Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Организационный комитет приглашает Вас принять участие в Российской конференции «ЭВОЛЮЦИЯ БИОГЕОХИМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (ФАКТОРЫ, ПРОЦЕССЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ)...полностью>>
'Книга'
В пособии рассмотрены теоретические, методические и практические вопросы управления процессом формирования, развития и использования трудового потенци...полностью>>
'Документ'
Иммунитет. Восприимчивость к малярии абсолютная, болеют все подвергающиеся заражению. Исключение составляют коренные жители Запад­ной Африки, обладаю...полностью>>
'Программа'
Конечная цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов глубоких теоретических знаний по использованию основ маркетинга, а также выра...полностью>>

Мир памяти, мир сердца, мир души (Сценарий праздника 1 сентября)

Главная > Сценарий
Сохрани ссылку в одной из сетей:

И росли в траве осколков жала.

По земле катился черный пал.

Чем же мы огонь и сталь сдержали?

Мужеством – сильнее, чем металл!

В центре площади Героев – большой прямоугольный бассейн. Вода в нем, как слезы народные, льется через край.

После войны курган называли мертвым – земля здесь была нашпигована железом, и на ней ничего не росло. Только спустя много лет после войны у подножия кургана, а потом и на склонах стали появляться и зазеленели первые кусты.

Заканчивается площадь Героев Малой подпорной стеной. В 1970 году в нее была заложена капсула с обращением к потомкам.

Большая подпорная стена с резным рисунком на тему борьбы и победы над немецко-фашистскими захватчиками. Длина стены – 125 м, высота – 10 м. В стене вход в зал Воинской Славы. О нем я расскажу вам сейчас, а в зале мы будем смотреть все молча.

В центре зала Воинской Славы горит Вечный огонь. Его зажгли от Вечного огня на площади Павших борцов. Диаметр зала – 40 м, высота – 13,5 м. По периметру зала расположены 34 приспущенных знамени, на которых увековечены имена павших в боях за Сталинград. Поиски идут до сих пор, и имена на знаменах постоянно пополняются.

Исполнение песни под гитару «Красная стена» А. Розенбаума.

Вокруг пантеона стоят, образуя квадрат, 13 квадратных пилонов, высотой 9 м, на которых изображены лица солдат всех родов войск. Они символизируют часовых, охраняющих вечный сон погибших товарищей.

Композиция «Скорбь матери».

Н. Некрасов

Внимая ужасам войны

При каждой новой жертве боя,

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые,

Искренние слезы –

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

«Скорбь матери» называется эта композиция. Высота скульптуры – 11 м. У ее основания могила Неизвестного солдата.

М. Харис

Знаю, в сердце у тебя тревога –

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, все ты смотришь на дорогу,

По которой я ушел когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи…

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

До сих пор грохочет канонада…

Снова в бой – на линию огня!

Если не вернусь, не плачь, не надо,

Втихомолку вспоминай меня.

Говори: за честь родного края

Мой любимый сын погиб в бою.

Он погиб, Отечество спасая,

Ради жизни отдал жизнь свою.

За жизнь своих матерей, детей, братьев, сестер, одним словом, за Родину отдали свою жизнь воины-сталинградцы. Рядом с ними лежит маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков. Предсмертное его желание – быть похороненным рядом со своими солдатами.

Далее серпантинная дорожка ведет к главному монументу – «Родина-мать зовет». Высота этой фигуры – 52 метра, общая высота – 85 метров. Она символизирует призыв Родины к народу – победить врага.

Поднимаемся к скульптуре.

Главная высота России. Отсюда видны центр города, северная промышленная часть города, участок Волги, на котором была переправа. Через нее и из-за Волги поступали пополнение, боеприпасы, продовольствие, а из города увозили раненых, тех, кто не успел эвакуироваться.

Враг стремился любой ценой овладеть Мамаевым курганом – этим «ключом Сталинграда».

Р. Рождественский

Сотни лет

расходиться широким кругам

по огромной воде

молчаливой реки…

Выше всех Эверестов –

Мамаев курган!

Зря об этом в учебниках нет

ни строки.

Зря не сказано в них,

что теплеет Земля

и светлеет Земля,

оттого что на ней,

о курганах мамаевых

помнить веля,

загораются

тысячи Вечных огней…

Мне сюда возвращаться.

К добру и к беде

Мне сюда приходить.

Приползать.

Прилетать.

И, схватившись за сердце на той высоте,

задыхаясь,

разреженный воздух глотать.

А мы должны помнить об этой страшной войне, чтобы она не повторилась.

Дорога к храму
(
Литературно-музыкальная композиция)

В. Соловьев

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

М. Кравцова

Земля побелела от снега

И так отрешенно глядела,

Как будто душа ее – небо –

Покинула мир, отлетела…

Не видно родного простора,

Теперь ты – чужая планета.

Долины, туманы, озера

С того или этого света?!

И здесь ни при чем время года –

Живя нашей жизнию грешной,

Себя позабыла природа,

Уткнувшись в свой сон белоснежный…

Храм – это образ преображенного мира, созидаемого по законам красоты и гармонии.

М. Кравцова

Есть красота несказанная, светлая,

Та, что святою не зря называется…

Тихо раскроется тайна заветная.

Русь белой лебедью в сердце останется.

Сном благодатным, радостью сбывшейся –

Час созерцания, Богом подаренный,

Будто бы чудом с Небес опустившййся –

Песней беззвучною – Храм белокаменный…

Горит огнем, ярким пламенем полыхает глава древнерусского храма.

Марина Цветаева

…У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола звонят,

И гробницы в ряд у меня стоят, –

В них царицы спят и цари…

Златоглавая, белокаменная православная Москва, сердце ее – Кремль – возвышается над Москвой-рекой… Москва – сердце России, ее первопрестольный град. Горят главы ее храмов, устремляются молитвы верующих, звучащие в церквях, в небо. И в этом можно увидеть то, о чем так много спорят и говорят: смысл судьбы России, тайну русской души, горящей до самозабвения пламенем любви…

Необычайным, притягивающим, красивым и непривычным является сам облик храма; но как прекрасен его «голос»! Иногда, еще не видя храма, находясь от него вдали, мы слышим звон его колоколов.

Ф. Тютчев

Вечер

Как тихо веет над долиной

Далекий колокольный звон,

Как шум от стаи журавлиной, –

И в звучных листьях замер он…

Только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, живописи.

Колокольня

Среди неба

Среди огнеликого

Чистым звонам Твоим поклонюсь,

С колокольни Ивана Великого

Вижу всю Православную Русь…

С древних времен колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, созывали людей на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, в трагические для Отечества дни звали на защиту Родины.

Аполлон Григорьев

Когда колокола торжественно звучат

Иль ухо чуткое услышит звон их дальний,

Невольно думою печальною объят,

Как будто песней погребальной,

Веселым звукам их внимаю грустно я,

И тайным ропотом полна душа моя.

Преданье ль тайное – тайник взволнует груди,

Иль точно в звуках тех таится звук иной,

Но, мнится, колокол я слышу вечевой,

Разбитый, может быть, на тысячи орудий,

Властям когда-то роковой,

Да, умер он, давно замолк язык народа,

Склонившего главу под тяжкий царский кнут;

Но встанет грозный день, и воззовет свобода,

Калеки вопли издадут,

И растопченный прах и кости исполина

Совокупит опять дух Божий воедино.

И звучным голосом он снова загудит,

И в оный судный день, в расплаты час кровавый,

В нем новгородская душа заговорит

Московской речью величавой…

1846 г.

Колокол является единственным музыкальным инструментом в православном храме. Уже в IV–V вв. из православной традиции ушла инструментальная музыка, которая была распространена в раннехристианский период. Отцы церкви отдавали предпочтение человеческому голосу, считая его самым совершенным инструментом, созданным самим Богом. Но колокола остались. Вначале их роль была исключительно подсобной – созывать верующих на молитву в будни и праздники.

Ф. Тютчев

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко набежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон.

Где-то за дорогой

Замирает звон.

Н. Рубцов

Пасха под синим небом,

С колоколами и сладким хлебом,

С гульбой посреди двора,

Промчалась твоя пора!..

Колокола, которые сегодня кажутся такими привычными православным, пришли с Запада. На Русь привозили колокола из Европы, пока не появились свои мастерские колокольного дела.

В Ростове до наших дней сохранились звонницы Успенского собора. Ростовские звоны – замечательное творение русского народного эпоса. Их возникновение относится к XVII веку.

Сейчас вы услышите самый большой колокол, отлитый в 1688 году ростовским мастером Флором Тереньтевым. Он весит 2000 пудов, отличается бархатистым звучанием и красивыми обертонами. Звук этого колокола узнавали за 20 км от города.

К. Бальмонт

Люблю безмерно колокол церковный

И вновь, как тень, войду в холодный храм,

Чтобы живой воды мне встретить там

И вновь домой пойти походкой ровной.

Но правды есть намек первоосновный

В дерзаньи – с высоты пророчить нам,

Что есть другая жизнь, – и я отдам

Все голоса за этот звук верховный.

Гуди своим могучим языком,

Зови дрожаньем грозного металла

Разноязычных – эллина и галла.

Буди простор и говори, как гром,

Стократным – миллионным языком:

Изваян мир из белого коралла.

Самым знаменитым колоколом в России является, конечно, Царь-колокол, отлитый мастерами Иваном и Михаилом Маториными в 1733–1735 годах. Он весил более 200 тонн. Во время пожара 1737 года колокол рухнул, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонны. С тех пор он замолчал навсегда. И сейчас Царь-колокол, находящийся на территории Московского Кремля, поражает посетителей своими размерами.

М. Цветаева

Москва! Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси – бездомный,

Мы все к тебе придем…

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной, отвергнутой тобой.

Царю Петру и вам, о царь, хвала!

Но выше вас, цари, – колокола.

Пока они гремят из синевы –

Неоспоримо первенство Москвы…

К колоколам на Руси относились, как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Ревун, Широкий, Лебедь, Медведь – в зависимости от характера их звучания.

Русские мастера начали лить колокола в XII–XIII веках. Во время монгольского ига литье пришло в упадок, но возобновилось в XIV веке, а к началу XVI века русские мастера достигли совершенства, вытеснив в XVII веке иноземцев.

А как производилась отливка?

В огромной яме сооружали кирпичный «болван» и глиняную форму. Рядом в печи плавилась медь. Только за 5–10 минут до отливки к ней добавляли олово. Некоторые мастера бросали в растопленную массу серебряные монеты. Несколько работников, раскачав рычаг, пробивали в плавильной печи отверстие, из которого вырывался металл. Стекая по желобам, он заполнял форму. Чтобы успеху не повредили козни нечистой силы, перед литьем распускали самые нелепые слухи. Считалось: чем нелепее слухи, тем звонче будет колокол.

Части колокола назывались так же, как части тела человека: у колокола были язык, ухо (или уши) и тулово. И если при отливке колокола часть меди проливалась и ее не хватало хотя бы на половину «ушей», считалось, что вся работа пропала.

В России самая бедная церковь имела не менее трех колоколов, а на колокольнях богатых церквей их бывало до 10 и более. Собрание всех колоколов называется звоном.

В церковном уставе различают два рода звучания: благовест, то есть звон в один колокол, переходящий в перезвон, когда ударяют в несколько колоколов, но не сразу, а поочередно; и собственно звон, когда ударяют сразу в несколько колоколов.

Будничный звон, напоминающий звон небольших городских колоколен, резко контрастирует с приподнятыми праздничными звонами. В будничном звоне участвуют только средние колокола, а исполняет будничный звон один звонарь. А в праздники, например, на Пасху, всю неделю пускали на колокольню всех желающих. Звонить в колокола было любимым занятием русских.

Д. Бедный

В родных полях вечерний тихий звон, –

Я так любил ему внимать когда-то

В час, как лучи вечернего заката

Позолотят вечерний небосклон…

Поговорим о «вечной» теме, теме вечернего звона.

Я. Полонский

Вечерний звон

Вечерний звон… Не жди рассвета;

Но и в туманах декабря

Порой мне шлет улыбку лета

Похолодевшая заря…

Вечерний звон – душа поэта,

Благослови ты этот звон…

Он не похож на крики света,

Спугнувшего мой лучший сон.

Вечерний звон… И в отдаленье,

Сквозь гул тревоги городской,

Ты мне пророчишь вдохновенье

Или могилу и покой.

Но жизнь и смерти призрак – миру

О чем-то вечном говорят,

И как ни громко пой ты, – лиру

Колокола перезвонят.

Без них, быть может, даже гений

Людьми забудется, как сон, –

И будет мир иных явлений,

Иных торжеств и похорон.

В 1960 году русский поэт Николай Михайлович Рубцов написал стихотворение, посвященное великому художнику И. Левитану.

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный

У окон, около колонн, –

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу

До новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси…

Какая же картина Левитана поразила Рубцова настолько и оказалась так созвучна его внутреннему миру, что душа его отозвалась стихами? Это картина «Вечерний звон».

…Вечерний звон, звуки которого плывут над миром, созывают людей в храм Божий, благовествуя о начале вечерней службы, совершаемой в благодарность Господу за проходящий день, возглашая тем, кто не присутствует в это время в храме, о происходящем там. Слышит эти звуки человек, и отзывается его душа на них, даже если доселе была погружена в глубокий сон, не дающий за временным и суетным увидеть и услышать вечное, нетленное, истинное.

Есть в русском изобразительном искусстве пейзажи, полные великой скромности и тихой силы.

Изображенные на них уголки России – подчас самые привычные взгляду; но в них-то и выражается то, что поэты и художники назовут душою природы.

Ф. Тютчев

… В ней есть душа,

В ней есть свобода,

В ней есть любовь,

В ней есть язык…

…Наступило время вечерней службы в храме – в монастыре, стоящем на берегу реки. День уже клонится к ночи: солнце почти село, лучи его освещают картину из-за горизонта. К вечерней молитве плывут люди – видимо, из деревни, стоящей на другом берегу. И мы уже знаем, что ко времени начала службы в храме раздастся колокольный звон, созывающий людей в храм.

Картина удивительно прозрачна и тиха. Мир, видимый на ней, не шелохнется, не поколеблется. Безветренно в мире. Все будто слушает.

И в этом прозрачном пространстве спокойно и медленно плывут в небе облака, как волны мягкой зыби, идущей от горизонта, оттуда, откуда исходят солнечные лучи и где расположен монастырь. Словно сама небесная высь живет волнами звука и света, несет их в себе. А потом все это – и небо, и храм со звонницей – отражается в реке, и пространство картины становится безграничным. Если в мире картины сейчас есть звук, то разносится он далеко во все пределы – по глади спокойной реки, над затихшим предвечерним миром, в небесной выси – и достигает едва ли не самых глубин.

По всей крещеной Руси звонят колокола: колокола православных храмов ежедневно и еженощно напоминают о Боге и о Царствии Небесном.

Замечательно и радостно, что есть художники милостью Божией, в чьих картинах живет Россия, ясно чувствуется ее дух; одухотворена и сама кисть живописца. Взглянешь на такие картины – и видишь лик Родины в предстоянии пред вечностью.

Невозможно говорить о вечернем звоне и не вспомнить прекрасные строки, знакомые нам с детских лет:

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я с ним, навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!..

Душа наполняется радостью и спокойствием, строки звучат плавно и торжественно.

Да, действительно, не найдется в России человека, который не знал бы этих строк. Но не все знают автора этого стихотворения.

Им является Иван Иванович Козлов, замечательный русский поэт, современник Пушкина, Жуковского и Тютчева.

Но это еще не все: эти стихи – вольный перевод стихотворения ирландского поэта Томаса Мура (1779–1859 гг.).

Удивительно: тема, взятая поэтом далеко за пределами России, не только оказалась ей близка, но и не исчерпала себя на протяжении целого столетия! И дело здесь прежде всего в самом колокольном звоне, который слышит всякий человек (не только русский), живущий в христианском мире.

А сейчас мы хотим рассказать вам о И. И. Козлове (1779–1890 гг.). Родился он в Москве, в богатой семье, получил хорошее домашнее образование, в совершенстве изучил французский и итальянский языки, блестяще знал литературу. Достигнув совершеннолетия, определился на военную службу, затем на гражданскую. О литературной деятельности он и не помышлял. Однако в 1916 году Козлова внезапно поразила тяжелая болезнь (паралич ног), а три года спустя он начал терять зрение и к 1821 году ослеп. От наследства у него в ту пору уж ничего не осталось, и он оказался в бедственном положении.

Слепота резко изменила образ жизни Козлова и определила его дальнейшую судьбу. Будучи слепым, он, знавший в совершенстве французский и итальянский языки, выучил английский и немецкий. Козлов начал переводить произведения иностранных поэтов и на сороковом году жизни стал сам писать стихи.

Несмотря на напряженную литературную работу и помощь друзей, Козлов сильно нуждался, жизнь его протекала в тяжелых физических страданиях. Он терял речь и слух, но продолжал трудиться.

«Уже не зреть мне светлых дней…». Зная биографию поэта, эти строки можно понимать буквально. Но их можно прочесть и иначе: ушел свет из души. Ушла любовь, веселье сердца; расставание с отчим домом произошло навеки, возвращаться не к кому – «крепок их могильный сон», надежды оказались обманутыми. И его самого ждет та же участь, что и всех: «лежать и мне в земле сырой».

Грусть о скоротечности земного бытия, скорбь об утраченном навеки, о невозможности вернуться к тем дням, наполненным светом радости, веры, надежды и любви.

Но есть еще одна звучащая здесь тема: «Другой певец… пройдет» некогда по земле, над которой все так же будет звучать колокол. Волны вечернего звона отзовутся еще в чьей-то душе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сценарий праздника «Последний звонок 2010»

    Сценарий
    Прощальная песня для 11 класса на последний звонок, на мотив (Трофим "Московская песня")Опять на улице весна И нам сегодня не до сна Пришел и наш с тобой сейчас прощанья час Вся школа о ЕГЭ твердит И кто-то по двору бежит
  2. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  3. Василия Макаровича Шукшина, и в честь славного юбилея 2009 год на Алтае объявлен годом Шукшина. Чем же знаменит Шукшин? Какой след оставил он в сердцах и душах сотен тысяч поклонников? Об этом и хотим мы сегодня рассказ

    Рассказ
    Алтай. Милая Родина. Маленький уголок Великой России. Сказочно красив он своей неповторимой природой, баснословно богат своими недрами, знаменит на весь белый свет своими людьми.
  4. Сценарий последнего звонка «сказ про федота стрельца и многое другое…» (Время проведения 1 час)

    Сценарий
    Скоморох 1: Верьте аль не верьте, а жил на белом свете Федот-стрелец, удалой молодец. Служба у Федота – рыбалка да охота. Царю – дичь да рыба, Федоту спасибо.
  5. Сценарий конкурсной программы для ветеранов Великой Отечественной войны. «Запомни этот город ленинград, запомни эти люди ленинградцы» вечер памяти

    Сценарий
    7. Библиографический указатель методических и сценарных материалов в помощь работникам культурно-досуговых учреждений по подготовке и проведению 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Другие похожие документы..