Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инф...полностью>>
'Документ'
Под манипуляцией, вслед за Е.Л.Доценко, мы понимаем особый «вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждени...полностью>>
'Программа'
Основные понятия сервиса. Теоретические аспекты культуры в области социально – культурного сервиса. История формирования индустрии гостеприимства в м...полностью>>
'Сценарий'
М.принц: разрешите представиться. Я - маленький принц планеты Альдебаран. А это моя планета. Она очень маленькая, на ней живу только я и прекрасная р...полностью>>

Отчет № алт-1-04 о выполнении научно-исследовательской работы

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. Механизмы возникновения и передачи авторско-правовых правомочий

3.1 Возникновение исключительных имущественных прав

Основанием для возникновения гражданских прав, согласно гражданскому законодательству РФ, в частности, является создание произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности [ГК, ст.8].

Все права на произведение согласно законодательству об авторском праве и смежных правах РФ возникают в силу факта создания произведения и не требуют регистрации, уведомления или соблюдения каких-либо иных формальностей [ЗоАП, ст. 9]. Имущественные права возникают:

  • у работодателя автора произведения, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, если договором между ними не предусмотрено иное (этот порядок не распространяется на энциклопедии, энциклопедические словари, периодические издания и периодические и продолжающиеся сборники научных трудов) [ЗоАП, ст. 14], у работодателя автора программы для ЭВМ или базы данных, созданных автором в связи с выполнением трудовых обязанностей или по заданию работодателя, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное; или

  • у заказчика научно-исследовательских, опытно конструкторских и технологических работ на произведения, созданные в результате таких работ, если договором между ними не предусмотрено иное [ГК, ст. 772]. У исполнителя при этом возникают права использовать те же произведения для собственных нужд, если договором не предусмотрено иное [ГК, с. 772]. (Эта диспозиция может быть перекрыта более специальной диспозицией [ЗОПЭ, ст. 12-2; ЗоПОТ, ст. 7-2], относящейся к правам созданию программ для ЭВМ, базам данных и топологиям интегральных схем по государственному контракту (см. следующий пункт)); или

  • у Российской Федерации или субъекта Российской Федерации — только на программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных схем, созданные при выполнении работ по государственному контракту для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации, и только если государственным контрактом установлено, что это право принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, от имени которых выступает государственный заказчик [ЗОПЭ, ст. 12-2; ЗоПОТ, ст. 7-2]12; или

  • у автора во всех прочих случаях [ЗоАП, ст. 16].

3.2 Передача исключительных имущественных прав

Имущественные права передаются по авторскому договору [ЗоАП, ст. 30].

Авторский договор может предусматривать передачу исключительных прав на произведение [ЗоАП, ст. 30]. Операторика такой передачи весьма схожа с передачей прав собственности, несмотря на отличие в содержании прав.

Авторский договор может предусматривать передачу неисключительных прав на произведение [ЗоАП, ст. 30], при этом у приобретателя возникают отдельные правомочия, а обладатель исключительных прав их не теряет, как не теряет и права передавать неисключительные права другим пользователям. Операторика такой передачи, таким образом, существенно отличается от гражданско-правовой передачи прав собственности.

3.3 Авторский договор

Авторский договор заключается в письменной форме [ЗоАП, ст. 31]. В устной форме может быть заключен договор об использовании произведения в периодической печати [ЗоАП, ст. 31].

Кроме того, при продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставлении доступа к ним массовым пользователям допускается применение «особого порядка» [ЗоАП, ст. 31; ЗОПЭ, ст. 14-3], который законодательно не конкретизирован, но для которого приведен пример «изложения типовых условий договора на передаваемых экземплярах» [ЗОПЭ, ст. 14-3].

В то же время, гражданским законодательством письменная форма как таковая признается соблюденной, если договор заключен посредством акцепта оферты путем фактического начала выполнение предусмотренных офертой действий [ГК, ст. 434-3]. Это, очевидно, покрывает собой упомянутый пример, приведенный в ЗОПЭ, и, более того, нет никаких препятствий к заключению таким способом и договоров об использовании других видов произведений. То есть упомянутый в законодательстве об авторском праве и смежных правах «особый порядок» перестал быть «особым» с принятием Первой части ГК. Очевидно, что по операторной сущности сделки таким образом могут передаваться только неисключительные права.

Особо следует отметить, что, хотя законодатель особо оговаривает условия, при которых молчание может считаться акцептом оферты [ГК, ст. 438-2], совершение действий по выполнению указанных в ней условий считается акцептом (если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте) [ГК, ст. 438-3].

Возможность «безуведомительного акцепта» оферты об использовании произведения путем фактического начала использования этого произведения является чрезвычайно важной и полезной для использования произведений, права на которые распределены в массовом порядке13.

Таким образом, гражданское законодательство предоставляет мощный и удобный юридический инструмент для массовых авторско-правовых отношений: сопровождение экземпляров произведений при их распространении офертой об их неисключительном использовании с возможностью безуведомительного акцепта такой оферты путем фактического начала использования произведения. Далее такая оферта именуется «сопровождающей офертой», а договор, заключаемый посредством ее акцепта, «сопровождающим договором».

В то же время, ценность этого инструмента снижается наличием в законодательстве об авторском праве и смежных правах ряда архаичных норм, регламентирующих условия авторских договоров и препятствующих правовому сопровождению создания и использования произведений в современных технологических условиях. Таковы, в частности, требование указания максимального тиража произведения, если вознаграждение определено в виде фиксированной суммы, минимальные ставки авторского вознаграждения [ЗоАП, ст. 31].

3.4 Авторский договор заказа

Помимо передачи прав на уже созданное произведение, возможно заключение авторских договоров заказа [ЗоАП, ст. 33], по которым автор обязуется создать произведение. Однако предметом авторского договора не могут быть произведения, которые автор может создать в будущем [ЗоАП, ст. 31-5], недействительными являются условия, ограничивающие автора в создании в будущем произведений [ЗоАП, ст. 31-6]. Как и «реальный» (передающий права на уже созданное произведение), авторский договор заказа может предусматривать передачу как исключительных, так и неисключительных прав на произведение.

Законодательством об авторских и смежных правах прямо не предусмотрены авторские договоры заказа, в которых исполнителем выступает юридическое лицо. Однако существует общая гражданская правоспособность юридических лиц [ГК, ст. 49]; представляется, что в данном случае прямого запрета законодательство не содержит, и эта норма может применяться.

Представляется, что обязательство исполнителя в этом случае по содержанию несколько отличается от возникающего у исполнителя обычного авторского договора заказа, поскольку создание произведения – творческая деятельность, к которой юридическое лицо по определению неспособно, однако оно может принять обязательство обеспечить создание такого произведения силами своих сотрудников или заключая обычные авторские договоры заказа с физическими лицами. Это отличие, во-видимому, не должно влечь за собой последствий, касающихся распределения прав на созданное в ходе исполнения такого договора произведение.

Что касается правоспособности государства (в лице заказчика), представляется, что его правоспособность должна быть установлена специально-разрешительной нормой или предписывающей нормой, имеющей специально-разрешительное содержание. В рамках законодательства о госзакупках, как показано ниже (п. 7) в настоящее время разрешительные или предписывающие нормы относительно авторского заказа отсутствуют, что делает использование авторского договора заказа в качестве инструмента госзакупок более чем проблематичным.

3.5 Существенные условия авторского договора

Вне зависимости от порядка заключения авторского договора, он должен содержать следующие существенные условия [ЗоАП, ст. 31-1]:

  • способы использования произведения;

  • срок передачи прав (при его отсутствии за автором сохраняется право расторжения договора по истечении 5 лет с предварительным уведомлением пользователя за 6 месяцев);

  • территорию передачи прав (при отсутствии права считаются переданными на территории РФ);

  • размер вознаграждения и/или порядок его определения за каждый способ, а также порядок его выплаты.

Кроме того,

  • отдельно должно оговариваться право пользователя осуществлять дальнейшую передачу полученных прав третьим лицам [ЗоАП, 31-4].

3.6 Инструментарий авторско-правовых отношений

В соответствии со сформулированной в п.1 «доктриной» должны быть определены инструменты правоотношений между следующими группами лиц:

  1. государством в лице той или иной государственной организации;

  2. исполнителями-сотрудниками государственных организаций;

  3. исполнителями-физическими или юридическими лицами, привлеченными к исполнению государственного заказа на конкурсных или иных основаниях;

  4. авторами и иными правообладателями произведений, подвергающихся использованию, переработке и/или модификации в ходе исполнения работ;

  5. сторонними пользователями и аудиторией произведения.

Учитывая массовидный характер категорий (4) и (5) и не определенный заранее круг составляющих их лиц, оптимальным юридическим инструментом для установления авторско-правовых отношений между ними, с одной стороны, и лицами, относящимися к категориям (1-3) – с другой представляется описанная выше в п. 3.3 сопровождающая оферта (точнее, договор, заключаемый после ее акцепта).

Для установления авторско-правовых отношений между государством и сотрудниками государственных организаций оптимальной формой является трудовой договор (контракт). При этом следует обращать внимание на то, чтобы этот договор не распределял права на служебные произведения иначе, чем предусмотрено диспозитивными нормами законодательства об авторском праве и смежных правах. Также следует обращать внимание на то, чтобы создание произведений, подлежащих дальнейшему использованию, было предусмотрено должностными инструкциями и/или служебными заданиями.

Для установления авторско-правовых отношений между государством и исполнителями госзаказа в краткосрочной перспективе (до изменения законодательства об авторском праве и смежных правах, описанного в следующем абзаце) оптимальной формой является включение в контракт на выполнение работ или оказание услуг положений, оговаривающих субъекта возникновения прав (для программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем).

В дальнейшей перспективе необходимо внесение в законодательство об авторском праве и смежных правах единой нормы, касающейся прав на произведения (всех типов), созданные в рамках государственного заказа и, возможно, императивно устанавливающее оптимальное распределение этих прав.

4. Кумуляция имущественных прав, право составителя и зависимости

4.1 Понятие «кумуляции» прав

Возможны ситуации, когда потенциальный пользователь произведения (или сам правообладатель, намеревающийся использовать произведение самостоятельно), несмотря на наличие у него достаточных имущественных прав, стеснен в использовании в силу действия иных правовых норм, не относящихся к сфере действия законодательства об авторском праве и смежных правах.

В качестве таких норм могут выступать специально-запретительные нормы (например, потенциальный пользователь произведения не вправе использовать произведение путем распространения или публичного исполнения, если оно содержит призывы к разжиганию социальной розни или клеветнические утверждения; потенциальный пользователь программы для ЭВМ не вправе ее распространять, если она является вредоносной согласно определению УК и т.п.) или специальные обязанности, возложенные на пользователя законодательством14.

В качестве таких норм могут выступать и иные, имущественные или схожие с ними права, известные законодательству, например, права на изобретения, охраняемые в рамках патентного права, право на коммерческую тайну, право на индивидуализирующие признаки товара или услуги, а также «право составителя», известное в самом законодательстве об авторском праве и смежных правах. Такие случаи известны как «кумуляция прав». Отсутствие явного запрета на кумуляцию разнородных имущественных прав является серьезным недостатком действующего законодательства РФ.

4.2 Кумуляция с патентным правом

В мировой практике наиболее изученным является случай кумуляции авторских и патентных прав.

Вообще говоря, в мировой практике достаточно последовательно проведен принцип «ортогональности» этих двух типов исключительных имущественных прав. Произведения охраняются в рамках авторского права с точки зрения формы выражения (любых) приемов, идей, концепций и т.п., но не с точки зрения их сущности. Изобретения (а также полезные модели, рационализаторские предложения, специально охраняемые селекционные достижения) охраняются с точки зрения их сущности («охрана по существу»), но не с точки зрения формы выражения.

Однако есть случаи нарушения этой последовательности применительно к программам для ЭВМ или воплощенным в них алгоритмам. Ряд стран (например, США) молчаливо или даже явно допускают патентование алгоритмов (вычислительных методов15). Вопрос о патентоспособности алгоритмов и прочих абстрактных идей является важной политической проблемой в области исключительных прав16.

В РФ патентование алгоритмов и программ для ЭВМ прямо запрещено патентным законодательством. Это не означает, что международная ситуация не оказывает влияния на российский рынок. Поскольку рынок программного обеспечения фактически является глобальным, любое ограничивающее конкуренцию его регулирование (тем более, в таких экономически сильных странах, как, например, США) болезненно сказывается на его состояние во всем мире.

В практике разработки свободных авторских договоров проблема кумуляции авторских и патентных имущественных прав нашла определенное отражение. Некоторые типовые свободные авторские договоры (например, GNU GPL, GNU LGPL) прямо разрешают исключать из территорий распространения программ страны, не реализующие запрет на патентование алгоритмов или программ для ЭВМ.

В то время, как будучи примененным, такой запрет никак не изменяет сумму прав потенциального пользователя (коль скоро на этой территории выдан патент, блокирующий использование такой программы), прагматически его следует признать оправданным, поскольку он явно предупреждает пользователя о возможности безнаказанных «пиратских» действий против него со стороны обладателя «софтверного патента» в определенных юрисдикциях.

Таким образом, в Концепции следует особо оговорить, что исключение каких-либо территорий из сферы действия предоставляемых прав на программу для ЭВМ по патентно-правовым основаниям не лишает произведения статуса свободного.

Также существуют определенные проблемы, связанные с патентоспособностью промышленных образцов — «решений внешнего вида» изделий. Правоведы затрудняются в разграничении объектов авторских прав на произведение дизайна или произведение декоративно-прикладного искусства патентных прав на промышленный образец17.

Э.Г.Гаврилов в позднейшей работе склоняется к тому, что «[п]рактически промышленный образец -- это произведение дизайна [...]. И Патентный закон, и Закон об авторском праве охраняют один и тот же объект, причем практически применительно к одинаковым способам использования» [Гаврилов, 1996] и, далее, аргументирует, что «патентная охрана промышленных образцов в значительной степени лишается смысла в связи с наличием охраны произведений дизайна авторским правом».

А.П.Сергеев считает, что «признание [произведения декоративно-прикладного искусства промышленным образцом] приводит к изменению правового режима объекта, который с этого момента определяется не нормами авторского права, а законодательством о промышленных образцах» [Сергеев, 2001, с. 438], каковой вывод представляется весьма странным, ибо такого основания для утраты авторско-правовой охраны законодательством не предусмотрено.

С тезисом о совпадении объекта патентования (в случае с промышленным образцом) и авторского права охраны (в случае с произведением дизайна или декоративно-прикладного искусства) трудно согласиться в теории, поскольку, прежде всего, патентная охрана относится к существу решения, а авторско-правовая – к форме выражения. Однако на практике формула промышленного образца, действительно, может воплощать или включать произведение (причем, не только дизайна или ДПИ), что весьма близко к ситуации кумуляции разнородных прав.

В общем виде решить проблему с возможностью ситуации, когда на воплощение произведения, права на которые переданы или предоставлены, в промышленном образце будет подана заявка, и патент будет использован для фактического блокирования использования произведения, частно-правовыми (договорными) средствами решить не представляется возможным. Можно пытаться оспорить такое блокирование как злоупотребление правом.

В перспективе представляется целесообразным публично-правовое разрешение этой проблемы путем законодательного запрета кумуляции прав18.

4.3 Кумуляция с правом на индивидуализирующие средства

Менее изучен вопрос о влиянии на свободу произведений законодательства о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (фирменных наименований19, торговых знаков и знаков обслуживания, охраняемых наименований мест происхождения товаров и услуг).

Включение в название произведения зарегистрированного по соответствующему классу товаров и услуг индивидуализирующего признака хотя и не исключит возможность использования произведения как такового, серьезно ограничит пользователя в осуществлении своих прав путем распространения произведения20, а также необходимых для этого действий (рекламы).

Представляется целесообразным запретить использование в названиях произведений, создаваемых, модифицируемых или перерабатываемых в ходе работ с привлечением федерального финансирования зарегистрированных фирменных наименований, зарегистрированных товарных знаков и знаков обслуживания по соответствующим классам товаров и услуг и зарегистрированных мест происхождения товара, если права на соответствующие средства индивидуализации не предоставлены в объеме, обеспечивающем свободу произведения.

Такой запрет не исключит полностью возможность переработки или модификации произведений, права на названия которых кумулируются с правами на средства индивидуализации. В частности, исполнитель работ может:

а) договориться с владельцем товарного знака или знака обслуживания о разрешении на соответствующее его использование; или

б) переименовать произведение при переработке или модификации.

К сожалению, это решение имеет и недостаток. В период времени между передачей произведения и прав на него заказчику и введением в оборот достаточного количества товаров или услуг, воплощающих это произведение, третье лицо – из «сквоттерских» побуждений или вполне добросовестно (не будучи осведомлено о существовании этого произведения) – может зарегистрировать соответствующее средство индивидуализации. Исключить такие ситуации может только законодательный запрет на «кумуляцию» прав.

4.4 Кумуляция с правом составителя

Наряду с правом на отдельные произведения, законодательство об авторском праве признает также авторское право составителей сборников и других составных произведений [ЗоАП, ст. 11], включая базы данных, причем составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, которые они включают [ЗоАП, Ст. 7-3]. То есть имеет место кумуляция прав в рамках самого законодательства об авторском праве и смежных правах.

Потенциально право составителя представляет собою большую «юридическую бомбу», заложенную под будущее свободных произведений. Заявление, например, составителем первого дистрибутива21, содержащего как свободную программу для ЭВМ А, так и свободную программу для ЭВМ Б, прав составителя сделает весьма проблематичным использование следующих дистрибутивов, содержащих эти программы. Оно никак не затронет возможности свободного использования этих программ по отдельности, однако серьезно затруднит их распространение. Оно потребует долгой юридической борьбы на предмет признания такого составления нетворческим, причем с неопределенным результатом, так как критерии «творческого» характера составления являются гораздо более расплывчатыми, чем критерии творчества в создании отдельных произведений как таковых.

Мы не видим способа кардинального решения этой проблемы в целом без существенной «перекройки» законодательства об авторском праве и смежных правах РФ, однако считаем целесообразным исключить хотя бы возможность оппортунистического поведения самого исполнителя в ходе или после завершения работ с привлечением федерального финансирования путем включения в Концепцию указания на необходимость предоставления прав на свободное использование составного произведения, если отдельные произведения, созданные, модифицированные или переработанные в ходе таких работ образуют таковое.

4.5 Зависимости произведений

Более тонкий момент, не относящийся собственно к кумуляции прав, но весьма близкий по эффекту, касается так называемых «зависимостей» произведений, никак не отраженных в законодательстве об авторском праве и смежных правах.

Понятие «зависимости» достаточно разработано и осмысленно преимущественно применительно к программам для ЭВМ. Программа А является зависимой от программы Б, если:

  • трансляция (интерпретация либо компиляция) программы А в исполняемый объектный код невозможна без наличия программы Б («зависимость времени построения»). Причем результирующий исполняемый объектный код может как включать части программы Б («зависимость от процедуры, функции или библиотеки»), так и не включать их («зависимость от компилятора или интерпретатора»);

  • нормальная эксплуатация программы А невозможна без наличия программы Б («зависимость времени выполнения»; типичны зависимости такого рода от динамически компонующихся библиотек, от операционных систем и их компонентов, от программ, составляющих другие программные платформы);

  • нормальная эксплуатация программы А включает обработку данных, могущих быть сформированными только программой Б, либо же включает формирование данных, могущих быть обработанными только программой Б («зависимость от формата данных»).

Очевидно, аналогичные зависимости могут быть выявлены у прочих произведений только в связи с их представленностью в определенных форматах и только в связи с пользованием ими на компьютерах или включающем компьютеры оборудовании. Наложение четких спецификаций на форматы, в которых представляются произведения, создаваемые, модифицируемые или перерабатываемые в результате выполнения работ с привлечением федерального финансирования, кардинально решает эту проблему.

Очевидно, что свободная программа программа для ЭВМ, зависящая (в любом из перечисленных значений «зависимости») от несвободной, в общем случае составляет весьма ограниченную ценность в смысле как возможности ее дальнейшего использования, так и даже просто эксплуатации.

Однако, есть нюансы, которые склоняют нас к целесообразности формулировки общего принципа и закрытого списка исключений.

Программа для ЭВМ, разработанная или модифицированная в результате выполнения работ с привлечением федерального финансирования, не должна иметь зависимостей от несвободных программ для ЭВМ.

Исключение 1. Такая программа, создаваемая или модифицируемая специально с целью переноса данных в стандартные форматы, может (а фактически, должна) иметь зависимость по входным данным от несвободных программ и может (если это прямо указано в ТЗ) иметь зависимости времен построения и выполнения от несвободных программ.

Исключение 2. Зависимость такой программы от несвободной допускается, если:

  1. такая зависимость обусловлена исключительно отсутствием свободной программы, реализующей в необходимом аспекте определенный стандарт взаимодействия открытых систем (стандарт информационного взаимодействия), и

  2. а) такой стандарт обнародован не позднее полугода до составления ТЗ и утвержден на момент составления ТЗ органами государственной стандартизации СССР или РФ, ИСО или МЭК; или

б) такой стандарт обнародован не позднее года до составления ТЗ и принят на момент составления ТЗ организациями, включенными в утвержденный список иных стандартизующих организаций не позднее того же срока; или

в) такой стандарт обнародован не позднее года до составления ТЗ и включен в утвержденный список иных стандартов не позднее того же срока.

Определение порядка утверждения списков иных стандартизующих организаций и иных стандартов откладывается нами на следующие этапы исследования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о научно-исследовательской работе (13)

    Публичный отчет
    Государственный контракт от «07» июля 2009 г. № 02.740.11.0270 в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы
  2. Отчет о научно-исследовательской работе (15)

    Публичный отчет
    Государственный контракт от «07» июля 2009 г. № 02.740.11.0270 в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы
  3. Научно-исследовательская работа студентов всегда являлась важной составляющей частью учебного процесса в нашем вузе. Первоначально она была оформлена только в виде кружков сно.

    Научно-исследовательская работа
    Научно-исследовательская работа студентов всегда являлась важной составляющей частью учебного процесса в нашем ВУЗе. Первоначально она была оформлена только в виде кружков СНО.
  4. Научно-исследовательская работа студентов: Материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. 325 с. Isbn 978-5-8021-0880-2

    Научно-исследовательская работа
    Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  5. Отчет о научно-исследовательской работе (9)

    Публичный отчет
    Объектом проведения исследований являлись кедровники и потенциальные кедровники Природного парка «Самаровский чугас», опытные участки рубок переформирования в урочище «Острова».

Другие похожие документы..