Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовно-процессуальное право» (для студентов заочной формы обучения юридического факультета БашГУ). – Ст...полностью>>
'Техническое задание'
Работа выполняется на основании решения Совета Научного Фонда ГУ-ВШЭ (протокол от 27.11.2007 г. № 2) в соответствии с результатами конкурса «Учитель-...полностью>>
'Закон'
Минздравсоцразвития намерено рассмотреть вопрос об отмене обязательной накопительной части пенсии. Если этот проект будет осуществлен, то все пенсион...полностью>>

Программа элективного курса и методические рекомендации педагогам по проведению предпрофильной правовой подготовки учащихся 9-х классов Е. А. Певцова, профессор кафедры исторического и социально-экономического образования апкипро

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРЕДПРОФИЛЬИАЯ ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ

Программа элективного курса и методические рекомендации педагогам по проведению предпрофильной правовой подготовки учащихся 9-х классов

Е.А. Певцова, профессор кафедры исторического и социально-экономического образования АПКиПРО

Пояснительная записка

«Обучая, мы учимся сами», - так говорили наши предки, пытаясь разобрать­ся в различных инновациях образовательной деятельности, осуществляемой в рамках модернизации государственной политики страны. Создание современных профессионально-грамотных моделей правового обучения и воспитания подрастающего поколения актуализировало проблему организации системной предпрофильной правовой подготовки школьников, которая позволит учиты­вать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем.

Выпускник основой ступени обучения оказывается в ситуации выбора в отно­шении профильного направления дальнейшей деятельности, а потому возникает потребность организовать модульные правовые курсы, которые не просто помогут сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юрисп­руденции, но и позволят ему самоопределиться в выборе будущей профессии, адек­ватной способностям, желаниям личности. Данный аспект необходимо учитывать педагогу. Предпрофильная правовая подготовка позволит решить и ряд проблем воспитательного характера, ориентированных на формирование правовой культу­ры подростков. Следует заметить, что попытки создать поэтапную систему право­вого обучения, которое напрямую взаимосвязано с формированием нравственных качеств личности, предпринимались уже в древний период.

Идея использования права для полного и гармоничного развития человека восходит к античному миру. Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности Сократ (ок. 469-399 гг. до н.э.). Он считал, что воспитать личность сложно, но главное - надо помочь ребенку стать достойным человеком. Ученик и последователь Сократа Платон (ок. 427 - ок. 348 гг. до н.э.) обосновал концепцию гражданского воспи­тания. В ее основе лежит идея гармонии как совокупности достоинств человека-гражданина. В V в. до н.э. предпринимаются попытки разобраться с тем, как можно достичь гармоничного формирования человека-гражданина.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) объясняет понятие «законопослушный» и формулирует концептуальное положение о взаимосвязи и позитивном воз­действии законов на воспитание человека.

Около 450 г . до н. э., когда появились в Риме Законы XII таблиц, правово­му просвещению стали уделять особое внимание. Знание этих законов было обязательным, а следовательно, возникла потребность в светском юридиче­ском обучении.

Идеи гражданского воспитания с подчинением закону, праву получили даль­нейшее развитие в эпоху Нового времени. Так, Гельвеции (1715—1771) обосно­вал взаимосвязь законов и воспитания, показав, что совершенство воспитания зависит от уровня законов. Учение немецкого философа И. Канта (1724-1804) о государстве и праве затрагивало вопрос о воспитании. Он провозгласил «категорический императив», согласно которому надо поступать «так, чтобы правила твоего поведения могли стать принципом всеобщего законодательства». И. Кант, помышляя о самоопределении личности, подчеркивал важность про­блемы формирования высоконравственного чувства — голоса совести. Мысли­тель считал, что «разумной жизни личность может добиться», овладев наукой и обретя нравственность, долг.

Российская императрица Екатерина II (1762-1796) в «Наказе» 1767 г . вы­сказывала необходимость «подготовки умов к осуществлению законов посред­ством школьных книг, которые содержат в себе изложение законов». В 1783 г . было издано предназначенное для чтения в народных городских училищах по­собие «О должностях человека и гражданина».

По Уставу учебных заведений (1804) предусматривалось изучение вопро­сов общественного строя, государства, права в содержании двух учебных пред­метов: «Право естественное» и «Право народное» - в выпускных классах.

Правительство Николая I (1825-1855) разрабатывало проекты о практиче­ской подготовке воспитанников, «намеревающихся выйти из гимназии на служ­бу». С этой целью в некоторых учебных заведениях Западной России и Кавказа было введено преподавание законоведения.

После отмены крепостного права (1861), Устав гимназий (1864) исключил законоведение из учебного плана, дав указание о необходимости бесед в послеурочное время по правовым вопросам, которые проводились либо директором учебного заведения, либо назначенным им преподавателем.

Активизация революционно-демократических сил в 60-70-е гг. XIX века заставила исключить изучение вопросов отечественного законодательства из учебных программ. Утвердилось мнение, что право должно быть предметом высшего образования. Лишь только в 1905-1906 учебном году активизирова­лось преподавание законоведения в мужской средней школе. Преподавателям рекомендовалось обеспечить понимание детьми обязанностей перед государ­ством. Столетия сменяли друг друга, а вопросы правового образования по-прежнему оставались актуальными.

Начал о XXI в. ознаменовано новыми тенденциями в правовом обучении. Их особенностями являются:

- практико-ориентированный подход в изложении содержания выстроенных правовых курсов; - опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоот­ношениях в реальной жизни;

- формирование активной гражданской позиции личности;

- уважение к правам человека и нормам международного права;

- обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника;

- решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка в дальнейшем.

Главными целями правового обучения стали вопросы повышения правовой грамотности детей, формирование высокого уровня их воспитанности, ответ­ственности и социальной активности.

Произошел переход от экспериментальных форм преподавания права в шко­ле, которые соответствовали этапу опытного освоения правового обучения, к устойчивым (стационарным) формам стабильного правового образования. К настоящему времени разработаны региональные концепции и программы пра­вового воспитания и обучения (активными участниками этого процесса стали Пермь, Тамбов, Рязань, Ростов-на-Дону, а также Уфа, Новосибирск, Брянск и другие города), в рамках которых созданы системы повышения квалификации учителей права, методистов, администраторов.

Основополагающие идеи новой системы образования изложены в Концеп­ции структуры и содержания правового образования в общеобразовательных учреждениях, с учетом которой подготовлены учебно-методические материалы для каж­дой ступени обучения праву в рамках единого УМК (учебно-методического комплекса). Они включают в себя учебники, учебные пособия, методические кни­ги для учителя, практикумы, сборники задач, хрестоматии, а также аудио- и видеоматериалы. В рамках Проекта Российского Фонда правовых реформ «Пра­вовое образование в школе» разработана целая серия книг для учителя права, используя которые педагог сможет подготовить собственный целостный право­вой курс с учетом конкретной аудитории школьников, особенностей региона, про­блем школы, родителей. Все это позволит успешно реализовать основные цели, задачи правового обучения современных школьников. Такая система правового образования позволяет детям узнать, что такое право, зачем оно создается и како­во его место в России; научиться понимать содержание и смысл законов. Школь­ники получают опыт правотворческой деятельности, они могут участвовать в раз­работке проектов изменений норм школьного права и новых законов школы, получают опыт правозащитнической деятельности, критического анализа различ­ных текстов, участия в обсуждении важных проблем для общества.

- Согласно концептуальным принципам правового обучения главными зада­чами современной школы должно стать формирование:

- уважения к праву,

- собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества,

- компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе:

- способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относитель­но конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;

- коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

- систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализа­цию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков;

конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.

Таким образом, правовое образование рассматривается как условие форми­рования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социальн ого функционирования.

Организуя предпрофильную правовую подготовку, современный учитель должен знать, что в старшей школе (10-11 классы) в зависимости от профиля образовательного учреждения, класса, индивидуального учебного плана обуча­ющегося право может быть представлено различными курсами: самостоя­тельный курс «Основы правоведения», «Право», набор специализированных (модульных) курсов «Право и экономика», «Право и демократия» и т.п., часть интегрированного курса «Человек, общество, право», а также их комби­нациями.

В старшей школе обеспечивается в рамках данной системы правового обу­чения формирование:

- устойчивой потребности в правомерном доведении;

- углубленного уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдель­ных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и т.п.);

- способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;

- навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

Условием решения образовательных задач в старшей школе является:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающие участие в выра­ботке правил и норм, регулирующих отношения в школе, создании и деятельно­сти общественных организаций, различных социальных проектах;

б) учебные курсы, обеспечивающие, соответственно профилям, расшире­ние и углубление представлений о праве как особом социальном институте, феномене культуры, его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений, особенно в полити­ческой и экономической сферах и др.

Для обеспечения вариативного подхода к изучению права в старшей школе разработаны разные типы программ курса права: для общеобразовательной школы, для классов или образовательного учреждения гуманитарного профиля, а также обучаемых в системе социально-экономического профиля.

Организация предпрофичьного модульного обучения праву современных школьников

Организация предпрофильной правовой подготовки школьников основыва­ется на следующих исходных принципах:

- педагог не преследует цель сформировать конкретные знания обучаемого об отраслевом законодательстве или международном праве, а лишь знакомит школьников с некоторыми главными проблемами юриспруденции и особеннос­тями данной науки;

- важно показать значимость правовой информации для современного граж­данина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению отдельных проблем жизни;

- необходимо опираться на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;

- целесообразна вариативность и альтернативность технологий образова­тельной деятельности в рамках учебного времени, отведенного на предпрофильную подготовку.

Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы и прочее позволят обес­печить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформиро­вать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

Организацию предпрофильного правового обучения целесообразно струк­турировать по отдельным проблемам. Обратим внимание на то, что данная дея­тельность может осуществляться педагогом самостоятельно с учетом уровня подготовки школьников, наличия того или иного профиля обучения в старшей школе. Важно учитывать также традиции и особенности работы целого образо­вательного учреждения, уровень профессионального мастерства педагогических кадров, наличие учебной и методической литературы и проч.

Приведем в качестве примера два варианта проблем, которые могут стать основой предпрофильного обучения школьников.

Вариант 1

Проблема 1. Роль права в жизни человека и общества

Организуя занятие по данной теме, педагог должен подчеркнуть важность права как ценности для общества в целом, а также его роль в судьбе отдельных людей. В начале занятия ученикам 9-го класса предлагается разрешить ряд пра­вовых конфликтов, в которых оказались их сверстники. Важно, чтобы ученики осознали, что незнание права может негативно сказаться на судьбе человека. Варианты задач могут быть смоделированы учителем самостоятельно или заимствованы из учебников, методических пособий по праву, использующихся в данной школе. Желательно, чтобы школьники работали по группам. При этом представитель группы, докладывая о результатах обсуждения, формулирует мнение ребят, основанное не на правовых знаниях, а на собственных размыш­лениях о том, как должно быть справедливо.

Школьники заполняют таблицу в процессе обсуждения вопроса в группе, но ее последнюю графу, в которой предполагается знание норм права, оставля­ют пустой.

Решение конфликта

Подходы к решению ситуации

В чем выгодность такого подхода?

Какие проблемы могут возникнуть у сторон?

С помощью силы

Учитывая взаимные интересы сторон

С помощью юридических норм

Анализируя выступления групп, педагог указывает как предлагает решить проблему закон. Школьники кратко записывают ответ в последнюю графу таблицы.

Обобщая ответы ребят, учитель показывает значимость такой великой науки, как юриспруденция, и рассказывает немного об истории ее формирова­ния, о первых представителях юридической профессии.

К данному уроку можно подготовить небольшое сообщение о некоторых юристах, известных адвокатах или исторических деятелях.

В конце урока ребята пишут эссе-рассуждение на тему: «Почему наруша­ются законы». Пусть обучаемые выскажут собственную позицию по вопросу и попытаются сформулировать свои идеи о том, как можно предотвратить право­нарушения в стране.

На данном уроке учитель знакомит школьников с основными правилами человеческой жизни, выраженными в социальных нормах. Важно показать взаимосвязь выработанных на протяжении многолетней истории человечества правил поведения с нормами права, представляющими собой не диктат госу­дарства, а удобные образцы человеческой жизни, вносящие в нее организован­ность и стабильность.

Литература

Параграфы 1, 4. Основы правовых знаний: В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. \ Володина СИ., Полиевктова A . M ., Спасская В.В. и др. - М.: РФПР, Московский городской фонд под­держки школьного книгоиздания, 2002.

Параграф 3. Певцова Е.А. Право.9 кл. - М.: PC , 2001.

Проблема 2. Как и почему зарождается право?

На данном занятии необходимо показать, как возникали правовые регулято­ры в истории человечества и как формируется право в настоящее время.

Школьники вспоминают из курса истории, как регулировались взаимоотно­шения людей в эпоху первобытности. При этом заранее могут быть подготовле­ны выступления по группам, осуществлявшим миниисследование по отдель­ным темам «Ритуалы», «Мифы», «Обычаи», «Религиозные нормы». Для подготовки ответов обучаемые используют любую доступную литературу по проблеме, в том числе учебники по истории.

Педагог предлагает подумать, почему возникла потребность в правовых нормах, как они могли возникнуть, по мнению ребят?

Эту тему можно рассматривать на двух уроках, показав на первом особен­ности древнего права, поработав с некоторыми источниками права. Ученики могут самостоятельно подготовить небольшие сообщения об особенностях пра­вового регулирования жизни людей на различных этапах человеческой истории (в эпоху древности, средневековья и т.д.). На втором уроке, используя прием «путешествия в эпохи», учеников можно познакомить с различными представ­лениями мыслителей о том, как зарождалось право. Понятно, что для понима­ния различных взглядов ученых, мыслителей школьники должны иметь некото­рые представления о фактических событиях в истории различных стран (поэтому на первом уроке им уделяем внимание, актуализируя тот багаж знаний по исто­рии, которыми ученики обладают). Помощь учителю могут оказать материалы методических рекомендаций по курсу «Основы правовых знаний».

Рассмотрев исторические аспекты формирования права, учитель переклю­чает внимание обучаемых на проблемы современного характера. Для этого сле­дует использовать наглядный материал (заранее подготовленную схему, слайд) по теме «Правотворчество». Главное - обратить внимание на то, как в настоя­щее время рождаются правовые нормы. Учитель показывает, не обращая вни­мание на детали, что важную роль играет законотворческий процесс, результа­том котором является появление большого количества законов. Однако следует подчеркнуть, что законы являются лишь разновидностью нормативно-право­вых актов, которых очень много.

На этом занятии можно организовать лабораторную работу с локальными актами школы.

Для этого предлагаем каждой группе обучаемых - Устав того образователь­ного учреждения, в котором они находятся. Отдельные разделы документа адресуются каждой группе, которая должна проанализировать материал и гра­фически представить его содержание. Так, школьники закрепляют свои знания о тех актах, которые регулируют их школьную жизнь.

Литература

Параграф 1. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. / Володина СИ., Пояиеектова A . M ., Спасская В.В. и др. - М: РФПР, Московский городской фонд под­держки школьного книгоиздания, 2002.

Параграфы 1, 2. Певцова Е.А. Право. 9 кл. - М.: PC , 200 I .

Параграф I . Певцова Е.А. Мир права вокруг нас. - М., 2000.

Проблема 3. Я - гражданин страны

В рамках этой темы актуализируются вопросы правового статуса гражда­нина России.

Необходимо обратить внимание на права и обязанности несовершеннолет­них. В случае организации работы по группам, учитель предлагает заранее каж­дой группе отдельное конституционное право или обязанность и просит подо­брать материал из газет, журналов, телевизионных передач об их нарушении или соблюдении. На уроке каждая команда докладывает о проделанной работе, при этом разъясняет суть права или обязанности в трактовке Конституции РФ, а эксперты, выслушивая ответы, подводят общие итоги о реализации прав и обя­занностей гражданина России.

При организации данного занятия учителю необходимо использовать на­глядные материалы о символике страны, гимне государства и проч.

Литература

Параграфы 10, 11, 12, 13. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб, для 8-9 кл. / Володина СИ, Полиевктова A . M ., Спасская ВВ. и др. - М.: РФПР, Московский город­ской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.

Параграф 18. Певцова Е.А. Право. 9 кл. - М.: PC , 2001.

Проблема 4. За все ли мы в ответе?

На данном уроке учитель обращает внимание школьников на проблемы юри­дической ответственности.

На занятии можно провести дискуссию по теме « Может ли ужесточение ответственности решить проблемы правонарушаемости?».

Школьники должны аргументировано излагать свои позиции. Целесооб­разно заранее договориться какая группа будет отстаивать позицию об ужесто­чении наказуемости, а какая будет выдвигать альтернативные гипотезы и пы­таться убедить одноклассников в обратном.

По итогам дискуссии учитель может предложить школьникам ознакомить­ся с извлечениями из УК РФ об основаниях освобождения от уголовной ответ­ственности. Прочитав правовые нормы, школьники могут высказаться о своем отношении к таким правилам.

Литература

Параграфы 31, 32, 33. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб. Для 8-9 Кл. / Воло­дина СИ., Полиевктова A . M ., Спасская В.В. и др. - М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.

Параграф 9. Певцова Е.А. Право. 9 кл. - М.: PC . 2001.

Проблема 5. Право и организация бизнеса

Данный урок позволит ориентировать школьников на дальнейшее изучение проблем экономики и права, познание норм гражданского законодательства. Важно показать особенности правовой культуры в сфере бизнеса, разъяснить юридические основы российского предпринимательства и его формы.

Учитель обобщает знания школьников по рассматриваемой проблеме, зна­комя их с некоторыми правилами делового общения. Учитель обращает внимание школьников на сущность созидательной фун­кции права, знакомит ребят с сущностью предпринимательства и основными формами организации предпринимательской деятельности. Ребята должны по­нять, что представляют собой различные виды юридических лиц, действующих в различных сферах экономики Можно обратить внимание на особенности вы­страивания правовых отношений между самостоятельными субъектами права, в том числе затронув вопросы договорных отношений, выполнения обязательств.

Литература

Параграфы 37, 42, 43. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. / Воло­ дина СИ., Полиевктова A . M ., Спасская В.В. и др. - М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.

Параграф 10. Певцова Е.А. Право. 9 кл. - М.: PC , 2001.

Проблема 6. Работодатели и работники на рынке труда

На данном уроке актуализируются знания школьников об особенностях пра­вового поведения работников и работодателей, ребята знакомятся с основными юридическими правилами, регулирующими трудовую деятельность.

Учитель должен разъяснить ученикам основные принципы правового регу­лирования труда в нашей стране, показать как необходимо вести себя в этой сфере жизни для того, чтобы добиться успеха и не нарушать закон. На уроках целесообразно прорешать конкретные правовые задачи, рассмотреть правовые проблемы, возникающие при расторжении правоотношений работников и ра­ботодателей, поработать с источниками права, рассмотреть проблему безрабо­тицы и социальных льгот, предоставляемых трудовым законодательством.

Литература

Параграфы 48, 49. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. / Воло­ дина СИ, Полиевктова A . M ., Спасская В.В. и др. - М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.

Параграф 11. Певцова Е.А. Право. 9 кл. - М.: PC , 2001.

Пролема 7. Правовые основы брака. Родители и дети

На таком занятии учитель должен познакомить обучаемых с правовым регу­лированием семейных отношений, в том числе порядком заключения и растор­жения брака.

Учитель знакомит школьников с правовым регулированием института бра­ка в нашей стране, ребята обращают внимание на правовые аспекты взаимоот­ношений супругов, которые носят личный и имущественный характер.

На уроке рассматриваются некоторые правовые основы взаимоотношений родителей и детей, сущность право- и дееспособности граждан страны.

Учитель актуализирует знания школьников о правовом статусе родителей и детей в нашей стране, особое внимание необходимо обратить на такие понятия,

как правоспособность и дееспособность субъектов права. На уроке можно орга­низовать деловую или ролевую игру, а также диктант с правовыми понятиями.

Литература

Параграфы 34, 35. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. / Воло­ дина СИ., Полиевктова A . M ., Спасская ВВ. и др. - М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.

Параграфы 12, 13. Певцова Е.А. Право. 9 кл. - М.: PC , 2001.

Проблема 8. Судопроизводство в нашей стране

На таком уроке рассматривается, в каких формах может осуществляться защи­та прав и интересов личности в нашей стране, что представляет собой судебная власть и каким образом можно обратиться в суд в случае правового конфликта.

Ребятам необходимо показать какие виды судов существуют в РФ, в чем их компетенция, как можно составить исковое заявление и как осуществля­ется судебное разбирательство дела. На втором уроке можно провести деловую игру «Суд».

Литература

Параграфы 29, 38. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. / Воло­ дина СИ., Полиевктова A . M ., Спасская В.В. и др. - М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.

Параграф 14. Певцова Е.А. Право. 9 кл. - ML : PC , 2001.

Проблема 9. Из мира юридических профессий

Важная задача учителя на таком уроке заключается в том, чтобы познако­мить школьников с основными юридическими профессиями, сформировать интерес к профессиональной деятельности юристов, обеспечив возможность осознанного выбора профессии в будущем.

Учитель показывает разнообразие юридических профессий в прошлом и в современном обществе, знакомит школьников с некоторыми аспектами профес­сиональной деятельности юристов.

На уроке рассматриваются такие профессии, как юрист, адвокат, судья, юрис­консульт, прокурор, нотариус, частный детектив, следователь.

Литература

Параграфы 21, 22. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. / Воло­ дина СИ, Полиевктова A . M ., Спасская В.В. и др. - М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.

Параграф 16. Певцова Е.А. Право. 9 кл. - М.: PC , 2001.

Проблема 10. Мировое сообщество на защите прав человека

На таком уроке систематизируются знания школьников о системе мировой за­щиты прав человека, познакомить с основными источниками права в этой сфере. Учитель, актуализируя знания школьников, напоминает о событиях мировой истории, ознаменовавшимися борьбой за права человека, ученики могут порабо­тать с международными документами и нормами международного права.

На уроке целесообразно затронуть такие понятия: международное право, ООН, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, между­народное преступление.

Литература

Параграф 1 5. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. / Володина СИ., Полиевктова A . M ., Спасская ВВ. и др. - М: РФПР, Московский городской фонд под­держки школьного книгоиздания, 2002.

Параграфы 17, 19. Певцова Е.А. Право. 9 кл. - М: PC , 2001.

Вариант 2

Учитель может также разработать самостоятельный вариант минимодуля, главной идеей которого станут вопросы профессиональной пропедевтики. Имен­но она позволит подростку осознанно самоопределиться в дальнейшем профи­ле обучения в школе, а затем и в вузе.

Проблема 1. Хочу быть юристом! Знакомство с профессией

На данном уроке учитель рассказывает о некоторых юридических профес­сиях и особенностях такой науки как юриспруденция. В этом случае также могут быть использованы минидоклады школьников о представителях юридической профессии и роли права в их жизни. На таком уроке можно затронуть вопросы о порядке поступления в вузы, осуществляющие правовую подготовку.

Школьникам можно предложить познакомиться с документом «Порядок приема в государственные образовательные учреждения профессионального образования РФ» (см. Порядок приема в государственные образовательные учреждения профессионального образования РФ, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, утв. Приказом Минобразования РФ от 14 января 2003 г. № 50). При этом каждой группе предлагается проанализиро­вать отрывок документа и сформулировать к нему вопрос. Другая группа пыта­ется дать ответ на вопрос,* не зная конкретной нормы. В случае неверного отве­та группа, которая формулировала вопрос, представляет правильный ответ, ссылаясь на норму права. Так, школьники убеждаются в том, что современный человек должен быть компетентен в различных правовых ситуациях.

Литератрура

Параграфы 2, 3, 4. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. / Воло­ дина СИ., Полиевктова A . M ., Спасская В.В. и др. - М: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.

Параграф !. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. - М.: Владос, 2001,

Проблема 2. А судьи кто?

На этом занятии школьники в форме деловой игры актуализируют знания о системе судебной защиты прав личности. На уроке можно использовать групповые методы активизации познавательной деятельности, работу с юридиче­скими документами, отрабатывая некоторые практические навыки по решению правовых проблем.

Необходимо обратить внимание на то, какие суды функционируют в России и куда следует обратиться в случае необходимости защитить свои права в судеб­ном порядке. Школьники рассматривают такой документ как исковое заявле­ние, закрепляя элементарные умения по его составлению.

На уроке в форме минисообщений могут быть прослушаны выступления ребят о деятельности суда присяжных или мировых судей.

Литература

Параграфы 22, 38. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. / Воло­дина СИ., Полиевктова A . M ., Спасская В.В. и др. - М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.

Параграф 2. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. - М.: Владос, 2001.

Проблема 3. Адвокат и его судьба

На данном занятии целесообразно использовать активные методы обучения, включая проигрывание модельных ситуаций, решение задач. Вначале урока учитель поясняет особенности профессии адвоката, можно подготовить рассказ об отдельных адвокатах, их роли в истории.

Учитель предлагает школьникам прочувствовать себя в роли адвокатов и защитить интересы людей, которые обратились к ним за помощью. Для этого на отдельные листы бумаги выписываются правовые конфликты (их мате­риалы могут быть заимствованы из учебников «Основы правовых знаний», «Методических рекомендаций для учителя права», сформулированы учителем самостоятельно на основе реальных жизненных ситуаций, хорошо понятных школьнику).

На уроке следует обратить внимание на то, как можно стать адвокатом, как эта профессия соотносится с интересами, способностями личности.

Литература

Параграф 22. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. /Володина СИ., Полиевктова A . M ., Спасская В.В. и др. - М.: РФПР, Московский городской фонд под­держки школьного книгоиздания, 2002.

Параграф 3. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. - М.: Владос, 2001.

Проблема 4. Прокурор на страже закона

На данном уроке учитель знакомит школьников с особенностями профессии прокурора. Необходимо дать историческую характеристику данной профессии и показать основные функции прокуратуры на современном этапе.

Школьники могут поработать с извлечениями из закона «О прокуратуре». При этом обращается внимание на то, в каких случаях люди могут обратиться в прокуратуру, каковы полномочия прокурора.

Л и т е р а т у р а

Параграф 22. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. / Володина СИ, Полиевктова A . M ., Спасская В.В. и др. - ML : РФПР, Московский городской фонд под­держки школьного книгоиздания, 2002.

Параграф 4. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. - М.: Владос, 2001.

Проблема 5. Детельность нотариуса в мире права

Учитель разъясняет школьникам некоторые аспекты профессиональной деятельности нотариуса, обучаемые могут познакомиться с извлечениями из закона и смоделировать ситуции, при которых людям нужно обращаться к нотариусу.

Литература

Параграф 22. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. / Володина СИ, Полиевктова A . M ., Спасская В.В. и др. - М.: РФПР, Московский городской фонд под­держки школьного книгоиздания, 2002.

Параграф 5. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум.-М.: Владос, 2001.

Проблема 6. Тайны следственной профессии

На данном уроке учитель показывает особенности професиональной дея­тельности следователей; можно обратить внимание на историю формирования данной профессии.

Школьникам разъясняется, каким образом можно стать следователем, чем занимаются люди, избравшие эту профессию, кто может стать частным детек­тивом и проч.

На уроке можно использовать различные инегративные приемы о работе сыщиков, следователей по различным произведениям литературы. Так, школь­ники могут вспомнить некоторые рассказы А.К.Дойла о Шерлоке Холмсе, обратив внимание на то, какими приемами пользовался знаменитый сыщик при расследовании преступлений.

Литература

Параграфы 21, 22. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. / Воло­ дина СИ, Полиевктова A . M ., Спасская ВВ. и др. - М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.

Параграф 6. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. - М.: Владос, 2001.

Проблема 7. Учимся читать законы и составлять нужные документы

На данном уроке организуется лабораторная работа с нормативно-правовыми актами, документами. Учитель рассказывает о некоторых правилах юридиче­ской техники, о том, из каких частей состоят законы, как они структурированы. На уроке школьники закрепляют умения составлять важные документы: заявления, простую доверенность на получение денег, апелляционную жалобу по итогам экзаменов и т.д.

При этом работа может быть организована по группам, каждая из которых выполняет задание, заранее обозначенное учителем. Учитель выступает в роли консультанта. Результаты работы групп обсуждаются совместно.

Литература

Параграфы 2, 3, 4. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. / Воло­ дина СИ., Полиевктова A . M ., Спасская ВВ. и др. - М.: РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.

Проблема 8. Практические советы о правилах поведения в трудовой сфере

На таком занятии могут быть организованы ролевые игры о моделях взаи­моотношений между работником и работодателем. При этом школьникам зара­нее предлагаются для анализа ситуации и извлечения из закона (ТК РФ) о регу­лировании подобных отношений. Школьники объясняют суть произошедшего и комментируют конфликт на основе правил закона. Важно обратить внимание на вопросы устройства на работу, расторжения трудового договора, споров между участникам трудовых отношений.

Литература

Параграфы 48, 49. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. / Воло­ дина СИ., Полиевктова A . M ., Спасская В.В. и др. — М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.

Параграф 11. Певцова Е.А. Право. - М.: PC , 2001.

Проблема 9. Как организовать свое дело

На данном уроке учитель актуализирует знания ребят о том, как можно орга­низовать свое дело, обратив внимание на то, какую роль играет малый бизнес в экономике страны.

На уроке можно подготовить небольшие сообщения о российских предпри­нимателях-меценатах.

Возможно организовать дискуссию по проблеме «Каким должен быть дело­вой человек?». Школьники, высказывая свои позиции по проблеме, могут по­знакомиться с некоторыми особенностями партнерского или корпоративного предпринимательства. При этом учитель подчеркивает, что при обучении по курсу «Права и экономика» в старшей школе обучаемые могут более основа­тельно проанализировать правовые основы российского бизнеса.

Литература

Параграфы 6, 42, 43,44. Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. / Воло­ дина СИ., Полиевктова A . M ., Спасская В.В. и др. - М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.

Параграф 10. Певцова Е.А. Право. - М.: PC , 2001.

Проблема 10. Почему я должен следовать закону?

Завершая предпрофильную подготовку, учитель обращает внимание обучае­мых на важность соблюдения закона и уважения права в стране. При этом могут быть рассмотрены отдельные проблемы преступности, наказуемости. Можно обратить внимание на обстоятельства, исключающие преступность деяний (не­обходимая оборона, крайняя необходимость, задержание лица, совершившего преступление, причинение вреда в результате физического принуждения и т.д.). На занятии возможно с использованием мозгового штурма разработать си­стему мероприятий по борьбе с преступностью, ее предупреждению.

Обучаемые обращают внимание на то, какие правонарушения в настоящее время наиболее распространены и каким образом можно остановить их рост.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебных предметов (1)

    Методические рекомендации
    Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.
  2. «Н и нн в прилагательных» 154

    Документ
    3. О плане мероприятий Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. – Письмо Министерства образования РФ от 21 авг. 2002 г.

Другие похожие документы..