Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
К основным средствам для целей составления финансовой отчетности по МСФО относятся материальные объекты имущества банка, использование которых предпол...полностью>>
'Документ'
В настоящее время для многих предприятий и организаций остро стоят вопросы документационного обеспечения управления, т. е. постановки процедур докуме...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Ярославском государственном педагогическом университете имени К.Д. Ушинского на кафедре ботаники, теории и методики обучения биоло...полностью>>
'Документ'
Инновационная парадигма образования, пришедшая на смену парадигме "поддерживающего" или "просветительского" образования, характер...полностью>>

М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема урока: «Синие горы Кавказа» в творчестве М.Ю. Лермонтова

Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст.

Задачи урока: развивать коммуникационную компетенцию, умение работать с Интернетом как средством получения информации по заданному вопросу.

Оборудование: компьютер, проектор, выход в Интернет, тексты стихотворений М.Ю.Лермонтова, презентация учителя.

Тип урока: комбинированный: заочная экскурсия по лермонтовским местам Кавказа с использованием Интернета, анализ стихотворения «Кавказ»

Оборудование: компьютер, проектор, тексты стихотворений М.Ю.Лермонтова.

Конспект урока

Ход урока:

1 Орг. момент

2. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя: - Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое, а точнее в 30-е – начало 40-х годов 19 столетия, в то время, когда жил замечательный поэт, писатель и незаурядный художник Михаил Юрьевич Лермонтов.

Тема нашего урока «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова». Выбрана эта тема не случайно, так как пребывание здесь для Лермонтова стало самым счастливым и в то же время роковым. Михаил Юрьевич Лермонтов очень любил Кавказ, поэтому эпиграфом к нашему уроку и стали его восторженные слова об этих местах. Написаны они были начинающим поэтом в 16 лет. Прочтите эпиграф и запишите его в рабочие тетради.

Сообщение цели урока: Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст.

В 5, 6 и 7 классах вы уже знакомились с некоторыми фактами из жизни Лермонтова и знаете, что на Кавказе поэт бывал неоднократно. Когда же это происходило?

3. Послушаем сообщения ребят. Готовясь к уроку, они пользовались Интернет-ресурсами. Давайте и мы и мы выйдем в Интернет. Ведем в поисковую строку адрес, который вы видите на слайде 3. /71.html

Сообщение учащегося.

Впервые на Кавказе Лермонтов побывал вместе с бабушкой. (Слайд 3) Она трижды возила внука на воды лечиться. Было это в 1818, 1820 и 1825годах. Останавливались бабушка и внук в имениях родственников по материнской линии Шелкозаводское и Столыпиновка, расположенных недалеко от казачьей станицы Шелковской и Горячеводска (ныне Пятигорска). (Слайд 4)

Сохранился один из детских рисунков Лермонтова (Слайд 5),в котором он выразил своё первое восхищение красотой Кавказа. Рисунок подписан на французском языке "М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах". Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит поэт свой последний час.

Позднее впечатления от поездок на воды вылились в такие замечательные строки (ученик читает наизусть):

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный.

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной;

От юных лет к тебе мечты мои

Прикованы судьбою неизбежной,

На севере, в стране тебе чужой,

Я сердцем твой – всегда и всюду твой.

Еще ребенком, робкими шагами

Взбирался я на гордые скалы,

Увитые туманными чалмами,

Как головы поклонников Аллы.

Там ветер машет вольными крылами,

Там ночевать слетаются орлы,

Я в гости к ним летал мечтой послушной

И сердцем был – товарищ их воздушный.

4. Беседа:

- Перед вами лежит текст этого стихотворения, а в тетрадях записан эпиграф к уроку, прочтите их еще раз и скажите, что объединяет эти два произведения?

- Как вы думаете, почему в двух совершенно разных произведения Лермонтов говорит о детских впечатлениях от пребывания на Кавказе? Так когда же родилась его любовь к этим местам?

2 сообщение

Следующая встреча Лермонтова с «Синими горами Кавказа» состоялась спустя 12 лет и при других обстоятельствах. Это была ссылка за «непозволительные стихи». А точнее за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А.С.Пушкина.

О долгой разлуке с полюбившимися горами, бурными реками, необыкновенными людьми и о своих чувствах ко всему этому Лермонтов напишет в стихотворении «Кавказ». (Ученик читает наизусть стихотворение, остальные следят по тексту, который заготовлен заранее)

5. Анализ стихотворения «Кавказ».

Еще одна причина, по которой мы обратились к этой теме, - стихи и поэмы, основанные на воспоминаниях и впечатлениях о Кавказе, легендах и песнях горских народов.

- Найдите в тексте стихотворения строки, упоминающие об одном из самых трагичных фактов биографии поэта.

- Посмотрите внимательно на фотографии Бештау и Большого Кавказского хребта. Какой цвет на них преобладает? Соотнесите увиденное с текстом стихотворения и скажите, почему Лермонтов называет вечер «розовым»? Какую роль в стихотворении играет этот эпитет?

- Найдите в стихотворении метафоры. Каково их значение в тексте?

- Как вы, я думаю, заметили, в тексте достаточно много слов, которые в современном русском языке практически не употребляются. Назовите эти слова и объясните их лексическое значение.

- Назовите строку, которая в стихотворении неоднократно повторяется. Какова ее композиционная роль? Это рефрен.

- В рабочие тетради запишите значение слова рефрен.

6. Слово учителя. «Люблю я Кавказ!» - неоднократно говорит о своих чувствах Лермонтов. Но не только в стихах он выражает свою любовь, есть еще и картины, рисунки, где каждый штрих, каждый мазок кисти свидетельствует об искренности и глубине его чувств. Посмотрите! (Слайды 4, 5). Если вас заинтересовало живописное наследие Лермонтова, вы можете самостоятельно обратиться к сайту в Интернете, адрес которого вы видите на слайде 5.

Продолжаем говорить о пребывании Лермонтова на Кавказе.

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой:

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили.

И долго мне мечталось с этих пор

Все небо юга и утесы гор.

Прекрасен ты, суровый край свободы,

и вы, престолы вечные природы,

Когда, как дым синея, облака

Под вечер к вам летят издалека... – так напишет Лермонтов о Кавказе в поэме «Измаил-Бей» в 1832 году. Эти слова окажутся пророческими: в марте 1840 года Лермонтова опять сошлют на Кавказ, в действующую армию. Причина ссылки – дуэль с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом. Новое место службы – Тенгинский пехотный полк. Лермонтов обращается к командованию с прошением отправить его в экспедиционный отряд, находящийся в Малой Чечне. Его просьба была удовлетворена. Все лето и осень провел поэт в экспедициях и проявил себя как бесстрашный, удалой офицер. (Слайд 6.) В официальных документах Лермонтова неоднократно представляли к наградам, но в высших инстанциях его вычеркивали из списков. Служба продолжалась до черного дня – 15 июля 1841года, когда поэт погиб на дуэли.

7. Слово учителя. Действительно, 15 июля 1841 года стало черным днем для ценителей литературы, ведь не стало еще одного замечательного поэта, но остались его прекрасные творения. Многие из них – гимн любви к Кавказу, его горам и ущельям, шумным речным потокам, воинскому братству.

Одна из бывших учениц вспоминала: «побывав на Кавказских Минеральных водах, наконец-то, спустя уже несколько лет после окончания школы, появилось желание прочитать Лермонтова. И насколько я была поражена: «Да вот оно, все то, о чем он писал!» Или по-другому, читая, к примеру, «Герой нашего времени»: «Да я это же все видела своими глазами!»
      Знаете, что поразило больше всего? «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...» Недоумение школьной поры: «Это почему же горы синие?». А оказалось… Они на самом деле синие!» Давайте совершим заочную экскурсию по кавказским местам М. Ю. Лермонтова и посмотрим, действительно ли горы Кавказа синие? Для этого введем новый адрес в поисковую строку /lermontov2.html и посетим места, где бывал Лермонтов.

8. Многие произведения М.Ю. Лермонтова связаны с этим загадочным краем: «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», - все это стало результатом пребывания М.Ю. Лермонтова на Кавказе. Вам же предстоит познакомиться пока только с одним из названных произведений – поэмой «Мцыри».

9. Домашнее задание

1. Прочитать поэму «Мцыри».

2.Отметить в тексте описания природы, определить их роль.

10. Для подготовки к уроку были использованы следующие Интернет-ресурсы:

  • /71.html

  • /lermontov2.html

  • festival@



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Задачи : обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования

    Документ
    Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное
  2. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы

    Урок
    Многие методисты и исследователи справедливо считают вершиной читательского восприятия и литературного развития школьников и их эмоциональной сферы постижение лирического текста.
  3. Планирование составлено на основе государственного стандарта основного общего образования и Программы средней школы под редакцией М. Г. Ахметзянова, Казань, издательство «Магариф», 2009 г

    Программа
    Планирование составлено на основе государственного стандарта основного общего образования и Программы средней школы под редакцией М.Г. Ахметзянова, Казань, издательство «Магариф», 2009 г.
  4. М. А. Моу гимназия им. А. Л. Кекина. 2011-2012 уч г. Муниципальное образовательное учреждение гимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области Рабочая программа

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы (Авт.
  5. Русский язык 5 класс Раздел I. Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию

Другие похожие документы..