Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт по изучению лепры» Министерства здравоохранения и социального разв...полностью>>
'Документ'
К началу 21-го века мировая и отечественная атомная энергетика оправилась от «чернобыльского синдрома» и переживает так называемый «ядерный ренессанс...полностью>>
'Документ'
Современная Япония - высокоразвитое в промышленном и научно-техническом отношении государство, один из трех мировых центров империалистического сопер...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Самостоятельная работа включает выполнение домашних заданий, выполнение математического практикума и выполнение контрольных работ. Контактные часы вк...полностью>>

Мир памяти, мир сердца, мир души (Сценарий праздника 1 сентября)

Главная > Сценарий
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оформление:

Доска: записана тема цветными мелками; рисунки учащихся художественно-эстетического цикла, иллюстрирующие стихи на военную тему волгоградской поэтессы М. Агашиной.

Реквизит: ваза, цветы на столе у каждого ученика, свечи, оформление стола (подсвечники, скатерть-драпировка).

Музыкальное оформление: запись песни «Священная война», «День Победы» (мелодия).

Ведущий. Маргарита Агашина – волгоградская поэтесса, много стихов посвятившая Сталинграду. Наши лицеисты проиллюстрировали некоторые из них, пропустив каждое через свое сердце, вложив частичку своей души, разворошив в памяти услышанное и увиденное о войне.

Прочитать иллюстрированные эпизодами войны стихи.

Всем, кто ушел в бессмертие, – посвящается!

1. Звучит песня «Священная война…».

Звук убавляется, и на фоне музыки звучит голос ученика.

Ученик. Сегодня, 22 июня 1941 года, в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на нашу Родину.

Классный руководитель. Эти слова голосом Левитана прозвучали, как взрыв, в душах людей необъятного Союза Советских Социалистических Республик 43 года назад.

2. На фоне музыки читает чтец (сидя):

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Музыка выключается.

Ученик. Война… Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, наградам своих дедушек и бабушек. Мы знаем, что она еще где-то есть.

Ученик. Задумайтесь! Как это страшно – один народ убивает другой народ. Человек убивает человека, изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает – и унижается. Ради чего? По какому праву?

Учитель литературы. Это страшная дата – 22 июня 1941 года… День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы… Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло куда-то очень далеко, в прошлое, перед зловещим словом ВОЙНА.

Самая короткая ночь России,

Ночь мужества, воли, бесстрашия.

Вражьих орудий стволы голые.

Армия фашистов, замершая перед маршем.

И не было в мире темнее и короче

Этой тяжелой июньской ночи.

Ученик. Да, не ожидали. Да, не были готовы. Но уже 22 июня смерть уносила жизни людей. Уже 22 июня земля гудела под гусеницами танков, рвалась снарядами, пробивалась автоматными очередями. Начался счет 1418 кровавых дней Великой Отечественной войны.

Все встают, в руках цветы.

Ученик. Страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться. Почти весь школьный выпуск 1941 года не вернулся с фронта…

Вереницей вслед за учителем ставят цветы в вазу, потом возвращаются на места, садятся.

Ученик. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина!

Жизнь обещала, любовь обещала Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Ученик. Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Просто был выбор у каждого – я или Родина.

Ученик (зажигает свечу). Как это – спать на ходу? Как это можно так устать, чтобы заснуть, примерзнуть к стеклу окна? И не почувствовать холода. И как это можно привыкнуть к грохоту и вою снарядов? И годами не иметь крыши над головой?! И хоронить после каждого боя друзей?!

Ученик (зажигает свечу). И самое страшное – знать, что сейчас ты поделишься с другом мирными воспоминаниями, а через несколько минут тебя или друга не будет в живых! Так было на фронте – все 1418 дней войны!

Ученик (зажигает свечу).

О, сколько их было –

Сердец нерастраченных, юных!

Ах, сколько в столице стонало

Гитар шестиструнных!

Ученик (зажигает свечу).

О, сколько их было –

Парней ясноглазых, веселых!

Ах, сколько гармошек

Рыдало в поселках и селах!

Ученик (зажигает свечу).

По всей необъятной,

По всей затемненной России

Военные ветры по-бабьи

Войну голосили.

Ученик (зажигает свечу).

По всей необъятной,

На каждой дощатой платформе

Топтались мальчишки

В непригнанной воинской форме.

Ученик (зажигает свечу).

Вспомним всех поименно,

Сердцем вспомним своим,

Это нужно не мертвым –

Это нужно живым!

Объявляется минута молчания.

Классный руководитель (с зажженной свечой).

Помните!

Через века, через года –

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда,

Помните!

Собирает свечи и ставит их в импровизированный подсвечник.

Звучит мелодия песни «День Победы».

На ее фоне учитель литературы озвучивает иллюстрации на доске: Сталинград, превращенный в руины, груды камней, начиненный металлом так, что много лет на Мамаевом кургане не могла расти даже трава, восстал из пепла, расчистив руины, выкорчевав из земли эхо войны – осколки снарядов. И зашумели кронами деревья, заулыбались стеклами выстроенные после войны дома.

Но не забыты страшные годы войны, напоминают о них и очевидцы, и те, кто знает о ней по книгам и фильмам.

УРОК ПАМЯТИ, ПОСВЯЩЕННый

ПОБЕДе НАД ФАШИЗМОМ

Вступительное слово ведущего. Для нас Великая Отечественная война – это не только прошлое. Ее дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь она круто повернула всю жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью. Она поглотила в своем пламени миллионы людей, принесла народу колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне остро тревожат народную память.

Разрешите урок Памяти считать открытым.

Звучит гимн России.

Ведущий. Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

На фоне музыки «Священная война» голос диктора:

Сегодня, 22 июня 1941 года, в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на нашу Родину.

Ведущий. Война… Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, наградам своих дедушек и бабушек. Мы знаем, что она еще где-то есть.

Задумайтесь! Как это страшно – один народ убивает другой. Человек убивает человека. Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает – и унижается. Ради чего? По какому праву?

22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы… Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло куда-то очень далеко, в прошлое, перед зловещим словом «война».

Чтецы. Самая короткая ночь России,

Ночь мужества, воли, бесстрашия.

Вражьих орудий стволы голые.

Армия фашистов, замершая перед маршем.

И не было в мире темнее и короче

Этой тяжелой июньской ночи.

Да, не ожидали. Да, не были готовы. Но уже 22 июня смерть уносила жизни людей. Уже 22 июня земля гудела под гусеницами танков, рвалась снарядами, пробивалась автоматными очередями. Начался счет 1418 кровавых дней Великой Отечественной войны.

Страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться. Почти весь школьный выпуск 1941 года не вернулся с фронта…

Ведущий. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь… Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Просто был выбор у каждого – я или Родина.

Чтецы (после чтения зажигают свечи):

Как это – спать на ходу? Как это можно так устать, чтобы заснуть, примерзнуть к стеклу окна? И не почувствовать холода. И как это можно привыкнуть к грохоту и вою снарядов? И годами не иметь крыши над головой?! И хоронить после каждого боя друзей?

И самое главное – знать, что сейчас ты поделишься с другом мирными воспоминаниями, а через несколько минут друга не будет в живых? Так было на фронте – все 1418 дней войны!

На костре в дыму трещали ветки,

В котелке дымился крепкий чай.

Ты пришел усталый из разведки,

Много пил и столько же молчал.

Синими замерзшими руками

Протирал вспотевший автомат

И о чем-то думал временами,

Головой откинувшись назад.

* * *

О, сколько их было –

Сердец нерастраченных, юных!

Ах, сколько в столице стонало

Гитар шестиструнных!

По всей необъятной,

По всей затемненной России

Военные ветры по-бабьи

Войну голосили.

По всей необъятной,

На каждой дощатой платформе

Топтались мальчишки

В непригнанной воинской форме.

* * *

Вспомним всех поименно,

Сердцем вспомним своим,

Это нужно не мертвым –

Это нужно живым!

Ведущий. За годы Великой Отечественной войны погибло свыше 27 млн человек. Разрушено более 6 млн зданий. Лишились крова свыше 25 млн людей. Разрушены многие десятки тысяч промышленных предприятий. Приведено в негодность 65 тыс. км железнодорожных путей. Взорвано 15 тысяч мостов. Угнаны 16 тыс. паровозов и без малого 0,5 млн вагонов. Разрушены и разграблены десятки тысяч больниц и других лечебных учреждений, 100 тыс. школ, средних и высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов; сотни музеев, театров. Советский Союз в результате войны и вражеской оккупации части его территорий потерял около одной трети всех своих национальных богатств. Каждые 6 секунд уносили на фронте одну человеческую жизнь.

А. Богачук

Остановись, могилам поклонись…

Остановись! Могилам поклонись.

Над нашим прахом горьким помолчи.

И нам когда-то улыбалась жизнь,

И нам сияли золотом лучи.

Жить и любить – все было нам дано.

И хоть мы пеплом стали, все равно.

И до сих пор наш голос не угас.

Мы в поле выходили по утрам,

Где колос, словно колокол, звенит…

Когда б собрать всю боль смертельных ран –

В каменья бы рассыпался гранит!

Еще когда глаза нам слезы жгут,

Как будто плачет росами трава.

Но вы не плачьте! Ваш прекрасен путь!

Всех вас, кто наших мук не забывал.

Когда горит зарею небосклон,

И на полях тумана седина,

Звучит наш голос, заклинает он:

«Да будет проклята война!».

Объявляется минута молчания (звучит фонограмма метронома).

Ведущий. Помните!

Через века, через года –

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда,

Помните!

Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил.

Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей.

Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей.

Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну.

Тем, кто на века безымянный канул в фашистском плену.

Тем, кто ради победы сердце отдать был готов.

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем, кто ушел в бессмертие, – посвящается наш урок мира.

Память о погибших будет с нами вечно!

Тушат свечи.

На фоне мелодии песни «День победы»:

Можно все знать о войне и мире, но ничего не делать в защиту мира, и тогда человечество вновь может оказаться в окопах. Поэтому народы всего мира борются за мир. Для этого люди стараются объединиться в различные общества, – движения, организации, через которые развивается миротворческое движение.

Обсудить стихотворение «Рассказ о винограде»:

Вот как непонимание порой

Способно дружбу подменить враждой,

Как может злобу породить в сердцах

Одно и то ж на разных языках.

Шли вместе турок, перс, араб и грек.

И вот какой-то добрый человек

Приятелям монету подарил

И тем раздор меж ними заварил.

Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем

На рынок и ангур приобретем!».

«Врешь, плут, – в сердцах прервал его араб,

– Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!».

А турок перебил их: «Что за шум,

Друзья мои? Не лучше ли изюм!».

«Что вы за люди! – грек воскликнул им. –

Стафиль – давайте купим и съедим!».

И так они в решении сошлись,

Но, не поняв друг друга, подрались.

Не знали, называя виноград,

Что об одном и том же говорят.

Невежество в них злобу разожгло,

Ущерб зубам и ребрам нанесло.

А если б стоязычный с ними был,

Он их одним бы словом помирил.

«На ваши деньги, – он сказал бы им, –

Куплю, что нужно, всем вам четверым.

Монету вашу я учетверю

И снова мир меж вами водворю!

Учетверю, хоть и не разделю,

Желаемое полностью куплю!

Слова несведущих несут войну,

Мои ж – единство, мир и тишину».

Вопросы:

– Каков основной смысл данной притчи?

– Каким образом ее смысл связан с проблемой мирных взаимоотношений между народами?

– Почему возникают столкновения между народами?

– Каким образом их можно погасить?

Заключительное слово учителя.

Урок мужества
«Вечно живые»
(Заочная экскурсия на Мамаев курган)

– Сегодня урок Мужества мы проводим с вами здесь, на самом святом для каждого волгоградца месте.

Мамаев курган… Его знают не только в России, но и во всем мире как символ стойкости, мужества и непревзойденного героизма в борьбе против фашистского рабства. Сколько бы мы сегодня ни говорили красивых, пафосных слов, этого будет мало. Единственной благодарностью тем, кто лежит на этом кургане, может быть чувство боли за тех, кто не вернулся, чувство скорби вместе с тем, кто ждал и не дождался.

М. Агашина

На кургане, гремевшем боями,

Не отдавшем своей высоты,

Блиндажи поросли ковылями,

Разрослись по траншеям цветы.

Бродит женщина берегом Волги

И на том, дорогом, берегу

Не цветы собирает – осколки,

Замирая на каждом шагу.

Остановится, голову склонит

И над каждым осколком вздохнет,

И подержит его на ладони,

И песок не спеша отряхнет.

Вспоминает ли юность былую,

Вновь ли видит ушедшего в бой…

Поднимает осколок, целует

И навеки уносит с собой.

Мамаев курган – главная высота России.

Он был открыт 15 октября 1967 года. Но до этого были долгие годы работ. Авторскую группу возглавил Евгений Викторович Вучетич, советский художник и скульптор. Кроме него работали еще 10 человек – скульпторов, архитекторов. Многие предлагали ничего не трогать на кургане, оставить все как есть – траншеи, разрушенные доты, воронки, окопы. Но время беспощадно, и с годами вместе с заросшими окопами и траншеями могла зарасти и память. Замысел Е. В. Вучетича по сооружению мемориала поддержал маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков. Впоследствии он тоже был похоронен здесь, на Мамаевом кургане, вместе со своими солдатами.

Начинается ансамбль горельефом «Память поколений». Это многофигурная композиция длиной 17 м, высотой – 8 м. На ней изображено 11 фигур – люди разных возрастов, национальностей идут с венками, приспущенными знаменами поклониться ратному подвигу защитников города.

В 1983 году на этой площади были установлены гранитные тумбы с землей городов-героев.

Мы на аллее пирамидальных тополей. Тополя как бы стоят в почетном карауле.

Л. Шевцова

Мой город свято помнит все –

Дни грозные, кровавые.

Он помнит все – кем был спасен

И возрожден со славою.

«Сегодня в бой», – как будто век

Храню письмо в конверте я.

Мой город чтит и помнит тех,

Кто прошагал в бессмертие.

Как дорог мне степной курган,

Где росами опалыми

Святая кровь солдатских ран

Взошла цветами алыми.

Здесь обняла курган река

С родным певучим именем.

Течет река через века,

Жива и вечна синь ее.

И вечной должна быть память о солдатах, не пожалевших своей жизни ради мира. Их было очень много: 35 969 воинов, погибших за Сталинград, захоронены на кургане. Мамаев курган – это не только памятник, это огромная братская могила.

Площадь Стоявших насмерть. Ее венчает однофигурная скульптура воина с автоматом и гранатой. Это образ героического защитника волжской твердыни.

О. Берггольц

…Когда прижимались солдаты, как тени,

К земле и уже не могли оторваться, –

Всегда находился в такое мгновенье

Один безымянный, сумевший подняться.

Правдива грядущая гордая повесть:

Она подтвердит, не прикрасив нимало, –

Один поднимался, но был он – как совесть,

И всех за такими с земли поднимало.

Фигура воина как бы выросла из вздыбившейся земли. Высота скульптуры 16,5 м. Вокруг фигуры – бассейн. Есть такое поверье, если бросить в воду монетку, то опять вернешься сюда. Давайте бросим монетку, чтобы в часы, когда нам станет грустно, а может, просто захочется помечтать, мы возвращались сюда.

«Стены-руины». Они как бы говорят с нами. Это голос из прошлого. На стенах барельефное изображение руин Сталинграда с фигурными композициями и надписями. В стенах установлены динамики, из которых доносится грохот боя, голос диктора, песни времен войны.

Описать не берусь

Я земли моей давнее горе.

Полоненная Русь –

Половецкая сабля на горле,

Соловьиная боль,

Перебитая песня баяна.

Я иду за тобой,

За слезами твоих полонянок.

Все как будто во мне –

И горящие хаты,

И слезы,

И в родной стороне

Заглянувшие в душу березы…

Что могу я, когда

На руках моих тяжкие цепи!

Русь!

Беру навсегда

Твои реки, и белые степи,

И лесные края,

И неяркий огонь горицвета,

Я беру соловья,

Недопевшего гимна рассвету.

Русь! Великая боль

Мне скрутила тяжелые руки.

Я сливаюсь с тобой,

И мне не дожить, как и многим ребятам,

Что были нисколько не хуже меня.

Я долю свою по-солдатски приемлю.

Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,

То лучше, чем смерть за родимую землю,

И выбрать нельзя.

Площадь Героев. «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они». Это стена-знамя. Ее длина 112 м, а высота – 8 м. Здесь же аллея двухфигурных скульптур высотой 6 м, изображающих отдельные эпизоды Сталинградской битвы.

Динамит вязал в узлы железо,

Как зубами, щебнем скрежетал.

Две недели рвал, кромсал и резал

Эту землю крупповский металл.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сценарий праздника «Последний звонок 2010»

    Сценарий
    Прощальная песня для 11 класса на последний звонок, на мотив (Трофим "Московская песня")Опять на улице весна И нам сегодня не до сна Пришел и наш с тобой сейчас прощанья час Вся школа о ЕГЭ твердит И кто-то по двору бежит
  2. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  3. Василия Макаровича Шукшина, и в честь славного юбилея 2009 год на Алтае объявлен годом Шукшина. Чем же знаменит Шукшин? Какой след оставил он в сердцах и душах сотен тысяч поклонников? Об этом и хотим мы сегодня рассказ

    Рассказ
    Алтай. Милая Родина. Маленький уголок Великой России. Сказочно красив он своей неповторимой природой, баснословно богат своими недрами, знаменит на весь белый свет своими людьми.
  4. Сценарий последнего звонка «сказ про федота стрельца и многое другое…» (Время проведения 1 час)

    Сценарий
    Скоморох 1: Верьте аль не верьте, а жил на белом свете Федот-стрелец, удалой молодец. Служба у Федота – рыбалка да охота. Царю – дичь да рыба, Федоту спасибо.
  5. Сценарий конкурсной программы для ветеранов Великой Отечественной войны. «Запомни этот город ленинград, запомни эти люди ленинградцы» вечер памяти

    Сценарий
    7. Библиографический указатель методических и сценарных материалов в помощь работникам культурно-досуговых учреждений по подготовке и проведению 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Другие похожие документы..