Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
Сын возницы Ломахаршаны3 Уграшравас, искушенный в пуранах4 сказитель-сута,5 однажды в почтительном смирении пришел в лес Наймиша6 к великим риши, неп...полностью>>
'Доклад'
С начала 1990-х гг. в нашей стране отмечается совместный церковно-государственный праздник, посвященный Дню славянской письменности и культуры. Этот ...полностью>>
'Семинар'
Дайте определения терминам: драма (как род и как жанр), конфликт, сюжет, действие, экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Назовите точки сюжета п...полностью>>
'Документ'
ВНИМАНИЕ Приглашаем детей 1 -2 г.р. в группы бесплатного обучения теннису в Специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва...полностью>>

Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (15)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рекомендуемая основная литература:

 

1.        История политических и правовых учений. Т. 1-5. Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 1985-1995.

2.        История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002.

3.        История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под ред. О.Э.Лейста. М., 1997 г.

4.        История политических учений. Учебник для вузов. Под ред. О.В. Мартышина. М.,2002.

 

Дополнительная литература:

 

1.        Антология мировой правовой мысли. Т. 1-5. М.,1999.

2.        Аристотель. Соч. в четырех томах. Т. 4. М., 1983.

3.        Ч. Беккариа. О преступлениях и наказаниях. М., 1995.

4.        Н.А. Бердяев. Царство Духа и царство Кесаря. М.,1995.

5.        Ф. Бэкон. Образец трактата о всеобщей справедливости, или об источниках права. – Соч., Т.1, М., 1971, с. 507-536.

6.        Г. В.Ф. Гегель. Философия права. М., 1990.

7.        Т. Гоббс. Избранные произведения в двух томах. М., 1965.

8.        Г. Гроций. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956.

9.        Дигесты Юстиниана. М., 1984.

10.     Р. Иеринг. Борьба за право. М., 1991.

11.     История политических и правовых учений. Хрестоматия. Часть 1. Зарубежная политико-правовая мысль. /Сост.В.В.Ячевский. Воронеж, 2000

12.     И. Кант. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 1995.

13.     Г. Кельзен. Чистое учение о праве. Выпуски 1-2. М., 1987, 1988.

14.     В.И. Ленин. Государство и революция. – В.И. Ленин. П. собр. соч., т. 33.

15.     Дж. Локк. Два трактата о правлении. – Дж. Локк. Соч. в трех томах. Т.3, М., 1988.

16.     Н. Макиавелли. Избранные сочинения. М., 1982.

17.     К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест коммунистической партии. – К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 4.

18.     К. Маркс. Критика Готской программы. – К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 19.

19.     Ш.Л. Монтескье. Избранные произведения. М., 1955.

20.     К.А. Неволин. Энциклопедия законоведения.  Сост. и авт. вступ. статьи - Д. И. Луковская, С.С. Гречишкин, Ю.В. Ячменев. СПб., 1997.

21.     Фр. Ницше. Воля к власти. М., 1995.

22.     П.И. Новгородцев. Лекции по истории философии права. Учения нового времени. XVI – XIX вв. М., 1914.

23.     Л.И. Петражицкий. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. СПб., 1907.

24.     Платон. Сочинения в трех томах. Т.3, ч 1,2, М., 1971,1972.

25.     А.Н. Радищев. Избранное. М., 1976.

26.     Ж.-Ж. Руссо. Трактаты. М., 1969.

27.     В.С. Соловьев. Оправдание добра. М., 1996.

28.     Б. Спиноза. Избранные произведения. Т.2, М., 1957.

29.     Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966.

30.     Б.Н. Чичерин. Политические мыслители. Под ред. В.П. Сальникова и Ю.А. Сандулова.  СПб., 1999.

31.     Б.Н. Чичерин. Избранные труды. Сост., вступ. ст. и комментарии - А.В. Поляков и Е.В. Тимошина. СПб., 1998.

32.     Г.Ф. Шершеневич. История философии права. СПб., 1907.

33.     Р. Штаммлер. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории. СПб., 1899.

34.     Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. Вторая половина XVIII века. М., 1959.

ПРОГРАММА - МИНИМУМ

кандидатского экзамена по курсу

«История и философия науки»

 «История психологии»

 

Введение

В основу настоящей программы положены следующие разделы истории психологии: история общей психологии, история специальных разделов психологии, методология психологии, психология науки.

Программа-минимум разработана Институтом истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН и Институтом психологии Российской академии образования при участии Института психологии РАН и факультета психологии Московского государственного университета и одобрена экспертными советами ВАК Минобразования России  по истории и по педагогике и психологии.

 

1. Предмет и задачи истории психологии

 

История психологии, ее предмет и задачи. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Общие закономерности развития психологических знаний. Этапы развития психологической науки. Методы и источники истории психологии, ее значение и место в системе современной психологической науки.

Факторы, определяющие развитие психологии как науки. Логика ее развития. Характеристика принципов психологической науки. Принцип системности. Особенности функционального и системного подходов в психологии. Принцип детерминизма и его развитие в истории психологической науки. Механический, биологический и психологический детерминизм. Принцип развития и его модификации. Связь между филогенетическим и онтогенетическим развитием психики.

Основные инварианты психологического знания. Краткая характеристика категорий мотива, образа, действия, личности, общения и др. Эволюция психологических категорий в истории психологической науки.

 

2. Психологические знания в античном мире

 

Понимание души в первых учениях о переселении душ. Зачатки естественно-научного понимания души в первых представлениях о строении мира.

Появление первых психологических концепций, возникновение идей о функциях души и закономерностях (Логосе) ее развития. Формирование материалистической психологии в Древней Греции. Психологические взгляды Демокрита. Понятие об энергетической функции души, процессе познания и детерминации поведения.

Психологические воззрения Сократа и Платона, понимание ими души как хранилища разума и нравственности. Виды души, отношения между ними.

Психологические взгляды Аристотеля. Виды и функции души как отражение этапов становления психики. Проблема передачи знаний и подход к ее решению в концепции Аристотеля, роль ассоциаций в формировании новых знаний. Понятие об аффектах, их роли в управлении поведением, учение о катарсисе.

Эллинизм. Характеристика школы киников, стоиков и Эпикура. Проблема познания в концепции Эпикура. Роль удовольствия, страдания и страха в регуляции поведения. Подход к проблеме психики и ее свойств в концепции Гиппократа, возникновение первой концепции темперамента.

Общая характеристика древнегреческой психологии, сравнительный анализ подходов древнегреческих мыслителей к проблеме души, познания, творчества, свободы воли и функции эмоций.

Психология в Древнем Риме. Развитие эпикурейской школы, разработка Лукрецием Каром учения о сложном строении души, разделение души и духа. Психологические взгляды Галена. Характеристика психологических концепций, созданных в Поздней Стое (Сенека, Марк Аврелий). Понятие о внешней и внутренней свободе, критика аффектов и разработка способов борьбы с ними. Учение о душе в неоплатонизме, подход Плотина к проблеме рефлексии.

Зарождение христианской религии, ее связь с психологическими идеями того времени. Понимание внутреннего мира человека в учении Августина. Общая характеристика и значение античной психологии.

 

3. Развитие психологических знаний в Средние века и в эпоху Возрождения

 

Общая характеристика развития психологических воззрений в Средневековье. Основные достижения психологии в раннем (IV–ХI вв.) и позднем (ХII–ХV вв.) средневековье. Психологические взгляды арабских мыслителей, концепции Ибн-Сины и Ибн-Рошда. Понятие «карнавальной культуры», ее роль в развитии и коррекции личности средневекового человека. Использование внушения как средства исправления отклонений в психическом развитии.

Развитие науки и искусства в эпоху Возрождения. Достижения анатомии и медицины, их влияние на понимание души и ее функций. Теории способностей Х. Уарте и Х. Вивеса.

 

4. Психологические знания в Новое время

 

Зарождение эмпиризма в концепции Ф. Бэкона, новое понимание души и ее строения. Учение об «идолах» как источниках ошибок познания.

Развитие рационалистических концепций психического. Выделение мышления в качестве критерия психического в теории Р. Декарта. Обоснование достоверности интроспективного метода в психологии сознания. Понятие о врожденных идеях, учение Декарта о рациональной интуиции. Идея рефлекса в объяснении поведения. Структура и развитие рефлекторных актов. Понятие страстей души, их виды.

Развитие различных модусов природы как основа истинности познания в теории Б. Спинозы. Его подход к решению психофизической проблемы. Учение Спинозы об аффектах. Проблема свободы воли.

Активность как основное свойство познавательных процессов в концепции Г. В  Лейбница. Монадология, учение Лейбница о структуре души, понятие о бессознательном. Общие характеристика этапов и критериев истинности познания в рационализме.

Сенсуализм в психологии. Теория Т. Гоббса. Учение о сознании и двух формах познания в концепции Д. Локка, критика теории врожденных идей. Роль ощущения и рефлексии в познании, проблема достоверности полученных знаний. Понятие о различных качествах предметов, полемика Локка и Лейбница.

Развитие концепции Д. Локка в работах Э. Кондильяка и Д. Дидро. Проблема психического в трудах Ж. Ламетри. Подход к проблеме способностей в концепциях Д. Дидро и К. Гельвеция. Обучение и просвещение как ведущие факторы формирования психики в теориях французских философов. Выделение уровней психической жизни П. Кабанисом. Идеи Просвещения и их влияние на развитие психологической науки.

 

5. Развитие психологических знаний в XVIII–XIX вв.

 

Проблема активности в немецкой психологии XVIII–XIX вв. Понятие апперцепции и способностей в работах Х. Вольфа. Характеристика психологических взглядов И. Канта. Антропология. Учение о трансцендентальной апперцепции и развитии познания в концепции Канта. Теория И. Ф. Гербарта. Учение о статике и динамике представлений. Понятие об апперцептивной массе, ее связь с опытом и обучением человека. Развитие идей Г. В. Лейбница о бессознательных областях психики. Общая характеристика немецкой психологии, ее отличие от других психологических направлений ХVIII–ХIХ вв.

Зарождение и развитие ассоцианизма. Формирование понятия об ассоциации идей в трудах Д. Беркли и Д. Юма. Теория Д. Гартли, развитие им идеи рефлекса. Роль ассоциаций как универсального механизма психической жизни. Общая характеристика классического ассоцианизма Т. Брауна и Дж. Милля. Виды ассоциаций, накопление ассоциаций как средство расширения содержания сознания. Развитие сенсуалистических тенденций в ассоцианизме, проблема познаваемости мира.

Позитивизм О. Конта, его влияние на развитие психологии. Поиски объективного метода исследования психики в концепциях Д. С. Милля, А. Бэна и Г. Спенсера. Теория «ментальной химии» Д. С. Милля.

Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии. Представления о предмете психологии в теории Г. Спенсера, уровни развития психики и ее роль в адаптации живых существ к окружающему миру.

 

6. Формирование научной психологии: конец ХIХ–начало ХХ вв.

 

Становление экспериментальной психологии. Основные достижения физиологии нервной системы и органов чувств. Возникновение психофизики и психометрии. Открытие психологической лаборатории В. Вундта. Экспериментальная психология и «психология народов» Вундта, его концепция построения психологии. Исследования Г. Эббингауза.

Кризис методологии ассоцианизма. Зарождение новых психологических направлений. Структурализм Э. Титченера.

Интенциональная психология Ф. Брентано, развитие его идей в европейском функционализме. Исследования К. Штумпфа и Х. Эренфельса.

Экспериментальное исследование мышления в вюрцбургской школе.

Американский функционализм. Теория У. Джемса, учение об эмоциях и личности. Чикагская и колумбийская школы функционализма, работы Д. Дьюи, Д. Энджелла, Р. Вудвортса.

Исследование роли культуры и социальной среды в становлении психики в трудах представителей французской социологической школы. Работы Э. Дюргкейма, Л. Леви-Брюля, Г. Тарда. Клинические исследования бессознательного, работы Ж. Шарко, А. Льебо, Т. Рибо и П. Жане. Основные черты французской психологии.

Описательная психология В. Дильтея. Проблема активности «Я» в концепции Э. Шпрангера, понятие «формы жизни».

Развитие областей психологического знания. Формирование генетической психологии, педологии и сравнительной психологии. Развитие дифференциальной психологии, разработка тестов. Возникновение психотехники. Развитие этнопсихологии, ее влияние на психологические теории детства и представления о социокультурной обусловленности психики человека. Становление социальной психологии, появление различных подходов к проблеме взаимосвязи человека и общества.

 

7. Развитие зарубежной психологии в первые десятилетия ХХ в.

 

Поиски новых объяснительных принципов и объективных методов исследования психики. Зарождение новых психологических школ. Общая характеристика методологических оснований психоанализа, гештальтпсихологии и бихевиоризма.

Предмет психологии и методы психологического исследования в глубинной психологии. Психоанализ З. Фрейда. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера. Развитие психоаналитического направления в работах К. Хорни, Э. Фромма и других исследователей. Исследования развития ребенка в трудах А. Фрейд и М. Клейн.

Предмет психологии и методы психологического исследования в бихевиоризме. Проблема объективности психологического исследования. Общая характеристика взглядов Э. Торндайка и Д. Уотсона. Научение как основа развития психики. Необихевиоризм, его разработка в трудах Э. Толмена и К. Халла.

Предмет психологии и методы психологического исследования в гештальтпсихологии. Исследования познавательного развития в работах В. Келера и К. Коффки. Законы восприятия и переструктурирования гештальта. Проблема творческого мышления в концепции М. Вертгаймера. Теория поля К. Левина. Исследования психологии личности и группы, проблема групповой динамики.

 

8. Зарубежная психология во второй половине ХХ в.

 

Модификации глубинной психологии во второй половине ХХ в. Проблема идентичности и ее формирования в трудах Э. Эриксона. Общая характеристика подхода глубинной психологии к проблеме структуры, движущих сил и механизмов развития психики.

Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера и теории программированного обучения. Концепции социального научения. Теория ролей Д. Мида. Работы Д. Долларда, Н. Миллера, Д. Роттера, А. Бандуры.

Генетическая психология Ж. Пиаже. Исследование мышления методом клинической беседы. Эгоцентризм и другие характеристики детского мышления. Развитие эпистемологической концепции Ж. Пиаже, его взгляды на адаптацию как взаимосвязь ассимиляции и аккомодации. Понятие операции, этапы развития операционального мышления. Исследование Л. Кольбергом нравственного развития детей. Открытие новых закономерностей познавательного развития детей в трудах Д. Брунера.

Идея «третьего пути» развития психологии. Предмет психологии и методы психологического исследования в гуманистической психологии. Понятие о неадаптивной личности. Проблемы самоактуализации и цельной личности в работах Г. Олпорта, А. Маслоу и К. Роджерса. Понятие о чертах личности, введенное Г. Олпортом. Иерархия мотивов в концепции А. Маслоу. Роль самооценки в развитии личности в работах К. Роджерса.

Предмет психологии и методы психологического исследования в когнитивной психологии. Подход к психике как к системе переработки информации. Работы Д. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама, У. Найссера, структурный анализ восприятия, памяти и мышления.

Развитие междисциплинарных и межкультурных исследований. Культурно-антропологический подход к проблеме социализации М. Мид. Психологические взгляды А. Кардинера.

Возникновение и развитие эго-психологии. Теория Г. С. Салливена. Общая характеристика концепции Э. Берна. Логотерапия В. Франкла. Теория личностных конструктов Д. Келли. Экологическая теория восприятия Д. Гибсона.

Психотерапия и ее развитие в психоанализе, бихевиоризме и гуманистической психологии.

Влияние эволюционной биологии и этологии на развитие возрастной психологии, развитие психофизиологии и психогенетики.

Развитие когнитивной психологии, становление новых концепций интеллекта (Д. Флейвелл, Р. Стернберг, де Боно), появление когнитивной персонологии.

Теория социальных представлений С. Московиси. Разработка проблемы идентичности, анализ различных видов идентичности, ее связи с социальным взаимодействием людей, самокатегоризацией, социальными представлениями.

Основные тенденции развития зарубежной психологии на рубеже ХХ–ХХI вв. Методологические проблемы современной психологии. Психология и общая методология науки. Основные представления о парадигмальном статусе психологии. Парадигмы в психологии. Влияние постпозитивизма, конструктивизма и постмодернизма на методологию современной психологии.

 

9. Первый этап развития российской психологии: ХIХ–первая половина ХХ вв.

 

Особенности развития отечественной психологии. Полемика И. М. Сеченова и К. Д. Кавелина. Два подхода к пониманию психики в отечественной психологии. Психологическая проблематика в трудах В. С. Соловьева. Работы М. И. Владиславлева. Формирование эмпирической психологии в работах М. М. Троицкого. Культурно-историческая концепция развития языка и мышления А. А. Потебни.

Наука о поведении и ее развитие в концепциях Н. Н. Ланге, А. А. Ухтомского, В.  А  Вагнера, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова и Н. А. Бернштейна. Экспериментальная психология Н. Я. Грота, Г. И. Челпанова, А. Ф. Лазурского. «Психология без метафизики» в трудах А. И. Введенского. Разработка психолого-философских идей В. С. Соловьева в трудах Л. М. Лопатина, С. Л. Франка и Н. О. Лосского. Теория психологизма и ее развитие в работах Д. Н. Овсянико-Куликовского и Л. И. Петражицкого. Основные тенденции в развитии отечественной психологии в 20-е гг. Подходы к перестройке психологической науки на основе марксизма.

Развитие теоретической и прикладной психологии. Рефлексология, реактология, психология социального бытия. Характеристика психологических взглядов В. М. Бехтерева, К. Н. Корнилова и Г. Г. Шпета. Педология, ее достижения и проблемы. Теории психического развития М. Я. Басова, П. П. Блонского и А. Б. Залкинда. Психологические взгляды Л. С. Выготского, концепция высших психических функций. Психотехника, работы И. Н. Шпильрейна и С. Г. Геллерштейна. Основные тенденции в развитии отечественной психологии 30–40-х гг.

Общая характеристика российской психологии, основные черты, определяющие ее своеобразие. Роль социальных факторов и внутренней логики развития науки в развитии отечественной психологии.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (4)

    Программа
    Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей.
  2. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (10)

    Программа
    Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей.
  3. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (16)

    Программа
    Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.
  4. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (7)

    Программа
    Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.
  5. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (17)

    Программа
    Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.

Другие похожие документы..