Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
В данной дипломной работе решена задача оптимизации внутренних бизнес-процессов на промышленном предприятии с использованием пакета прикладных програ...полностью>>
'Документ'
Порядок взимания и базовые (дифференцированные) нормативы платы за пользование недрами и геологоразведочные работы (ГРР) установлены постановлениями ...полностью>>
'Документ'
Развитие памяти, внимания, организованности, самостоятельности, умений согласовывать интересы в процессе преодоления определенных, соответствующих во...полностью>>
'Документ'
Я – коренная Хабаровчанка. Люблю свой город, который широко и привольно раскинулся на правом берегу величественного Амура. И я задаю себе вопрос: «Кт...полностью>>

Задачи: понимание символики сказки, её образов, прямого и переносного смысла

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«П Р А В О С Л А В Н А Я К У Л Ь Т У Р А»
1 класс.

Автор: Осадчая О.О.

учитель начальных классов

средней общеобразовательной

школы № 347 Невского района

Научный руководитель: ЗахарченкоМ.В.,

д.ф.н., профессор кафедры истории

педагогики С-Пб АППО.

Всего часов - 25

Санкт - Петербург

2004г

« НАЧАЛО НАЧАЛ».

Цель года:

Развитие способности к глубокому, образному, эмоциональному восприятию старинных текстов.

Формирование заинтересованного отношения к Библии как источнику мудрости.

Блок 1. Народные сказки о любви, добре, жизни и их антиподах.

Тема 1. « Сказка – ложь, да в ней намек…»

Цель: побудить ребят искать смыслы в сказках, анализировать их, задавать вопросы, задумываться о символике;

понимание значения разделения мира на земной и иной, роли границы миров, в том числе внутренней границы, то есть находящейся в человеке;

формирование способности анализировать литературный образный материал сказки.

Задачи:

  • понимание символики сказки, её образов, прямого и переносного смысла;

  • умение отвечать на вопрос « Чему учит сказка?»;

  • внимание и интерес к деталям сказки, стремление понять их значение;

  • получение представлений о белом свете и ином мире, об их устройстве, обитателях, о действующих законах в белом свете и закономерностях, о волшебных помощниках и волшебных предметах;

  • осознание детьми устремленности человечества к познанию двух миров;

  • понимание роли принятия правил, условий.

- восприятие сказок как народной мудрости, которая воспевает истинные человеческие ценности: Доброту, Любовь.

Урок 1. Теплота и уют родного дома. Русские народные сказки. Р. н. сказка « Царевна-лягушка».

Урок 2. Белый свет и иной мир. Послушание и своеволие.

Урок 3. Р.н.ск.». « Сивка-бурка». Имя – бесценный дар. Именины.

Урок 4. Отец и сын. Родительское благословение.

Урок 5. Р.н.ск. « Иван - крестьянский сын и чудо - юдо». О высоком предназначении женщины.

Урок 6. Святой Иоанн – воин. «Счастье в нас, а не вокруг нас».

Урок 7. Р.н. сказка « Иван-царевич и серый волк». Царское призвание и достоинство.

Урок 8. Правда Божия – главный закон жизни.

Урок 9. Коллективная аппликация (на листе ватмана). Составление карты « Тридесятого царства, небывалого государства».

Урок 10. Пир на весь мир!!! Проводы Ивана-царевича в свою сказку. ( Урок – праздник с загадками, кроссвордом, ребусами, шарадами, конкурсами и с призами!)

Блок 2. Библейские истории и Православие.

Тема 2. Библия – Книга книг.

Цель: получение представлений о Библии как об одной из самых древних книг на Земле, адресованной в настоящее и будущее.

Задачи:

- получение представления о Библии, как главной Книге христиан.

  • формирование образа Святой Троицы;

  • знакомство со старославянской азбукой и её создателями;

  • умение соотносить старославянскую букву и звук, который она обозначает, читать отдельные слова.

Урок 11. Откуда мы знаем о Боге. Библия – Книга книг.

Урок 12. Тайна Святой Троицы.

Урок 13. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели старославянской азбуки. Сравнение букв русской и славянской азбук . Буквы азъ, буки, веди, глаголь, добро, есть.

Тема 3. Введение в Ветхий Завет.

Цель: побудить детей искать нравственный смысл в библейских текстах, анализировать их, задавать вопросы и искать на них ответы.

Задачи:

- Ребёнок узнает, что говорит Библия о сотворении мира.

- прочувствует, что Земля наш общий Дом.

- придёт к убеждению, что в основе мироздания лежит точный порядок и взаимосвязь живой и неживой природы.

Урок 14. Шестоднев. 1-й день Творения.: свет. Буквы живете, зело, земля

Урок 15. Шестоднев. 2-й день Творения: твердь. Буквы иже, i, како.

Урок 16. Шестоднев. 3-й день Творения: суша, моря, растительность. Буквы люди, мыслете, нашъ, он, покой, рцы.

Урок 17. Шестоднев. 4-й день Творения: солнце, луна, звезды. . Буквы слово, твердо, укъ.

Урок 18. Шестоднев. 5-й день Творения: животные, живущие в воде (рыбы и пресмыкающиеся) и птицы. Буквы фертъ, хэръ, омега, отъ.

Урок 19. Шестоднев.(6-й день Творения: животные, живущие на земле. Буквы цы, червь, ша, шта.

Урок 20. Шестоднев. 6-й день Творения. Человек. Буквы еръ, еры, ерь, ять.

Тема 4. « Жизнь Адама и Евы».

Цель: формирование представления о борьбе добра и зла как о ключевой проблеме сотворения мира и развития его судьбы;

понимание соблюдения заповедей, законов как основной нравственной нормы человека.

Задачи: овладение понятиями: любовь, добро, зло, заповедь, послушание, искушение, страсть.

Урок 21. Человек – образ и подобие Божие. Жизнь первых людей в Раю. Древо Жизни. Древо Познания Добра и Зла. Первая Заповедь. Что такое Заповедь. Послушание. Буквы ять, ю.

Урок 22. Как зло вошло в мир. Грехопадение и его последствия. Обетование Спасителя. Буква я, юсъ малый.

Тема 5. « Первые потомки Адама и Евы на Земле».

Цель: осмысление связи поступков людей и их последствий.

Урок 23. История Каина и Авеля. Зависть. Миролюбие. Буквы кси, пси.

Урок 24. Ной. Ковчег. Потоп. Буквы фита, ижица.

Урок 25. Урок – обобщение.

Пояснительная записка.

Данная программа разработана в соответствии с информационным письмом, доводящим до сведения органы управления образования субъектов Российской Федерации: « Примерное содержание образования по учебному предмету « Православная культура» ( Москва 2002). В этом документе обозначены условия ведения предмета в школах страны либо как предмета по выбору школьного компонента, либо как факультативного курса, изучаемого школьниками на добровольной основе с согласия родителей.

Целесообразность введения данного предмета заключается в том, что Православие является традиционной и культурообразующей религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца 10 века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы.

Необходимо добавить, что именно религия дала человечеству основы морали и правовых отношений, формировала эстетические и нравственные

идеалы.

Существование любого народа на земле, включая его материальное существование, основано на приоритете духовно-нравственных и культурных ценностей. Духовные ценности являются фактором, определяющим будущее любой цивилизации. В обращении к российским гражданам в декабре 2003 года президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, что: «Хотя мы и являемся частью мировой цивилизации, но приоритетным для нас сейчас становится сохранение и развитие нашей культурной и национальной идентификации».

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в одном из своих выступлений отметил: “ Равнодушие к духовно – нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придётся сделать выбор: чему служить – добру или злу. Воспитание, образование – это не только становление ума, но и сердца. Поэтому, давая ребёнку знания, помогая ему расти здоровым и сильным, мы должны научить его различать добро и зло, правду и ложь, истинную свободу и зависимость от инстинктов и страстей. Мы должны помочь детям вырасти достойными людьми, которые стремятся к совершенству, утверждают словом и делом высокие духовные идеалы.”

На XIII Международных Рождественских образовательных чтениях, проходивших с 23 по 29 января 2005 года в Москве, министр образования и науки А.А. Фурсенко, ссылаясь на слова Патриарха, что “сегодня нам не стоит пренебрегать мудрым достоянием предков, создавших великую страну и великую культуру”, в своём докладе заявил: «На протяжении многих веков в истории нашей страны духовная культура была неотъемлемой частью широкомасштабной деятельности Русской Православной Церкви. На современном этапе приобщение детей и молодёжи к культурным традициям на основе отечественных духовных ценностей – это одна из важнейших задач российского общества и государства. Государство видит в лице Церкви важного партнёра в решении задач по укреплению нравственных устоев жизни, возрождения семейных ценностей, воспитания молодёжи и подрастающего поколения».

Министр культуры и массовых коммуникаций профессор А.С. Соколов в своём выступлении добавил: « Сейчас как никогда необходим возврат к идеалам добра и справедливости. То есть к тем знаковым понятиям и ценностям, которые являются краеугольным камнем фундамента христианского учения, дошедшего до нас из глубины двух тысячелетий вместе с проповедью Спасителя. Приобщение людей, в первую очередь, подрастающего поколения, к многовековой традиционной культуре, к общечеловеческим ценностям, нравственному опыту народа – путь к духовному становлению общества».

Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями великого русского дела, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории или окончательно произойдет угасание самосознания одного из величайших народов, а с угасанием самосознания распадется государство и исчезнет народ.

«Вестернизация» нашей страны осуществляется не только в экономической, социальной, политической, но и, прежде всего, влияет на духовно-нравственное становление будущих граждан России. Однако не все еще потеряно, школа остается пока центром воспитательной работы вместе с семьей. В Национальной доктрине образования Российской Федерации воспитание заняло вновь свое достойное место и призвано обеспечить:

  • Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому наследию народов России;

  • Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, обладающих высокой нравственность и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

  • Формирование культуры мира и межличностных отношений;

  • Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

  • Воспитание здорового образа жизни;

  • Экологическое воспитание, формирование бережного отношения к природе.

К неотъемлемым правам человека и народа относится право на образование, обеспечивающее свободный доступ к национальному и

мировому культурному и духовному наследию.

В соответствии с международными нормативными и законодательными документами, в частности « Конвенцией о правах ребёнка», ратифицированной Российской Федерацией 15.09.1990г., детям гарантировано право получать образование, способствующее воспитанию уважения к культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной».

К сожалению, эта норма международного права не нашла столь же ясного выражения в национальном законодательстве РФ. Однако, согласно ст. 15 Конституции РФ мы в этом случае должны руководствоваться нормами международного права.

Концепция национальной безопасности РФ обязывает государство обеспечить национальную безопасность Российской Федерации, включая защиту духовно-нравственного наследия, патриотических традиций и норм общественной жизни, а также формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, включая противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Введение этого курса реализует направления государственной программы « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы, в плане обеспечения духовно-нравственного единства общества, снижения степени идеологического противостояния, возрождения истинных духовных ценностей российского народа, упрочнения единства и дружбы народов РФ.

В соответствии со статьей 9 Закона РСФСР « О свободе вероисповедания» государство обязано уважать право ребенка, его родителей или лиц их заменяющих, на выбор согласно их убеждениям путей и форм нравственного и религиозного воспитания.

В нормативном акте Министерства образования РФ « О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» читаем: «Преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений (статья Закона РСФСР « О свободе вероисповедания»- «Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР», 1990, № 21, ст. 240, стр. 286 ).

2 августа 1999 года министром образования Российской Федерации Филипповым В.М. и Патриархом Московским и всея Руси Алексием был подписан ДОГОВОР о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви, в котором сказано о признании особой роли Православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры.

Академик РАН В.С. Леднев в своем выступлении на коллегии МО в январе 2004 года сказал, что: «Без образовательной области «Духовно-нравственная культура» не могут быть полными «Стандарты общего образования» и учебный план школы». Образование с включением этой области позволяет воспитывать целостную, иерархически и всесторонне развитую личность, стержнем которой будет духовно-нравственная направленность.

Поскольку в нашем восточно-христианском культурно-историческом типе нормы христианской нравственности, безусловно, принимаются как истинные, то основная задача духовно-нравственного воспитания, являющегося стержнем образовательного процесса в преподавании предмета «Православная культура», может быть сформулирована как «воспитание добродетельного человека в его направленности и открытости к добру».

Судьба ребенка в будущем зависит от следующего: что он знает, что он любит, что он может. Нравственно и духовно совершенный человек должен различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Подвижник православной русской школы А.А. Радонежский полагал главную цель развития личности «в ее стремлении к величайшему образцу нравственного совершенства, представленному пришедшим на землю Сыном Божиим и оставленному нам для подражания». Он видел цель образования в «направлении сердец к добродетели, где только удобно извлекая нравственные уроки, чтобы образование питало не любопытство, а сердце».

Преподавание предмета «Православная культура» должно положить начало духовно-нравственному воспитанию ребенка, содействовать развитию нравственного самосознания и развитию сил его души: ума, воли и чувств, путем передачи знаний о православном укладе и образе жизни его предков, о православных традициях культуры, обычаях и праздниках русского народа в форме последовательного и доступного изложения их истории, содержания и смысла.

Цели курса:

- Формирование представления о Православной культуре как о части русской культуры и факторе становления русского национального характера.

- Осмысление Православия как одного из направлений поиска человечеством ценностно-смысловых основ бытия.

- Формирование отношения к православным канонам и традициям как к культурной ценности.

- Уважение к религиям других народов.

- Развитие умения отличать добро и зло, делать выбор в пользу добра, потребности творить добро.

Познавательные задачи:

  • Возвращение в активную лексику и в процесс развития личного самосознания подрастающего поколения понятий, наполненных высоким духовным смыслом: совесть, честь, стыд, справедливость, долг, правда, истина, вера, надежда, любовь и т.д.

  • Понимание детьми законов духа и нравственности в нашем языке, образовании, жизни, самосознании.

  • Знание основ православного учения и истории Православия.

  • Развитие способности к оценке явлений жизни с позиций православной этики.

Развивающие задачи:

  • Эстетическое развитие в направлении утончения и возвышения чувств ребенка.

  • Общекультурное развитие ребенка.

  • Достижение устойчивости эмоционального состояния, закладывание прочных духовно-нравственных основ физического и психического здоровья ребенка.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание уважительного отношения к своей культуре, гражданской позиции учащихся.

  • Воспитание направленности к добродетельной жизни.

  • Воспитание начатков нравственного поведения.

  • Воспитание семейной ориентации.

В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Культура – это сложный феномен, однако, в многообразии ее проявлений нетрудно отыскать главное: причастность культуры к духовным ценностям человечества.

Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.

А.С. Пушкин писал: « Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания …, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь … Библия всемирна».

« Все, чем человек как человек может и должен быть – выражено в Божественном учении…»,- отмечал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

О доступности и необходимости изучения Библии детьми говорил и Лев Николаевич Толстой: « Как все понятно и ясно, особенно для ребенка, и вместе с тем так строго и серьезно…».

При изучении библейских историй детям открываются такие понятия как преданность, сострадание, послушание, милосердие, терпение, умение прощать, доброжелательность, трудолюбие.

Библейские сказания отозвались в творчестве многих выдающихся мастеров мира. Каждое живописное или скульптурное произведение на библейскую тему заговорит полным голосом, если созерцающий воспроизведет в памяти данный сюжет Ветхого или Нового Завета.

Сказанное в полной мере относится и к музыке, многие произведения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и других великих композиторов не могут быть постигнуты во всей глубине смысла и художественной выразительности, если не опираться на библейскую основу первоисточника. Огромное воспитательное значение в Православии имеют иконы, которые представляют собой величайшую художественную ценность. Православные храмы – это настоящие музеи произведений искусства, живописи, мозаики, резьбы по камню, скульптуры, архитектуры. А колокольный звон? Один из западных путешественников посетивших Россию в 18 веке, писал: « Такого величия колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».

Православные праздники – неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа.

В результате изучения предмета «Православная культура» школьники начальной школы приобретают знания о сотворенном мире, о разных путях его познания, о соотношении веры и науки, о нравственных основах человеческих отношений, о Православии как религии русского народа, о месте человека в мире, о смысле человеческой жизни, о происхождении традиций, праздников, обычаев своего народа, о важности хранения традиций предков. Приобретают навык вести диалог, ставить вопросы, искать на них ответы коллективно и самостоятельно, вести разговор смыслового и нравственного содержания, расширяют словарный запас терминов из области истории и культуры восточно-христианской цивилизации, и, таким образом, готовятся к становлению на путь сознательного свободного самоопределения, культурной и национальной самоидентификации, осознанию своего место в обществе, подготавливаются к более углубленному освоению гуманитарных и естественно-научных предметов в средней школе, углубляют понимание событий истории и современности.

Достоинствами курса являются: построение и отбор материала и методик преподавания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; личностный подход; воспитание на личном примере; отношения содружества на уроках; направленность на развитие всесторонне развитой творческой личности; ориентирование учащихся в процессе обучения на самопознание и самосовершенствование, формирование диалогичности мышления, знакомство с культурообразующими элементами восточно-христианской цивилизации, ассоциативное преподавание, позитивный отбор материала.

Советы учителям от автора.

1-я четверть 1-го класса – самое трудное для ребёнка время за весь период обучения, поэтому курс «Православная культура» целесообразнее начинать со 2-й четверти. Большинству первоклассников в начале года не хватает сил, чтобы « высидеть» 4 урока по расписанию, не говоря уже о дополнительных уроках. Ко 2-й четверти ребёнок уже привыкает к школьному режиму и не так сильно устаёт к концу учебного дня, как раньше.

Учитывая, что этот предмет вызывает много опасений и сомнений, надо дать родителям время присмотреться к учителю. Даже если этот курс будет вести другой учитель, родители уже прислушаются к мнению классного руководителя по этому вопросу.

В конце 1-й четверти проводится родительское собрание, на котором учитель рассказывает об этом предмете, о том, почему его необходимо ввести и знакомит с программой 1-го класса. Материалы для собрания можно взять из пояснительной записки.

Одним из первых вопросов, обращённых к родителям, может быть такой: « Как вы думаете, если вам когда-нибудь доведётся жить в другой стране, нужно ли будет вам изучить культуру, обычаи, традиции, веру того народа, в стране которого вы будете жить?» В моём классе родители единогласно сказали: «Да». Тогда последовал следующий вопрос: « А обязаны ли вы будете принимать веру этого народа?» Ответ был отрицательным.

Мы пришли к выводу, что изучать культуру, традиции, обычаи, веру народа той страны, в которой живёшь, надо, но вопрос вероисповедания – это личное дело каждого.

Мировоззрение, характер, культурные традиции, образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы у русского народа формировались на основе Православия, поэтому нельзя жить в России, не зная историю и культуру этой страны, учитывая, что 80% её жителей - русские.

Надо помнить о том, что мы живём на земле, которую наши предки завещали нам, которую обагрили своей мученическою кровью, освятив её своими святыми мощами, обустроив и украсив храмами.

Что значит - любить Родину? Это, прежде всего, душу её почувствовать. Не землю только, не символ, не флаг, не строй, а то, что в ней родное, то, что заставляет трепетать сердце, то, без чего невозможно жить.

В беседе с родителями нужно особо подчеркнуть, что этот курс, в отличие от Воскресных школ, не предполагает воцерковления детей, а носит чисто культурологический характер.

Несколько слов о самих уроках. Конспекты по сказкам и шестодневу составлены в виде диалога с куклами. Если учителю не подходит такой вид работы, можно, перефразировать слова героев-кукол, например: «Иванушка мне сказал, что…», « Капелька думает, что» …

Занятия по шестодневу, немного скорректировав, можно провести и без Капельки. Однако следует читывать, что присутствие этих сказочных героев делает уроки очень увлекательными для детей.

На изучение старославянской азбуки должно уходить не более 10-12 минут в начале урока по следующей схеме:

        1. Знакомство с буквой, с её именем и звуком, который она обозначает.

        2. Особенности изучаемых букв, если они есть (см. таблицу).

        3. Чтение слов с доски ( слова заранее написаны на доске).

        4. Чтение слов в тетради, например, учитель просит найти старославянское слово «обаче» и прочитать, что оно обозначает, и наоборот, учитель просит найти слово «всегда» и прочитать его

по-старославянски.

        1. Знакомство со старославянскими цифрами.

        2. Решение примеров, записанными по-старославянски.

Содержание курса.

Курс 1-го класса состоит из 3 блоков:

1-й блок посвящён русской народной сказке - источнику народной мудрости, воспевающей истинные человеческие ценности: Доброту, Любовь.

2-й блок – «Библейские истории и Православие», включающий период времени от сотворения мира до потопа.

3-й блок – Старославянская азбука. Знакомство с ней начинается с середины февраля, после прохождения букваря. На её изучение отводится 10-12 минут в начале урока.

Учитывая, что у семилетних детей ведущая деятельность игровая, занятия построены на основе диалога учителя и детей с куклами.

На первом уроке, тема которого « Тепло и уют родного дома. Р.н.сказки» ребёнок получает представление об укладе и традициях жизни русских крестьян, устройстве русской избы.

На этом уроке к нам попадает Иванушка, который потерял память и помнит только своё имя и, что он герой какой-то сказки. Ему нужно помочь найти свою сказку.

И мы с детьми берёмся ему помочь.

Предполагаем, что он – герой русской народной сказки.

На этом уроке дети поймут, почему сказки называются «народными».

Наш поиск мы начинаем со сказки « Царевна-лягушка».

Почему именно это сказка? На мой взгляд « Царевна-лягушка» – это классическая русская народная сказка, в которой есть граница между белым светом и иным,

волшебным миром, Баба-яга, которая охраняет вход в тот мир, Василиса Прекрасная, животные помощники, Кощей Бессмертный и тайна его смерти.

В работе над текстом сказки, Иванушка обращает наше внимание, что на просьбу батюшки выбрать себе невест, сыновья просят отцовского благословения.

Далее дети узнают, что благословение – это напутствие на доброе дело и дарование помогающей силы, как впоследствии уточняется, Божией силы, а Иван добавляет, что раньше ни маленькие дети, ни взрослые ничего не делали без благословения родителей, а слово отца было закон, никто не смел отца ослушаться.

Это дополнение Иванушки помогает нам ответить на вопрос :

« Почему Иван –царевич взял в жёны лягушку, не зная, что она окажется царевной?»,

А взял потому, что отец сказал : « Куда упадёт стрела, там и суженая ваша». Иван не мог отца ослушаться, для Ивана слово отца закон. И здесь мы разбираем понятие послушание, которое выражается в исполнении повеления, в данном случае отца, но это мостик к понятию послушания воле Божией.

Отвечая на вопрос: « Какую мысль народ хотел донести до нас словами старичка: «Эх, Иван-царевич, зачем ты сжёг лягушечью кожу? Не ты её надел, не тебе её и снимать было!», мы раскрываем понятие своеволие, т.е. следование только своим желаниям и хотениям.

А отвечая на вопрос: « Почему животные помогли Ивану?», говорим о таких чувствах как милосердие, жалость, сочувствие. Иван животных пожалел, и они его пожалели.

И здесь, как мне кажется, очень важный момент, на который я обращаю внимание детей, чтобы победить зло, люди и животные объединяются, помогают друг другу. Ребёнок понимает, что добро, сотворённое человеком не пропадает.

После знакомства со сказкой « Сивка-бурка», думаем над вопросом:

« Почему именно Иванушке-дурачку достаётся Сивка-бурка, и здесь опять говорим о важности послушания. Иван один из трёх сыновей выполнил отцовское повеление приходить 3 дня спать к нему на могилку.

При разборе сказки, внимание детей обращается на то, что народ не случайно своего любимого героя нарёк Иваном. Говорю о том, что в каждом имени скрыт свой смысл.

Дети узнали, как выбирают имя: кто-то пользуется святцами, некоторые родители выбирают имена кого-нибудь из родных, например, бабушки или дедушки, есть родовые имена, которые передаются из поколения в поколение, кто-то именует своих детей в честь воинов, героев, мудрецов.

При крещении ребёнок может получить другое имя, т.к. при крещении человек нарекается именем святого, например, Оксана при крещении нарёкся Ксенией, Светлана – Фотинией.

Дети узнали, кто такие святые люди. Что такое именины и зачем в день своих именин христиане идут в храм и заказывают молебен своему святому покровителю, имя которого носят.

Иванушка очень огорчился, когда услышал, что у нас животных называют именами людей, а значит святых, а некоторые люди друг друга наделяют кличками.

Далее, я открываю детям секрет: имя Иван – означает благодать Божия.

За послушание, почитание отцу Иван получил верного помощника, батюшкино благословение, который помог ему обрести счастье.

Размышляя над вопросом: « Почему Сивка-бурка только с третьего раза допрыгнул до царевны, ведь он волшебный конь?», приходим к выводу, что, тем самым Иван, во-первых, проходил испытание на смирение, терпение, отсутствие гордыни, а во-вторых, потому, что Иван ещё не был готов выйти на царское служение. Перед каждым новым прыжком, он оказывался в ином мире, в котором находится его батюшка. Сказка умалчивает о том, что происходило с Иванушкой в том мире, одно известно: конь-то с каждым разом допрыгивал всё выше!

Царём Иванушку сделала не царская одежда, которую он надел, а нечто другое, то, что приобрёл он, пройдя испытание.

Следующая сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».

В этой сказке Иван выступает в роли защитника земли русской.

Что понимается под словом земля русская?

Приходим с детьми к выводу, что это, в первую очередь, люди: дети, матери, жёны, сёстры, старики, а также всё, что находится на земле русской: и леса, и поля, и реки, и озёра, и трава, и деревья, и звери, и птицы, и рыбы... всё, всё, всё!

На этом занятии говорим о том, сын – будущий отец, глава семьи, а дочь – будущая жена, душа семьи, хранительница Правды Божией и тепла в доме.

На следующем занятии я сообщаю детям, что Иван при крещении наречётся Иоанном.

Говорю о том, что многие святые носят имя Иоанн, рассказываю о святом Иоанне Воине.

Иван находит, что эта сказка закончилась несправедливо. Во всех сказках герои получают в дар царевну, коня, богатство, царство…

А Иван? Он-то ничего не получил! Мы ещё раз перечитываем концовку, и приходим к выводу, что Иван получил то, ради чего и совершал свой подвиг. Наградой ему служит мир на русской земле, и то, что русские люди без страха стали жить, а все чуда-юда повывелись. Для Ивана, крестьянина, самое большое счастье растить хлеб для людей.

Иванушка вспоминает, что в своей сказке он с братьями отправляется на поиски «похитника», который что-то у них похищал.

Я посоветовала Иванушке пробраться в библиотеку и посмотреть иллюстрации к русским народным сказкам: может быть он что-то и вспомнит.

На следующем занятии Иван сообщает нам, что на одной из иллюстраций он увидел прекрасную птицу с золотыми перьями – она-то и есть тот похитник, за которым он отправился в путь.

Дети, узнав в похитнике жар-птицу, догадываются, что это сказка «Иван-царевич и серый волк».

На этом занятии мы читаем только 1-ю часть сказки, до встречи Ивана с братьями.

Иванушка кричит: « Да, да, да!!! Это моя сказка!!!

А я расстраиваюсь, что Иванушка, которого мы так полюбили, оказывается героем именно этой сказки.

Иван искренне удивлён. В сказке такой счастливый конец: Иван добывает Елену Прекрасную, жар-птицу, златогривого коня.

Я предлагаю подумать, каким путём Иван всё это добывает?

И тут Иван начинает понимать, что, отправившись за «похитником», он сам становится «похитником» чужого добра.

Я прошу Иванушку и ребят вернуться в сказку « Иван-крестьянский сын» и вспомнить эпизод, когда Иван с братьями спускается в пещеру, в которой находится несметное количество разного дорогого оружия, но они не позарились на это добро, а взяли только то, что им было разрешено старичком: мечи булатные.

А Иван-царевич? Что было причиной бед Ивана-царевича?

Непослушание и жадность! Русский народ так говорит: « Жадность всякому горю начало».

Следующий урок начинается с того, что я сообщаю Ивану и ребятам о полученном письме. Обращается к нам София – Премудрость. Это именно она отправила Ивана к нам. Иван сможет вернуться в свою сказку только тогда, когда получит от нас в дар одну бесценную вещь, которая убережёт его от многих бед, но какую он должен догадаться сам.

Рассуждая, мы приходим к выводу, что все беды Ивана происходили потому, что с одной стороны он слушался волка и шёл похищать чужое добро; с другой стороны не слушался волка, брал то, что ему и волк запрещал брать.

Я объясняю ребятам, что в жизни так и бывает: один нечестный поступок тянет за собой другой. И нередко поступить нечестно нам предлагают наши самые близкие и верные друзья и не потому, что они желают нам зла, а потому, что не знают самого главного: Правду Истинную, которую оставил нам через Библию Сам Бог. Живя по

Истинной Правде – Правде Божией, человек уберегает себя и своих близких от многих бед.

На этом уроке мы разбираем понятия царское служение и царское достоинство, которое заключается в хранении царём Правды Божией на земле.

Иванушка догадывается, что бесценный дар, за которым Премудрость отправила Иванушку в наш мир – это Библия, хранительница Правды Божией.

Я спрашиваю ребят, как они думают: незнание правды Божией грозит бедой только сказочным героям?

После размышления, мы с детьми приходимк выводу, что нам тоже надо изучать Библию.

Мы просим Софию Премудрость оставить Иванушку ещё не одно занятие, чтобы устроить пир на весь мир.

Следующий урок, на который Иван появляется в царской одежде, – это урок-праздник: с конкурсами, загадками, шарадами, призами, конфетами.

На прощание мы дарим Иванушке Библию, и он отправляется домой.

Далее на уроках мы говорим о Библии – самой главной ниге христиан.

Что такое молитва, дети узнают через эпизод сказки « Снежная королева», в котором Герда, подходит к замку Снежной королевы, и путь ей преграждает

целая армия безжалостных стражников - снежинок. За помощью Герда всем своим сердцем обращается к Богу, читая главную молитву христиан « Отче Наш», и тогда легион снежинок вокруг неё превращается в ангелов, которые прокладывают ей дорогу.

Понятием «завет», как синонимом слов наказ, наставление, заповедь дети овладевают, вспоминая сказку « Сивка-бурка». Почему именно Ивану достался Сивка-бурка, вещая каурка, батюшкино благословение? Потому что Иванушка выполнил батюшкин завет-наказ.

Ребёнок узнаёт, что Библия состоит из Ветхого Завета, который включает период времени от сотворения мира до рождения Иисуса Христа, и Нового Завета, повествующего о земной жизни Христа.

В раб. тетради дети зарисовывают на фоне раскрытой книги основные вехи Ветхого и Нового Заветов: на первом листе – в левом верхнем углу, изображая сотворение мира, дети рисуют нашу планету, солнце, звёзды, луну; правее – символ рая – два дерева, около них Адама и Еву, а ниже, ползущего к ним змея, как символ проникшего в наш мир зла. Внизу рисуются две скрижалии, в виде прямоугольников, над ними надпись – 10 заповедей.

На второй странице раскрытой книги дети в левом верхнем углу рисуют Вифлеемскую звезду, символ Рождества Христова, ниже - ленту реки и птицу над ней - Крещение, правее Крест – символ Крестной Смерти Иисуса Христа и столп света, исходящего от Креста – Воскресение.

Тем самым мы запечатлели главные вехи Нового завета: Рождение, Крещение, Смерть и Воскресение.

Следующий урок посвящён тайне Пресвятой Троицы. В тетради у нас изображение солнца. Дети узнают, как старался объяснить тайну Пресвятой Троицы равноапостольный Кирилл: Бог-Отец как солнечный круг, без начала и конца, как символ Вечного Бога; от Него, как от солнца рождается свет, вечно рождается Сын-Божий; как от солнца исходит тепло, так и от Бога – Отца вечно исходит Дух Святый. Солнечный круг дети раскрашивают красным цветом. Лучи в виде волнистых линий, изображающих свет – желтым цветом, а лучи в виде огненных языков, изображающих тепло – оранжевым цветом.

Внизу под солнцем изображён куст с тремя розами, который тоже можно сопоставить с образом Пресвятой

Троицы – розы три, а куст один. Одну розу дети раскрашивают красным цветом, другую – жёлтым, третью – оранжевым.

Чтобы дети поняли, что познать тайну Пресвятой Троицы невозможно, даётся рассказ о блаженном Августине. Дома дети раскрашивают рисунок в тетради, на котором изображён бл. Августин и мальчик, переливающий ладошками воду из моря в ямку.

Далее мы знакомимся со святыми Кириллом и Мефодием, и, созданной ими старославянской азбукой. С этого урока начинается изучение букв старославянской азбуки, на изучение которой будет отводиться 10-12 минут урока.

7 уроков посвящены Шестодневу. На каждый день творения по уроку, а на 6 –й день творения – 2 урока: на 1-м говорим о сотворении зверей, на 2-м –о сотворении человека.

На этих занятиях тоже будет присутствовать кукла - Капелька. Она старожила Вселенной, она всё видела, всё знает, обо всём нам расскажет. Она очень обаятельная, но очень невоспитанная. Воспитывая её, мы воспитываемся сами.

Знакомясь с первым днём творения, дети поймут, что начало – это таинственная точка, в которой время соприкоснулось с вечностью, а Бог с миром. Небо – это невидимый ангельский мир, а земля – первозданное вещество, из которого Бог сотворил всё в видимом мире. Поймут, что дни творения - не равны нашим обычным дням, а подразумевают некий определённый период времени, эпоху.

Из урока, посвященного второму дню творения, дети узнают, что видимое небо, воздушное пространство, которое защищает землю – это твердь. Размышляя над смыслом слова твердь, мы обращаемся к словарю Даля, и дети начинают понимать, почему совершенно нетвёрдое небо, в Библии названо твердью. В раб. тетрадях есть рисунок шатра, над которым бушует ветер, молнии, льёт дождь, а вокруг бродят дикие звери, пытающиеся проникнуть в шатёр. Внизу слова из Библии: « Бог распростёр небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатёр для жилья».

Говорим с детьми о том, что земля наш общий дом, а твердь – стены этого дома, которые нужно оберегать от разрушения.

На следующем уроке, изучая третий день творения, говорим о том, что растения – живой организм, который тоже испытывает боль и страх. Жизнь на земле напрямую зависит от сохранности растений, т.к. они - лёгкие нашей планеты .

На уроке, посвящённом 4-му дню творения, дети поймут, что с появлением солнца, луны и звёзд, на Земле потекли годы, и стала происходить смена времён года.

Знакомясь с 5-ым днём творения, ребёнок узнает, кто такие пресмыкающиеся, поймёт, что это было царство не только гигантов: динозавров, плезиозавров, птеродактилей, но и маленьких червячков-паучков.

Знакомясь с шестым днём творения, ребёнок узнает, что он проходил в два этапа: сначала появились звери, которых по повелению Божию произвела земля, а завершает акт творения – человек – венец творения, которого сотворил Сам Бог по Своему образу и подобию.

На следующем уроке дети узнают, в чём заключается образ и подобие Божие в человеке, о жизни первых людей а раю, о первой заповеди Божией, о и том, что царское достоинство Адама заключалось в хранении Правды Божией на Земле.

Далее мы узнаём историю Каина и Авеля. На этом уроке дети узнают, что такое совесть, и почему некоторых людей называют бессовестными. Особо обращаю внимание на слова Господа Каину: « Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним».

Размышляя над этими словами мы приходим к выводу, что Господь дал людям власть над своими чувствами, и только от самого человека зависит пускать зло в своё сердце или не пускать.

Изучая историю Ноя и размышляя , что вызвало такой гнев Божий, обращаю внимание детей на слова из Библии: « Ибо всякая плоть извратила свой путь на земле». Задаю детям вопрос: « Почему Бог и человека, и животных назвал одним словом - плоть?» Вспоминаем, что человек – это образ и подобие Божие, а люди во времена Ноя настолько укоренились во зле, что Господь по отношению к ним употребил слово « плоть», не желая их называть людьми.

На этом уроке дети узнают, что по православному вероучению, душа человека бессмертна, и, что во время потопа, на который Господу не нужно было 40 дней, Он мог в одно мгновение затопить всю землю, людям был дан последний шанс для спасения своей души: выбор добра или зла, раскаяние или озлобление.

Заканчивается курс 1-го класса уроком – игрой, на котором встречаемся с … Иванушкой. Его снова к нам отправила София Премудрость Божия, потому что, изучая Библию, Иванушка многое не понял, и кое-что напутал. Помогая Иванушке осмыслить то, что он прочёл в Библии, дети повторяют и закрепляют пройденный материал.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сказка о бессознательном 8

    Сказка
    Как там говорят — «"браком" хорошее дело не назовут»? Ну, наверное. Хотя брак — это ведь то, что мы сами делаем, своими руками Так, может быть, проблема не в слове и не в браке как таковом, а в нас? Я, признаюсь, склоняюсь
  2. Задачи, реализуемые в образовательной программе направлены: на формирование общей культуры обучающихся

    Документ
    Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков
  3. Задачи младших школьников, решаемые в разных видах деятельности

    Пояснительная записка
    4.4 Информационно-коммуникационные технологии – инстру-ментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности учащихся … 93
  4. Задачи : обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования

    Документ
    Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное
  5. Задачи культурологи : исследование культуры как системы культурных феноменов рассмотрение культурных кодов (код -способ передачи информации)

    Исследование
    Предмет - культура, взятая как целостное явление (материальная, духовная, социально-политическая) и интерпретированная (рассмотренная) в ходе исторического развития.

Другие похожие документы..