Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Безопасность - это такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности ...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Байкальском институте природопользования Сибирского отделения Российской ак...полностью>>
'Документ'
X юбилейный районный фестиваль творчества «Открой себя миру» проводится в целях создания условий для выявления интеллектуального потенциала, развития...полностью>>
'Закон'
1. Систему  органов   местного   самоуправления   Черноборского сельского поселения составляют  Совет депутатов Черноборского сельского поселения - п...полностью>>

Программа курса «Процессы и аппараты химической технологии»

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Описание и программа курса «Процессы и аппараты химической технологии»

Настоящая программа является общей базовой программой курса «Процессы и аппараты химической технологии» и разработана в соответствии с государственными образовательными программами, которые утверждены Министерством образования и науки РФ. Программа реализуется в рабочих программах для подготовки студентов ХТФ, ФТФ, ИДО и ИЭФ ТПУ по направлениям: 240100 «Химическая технология и биотехнология (квалификации (степени) бакалавра)» и 080502 «Экономика и управление на предприятии (в химической и нефтехимической промышленности)».

Изучение дисциплины происходит в течение 3-х семестров обучения студентов. Период времени обусловливается направлением подготовки и системы обучения. Например, студенты очного отделения ХТФ изучают курс в течение 5,6 и 7-семестров, студенты заочной и дистанционной формы обучения – в течение 7, 8 и 9-го семестров, а студенты ИЭФ И ИДО по направлению 080502 изучают в течение одного семестра по укороченной программе.

Программой изучения курса предусматриваются лекционные и лабораторные занятия, практические семинары и самостоятельная работа. На заключительном этапе студенты выполняют курсовой проект по индивидуальным заданиям.

В течение изучения курса предусматриваются следующие формы контроля: текущий и итоговый рейтинг оценки знаний, зачёты, дифференцированные зачёты и экзамены.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общие положения и рекомендации. Изучение отдельных разделов курса рекомендуется начинать с рассмотрения и изучения физико-химических основ протекания процессов и их основных закономерностей. Далее следует познакомиться с типовыми конструкциями аппаратов и машин с последующим освоением методик их расчета.

В некоторых случаях может быть рекомендован и обратный подход: в самом начале познакомиться с сущностью протекания процессов и их аппаратурным оформлением в самом общем виде, затем приступить к изучению основных положений теории и вновь вернуться к прикладным задачам, т.е. к аппаратурному оформлению процессов и методикам их расчета.

В период самостоятельной работы студенты выполняют ряд контрольных заданий по разделам курса, которые они должны предоставить для проверки и рецензирования до наступления очередной сессии.

В период проведения очередных сессий на обзорных лекциях ведущими преподавателями дается теория наиболее распространенных в химической промышленности технологических процессов, основные методы расчета аппаратов, последние достижения в изучаемой области науки и техники.

Лабораторный практикум включает в себя выполнение лабораторных работ, проведение необходимых расчетов по результатам экспериментов и составление отчета.

На практических занятиях рассматриваются, главным образом, общие принципы решения наиболее типовых практических задач.

Особое внимание на самых первых этапах изучения курса следует уделить основным физическим величинам, единицам их измерения в системе СИ, а так же основным физико-химическим и термодинамическим свойствам веществ. Начиная с 31.10.2009 г. Постановлением Правительства Российской Федерации (№837) утверждена новая редакция правил обозначения и применения физических величин на территории РФ. Эти правила являются обязательными к применению во всех направлениях работ: проектные работы, научные статьи, диссертации, монографии, учебно-методические материалы и т.д.

К экзаменам допускаются студенты, полностью выполнившие программу лабораторных и практических занятий, включая выполнение контрольных заданий. На экзаменах требуется знание физических и физико-химических закономерностей протекания процессов, их математическое описание и принципов работы и конструкций основных типовых аппаратов.

Выводы основных математических зависимостей необходимо внимательно разобрать, но полностью знать выводы наизусть, за некоторым исключением, не обязательно.

На завершающей стадии изучения курса студенты выполняют курсовой проект в соответствии с заданными темами. Курсовой проект, как правило, включает в себя технологический расчет проектируемого процесса и подбор аппарата стандартного типа-размера. К защите студенты предоставляют расчетно-пояснительную записку и графический материал, включающий общий вид аппарата на формате А1 и деталирование на форматах А2, А3, А4. Допускается выполнение деталировочных чертежей на формате А1, с разбивкой всего листа на отдельные меньшие форматы.

Расчётно-пояснительная записка (РПЗ) к курсовому проекту должна быть выполнена на листах формата А4 и оформлена в соответствие с правилами ЕСКД. Текст и графический материал РПЗ рекомендуется выполнять в формате Word-7. Так же рекомендуется и приветствуется чертежи к курсовому проекту представлять в одном из графическом редакторе: Point, Autocad и др. Приоритетным является применение редактора Autocad. Защита курсового проекта выполняется на заседании комиссии кафедры по приёму, которая создаётся по распоряжению зав. кафедры.

Перечень дисциплин и разделов, необходимых для успешного освоения курса.

Высшая математика: дифференциальное и интегральное исчисление, решение дифференцированных уравнений, элементы векторной алгебры.

Физика: системы единиц измерений, механика твердых и жидких тел, основные физические и теплофизические свойства веществ, законы сохранения массы, импульса и энергии.

Общая неорганическая химия – в полном объеме.

Органическая химия – в полном объеме.

Физическая химия – в полном объеме.

Коллоидная химия и химия поверхностных явлений – в полном объеме.

Инженерная графика – в полном объеме.

Информационные технологии – в полном объёме.

Ввиду ограничения числа часов, которые отводятся в учебных планах на изучение курса, а так же с учетом особенностей подготовки студентов по различным специальностям, рабочие программы и методические рекомендации могут отличаться и отличаются между собой. Тем не менее, во всех программах при разработке материалов был использован принцип «знать все, о чем ни будь и что ни будь обо всем». В этой связи практически во всех рабочих программах и материалах изучения дисциплины предусмотрено более полное изучение разделов гидравлики, особенно гидродинамики, включая основные фундаментальные теоретические и прикладные её вопросы. В основном предусматривается относительно более полное рассмотрение процессов разделение неоднородных систем, теплопередачи и массопередачи, включающей как теоретические основы, так и прикладные вопросы: абсорбцию, перегонку и ректификацию, сушку. Остальные разделы дисциплины, предусмотренные государственными стандартами подготовки специалистов различных направлений, приводятся рабочих программах с различной степенью подробного или сокращённого изучения.

Примерное распределение разделов курса по семестрам для студентов ХТФ очной формы обучения:

Осенний (пятый) семестр

Введение в курс процессов и аппаратов.

1. Гидромеханические процессы и аппараты.

  • Основы гидравлики (гидростатика, гидродинамика).

  • Основные вопросы прикладной гидродинамики.

  • Разделение неоднородных систем.

  • Перемешивание в химической технологии.

2. Тепловые процессы и аппараты.

  • Теоретические основы теплообменных процессов.

  • Теплообменные аппараты.

Весенний (шестой) семестр.

3. Выпаривание.

4. Массообменные процессы и аппараты.

  • Основы теории массообменных процессов.

  • Аппаратурное оформление процессов.

  • Абсорбция.

  • Простая и сложная перегонка.

  • Сушка.

  • Общая характеристика процессов адсорбции, экстракции,

кристаллизации и ионного обмена.

5. Мембранные процессы разделения.

Осенний (седьмой) семестр.

6. Курсовое проектирование.

2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Предмет и задачи курса «Процессы и аппараты химической технологии». Значение курса в системе подготовки специалистов по высшему химико-технологическому образованию. Принципиальные особенности курса и его связь с общенаучными, общетехническими и специальными дисциплинами. Роль науки о процессах и аппаратах в разработке методов определения оптимальных условий проведения химико-технологических процессов и создания высокоэффективных промышленных аппаратов.

Краткие исторические сведения о развитии и путях становления курса, вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие науки о процессах и аппаратах. Современное состояние курса в вузах России и аналогичных курсах за рубежом.

Классификация основных процессов и аппаратов химической технологии, их роль и взаимосвязь в проведении типовых химико-технологических процессов. Основные принципы математического описания процессов и аппаратов. Роль и методы моделирования процессов и аппаратов в разработке оптимальных условий проведения процессов и расчета режимно-технологических и конструктивных параметров.

2.1. Гидромеханические процессы и аппараты

2.1.1. Основы гидравлики (гидростатика, гидродинамика)

Основы гидравлики. Введение в гидравлику. Предмет и задачи гидравлики – науки о закономерностях поведения жидкостей. Основные понятия, термины и определения: системы координат; гидродинамические понятия точки, элементарного объема, элементарной поверхности, элементарной частицы. Классификация действующих на жидкость сил. Скалярные и векторные величины. Представление о градиенте. Представление о жидкостях как о сплошных средах. Капельные и упругие жидкости. Идеальная и реальная жидкость. Основные физические свойства жидкостей: плотность и удельный вес, сжимаемость, свойство жидкости к расширению, поверхностное натяжение. Понятие о критических параметрах: критическая температура и критическое давление.

Гидростатика. Основные задачи гидростатики. Абсолютный и относительный покой жидкости. Основные законы гидростатики: уравнение равновесия Эйлера в дифференциальной форме записи, основной закон гидростатики, закон Паскаля, уравнение поверхности уровня. Практическое приложение основных законов гидростатики: принципы измерения гидростатического давления, определение силы давления на дно и стенки аппаратов, измерение уровня жидкостей в закрытых емкостях, принцип работы гидравлических прессов.

Гидродинамика. Предмет и задачи гидродинамики – науки о закономерностях поведения движущейся жидкости. Внутренняя и внешняя задачи гидродинамики. Смешанная задача. Понятия о скоростях движения: локальная и средняя скорости. Представление о потоке жидкости как потоке элементарных частиц: линия тока, элементарная струйка (трубка тока), поток. Поле скоростей. Стационарный и нестационарный потоки. Закон внутреннего трения Ньютона. Ньютоновские и неньютоновские жидкости (общая характеристика реологических свойств). Вязкость жидкости и ее физическая сущность (как мера оценки переноса количества движения).

Гидродинамические режимы течения жидкостей в условиях внутренней и внешней задач гидродинамики. Опыт и число Рейнольдса. Понятие о характерном (определяющем) геометрическом размере (гидравлический радиус, эквивалентный диаметр и др.). Представление о структурах ламинарного и турбулентного потоков.

Основные уравнения гидродинамики: дифференциальное уравнение неразрывности потока, уравнения движения жидкости Навье-Стокса и Эйлера и их практическое применение.

Закономерности течения ламинарных потоков ньютоновких жидкостей: течение жидкостей в трубах круглого сечения – закон распределения скоростей Стокса и уравнение Гагена-Пуазейля (пример совместного решения дифференциальных уравнений неразрывности потока и Навье-Стокса).

Турбулентные потоки ньютоновских жидкостей. Основные задачи и способы решения.

Элементы теории подобия: основные теоремы теории подобия, основные положения теории размерностей и их практическое применение.

Гидродинамическое подобие. Решение дифференциального уравнения движения жидкостей Навье-Стокса с помощью основных теорем подобия. Основные и производные критерии гидродинамического подобия, модифицированные критерии подобия. Определяемые и определяющие критерии. Уравнение гидродинамики в обобщенных переменных.

Уравнение Бернулли для идеальной и реальной жидкости. Практическое приложение уравнения Бернулли: способы измерения динамического напора, измерение расходов и скоростей течения жидкостей (трубка Пито – Прандтля, расходомеры постоянного и переменного перепадов давлений).

2.1.2. Основные вопросы прикладной гидродинамики

  1. Гидравлическое сопротивление трубопроводов и аппаратов. Потери энергии жидкости на трение и преодоление местных сопротивлений для ламинарных и турбулентных потоков.

  2. Движение твердых тел в жидкостях. Сопротивление движению тела при разных гидродинамических режимах. Основы теории осаждения частиц в гравитационных и центробежных полях. Расчет скорости свободного и стесненного осаждения (закон Стокса, метод Лященко).

  3. Движение жидкостей через неподвижные зернистые слои и пористые среды. Основные характеристики зернистых слоев: дисперсность, удельная поверхность, порозность, эквивалентный диаметр каналов в слое. Общие сведения о структуре зернистых слоев. Истинная и фиктивная скорости потоков жидкости. Гидравлическое сопротивление слоя.

  4. Гидродинамика псевдоожиженных (кипящих) слоев. Основные характеристики псевдоожиженных слоев и области их практического применения. Гидравлическое сопротивление слоев. Расчет скорости псевдоожижения; скорости витания и уноса. Общие представления о пневмо- и гидротранспорте зернистых твердых материалов.

  5. Пленочное движение жидкостей. Основные характеристики пленки и пленочного движения. Гидродинамические режимы движения пленки.

  6. Транспортирование жидкостей, сжатие и перемещение газов.

    1. Транспортирование жидкостей.

Классификация насосов и их основные характеристики: производительность, напор, мощность, коэффициент полезного действия, геометрическая высота всасывания.

Поршневые насосы и их основные типы. Схема устройства и принцип работы. Производительность и графики подачи. Напор насоса. Предельная геометрическая высота всасывания.

Центробежные насосы и их основные типы. Принцип устройства и описание работы. Основное уравнение центробежных машин Эйлера. Напор насоса, производительность. Частные и универсальные характеристики центробежных насосов. Работа насоса на сеть. Формулы пропорциональности. Пуск и остановка насоса.

Сравнительная характеристика насосов и основные области применения. Расчет мощности двигателя насоса. Методика подбора насосов.

Общее представление о других способах перемещения жидкостей: монтежю и газлифт.

    1. Перемещение и сжатие газов.

Основные принципиальные особенности поршневых и центробежных машин для перемещения и сжатия газов.

Вентиляторы. Классификация и общая их характеристика.

Компрессоры: поршневые и центробежные.

Теоретические основы процесса сжатия. Общая характеристика политропных процессов: изотермический, изобарный, изохорный и политропный процессы, р-v – диаграмма процесса сжатия газов, работа на совершение процессов сжатия. Степень сжатия и ее пределы. Многоступенчатое сжатие.

Сравнительная характеристика компрессоров.

    1. Перемешивание в жидких средах.

Основные цели и задачи процессов перемешивания в различных отраслях химической технологии. Cпособы получения гомогенных и гетерогенных смесей. Виды перемешивания. Эффективность и интенсивность перемешивания и методы их оценки. Расчет мощности механических мешалок. Конструкции механических мешалок и их основные характеристики.

Общие сведения о других способах перемешивания. Основные тенденции решения вопроса интенсификации процессов.

Пояснения к разделам 2.1.1 и 2.1.2.

Изучение теоретических основ гидравлики, как науки о закономерностях поведения жидкости в состояниях покоя и движения, является основополагающим для успешного освоения всего курса процессов и аппаратов химической технологии в целом. Особенно это касается раздела гидродинамики. Это обстоятельство обусловлено, прежде всего, тем, что в химико-технологических установках процессы тепло- и массообмена происходят, как правило, в динамических условиях, т.е. при движении больших количеств масс, и механизм, и интенсивность протекания процессов в конечном итоге определяются гидродинамикой потоков.

Наряду с этим, изучение и знание теоретических основ гидравлики имеет большое значение при решении широкого круга прикладных задач.

В начале изучения данного раздела необходимым является освоение следующих вопросов: основные системы единиц измерений (СГС, МКГСС, СИ), уделив основное внимание системе единиц измерений СИ; определение основных физических величин (масса, время, скорость, ускорение, сила, давление, работа, мощность, температура); физический смысл, размерности и способы определения физико-химических параметров жидкостей (плотность, уд. вес, уд. объем, вязкость, поверхностное натяжение, сжимаемость, способность к расширению).

Гидростатика. При изучении данного раздела необходимо уяснить физический смысл основных уравнений гидростатики: уравнения равновесия Эйлера, закона сохранения энергии покоящейся жидкости и закона Паскаля. Особое внимание следует обратить на вопросы практического приложения законов гидростатики. К ним относятся: принцип работы сообщающихся сосудов, способы измерения уровней жидкости в резервуарах и аппаратах, принцип работы гидравлических прессов, определение сил давлений на дно и стенки сосудов, способы измерения гидростатического давления (приборы для измерения давления).

Гидродинамика. Центральными вопросами гидродинамики являются дифференциальное уравнения неразрывности потока, выражающее закон сохранения массы, и основное уравнение гидродинамики уравнение движения жидкости Навье-Стокса, выражающее закон переноса количества движения. Уяснение физического смысла данных уравнений, их решение и практическое применение является одним из основных элементов для успешного изучения не только прикладных вопросов гидродинамики, но и процессов тепло – и массообмена. Одним из основных вопросов при решении дифференциальных уравнений является использование основных теорем теории подобия, обращая при этом особое внимание на физический смысл и определение основных гидродинамических критериев подобия: Фруда. Эйлера, Рейнольдса, а так же производных критериев: Галилея, Архимеда и Лященко. Следует обратить внимание на уравнение Бернулли, главным образом на его практическое использование в разработке методов и способов контроля и измерения расходов жидкости. Необходимо хорошо разобраться в структурах ламинарного и турбулентного потоков жидкости и способах их определения в условиях внешней и внутренней задач гидродинамики.

Среди вопросов прикладной гидродинамики наибольшее внимание следует уделить вопросам гидравлического сопротивления трубопроводов и аппаратов, а так же типовым конструкциям машин для перемещения жидкостей и газов и их основным характеристикам. Кроме того, успешное освоение таких вопросов как движение твердых тел в жидкости и пленочное движение жидкости способствует лучшему усвоению материалов курса в разделах разделения неоднородных систем и теплообменных процессов.

Вопросы для самоконтроля

  1. Для решения, каких практических задач применяют основной закон гидростатики?

  2. Получите выражение закона Паскаля при условии равновесия в сообщающихся сосудах, находящихся на различных уровнях, для следующих случаев:

а) оба сосуда открыты, сосуды заполнены однородной жидкостью плотностью ;

б) оба сосуда открыты, сосуды заполнены жидкостью с различной плотностью;

в) оба сосуда заполнены однородной жидкостью, при этом, один из сосудов закрыт и давление в нем больше, чем в открытом сосуде.

  1. Определите закон внутреннего трения Ньютона. В чем отличие ньютоновских и неньютоновских жидкостей?

  2. Дайте характеристику основных способов измерения расходов жидкости, в соответствие с уравнением Бернулли.

  3. Опишите структуру ламинарного и турбулентного потоков жидкости. Какому закону подчиняется распределение скоростей ламинарного потока ньютоновской жидкости в трубе круглого сечения? Какие величины обычно определяют по уравнению Гагена-Пуазейля?

  4. В чем состоит основная цель расчета гидравлического сопротивления трубопроводов и аппаратов?

  5. Что понимается под областями гладкого и смешанного трения?

  6. Что такое автомодельная область движения жидкости?

  7. В чем состоит особенность выбора скоростей движения капельных и упругих жидкостей в химических аппаратах?

  8. Назовите основные характеристики насосов для перекачивания жидкостей. В чем состоит основное отличие поршневых и центробежных насосов по их характеристикам? Как определить рабочую точку при работе насоса на гидравлическую сеть?

  9. Изобразите процесс сжатия газа в компрессорах на Р-v диаграмме.

  10. Дайте характеристику работы поршневого компрессора. От чего зависит производительность поршневого компрессора?

  11. Чем обусловливается предел степени сжатия компрессора? Принцип работы многоступенчатых компрессоров?

  12. Назовите основные способы перемешивания в химической технологии. От чего зависит пусковая мощность механических мешалок?

  13. Приведите классификацию конструкций мешалок и их сравнительную характеристику.

2.1.3. Разделение неоднородных систем

Классификация неоднородных систем и методов их разделения. Особое значение способов и эффективности разделения неоднородных систем при решении экологических проблем. Принципы выбора и методы оценки эффективности процессов разделения. Материальный баланс процессов разделения.

Разделение неоднородных систем осаждением в поле действия гравитационных сил (отстаивание). Основные закономерности процесса и методы расчета. Принципы устройства сгустителей и пылеосадительных камер.

Разделение неоднородных систем осаждением в поле действия центробежных сил. Характеристики и принципы создания центробежных сил. Фактор разделения. Циклонирование и центрифугирование. Основные типовые конструкции циклонов и центрифуг.

Разделение неоднородных систем осаждением в поле действия электрических сил. Физические основы процессов разделения неоднородных систем в электрическом поле. Способы создания неоднородных электрических полей. Принципиальные особенности конструкций электрофильтров и электродегидраторов.

Разделение неоднородных систем фильтрованием. Физическая сущность, виды и методы фильтрования. Способы создания движущей силы процессов фильтрования.

Вывод основного уравнения фильтрования на основе уравнения Гагена-Пуазейля. Уравнение фильтрования при постоянной разности давлений и при постоянной скорости процесса. Использование уравнений фильтрования на практике.

Классификация промышленных фильтров и их основные характеристики: фильтры, работающие под давлением и под вакуумом, фильтрующие центрифуги.

Фильтровальные перегородки: основные типы и требования, предъявляемые к ним.

Мокрая очистка газов. Физико-химические основы процесса разделения и принципы аппаратурного оформления.

Основные методы выбора способа и аппаратурного оформления процессов разделения неоднородных систем. Способы повышения эффективности процессов разделения неоднородных систем.

Пояснения к разделу 2.1.3.

При изучении материалов данного раздела необходимо обратить особое внимание на общую взаимосвязь классификации неоднородных систем и классификации методов их разделения. Указанная взаимосвязь предопределяет, прежде всего, выбор методов разделения в зависимости от свойств неоднородных систем, подвергаемых разделению.

Осаждение. Теория процессов и основные методы расчета процессов разделения неоднородных систем осаждением базируются на закономерностях теории движения тел в жидкостях (внешняя задача гидродинамики). Главными задачами расчета процессов разделения осаждением являются определение скорости осаждения частиц и производительности аппаратов. При этом необходимо помнить, что эффективная работа аппаратов определяется условием равенства времени осаждения наиболее мелких частиц и времени пребывания неоднородной системы в аппарате. Следует обратить внимание на общие принципы подхода к решению указанных задач при расчете процессов осаждения отстаиванием и осаждением в центробежных полях. Отличие состоит лишь в силах, действующих на частицы дисперсной фазы: в процессе отстаивания действуют силы тяжести, выталкивающая сила Архимеда и сила гидродинамического сопротивления среды, а в процессах центрифугирования и циклонирования основной действующей силой является центробежная силы вместо силы тяжести.

Фильтрование. Закономерности процессов разделения неоднородных систем фильтрованием базируются на основных положениях гидродинамики течения жидкостей. При этом основной задачей расчета процессов является определение производительности фильтров по фильтрату, в основу решения которой положено основное уравнение фильтрования, связывающее между собой производительность фильтров, движущую силу процессов и гидравлическое сопротивление слоя осадка и фильтровальной перегородки. Следует представлять и понимать, что по существу закономерности процесса фильтрования представляют собой не что иное, как закономерности работы насосов на гидравлическую сеть: в данном случае под сетью подразумеваются фильтровальная перегородка и слой осадка, а под насосом – давление, под действием которого происходит течение фильтрата. Используемые в химической технологии и других смежных отраслях процессы фильтрования, а вместе с тем и фильтровальное оборудование, отличаются между собой главным образом способами создания движущей силы процесса (процессы фильтрования под вакуумом, под избыточным давлением, под действием давления столба жидкости, под действием избыточного давления вследствие развития центробежной силы в фильтрующих центрифугах).

Особое внимание следует обратить на основные способы повышения эффективности процесса фильтрования и повышения производительности фильтров, которые вытекают из анализа основного уравнения фильтрования.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте краткую характеристику неоднородным системам, их основным свойствам и способам их разделения.

  2. Перечислите и сравните основные методы разделения жидких неоднородных систем.

  3. Перечислите и сравните основные методы разделения газовых неоднородных систем.

  4. Как влияет температура на эффективность процессов разделения газовых и жидких неоднородных систем?

  5. Дайте характеристику расчетов процесса отстаивания по методу последовательного приближения и по методу Лященко.

  6. От каких параметров зависит в большей степени эффективность работы циклонов и центрифуг? Каким образом можно повысить их производительность и степень разделения?

  7. Приведите схематично принципиальные конструкции основных аппаратов для разделения неоднородных систем осаждением и фильтрованием.

Контрольные задания к разделу приведены ниже.

2.2. Тепловые процессы и аппараты

2.2.1. Теоретические основы теплообменных процессов

Тепловые процессы в химической технологии, их роль и значение в проведении химико-технологических процессов. Классификация способов переноса теплоты. Стационарный и нестационарный процессы теплопереноса. Основные понятия: температурное поле, температурный градиент, тепловой поток. Движущие силы процессов теплообмена. Основные задачи статики и кинетики процессов теплообмена, тепловые балансы.

Теплопроводность. Уравнение теплопроводности Фурье и дифференциальное уравнение теплопроводности. Решение дифференциального уравнения теплопроводности для плоской и цилиндрических стенок в условиях стационарности процесса без внутренних источников теплоты.

Конвективный теплоперенос. Естественная и вынужденная конвекция. Уравнение теплоотдачи. Коэффициент теплоотдачи и движущая сила. Механизм процесса конвективного теплообмена в условиях ламинарного и турбулентного потоков. Тепловой пограничный слой. Дифференциальное уравнение конвективного теплообмена Фурье-Кирхгоффа. Тепловое подобие и основные критерии теплового подобия. Общий вид критериальных уравнений.

Теплоотдача в условиях естественной и вынужденной конвекции без изменения агрегатного состояния теплоносителей. Методика расчета кинетики процесса.

Теплоотдача при изменении агрегатного состояния теплоносителей. (Конденсация паров и кипение жидкостей). Методика расчета кинетики процесса.

Теплообмен излучением. Виды излучений. Физическая сущность процесса инфракрасного излучения и основные законы (Кирхгоффа и Стефана-Больцмана). Использование лучистого теплообмена на практике.

Теплопередача. Основное уравнение теплопередачи при постоянных и переменных температурах теплоносителей. Расчет коэффициентов теплопередачи. Движущая сила процессов теплопередачи. Влияние внешних и внутренних факторов на скорость процесса теплопередачи.

      1. Теплообменные аппараты

Промышленные способы подвода и отвода теплоты в аппаратах химической технологии. Классификация теплоносителей, их сравнительная характеристика и области применения: перегретый и насыщенный пар, нагретая и перегретая вода, высокотемпературные органические теплоносители (ВОТ), ионные теплоносители, расплавы металлов.

Классификация теплообменных аппаратов, их конструктивные характеристики и особенности практического их использования. Каталоги на теплообменную аппаратуру.

Методы теплового расчета теплообменных аппаратов: проектный и поверочный расчеты. Основные тенденции совершенствования конструкций теплообменных аппаратов.

Пояснения к разделу 2.2.

Изучение раздела теплообменных процессов и аппаратов целесообразно начать со знакомства с материалами главы «Теплопередача», т.к. правильное представление о физической сущности процесса переноса теплоты от горячего теплоносителя к холодному позволяет более осмысленно подходить к изучению отдельных разделов, посвященных теории процесса теплопередачи в целом: переноса теплоты теплопроводностью, конвекцией и излучением.

При этом следует усвоить, что при теплообмене, с точки зрения термодинамики, происходит перенос энергии в форме теплоты и движущей силой такого переноса является разность температур: теплота переносится от точек с большей температурой к точкам с меньшей температурой самопроизвольно. Обратный же процесс возможен только при совершении внешней работы над рабочим телом (на этом принципе основаны холодильные процессы).

Главными вопросами теории процесса теплообмена являются следующие: определение тепловых потоков, движущих сил, скорости процесса и установления взаимосвязи между указанными параметрами и геометрическими характеристиками теплообменных аппаратов. Эта взаимосвязь осуществляется с помощью уравнений теплопроводности, теплоотдачи и теплопередачи.

Определение тепловых потоков и движущих сил процесса составляет основную задачу статики теплообмена. Тепловой поток определяется на основе составления и решения уравнений тепловых балансов. При изучении данного вопроса особое внимание следует уделить тепловым балансам для процессов теплообмена, происходящих как с изменением агрегатного состояния теплоносителей, так и без него.

Способы определения движущих сил процессов теплообмена всецело обусловливаются механизмом и способом переноса теплоты. В каждом конкретном случае (теплопроводность или конвективный теплообмен) в объеме рабочих тел формируется определенное температурное поле и, только зная его математическое описание, представляется возможным определение движущих сил.

В задачу кинетики процессов теплообмена входит определение скорости процессов теплопереноса, что также обусловливается механизмом и способами переноса теплоты.

Ознакомившись с физической сущностью и представлениями о процессах теплопередачи, следует перейти к изучению отдельных разделов: теплопроводности, конвективного теплообмена и излучения.

В разделе теплопроводность следует обратить внимание на формулировку задачи определения движущей силы: определение температурного поля (дифференциальное уравнение теплопроводности) и его решение применительно к практическим задачам (определение теплового потока через плоские и цилиндрические стенки).

В разделе конвективного теплообмена особое внимание необходимо уделить дифференциальному уравнению Фурье-Кирхгоффа и его решению, совместно с уравнением теплоотдачи, с помощью основных теорем подобия. Необходимо достаточно уверенно научиться пользоваться критериальными уравнениями для расчета коэффициентов теплоотдачи. В этом разделе определенного внимания требуют вопросы изучения теплоотдачи при конденсации насыщенных паров и при кипении жидкости. Следует обратить особое внимание на аналитическое решение вопроса об интенсивности процесса конвективного теплообмена при плёночной конденсации насыщенных паров, который представляет собой классический образец аналитического совместного решения дифференциальных уравнений гидродинамики и теплообмена: дифференциальных уравнений неразрывности потока, уравнений движения Навье-Стокса и конвективного теплообмена Фурье-Кирхгофа.

Заключительным этапом изучения теории процессов теплопереноса является изучение раздела теплопередачи, ознакомление с основными типовыми конструкциями теплообменных аппаратов, основными видами теплоносителей и освоение методик теплового расчета. Следует обратить внимание на вопросы повышения эффективности работы теплообменных аппаратов.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие виды переноса теплоты участвуют в теплообмене?

  2. Составьте тепловые балансы для теплообмена для случаев: теплообмен между двумя жидкостями; теплообмен между жидкостью и насыщенным паром; теплообмен между жидкостью и перегретым паром (конденсат пара в этом варианте отводится при температуре ниже температуры конденсации).

  3. Выведите уравнение теплопроводности и проанализируйте полученные уравнения с точки зрения регулирования теплового потока:

а) для однослойной и многослойной плоской стенки;

б) для однослойной и многослойной цилиндрической стенки.

  1. Запишите основные критерии подобия: Рейнольдса, Нуссельта, Прандтля, Грасгофа и определите их физический смысл.

  2. Составьте алгоритм решения задачи определения коэффициента теплоотдачи при теплообмене без изменения агрегатного состояния теплоносителей.

  3. Какими методами можно интенсифицировать процессы конвективного теплообмена?

  4. В чем состоит особенность процесса теплоотдачи при конденсации насыщенных паров?

  5. Составьте алгоритм решения задачи определения коэффициента теплоотдачи при теплообмене при конденсации насыщенных паров.

  6. Почему коэффициент теплоотдачи при кипении жидкостей зависит от количества подводимого тепла?

  7. Запишите основное уравнение теплопередачи и проанализируйте его с точки зрения разработки алгоритма его решения для определения величины теплопередающей поверхности.

  8. Дайте классификацию теплообменных аппаратов.

  9. Охарактеризуйте устройство кожухотрубных теплообменников, предназначенных для нагревания и охлаждения жидкостей.

  10. Что такое компенсаторы температурных напряжений?

  11. В каких случаях используются оребренные теплообменники и почему?

  12. Назовите основные преимущества и недостатки пластинчатых и спиральных теплообменников.

  13. Составьте схему поверочного расчета теплообменных аппаратов.

2.3. Выпаривание

Назначение и сущность процессов выпаривания. Движущая сила процесса. Однократный и многократный процессы выпаривания. Схемы многократных выпарных установок и основные типовые конструкции выпарных аппаратов. Материальный и тепловой балансы процессов выпаривания. Располагаемая и общая полезная разность температур. Виды температурных потерь и способы их расчета. Влияние температурных потерь на движущую силу процесса. Особенности расчета кинетических параметров процесса. Основные принципы оптимизации работы выпарных аппаратов и установок в целом.

Конструкции выпарных аппаратов и схемы выпарных установок. Основные принципы организации оптимальных режимов процессов выпаривания в различных отраслях промышленности, включая химическую, химико-фармацевтическую и пищевую отрасли. Современные тенденции в области совершенствования аппаратурного оформления процессов выпаривания.

Пояснения к разделу 2.3.

Процессы выпаривания по существу являются теплообменными процессами, особенность которых заключается в том, что с обеих сторон теплопередающей поверхности происходит теплообмен с изменениями агрегатного состояния теплоносителей. С одной стороны поверхности происходит конденсация первичного греющего пара, а с другой – парообразование при кипении растворов. Следует усвоить, что процесс выпаривания это процесс концентрирования растворов, при котором в результате кипения растворитель переходит в пар, а растворенное вещество остается в растворе. При этом все физико-химические свойства растворов (плотность, вязкость, теплопроводность, теплоемкость и т.д.) непрерывно изменяются, что существенно затрудняет решение задач связанных с определением коэффициента теплоотдачи. По этой причине известно достаточно большое число методов расчета, основанных на эмпирических данных, которые часто не согласуются между собой.

Перед изучением теории процесса выпаривания рекомендуется вначале познакомиться с общими сведениями о процессе, с принципами устройства выпарных аппаратов и организацией схем многокорпусных выпарных установок.

Далее следует перейти к изучению теории процесса. При этом следует помнить, что для успешного усвоения данной темы необходимы основательные знания процессов теплопередачи.

Одними из основных задач теории процесса выпаривания являются разработка методов расчета движущих сил процесса, применительно к однокорпусным и многокорпусным схемам и расчет коэффициента теплоотдачи со стороны кипящего раствора. При определении движущих сил процесса следует особое внимание уделить вопросам температурных потерь в выпарных установках и методам их снижения.

На заключительном этапе помимо изучения конструкций выпарных аппаратов следует разобраться в постановке задачи теплового расчета выпарных установок и разработке алгоритма их решения.

Вопросы для самоконтроля

  1. Поясните сущность процесса выпаривания и приведите схему выпарного аппарата и установки в целом.

  2. Что является движущей силой процесса выпаривания?

  3. Что является располагаемой разностью температур в выпарной установке?

  4. Что понимается под общей полезной разностью температур в выпарной установке и по каким принципам производится ее распределение по корпусам?

  5. Как определяются: физико-химическая, гидростатическая и гидравлическая температурные депрессии? Какое влияние они оказывают на характеристики выпарных аппаратов и установок в целом?

  6. Составьте материальный и тепловой балансы выпарного аппарата.

  7. Что понимается под явлением самоиспарения и когда оно имеет место?

  8. Чем определяется предельное число корпусов в выпарных установках?

  9. С какой целью используется процесс выпаривания с тепловым насосом?

  10. Дайте классификацию выпарных аппаратов и сравните их между собой по признаку практического применения.

  11. Опишите устройство барометрического конденсатора смешения, принцип его работы и назначение?

  12. Назовите основные принципы повышения эффективности процессов выпаривания.

Контрольные задания к разделу приведены ниже.

3. Массообменные процессы и аппараты

3.1. Основы теории массообменных процессов

Значение процессов массопереноса в химической технологии. Классификация и общая характеристика процессов массобмена с участием газовой, жидкой и твердой фаз: абсорбция (десорбция), адсорбция, перегонка (дистилляция), экстракция, кристаллизация, сушка. Роль этих процессов в решении экологических проблем.

Статика процессов массопереноса. Задачи статики. Способы выражения составов фаз. Движущие силы процессов массопереноса. Основные законы межфазного равновесия (правило фаз Гиббса, Дальтона, Генри, Рауля). Материальный баланс процессов массопереноса и уравнения линий рабочих концентраций при прямоточном и противоточном взаимодействии фаз. Направление массопереноса и способы регулирования.

Кинетика процессов массопереноса. Задачи кинетики. Молекулярная и конвективная диффузия (1-ый и 2-ой законы Фика, дифференциальное уравнение конвективного массообмена). Основные модели механизмов массопереноса. Коэффициент массоотдачи.

Подобие процессов массопереноса. Основные диффузионные критерии подобия и критериальные уравнения.

Массопередача. Уравнение массопередачи, средняя движущая сила процесса массопередачи, коэффициент массопередачи и способы их расчета. Использование уравнения массопередачи для расчета массообменных аппаратов.

Теоретические основы расчета массообменных аппаратов. Типовые конструкции аппаратов колонного типа: аппараты со свободной поверхностью контакта фаз (с непрерывной или фиксированоой поверхностью); аппараты со ступенчатой поверхностью контакта фаз (или со ступенчатым контактом) и плёночные массообменные аппараты. Общие принципы устройства, принципы работы и основы расчета геометрических размеров колонных аппаратов (диаметра и высоты аппаратов).

Аппараты с непрерывным контактом фаз. Число единиц переноса, высота единицы переноса. Способы расчета кинетических параметров.

Аппараты со ступенчатым контактом фаз. Определение теоретической ступени изменения концентраций (теоретической тарелки). Коэффициент полезного действия по Мэрфри. Кинетическая кривая процесса и реальная ступень изменения концентраций. Графоаналитический расчет числа теоретических и действительных тарелок. Метод расчёта от тарелки к тарелке.

Расчет диаметра колонных аппаратов. Гидродинамические режимы работы контактных устройств. Оптимальные режимы работы аппаратов и определение рабочей скорости газовых потоков.

Пояснения к разделу 3.1.

В начале изучения следует достаточно подробно рассмотреть классификацию массообменных процессов и их физическую сущность. Для лучшего понимания и освоения материала целесообразно использовать аналогию между процессами переноса теплоты и процессами переноса массы, как на отдельных стадиях, так и процессов в целом. Также как и при изучении процессов теплопереноса, главными вопросами теории массообменных процессов являются: определение массовых потоков, определение движущих сил процессов, скорости их протекания и взаимосвязи указанных параметров с геометрическими характеристиками массообменных аппаратов.

Определение массовых потоков и движущих сил массообменных процессов составляют основную задачу статики. Прежде чем приступить к изучению статики массообменных процессов следует основательно освоить способы выражения составов (концентраций) фаз. Далее следует приступить к изучению свойств равновесных систем, включая использование основных законов равновесия для расчета и построения линии равновесия.

Следующим этапом является усвоение принципов составления уравнений материальных балансов и определение основных их задач. Особое внимание при этом следует обратить на описание уравнений линий рабочих концентраций фаз для прямоточного и противоточного их взаимодействия.

На заключительном этапе изучения статики процессов массообмена следует детально рассмотреть методы определения движущих сил процессов массопередачи.

При изучении кинетики массообменных процессов требуется внимательно изучить математическое описание процессов молекулярной и конвективной диффузии. Одним из центральных вопросов теории кинетики является разработка методов расчета кинетических показателей: коэффициентов молекулярной диффузии, коэффициентов массоотдачи и массопередачи.

На этапе изучения раздела теоретических основ расчетов массообменных аппаратов после ознакомления с их основными типовыми конструкциями особое внимание необходимо уделить особенностям расчета аппаратов с непрерывным и ступенчатым формированием поверхности контакта фаз. При рассмотрении вопросов расчета следует достаточно хорошо разобраться в вопросах использования таких параметров, как число единиц переноса и высота единицы переноса, высота эквивалентная теоретической ступени изменения концентраций, коэффициент полезного действия по Мерфри, понятия о теоретической и действительной тарелках. Кроме этого, одним из важнейших вопросов теоретических основ расчета является вопрос о методах расчета высоты массообменных аппаратов.

3.2. Абсорбция

Характеристика процесса и области применения. Изотермический и адиабатический процессы абсорбции. Равновесие между фазами. Выбор условий проведения процесса. Материальный баланс и уравнения линий рабочих концентраций, определение минимального и действительного расходов абсорбентов. Основные показатели процесса абсорбции. Аппаратурное оформление процесса и сравнительная характеристика.

Общая методика расчета абсорбционных аппаратов. Основные тенденции поиска оптимальных режимно-технологических и конструктивных параметров процесса абсорбции.

Особенности адиабатического процесса абсорбции.

Химическая абсорбция. Особенности технологии и расчёта процессов хемосорбции.

Технологические варианты процессов абсорбции.

Десорбция. Назначение процессов десорбции и конструктивные схемы аппаратов для десорбции (десорберов).

Пояснения к разделу 3.2.

При изучении вопросов физической абсорбции пристальное внимание следует уделить вопросам использования единиц измерений концентраций фаз при проведении материальных расчетов. С целью линеаризации уравнений линий рабочих концентраций (для упрощения расчетов) используется относительные массовые или относительные мольные концентрации. В этом случае расходы газовой и жидкой фаз выражают через расходы инертных носителей: абсорбента и инертного газа – носителя.

Следует достаточно хорошо разобраться в расчетах и построении линии равновесия в системе газ-жидкость, в вопросах использования таких параметров как минимальный и действительный расходы абсорбента, коэффициент избытка абсорбента, степень извлечения, эффективность извлечения, коэффициент полезного действия по Мерфри, понятия теоретической ступени и теоретической тарелки. Особого внимания требует вопрос расчета и построения кинетической линии процесса в условиях изотермической и неизотермической абсорбции.

Заключительным этапом изучения процессов абсорбции является изучение типовых контактных устройств и конструкций аппаратов для проведения физической абсорбции.

3.3. Простая и сложная перегонка (дистилляционные процессы)

Физико-химическая сущность процессов массопереноса в системах жидкость-пар. Равновесие в системах. Основные типы бинарных смесей (по данным Торманна). Законы Коновалова и Вревского. Диаграммы состояний (t-x-y, y-x и энтальпийные диаграммы) бинарных смесей. Классификация бинарных смесей по Торману.

Простая перегонка. Виды простой перегонки (простая, фракционная, с дефлегмацией и без дефлегмации, с водяным паром и инертным носителем). Материальный баланс процесса. Расчет выхода продукта и среднего его состава.

Сложная перегонка (ректификация). Определение и физико-химические основы ректификационного разделения жидких смесей. Схемы установок непрерывной и периодической ректификации. Материальный и тепловой балансы. Флегмовое число и расходный коэффициент. Уравнения линий рабочих концентраций фаз. Влияние флегмового числа на характеристики ректификационных колонн и процесса ректификации. Способы питания ректификационных колонн: орошение колонн, способы ввода исходной смеси, способы питания колонн паром.

Основные методы расчета ректификационных установок. Выбор вспомогательного оборудования. Способы интенсификации процессов ректификации.

Общие сведения о ректификации многокомпонентных смесей, азеотропных смесей и др.

Пояснения к разделу 3.3.

Изучение дистилляционных процессов целесообразно начинать с рассмотрения физической сущности и отличительных особенностей процессов массопередачи в системе жидкость-пар. Необходимо внимательно изучить диаграммы состояния равновесных бинарных систем и использование основных законов равновесия для определения методов смещения состояния равновесия в заданном направлении. Следует помнить, что основным методом при этом является отвод и подвод теплоты.

Особенностью дистилляционных процессов является то, что вследствие близости значений удельных мольных теплот испарения компонентов смесей, неограниченно растворимых друг в друге, жидкая и паровая фазы обмениваются между собой компонентами в эквимолекулярном соотношении. Из этого следует, что расходы фаз по высоте аппаратов, выраженные в числе молей (или киломолей) в единицу времени, не изменяются. Поэтому все расчеты процессов перегонки и ректификации, как правило, проводят с использованием мольных расходов и мольных концентраций.

При изучении процессов ректификации особое внимание следует уделить на составление материального и теплового балансов, на уравнения линий рабочих концентраций, на определение минимального и оптимального значений флегмового числа. Следует проанализировать влияние флегмового числа на геометрические характеристики ректификационных колонн и затраты теплоты на проведение процесса.

На заключительном этапе изучения данного раздела необходимо разобраться в основных способах питания ректификационных колонн: исходной смесью, орошение флегмой и подачи пара в куб колонны. Кроме того, следует познакомиться с отличительными особенностями процессов ректификации в установках периодического действия, а так же процессов ректификации многокомпонентных смесей.

3.4. Процессы экстракции

Краткие сведения и общая характеристика процессов экстракции в системах жидкость + жидкость и жидкость + твердое тело. Области применения.

Равновесие в системе жидкость + жидкость. Выбор экстрагента, материальный баланс процесса жидкостной экстракции. Кинетика процесса экстракции. Основные способы реализации процесса жидкостной экстракции на практике.

Основные конструкции экстракторов (дифференциально-контактные экстракторы): распылительные и насадочные экстракторы, тарельчатые, роторно-дисковые и центробежные экстракторы. Пульсационные и вибрационные экстракторы. Основы теории расчёта экстракторов: определение диаметра и высоты экстракционных аппаратов.

Процессы экстракции из твёрдых материалов. Основные закономерности избирательного растворения. Равновесие в системах жидкость + твёрдое. Материальный баланс и основные показатели эффективности процесса. Аппаратурное оформление процессов жидкостной экстракции из твёрдых материалов. Особенности процессов экстрагирования в химико-фармацевтической промышленности. Способы интенсификации процесса.

Вопросы для самоконтроля

  1. Представьте схему процесса массопередачи между фазами, используя принцип аналогии с процессом теплопередачи, и определите основные стадии процесса массопереноса и их движущие силы.

  2. Дайте классификацию и краткую характеристику процессам массообмена.

  3. Определите основные способы выражения составов фаз.

  4. Назовите основные задачи статики процессов массообмена и составьте возможные уравнения материальных балансов и движущих сил.

  5. По каким законам можно рассчитать и построить линии равновесия в системах газ+жидкость, пар+жидкость? Каким образом можно изменять и направленно регулировать состояние равновесия?

  6. Составьте возможные варианты уравнений материальных балансов массообменных процессов. Как рассчитать и построить линии рабочих концентраций фаз?

  7. Приведите на У-Х диаграмме взаимное положение рабочих и равновесных линий концентраций при прямоточном и противоточном взаимодействии фаз для различных направлений массопереноса.

  8. Определите основные задачи кинетики процессов массообмена.

  9. Приведите основные кинетические уравнения процессов массообмена.

  10. При помощи, каких основных параметров рассчитываются массообменные аппараты с непрерывной поверхностью контакта фаз? Аппараты со ступенчатой поверхностью контакта фаз?

  11. Что понимается под числом единиц переноса, и какими методами это число определяется?

  12. Что такое высота единицы переноса? С помощью, каких методов на практике определяется этот параметр?

  13. Что называется теоретической тарелкой? Изобразите графический метод определения числа теоретических тарелок.

  14. Как определяется коэффициент полезного действия тарелки по Мэрфри? Каким образом, и с какой целью строится кинетическая линия процесса?

  15. Что называется физической абсорбцией?

  16. Составьте материальный баланс и уравнения линий рабочих концентраций процесса физической абсорбции.

  17. Что понимается под минимальным расходом абсорбента? Как определяется минимальный расход абсорбента?

  18. Что понимается под оптимальным расходом абсорбента?

  19. Как влияет расход абсорбента на характеристики процесса и разметы абсорберов?

  20. Изобразите на У-Х диаграмме процессы абсорбции при изменении расхода абсорбента.

  21. Изобразите графически основные конструкции насадочных и тарельчатых колонных аппаратов.

  22. Каким образом рассчитывается высота абсорбционных колонн насадочного и тарельчатого типов?

  23. Какие процессы называется процессами перегонки. Дайте краткую характеристику процессов простой и сложной перегонки. Изобразите на t-х-у диаграмме основные принципы процессов разделения бинарных смесей при помощи перегонки.

  24. Какие типы бинарных смесей компонентов существуют в природе.

  25. Дайте определение процесса ректификации.

  26. Приведите схему ректификационной установки непрерывного действия и поясните принцип ее работы.

  27. Составьте материальный баланс процесса ректификации и уравнения линий рабочих концентраций для концентрационной и исчерпывающей частей колонны.

  28. Что такое флегмовое число, и каким образом определяется оптимальный его уровень? Может ли колонна работать без флегмы?

  29. На какие параметры процесса и установки в целом влияет уровень флегмового числа?

  30. Какими способами осуществляется питание рактификационной колонны?

  31. В чем состоит особенность ректификации многокомпонентных смесей?

  32. Какими способами на практике повышается эффективность работы ректификационных установок?

3.5. Сушка

Общая характеристика процесса и области применения. Методы сушки. Основные задачи статики и кинетики процесса. Динамика и технология процесса сушки влажных материалов.

Статика процессов сушки. Основные задачи статики. Характеристика влажного воздуха как типичного тепловлагоносителя. Диаграмма состояния влажного воздуха и использование её на практике для оценки параметров влажного воздуха и расчёта процессов изменения параметров.

Равновесие фаз при сушке. Движущие силы процессов сушки. Свойства и классификация влажных материалов.

Кинетика процессов сушки. Общие представления о механизме протекания процессов сушки влажных материалов: внутренний и внешний тепловлагоперенос.

Конвективная сушка. Материальный и тепловой балансы конвективной сушилки. Теоретическая и действительная сушилка. Основные кинетические характеристики процесса сушки. Расчет длительности процесса сушки. Основные варианты процессов конвективной сушки и их изображение на диаграмме состояния влажного воздуха: сушка с промежуточным подогревом воздуха по зонам и сушка с частичной рециркуляцией отработанного воздуха.

Основы расчёта сушильных установок: расчёт материальных и тепловых балансов; расчёт количества теплоносителей; расчёт габаритных размеров сушильных аппаратов.

Общие сведения о других способах сушки влажных материалов: сублимационная сушка, радиационная сушка, сушка токами высокой частоты, сушка со спутником, комбинированные способы.

Основные конструктивные типы сушилок:

  1. Конвективные полочные, барабанные, сушилки в кипящем слое и др.

  2. Контактные сушилки.

  3. Сушилки с использованием топочных газов.

  4. Специальные методы сушки.

  5. Основные задачи технологии процессов сушки. Определение оптимальных условий проведения процессов сушки.

Основные вопросы оптимального проведения процессов сушки и пути их интенсификации.

Пояснения к разделу 3.5.

Процесс сушки является одним из наиболее сложных тепло-массообменных процессов, поскольку в нем участвуют три фазы. Кроме того, процесс сушки является еще и технологическим процессом, т.к. в подавляющем большинстве случаев требуется обеспечение определенных требований к качеству высушенного продукта: обеспечение сохранности формы, обеспечение механической прочности изделий, обеспечение требований по распределению порового пространства по размерам и т.д.

В этой связи теория процесса сушки представляет собой самостоятельную часть науки и в курсе процессов и аппаратов рассматриваются только самые общие, наиболее типичные характеристики.

При изучении данного раздела следует усвоить, что процесс сушки рассматривается с точки зрения: статики, кинетики, динамики и технологии процесса.

В задачу статики входят вопросы изучения состояния равновесия в системах твердое + жидкость + пар (газ), а так же вопросы определения движущих сил процесса, материальные и тепловые балансы. Поскольку в большинстве случаев в качестве сушильного агента используется атмосферный воздух, то одним из главных вопросов является изучение параметров состояния влажного воздуха. В этой связи необходимо уделить должное внимание диаграмме состояния влажного воздуха и освоить ее практическое использование.

На следующем этапе необходимо освоить построение и расчет процесса конвективной сушки на диаграмме состояния влажного воздуха для теоретического и действительного вариантов процесса. Кроме того, следует изучить различные технологические варианты процессов сушки и уметь представлять их на диаграмме.

Далее следует подробно рассмотреть основные задачи кинетики процесса, изучить закономерности кинетической кривой сушки и основные временные периоды процесса. Следует разобраться в вопросах взаимосвязи задач статики и кинетики процесса сушки.

На конечном завершающем этапе необходимо познакомиться с основными типовыми конструкциями сушильных аппаратов и способами повышения эффективности их работы.

Что касается вопросов динамики и технологии процесса, то о них необходимо иметь самое общее представление. В задачу динамики входит изучение закономерностей внутреннего и внешнего тепловлагопереноса и закономерностей изменения движущих сил процессов переноса тепла и массы. В задачу же технологии входит, главным образом, определение оптимальных условий проведения процесса сушки с точки зрения обеспечения заданного качества высушенного продукта.

Вопросы для самоконтроля

  1. Приведите классификацию процессов сушки влажных материалов.

  2. Определите основные свойства влажного воздуха.

  3. Представьте диаграмму состояния влажного воздуха и изобразите на ней процессы нагревания и охлаждения воздуха.

  4. Определите для воздуха с параметрами to и о следующие показатели: влагосодержание, энтальпию, точку росы, температуру мокрого термометра и парциальное давление водяного пара.

  5. Составьте материальный баланс процесса конвективной сушки по высушиваемому материалу и по влаге, находящейся в воздухе.

  6. Составьте тепловой баланс процесса конвективной сушки.

  7. Изобразите на диаграмме состояния влажного воздуха теоретический и действительный варианты процесса сушки.

  8. Что определяет кинетическая кривая процесса сушки? Назовите характерные точки на кинетической кривой.

  9. Дайте краткую характеристику основным сушильным установкам: барабанной, ленточной и камерной сушилкам, а так же сушилке кипящего слоя.

  10. Дайте краткую характеристику другим способам сушки.

4. Мембранные процессы разделения

Классификация и основные характеристики мембранных процессов (обратный осмос, ультрафильтрация, диализ, электродиализ и др.) Роль и значение мембранных процессов разделения в современной химической технологии, как новых методов разделения. Общие сведения о механизмах мембранных процессов и об аппаратурном их оформлении. Типы мембран и их основные характеристики.

Теоретические основы мембранных процессов и аппаратов. Материальный баланс. Расчёт концентрационной поляризации. Способы снижения концентрационной поляризации.

Основные типы мембранных аппаратов: аппараты с плоскими мембранными аппаратами, аппараты с трубчатыми мембранами, аппараты с рулонными мембранами. Регенерация мембран.

Пояснения к разделу 4.

Мембранные процессы разделения представляют собой относительно новый раздел курса процессов и аппаратов химической технологии. Основной задачей изучения материалов данного раздела является ознакомление с физической сущностью мембранных процессов: диализа, электродиализа, обратного осмоса и ультрафильтрации и областями их практического применения. Следует хорошо разобраться в механизмах мембранных процессов и математическом их описании: определение движущих сил, материального баланса, построение рабочих и равновесных линий концентраций.

Необходимо иметь представление о мембранах, их основных свойствах и способах получения. Следует обратить внимание на конструктивные особенности аппаратов мембранного разделения, главным образом для баромембранных процессов.

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Тематика практических занятий

Семестр 5

  1. Основные физические величины. Системы единиц измерений. Основные физико-химические свойства веществ: плотность, удельный вес, вязкость, поверхностное натяжение, сжимаемость и т.д. Свойства газов и основные законы состояния газов

  2. Основные задачи гидростатики. Расчёт давлений и действующих сил,

  3. Основные задачи гидродинамики. Определение основных гидродинамических характеристик: скоростей движения, объёмных и массовых расходов, определение гидродинамических режимов течения жидкостей. Расчёт гидравлических сопротивлений трубопроводов и аппаратов. Расчёт и подбор насосов и вентиляторов для транспортирования жидкостей и газов.

  4. Разделение неоднородных систем. Расчёт процессов разделения неоднородных систем осаждением и фильтрованием. Расчёт процессов циклонирования и центрифугирования.

  5. Тепловые процессы и аппараты. Основные еплофизические и термодинамические свойства веществ: теплоёмкость, энтальпия, энтропия, теплопроводность. Составление и решение уравнений тепловых балансов с определением тепловых потоков и расходов теплоносителей.

  6. Расчёт процессов передачи теплоты теплопроводностью: плоские и цилиндрические стенки.

  7. Расчёт конвективного теплообмена (теплоотдачи) без изменения агрегатного состояния теплоносителей.

  8. Расчёт теплоотдачи при изменении агрегатного состояния теплоносителей: конденсация насыщенных паров и кипение жидкостей.

  9. Расчёт процессов теплопередачи: определение движущих сил процессов теплопередачи и коэффициентов теплопередачи. Расчёт поверхности теплообмена.

  10. Методика теплового расчёта теплообменных аппаратов различного назначения.

Семестр 6

  1. Расчёт процессов выпаривания: расчёт материальных и тепловых балансов, расчёт полезной разности температур и температурных депрессий, определение поверхности кипятильных камер выпарных аппаратов. Методика расчёта выпарных установок.

  2. Расчёт концентраций фаз и их использование в технологических расчётах.

  3. Расчёт процессов абсорбции: расчёт и построение линий равновесия в системах жидкость + газ (уравнения Генри и Дальтона), расчёт материальных балансов, расчёт движущей силы процесса абсорбции и кинетических показателей, определение геометрических размеров абсорберов.

  4. Простая и сложная перегонка (ректификация): расчёт и построение t-x-y диаграмм состояния в системах жидкость + пар (уравнения Рауля и Дальтона), построение линий равновесия y*=f(x).

  5. Расчёт процесса ректификации бинарных смесей: расчёт материального и теплового балансов, определение оптимального флегмового числа и расчёт линий рабочих концентраций. Расчёт основных геометрических размеров ректификационных колонн непрерывного действия.

5.2. Перечень лабораторных работ

Семестр 5

  1. Определение гидравлических сопротивлений трубопровода (4÷6 часов).

  2. Исследование работы циклона (4÷6 часов).

  3. Исследование работы лабораторного фильтр-пресса и определение констант фильтрования (4÷6 часов).

  4. Исследование работы теплообменника типа «труба в трубе» (6÷8 часов).

  5. Исследование работы кожухотрубчатого теплообменника (6÷8 часов).

Семестр 6

  1. Испытание выпарного аппарата (6÷8 часов).

  2. Исследование работы выпарного аппарата электродного типа (6÷8 часов).

  3. Исследование работы ректификационной колонны периодического действия (6÷8 часов).

  4. Исследование процесса кинетики конвективной сушки (4÷6 часов).

6. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

6.1. Общие методические указания

Контрольные работы, в основном, выполняются студентами заочного и дистанционного форм обучения ИДО и представляют собой рукописный (или машинный) вариант выполнения конкретного задания. Иногда контрольные задания могут предлагаться в индивидуальном плане и студентам очной формы обучения. Расчет проводится до конечных результатов в цифровом выражении с обязательным обозначением размерностей полученных величин.

Оформляются контрольные работы в тетради с указанием ФИО студента, номера группы, шифра и адреса. Однако, рекомендуется и приветствуется представлять выполненные задания, оформленные в виде отчёта на листах формата А4 с использованием Word-7 или др. формата. Каждое контрольное задание должно содержать принципиальную схему аппарата или установки, таблицу исходных данных для конкретного варианта и подробное решение с указанием используемой литературы.

Контрольные работы должны быть сданы преподавателю, ведущему занятия до начала семестра.

Для студентов заочной и дистанционной форм обучения номер варианта задания соответствует последней цифре шифра студента в списочном составе группе, при этом «0» соответствует 10 варианту.

6.2. Примерные варианты контрольных заданий

Контрольное задание № 1

В кожухотрубном теплообменнике, схема которого представлена на рис. 1., в трубном пространстве движется поток 1, а в межтрубном – поток 2. В соответствии с характеристиками теплообменника по ГОСТ 15119-79 и 15121-79 (диаметр кожуха, размер теплообменных труб и их количество, число ходов по трубному пространству), определить основные параметры потоков: V – объемный расход, м3/час; G – массовый расход, кг/час; w – скорость течения, м/с; dЭ - эквивалентный диаметр трубного и межтрубного пространства; гидродинамические режимы движения потоков (число Рейнольдса Re); Vо – объемные расходы газов, приведенные к нормальным условиям.

Рис. 1. Принципиальная схема кожухотрубного теплообменника:

технические характеристики заданы по ГОСТ 15119-79 и 15121-79.

Контрольное задание № 2

Требуется рассчитать и подобрать центробежный насос для перекачивания жидкости при заданной температуре tC (или К) в технологической схеме, представленной на рис. 2.

Рис. 2. Технологическая схема перекачивания жидкости:

1, 2,… и т.д. – местные сопротивления:

вентили, краны, задвижки, диафрагмы и т.д.

Как правило, обычно известными являются следующие параметры: вид перекачиваемой жидкости и её температура, массовый или объёмный расход жидкости, давления Р1 и Р2, типы и виды местных сопротивлений, их количество и характеристики. Центробежный насос подбирается в соответствии с каталогами. Кроме того, оной из задач будет являться вопрос об определении рабочей точки центробежного насоса.

Контрольное задание № 3

Определить размеры пылеосадительной камеры, схема которой представлена на рис. 3.

Рис. 3. Принципиальная схема полочной пылеосадительной камеры:

Н – высота камеры, м; L – длина камеры, м;

В – ширина камеры, м; h – расстояние между полками.

В качестве исходных данных для проведения расчёта обычно заданы следующие условия: расстояние между полками h; состав газа; Vо – объемный расход запыленного газа, приведенный к нормальным условиям, нм3/ч или при действительных параметрах; t – температура газа, С (К); dТ – диаметр твердых частиц, м; Р - давление газа, (атм, ата, Па, мм.рт.ст. и др.).

Контрольное задание № 4

Выполнить тепловой расчёт и подобрать кожухотрубный теплообменник-конденсатор (по ГОСТ 15118-79, 15119-79, 15121-79, 14246-79 и
14247-79) для осуществления процессов нагревания водных растворов веществ насыщенным водяным паром или для конденсации насыщенных паров бинарных смесей органических жидкостей при охлаждении технической водой. Конденсат пара отводится при температуре конденсации.

Рис. 4. Принципиальная схема двухходового кожухотрубчатого теплообменника– конденсатора.

Для выполнения задания обычно задаются следующие исходные данные:

назначение теплообменника; вид теплообмена и теплоносители; расход одного из теплоносителей; давление в межтрубном пространстве; давление в трубном пространстве; tн и tк – начальная и конечная температуры холодного теплоносителя.

Примечание: Рекомендуется при выполнении задания после расчета теплового баланса и определения тепловой нагрузки определить ориентировочное значение поверхности теплопередачи. Для этого по справочным данным выбирается ориентировочное значение коэффициента теплопередачи и рассчитывается ориентировочная поверхность. Далее по каталогам в соответствие с ГОСТ подбирается стандартный теплообменный аппарат по теплопередающей поверхности близкой к ориентировочной. После этого производится его расчет с последующим уточнением типоразмера стандартного аппарата.

Контрольное задание № 5

Требуется выполнить тепловой расчёт выпарного аппарата непрерывного действия с естественной циркуляцией раствора для выпаривания заданного количества G (т/ч) водного раствора определённого вещества. Как правило, исходная и конечная концентрация растворов заданы.

Условия выполнения расчётов:

  1. Тип выпарного аппарата необходимо выбрать самостоятельно.

  2. Выбрать самостоятельно условия проведения процесса выпаривания: под атмосферным давлением или под вакуумом. При этом, необходимо будет задаться остаточным давление в конденсаторе вторичного пара.

  3. Давлением греющего пара задаться самостоятельно исходя из условий процесса выпаривания.

  4. Принять, что исходный раствор поступает в аппарат предварительно подогретым до его температуры кипения в этом аппарате.

  5. Теплотой дегидратации (концентрирования), обычно, допускается пренебречь.

В отчете по контрольному заданию должно быть представлено: технико-экономическое обоснование выбранного аппарата, принципиальная технологическая схема установки на формате А4, материальный и тепловой расчеты: определение материальных потоков, тепловой нагрузки и величины теплопередающей поверхности греющей камеры.

Контрольное задание № 6

По заданию требуется рассчитать насадочный абсорбер для осуществления процесса физической абсорбции в изотермическом режиме. Абсорбер заполнен кольцами Рашига, размером 50х50х5 (мм).

Условия выполнения расчётов:

  1. Назначение процесса.

  2. Абсорбция осуществляется водой, не содержащей извлекаемый компонент (абсорбтив).

  3. Задан инертный газ носитель.

  4. Расход газовой смеси, приведенный к нормальным условиям составляет Vо (нм3/ч).

  5. Известна температура воды, поступающей в абсорбер – tн.в. (С).

  6. Задано давление газа Р.

  7. Известным является начальная концентрация газа в газовой смеси уН (% объемный).

  8. Задана степень извлечения газа из газовой смеси - .

  9. Задан коэффициент избытка поглотителя - .

  10. Скорость газа в абсорбере принять на 20% меньше скорости эмульгирования.

В отчете необходимо представить: схему установки, равновесные и рабочие линии концентраций, расчет геометрических размеров абсорбера.

Рекомендация: для расчета и построения линий равновесия в системах, для которых в справочных данных приводятся только данные по растворимости газов, и не приводятся значения коэффициентов Генри (например: NH3 + Н2О и SO2 + Н2О), необходимо в соответствии с законом Дальтона Р*=Ех рассчитать для каждого значения х коэффициенты Генри Е. Для этого вначале табличные значения концентраций (данные по растворимости) необходимо перевести в мольные доли х. Затем необходимо рассчитать соответствующие значения коэффициента распределения по выражению: m=Е/Р, где Р – давление в абсорбере. После этого по уравнению Генри-Дальтона определить соответствующие значения равновесных концентраций распределяемых компонентов в газовых смесях.

Контрольное задание № 7

Требуется выполнить технологический расчет ректификационной установки непрерывного действия для разделения бинарных смесей с определением основных геометрических размеров колонного аппарата.

Условия проведения процесса:

  1. Задано назначение ректификационной установки и типы разделяемых смесей.

  2. Исходная разделяемая смесь перед подачей в колонну предварительно подогревается до температуры кипения.

  3. Обычно заданными являются следующие параметры: производительность ректификационной колонны по исходной смеси F или по верхнему продукту (дистилляту) Р; составы исходной смеси , дистиллята  и нижнего продукта (кубовой жидкости) ; давление в колонне (вверху колонны); тип контактного устройства (тарелки или насадки).

  4. Во всех вариантах технологических установок предусматривается горячее орошение колонн.

  5. Определение оптимального флегмового числа рекомендуется проводить по любому из известных методов, включая упрощённые методики.

  6. Для тарельчатых колонных аппаратов расчет действительного числа тарелок так же допускается проводить по любому из известных методов расчёта. Обычно рекомендуются следующие методы расчёта: графический метод с определением теоретического числа тарелок, или метод с расчётом кинетической кривой (по Мэрфри) и далее с определением действительного числа тарелок. Чаще всего в заданиях рекомендуется первый метод.

  7. Определение действительного числа тарелок по упрощенной методике, используя средний коэффициент полезного действия колонны, который в свою очередь определяется из графика зависимости =f(): здесь – коэффициент полезного действия колонны; - относительная летучесть; – коэффициент динамической вязкости жидкости питания при средней температуре в колонне.

7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСОВОГО ПРОЕКТА

7.1. Методические указания по выполнению курсового проекта

Выполнение курсового проекта является завершающим этапом изучения курса «Процессов и аппаратов химической технологии». По существу этот проект подводит итог всей общеинженерной подготовки будущих специалистов, поскольку успешное его выполнение предполагает достаточно прочные и уверенные знания по всем общепрофессиональным дисциплинам: органической и неорганической химии, физической химии, инженерной графики, теоретической и прикладной механики, и собственно самого курса процессов и аппаратов.

Курсовой проект, как правило, включает в себя выполнение технологического расчета проектируемого процесса и подбор аппарата стандартного типа-размера. Как было указано ранее, к защите студенты предоставляют расчетно-пояснительную записку (РПЗ) и графические материалы (чертежи), включающие общий вид аппарата на формате А1 и чертежи деталей (деталировку) на форматах А2, А3, А4. Допускается выполнение чертежей деталей на общем формате А1 с необходимой разбивкой на меньшие форматы.

Задание на курсовое проектирование выдается преподавателем, ведущим занятия. Задание на курсовое проектирование выдаётся индивидуально каждому студенту на специальном бланке. Задание должно быть утверждено заведующим кафедрой.

Все студенты полностью обеспечиваются всем необходимым учебно-методическим материалом. Все необходимые учебно-методические указания к выполнению курсовых проектов представлены отдельными методическими указаниями для каждой конкретной темы задания и находятся в библиотеке кафедры ОХТ ХТФ.

Допускается в виде индивидуальных заданий выполнение курсовых проектов с использование программных методов расчёта. В этом случае задания по курсовому проектированию так же являются индивидуальными и должны быть утверждены заведующим кафедрой.

    1. Перечень основных тем курсового проектирования по процессам и аппаратам химической технологии.

  1. Рассчитать и подобрать по каталогам теплообменный аппарат для осуществления процессов нагревания или охлаждения веществ различного происхождения.

  2. Рассчитать и подобрать по каталогам теплообменный аппарат для осуществления процессов нагревания или охлаждения веществ различного происхождения.

  3. Рассчитать выпарную многокорпусную вакуумную выпарную установку.

  4. Рассчитать абсорбер (или технологическую схему) для извлечения газа-абсорбтива из газовой смеси жидким поглотителем.

  5. Рассчитать установку непрерывной ректификации для разделения бинарной смеси.

  6. Рассчитать установку непрерывной жидкостной экстракции.

Примечание: допускается выполнение курсовых проектов по индивидуальным заданиям, связанных с выполнением реальных научно-исследовательских работ.

Более подробно условия и требования к выполнению курсовых проектов пот процессам и аппаратам химической технологии изложены в соответствующих учебно-методических материалах.

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

8. 1. Литература обязательная

  1. Дытнерский Ю.И. Процессы и аппараты химической технологии: Учебник для вузов. В 2-х кн. Часть 1 и 2..– 2-е изд.– М.: Химия, 1995.

  2. Гельперин Н.И. Основные процессы и аппараты химической технологии.   М.: Химия, 1981. – 812 с.

  3. Касаткин А.Г. Основные процессы и аппараты химической технологии.– 9-е изд.   М.: Химия, 1973.   750с.

  4. Павлов К.Ф., Романков П.Г., Носков А.А. Примеры и задачи по курсу процессов и аппаратов химической технологии.– 9-е изд.   Л.: Химия, 1981. – 560 с.

  5. Основные процессы и аппараты химической технологии: пособие по проектированию.– 2-е изд./ Под ред. Ю.И. Дытнерского.   М.: Химия, 1991. – 494с.

  6. Руководство к практическим занятиям по лаборатории процессов и аппаратов химической технологии / Под ред. П.Г. Романкова. 5-е изд. – Л.: Химия, 1979. – 256 с.

8. 2. Литература дополнительная

  1. Плановский А.Н., Николаев П.И. Процессы и аппараты химической и нефтехимической технологии.– 3-е изд.   М.: Химия, 1982. – 540 с.

  2. Коган В.Б. Теоретические основы типовых процессов химической технологии.   Л.: Химия, 1977. – 592 с.

  3. Романков П.Г., Курочкина М.И. Гидромеханические процессы химической технологии.– 3-е изд. – Л.: Химия, 1982. – 288 с.

  4. Исаченко В.П., Осипова В.А., Сукомел А.С. Теплопередача.–
    4-е изд. – М: Энергия, 1981.

  5. Кафаров В.В. Основы массопередачи. 3-е изд.   М.: Высшая школа, 1979. – 439 с.

  6. Дытнерский Ю.И. Обратный осмос и ультрафильтрация.   М.: Химия, 1978. – 252 с.

  7. Перри Дж. Справочник инженера химика / Пер. с англ.; Под ред. Н.М. Жаворонкова, П.Г.Романкова. Т.1.– Л.: Химия, 1969.   504 с.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05. 17. 08 «Процессы и аппараты химических технологий» по техническим, химическим и физико-математическим наукам

    Программа-минимум
    В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: системный анализ и математическое моделирование процессов химической технологии; физико-химическая гидродинамика; механика твердых дисперсных систем; теория тепло- и массопереноса,
  2. Методические рекомендации к курсовому проекту по процессам и аппаратам химических и пищевых технологий для студентов специальностей 240706, 260601, 240701, 240702, 260204, 240901 дневной, вечерней и заочной форм обучения

    Методические рекомендации
    Резанов К.Р. Общие требования к содержанию, организации выполнения и оформлению курсового проекта (работы) по курсам процессов и аппаратов химических и пищевых технологий: методические рекомендации к курсовому проекту по процессам
  3. Образовательный стандарт направление 550800 «Химическая технология и биотехнология» рабочая программа по дисциплине «Процессы и аппараты химической и пищевой технологии» Факультет автомеханический

    Образовательный стандарт
    Рабочая программа составлена на основании программы для высших заведений по дисциплине «Процессы и аппараты химической и пищевой технологии» и утверждено учебно-методическим управлением по высшему образованию и стандарта предмета утвержденного
  4. Вакуумно-кондуктивная сушка пиломатериалов с периодическим подводом тепловой энергии 05. 17. 08 Процессы и аппараты химических технологий

    Автореферат
    Защита состоится «16» июня 2008 г. в 14.00 час. на заседании совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 212.063.05 в Ивановском государственном химико-технологическом универ­ситете по адресу: 153 , г.
  5. Программа вступительных испытаний в форме мдэ для обучения по программам магистратуры по направлению 241000. 68 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии 2012 г

    Программа
    Применение первого закона термодинамики к химическим процессам. Термохимия. Закон Гесса. Следствия, вытекающие из закона Гесса. Использование их для определения тепловых эффектов химических реакций.

Другие похожие документы..