приняты законы Алтайского края «О краевом фонде финансовой поддержки муниципальных районов, городских округов», «О краевом фонде финансовой поддержки поселений», «О районных фондах финансовой поддержки поселений», «О нормативах отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами», регулирующие межбюджетные отношения в Алтайском крае. В текущем году был принят закон «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края, регулирующие межбюджетные отношения».

Однако, учитывая большое количество муниципальных образований в Алтайском крае с различным уровнем социально-экономического развития, существуют предпосылки дальнейшего повышения качества межбюджетных отношений путем совершенствования методик выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений.

Для этого необходимо провести комплексный анализ формирования финансовых основ местного самоуправления.

Глава III. Некоторые вопросы организации мониторинга и совершенствование законодательства Алтайского края

С целью совершенствования законодательства Алтайского края необходимо уделять более пристальное внимание мониторингу действующего законодательства.

Под мониторингом закона понимается метод осуществления государственного контроля планируемого (прогнозируемого), текущего и перспективного состояния и практики применения закона и принимаемых во исполнение этого закона правовых актов, заключающийся в системном и постоянном сборе и анализе информации о ходе выполнения закона с целью предотвращения и (или) устранения нежелательных последствий его применения. Поэтому мониторинг законодательства необходимо рассматривать как одну из основных полномочий государственных органов. Мониторинг закона является элементом государственного управления, по результатам которого уполномоченными органами или лицами должны приниматься соответствующие меры и решения. Таким образом, при осуществлении контроля и мониторинга правовых актов изучается фактическая ситуация и проводится оценка применения законов.

Посредством правового мониторинга достигается решение следующих задач:

1. Оценивается степень соответствия проекта закона планируемым при разработке этого закона социально-экономическим и иным результатам его действия;

2. Оценивается степень соответствия закона социально-экономическим и иным условиям, обусловившим его принятие;

3. Оценивается текущее состояние закона в целях выявления и своевременного устранения пробелов в законодательстве, коллизий, как между отдельными законами, так и в рамках одного закона;

4. Оценивается перспективное состояние закона.

Также мониторинг законодательства восполнит отсутствие в органах государственной власти специальных структурных подразделений, отвечающих за мониторинг законов, позволит преодолеть проблему нехватки квалифицированных юридических кадров, занимающихся законопроектной работой, образует противовес корпоративным интересам, подчас лежащим в основе законодательных инициатив. Он позволит объективировать и сделать прозрачной законотворческую деятельность субъектов права законодательной инициативы.

Предложенный подход подразумевает создание комплексной системы контроля за движением законопроекта и реализацией закона вплоть до его отмены. В этих целях необходимо создавать досье (паспорт) закона, примерная форма которого была предложена Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Докладе о состоянии законодательства в Российской Федерации 2005 года.

На данном этапе фактически отсутствуют правовые, организационные и материальные основы для осуществления системного мониторинга. Поэтому для АКЗС наиболее актуальным и реально исполнимым представляется решение следующих практических проблем.

Во-первых, устранение случаев прямого копирования норм федеральных законов. Исследование некоторых действующих законов Алтайского края демонстрирует высокую степень концентрации федеральных норм, принятых ранее, чем региональные законы.

Подобная практика приводит к избыточности и даже неправомерности региональных норм, поскольку участникам правоотношений дважды предоставляются права (или возлагаются обязанности). Также принятие дублирующих норм обесценивает самостоятельную компетенции законодательного органа государственной власти, а депутат законодательного органа фактически лишается права на участие в региональном законотворческом процессе, т.к. голосует за уже действующие нормы и не в силах изменить их редакции.

Во-вторых, принятие нескольких федеральных законов в 2004-2007 годах о перераспределении полномочий повлекло существенные изменения краевого законодательства в части норм о перераспределении полномочий между законодательной и исполнительной ветвей власти Алтайского края и органами местного самоуправления. Поэтому необходима организация анализа отраслевых законов, где разграничены полномочия Алтайского краевого Законодательного Собрания, Администрации Алтайского края и органов местного самоуправления, с одной стороны, и законов, где разграничены полномочия Администрации Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края для выявления неточностей или дублирования федеральных полномочий.

В-третьих, изучение «комплексных» законов Алтайского края для выявления норм, заимствованных из разных федеральных законов и иных нормативных правовых актов федерального уровня, иных краевых законов.

В-четвертых, организация систематизации законов, которые регулируют одни и те же отношения, в целях устранения их избыточности, что серьезно снижает эффективность применения норм. Поэтому представляется необходимым осуществить анализ законов с целью выявления норм, регулирующих одни и те же отношения, и последующего их объединения, систематизации и оптимизации норм, объединения законов для устранения излишнего правового регулирования и т.п.

Систематизация законов позволит определить состояние законодательства, объективно оценить результаты работы законодательного органа, выявить полноту законодательного обеспечения и имеющиеся пробелы, достичь более четкого правого регулирования, повысить качество нормативных правовых актов.

При этом законодательный процесс должен состоять из вытекающих друг из друга этапов правового регулирования: (1) разработка концепции правового регулирования в определенной сфере; (2) разработка и принятие базового закона; (3) разработка и принятие специальных законов для регулирования конкретных правоотношений; (4) разработка и принятие целевых программ для обеспечения реализации как базового, так и специальных законов.

Одним из важных направлений совершенствования законодательства Алтайского края является принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов на территории края и программы социально-экономического развития Алтайского края на 2008-2012 годы. Поэтому, возможно, было бы правильным и своевременным проанализировать разрабатываемые сегодня и действующие базовые и специальные законы именно с точки зрения соответствия их норм положениям национальных проектов и долгосрочным планам, например, в сфере жилищного строительства.

Отдельным направлением мониторинга законодательства Алтайского края является контрольная деятельность законодательного органа.

Важно не только организовать сбор контрольной информации, ее анализ и подготовку предложений по совершенствованию законов, но и обеспечить исполнение в полном объеме всех положений закона.

Как показывает анализ постановлений о контроле за ходом выполнения законов Алтайского края, принятых в период 2004-2007 годов, субъектами права законодательной инициативы не всегда своевременно реализуются предложения о внесении тех или иных изменений в соответствующий закон либо не реализуются вообще.

При этом необходимо развивать новую форму контрольных мероприятий – одновременный контроль за исполнением двух или более законов, регулирующих тождественные или однородные отношения, либо иным образом взаимосвязанные друг с другом.

В 2008 году предлагается рассмотреть два контрольных вопроса за ходом выполнения:

закона Алтайского края «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевой продукции» и закона Алтайского края «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» (согласованность действия норм данных законов в части уничтожения и утилизации некачественного сырья и пищевой продукции);

закона Алтайского края «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае» и закона Алтайского края «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Алтайского края» (в части предупреждения техногенного воздействия на особо охраняемые природные территории, предупреждения незаконных посягательств на земли, отнесенные к особо охраняемым природным территориям, внесения норм, направленных на осуществление природоохранных мероприятий на данных территориях).

Практика показывает, что большинство нормативных правовых актов вносится в повестку очередной сессии в рабочем порядке вне плановой деятельности АКЗС (около 2/3 законов от вносимых на сессии). Но ориентиром достижения поставленных задач в нормотворчестве выступает План законопроектной, контрольной и организационной деятельности законодательного органа.

Планирование является важнейшим видом деятельности представительного органа власти. План позволяет придать законопроектной работе стройный, логичный и организованный характер. Благодаря планированию работа становится системной. Планы отражают наиболее значимые направления нормотворчества, отражая основные положения концепции социально-экономического развития региона. Они позволяют прогнозировать конечные результаты законопроектной работы.

Анализ выполнения полугодовых планов законопроектной, контрольной и организационной деятельности свидетельствует о том, что качество планирования необходимо совершенствовать. В среднем планы в части законопроектной деятельности исполняются на 60-70% от общего объема. Поэтому представляется целесообразным выработать иные подходы к процессу формирования плана на очередное полугодие. Одним из таких подходов является анализ действующего законодательства Алтайского края с целью выявления пробелов и выдвижения предложений для включения в планы на среднесрочную перспективу. Таким образом планы законопроектных работ будут увязаны со специально организованными исследованиями законодательства.

Заключение

В Алтайском крае сложилась система нормативных правовых актов, которая в целом основательна, современна, она продолжает динамично развиваться. Дальнейшему совершенствованию законодательству Алтайского края, в том числе, могут способствовать следующие предложения:

  1. Необходим ежегодный доклад о состоянии законодательства в Алтайском крае, который должен строиться на количественном и качественном анализе законов. Он позволит выявить пробелы или слабые места действующего законодательства, перспективные направления его развития. Это будет своеобразный мониторинг регионального законодательства.

  2. Совершенствование законодательной работы невозможно без систематизации законов. Систематизация позволит устранить несогласованность и избыточность нормативно-правового регулирования. Период активного принятия законов, направленных на реализацию переданных полномочий объективно переходит в период совершенствования качества законов и повышение эффективности правового регулирования;

  3. Необходима выработка концепции совершенствования законодательства Алтайского края, утверждаемого правовым актом Алтайского краевого Законодательного Собрания;

  4. На основании концепции совершенствования законодательства должна осуществляться подготовка долговременной программы законопроектных работ, отсутствие существенно сказывается на качестве принимаемых законов;

  5. Целесообразно осуществлять процесс мониторинга комплексно во взаимодействии органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций на специально созданной для этого правовой нормативной основе.

1 С точки зрения количественных показателей второе место в 2004 году заняли законы в сфере бюджета и налогов, однако в основном это законы о внесении изменений в действующие законы, в которых поправки отражают изменения в размерах и порядке перераспределения финансов и денежных средств.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Собрание Доклад «О состоянии законодательства Алтайского края в 2008 году»

    Доклад
    Глава I. Анализ законодательной деятельности Алтайского краевого Совета народных депутатов (Алтайского краевого Законодательного Собрания) в 2007-2008 годах 6
  2. Алтайский краевой Совет народных депутатов (2)

    Доклад
    Доклад «О состоянии законодательства Алтайского края» содержит анализ принятых в 2004-2006 г.г. законов Алтайского края и предложения по законодательному обеспечению отдельных направлений социально-экономического развития Алтайского края.
  3. Доклад заместителя начальника управления Алтайского края по культуре и архивному делу Е. Е. Безруковой

    Доклад
    Год был непростым. Краевые учреждения культуры работали в финансовых условиях, сформированных процессами секвестирования бюджетов по результатам мирового экономического кризиса 2009 года.
  4. С. В. Землюков Квопросу о методологии доклад

    Доклад
    В последние четыре года происходили динамичные и масштабные изменения федерального законодательства в части уточнения закрепленных за субъектами Российской Федерации полномочий по предметам их ведения, а также в части наделения органов
  5. Алтайского края (2)

    Реферат
    В настоящем докладе представлены основные направления, показатели и результаты развития системы образования Алтайского края за 2010 год, поставлены ключевые задачи деятельности на 2011 год.

Другие похожие документы..