Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Диалог» — последнее неоконченное произведение Абеляра. Не дожидаясь решения Сансского собора, осудившего его в 1140 г. как еретика, он отправился с ...полностью>>
'Документ'
Из трех составляющих времени – настоящее, само собою, является наиболее важным и реальным. Происходящее сегодня - волнует и занимает наше сознание. К...полностью>>
'Программа'
Это подлинная экзотика Востока — путешествие по лучшим достопримечательностям Индии на настоящем поезде махараджей. Вагоны, когда-то принадлежавшие не...полностью>>
'Пояснительная записка'
Открытое акционерное общество «Златоустовский часовой завод» (ОАО «ЗЧЗ») – предприятие с формой собственности - смешанная российская собственность с ...полностью>>

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании.  

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Об утверждении Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

9 апреля 2007 г. № 74

В соответствии с Положением о Министерстве торговли Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 961, в целях обеспечения единого порядка документального оформления и отражения в бухгалтерском учете товарных операций в розничной торговле и общественном питании ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании.

2. Признать утратившим силу приказ Министра торговли Республики Беларусь от 29 марта 1999 г. № 38 "Об отражении товарных операций в розничной торговле и общественном питании".

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

Министр

А.И.Иванков

СОГЛАСОВАНО

Письмо Министерства финансов Республики Беларусь

06.03.2007 № 15-8/182

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министерства торговли Республики Беларусь

09.04.2007 № 74

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании

Методические рекомендации по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании разработаны с учетом норм Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 89 "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета" и введенного в действие с 1 января 2004 г., а также других нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы документального оформления и учета товарных операций в розничной торговле и общественном питании.

Нормы и положения настоящих Методических рекомендаций могут применяться только в той части, в какой они на момент применения не противоречат действующему законодательству Республики Беларусь.

Содержание

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.1. Требования к первичным учетным документам и порядку их оформления

1.2. Требования к отчетности материально ответственных лиц

1.3. Общие положения по оформлению и организации учета товарных операций

1.3.1. Учет и оценка товаров в розничной торговле и общественном питании

1.3.2. Особенности учета движения товаров в оптовой торговле

1.3.3. Отражение в учете скидок, предоставленных поставщиками предприятиям оптовой торговли

2. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ

3. ОСОБЕННОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ И УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

3.1. Документальное оформление операций

3.1.1. Продажа товаров за наличный расчет

3.1.2. Расчеты за товары чеками из чековых книжек и расчетными чеками

3.1.3. Расчеты за товары банковскими пластиковыми карточками

3.1.4. Поступление и реализация товаров в мелкорозничной сети

3.1.5. Продажа товаров из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям

3.1.6. Продажа товаров по заказам

3.1.7. Продажа товаров по образцам

3.1.8. Продажа товаров в кредит

3.1.9. Продажа товаров по договорам комиссии

3.1.10. Возврат товаров покупателями

3.1.11. Оформление недостачи, потерь от боя, лома, порчи товаров

3.1.12. Переоценка товаров, снижение цен и предоставление скидок покупателям

3.1.12.1. Переоценка в розничной торговле

3.1.12.2. Переоценка в оптовой торговле

3.1.12.3. Снижение цен на товары с истекающими сроками реализации и товары, пользующиеся ограниченным спросом у населения

3.1.12.4. Предоставление скидок покупателям со сформированной розничной (продажной) цены

3.2. Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле

3.2.1. Учет поступления и реализации товаров

3.2.2. Учет товаров, принятых на комиссию от населения

3.2.3. Учет товаров, принятых на комиссию от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

3.2.4. Учет операций при выявлении некачественного товара при приемке от поставщиков

3.2.5. Учет движения стеклянной посуды в розничной торговле и общественном питании

3.2.6. Учет товаров, использованных на оформление витрин

3.2.7. Учет операций по возврату товаров покупателями

3.2.8. Учет фактических потерь товаров в магазинах самообслуживания, торгующих с открытой выкладкой товаров

3.2.9. Учет недостач и потерь от боя, лома, порчи товаров, выявленных при их хранении и реализации

3.2.10. Учет переоценки товаров, снижения цен и предоставления скидок покупателям

4. ОСОБЕННОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ И УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ

4.1. Документальное оформление операций

4.1.1. Движение продуктов и товаров в кладовой. Отчетность материально ответственного лица

4.1.2. Движение сырья, продуктов, готовой продукции на производстве (кухне)

4.1.2.1. Приемка сырья и продуктов

4.1.2.2. Отпуск готовой продукции из производства (кухни)

4.1.2.3. Реализация готовой продукции из производства (кухни)

4.1.2.4. Отчетность заведующего производством (кухней)

4.1.3. Движение сырья, продуктов и готовой продукции в заготовочных цехах общественного питания

4.1.3.1. Поступление сырья и продуктов. Отпуск готовых изделий. Отчетность материально ответственных лиц

4.1.3.2. Особенности документального оформления и учета производства мясных крупнокусковых полуфабрикатов

4.1.4. Движение покупных товаров в буфетах, барах и других объектах общественного питания

4.2. Бухгалтерский учет товаров в общественном питании

4.2.1. Учет приемки и движения продуктов в кладовой (на складе)

4.2.2. Учет операций отпуска и реализации продуктов и готовой продукции из производства (кухни)

4.2.3. Учет движения сырья, продуктов и готовой продукции в заготовочных цехах общественного питания

4.2.4. Учет движения товаров в буфетах, барах и других объектах общественного питания

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.1. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРВИЧНЫМ УЧЕТНЫМ ДОКУМЕНТАМ И ПОРЯДКУ ИХ ОФОРМЛЕНИЯ

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 года "О бухгалтерском учете и отчетности" в редакции Закона Республики Беларусь от 25 июня 2001 года факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учетным документом, имеющим юридическую силу.

Первичный учетный документ составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками хозяйственной операции.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету товарных операций в торговле утвержден постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 29 ноября 2001 г. № 45.

Первичный учетный документ, форма которого не предусмотрена в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование, номер документа, дату и место его составления;

  • содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;

  • должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.

В зависимости от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут включаться дополнительные реквизиты.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, должен быть согласован с главным бухгалтером и утвержден руководителем организации.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции, связанные с поступлением или выплатой денежных средств, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, - непосредственно после ее совершения.

Лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, обеспечивают своевременное и качественное оформление этих документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных.

В первичных учетных документах стирание записей и неоговоренные исправления не допускаются. Неправильные записи в первичных учетных документах исправляются путем их зачеркивания и надписи правильных. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

Первичные учетные документы, составленные на иных языках (кроме русского и белорусского), должны иметь подстрочный перевод на русский или белорусский язык.

Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. Если первичные учетные документы составляются на машинных носителях информации, организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию государственных органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь, суда и прокуратуры.

Программы кодирования, идентификации и машинной обработки данных первичных учетных документов на машинных носителях информации должны храниться в организации в течение срока, установленного для хранения первичных учетных документов на бумажных носителях, и обладать системой защиты.

1.2. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТНОСТИ МАТЕРИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫХ ЛИЦ

Материальная ответственность работников организаций, в том числе работников торговых предприятий и предприятий общественного питания, регламентируется нормами Трудового кодекса Республики Беларусь (ТК). Материальная ответственность может быть полной (статьи 256, 402 и 404 ТК) или ограниченной (статьи 402 и 403 ТК), индивидуальной или коллективной (бригадной).

Письменные договоры о полной материальной ответственности заключаются в соответствии со статьей 405 ТК.

Форма примерного договора о полной индивидуальной материальной ответственности и примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № 764.

Наниматель имеет право уточнять перечень должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.

Письменные договоры о коллективной (бригадной) материальной ответственности заключаются в соответствии со статьей 406 ТК.

Положение о коллективной (бригадной) материальной ответственности, примерный перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, а также форма примерного договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 54.

Подписав договор о материальной ответственности, работник подтверждает, что он в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности персонала берет на себя полную материальную ответственность за сохранность принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.

Форма отчетности материально ответственного лица (бригады) и сроки ее представления определяются администрацией предприятия исходя из особенностей его деятельности, организации аналитического учета движения товаров, степени автоматизации этого участка счетной работы и других условий.

Отчетность материально ответственных лиц может быть как ежедневной, так и охватывать более длительные сроки.

Отчеты (реестры, товарные отчеты, товарно-денежные отчеты и т.п.) составляются материально ответственными лицами в двух экземплярах. В отчет записывается каждый документ в отдельности с указанием даты, номера, названия, суммы (стоимости товара по учетным ценам). В отдельной графе отчета может отражаться движение тары. Отчеты материально ответственного лица нумеруются последовательно с начала года (начала деятельности предприятия) и до окончания отчетного года. Если в организации (ее структурном подразделении) дата проведения инвентаризации не совпала с установленным периодом отчетности, составляется два отчета:

  • один - с начала установленного отчетного периода до начала инвентаризации;

  • второй - от даты окончания инвентаризации до установленного срока предоставления отчета.

В отчете, составленном после инвентаризации, остатки товаров и тары записываются из инвентаризационной описи.

Все документы, на основании которых составлен отчет, прикладываются к первому экземпляру отчета и передаются бухгалтеру под его расписку на втором экземпляре, остающимся у материально ответственного лица.

При приеме отчета у материально ответственного лица бухгалтер производит так называемую формальную проверку отчета, во время которой устанавливается:

  • все ли перечисленные в отчете документы приложены к нему;

  • все ли документы относятся к тому отчетному периоду, за который составлен отчет;

  • все ли приложенные документы имеют необходимые реквизиты и подписи;

  • нет ли в документах подчисток и неоговоренных исправлений.

Проверка приложенных к отчету документов по существу и законности оформленных ими операций, таксировка их, проверка правильности подсчета итогов производится, как правило, в день приемки отчета. О проверке отчета делается соответствующая отметка за подписью лица, проводившего ее.

Обнаруженные при проверке отчетов ошибки в таксировке, подсчете итогов и в записи документов исправляются бухгалтером путем зачеркиваний (одной чертой) неправильных и написания правильных сумм и записей.

О произведенных исправлениях в отчете сообщается материально ответственному лицу, который вносит соответствующие изменения во второй экземпляр отчета и своей подписью на первом экземпляре подтверждает правильность произведенных исправлений.

Правила проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей, составления сличительных ведомостей и оформления результатов инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь от 5 декабря 1995 г. № 54.

При определении результатов инвентаризации товаров следует руководствоваться нормами товарных потерь, методикой расчета и порядком отражения в учете, утвержденными приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 2 апреля 1997 г. № 42.

1.3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Ведение розничной торговли отдельными видами товаров (продовольственными товарами, технически сложными товарами бытового назначения, мебелью, парфюмерно-косметическими товарами и т.п.) и осуществление общественного питания регламентируется Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384.

В случае организации общественного питания в производственных организациях субъектам хозяйствования следует руководствоваться Рекомендациями, утвержденными Министром торговли Республики Беларусь 26 ноября 2004 г.

Организация питания школьников осуществляется в соответствии с Положением об организации питания учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177, учащихся учреждений образования, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, - в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Министерства торговли и Министерства образования от 30 ноября 2000 г. № 24/57, учащихся и студентов учреждений образования, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, - в соответствии с Рекомендациями Министерства торговли от 27 марта 2000 г.

Классификация торговых объектов общественного питания приведена в Инструкции, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 8 января 2004 г. № 1.

Факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги) должен оформляться соответствующим документом.

При использовании кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем документом, подтверждающим факт покупки товаров (выполнения работы, оказания услуги), является кассовый чек либо счет в торговых объектах общественного питания при обслуживании потребителей официантами, барменами.

При продаже мебели, технически сложных товаров (в случае отсутствия технического паспорта, инструкции по эксплуатации, руководства пользователя), текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров и обуви, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с товаром и кассовым чеком покупателю передается также товарный чек, выписываемый в произвольной форме.

При продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем документом, подтверждающим факт покупки товаров (выполнения работ, оказания услуг), являются: товарный чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании товара (работы, услуги), стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе).

Порядок оформления документов, подтверждающих факт покупки, установлен Положением, утвержденным постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 6 мая 2002 г. № 23.

Ведение бухгалтерского учета в торговых организациях и организациях общественного питания осуществляется с учетом норм Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 89, отраслевых особенностей организации учета, в том числе оговоренных настоящей Методикой, а также согласно учетной политике организаций, сформированной ими в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При формировании учетной политики организациям следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. № 62 (с последующими дополнениями и изменениями).

Бухгалтерский учет товарных операций зависит от:

  • видов и особенностей деятельности, осуществляемых субъектом хозяйствования (оптовая или розничная торговля, торговля по образцам, заказам, в кредит и т.д.);

  • видов заключенных с контрагентами договоров и права собственности на реализуемый товар (договора купли-продажи, поручения, комиссии (консигнации) и т.п.);

  • порядка установления в соответствии с договорами комиссии размера комиссионного вознаграждения (вознаграждение определено в процентах от стоимости реализованного товара или в виде торговой надбавки, примененной комиссионером к цене комитента);

  • условий, формы и порядка расчета за отпускаемый товар (предоплата или последующая оплата; наличный или безналичный расчет; оплата расчетными чеками, чеками из чековых книжек, банковскими пластиковыми карточками; с применением товарообменных и зачетных операций и т.д.);

  • применяемой валюты контракта и валюты платежа (белорусские рубли, иностранная валюта);

  • варианта оценки и учета товаров на складах, в производстве (по покупным или продажным ценам, в стоимостном или количественно-стоимостном измерении и т.д.);

  • выбора момента признания выручки от реализации товаров (по отгрузке или по оплате);

  • выбора порядка отражения реализации по договорам комиссии (на счетах учета реализации отражается вся стоимость реализованного товара (с учетом налога с продаж) или только сумма комиссионного вознаграждения);



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации и практической деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по организации и практической деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) / под общей редакцией И.
  2. Приказ от 25 мая 2006 г. N 229 об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных

    Документ
    В соответствии с протоколом совещания у Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации - Министра Российской Федерации С.Е. Нарышкина от 25.
  3. Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Методические рекомендации
    Приложение 1. Нормативные правовые, руководящие и методические документы по вопросам создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций……….
  4. Корякин Евгений Анатольевич, преподаватель кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, к э. н. Учебно-методические материалы предназначены для слушателей, обучающихся по программа

    Программа
    Учебно-методические материалы для категорий повышения квалификации «Специалисты отделов производственного снабжения и сбыта, профессионального обучения» / Сост.
  5. Курсовая работа на тему: «ревизия и аудит товарных операций в оптовой торговле»

    Курсовая
    Переход к рыночной экономике требует поиска путей радикального улучшения функционирования общественного производства. К их числу относится совершенствование производственной инфраструктуры, в том числе складского хозяйства.

Другие похожие документы..