Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Официально Канада стала первой европейской колонией в Северной Америке с момента её открытия в 1534 г. Жаком Картье и получила название Новая Франция...полностью>>
'Документ'
У статті розглянуто технологічні аспекти створення спеціалізованих систем керування інформаційним наповненням сайтів і порталів (CMS-систем), розробл...полностью>>
'Программа'
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представления о терминологии и основных понятиях обобщенных функций; основных принципах и...полностью>>
'Доклад'
Муниципальное общеобразовательное учреждение Никулинская основная общеобразовательная школа была открыта в 1988 году в д. Никулино Спировского района...полностью>>

М. Ф. Орлов …Пушкин ― солнце нашей Поэзии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Александр Сергеевич

ПУШКИН


ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ПУШКИНЕ

Он победил и время и пространство.

А.Ахматова

…этот молодой человек сделает много чести русской словесности.

М.Ф.Орлов

…Пушкин ― солнце нашей Поэзии.

В.Ф.Одоевский

Если в русской поэзии было когда-нибудь Возрождение, то оно выразилось в одном поэте ― Пушкине.

Н.А.Бердяев

Творчество Пушкина ― широкий, ослепительный поток стихов и прозы, Пушкин как бы зажег новое солнце над холодной, хмурой страной… В творчестве Пушкина чувствуется нечто вулканическое, чудесное сочетание страстности и мудрости, чарующей любви к жизни и резкого осуждения ее пошлости, его трогательная нежность не боялась сатирической улыбки, и весь он ― чудо.

М.Горький

Когда говоришь о Пушкине, то как-то даже неловко употреблять слово «мастерство», больше подходило бы «волшебство», хотя какого подвижнического труда стоило этому «любимцу муз» потрясающее нас совершенство его созданий.

А.Т.Твардовский

Если бы у меня было сто жизней, я бы их отдал, чтобы выкупить жизнь брата…

Л.С.Пушкин

Я с ним знаком, и мы часто видаемся. Пушкин почти ровесник мне… В беседе он очень остроумен и пылок, читает много и хорошо знает современную литературу; понятия его о поэзии чистые и возвышенные. Он теперь написал трагедию «Борис Годунов», я знаю несколько сцен ее в историческом роде, хорошо задуманных и с прекрасными частностями.

А.Мицкевич

Мы знаем Пушкина ― человека. Пушкина ― друга монархии, Пушкина ― друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин ― поэт.

А.А.Блок

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте. в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

Н.В.Гоголь

В его стихах… впервые открылся нам действительный русский мир.

Н.А.Добролюбов

И никогда еще ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин.

Ф.М.Достоевский

Я с восторгом, мною давно уже не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение.

Л.Н.Толстой

Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением.

И.С.Тургенев

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Ф.И.Тютчев

ВСТУПЛЕНИЕ

Чем дальше уходит время от эпохи, в который жил и творил А.С. Пушкин, тем величественнее раскрывается перед нами бесценный вклад, внесенный им в мировую культуру, в духовную сокровищницу человечества. Почитателям пушкинского таланта дорого его мудрое слово, согревающее и поддерживающее во дни сомнений и горестей, дарящее эстетическую радость и наслаждение. «Во всей нашей литературе нет человека, которого мы любили бы более личной любовью, — заметил С. Маршак. — Недаром мы относимся к его друзьям и врагам, как к своим собственным». Для нас свято всё, что связано со светлым пушкинским именем.

Русская поэзия родилась под счастливой звездой Пушкина. Идут века, а звезда гения славянского мира путеводно горит на небосклоне проникновенного слова. От колыбели до последней дороги живёт в каждом из нас свой Пушкин образом, строкой, мыслью, страстностью и убежденностью. Сначала сказка захватывает дух и полонит воображение, потом стихи врываются со стихией мороза, метели, с однозвучным колокольчиком, внезапно и властно возникает «чудное мгновенье» — и так неотступно и желанно для нас идёт с нами великий поэт, учит жить и понимать жизнь во всей её неповторимости и сложности.

Национальные поэты учатся у Пушкина, как гранить и хранить язык своего народа, чтобы он стал общенародным, державным.

Творчество неповторимого сына России принадлежит всему человечеству. А нам, белорусам, особенно отрадно сознавать, что и жизненные и творческие дороги Пушкина прошли через наш край, а значит, ещё пронзительнее через сердце каждого белоруса. В 1824 году печальный путь мятежного изгнанника пролёг через Чечерск, Могилёв, Витебск. Ведь Михайловское близко северной душе Белоруссии. И на юг, тоже в ссылку, Пушкин ехал через нашу землю. История обедневшего белорусского шляхтича Островского легла в основу повести «Дубровский». В Белоруссии жили потомки великого поэта. В имение под Витебском заезжал Пушкин к своему переводчику, переводившему поэму на польский язык. Среди имён учеников и последователей Пушкина, среди его неутомимых первоклассных переводчиков можно назвать Якуба Колоса и Аркадия Кулешова, Петруся Бровку и Максима Танка.

Моря и земли обошла поэзия бессмертного сына славянского мира, и не остывает — жжёт глагол!

Ни в одном из других русских писателей, а может быть, и писателей всего мира, так не сливались в органическое целое, как в Пушкине, заветные стремления личности и глобальные проблемы эпохи. Пушкин охватил в своём творчестве прошлое и настоящее России, учил жить полнотой национальной и общечеловеческой жизни. Благодаря своей универсальной пытливости и отзывчивости он обогатил Россию всемирным эстетическим опытом, сделал русских способными сопереживать духовным стремлениям Античности и Ренессанса, Просвещения и Новейшего времени. Он в одном ряду с Гомером, Данте, Сервантесом, Шекспиром, Байроном, Гёте…

КРАТКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ

1799 Родился в Москве

Летние месяцы с братьями и сестрой проводит в имении Захарово, под Звенигородом, принадлежавшем его бабушке по матери, Марии Алексеевне Ганнибал. Начинает сочинять стихи на французском языке.

1811-1817 Учился в привилегированном закрытом учебном заведении — Царскосельском лицее, недалеко от Петербурга.

1814 В Московском журнале «Вестник Европы» опубликовано первое стихотворение Пушкина «Другу стихотворцу» под криптонином: «Александр Н. к.ш.п.»

1815 8 января В лицее на переводном экзамене с младшего на старший курс Пушкин читал своё стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» и получил «благословение» присутствовашего Г.Р. Державина.

1814-1817 Пушкин-лицеист общался с оппозиционно настроенными молодыми офицерами: П.Я. Чаадаевым, П.П. Кавериным, Н.Н. Раевским, служившими в лейб-гвардии гусарском полку.

1817-1820 (май) По окончании лицея Пушкин служил в Коллегии иностранных дел. Осенью 1817 года принят в члены литературного общества «Арзамас». Участвовал в заседаниях общества «Зелёная лампа», на которых обсуждались литературные и политические вопросы.

1820 (9 мая) За оду «Вольность» и другие «вольнолюбивые стихи» и эпиграммы, по решению Александра I, поэт сослан на юг России, в г. Екатеринослав (ныне Днепропетровск), на службу при генерале И.Н. Инзове, главном попечителе об иностранных поселенцах южного края России.

1820 июнь Вышла в свет в Петербурге первая поэма Пушкина «Руслан и Людмила».

1820 (май-сентябрь) Поэт с согласия Инзова совершает поездку вместе с семейством генерала Н.Н. Раевского по Северному Кавказу и Крыму и через Симферополь и Одессу возвращается в Кишинёв, куда переехала канцелярия Инзова.

1820 (сентябрь)-1823 (июль) Пушкин общается в Кишинёве с декабристами (В.Ф. Раевским и др.); ездит в каменку (под Киевом) и Тульчин, знакомится с П.И. Пестелем, продолжает знакомства с В.Л. Давыдовым, И.Д. Якушкиным.

1822 Вышла в свет первая «южная» (байроническая) поэма — «Кавказский пленник».

1823 Вышла в свет вторая «южная» поэма — «Бахчисарайский фонтан».

1823 9 мая В Кишинёве начат роман в стихах «Евгений Онегин».

1823 (июль)-1824 (1 августа) Пушкин служил в Одессе в канцелярии начальника Новороссийского края генерал-губернатора графа М.С. Воронцова, работал над романом «Евгений Онегин».

1824 (август) Пушкин в новой ссылке, в селе Михайловском Псковской губернии. Заканчивает начатую в Одессе поэму «Цыганы» (опубликована в 1827 г.), продолжает работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

1825 Написана историческая трагедия «Борис Годунов».

1825 январь Поэта посещает его лицейский друг И.И. Пущин.

1825 сер.апреля Приезжает в Михайловское лицейский друг А.А. Дельвиг.

1825 конец августа Пушкин встречается в соседнем имении Лямонове с лицейским приятелем, князем А.М. Горчаковым, оказавшимся проездом в гостях у родственников.

1826 (июнь-июль) Пушкин общается с поэтом Н.М. Языковым, приехавшим гостить в соседнее имение Тригорское к А.Н. Вульфу, своему студенческому приятелю по Дерптскому университету.

1826 5-8 сентября По распоряжению Николая I Пушкин доставлен в Москву.

1826 8 сентября Аудиенция у царя в Кремлёвском дворце в Москве. На прямой вопрос Николая I, что делал бы Пушкин в Петербурге, окажись в нём 14 декабря 1825 года, в день восстания декабристов, поэт ответил, что «встал бы в ряды мятежников». Пушкин освобождается от ссылки, но за ним учреждается тайный надзор.

1826-1830 Сотрудничество в журналах: «Московский вестник» М.Н. Погодина, «Московский телеграф» Н.А. Полевого, «Телескоп» Н.И. Надеждина, в альманахе «Северные цветы» и «Литературной газете» А.А. Дельвига.

1827 Пишет незаконченную историческую повесть «Арап Петра Великого», ряд стихотворений: «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Поэт» и др.

1828 Написана историческая поэма «Полтава».

1828 зима-1829 Пушкин впервые встречает на московском балу юную красавицу Наталью Гончарову, влюбляется в неё и делает ей брачное предложение, но не получает от её матери определённого ответа.

1829 (1 мая-20 сентября) Пушкин самовольно уезжает на Кавказ, посещает действующую армию, Арзрум, встречается с декабристами, ведёт записи, составившие позднее очерк «Путешествие в Арзрум».

1830 апрель В ответ на второе предложение Н.Н. Гончаровой Пушкин получает положительный ответ.

1830 6 мая Помолвка с Натальей Гончаровой.

1830 (3 сентября-5 декабря) Пушкин в родовом поместье отца Болдине Нижегородской губернии улаживает хозяйственные дела перед женитьбой. Осенью в Болдине Пушкин заканчивает «Евгения Онегина», создаёт «маленькие трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы») и «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Выстрел, «Метель»», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). Пишет множество стихотворений, а также «Сказку о попе и его работнике Балде», незаконченную «Историю села Горюхина».

1831 18 февраля Женитьба на Н.Н.Гончаровой.

1831 (18 февраля-15 мая) Пушкин с женой живёт на Арбате в доме Н.М.Хитрово.

1831 (25 мая

-20 октября) Живёт с женой в Царском Селе, на даче А.К.Китаевой.

1831 Переезд в Петербург; зачислен снова на службу коллежским секретарём в Коллегию иностранных дел.

1832 апрель Работает над драмой «Русалка».

1832 (октябрь)-1833 Пишет повесть «Дубровский».

1833 (18 августа-30 сентября) Пушкин посещает Поволжье и Южный Урал — места действия крестьянского восстания в XVIII веке (Казань, Симбирск (ныне Ульяновск), Оренбург, Уральск).

1833 (лето-осень) Пишет повесть «Капитанская дочка».

1833 (1 октября-ноябрь) Пушкин в Болдине пишет поэму «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке», повесть «Пиковая дама».

1833 декабрь Николай I присвоил Пушкину придворное звание камер-юнкера, обязывавшее поэта бывать на придворных праздниках.

1834 лето Пушкин пытался отказаться от этого звания, чем вызвал неудовольствие царя.

Переезд сестёр Н.Н. Пушкиной — Екатерины и Александры Гончаровых — из Полотняного Завода под Калугой в Петербург. Они поселяются в семье Пушкина.

осень В Болдине Пушкин пишет «Сказку о золотом петушке»; решает ряд хозяйственных дел. Выход в свет «Истории Пугачёва».

1836 Пушкин издаёт журнал «Современник», выпускает четыре номера. В «Современнике» опубликована «Капитанская дочка». К сотрудничеству в журнале привлекается Н.В.Гоголь.

1836 4 ноября Пушкин получает по почте анонимный пасквиль, в котором его назвали «рогоносцем». Одновременно несколько его приятелей в двойных конвертах получили такие же письма с просьбой передать Пушкину. Поэт был убеждён, что пасквиль исходил от Геккерна, голландского посланника, усыновившего Дантеса. В тот же день Пушкин посылает вызов Дантесу.

1836 21 ноября В связи с неожиданной помолвкой Дантеса с Екатериной Гончаровой Пушкин забирает свой вызов.

1836 23 ноября По просьбе Жуковского Николай I даёт «аудиенцию» Пушкину в Аничковом дворце.

1837 10 января Свадьба Дантеса и Екатерины Гончаровой. Пушкин на ней не присутствует. Ухаживания Дантеса за женой Пушкина продолжаются.

1837 26 января Поэт посылает резкое письмо «своднику» и «паёсквилянту» барону Л. Геккерну, после которого дуэль становится неизбежной. По своему официальному положению Геккерн стреляться не мог, вызов принимает Дантес.

1837 27 января Дуэль между Пушкиным и Дантесом на окраине Петербурга, на Чёрной речке. Пушкин смертельно ранен.

1837 29 января Пушкин в страшных мучениях умирает у себя на квартире в доме на набережной Мойки,12 в 14 часов 45 минут.

1837 6 февраля Погребён перед алтарём церкви в Святогорском монастыре (ныне: Пушкинские Горы Псковской области).

Слова и словосочетания:

гвардия — лучшие войска

гвардейские полки

гвардеец — военнослужащий

нянька — женщина, занимающаяся уходом за детьми, больными.

нянчить кого? ребёнка

фольклор — 1) устное народное творчество

2) совокупность обычаев, обрядов, песен, быта народов.

вольнолюбивые взгляды — свободолюбивые

вольнодумство — слегка критическое отношение или отрицательное отношение к существующим порядкам.

коллежский секретарь — гражданский чин в царской России.

коллежский советник

коллежский регистратор

эмир — титул правителя в некоторых мусульманских странах Востока.

арап — африканец, негр

Абиссиния — Эфиопия.

Предтекстовые задания

I. Постарайтесь понять значение выделенных словосочетаний по контексту.

1. Мать Пушкина была беззаботна и вела светский образ жизни.

2. Отец поэта считался душой общества, ценителем тонкого и острого слова.

3. Бабушка поэта, Мария Осиповна Ганнибал, умела живо рассказывать внуку и сказку, и о жизни прадеда.

4. Куницын воспитал в нас пламень.

5. В доме Сергея Львовича собирался цвет тогдашней литературы.

II. Определите вид придаточного предложения, поставив к нему вопрос.

1. В доме, к счастью, были люди, которые помогли узнать и полюбить родной язык.

2. Лицею Александр I придавал столь важное значение, что собирался вначале поместить туда и великих князей.

3. Лицеисты провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея.

4. Развитию вольнолюбивых взглядов способствовала атмосфера «лицейского дружества», где активно обсуждались события политической жизни страны.

III. Объясните разницу в подчёркнутых словах.

«Не одна слеза была тут пролита…» — вспоминал И. Пущин.

Ни один человек не пришёл на собрание.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799-1837)

ДЕТСТВО

Родился Пушкин в Москве 26 мая (6 июня) в старинной дворянской семье, которая к этому времени стала небогатой. Пушкины владели лишь небольшими поместьями.

Один из четырёх прадедов Пушкина, притом с материнской стороны, был сын абиссинского эмира, по имени Ганнибал. Он был похищен турками, выкуплен русским посланником в Константинополе и прислан в подарок Петру великому, который сам воспитывал его, ценил и очень любил. Ганнибал обрусел, женился на русской. Род его породнился с русскими дворянскими родами. Внучка Ганнибала, Надежда Осиповна Ганнибал, вышла замуж за Сергея Львовича Пушкина…

Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, был хорошо образован и воспитан, считался душой общества, ценителем тонкого и острого слова, писал стихи. Служил в гвардии, затем в ведомствах, но вышел в отставку. Он собрал богатую библиотеку, состоящую в основном из французских книг; в его доме собирался культурный бомонд того времени: литераторы, музыканты, художники.

Мать, Надежда Осиповна Ганнибал, внучка Ибрагима Ганнибала, «прекрасная креолка», тоже обладала живым характером, была беззаботна и вела светский образ жизни. Воспитанием детей (а их было трое — Александр, Ольга и Лев) ни отец, ни мать не занимались; их учителями и воспитателями были часто меняющиеся гувернёры-французы. В доме господствовал французский язык, поэтому Саша до 5-ти лет не разговаривал по-русски.

Но в доме, к счастью, были люди, которые помогли будущему поэту узнать и полюбить родной язык. Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, жена Осипа Абрамовича Ганнибала, умевшая живо, на превосходном русском языке рассказать своему внуку и сказку, и о жизни знаменитого «арапа Петра Великого», прадеда. Няня Пушкина, Арина Родионовна, крепостная Ганнибалов, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от «господ», вынянчила их детей, а потом внуков. Они раскрыли перед мальчиком всё богатство разговорного русского языка и русского фольклора.

Пушкин уже к 8-ми годам прочитал большую часть книг из библиотеки отца. И хотя не всё из прочитанного было ему понятно, но произведения Корнеля, Росина, комедии Мольера, оды Ломоносова, Державина, стихи Жуковского оказались замечательной находкой в его дальнейшем образовании. Кроме этого, мальчик очень внимательно прислушивался к горячим литературным спорам, к стихам, которые читались в кабинете отца на литературных собраниях. Сформулировать литературный вкус Пушкину помог и его дядя — Василий Львович Пушкин — поэт. Когда Пушкину исполнилось 12 лет, нужно было подумать о систематическом школьном образовании.

Слова и словосочетания:

выкупить кого? что? — за большие деньги кого-то освободить (пленника, вещь)

выкуп — плата, деньги, которыми выкупают

обрусеть — стать русским по языку, обычаям

похищать — тайно уводить, красть

похитить

похитить документы

похищение

породниться с кем? с чем? — вступать в отношения родства

родниться

родниться с семьёй друга

гувернёр — воспитатель детей в богатых буржуазных семьях

господин — 1) человек, принадлежащий к привилегированному классу

2) форма вежливого обращения

ЛИЦЕЙ

В начале 1811 года в Царском Селе был открыт Лицей. И будущего поэта решили определить в Лицей.

Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. Задуманному им учебному заведению Александр I придавал столь важное значение, что собирался вначале поместить туда и великих князей. Позднее он от этой мысли отказался. Программа обучения в Лицее предусматривала изучение самых разнообразных наук. Среди приглашенных преподавать лицеистам были такие лучшие по тому времени учителя, как А.П. Куницын, А.И. Галич и др.

На открытии Лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына. В своей речи он призывал … «превыше всего чтить законы и соблюдать их». «Любовь к славе и отечеству должна быть вашим руководителем».

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.

19 октября 1825 года.

Лицей пушкинского выпуска способствовал воспитанию в юношах передового общественного сознания, высокого гуманизма, патриотизма, дал им возможность получить за 6 лет образование равное университетскому. «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохой народной жизни русской: надвигалась гроза 1812 г. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого лицея; мы всегда были тут при их появлении, выходили даже из классов, обнимались с родными и знакомыми. …Не одна слеза была тут пролита», — вспоминал И.Н. Пущин.

За годы учения в Лицее Пушкиным написано около 120 стихотворений. Он уже осознаёт себя поэтом. В 1814 году в 13 номере модного литературного журнала «Вестник Европы» было напечатано послание «К другу стихотворцу». Это было начало, но начало многообещающее.

Последние годы в Лицее — 1816 и 1817 — были временем быстрого развития вольнолюбивых взглядов, этому способствовала и атмосфера «лицейского дружества», где активно обсуждались события политической жизни страны.


Весной 1817 года закончился лицейский курс. Прошли последние экзамены. В июне состоялся выпуск. Пушкин был выпущен во втором разряде окончивших с чином коллежского секретаря.

Промчались годы заточенья,

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждёт нас у порогу,

Завёт нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

«Товарищам» 1817 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. Вересаев. Пушкин в жизни

    Документ
    В Москве От переезда в Петербург до путешествия в Арзрум Путешествие в Арзрум Перед женитьбой Первые годы женатой жизни Поездка на Восток В придворном плену Анонимный пасквиль.
  2. Аннотация: Это было время мистических течений, масонских лож, межконфессионального христианства, Священного союза, Отечественной войны, декабристов, Пушкина и расцвета русской поэзии

    Документ
    Аннотация: Это было время мистических течений, масонских лож, межконфессионального христианства, Священного союза, Отечественной войны, декабристов, Пушкина и расцвета русской поэзии.
  3. Наша главная песня

    Документ
    Цю книгу я присвячую одному з її героїв — моєму рідному і коханому Місту з побажанням швидшого ознайомлення з нею з метою скорішого відродження з ІМ'ЯМ Запорожжя.
  4. Книга публицистически обобщает накопленный материал по альтернативистике междисциплинарному направлению прогнозирования перспектив перехода к альтернативной цивилизации,

    Книга
    Книга публицистически обобщает накопленный материал по альтернативистике — междисциплинарному направлению прогнозирования перспектив перехода к альтернативной цивилизации, которая могла бы спасти человечество от глобальной катастрофы,
  5. Урока: «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»

    Урок
    1.Выразительно читать стихотворения А.С.Пушкина («На холмах Грузии…», «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «Мадонна»), подготовиться к их анализу.

Другие похожие документы..