Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
предприятий и организаций - победителей Всероссийского конкурса на лучшее предприятие, организацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства за 2010 го...полностью>>
'Документ'
В соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пункта 2 статьи 87, пунктов 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "...полностью>>
'Документ'
Москва, 25 августа 2010 – на Московском международном автомобильном салоне 2010 компания Форд представляет мировую премьеру нового Mondeo. Это самый ...полностью>>
'Документ'
Как выяснилось, популярным медвежьим капканом, идеально приспособленным для охоты на начинающих искусствоведов, является вопрос: "чем отличается...полностью>>

Собрание Доклад «О состоянии законодательства Алтайского края»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. Качественные показатели законодательной деятельности Алтайского краевого Совета народных депутатов

О качестве законодательной деятельности можно судить по трем показателям. Это результаты деятельности надзорных органов – прокуратуры и Минюста - по контролю за законностью правовых актов органов государственной власти края. Еще одним показателем выступает деятельность законодательного органа власти по внесению изменений и дополнений, которыми устраняются допущенные ранее ошибки или неточности при принятии законов.

Требования прокуратуры Алтайского края о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты (протесты, представления и заявления в суд на несоответствующие федеральному законодательству законы Алтайского края).

Протестные действия прокуратуры Алтайского края отражены в следующей таблице:

2004

2005

2006

2007

опротестовано всего

10

100%

25

100%

14

100%

9

100%

из них удовлетворено

8

80%

22

88%

10

71 %

8

88,9%

Сравнивая эти результаты, можно констатировать, что, во-первых, за предыдущие четыре года было оспорено не более 6% от общего количества действующих законов, которых насчитывается более восьмисот пятидесяти. Во-вторых, количество протестов и заявлений прокуратуры за последние два года снизилось на 64% (с 25 в 2005 году до 9 в 2007 году). В-третьих, прокуратура заявляет протесты в основном не по причине принятия законов, нарушающих права и интересы граждан Алтайского края, а в основном по причине несвоевременного реагирования на изменения федерального законодательства, которое, как известно, меняется довольно часто.

Однако при этом доля признанных полностью или частично обоснованными доводов прокуратуры самим краевым Советом или по решению суда остается высокой и составляет за рассматриваемый период в среднем почти 82% от общего количества заявленных претензий к качеству краевых законов.

Экспертные заключения отдела экспертизы законодательства и ведения регистров в Алтайском крае Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу.

Отдел экспертизы законодательства и ведения регистров в Алтайском крае Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу осуществляет правовую экспертизу всех действующих законов. По данным государственно-правового отдела АКСНД за период с 2004 по 2007 гг. из Минюста получены следующие результаты правовых экспертиз законов:

2004

2005

2006

2007

направлено экспертиз всего:

5

100%

14

100%

30

100%

19

100%

из них:

несоответствие федеральному законодательству

3

60%

7

50%

22

73%

13

68,4%

нарушения правил юридической техники

1

20%

5

36%

3

10%

2

10,5%

нарушения порядка опубликования законов

-

-

1

7%

1

3%

-

-

иное

1

20%

1

7%

4

14%

2

10,5%

отклонены КСНД за необоснованностью

4

80%

4

29%

2

7%

2

10,5%

Из приведенных в таблице данных следует, что общее количество экспертиз законов, направленных в АКСНД отделом экспертизы законодательства и ведения регистров в Алтайском крае Управления Минюста с 2004 по 2007 годы, не превышает 8% от общего количества действующих законов.

В основном экспертные заключения содержат выводы о несоответствии законов Алтайского края федеральному законодательству и нарушении правил юридической техники (в среднем 62,8% и 19,2% соответственно).

Деятельность АКСНД по внесению изменений и дополнений в действующие законы на основании предложений субъектов права законодательной инициативы.

Доля законов об изменениях и дополнениях в 2004 году составила около 45% от общего количества принятых законов, в 2005 году – около 38% от общего количества принятых законов, в 2006 году – около 30% от общего количества принятых законов, в 2007 году – 56% от общего количества принятых законов. Таким образом, количество законов об изменениях и дополнениях составило в среднем около 42% от общего количества принятых за рассматриваемый период.

Деятельность по внесению изменений и дополнений в действующие законы является обычной практикой законодательного органа власти любого уровня и не всегда связана с устранением допущенных ранее ошибок или неточностей в тексте законов.

Основной причиной внесения законов об изменениях и дополнениях является необходимость корректировки действующей редакции закона в связи с изменениями федеральных законов или, реже, продиктовано необходимостью регулирования прекращающихся, изменяющихся или вновь возникающих правоотношений на территории края. Однако при обнаружении концептуальных неточностей изменения или дополнения должны быть внесены в любом случае.

Еще одним важным направлением в работе законодательного органа власти по совершенствованию законодательства является контрольная деятельность.

Полномочия законодательного органа власти по контролю за ходом выполнения того или иного закона установлены в ст. 73 Устава (Основного Закона) Алтайского края. Это важнейшие полномочия Алтайского краевого Законодательного Собрания. Их реализация обеспечивает баланс между нормами права, выработанными законодателем и тем, насколько полно и точно исполняются нормы права, заложенные в законе.

В течение четвертого созыва с 2004 по 2007 годы было принято 16 постановлений о ходе выполнения законов Алтайского края.

Постановление о ходе выполнения закона в резолютивной части содержит предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в целях устранения пробельных норм или принятия дополнительных правовых актов для реализации обсуждаемого закона.

Предложения по изменению законодательства или принятию новых законов, сформулированные в данных постановлениях, не получают последующей реализации в Плане законопроектной деятельности на очередное полугодие. Поэтому необходимо при принятии очередного постановления о ходе выполнения закона Алтайского края одновременно вносить соответствующие изменения в полугодовой План. Во-первых, такой подход позволит конкретно обсудить целесообразность и содержание каждого предлагаемого изменения в законы и иные правовых акты, поскольку, как правило, постановление принимается в целом, а содержащиеся в нем предложения не обсуждаются по отдельности, во-вторых, внесение данных предложений в План повысит выполняемость принятого постановления, в-третьих, это позволит актуализировать План законопроектной деятельности, приспособив его к текущим потребностям правового регулирования.

4. Состояние законодательства Алтайского края по сферам правого регулирования

Выделение приоритетных направлений правого регулирования выступает важнейшей характеристикой тенденций развития законодательства.

Приоритеты нормативно-правового регулирования в 2004 и 2005 гг. были обусловлены, прежде всего, принятием 122-ФЗ и 199-ФЗ. Поэтому основная масса законов касалась регулирования отношений в социально-трудовой сфере, в области социальной защиты населения, в области здравоохранения (2004 г. – 31 закон, или 28% от общего количества; 2005 г. - 35 законов, или 24,3% от общего количества).

В 2006 г. в приоритетном порядке продолжалось принятие законов в социальной сфере и резко возросло количество законов, направленных на регулирование отношений в сфере обеспечения проведения реформы местного самоуправления (41 закон, или 26,5% от общего количества). Это связано с вступлением с 1 января 2006 года в силу 131-ого Федерального закона.

В 2007 году приоритетом законотворческой работы были сферы правового регулирования социальной поддержки, здравоохранения, труда и занятости населения, что составило 17,7% от общего количества принятых законов.

Вторым по важности направлением в 2004 году были вопросы местного самоуправления и муниципальной службы (10 законов, или 13,3% от общего количества)1.

На втором месте по количеству законов, принятых в 2005 году, находятся вопросы сельского хозяйства, охраны природы, земле- и недропользования (21 закон, или 14,6% от общего количества).

В 2006 году второе место заняли законы в области социальной поддержки, социальной помощи, здравоохранения и трудовых отношений (24 закона, или 15,5% от общего количества).

Вторым важным направлением в 2007 году были законы, регулирующие вопросы административно-территориального устройства Алтайского края. Принято 23 закона (или 14,6%) о статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований того или иного муниципального района.

Третий количественный показатель работы в 2004 году - вопросы организации и деятельности органов государственной власти, государственной службы и правотворчества (8 законов, или 10,7 % от общего количества).

Третье место в 2005 году заняли вопросы местного самоуправления и муниципальной службы (19 законов, или 13,2% от общего количества).

В 2006 году законодатель усилил блок законов в области сельского хозяйства, природопользования и землеустройства (19 законов, или 12,3% от общего количества), которые также на третьем месте среди общего количества рассмотренных вопросов.

В 2007 году третьим по важности направлением выступило правовое регулирование вопросов местного самоуправления и муниципальной службы, а также сельского хозяйства, охраны природы, земле- и недропользования (8,9%).

Таким образом, в течение четвертого созыва в центре внимания законодателя были вопросы социальной поддержки, социальной помощи, здравоохранения, трудовых отношений и блок вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления и вопросы сельского хозяйства, охраны природы, земельных отношений.

Кроме того, к наиболее востребованным направлениям законотворчества можно отнести:

в 2004 году – вопросы организации и функционирования органов власти Алтайского края, а также судебной системы, правоохранительной деятельности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (8 законов, или 10,7% от общего количества);

в 2005 году – вопросы бюджета и налогов (18 законов, или 12,5% от общего количества);

в 2006 году – судебная система, правоохранительная деятельность (17 законов, или 11% от общего количества);

в 2007 году – также судебная система, правоохранительная деятельность и защита от чрезвычайных ситуаций (13 законов, или 8,2% от общего количества).

На все остальные сферы правового регулирования в среднем приходится в 2004 году – 4,5%; в 2005 году – 5,1%; в 2006 году – 5,8% удельного веса от общего количества законов, принятых в соответствующих годах.

В отличие от предыдущих лет в 2007 году законодательно были равномерно охвачены все основные сферы правового регулирования:

наука, образование, культура – 7%;

бюджет и налоги - 6,3%;

вопросы семьи и детства - 6,3%;

организация и деятельность органов государственной власти, государственная служба и правотворчество - 5,7%;

промышленность, вопросы собственности и предпринимательства, инвестиции, инновационная деятельность - 5,7%.

Глава II. Отдельные направления развития законодательства Алтайского края в 2008 году

В феврале 2007 года был подготовлен доклад «О состоянии законодательства Алтайского края» и направлен депутатам и в постоянные комитеты Алтайского краевого Совета народных депутатов, в Администрацию Алтайского края, органы государственной власти Алтайского края, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации от Алтайского края.

В докладе предлагалось рассмотреть возможности по восполнению пробелов законодательства Алтайского края в той или иной сфере правового регулирования. Некоторые из этих предложений были реализованы в 2007 году.

В докладе выдвигалось предложение о принятии правового акта, направленного на обеспечение занятости населения, увеличение рабочих мест, особенно на селе. В частности высказывалось мнение, что в таком базовом законе дополнительно должны найти место нормы, регулирующие оплачиваемые общественные работы. Предложение не было реализовано в целом, но в сентябре 2007 года был принят закон Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2007-2010 годы». Этот закон предусматривает комплекс мероприятий по снижению уровня безработицы среди социально незащищенных слоев населения, в том числе, путем организации общественных работ.

Еще одно предложение, сформулированное в докладе 2007 года, было реализовано в законе Алтайского края от 07.12.2007 № 130-ЗС «О патронатном воспитании». Предполагалось изменить подходы к патронатному воспитанию в крае посредством внесения изменений в краевой закон «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан». В докладе отмечалось, что закон в действующей редакции не в полной мере соответствует сложившейся практике патроната. Он не содержит виды патроната, и отсюда не учитывает условий установления постинтернатного патроната (в частности, в отношении совершеннолетних в возрасте от 18 до 23 лет) или социального патроната (в случае признания ребенка в установленном порядке нуждающимся в государственной поддержке), чем существенно нарушаются права детей и подростков. В законе следует также установить права и обязанности уполномоченных органов и патронатных родителей, компетенцию соответствующих учреждений, общий порядок заключения договоров о передаче на патронатное воспитание в зависимости от вида патроната.

Следующее предложение доклада – разработка и принятие закона об отходах производства и потребления. В частности, констатировалось, что проблема утилизации отходов требует правого регулирования. Эта проблема приобретает еще более больший вес в рамках реализации органами местного самоуправления своих полномочий в соответствии со 131-ым Федеральным законом. Краевой закон об отходах производства и потребления может способствовать упорядочиванию обращения с отходами, закрепит полномочия органов государственной власти, установит права и обязанности хозяйствующих субъектов, граждан и их объединений, закрепит меры экономического регулирования и информационной политике в области обращения с отходами. Кроме этого, он создаст нормативную базу с закреплением основных принципов, условий и требований по экологически безопасному ресурсосберегающему, экономически выгодному обращению с отходами на территории края.

В итоге фракция «Единая Россия» и профильный комитет АКСНД разработали проект закона Алтайского края «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае», который был принят в окончательной редакции на январской сессии АКСНД в 2008 году.

Также непосредственную законодательную реализацию получило предложение из доклада о принятии закона «О взаимодействии органов государственной власти края, органов местного самоуправления и общественных объединений», который установил основы сотрудничества органов государственной власти, органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями, в том числе связанные с реализацией краевых целевых программ в социальной сфере, с поддержкой целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций, общественно-гражданских инициатив, добровольческой деятельности и прочее.

В докладе 2007 года предлагалось обратить внимание на сектор рынка услуг Алтайского края, занимаемый частными медицинскими практиками. Наиболее значимым предложением по данному вопросу была мысль о том, чтобы в этом законе закрепить порядок и условия участия частнопрактикующих врачей в краевых целевых программах, направленных на охрану здоровья населения нашего края.

Постоянный комитет по охране здоровья и науке и постоянное депутатское объединение - фракция «Единая Россия» внесли в План законопроектной, контрольной и организационной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания на первое полугодие 2008 года принятие закона «О частной медицинской деятельности».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Собрание Доклад «О состоянии законодательства Алтайского края в 2008 году»

    Доклад
    Глава I. Анализ законодательной деятельности Алтайского краевого Совета народных депутатов (Алтайского краевого Законодательного Собрания) в 2007-2008 годах 6
  2. Алтайский краевой Совет народных депутатов (2)

    Доклад
    Доклад «О состоянии законодательства Алтайского края» содержит анализ принятых в 2004-2006 г.г. законов Алтайского края и предложения по законодательному обеспечению отдельных направлений социально-экономического развития Алтайского края.
  3. Доклад заместителя начальника управления Алтайского края по культуре и архивному делу Е. Е. Безруковой

    Доклад
    Год был непростым. Краевые учреждения культуры работали в финансовых условиях, сформированных процессами секвестирования бюджетов по результатам мирового экономического кризиса 2009 года.
  4. С. В. Землюков Квопросу о методологии доклад

    Доклад
    В последние четыре года происходили динамичные и масштабные изменения федерального законодательства в части уточнения закрепленных за субъектами Российской Федерации полномочий по предметам их ведения, а также в части наделения органов
  5. Алтайского края (2)

    Реферат
    В настоящем докладе представлены основные направления, показатели и результаты развития системы образования Алтайского края за 2010 год, поставлены ключевые задачи деятельности на 2011 год.

Другие похожие документы..