Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Данная статья посвящена раскрытию значимости и перспектив экстремального туризма. Представлены сведения об однообразии предлагаемых экологических и э...полностью>>
'Программа'
Реализация Программы развития МОУ «Гимназия № 44» за 2006 – 2010 гг. осуществляется в соответствии с поставленной целью: совершенствование содержания...полностью>>
'Реферат'
Проблема вжитку алкоголю дуже актуальна у наші дні. Зараз споживання спиртних напоїв у світі характеризується величезними цифрами. Від цього страждає...полностью>>
'Закон'
- воспитательно-профилактические мероприятия (совместно с Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ре...полностью>>

М. Ю. Зеленков мировые религии: история и современность учебное пособие (1)

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Наиболее часто среди объектов почитания и предметов культа в храмах встречаются изображения будд и бодхисаттв, мандала, ма-гическая диаграмма, используемая в практике созерцания, одновре-менно являющаяся философской концепцией Вселенной в буддизме, сакральные предметы – ваджра (перехваченный посередине пучок

Буддизм

молний с загнутыми концами) – один из главных символов буддизма, олицетворяющий мужское начало Вселенной, активность, сострада-ние, который часто выступает в паре с колокольчиком, символизи-рующим женское начало, мудрость, пассивность и др.

Буддийские обряды и праздники

О брядовая сторона буддизма многообразна, в его много-численных школах и направлениях акцент делается на раз-личных элементах буддийского культа: молитве, массовых церемониях, приношениях в храм, практике медитации. Буддийские обряды сопровождают верующих от рождения до смерти.

Едиными для всех буддистов являются буддийские праздни-ки, которые отмечаются по лунному календарю.

В феврале-марте в странах Восточной и Центральной Азии, в марте-апреле в странах Южной и Юго-Восточной Азии отмечается Новый год, который не является собственно буддийским, но в празд-новании которого активное участие принимают буддийские монахи. Во время празднования сооружаются горки, символизирующие гору Сумеру (центр мироздания, согласно буддийской традиции), окроп-ляются водой фигуры Будды.

В апреле-мае во всех буддийских монастырях и храмах празд-нуется тройной праздник: рождения Будды, его пробуждения и по-гружения в нирвану. В храмах читаются молитвы, устраиваются праздники, шествия, делаются подарки и подношения членам сангхи.

Под разными названиями во всех буддийских странах отмеча-ется День поминовения усопших. В храмах служат молебны, при-хожане приводят в порядок могилы, выставляют приношения буддам и другим богам, кормят нищих.

Во многих странах отмечается обряд вступления в сангу (июнь-июль), связанный с началом сезона дождей.

В июне-июле также отмечается праздник прихода на землю Майтреи (Будды Грядущего мирового порядка). Он знаменуется объездом вокруг храма колесницы, на которой находится статуя Майтреи. Этот праздник называется также – Круговращение Майт-реи.

26

С середины октября до середины ноября празднуется окон-чание дождливого сезона, отмечается нисхождение Будды с небес из царства Индры, где он, согласно буддийским легендам, читал проповеди богам и своей матери, которая также пребывает в этом царстве. В храмах проводятся специальные церемонии, в некоторых монастырях статуи Будды снимаются с пьедесталов и проносятся по улицам.

В регионах распространения буддизма тибетского толка (Ти-бет, Монголия, Бурятия, Калмыкия, Тува) празднуется день рожде-ния Цзонхавы, основателя школы буддизма, популярной в этих ре-гионах.

Существует также еще значительное количество праздников и обрядов, которые отмечаются в буддийских странах и имеют в каж-дой стране традиционный оттенок.

Течения в буддизме

Н аивысшего расцвета буддизм в Индии достиг в III в. до н.э. при царе Ашоке, который утвердил его в своем государстве, сформировал институт миссионеров, заложивший основы буддизма как мировой религии. Однако уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект.

Разногласия между сектамии вызвали созыв соборов в Рад-жагрихе в 447 г. до н.э., в Вайшави в 367 г. до н.э., в Паталирутре в III веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну («узкая колесница») и Махаяну («широкая колес-ница»).

Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна – в северных стра-нах, получив название северного буддизма. Это разделение было вы-звано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии.

Тхеравада («школа старой мудрости») – наиболее ортодок-сальное течение в буддизме, получило название Хинаяны («малой или узкой колесницы»).

27 Буддизм 28

Этот термин употребляется в текстах махаянской традиции и считается уничижительным. Сами «хинаянисты» предпочитают име-новать себя по названиям школ, а общее направление – Тхеравадой.

Положения Тхеравады в значительной степени связаны с дог-матикой раннего буддизма, хотя тоже изменялись и углублялись. Са-ми названия указывают на главное различие этих двух направлений буддизма: Махаяна открывала широкий путь спасения для монахов и мирян, ее доктрины, ритуал, мифология вовлекали в сферу влияния самые широкие слои населения.

В частности, Хинаяна признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира – монашество. В то же время Махаяна исходит из возможно-сти спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь.

Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределами Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

В Махаяна важную роль играет культ бодхисаттв – индиви-дов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от ми-ра призывом к воздействию на него. В то же время, как уже отмеча-лось, Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для немонахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь.

Ранний буддизм отличается простотой обрядности. Её глав-ными элементами являются: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам – культовым сооружениям, где хра-нятся реликвии буддизма.

Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисаттв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

Таким образом, Тхеравада, по существу, – атеистическое уче-ние, а Махаяна представляет собой многобожие и идолопоклонство.

29 Махаяна. Прежде всего, как уже

отмечалось, в учении Ма-хаяны появилась разработанная концепция о бодхисаттве («существе, стремящемся к пробуждению»).

Махаянисты выступили с критикой существовавшего ранее идеала монашества – архата, святого, который стремится к достиже-нию личной нирваны. Индивидуальное спасение в Махаяне считается недостаточным. Бодхисаттвы, будучи совершенными, сознательно остаются в мире сансары, чтобы помочь всем остальным достичь ос-вобождения.

Махаяна выдвигала тезис о всеобщем освобождении, учила, что каждый может стать Буддой, потому что в каждом живом суще-стве заложена «природа» Будды, надо только ее проявить и высвобо-дить.

В Махаяне «восьмеричный путь» дополняется учением о шес-ти «парамитах» («переправах») – совершенствах, с помощью кото-рых человек может достичь состояния бодхисаттвы.

В этом учении с течением времени также появилась новая кон-цепция Будды: вместо одного Будды-учителя появляется бесконечное количество будд. Это концепции о «трех телах Будды» (высшее из которых «дхармакая») – «Будда в теле Закона», представляет собой изначальную и неизменную реальность, абсолют, космическое тело Будды. Это повлекло за собой создание огромного пантеона будд и бодхисаттв, придание им особых свойств, функций и атрибутов.

Иную трактовку у махаянистов получила концепция дхарм, которые уже не признаются истинно реальными (как в раннем буд-дизме), так как характеризуют мир сансары и подвержены действию закона взаимозависимого возникновения.

Философы Махаяны учили, что нирвана тождественна са-нcape, потому что на уровне абсолюта не должно существовать ника-ких оппозиций.

Таким образом, Махаяна существенно изменила содержанке основных положений раннего буддизма – произошло увеличение роли сверхъестественного в ее учении, была декларирована возможность спасения для всех и каждого, предложены богатство и многообразие буддийского пантеона, разработанный и красочный ритуал. Все это превращало буддизм в массовую религию, привлекало его последова-телей за пределами Индии.

Буддизм 30

Ваджраяна (Ламаизм). В период с VI по IX вв. в Индии ут-вердилось новое направление, имевшее несколько названий: вад-жраяна («алмазная колесница»), буддийский тантризм, эзотериче-ский буддизм, тибетский буддизм и др. Это направление ещё больше связывало буддизм с возможностями конкретной личности. Посте-пенному обучению и накоплению заслуг, характерному для Махаяны, противопоставлялась мгновенная, подобная молнии, реализация при-роды Будды в течение этой жизни. Ваджраяна связывала образование буддиста с ритуалом посвящения, который проходил под строгим контролем опытного наставника. Поскольку имеет место передача знаний «от посвященного к посвящаемому», Ваджраяну называют также эзотерическим буддизмом, а европейцы, ещё в XIX в. обратив-шие внимание на огромную роль наставников (лам) в практике тибет-ских буддистов, стали именовать эту религию Ламаизмом. Считается, что именно в ламах сущность Будды выражена с наибольшей полно-той, поэтому их почитают как божество.

Если в других направлениях буддизма тело считалось симво-лом страстей, удерживающих человека в сансаре, то ламаизм ставит тело в центр своей религиозной практики, считая, что в нём заключе-на высшая духовность. Осуществление ваджры в человеческом теле есть реальное соединение абсолютного (нирваны) и относительного (сансары). В ходе специального ритуала раскрывается присутствие природы Будды в теле.

Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) – воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются, глав-ным образом, высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распро-странение монашества, при этом существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в спе-циальный барабан. Если в классическом Буддизме не было образа верховного Бога – творца, то здесь он появляется в лице Адибудды, представляющегося первичным звеном всех дальнейших воплощений Будды.

Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай. Если верующий будет выполнять все требова-ния ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю. Особенно большое значе-

31 ние придается созерцанию и магическим

заклинаниям, знание кото-рых облегчает и ускоряет перерождение и достижение нирваны. Вме-сто длинной цепи перерождений, человек может достигнуть нирваны через одно короткое тайное заклинание – дарани.

Таким образом, в ламаизме центр тяжести переносится с са-мостоятельных усилий человека (как это было в раннем буддизме) на магические действия мудрецов. Так вырождался буддизм из фило-софской системы в простое колдовство.

К IX в. Ваджраяна заполняет почти весь буддийский мир, но приживается, главным образом, в Тибете, откуда проникает в Монго-лию, а оттуда в XVI-XVII вв. приходит в Россию.

Краткая примерная хронология развития буддизма

563- 483 гг. до н.э.

годы жизни Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни Будды

534 г. до н.э.

вступление Будды на путь совершенствования,

отречение от мира

528 г. до н.э.

просветление Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни Будды; основание Сангхи (общины)

468 г. до н.э.

смерть основателя джайнизма Вардхаманы Махавиры

447 г.

до н.э.

проведение собора в Раджагрихе

367 г.

до н.э.

проведение собора в Вайшави

322- 185 гг. до н.э.

распространение буддизма в Индии

269- 232 гг. до н.э.

годы правление царя Ашока, покровителя буддизма

247 г. до н.э.

царь Шри-Ланки Тиса принимает буддизм

202 г. до н.э. - 200 г. н.э.

зарождение Махаяны; дальнейшее распространение буддизма (Южная Индия, Центральная Азия, Китай)

29 г.

до н.э.

первые письменные отрывки из "Типитаки"

78- 101 гг.

годы правления царя Канишки, покровителя буддистов

300-

500 гг.

появление буддизма в Юго-Восточной Азии; укрепление буддизма в Китае;

Буддизм 32

основание секты Чань (ок. 500 г.)

320-

540 гг.

годы правления династии Гуптов в Индии; образование буддийских учебных центров

399 г.

появление буддизма в Корее

538 г.

распространение буддизма в Японии

740-

798 гг.

официальное утверждение буддизма Махаяны в Тибете

750 г.

сооружение ступы Боробудур (Индонезия)

1044-

1077 гг.

основание буддизма Тхеравады в Бирме (Мьянме)

1200 г.

мусульманские правители правят в Северной Индии; разрушение буддийских центров

1327 г.

утверждение буддизма Тхеравады в Камбодже

1360 г.

появление буддизма Тхеравады в Лаосе

1950 г.

основание Всемирного сообщества буддистов на Шри-Ланке

1956 г.

празднование 2500-летия буддизма

***********************************

Глава 2. ХРИСТИАНСТВО

Происхождение и распространение 33

В ренст снырамской мая с 30-х гг. II в. до н.э. в

мя возикновения хри-ианства околоереди- I в. н.э., т.е. в период нней Риперии. В связи с этим обратимся к истории империи в этот период. Начинримском государстве шла гражданская война. Органы власти не могли справиться с кризисом, ибо они не были приспособлены к управлению государством, охва-тившим огромные территории. В результате междоусобиц не было сформировано постоянного адми-нистративного органа, ответствен-ного перед центральной властью, наместники территорий думали только о своем обогащении. В этих условиях было необходимо установление новой формы государствен-ной власти, и ею стала империя.

Кризис власти в Риме не мог не сказаться на хозяйственном положении государства. В итоге земледелие приходит в тупик, со-храняются только крупные имения, в которых сосредотачивается масса рабов.

Итальянские ремесленники не могли конкурировать с изде-лиями, которые ввозились из стран Востока. Разорившиеся крестьяне и ремесленники скапливались в Риме и других городах, занимались любыми промыслами, становились подобными рабам. Менялась тра-диционно сложившаяся система социальных отношений: свободные были вынуждены заниматься в поисках пропитания трудом, кото-рым раньше занимались рабы, а некоторые рабы и вольноотпущен-ники оказывались богаче свободных граждан.

Христианство 34 История и психология учат, что когда традиционно сложив-шиеся связи разрушаются, когда теряется уверенность в завтрашнем дне, человек ощущает себя затерянным, обособленным, и в этих ус-ловиях появляются вопросы о смысле жизни, справедливости, о спо-собах спасения, избавления от страданий, от смерти. В связи с этим в I в. до н.э. в городах Греции, Италии, Малой Азии начал падать авто-ритет античных богов. Кризис античной религии был вызван также и тем, что многие римские боги были безлики, некоторые представляли абстрактные понятия: Верность, Справедливость и др. Римляне по-читали множество богов и духов, которые якобы управляли каждым шагом человека. В обществе росло недовольство существующей ре-лигией: боги не понимали верующих, не “слышали” их просьб, были несправедливы.

Таким образом, появление новой религии – христианства – в Римской империи воспринималось большинством народа как ясная и понятная форма социального протеста. Оно пробуждало веру в за-ступника, способного обуздать власть имущих, утвердить идею все-общего равенства, спасения всех людей, независимо от их этниче-ской, политической и социальной принадлежности.

На раннее христианство большое влияние оказали течения стоицизма и цинизма. Эти направления в философии античного об-щества возникли в III в. до н.э. и колебались между материализмом и идеализмом. Согласно стоицизму задача мудреца – освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь “разуму”. Стоики проповедо-вали твердость, стойкость в жизненных несчастьях и испытаниях. Циники отвергали нравственные нормы, основанные на обществен-ных установлениях и условностях, и призывали к “естественному по-ведению, простоте и возврату к природе”. Таким образом, стоики и циники отражали идеологию неимущих классов римского общества и были востребованы первыми христианами.

Христианство нашло в Римской империи не только идеи, от-вечающие его требованиям, но и другую благоприятную почву. Это был культ императоров. Первым в 43 года обожествили Юлия Цезаря (после его смерти). Со времени Августа императору стали воздавать божественные почести и при жизни. Для христианства культ импера-тора имел большое значение. Во-первых, этот культ проповедовал идею богочеловека и тем самым оказал влияние на христианский

35 догмат о воплощении в человека сына божьего. Во-вторых, отрица-тельное отношение христиан к поклонению личности императора бы-ло одной из причин преследований христиан.

Христианство приходило на смену языческой римской рели-гии и потому, что многие идеи и обряды христиан были задолго из-вестны в Риме. Они использовались в иудаизме, в почитании древне-иранского бога Митры и др. Например, поклонниками бога Митры были воины римской армии, чиновники. Митра – божество небесно-го света, солнца и правды. Культ этого бога объяснял природу зла, считая его самостоятельным и извечным в мире, проповедовал веру в загробную жизнь и страшный суд. Во многих городах Рима были уст-роены храмы Митры, где совершались богослужения с пением и му-зыкой.

С иудаизмом христианство связывала общность веры в при-ход мессии, в бессмертие души и существование загробного царства. К истокам христианства в иудаизме имеет отношение община ессеев. Члены этой религиозной общины существовали во II в. до н.э. – I в. до н.э., затем удалились в пустыню и создали замкнутую организа-цию. Для учения ессеев и ранних христиан были характерны общие идеи о конце мира, о борьбе добра и зла, учение о предопределенно-сти богом всех событий в мире, резкое осуждение жертвоприноше-ний. Однако ессеи не получили такого распространения как христи-анство, из-за своей замкнутости, отсутствия широкой проповеди, в том числе, об уже свершившемся приходе мессии – Христа.

Из признавших в Иисусе мессию-спасителя (по-гречески “Христа”) в Малой Азии и египетской Александрии стали формиро-ваться христианские общины. Их члены вербовались из социальных низов. Однако не было еще упорядоченного культа, и до начала II в. не выработалось единого вероучения. Христианскими назывались тогда всевозможные группы и секты, ведущие между собой ожесто-ченную борьбу. Споры велись: об отношении к государству; о необ-ходимости ведения проповедей среди язычников; требуется ли со-блюдать ритуальные предписания иудаизма, когда и как наступит царство небесное, каким образом надо к нему готовиться верующим; каково должно быть отношение к римским властям; следует ли требовать от христиан общности имущества и т.д. Единственно, что объединяло их, – это ненависть к Риму и надежда на его скорое

Христианство 36 падение, избавление от его ига, вера в близкое пришествие Бога-спасителя и установление на земле “царства Божия” во главе с Хри-стом. Этой верой проникнут древнейший из памятников христиан-ской литературы – Апокалипсис (вторая половина I в.).

В то же время “запаздывание” прихода мессии и наступления конца света, а также изменение социального состава общин, их при-способление к реальным условиям жизни привели к тому, что бунтар-ские настроения в христианстве постепенно отходят на второй план. Победа течения, призывавшего к примирению с существующими по-рядками, знаменовала новый этап развития раннего христианства. Этот этап прослеживается в посланиях апостола Павла – одного из 12 из-бранных учеников Христа. В них выражена тенденция к радикальному разрыву с иудаизмом, наблюдается отход от бунтарских настроений первоначального христианства, признаются земные власти, а второе пришествие Христа отодвигается на неопределенный срок. Оконча-тельный разрыв с иудаизмом произошел к середине II в.

Распространению христианства способствовало и то обстоя-тельство, что оно предлагало своим сторонникам не только мировоз-зрение, но и сплоченную церковную организацию. Принадлежность к ней была небезопасна, но зато обеспечивала прихожанам моральную и материальную поддержку, объединяла их в коллектив. Своим влия-нием, а постепенно и богатством, христианская община объективно, часто и субъективно, противостояла государству и его идеологии.

К концу II – началу III вв. христианские общины превратились из небольших сектантских групп в мощную общественную силу, что заставило правителей Римской империи обратить самое серьезное внимание на взаимоотношение власти и религиозных христианских объединений. Римские императоры, рассматривая христианскую цер-ковь как возможную политическую соперницу в условиях острого кризиса III в., жестоко преследовали христиан: они привлекались по обвинениям в безбожии, так как отказывались принимать участие в официальных культах, в оскорблении власти, поскольку не приносили жертв перед статуей императора, а также в тайных преступлени-ях, приписываемых молвой.

Первое гонение на христиан произошло при императоре Не-роне в 64 г. Страшный пожар в Риме истребил большую часть города. Когда стали исследовать причину бедствия, обвинение было направ-

37 лено на христиан. Гонения начались по всем областям империи и продолжались около четырёх лет. Христиан зашивали в звериные шкуры и бросали на растерзание псам, распинали на крестах, обмазы-вали смолистым составом и сжигали. Сами язычники, привыкшие к кровавым зрелищам, содрогались от ужаса при виде страданий жертв.

Но не все было так плохо в развитии христианства, периоды гонений чередовались со временем относительной веротерпимости. В III в. и в начале IV в. жестокие преследования христиан возникали лишь время от времени, и открытое следование христианскому куль-ту стало самым распространенным явлением.

Раннее христианство, как известно, быстро отказалось от бун-тарских настроений, последующие раннехристианские сочинения призывают к повиновению власти и осуждают любые попытки не только мятежей, но даже непокорности. Однако совершенно ясно, что эти призывы далеко не всегда достигали цели. Сам факт их постоян-ного повторения показывает, что рядовые верующие не проявляли желания подчиниться властям. После завершения организационного оформления христианской церкви центр тяжести в христианской проповеди был полностью перенесен на пропаганду царства небесно-го, и в ней окончательно преобладала тенденция к полному примире-нию с власть имущими.

Таким образом, распад государственной системы, внутренние междоусобные войны, нападения германских племен и длительные безуспешные войны с персами – все это усугубило острый экономи-ческий и социальный кризис римского общества во второй половине III в. Кроме того, инфляция, обесценивание денег, рост долгового бремени, сокращение количества рабочих рук, ибо доставлять новых рабов было уже неоткуда, привели центральную власть к полному упадку. “Солдатские императоры” сменяли друг друга на престоле с головокружительной быстротой и обычно погибали насильственной смертью. Чтобы предотвратить окончательный крах Римской импе-рии, ей нужны были перемены, реформы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. Ю. Зеленков мировые религии: история и современность Учебное пособие (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие Зеленкова Михаила Юрьевича – доктора политических наук, действительного члена (академика) Академии военных наук, члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук,
  2. М. Ю. Зеленков мировые религии: история и современность Учебное пособие (3)

    Учебное пособие
    Учебное пособие Зеленкова Михаила Юрьевича – доктора политических наук, действительного члена (академика) Академии военных наук, члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук,
  3. М. Ю. Зеленков религиоведение в тестах учебное пособие

    Учебное пособие
    В учебном пособии, предназначенном для самостоятельной работы студентов, автор стремился учесть те новые требования, которые предъявляются к изучению религиоведения в высших учебных заведениях Российской Федерации.
  4. Вопросы к семинару: Что такое религия?

    Семинар
    Прот. И. Мейендорф. Об изменяемости и неизменности православного богослужения. Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: Сборник. статей. М.
  5. Г. Иркутска

    Документ
    А. \ АСТ экз. 1 74,41 74,41 4 Басни \ Крылов И.А. \ Аст экз. 1 70, 7 70, 7 5 Белые ночи. Бедные люди \ Достоевский Ф.М. \ АСТ экз. 1 ,74 ,74 Беспризорная кошка \ Житков Б.

Другие похожие документы..