Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
О взаимодействии УрАГС с органами государственной власти по вопросам реализации административной реформы в субъектах Российской Федерации Уральского ...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Современные автоматизированные технологии для решения основных задач банка. Технология функционирования системы “клиент-банк”. Технологии автоматизац...полностью>>
'Документ'
Перше. Це має бути окрема аудито­рія у навчальному закладі, зведено­му за типовим проектом. Дуже ба­жано, щоб у комплексі з кабінетом знаходилось і п...полностью>>
'Документ'
(Текст выступления на районном методическом объединении учителей иностранных языков по материалам лекций Ю.Б. Кузьменковой «Стратегии речевого поведе...полностью>>

Е. А. Лобанова зав кафедрой дошкольной педагогики и психологии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Балашовский институт (филиал)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского»

Психолого-педагогические аспекты
воспитания и развития ребенка
в системах дошкольного и начального образования

Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической
конференции

г. Балашов, март 2010 г.

Под редакцией

Е. А. Лобановой, Е. В. Сухоруковой

Саратов

2010

УДК 373.2

ББК 74.1

П86

Рецензенты:

Кандидат педагогических наук, доцент Балашовского филиала
ГОУ ВПО «Саратовский государственный
социально-экономический университет»

Г. Н. Ионов;

Кандидат педагогических наук, доцент Балашовского института (филиала)
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского»

И. Г. Андреева.

Редакционная коллегия:

Е. А. Лобанова — зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии,
канд. пед. наук, доцент; Е. В. Сухорукова — зав. кафедрой педагогики и методик начального образования, канд. пед. наук, доцент; Т. Н. Акулова — канд. псих.
наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии; Г. В. Фадина — канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии;
Л. В. Борзова — канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и методик
начального образования.

Авторская позиция и стилистические особенности публикаций
полностью сохранены.

П86 Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития ребенка
в системах дошкольного и начального образования :
сб. науч. ст. по материалам Всерос. заочной науч.-практич. конф. / под ред. Е. А. Лобановой, Е. В. Сухоруковой. — Саратов : Наука, 2010. — 168 с.

ISBN 978-5-9999-0411-9

Настоящим изданием Балашовский институт Саратовского университета представляет материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития ребенка в системах дошкольного и начального образования». В сборнике представлены научные статьи студентов, соискателей, аспирантов, преподавателей и др.

Издание адресовано преподавателям и студентам высших учебных заведений, работникам образования, а также читателям, интересующимся проблемами педагогики и психологии.

УДК 373.2

ББК 74.1

ISBN 978-5-9999-0411-9 © Коллектив авторов, 2010

С о д е р ж а н и е

Т. Н. Акулова 9

Мотивация младшего школьника как условие
успешного обучения 9

М. В. Андреева 12

Комплексные занятия в системе
дополнительного дошкольного образования как эффективный способ содействия психическому развитию детей 12

Е. Т. Андрианова 15

Организация здорового образа жизни
старших дошкольников 15

Г. В. Анохина, Л. Н. Матвиенко 19

Содержание и формы взаимодействия
дошкольного образования и начальной школы 19

Н. Н. Архангельская 21

Организация совместных уроков иностранного языка
в начальной школе 21

Л. М. Аршинова 25

Организация здорового образа жизни
детей дошкольного возраста 25

Е. Н. Ахтырская, Л. В. Борзова,
Е. В. Сухорукова 28

История создания «Букваря» В. Г. Горецкого,
В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько 28

Е. Н. Барышников 31

Игра как способ организации
досуговой деятельности младших школьников 31

С. В. Барышникова 38

Инновационный подход к организации
патриотического воспитания младших школьников 38

Л. А. Башкирова 42

Организация досуга — театральная деятельность 42

О. В. Беркут 44

Взгляды Д. И. Писарева на проблему
раннего обучения иностранным языкам 44

И. Н. Бокова, Л. В. Шинкарева 46

Управление инновационной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении: актуальность и необходимость 46

Л. А. Бондаренко 51

Формирование мотивации учебной деятельности
младших школьников при обучении орфографии 51

Л. С. Бурова 53

Взаимодействие педагога и родителей
в процессе нравственно-эстетического воспитания дошкольников 53

Н. Н. Ермолина, Л. Ю. Юрина 56

Организация здорового образа жизни в дошкольном учреждении — проект «Я хочу здоровым быть» 56

Е. В. Зволейко 57

Приоритетные направления подготовки специалистов
в области специальной психологии и педагогики 57

В. А. Зебзеева 61

Экологическая субкультура детства — основа
инновационной технологии экологического развития детей дошкольного возраста 61

М. В. Зюлковская 65

Создание благоприятного микроклимата в классе
как фактор преодоления трудностей
обучении и воспитании 65

Т. А. Иванова 67

Детское экспериментирование — средство
познавательной активности дошкольников 67

Т. И. Иванова 69

Проблема формирования здоровьесберегающего
образовательного пространства 69

З. К. Игнатюк 74

Самостоятельные наблюдения учащихся
как метод обучения на уроках технологии 74

М. Р. Карабаева, А. В. Шкурина 76

Особенности программы «Ступеньки детства»
в УМК «Гармония» 76

Т. И. Коннова 82

Развитие позитивной мотивации младших школьников 82

Т. А. Котова 83

Адаптированность в дошкольном возрасте 83

Е. Ю. Кулик 85

Информационные технологии как средство организации взаимодействия субъектов многоуровневой сетевой модели повышения квалификации Саратовской области 85

Н. Д. Лащенко, И. Ю. Реутова 88

Укрепление психологического здоровья детей
старшего дошкольного возраста
на комплексных музыкальных занятиях 88

Н. В. Лихачева 93

Организация дней открытых дверей как одно из средств
вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада 93

Е. А. Лобанова 96

Организация групп кратковременного пребывания в ДОУ 96

Е. В. Малахова 100

Ведение классного блога — одна из форм работы учителя 100

Т. В. Машарова 102

Психолого-педагогические условия социального
самоопределения учащейся молодежи 102

Л. В. Мелащенко 106

Развитие креативности детей младшего школьного возраста 106

Е. А. Меньшикова 108

Формирование активной познавательной позиции учащихся — условие успешного развития личности 108

Л. В. Мохонь 111

Особенности работы по созданию игровой мотивации 111

А. М. Перевицкая 113

Современные подходы к организации семейного воспитания 113

Ю. А. Петрова 115

Современные подходы к организации семейного воспитания 115

Е. В. Попова 116

Участие младших школьников в биологических декадах 116

Ю. В. Поцелуева 118

Использование здоровьесберегающих технологий
в условиях ДОУ 118

Л. И. Рыжкова 121

Особенности готовности к школе и обучения
мальчиков и девочек 121

Н. А. Свалова 123

Развитие критического мышления у младших школьников 123

Л. В. Семилетова 126

Проблема преемственности обучения грамоте детей дошкольного возраста и младшего школьника 126

В. В. Сергеева 128

Организация дополнительных образовательных услуг
в целях развития творчества детей 128

О. Л. Серебренникова 130

Исследование речи ребенка на втором году жизни 130

В. И. Сторожева 135

Педагогическое взаимодействие с родителями — условие эффективности воспитательного процесса 135

С. А. Суркина 138

Игровая деятельность как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников 138

Н. Н. Теселкина 140

Игрушка и ее значение в игровом процессе 140

Л. Т. Ткач 142

Подготовка будущего педагога к непрерывному образованию 142

Г. В. Фадина 147

Особенности развития речемыслительной деятельности
детей дошкольного возраста 147

Л. Ф. Фатихова 149

Формирование общеинтеллектуальных умений
у дошкольников с задержкой психического развития 149

Е. Ю. Филатова, И. А. Надос 152

Развитие речи детей дошкольного возраста
в системе Монтессори 152

А. В. Хасанова 155

Формирование здорового образа жизни
у детей дошкольного возраста 155

И. Н. Черных 157

Развитие творческих способностей дошкольников
в процессе театрально-игровой деятельности 157

С. В. Чиркин 160

Плоскостопие — проблема, разрешаемая в дошкольном возрасте. Особенности работы 160

С. Н. Числова 162

Коррекционно-развивающая работа на уроках математики
в 1 классе 162

О. Ю. Шереметьева 165

Опыт формирования составляющих информационной компетентности у младших школьников 165

Л. В. Шинкарева, А. А. Воробьева 172

Опыт работы МДОУ д/с № 85 г. Белгорода по проблеме
организации дополнительных образовательных услуг 172

Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко 175

Преемственность и интеграция совместной деятельности учителей начальной и средней ступеней обучения 175

Т. Н. Акулова

Мотивация младшего школьника как условие
успешного обучения

Изменения, происходящие сегодня в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, выдвигают на первый план мотивацию школьников как необходимое условие развития. Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем изучаемых как отечественными, так и зарубежными психологами и педагогами (Л. И. Божович, А. К. Маркова, А. Н. Леонтьев, Э. Даффи, А. Маслоу и др.). Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним отношением ученика
с ней. Формирование положительной мотивации младшего школьника очень важно для эффективности и успешности учебной деятельности.

Младший школьный возраст определяется переходом детей на новую ступень развития, овладением новым видом деятельности и появлением
в связи с этим новых обязанностей. По мнению Е. Е. Даниловой, младший школьный возраст является сензитивным:

  • для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы;

  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

  • становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

  • усвоения социальных норм, нравственного развития;

  • развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов [2].

Несмотря на широту психического развития младших школьников, в ходе овладения учебной деятельностью у них возникают определенные трудности. Одна из их причин — отсутствие учебной мотивации. В мотивационной сфере первоклассника отсутствуют мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, овладение общими способами действий. Необходимо обеспечить такое формирование мотивов, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика и являлось основой для его самообразования.

Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления познавательных (содержание и процесс выполнения учебной деятельности)
и социальных (взаимодействия школьника с другими людьми) мотивов поведения [1].

Познавательные мотивы включают:

1) широкие познавательные мотивы: ориентация школьников на овладение новыми знаниями => успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; положительное отношение к необязательным заданиям;

2) учебно-познавательные мотивы: ориентация школьников на усвоение способов добывания знаний => самостоятельное обращение школьника
к поиску способов работы; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;

3) мотивы самообразования: направленность школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний => обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования.

Социальные мотивы включают:

1) широкие социальные мотивы: стремление получать знания на основе осознания социальной необходимости, ответственности;

2) позиционные мотивы: стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет;

3) мотивы социального сотрудничества: желание общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем
и одноклассниками, совершенствовать их.

В исследованиях Т. И. Лях, О. А. Чуваловой подчеркнуто: «Сначала учебно-познавательный мотив начинает действовать, затем становится доминирующим и приобретает самостоятельность, лишь после осознается», т. е. первым условием является организация, становление самой учебной деятельности. При этом сама действенность мотивации лучше формируема при направлении на способы, чем на результат деятельности [3].

Для успешного обучения ребенка в школе учителя должны взять на себя руководство процессом формирования мотивационной сферы учащихся. А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман предлагают пути
и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:

  1. Роль содержания учебного материала в мотивации учения. Мотивационное влияние может оказать лишь тот учебный материал, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка (потребность в умственной деятельности во внутреннем плане, потребность в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений, потребность в рефлексии и самооценке).

  2. Рациональная организация учебной деятельности. Овладение учебным материалом должно выступать как самостоятельная ценность учащихся, а изучение каждого самостоятельного отдела или темы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

  3. Влияние коллективных форм учебной деятельности. Коллективные формы деятельности способствуют интенсификации учебной работы, которая постепенно становится потребностью учащихся и приобретает для них ценность, что способствует становлению мотивации.

  4. Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности. Главным в оценке работы учащихся должен быть качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в усвоении учебного материала и выявление причин имеющихся
    недостатков, а не только их констатация [4].

Таким образом, переориентация образования на организацию качественного иного уровня работы требует установки на формирование учебной мотивации школьника как направленности на отдельные стороны учебной работы, связанной с его внутренним отношением к ней.

Литература

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 222 с.

  2. Гликман И. З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 64—81.

  3. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа. 2009. № 1. С. 8—9.

  4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Соврем. слово, 2005. 720 с.

М. В. Андреева

Комплексные занятия в системе
дополнительного дошкольного образования как эффективный способ содействия психическому развитию детей

Дополнительное образование является важным элементом системы, призванной обучать, развивать молодое поколение на протяжении всех этапов становления личности детей и подростков. Становится все более популярным уже среди родителей дошкольников приводить своих малышей на дополнительные занятия, способствующие раскрытию их творческого потенциала, умению мыслить. Это тенденция отражает, с одной стороны, понимание родителями необходимости более детальной, по-новому организованной, чем это было раньше, подготовки к школе в связи с усложнением учебных программ, повышением требований к выпускникам детских садов, с другой стороны, обусловлена увеличением количества детей, которые требуют индивидуального подхода, испытывают трудности в усвоении основ математики, грамоты, либо, наоборот, нуждаются в дополнительных сведениях, опережают основную массу сверстников по уровню психического развития. Разнообразие способов организации работы с детьми в системе дополнительного образования заставляет взрослых задуматься о том, какие именно занятия позволят без вреда для здоровья ребенка развить те многочисленные способности, для которых дошкольный возраст является сензитивным периодом (речь, непроизвольная память, образное мышление, мелкая моторика и т. п.). В данной статье речь идет о развивающих занятиях с дошкольниками, подтверждающих свою эффективность в практике работы учреждения дополнительного образования.

Основной целью занятий является содействие психическому развитию ребенка через совершенствование его памяти, мышления, речи, движения, произвольного поведения, то есть психических функций и личностных качеств, которые лежат в основе успешных освоения ребенком в будущем учебных программ и адаптации в социуме. В задачи занятий входят: стимулирование самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации; развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению, классификации, рассуждению по аналогии; совершенствование различных видов памяти (механической, тактильной, словесно-логической) и восприятия; развитие связной речи, фонематического слуха; мелкой моторики, артикуляционного аппарата; пространственных представлений; обогащение словаря; обучение детей чтению, грамоте, основам математики; ознакомление ребенка с окружающим миром.

Теоретической основой программы дополнительных занятий являются фундаментальные положения отечественной психологии, в частности, о том, что психическое развитие происходит в процессе усвоения социального опыта [1; 2] и признание ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах [2]. Обучение должно быть ориентировано на «зону ближайшего развития», то есть на те функции и процессы, которые начинают складываться в определенном возрасте. Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность, овладение которой возможно только в общении со взрослым, под их руководством (особенно в младенческом, раннем и дошкольном возрастах) [2; 3; 4]. Поэтому работа на занятии осуществляется на основе сотрудничества взрослого и ребенка, который совместно с педагогом решает игровые задачи, исследует, а не просто слушает и повторяет. Принцип активности самого ребенка реализуется за счет использования разнообразных пособий, иллюстрирующих и раскрывающих тему занятия. Пособия изготавливаются педагогами из разнообразных материалов (туристические коврики, канцелярские скрепки, зубочистки, двойной скотч, картон и т. д.) и предлагаются каждому ребенку (так как количество детей в группе в зависимости от возраста — от 5 до 9 человек), позволяя обогатить чувственный опыт ребенка, который является источником познания, наиболее полно овладеть познавательными действиями (рассматриванием, ощупыванием, сравнением, сопоставлением, выделением главных и второстепенных признаков предмета). Известно, что действия, осуществляемые во внутреннем плане, формируются только на основе внешне наблюдаемых действий ребенка [3]. На занятиях дети не только слышат о том, что у насекомых шесть ног, видят их изображения, но и сами направляют жучка — вставляют ему ножки, считают, что их шесть, смотрят на цифру. Высокий уровень непроизвольной памяти, интереса к познанию окружающего мира, общению со взрослыми обусловливает то, что ребенок с легкостью запомнит и освоит материал. В. В. Давыдов отмечал, что для маленького ребенка новое знание имеет жизненный смысл, так как его кругозор прямо влияет на психическое развитие [2]. На данных занятиях ребенок непосредственно взаимодействует со множеством
незнакомых предметов (их разнообразие в этот период имеет первостепенное значение): педагог создает новые пособия для каждого занятия.

Положение о том, что развивающие занятия с дошкольниками не должны быть тождественны школьным урокам и должны строиться на основе игры, которая является ведущей деятельностью в этом возрастном периоде, является аксиомой. Пособия для ребенка представляют собой прежде всего игрушки, создают возможность включения программного материала в игровой сюжет. В ситуации игры ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится овладеть ими, что исключает принуждение со стороны педагога. Игра с пособиями, предлагаемыми ребенку, создает отношение к познанию как к увлекательному и интересному делу, то есть совершенствует как интеллектуальную, так и аффективную составляющие. Комплексный характер занятия позволяет детям освоить достаточно сложные для их понимания и важные темы в увлекательной форме, обогатить их развитие, реализуя принцип амплификации.

Применяются самые разные формы организации детей: работа за столиком и на коврике, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика. Дети, меняя местоположение, переходя со стульев на коврик, с коврика за столик, имеют возможность отдохнуть по ходу занятия. Невысокая произвольность поведения и деятельности дошкольника, быстрая и легкая переключаемость требуют смены в течение занятия видов деятельности, доступных ребенку (конструирование, рисование, лепка, аппликация, счет, чтение и др.). Это также позволяет предотвращать потерю интереса, пресыщение и сохранять внимание детей. Не менее важно, что лепка, рисование, мозаика, конструирование готовят руку к письму не хуже, чем рисование палочек [1]. При такой организации занятий, эффективных действиях педагога даже дети раннего дошкольного возраста способны
в течение получаса достаточно плодотворно работать.

Большое значение придается содержанию занятий, которые строятся так, чтобы вызвать подлинный интерес у ребенка. Обучение чтению, счету, знакомство с буквами включено в процесс познания детьми окружающего мира, что для них особенно увлекательно (дети узнают много нового о том, как устроена жизнь на Земле, о растениях и животных, как они приспосабливаются к условиям среды, попутно усваивая необходимые знания и формируя навыки). Но еще раз подчеркнем, что формирование этих навыков не является основной целью занятий. Занятие имеет свою структуру (просмотр букв, слогов, картинок в начале занятия, работа на коврике, а затем за столом) и это вносит необходимый элемент постоянства в образовательный процесс, так необходимый детской психике.

Опыт педагогов центра раннего развития показывает, что дети, посещающие дополнительные занятия, организованные описанным образом, быстрее адаптируются к детскому саду (если его не посещали), успешнее осваивают его программу, начинают проявлять живой интерес к чтению, математике, у них улучшается речь и мелкая моторика.

Литература

  1. Андреева А. Д., Гуткина Н. И., Дубровина И. В. Практическая психология образования. М.: Просвещение, 2003. 480 с.

  2. Давыдов В. В., Леонтьев А. Н., Выготский Л. С. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 368 с.

  3. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 296 с.

  4. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кафедра стратегического менеджмента в образовании (1)

    Документ
    резерв руководящих кадров образовательных учреждений директора, зам. директоров учреждений НПО и СПО; педагоги, воспитатели, преподаватели спец. дисциплин учреждений НПО,
  2. Кафедра стратегического менеджмента в образовании (2)

    Документ
    резерв руководящих кадров образовательных учреждений директора, зам. директоров учреждений НПО и СПО; педагоги, воспитатели, преподаватели спец. дисциплин учреждений НПО,
  3. Ответственный секретарь: иерей Игорь Киреев, зав

    Документ
    сектором церковно-приходс- кого образования Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, председатель совета директоров православных школ, к.
  4. Ахмедова Майя Саидовна, учитель биологии моу «сошуип №14» г. Омска. Использование научной и художественной литературы на урок

    Урок
    Место проведения: МОУ «Лицей № 92», тел. 46-75-84; г. Омск, ул. Ангарская,7. Проезд до остановки «Хлебозавод» троллейбусами 3,4, 7, 11, 12; автобусами 109, 79, 68; маршрутным такси в сторону ж.
  5. Регламент работы конференции (1)

    Регламент
    Балова М.Б., директор Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» в г. Северодвинске Архангельской области;

Другие похожие документы..