Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Последние события в мире — мировой экономический кризис и геополитические изменения — заставляют задуматься каждого человека о причине их возникновен...полностью>>
'Программа дисциплины'
Ведущий курса обладает 25-летним опытом практической работы государственных структурах (Минфине, Госкомимуществе и ФСФР России), в финансовой системе...полностью>>
'Документ'
Государственный долг — это долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными орга...полностью>>
'Учебное пособие'
Учебное пособие предназначено для студентов, выполняющих курсовую работу по дисциплине: «Методы оптимизации организационно-технических систем», читае...полностью>>

Отчет № алт-1-04 о выполнении научно-исследовательской работы

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УДК

УТВЕРЖДАЮ

№ государственной регистрации


________________


А. В. Смирнов

Инв. №

«30” ноября 2004 г.

Отчет № АЛТ-1-04

о выполнении научно-исследовательской работы

«Разработка типовых лицензий на приобретаемые в рамках государственных контрактов ФЦП “Электронная Россия” (2002-2010 годы) права (авторские, имущественные). Разработка типовых регламентов подготовки и публикации в открытом доступе результатов выполнения государственных контрактов»


(окончательный)

Часть 1. «Разработка концепции и методики управления авторскими имущественными правами на произведения, созданные либо модифицированные в результате закупок, проводимых с привлечением федерального финансирования»

Заместитель Генерального директора ООО “Альт Линукс”

А.Е. Новодворский ______________

Реферат

На 591 стр., 12 частей, библ. 17 назв.

Авторское право и смежные права; исключительные права; имущественные права, государственное финансирование; государственные закупки; федеральная целевая программа «Электронная Россия».

В аналитической части работы раскрывается вопрос оптимального объема авторских имущественных прав на результаты выполненных по государственному заказу работ, необходимого государственному заказчику для полноценного использования этих результатов; исследуется текущее законодательство и сложившаяся практика выполнения государственных заказов. В нормативной части работы предлагаются проекты нормативных актов, оптимизирующих объем приобретаемых государственным заказчиком авторских имущественных прав и обеспечивающих публикацию результатов работ в свободном доступе. Также предлагаются проекты изменений в законодательство Российской Федерации, принятие которых позволит еще более оптимизировать распределение авторских имущественных прав на результаты работ, создаваемых по государственному заказу.

Содержание

Реферат 2

Содержание 3

Часть 1. Разработка концепции и методики управления авторскими имущественными правами на произведения, созданные либо модифицированные в результате закупок, проводимых с привлечением федерального финансирования 5

Часть 2. Передача прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные при выполнении работ по контрактам для государственных нужд. 62

Часть 3. Исследование нормативно-правовых актов Российской Федерации в области проведения конкурсов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд 122

Часть 4. Анализ “свободных” лицензий на предмет их применимости в условиях российской правовой системы 149

Часть 5. Юридический анализ состава прав, переданных государственному заказчику на результаты интеллектуальной деятельности, на примере проектов ФЦП «Электронная Россия» 195

Часть 6. Технические требования к представлению и процедурам публикации материалов, полученных в качестве результатов работ по госконтрактам. Рекомендации 364

Часть 7. Проект Порядка проведения открытого конкурса по выбору исполнителей для выполнения работ в рамках реализации программных мероприятий федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», закрепленных за Минэкономразвития России и финансируемых по направлению “Прочие расходы” в 2005 году 400

Часть 8. Проект Порядка проведения открытого конкурса по выбору исполнителей для выполнения работ в рамках реализации программных мероприятий федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», закрепленных за Минэкономразвития России и финансируемых по направлению НИОКР в 2005 году 498

Часть 9. Проект временного порядка публикации результатов работ, полученных по государственным контрактам, заключаемым Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)» 550

Часть 10. Проекты изменений в законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты 557

Часть 11. Методические рекомендации по некоторым аспектам проведения открытых конкурсов 580

Часть 12. Проект дополнительного соглашения к государственному контракту о передаче авторских имущественных прав произведения, являющиеся результатом выполненных работ 588

Литература и другие источники 590

Часть 1. Разработка концепции и методики управления авторскими имущественными правами на произведения, созданные либо модифицированные в результате закупок, проводимых с привлечением федерального финансирования

0. Цели и общие рамки работы

Государство, в лице государственных исполнителей и в лице государственных закупщиков, в числе прочих производит и финансирует работы, имеющие творческую составляющую, прямым, необходимым или побочным результатом которых является создание разнообразных произведений, подлежащих авторско-правовой охране.

Несмотря на сокращение хозяйственной деятельности государства в ходе рыночных реформ, абсолютные цифры его участия в творческой деятельности путем ее финансирования будут, вероятно, в краткосрочной и среднесрочной перспективе возрастать, прежде всего в части создания и модификации произведений в рамках информационно-технологических контрактов.

Перед государством также стоит задача упорядочения управления правами, доставшимися ему в порядке правопреемства с советских времен, когда позиция государства во многих творческих отраслях приближалась к положению абсолютного монополиста.

С точки зрения введения таких произведений в оборот и снижения издержек такого оборота существующее положение дел представляется далеким от совершенства. Специфика государственного финансирования творческой деятельности и его правовых последствий слабо учтена действующим законодательством и, в основном, сводится к ряду диспозитивных норм, сформулированных таким образом, что это отнюдь не облегчает оборот созданных произведений. Подзаконные нормативно-правовые акты нередко не согласованы друг с другом; намеченная рядом нормативных документов государственная политика саботируется некоторыми министерствами и ведомствами. Заключаемые государством контракты зачастую обходят эти сложные вопросы или формулируются таким образом, что права распределяются неоптимально.

Ситуация отягощена практическим развалом «старой» (опирающейся на физическую транспортировку и хранение носителей информации) информационной инфраструктуры и отставанием от более богатых и развитых стран в деле создания «новой» (основанной, прежде всего, на компьютерно-информационных технологиях).

Все это приводит к тому, что:

  • потенциальные пользователи слабо осведомлены о наличии произведений, профинансированных из госбюджета, причем это относится не только к частным пользователям, но и к органам государственной власти и государственным организациям различной ведомственной принадлежности, следствием чего является неосновательное дублирование работ или даже неоднократная оплата фактически одних и тех же работ;

  • переиспользование (повторное использование) произведений вообще остается на низком уровне, что особенно пагубно сказывается на эффективности государственных затрат в связи с созданием произведений, по своей природе предполагающих интенсивное переиспользование (таких, как программы для ЭВМ);

  • сами права на созданные таким образом произведения оказываются недостаточно определенными, и такая неопределенность затрудняет их ввод в оборот (эффект, сходный с недоопределением прав собственности), следствия чего весьма разнообразны и включают общие потери от недоиспользования как в государственном, так и в частном секторах, увеличение доли импорта по классам товаров и услуг, воплощающих охраняемые авторским правом произведения;

  • в случае определения прав, их итоговое распределение оказывается неоптимальным. Имеют место государственное финансирование создания произведений, права на которые «оседают» в частных руках, «захват» прав на произведения, созданные в советский период.

В ходе НИР проводятся:

  • анализ и критика существующих моделей распределения исключительных прав на результаты творческой деятельности (с особым вниманием к авторско-правовым имущественным правомочиям), финансируемой из государственных бюджетов, как в России, так и за рубежом. В состав анализируемых моделей включаются: исключение определенных видов произведений из сферы действия авторского права (Россия и другие страны в части официальных документов), придание произведениям, созданным в особых условиях, статуса общественного достояния (США и некоторые другие страны), придание произведениям, созданным в особых условиях, статуса свободных произведений (многочисленные законодательные инициативы последних лет во многих странах), исторический опыт распределения прав на изобретения, сделанные в ходе выполнения работ по госзаказу (прежде всего, интересный опыт декоммерциализации/коммерциализации в США) и пр.

  • выявление различий между различными типами исключительных имущественных прав в плане оптимального их распределения;

  • моделирование экономических последствий, как прямых, так и косвенных, реализации различных моделей распределения прав (в предмете «право и экономика»), включая разработку моделей технико-экономического обоснования принятия решений, влекущих последствия для распределения исключительных имущественных прав;

  • учет возможности кумуляции исключительных имущественных прав различного типа (или различных прав в рамках одного типа) и оппортунистического использования такой кумуляции участниками рыночного процесса (в том числе, исполнителями госзаказа и государственными организациями);

  • учет специфики работ, включающих доступ к государственной и коммерческой тайнам.

На первом этапе разработана Концепция, отвечающая прежде всего на вопрос «что нужно делать?» без фокусировки на методических моментах («как это сделать?»).

В значительной степени первый этап абстрагируется от законодательства о закупках (за исключением нескольких базовых положений) и фокусируется на применимости отечественного и международного авторско-правового, патентного и индивидуализирующе-признакового законодательства.

На втором этапе предложенная Концепция уточнена по результатам обсуждения с Заказчиком, разработаны элементы методического развертывания предложенной Концепции и предложены минимально необходимые для реализации Концепции изменения правовой базы госзакупок.

На третьем этапе предложенные элементы методического развертывания реализованы в виде поправок к методическим материалам или их проектам, полученным в ходе смежных работ, а также заимствованные в Министерстве экономического развития и торговли РФ.

1. Общие принципы

1.1 В ходе работ, финансируемых из федерального бюджета, в числе прочего, с неизбежностью создаются, модифицируются и перерабатываются, а также используются произведения.

Определение прав (исключительных имущественных прав в терминах законодательства об авторском праве и смежных правах РФ) на таким образом созданные, модифицированные или переработанные произведения является актуальной задачей, а оптимизация набора таких прав, их субъектов и процедуры управления ими имеет определенный потенциал в плане повышения эффективности бюджетного финансирования.

В течение последних десятилетий с особой живостью модели распределения исключительных имущественных прав1 обсуждались применительно к такому специфическому виду произведений, как программы для ЭВМ. Это связано, прежде всего, с тем, что программа для ЭВМ сохраняет и приумножает свою полезность, как правило, только до тех пор, пока вовлечена в процесс непрерывного совершенствования; таким образом, для этого вида произведения условия, на которых она может переиспользоваться (в том числе, в модифицированном и переработанном виде), с наибольшей очевидностью оказываются в фокусе внимания. Менее очевидным это может быть для других видов произведений, однако, это не означает, что для их использования эти вопросы не важны.

1.2 Программы для ЭВМ являются наиболее удобным материалом для демонстрации наличия изначально противоречивых интересов владельца отдельного экземпляра произведения.

Владелец отдельного экземпляра программы для ЭВМ, в принципе, заинтересован в наиболее широкой аудитории этого произведения, достигаемой путем свободного использования этой программы. В частности,

  • эксплуатация программы часто требует специфичных знаний и навыков. Владелец ее экземпляра заинтересован в повышении конкурентности соответствующего предложения на рынке труда;

  • часто владелец экземпляра программы предвидит, что в дальнейшем его специфические нужды могут быть наиболее дешево удовлетворены путем модификации или переработки этой программы. Соответственно, он заинтересован в повышении конкурентности предложения как на рынке труда, так и на рынке услуг;

  • более того, вполне возможно, что с подобной необходимостью раньше него столкнется владелец другого экземпляра. Соответственно, он заинтересован в доступе к новым версиям этой программы;

  • компьютерное программирование остается процессом, подверженным недосмотрам и ошибкам. Владелец экземпляра заинтересован в том, чтобы с ошибкой первым столкнулся, по возможности описал ее, а в идеальном варианте исправил или стимулировал ее исправление владелец другого экземпляра (вероятность чего также повышается с ростом аудитории произведения).

В то же время, коммерчески ориентированный владелец экземпляра программы заинтересован в наиболее узкой аудитории произведения, достигаемой путем либо ее полного сокрытия от аудитории, либо максимально обременительных условий использования и/или приобретения ее экземпляров другими потенциальными владельцами:

  • приобретая экземпляр программы (или создавая, или заказывая создание программы) его будущий владелец (как и при приобретении любого бизнес-актива) рассчитывает на снижение издержек и/или повышение производительности своей производственной или иной коммерческой деятельности. Этот коммерческий эффект он рассматривает как отдачу от затрат на приобретение экземпляра программы или ее создание и, соответственно, как конкурентное преимущество.

Эти противоречия в мотивах наиболее явно демонстрируются на примере программ, однако наличествуют и при приобретении других типов произведений. Клиника, приобретая новый анатомический атлас для своих врачей также может рассматривать обладание им как конкурентное преимущество перед другими больницами, и также не заинтересована в том, чтобы ее пациенты пострадали от ошибки в этом произведении. То же относится и к инженерным справочникам, и фактически к любому типу произведений, хотя вес различных мотивов за и против свободы использования (и сама их очевидность) могут различаться.

1.3 Еще одним фактором, способствовавшим тому, что именно программы для ЭВМ стали «полигоном» для разработки принципиально различающихся подходов к распределению имущественных исключительных прав, явилось относительно недавнее (конец 1970х – начало 1990х в разных странах) их подведение под авторско-правовое законодательство. Авторское право на традиционные виды произведений (литературу, изобразительные искусства, музыку) во многом воспринимается как институт, чье происхождение сокрыто в веках (а также старательно мистифицировано2). Авторское право на программы само по себе воспринимается как весьма спорная новация, тем более спорным являются специфический состав этих прав, а связанные с этой новацией проблемы у многих еще на памяти.

Так или иначе, именно в сфере использования этих специфических произведений поляризовались две принципиально различные модели распределения исключительных имущественных прав:

  • свободные произведения (программы): произведения, определенные3 права на которые передаются владельцу каждого экземпляра;

  • несвободные произведения: произведения, не входящие в оборот вовсе, либо произведения, права на которые не вовлекаются в оборот, либо произведения, права на которые передаются на условиях иных, нежели распространяются экземпляры произведения.

Тяготение потребителя к той или иной модели обусловливается игрой упомянутых выше противоречивых интересов и отягощается во-первых, присутствием на рынке участников с другой мотивацией (издателей и других посредников, стремящихся к монополистической прибыли за счет несвободы произведений), и, во-вторых, возможностью рыночных субъектов использовать произведения, созданные при иной, не коммерческой мотивации (например, в результате исследовательской деятельности, в порядке реализации личных увлечений их авторов и пр.).

Эти обстоятельства, а также ряд исторически-случайных факторов обусловливает доминирование в том или ином сегменте рынка свободной либо несвободной модели распределения исключительных имущественных прав.

За пределами сферы программного обеспечения свободные произведения представляют скорее исключение; в основном, это связано с произведениями (такими, как произведения искусства, художественной литературы, музыки), перешедшими в общественное достояние по истечении срока действия авторских прав, либо произведения, принудительно переданные в общественное достояние или выведенные из сферы действия авторского права ввиду их специфического характера (официальные документы), либо произведения, тематически тесно связанные с программами для ЭВМ (документация, учебные пособия и т.п.).

1.4 Специфика государства (в любом лице) как участника рынка заключается в том, что оно не преследует (точнее, не должно преследовать) коммерческих целей как таковых и не вступает (точнее, не должно вступать) в рыночную конкуренцию с частными лицами.

Разумеется, эмпирически это не всегда справедливо, так как в ряде отраслей государственные организации оказывают вполне коммерческие услуги и, так или иначе, конкурируют с частными их поставщиками. В таких отраслях, как образование, медицина и некоторые другие, услуги публичного сектора могут составлять заметную долю рыночного предложения не только в странах с переходной экономикой, но и при развитом капитализме.

Однако это нетипично для современного понимания роли и функций государства в обществе и не должно рассматриваться как серьезное основание для реализации интереса к ограничению свободы произведений, если вопрос о свободе определенных произведений компетентно решать государство. Перечисленные интересы же к свободе в полной мере должны осознаваться государством-заказчиком или потенциальным владельцем экземпляров произведений.

Кроме того, не следует забывать, что основным источником как бюджетов, так и внебюджетных государственных фондов являются налоговые и иные поступления от корпоративных и физических налогоплательщиков. Поскольку произведения (так же, как и изобретения и иные неосязаемые объекты, в отношении которых определены исключительные имущественные права), в отличие от материальных ресурсов, неконкурентны при потреблении их экземпляров и неистощимы сами по себе, нет никаких видимых причин отказывать налогоплательщикам в праве использовать произведения, созданные на их средства.

Возьмем на себя смелость радикально сформулировать основную «доктрину» управления имущественными исключительными правами на произведения, созданные (модифицированные, переработанные) в результате работ с привлечением государственного финансирования:

  1. Произведение, созданное, модифицированное или переработанное в ходе выполнения работ с привлечением федерального финансирования, должно быть свободно.

  2. Из федеральных средств не должны финансироваться создание, переработка или модификация несвободных произведений.

Следует отметить, что финансирование создания произведений не должно быть смешано с приобретением экземпляров произведений. При приобретении экземпляров произведений имеет место передача прав собственности на эти экземпляры, а не передача прав на само произведение. Сформулированная «доктрина» полностью нейтральна по отношению к закупке товаров, воплощающих в себе произведения; однако наблюдающаяся путаница в этом вопросе по отношению к программам для ЭВМ4 заставляет нас остановиться на нем здесь и особо оговорить этот вопрос при развертывании Концепции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о научно-исследовательской работе (13)

    Публичный отчет
    Государственный контракт от «07» июля 2009 г. № 02.740.11.0270 в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы
  2. Отчет о научно-исследовательской работе (15)

    Публичный отчет
    Государственный контракт от «07» июля 2009 г. № 02.740.11.0270 в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы
  3. Научно-исследовательская работа студентов всегда являлась важной составляющей частью учебного процесса в нашем вузе. Первоначально она была оформлена только в виде кружков сно.

    Научно-исследовательская работа
    Научно-исследовательская работа студентов всегда являлась важной составляющей частью учебного процесса в нашем ВУЗе. Первоначально она была оформлена только в виде кружков СНО.
  4. Научно-исследовательская работа студентов: Материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. 325 с. Isbn 978-5-8021-0880-2

    Научно-исследовательская работа
    Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  5. Отчет о научно-исследовательской работе (9)

    Публичный отчет
    Объектом проведения исследований являлись кедровники и потенциальные кедровники Природного парка «Самаровский чугас», опытные участки рубок переформирования в урочище «Острова».

Другие похожие документы..