Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Особенности организации сестринского дела в работе гериат­рического центра (хосписа, женской консультации, родильного дома, дома сестринского ухода, ...полностью>>
'Рабочая программа'
Уметь осуществлять процесс обучения учащихся средней школы с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников и с учетом спец...полностью>>
'Документ'
Заслухавши звіт голови районної ради Шинка В.М. про свою діяльність з листопада 2010 по листопад 2011 року, відповідно до пункту 17 частини 6 статті ...полностью>>
'Исследование'
Цель опыта – обеспечение положительной динамики творческого мышления в учебно-воспитательном процессе на уроках математике через самостоятельную рабо...полностью>>

Возрастная психология развивающаяся отрасль психологической науки

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТ­КОВОМ ВОЗРАСТЕ

План

1. Общая характеристика подросткового возраста

2. Возрастные особенности подростков младшего и старшего возраста

3. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте

4. Особенности эмоционально-волевой сферы психики подростка

5. Учебная деятельность и познавательная сфера психики подростка

5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1. Влияние анатомо-физиологических изменений организма подростка на его психическое развитие

Подростковый возраст - это период анатомо-физиологической перестройки орга­низма ребёнка, имеющей решающее значение для его психологического, социального, интеллектуального становления.

Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от 11-12 лет до 14-15 лет.

Именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребёнка на пути к биологической зрелости, развёртывается процесс полового созревания. Перестройка нейрогуморальных соотношений часто является основой общей неуравно­вешенности подростка, его раздражительности, взрывчатой активности, периодичес­кой вялости, апатии.

Перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом. Это может порождать неприятные ощущения, неуверенность. рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно расстёт быстрее, чем кровеносные сосуды.

Половое созревание и сдвиги в физическом развитии подростка имеют немаловаж­ное значение в возникновении психических новообразований. Во-первых, это очень ощутимые для самого подростка изменения делают его объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (на основе представления своего сходства со взрослым). Во-вторых, половое созревание стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.

2. Основные факторы, определяющие развитие психики подростка

Одной из главных проблем подросткового возраста является вопрос о том, что является определяющим в становлении его психики - биологический или социальный факторы. В решении этих проблем разные учёные стоят на различных теоретических позициях.

Первые из них, исповедующие эволюционную теорию развития считают, что опреде­ляющим фактором психического развития подростка является биологический. Социаль­ная сфера этими учёными рассматривается как внешний фактор, который может уско­рить или затормозить спонтанный процесс психического развития подростка. Основ­ными особенностями личности подростка они считают направленность на внутренний мир, противопоставление себя взрослым, бунтарство и конфликты со взрослыми.

Учёные, выступающие с принципиально противоположных позиций придерживаются стохастической теории развития. Они считают, что решающая роль в психическом развитии подростка принадлежит прежде всего устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с объективным миром, что биологический фактор оказывает свое влияние на подростка не прямо, а через систему его социальных взаимоотношений с окружающими. Основные новообразования личности подростка связаны с изменением ведущего типа деятельности подростка, ведущего типа отношений. Движущая сила психического развития подростка - разрешение внутренних противоречий, которые возникают в этот период в связи с активным взаимодействием подростка с социаль­ной средой.

Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система заимоотноше­ний с социальной средой, что и определяет направление его психического развития.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, зани­мая среди них новое место, выполняя новые функции. В чем же это проявляется?

В школе это проявляется прежде всего в том, что подросток в связи с предмет­ным обучением должен устанавливать человеческие отношения не с одним, а со мно­гими учителями, учитывая особенности их личности и тех требований, которые предъявляет каждый учитель. Все это определяет совсем иную позицию учащихся по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непос­редственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными. Но самое главное изменение в социальной ситуации развития подростка, состоит в той роли, которую играет в этот период коллектив учащихся, его неформальные группы общения и т.п.

Подросток включается в различные виды общественно-полезной деятельности, что значительно расширяет их сферу социального общения, возможности усвоения соци­альных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Активно участвуя в жизни школы, подростки приучаются выполнять свои ежедневные обязанности, фор­мируют у себя общественную активность, инициативу, способность подчинять свою волю и интересы воле и интересам коллектива.

Ведущей для подростка становится общественная деятельность Хотя учение для него остается главным видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью.

5.2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ МЛАДШЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

1. Возрастные особенности мальчиков - младших подростков

Мальчикам - младшим подросткам свойственны:

- потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье;

- повышенная утомляемость;

- стремление обзавестись верным другом;

- стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе;

- повышенный интерес к вопросу о "соотношении сил" в классе;

- стремление отмежеваться от всего подчёркнуто детского;

- отсутствие авторитета взрослого, восприимчивость к промахам учителей;

- устойчивость первого впечатления;

- отвращение к необоснованным запретам;

- переоценка своих возможностей, которые могут быть реализованы в будущем;

- отсутствие адаптации к положению "худшего" ("аутсайдера");

- тенденция предаваться мечтаниям;

2. Возрастные особенности девочек - младших подростков

- они реже, нежели мальчики, обращаются к негативизму с целью самоутверждения;

- реже своевольничают;

- охотнее выполняют поручения учителей;

- стремятся скорее маскировать свои недостатки, нежели выставлять их напоказ;

- прибегают к "смысловому барьеру" по отношению к неприемлемым требованиям взрослых;

- чувствительнее, нежели мальчики, к воздействиям, унижающим достоинство;

- преобладают среди тех, которые стремятся заслужить уважение успехами в учёбе;

- реже утверждают себя в коллективе при помощи упрямства;

- чувствительны к попыткам делить людей на группы по половому признаку;

- не признают нейтралитета учителя в борьбе учащихся за достойное положение в классе;

- в состоянии оценить объективно не только чужие, но и свои недостатки;

- не переоценивают себя;

- не играют роли классного шута;

- очень эмоциональны, крайне болезненно реагируют на свою нескладность;

- как правило, исполнительнее мальчиков;

- проявляют большую, нежели мальчики, ответственность за исполнение порученного дела;

- обнаруживают потребность в проявлении заботы о ком-либо;

3. Возрастные особенности мальчиков - старших подростков

Мальчикам - старшим подросткам присущи:

- потребность в энергетической разрядке;

- потребность в самовоспитании, активное подражание идеалу;

- отсутствие выносливости к эмоциональным перегрузкам;

-половое любопытство вследствие обнаружения мира сексуальных переживаний;

- гипертрофия чувства собственного достоинства;

- критичность;

- бескомпромиссность, следование моральным установкам;

- потребность в автономии;

- отвращение к опёке;

- адаптация к неудачам,

- резкие колебания уровня самооценки и проявлений черт характера;

- интерес к качествам личности - как собственным, так и других людей;

- равнение на взрослых;

- потребность что-то значить;

- потребность в популярности;

- пристрастие к эффектам шокового типа;

- отзывчивость на доброту;

- чувствительность к разладу в семье.

4. Возрастные особенности девочек - старших подростков

- девочки в этом возрасте обретают чувство половой принадлежности;

- обнаруживают потребность нравиться;

- не игнорируют мальчиков и не отвергают их ухаживания;

- заняты поиском идеала, рассчитывают на взаимность;

- озабочены наращиванием нравственного потенциала;

- сочетают высокую требовательность к другим с требовательностью к себе;

- охотно входят в состав мальчишеских группировок;

- реже, чем сверстники-мальчики своевольничают;

- чаще прибегают к упрямству;

- больше уделяют вниманию проблемам престижа.

5.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1. Психические ноовообразования подросткового возраста

Определяющая характер личностного развития особенность подростка - это бур­ное развитие его самосознания. В подростковом возрасте формируются взаимосвязан­ные компоненты личности - самооценка и связанный с ней уровень притязаний. Они выступают в качестве мощного фактора развития личности подростка.

Самооценка оказывает огромное влияние на самовоспитание подростка. Сравнивая себя с окружающими, подросток создаёт собственные идеалы, которые и выступают в качестве программы его собственного самовоспитания. Таким образом, при нормаль­ном развитии личности подростка весьма важно, чтобы его самооценка была бы адек­ватной, т.е. объективной. Основным условием формирования адекватной самооценки подростка является та оценка его, которую он получает от окружающих. Если эта оценка объективна, то у подростка формируется и объективная самооценка. Если же окружающие подростка люди переоценивают или же недооценивают его, то и самооцен­ка у него формируется неадекватной.

Структурным центром развития личности в этот период у подростка становится потребность быть и считаться взрослым. Заявляя свои права на новое к нему отно­шение со стороны мира взрослых подросток может встретить четыре реакции на свои действия:

- углубление противоречий в конфликтах со взрослыми. Родители продолжают полностью руководить жизнью подростка так же, как и в младшем возрасте, не счи­таясь с его желаниями. Он же, отстаивая своё право на самостоятельность, протес­тует в самой различной форме;

- противоречия проявляются эпизодически в силу непоследовательности самой позиции взрослых и постепенно могут быть разрешены при упорстве и настойчивости со стороны подростка;

- противоречия постепенно исчезают по мере развития ребёнка, так как взрос­лые последовательно осознают изменения в его личности и новые его требования;

- противоречий вообще не возникает, если взрослые выстраивают свои отноше­ния с подростком с учётом закономерностей его взросления.

2. Психология "трудных" подростков

Результатом нарушений в развитии личности подростков является формирование так называемого феномена "трудности". Выделяются следующие виды направленности "трудных" подростков:

- направленность отсутствует (10%). Подросток не думает о будущем, ему важен сегодняшний день, удовольствия настоящего момента. Сильно поддаётся чужому вни­манию, настроение поминутно меняется, критерии положительного и отрицательного не определены, считает хорошим то, что помогает получить удовольствие, а плохим - то, что мешает ему жить, как ему хочется. Мотивы поведения случайны и противо­речивы.

- направленность на себя (52%). Ярко проявляется эгоизм, подросток думает только о себе, потом о тех, кто ему близок, дорог, поддерживает отношения с те­ми, с кем выгодно держать связь. С остальными, по его мнению, не следует счи­таться. Стремиться из любого дела, поручения, извлечь пользу для себя, удоволь­ствия, выдвинуться, заслужить награду. Мотивы построены на выгоде для себя. Кри­терии положительного и отрицательного вытекают из эгоистического представления о своём превосходстве, о пользе для себя.

- направленность носит конфликтный характер (21%). В духовном мире идёт борьба между добром и злом, хорошие и плохие поступки перемежаются. Критерии по­ложительного определены, но не достаточно чётко, критерии отрицательного не оп­ределены. Мотивы поведения вытекают из настроения в большей мере, нежели из ана­лиза обстоятельств.

- направленность носит антисоциальный характер (17%). Подросток считает себя особой личностью, прощает себе все недостатки, но нетерпим к недостаткам других, критерии положительного вытекают из завышенной самооценки, критерии отрицатель­ного - из пренебрежительного отношения к сверстникам, родителям, учителям. С коллективным мнением не считается, но стремится взять его под свой контроль.

Негативные проявления психики подростков обусловлены, в основном, негативны­ми влияниями на них окружающих их взрослых. При этом наблюдаются следующие взаи­мосвязи поведения взрослых и негативных личностных качеств "трудных" подростков, порождаемых этим поведением:

- отрицательный пример взрослых - признание силы кулака, угодничество, неве­рие в будущее, отрицательный идеал, узость интересов;

- аморальное поведение взрослых - лицемерие, недисциплинированность, своево­лие, оправдывание собственных недостатков, уход в себя;

- жестокость в обращении с детьми - хитрость, коварство, мстительность, ра­зочарование в людях, обидчивость;

- излишняя родительская любовь - ложь, ябедничество, капризы, своеволие, са­мовлюблённость;

- равнодушие к ребёнку, чёрвствость окружающих - отчаяние, злость к людям

5.4 ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ ПОДРОСТКА

1. Эмоции и чувства подростков

При организации учебно-воспитательной работы с подростками необходимо учиты­вать особенности их эмоциональной сферы. Подростки отличаются большой страст­ностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость само­контроля, резкость в поведении. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что он может не довес­ти до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное и т.п. В то же время он может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.

Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. На малейшую неспра­ведливость к себе они способны "взорваться", хотя потом могут сожалеть об этом. Особенно часто такая реакция возникает в состоянии утомления. Аффекты подрост­ков, в отличии от аффектов младших школьников, более сильные и бурные. Не менее ярко эмоциональная возбудимость подростка проявляется в страстных спорах. Он го­рячо реагирует на все. Большая эмоциональность подростка объясняется повышенной возбудимостью нервной системы и недостаточным опытом волевого поведения. К концу младшего школьного возраста в поведении проявляются волевые моменты, но они еще не закрепились и не превратились в привычку.

На всех делах и поступках подростка лежит печать страстности. Он активно берется за интересное дело, эмоционально отстаивает свои взгляды и убеждения. Для подростка одного понимания значимости учебной или иной деятельности, как правило становится недостаточным. Необходимо, чтобы эта деятельность носила яр­кий увлекательный характер и вызывала положительные эмоции.

Подростки не всегда в состоянии разобраться в сущности тех или иных фактов, явлений, действий и поступков других людей. Поэтому внешний эффект оказывает на них порой очень сильное эмоциональное воздействие. Не обладая достаточным жиз­ненным опытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки лег­ко могут попасть под дурное влияние.

Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Так, он с жаром защищает своего друга и в то же время знает, что его нужно осудить. Подросток может быть и внимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженной обиды, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешились в пользу положительных, общественно значимых чувств. Например, у подростка не все получается в учебной, трудовой или общественной деятельности. В связи с этим у него возникает досада, раздражение, стремление все бросить, преодолеваемые все же при наличии чувства чести, дружбы с товарищем и др.нравственных чувств.

Большое место в жизни подростка занимают морально-политические чувства. Подросток более чутко и сознательно по сравнению с младшими школьниками относит­ся к мнению коллектива. Он дорожит этим мнением, уважает его, руководствуется им. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка более удовлетворяет общественная оценка. Он болезненнее переживает неодобрение товари­щей, чем неодобрение учителя, поэтому очень важно иметь в классе здоровое об­щественное мнение и уметь опереться на него. Подросток не прощает оскорблений в присутствии одноклассников или других лиц, поэтому не следует упрекать, поучать при товарищах. Это может вызвать острый конфликт.

2. Формирование волевых качеств подростков

Общая логика развития всех волевых качеств в подростковом возрасте может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приёмы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10-11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие ка­чества у себя (11-12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12-13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

Стремление к выработке у себя полезных качеств личности, характерных для взрослых людей одного с ними пола, свойственно не только мальчикам-подросткам, но

и девочкам-подросткам. Однако в отличие от мальчиков выработка специфических ка­честв личности, аналогичных волевым, у девочек идёт по иному пути. Для них таки­ми видами деятельности, в которых складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, различные виды занятий искусством, домо­водство, а также женские виды спорта. Девочки-подростки особенно стремятся пре­успеть в учёбе, много занимаются теми школьными предметами, где у них что-то не получается.

Описанные полоролевые различия между мальчиками и девочками способствуют то­му, что у них вырабатываются настойчивость и работоспособность как раз в таких видах деятельности, которыми им придётся заниматься, став взрослыми.

5.5. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ПСИХИКИ ПОДРОСТКА

1. Особенности учебной деятельности подростков

В учебной деятельности подростка, как и ребенка любого другого возраста, имеются свои трудности и противоречия, а так же свои преимущества-такие особен­ности, на которые может и должен опираться педагог. Эти особенности заключаются в избирательной готовности, повышенной восприимчивости (сензитивности) к тем

или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готов­ность ко всем видам обучения, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации работы на уроке, сложный учеб­ный материал,возможность самостоятельно строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Проблема же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не в состоянии реализовать, ибо не владеет новыми способами выполнения новых форм выполнения учебной деятельности. Нередко у подростков исчезает общий инте­рес к учебе, происходит "внутренний отход от школы" из-за того, что он теряет интерес к учебному предмету.

Основная причина такого" отхода от школы", заключается в несформированности у учащихся учебной деятельности, что не дает возможности подростку удовлетворить актуальную проблему возраста - потребность в самоутверждении.

2. Познавательные процессы в подростковом возрасте

Познавательные процессы подростков характеризуются рядом особенностей. Напри­мер, подростки не всегда могут управлять своим вниманием, в частности, концент­рировать его на одном, основном. Нередко их внимание прилипает" к второстепенно­му. Трудности у них возникают и с устойчивостью, и с переключением внимания.

Запоминание подростков нередко носит механический характер: они не пользу­ются рациональными приемами запоминания, такими, как членение текста на смысло­вые части, выделение основных мыслей, составление плана текста и т.п.

Нередко они испытывают трудности в процессе мышления. Некоторые из них не в состоянии провести полноценный анализ предметов, при сравнении ограничиваются нахождением различий, сравнивают и обобщают предметы по внешним, несущественным признакам, не могут самостоятельно составить программу сравнения, особенно боль­шие затруднения при составлении плана текста, требующего сложной аналитико-син­тетической деятельности. Усвоение научных понятий подростками часто не отличает­ся глубиной. Наглядные образы, представления продолжают занимать большое место в мыслительной деятельности таких учащихся. Детали, факты, мелкие подробности ме­шают подростку выделить главное, существенное и сделать необходимое обобщение.

При анализе и оценке своей деятельности подростки используют чаще всего са­моконтроль по результату (или по образцу). Гораздо реже применяется пооперацион­ный контроль, т.е. проверку по ходу работы.

Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и прежде всего их зна­чение для развития личности. Это связанно с усиленным ростом самосознания совре­менного подростка. Многие учебные предметы нравятся подростку потому, что они отвечают их потребностям не только много знать, но и уметь быть развитым, куль­турным человеком. Многие подростки убеждены что только образованный человек мо­жет быть полезен обществу. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их активное отношение к учению.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. Особенно это прояв­ляется в стремлении подростка иметь хорошие отметки. Отметка настолько значима для подростка, что он готов даже не пойти на занятия, если осознает, что не смо­жет ответить или выполнить контрольную работу и получить хорошую оценку. Страх перед неуспехом, боязнь поражения порой приводит подростка к поиску других бла­говидных причин, чтобы не пойти в школу или уйти с урока. В то же время подрос­ток спокойно идёт в школу,если он уверен, что справится с любым сложным заданием и получит хорошую оценку.

Оценки для подростка имеют различный смысл. В одних случаях оценка дает возможность подростку выполнить свой долг, занять достойное место среди товари­щей, в других - заслужить уважение учителей и родителей. Нередко же смысл оценки выступает в стремлении добиться успеха в учебном процессе и тем самым получить уверенность в своих умственных способностях и возможностях. Это связанно с такой доминирующей потребностью возраста, как потребность осознать, оценить себя как личность, свои сильные и слабые стороны. И в этом плане имеет существенное зна­чение не только оценка деятельности учащегося и его умственных способностей со стороны других, но и самооценка. Именно в подростковом возрасте доминирующую роль начинает играть самооценка. Для эмоционального благополучия подростка очень важен факт совпадения оценка и самооценка. Только при этом условии они могут выступать как мотивы, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Возрастная психология (Психология развития)

    Учебник
    Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
  2. Программа по дисциплине «Возрастная психология» для специальности 050706 «Педагогика и психология»

    Программа
    Необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога-психолога делает актуальным повышение уровня психологической грамотности за счет расширения круга подлежащих изучению психологических дисциплин и дифференциации их содержания.
  3. Лекции по возрастной психологии курс " возрастная психология"

    Лекции
    Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.
  4. Возрастная

    Конспект
    Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания.
  5. Е. Ф. Рыбалко возрастная и дифференциальная психология рыбалко Елена Федоровна возрастная и дифференциальная психология серия Учебник

    Учебник
    В учебном пособии впервые раскрываются вопросы возрастных изменений и развития психики человека на протяжении всей его жизни. С позиции системного подхода описаны основные закономерности психического развития и факторы, детерминирующие

Другие похожие документы..