Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением теплов...полностью>>
'Методические указания'
Педагогика : методические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся по специальности 22.00.04 – Социальная структура социальные инс...полностью>>
'Документ'
Одним із найважливіших аспектів організації управлінського обліку на хлібопекарних підприємствах споживчої кооперації є розробка класифікації витрат,...полностью>>
'Лекции'
Любая машина и любая технология состоят из блоков, агрегатов, деталей и других сборочных единиц. Практика показывает, что две машины одного и того же...полностью>>

Возрастная психология развивающаяся отрасль психологической науки

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ

План

1. Принцип развития в возрастной психологии

2. Общая характеристика развития

3. Периодизация возрастного развития в детской психологии

4. Основные факторы, влияющие на развитие психики ребёнка

5. Развитие высших психических процессов

2.1. ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Генотипическая и средовая обусловленность развития

Развитие психики - последовательные, прогрессирующие (хотя и включающее в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качест­венные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход жи­вых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимо­действия с окружающей средой.

Развитие представляет собой переход растущего организма на более высокую ступень, и этот переход может зависеть как от созревания (биологически обуслов­ленный процесс), так и от научения. Главный вопрос состоит в том, как соотносят­ся эти два процесса друг с другом. В зависимости от того, как он решается, выде­ляются различные подходы (концепции) в решении данной проблемы.

1. Первый подход, заключается в утверждении, что становление психики и пове­дения человека - результат эволюционного преобразования генетически заложенных в организме с рождения возможностей, существующих в виде задатков. Эту концепцию называют эволюци- онной теорией развития.

2. Второй подход намечен в рамках также не очень популярной ныне концепции, именуемой революционной теорией развития. Сторонники этой теории всё развитие сводят к разнообразным воздействиям среды и утверждают, что у любого человека независимо от его природных анатомо-физиологических особенностей можно сформиро­вать любые психологические и поведенческие свойства, доведя их развитие до любо­го уровня с помощью обучения и воспитания.

3. Третий подход, именуемый вероятностным, разрабатывается в рамках стохас­тической теории развития и имеет в настоящее время наибольшее число сторонников. В ней утверждается, что конечный результат развития, достигаемый на каждой его ступени, изначально в генотипе не заложен. Изменения, происходящие на каждой ступени развития, связаны и с генотипом и со средой, но сами по себе определяют­ся случайным стечением обстоятельств в жизни индивида.

4. Четвёртый подход, может быть назван функциональным. Соответствующая ему функциональная теория развития утверждает, что формирование и преобразование той или иной функции определяется тем, как часто она используется в жизни организма. В ней в качестве основного принципа выступает положение об определяющей роли об­раза жизни в развитии психики.

2. Основные закономерности развития психики

1. Гетерохронность (синонимы - асинхронность, неравномерность) психического развития означает разновременность развития различных психических функций. Раз­личные психические проявления не развиваются равномерно, некоторые забегают впе­рёд, другие отстают. Существуют даже особые оптимальные сроки для развития и становления отдельных видов психической деятельности (напр., речи, абстрактного мышления и т.п.) - так называемые сензитивные периоды. Причиной этой неравномер­ности являются биологическое дозревание мозга, обязательное наличие сформирован­ности определённых психических процессов, на основе которых формируются новые.

2. Плюралистичность (синоним - множественность) психического развития выра­жается в его многоплановости и многонаправленности. Это означает, что в каждый конкретный момент идёт развитие целого ряда свойств, качеств и психических функ­ций. Их развитие может в целом не совпадать по направленности - какие-то функции находятся на подъёме, какие-то временно стабилизируются, некоторые отмирают.

3. Полидетерминированность (синоним - многообусловленность). Побудительными компонентами психического развития в разные периоды (и даже на протяжении одного периода) являются различные факторы и причины. Среди них и влияние среды, и нас­ледственность и мутагенные факторы и многие другие.

4. Константность (синоним - постоянство). Психическое развитие не может ос­танавливаться на длительное время, полностью застывать, идти вспять или же раз­рушаться без наличия патологии психики. Присущий ему динамизм является его постоянной характеристикой. Это отражается в такой закономерности, как константность.

5. Индивидуальность. Психическое развитие - не абстракция психологической науки. В каждом конкретном случае оно воплощается в определённых психических процессах своего реального носителя - индивида. У каждого человека развитие ин­дивидуально - при наличии общих закономерностей оно обязательно отличается рядом специфических особенностей, присущих лишь данному индивиду.

6. Саморегуляция. Её физиологической основой является пластичность нервной системы, которая была описана И.П.Павловым. Она выражается в целенаправленной замене в психике индивида одних функций, состояний, качеств - менее совершенных, другими более соответствующими достигнутому уровню развития.

7. Интеграция. По мере развития психика становится всё более целостной и стойкой. Её развитие происходит от малосистематизированного соединения различных фрагментарных психических состояний до переростания их в чётко очерченные психи­ческие процессы, состояния или качества личности.

2.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ

1. Определение основных понятий

Естественной основой развития ребёнка является его общечеловеческое, нас­ледственно обусловленное анатомофизиологическое строение организма, в частности, нервной системы, и врождённые индивидуальные функциональные особенности, которые возникают в период внутриутробного развития организма.

Онтогенез - это целостный процесс становления человека как организма, как сознательного существа и как личности.

Развитие человека - это закономерные последовательные изменения в разнооб­разных человеческих системах жизни (морфологической, физиологической, психичес­кой, социальной), которые проявляются в их количественных, качественых и струк­турных преобразованиях, в движении от низших к высшим уровням, от простого к сложному.

Человек рождается и живёт в человеческом окружении, в мире предметов, соз­данных людьми, в которых зафиксирован опыт общественной практики человечества. Этот опыт ребёнок получает уже готовым и с момента рождения вступает с ним во взаимодействие.

Развитие ребёнка и есть процесс овладения этим опытом как онтогенетическое, то есть индивидуальное её становление.

2. Становление активности ребёнка в процессе его развития.

Сознание человека реализуется в его деятельности. Развитие ребёнка проявля­ется в изменениях его действий, поведения, всех видов деятельности. Изменяется и сам процесс деятельности, её содержание, уровень, структура, направленность.

В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой диффузные проявления его врождённой активности в виде хватательных, импульсивных и других непроиз­вольных движений, которые регулируются образами воспринимаемых объектов, преоб­разуются в специальные перцептивные действия - восприятие предмета как целого, выделение отдельных его частей, предметных ситуаций. На основе подобного воспри­ятия формируются различные виды предметной деятельности -игра, учение, исполне­ние элементарных трудовых действий.

На проявление, характер качественных изменений в психическом развитии ре­бёнка влияют различные виды деятельности, в которые он включается. В различных видах деятельности формируются индивидуальные психические свойства ребёнка - умственные, эмоциональные, волевые, моральные качества, сознание и самосознание. Происходит объединение этих психических процессов, психических свойств в единую систему; подрастающий человеческий индивид становится личностью, способной восп­ринимать и понимать окружающую действительность, выделять себя из окружающей среды, преодолевать пределы актуальной ситуации, отталкиваясь от прошлого, про­ектировать будущее, ставить цели и определять способы их достижения.

3. Основные направления развития активности ребёнка

Развитие активности ребёнка можно проследить по таким направлениям:

1. Реактивные действия, которыми младенец отвечает на влияние конкретного раздражителя (в частности, и на словесное распоряжение взрослого), становятся всё более произвольными, отдельные действия тормозятся, другие - осуществляются, отражая желания и потребности самого ребёнка. Активность приобретает творческий характер.

2. Простые одноактные движения - отдёргивание ноги, крик, поворот головы - преобразуются под воздействием системы обучения, показа, наследственных компо­нентов в сложную по структуре систему целенаправленных действий с предметами, а затем в целостную сложную деятельность: игру, наблюдение за животными, учебную работу, рисование. Эта деятельность подчинена определённым мотивам и направлена на достижение определённой цели. В дальнейшем она приобретает всё более органи­зуемый и управляемый характер.

3. По мере того, как ребёнок овладевает языком, речью, его активность стано­вится интеллектуальной и включает обдумывание действий, которые должны быть со­вершены, замысел игры, поиск путей для выполнения трудового поручения и т.п. К концу дошкольного возраста активность ребёнка уже может принимать формы сугубо интеллектуальной активности.

4. На всех ступенях развития активности ребёнка проявляется:

а) в наследуемых действиях (словах, играх, манере поведения);

б) в исполнительских действиях, когда ребёнок по просьбе взрослого выполняет необходимые движения и действия; так вырабатываются привычки;

в) в самостоятельных действиях, когда ребёнок имеет дело с новыми предметами, ощупывает их, перебирает, кидает;

5. Свою активность дети рано направляют на взрослого, побуждая того к ответ­ной реакции.

6. Начиная с преддошкольного возраста, ребёнок учится направлять свою актив­ность на самоусовершенствование, самовоспитание. Поставленная им самим цель и собственные желания побуждают его к совершению конкретных усилий.

2.3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Основные подходы к решению проблемы периодизации детского развития

Есть две точки зрения на процесс развития ребёнка в целом. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой - дискретен. Первая допускает, что развитие идёт не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-ли­бо чётких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует. Сог­ласно второй точке зрения развитие идёт неравномерно, то ускоряясь, то замедля­ясь и это даёт основание для выделения стадий или этапов в развитии.

В зависимости от своих теоретических установок сторонники периодизации пси­хического развития подразделяют процесс психического развития на большее или меньшее число стадий, используя при этом разные критерии и выделяя различное психологическое содержание стадий. Так, сторонник биогенетического подхода Стен­ли Холл считал, что онтогенез психики в целом повторяет её филогенез, и выделял стадии младенчества, детства, предподросткового возраста и юности, соответствую­щие животной стадии развития психики, дикости, началу цивилизации, эпохе роман­тизма. У Ж.Пиаже основой периодизации является характеристика интеллекта (напр., стадий сенсомоторного интеллекта);у З.Фрейда - объект либидо (оральная, анальная фазы и т.п.); у Эриксона - личностная целостность.

2. Основные признаки, по которым осуществляется возрастная периодизация

В отечественной психологии особо прочный фундамент периодизации психического развития заложил Л.С.Выготский: для него критерием были психологические новобра­зования, присущие для каждой стадии, которая определяется характеристиками ус­тойчивой, адекватной возрасту социальной ситуации развития. Выделяются следующие этапы развития: младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школь­ный, подростковый, юношеский. Стабильные возрасты разделены кризисными, в кото­рые происходит смена социальной ситуации развития.

Д.Б.Эльконин развил эти положения, обосновав свою периодизацию психического развития сменой ведущих типов деятельности и выделив разные по содержанию стадии - эпохи, фазы, периоды. Выделены два типа фаз возрастного развития - фазы освое­ния мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операциональ­но-технической стороной деятельности. В соответствии с этим дошкольный возраст - возраст овладения смыслами человеческой деятельности в игре - и младший школьный возраст - возраст овладения средствами мыслительной деятельности в учебной дея­тельности - составляют две фазы единой эпохи - детства.

Согласно его периодизации, развитие психики в определённые возрастные периоды связано с появлением под воздействием обучения и воспитания так называемых ново­образований. Они являются теми показателями, которые следует учитывать при включении ребёнка в тот или иной вид деятельности. Именно в связи психическими ново­образованиями в психологии существует понятие ведущего вида деятельности, кото­рый на каждом возрастном этапе обуславливает важные изменения в психике человека.

3. Периодизация психического развития по Б.Д.Эльконину.

1. Младенчество - от рождения до 1 года. Ведущий вид деятельности - непос­редственное эмоциональное общение. На его фоне формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, то есть действия, которые сопровождаются и определённым образом управляются зрительными, слуховыми, мускульно двигательными и другими ощущениями и восприятиями. Важнейшими психическими новообразованиями является потребность в общении со взрослыми и эмоционального отношения к ним.

2. Раннее детство - от 1 года до 3-х. Ведущий вид деятельности - предметно - манипулятивная деятельность, в ходе которой ребёнок овладевает социально вырабо­танными способами действий с предметами в содружестве со взрослыми. При этом раз­виваются психические новообразования - речь и наглядно-действенное мышление.

3. Дошкольный возраст - от 3-х до 7-и лет. Ведущий вид деятельности- ролевая игра, в процессе которой ребёнок овладевает "фундаментальными смыслами челове­ческой деятельности". Тут же формируется такие психические новообразования, как стремления к социально значимой и социально оцениваемой деятельности, которые

характеризуют готовность ребёнка к школьному обучению.

4. Младший школьный возраст - от 7-и до 11-ти лет. Ведущий вид деятельности - учение. В процессе обучения формируется память, усваиваются знания о предме­тах, явлениях окружающего мира, а также о человеческих взаимоотношениях. Психи­ческиме новообразования - произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия.

5. Подростковый возраст - от 11-ти до 15-ти лет. Ведущий вид деятельности­общение в процессе общественно-полезной деятельности (учебной, трудовой и т.п.). Важными психическими новообразованиями этого возраста являются самооценка, кри­тическое отношение к людям из своего ближайшего социального окружения, стремление к взрослости и самостоятельности; умение подчиняться нормам коллективной жизни.

6. Старший школьный возраст - от 15-ти до 18-ти лет. Ведущий вид деятельнос­ти- учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразова­ния, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

2.4. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ РЕБЁНКА

1. Основные факторы среды, влияющие на развитие психики.

Современная психогенетика отталкивается от идеи наличия у человека двух программ наследования - генетической и социальной. Биологическая наука утвержда­ет, что организм и окружающая среда представляют собой единство. При этом в по­нятие среды включается вся совокупность условий, в которых развивается организм.

Естественная среда - это климат, растительность, географические условия. Со­циальная среда - это социальное окружение ребёнка. Оно включает в себя среду се­мейную, среду ближайшего социального окружения ребёнка, социум, внутри которого ребёнок осуществляет какие-бы то ни было взаимоотношения с людьми и наиболее ши­рокий его круг - социальную среду (всё общество в целом).

2. Биологические факторы, влияющие на процесс психического развития ребёнка.

К биологическим факторам относятся наследуемые и врождённые свойства психики и организма ребёнка, то есть такие, с которыми ребёнок появляется на свет. Ребё­нок наследует человеческие особенности строения нервной системы, головного моз­га, органов чувств, физические признаки, которые являются общими для всех людей, среди которых наиболее важными являются прямохождение, рука, как орган познания и влияния на окружающий мир, сугубо человеческое строение речевого аппарата.

Детьми наследуются биологические, инстинктивные потребности (в пище, питье и т.п.), особенности типа высшей нервной деятельности. Врождённые психофизиологи­ческие и анатомические особенности центральной нервной системы, органов чувств, головного мозга называют задатками, на основе которых формируются, развиваются человеческие качества и способности, в том числе и интеллектуальные.

Наряду с наследственностью к биологическому фактору относятся также и врож­дённые свойства. Это те отдельные черты и особенности организма или психики, ко­торые связаны с особенностями развития ребёнка до его рождения - здоровье мате­ри, воздействие различных лекарств, алкоголя, никотина и т.п.

Современная биология рассматривает наследственность как способность организ­ма, которая сформирована и закреплена на протяжении нескольких поколений, спо­собность организма "требовать" от среды определённых условий, которые обеспечи­вают его существование.

Современная генетика рассматривает наследственность как способность организ­ма жить и развиваться в конкретных условиях. Эту способность старшие поколения передают младшим в форме определённой физико-биохимической организации. Однако, в связи с тем, что среда обитания человека постоянно изменяется, то и наследс­твенности нет без изменчивости. Чем более развитым является организм, чем слож­нее тип его взаимодействия с окружающей средой, тем большую роль играет изменчи­вость, обеспечивающая его гибкое и эффективное приспособление к условиям сущест­вования.

3. Социальные факторы, влияющие на процесс психического развития ребёнка

Социальный фактор в развитии психики ребёнка рассматривается, главным образом, как влияние на него непосредственного социального окружения (семьи, друзей, соседей) и всего общества через средства массовой информации, систему моральных ценностей общества и т.п.

Л.С.Выготский разработал теорию общественно-исторического происхождения высших психических функций человека под воздействием социального окружения. Он показал, что только в общении в определённых социальных условиях жизни возможно развитие высших, сугубо человеческих качеств психики: произвольной памяти, логи­ческого мышления, речи. Особенности человеческой психики он видел в том, что она определяется культурными, социальными знаками, наиболее существенными среди ко­торых - это речь, язык.

Основными положениями теории, объясняющей механизмы взаимодействия ребёнка со средой, являются следующие:

1. Младенец отвечает на воздействие внешней среды каким-либо движением.

2. На базе простых, безусловных рефлексов формируются многочисленные, более сложные механизмы - условные рефлексы. Ребёнок начинает реагировать на раздражи­тели, которые не имеют для него жизненно важного, биологического значения.

3. Формирование условных рефлексов - это создание нервных временных связей в коре головного мозга человека.

4. Внешними раздражителями для маленького ребёнка являются прежде всего не­посредственные воздействия предметов и явлений природы.

Со второго года жизни раздражителем для ребёнка становится слово, как осо­бенный сигнал, имеющий обобщающий характер. При этом:

а) ассоциативные связи на словесные сигналы формируются значительно быстрее, чем на первосигнальные раздражители;

б) после угасания речевые ассоциации восстанавливаются значительно легче и быстрее, чем первосигнальные;

в) усвоение ребёнком речи, что особенно активно происходит в преддошкольном возрасте, резко изменяет все взаимоотношения его с окружающим миром.

2.5. РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1. Становление психических процессов

Важнейшая проблема возрастной психологии - развиваются ли вообще психические процессы в течение человеческой жизни или просто с возрастом последовательно проявляются наследственно заданные качества?

Наиболее правомерной является концепция, согласно которой развитие психичес­ких функций связано с особенностями взаимодействия человека с окружающей средой, не ограничено завершением морфологических изменений и продолжается всю жизнь. Ведущим в ней является положение о том, что высшие психические функции формиру­ются в деятельности, а врождёнными могут быть только задатки.

2. Погружение и свёртывание

Внешние материальные действия, совершаемые ребёнком, представляют собой ис­ходный материал для развития высших психических функций. В период младенчества эти познавательные действия доступны наблюдению: младенец берёт предмет, сосёт его, зрительно обследует. В возрасте до двух лет ребёнок вынужден двигательно реализовывать каждое действие, чтобы решить стоящую перед ним задачу. В этот пе­риод его действия ещё максимально развёрнуты, они содержат много видимых компо­нентов. При возрастном развитии эти компоненты видоизменяются: компоненты ка­чественно преобразуются и их число постепенно уменьшается. Такое изменение назы­вается свёртыванием. На некотором этапе такого развития при обучении наряду со свёртыванием становится и погружение - исчезновение внешних, двигательных компо­нентов познавательного действия и превращение их в мыслительные операции. У ре­бёнка происходит постепенное смещение акцентов: сначала он познаёт мир благодаря действиям, затем - и в образах, далее у него формируется и символическое предс­тавление мира - через язык и мышление. Иными словами, открыто протекавшие замед­ленные действия, в конце концов преобразуются в молниеносные высокоорганизован­ные системы внутренних операций. Таким образом внешние действия постепенно свёр­тываются и погружаются.

П.Я.Гальперин выделил следующие характеристики умственного действия: 1) сте­пень овладения; 2) полноту реально выполняемых операций, 3) степень сокращённос­ти и 4) меру освоенности. Степень овладения при этом определяется уровнем пред­метного действия, громкой речи уже без опоры на реальные предметы и уровнем дей­ствия в уме. Это обязательные фазы превращения внешнего действия во внутреннее.

Для произвольных движений аналогичный путь развития проследил А.В.Запорожец. Он доказал, что выработка каждого двигательного навыка связана с переходом от развёрнутой последовательности действий, опирающейся на внешние средства, к свёрнутым и сокращённым схемам движения, опирающимся не на дробное управление каждой мышцей отдельно, а на обобщённые двигательные команды. Образующиеся в ре­зультате свёртывания динамические схемы позволяют настолько плавно и экономично осуществлять сложные движения, что они получили название "кинетические модели".

Принцип погружения даёт возможность действовать в воображении. Мысленное вы­полнение намечаемых реальных действий имеет свои положительные моменты. Так, например, если спортсмен перед сложным упражнением детально себе его представит, то он выполнит его лучше. Упражнение в мысленном воспроизведении некоторых дейс­твий при параличах способствует успеху восстановления нервной проводимости.

Погружение и свёртывание - основные механизмы развития и совершенствования психических функций. При этом непрерывно повышается скорость их реализации, что существенно улучшает приспособление человека к внешней среде. Понимание механиз­мов и погружения и свёртывания дало возможность психологам разрабатывать новые методы обучения.

3. Формирование произвольности

Наряду с погружением и свёртыванием, общей чертой высших психических функций является произвольность. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского связы­вает развитие произвольности психических функций с социальными факторами. Сог­ласно Л.С.Выготскому, высшие психические функции формируются вначале как внешние формы совместной, коллективной деятельности людей, и лишь постепенно, в резуль­тате погружения, они становятся психическими процессами индивида. Он считал, что использование знаков в качестве психологических орудий позволяет человеку пе­рестраивать свою психическую деятельность так же, как применение искусственных орудий принципиально расширяет границы его трудовой деятельности. В то время как эти и другие орудия направлены вовне и являются средствами внешней деятельности, знак есть прежде всего средство психологического воздействия на своё поведение, средство внутренней деятельности, направленной на овладение человеком самим со­бой. Эти знаки-стимулы, произвольно вводимые человеком в свою деятельность и служат ему для саморегуляции.

Все высшие психические функции, несмотря на несомненную их специфичность, развиваются по общему пути. Они первоначально формируются, опираясь на внешние действия, а затем по мере развития реализуются как внутренние действия без внеш­них опор.

Лекция 3

ЛИЧНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА И ЕГО ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Возрастная психология (Психология развития)

    Учебник
    Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
  2. Программа по дисциплине «Возрастная психология» для специальности 050706 «Педагогика и психология»

    Программа
    Необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога-психолога делает актуальным повышение уровня психологической грамотности за счет расширения круга подлежащих изучению психологических дисциплин и дифференциации их содержания.
  3. Лекции по возрастной психологии курс " возрастная психология"

    Лекции
    Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.
  4. Возрастная

    Конспект
    Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания.
  5. Е. Ф. Рыбалко возрастная и дифференциальная психология рыбалко Елена Федоровна возрастная и дифференциальная психология серия Учебник

    Учебник
    В учебном пособии впервые раскрываются вопросы возрастных изменений и развития психики человека на протяжении всей его жизни. С позиции системного подхода описаны основные закономерности психического развития и факторы, детерминирующие

Другие похожие документы..