Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Основная цель данного курса - повышение грамотности учащихся, улучшение качества письменной речи. Программа элективного курса предполагает повторение...полностью>>
'Конкурс'
Екзамен з фаху «Театральне мистецтво» складають абітурієнти, які вступають на напрям «Театральне мистецтво», спеціалізації: «режисер естради та масов...полностью>>
'Лекция'
g определена в окрестности t0 и непрерывна t0, g(t0)=x0. Тогда в некоторой окрестности тоски t0 определена суперпозиция F(t)=f(g(t и непрерывна в т....полностью>>
'Закон'
Рождаемость, факторы, влияющие на ее уровень. Методика изучения. Уровень и динамика показателей рождаемости в Российской Федерации. Медико-демографиче...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины Методика экологического образования по специальности 050704

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»

Научно-методический отдел

Рабочая программа учебной дисциплины

Методика экологического образования

по специальности 050704 Дошкольное образование

среднего профессионального образования

(повышенный уровень)

Красноярск 2006

Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»

Научно-методический отдел

Рабочая программа учебной дисциплины

Основы экологического образования

по специальности 050407 Дошкольное образование

среднего профессионального образования

(повышенный уровень)

Красноярск 2006

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы экологического образования». – Красноярск: Издательский отдел КГОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 2», 2006.

ОДОБРЕНА

Предметно-цикловой комиссией

педагогических дисциплин

Составлена в соответствии

с Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускника

по специальности 050704

Дошкольное образование

Печатается по решению

научно-методического совета

Составитель:

Борбат Н.А.

- преподаватель КГОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 2»

Рецензенты:

Редактор:

Найденкина Е. Г.

Ответственный

за выпуск:

Мещерякова С. В.

- Методист научно-методического отдела КГОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 2»

© КГОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 2»

Содержание

Пояснительная записка

Тематический план учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

Вопросы к экзамену

Литература и средства обучения

Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Методика экологического образования» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специаль­ности 050704 Дошкольное образование (повышенный уровень) среднего и профессионального образования и является единой для всех форм обуче­ния: очной, заочной, экстерната.

Данная программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 Дошкольное образование, примерной программой учебной дисциплины «Методика экологического образования» 2002г.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к её ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения, экологически культурного педагога. «Методика экологического образования» - предмет специального цик­ла, который призван обеспечить профессиональную готовность воспитателей к эколого-педагогической деятельности. Достижению поставленной цели способству­ет решение следующих задач:

- освоение студентами теории и передового опыта работы с детьми в условиях дошкольного учреждениях;

- овладение системой психолого-педагогических, методических и специальных уме­ний, необходимых для осуществления процесса экологического образова­ния детей;

- повышение теоретического и практического уровня подготовки по основам естествознания и экологии;

- воспитание экологической культу­ры личности педагога.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

иметь представление:

- об актуальности проблемы формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста;

- об экологическом образовании дошкольника как целостном про­цессе формирования личности ребенка средствам и природы;

- об историко-педагогическом наследии методики дошкольного природоведения;

- об основных экологических факторах; своеобразии их влияния на существование и географическое распространение организмов;

- об общих законах взаимодействия живых существ друг с другом и окружающей средой;

- о характерных особенностях адаптации разных классов животных к условиям мест обитания;

- о роли сезонных ритмов в жизнедеятельности растении, животных и людей, структуре биоценозов местного края.

Знать:

- содержание естественнонаучных знаний, практических умений и навыков взаимодействия с природой, которые необходимо сфор­мировать у маленьких детей;

- методы и приемы, используемые в процессе экологического обра­зования дошкольников, педагогические условия, способствующие его реализации;

- специфику перспективного и текущего планирования эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста;

- особенности организации природных зон в помещениях и на тер­ритории дошкольного учреждения;

- биологические особенности живых существ, с которыми чаше всего контактируют дошкольники.

Уметь:

- анализировать состояние, тенденции развития и оснащенность процесса экологического образования дошкольников, вносить ре­комендации по его усовершенствованию;

- оценивать учебно-педагогическую деятельность студентов;

- прогнозировать результаты эколого-воспитательного воздействия на детей;

- формулировать задачи, определять содержание, пути и средства экологического образования детей дошкольного возраста;

- планировать работу по воспитанию экологически направленной личности;

- создавать условия, способствующие успешному взаимодействию всех участников экологического образования дошкольников;

- организовать собственную эколого-педагогическую деятельность; устанавливать индивидуальный контакт с каждым ребенком, кол­лективом детей, коллегами, родителями воспитанников;

- оборудовать уголок природы, проложить экологическую тропу, разбить огород, цветник на участке дошкольного учреждения;

- размещать живые объекты с учетом особенностей их жизни в природе, осуществлять уход за ними;

- оснащать педагогический процесс необходимыми для работы ди­дактическими и наглядными пособиями.

В ходе изучения содержания учебной дисциплины определены лекционные занятия, практические занятия и самостоятельная внеаудиторная работа, на заочном отделении предполагается написание контрольных работ.

Очное обучение:

- общее количество часов по учебному плану 99час.

- теоретических 58час.

- практических 18час.

- самостоятельная работа 23час.

Заочное обучение (3г. 10м.)

- общее количество часов по учебному плану 99час.

- теоретических 10 час.

- практических 6 час.

- самостоятельная работа 83 час.

Заочное обучение (2г. 10м.)

- общее количество часов по учебному плану 99час.

- теоретических 6 час.

- самостоятельная работа 89 час.

- практических 4 час.

Экстернат:

- общее количество часов по учебному плану 99час.

- самостоятельная работа 94 час.

- теоретических 5 час.

Итоговой аттестацией учебной дисциплины является – экзамен.

Изучение учебной дисциплины предполагает написание курсовых работ, выпускных квалификационных работ.

Тематический план рабочей программы учебной дисциплины
№ п /п
Наименование раздела
Максимальная учебная нагрузка студента, час
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
Количество аудиторных часов при заочной форме обучения
Экстер
нат
Всего
Теор.
Практич.
СРС
Всего
Теор.
Практич.
СРС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Введение
2
2
2
-
-
1
1
-
-

Раздел 1. Формирование естественнонаучных представлений у дошкольников.

8
8
6
-
2
1
1
-
-
1.1

Совокупность факторов среды как условие существования организмов

2
2
-
-
1.2

Особенности приспособления животных к условиям среды

4
2
-
2
1.3.

Биоценоз- сообщество живых организмов

2
2
-
-

Раздел 2. Теоретические основы развития методики экологического образования

12
12
10
2
-
4
2
2
-
2.1.

Развитие в методике проблемы воспитания детей средствами природы

4
4
-
-
2.2.

Формирование начал экологической культуры у дошкольников

2
2
-
-
2.3.

Развитие ценностного отношения к природе и к себе

2
2
-
-
2.4.

Анализ современных образовательных программ по экологическому воспитанию

4
2
2
-

Раздел 3. Методы экологического образования детей

29
29
12
4
13
10
3.1.

Наблюдение-ведущий метод экологического образования детей

12
4
2
6
3.2.

Опыт как наблюдение, проводимое в специально созданных условиях.

3
-
2
1
3.3.

Труд как метод экологического образования дошкольников.

4
2
-
2
3.4.

Игра-метод экологического образования дошкольников.

2
2
-
-
3.5.

Использование моделей и моделирования в эколого-педагогической работе с детьми.

4
2
-
2
3.6.

Место словесных и наглядных методов в системе работы по экологическому образованию дошкольников

4
2
-
2

Раздел 4. Формы экологического образования детей

8
8
6
2
-
3
4.1.

Вариативность природоведческих занятий, как основной формы организации обучения дошкольников

4
2
2
-
4.2.

Экскурсии и прогулки, походы, экологические акции, праздники как формы воспитания экологической культуры

4
4
-
-

Раздел 5. Эколого-содержательный подход к построению развивающей среды в ДОУ

24
24
14
6
4
1
5.1.

Экологические пространства в помещении ДОУ – важное условие экологического образования

12
6
4
2
5.2.

Участок ДОУ - база эколого-педагогической работы с детьми

8
4
2
2
5.3.

Методика ознакомления с природой Красноярского края

4
4
-
-

Раздел 6. Сезонные изменения в природе

8
8
4
2
2
2
6.1.

Методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями в природе

8
4
2
2

Раздел 7.

Технология экологического образования дошкольников

8
8
4
2
2
7.1.

Диагностика экологической воспитанности дошкольников

2
2
-
-
7.2.

Планирование, виды планирования

4
-
2
2
7.3.

.Особенности эколого-педагогической работы в разновозрастной группе

2
2
-
-

Всего часов:

99
99
58
18
23
99
10
6
83
5

Содержание учебной дисциплины

Введение

Студент должен знать:

- основные понятия экологического образования.

Уметь:

- выявлять связь методики экологического образования с другими учебными дисциплинами.

Место и роль учебной дисциплины «Методика экологического образо­вания» в системе профессиональной подготовки специалистов дошкольно­го профиля к эколого-педагогической деятельности.

Задачи, содержание и структура учебного курса. Межпредметные связи с дисциплинами естественнонаучного и психолого-педагогического циклов.

Природа как самоценность. Обучающая и воспитывающая функции природы. Детский сад - первоначальное звено в системе непрерывного экологического образования. Экологическое образование детей с дошкольного возраста - социальный заказ общества конца ХХ века. Концепция экологического воспитания дошкольников.

Раздел 1. Формирование элементарных научно-естественных представлений у дошкольников

Студент должен знать:

- основные группы экологических факторов;

- о воздействии разного рода факторов среды на жизнедеятельность организмов.

Уметь:

- анализировать структуру биоценозов Красноярского края;

- определять особенности адаптации живых существ к условиям среды, экоклимату физико-географических зон.

Тема 1.1. Совокупность факторов среды, как условие существования организмов

Краткая характеристика планеты Земля; наличие на ней условий, необ­ходимых для сохранения жизни (оптимальная температура, вода, почва, кислородная атмосфера, пищевые запасы и др.).

Основные группы экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные факторы. Особенности их влияния на существование и гео­графическое распространение живых существ: специфичность действия в разных средах обитания (водной, наземно-воздушной, почве и среде, обра­зуемой самими организмами)

Адаптация организмов к экоклимату природных зон (ледяная зона, тундра, лесотундра, зоны лесов и лесостепей, пустыня).

Тема 1.2. Особенности приспособления животных к условиям среды

Краткая характеристика наиболее распространенных биологических классов животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Общая характеристика основных экологических групп разных классов животных:

- млекопитающих: обитателей разных сред (животные, жизнь кото­рых частично или полностью связана с водой, почвой, ведущие наземный образ жизни, древесные, лазающие), зверей, различаю­щихся по способу питания (травоядные, хищные) и месту обита­ния (лесные, обитатели водоемов, степей и пустынь, холодных и жарких стран);

- птиц (обитатели леса и населенных пунктов, болот и побережий водоемов, домашние, декоративные птицы; зерноядные, насеко­моядные, хищные, нелетающие птицы); пресмыкающихся, живущих в сухих и влажных местах; земноводных, в разной степени зависимых от воды; рыб, обитающих в водоемах с пресной или соленой водой, разных слоях водной толщи; насекомых, ведущих наземно-воздушный образ жизни.

Тема 1.3. Биоценоз - сообщество живых организмов

Типы экологических взаимодействий организмов в природе. Краткая характеристика биоценозов Красноярского края (определение основного перечня обитателей и типов установившихся между ними экологических отношений).

Создание искусственных биоценозов (агроценоз, ботанический сад, экологические тропы, искусственные водоемы и др.), их отличие от естественных.

Формирование биогеоценоза (экологической системы) - структурной и функциональной единицы биосферы.

Раздел 2. Теоретические основы развития методики экологического образования детей

Студент должен знать:

- исторические аспекты развития методики, состояние проблемы экологического образования детей дошкольного возраста на современном этапе;

- о роли педагога в формировании основ экологической культуры в дошкольном возрасте.

Уметь:

- обосновывать необходимость комплексного решения задач воспитания дошкольников средствами природы;

- осуществлять аналитический обзор программ экологического образования дошкольников.

Тема 2.1. Развитие в методике проблемы воспитания детей средствами природы

Классики прогрессивной зарубежной и отечественной педагогики о ро­ли природы в формировании личности ребенка (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, Г.Песталоцци, Ф.Фребель, К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева).

Современные исследования учёных П.Г.Саморуковой, С.Н.Николаевой, Е.Ф.Терентьевой, И.А.Хайдуровой, Н.Н.Кондратьевой и др.

Тема 2.2. Формирование начал экологической культуры

Значение природы в умственном воспитании дошкольников (формиро­вание конкретных и обобщенных представлений об окружающем мире, элементарных основ миропонимания, познавательного отношения детей к природе, развитие сенсорной культуры, наблюдательности, мышления и речи).

Воспитание у детей любви к родной природе, бережного и заботливого отношения ко всему живому на основе формирования элементарной систе­мы знаний о живом организме, его целостности, индивидуальности и непо­вторимости, практических навыков, умений выращивания растений и ухода за животными.

Формирование эмоционального отклика на красоту природного окру­жения путем накопления эстетических впечатлений, развития эстетических чувств, умения оценивать и понимать эстетическую ценность объектов природы.

Воспитание личности в процессе труда в природе; формирование пони­мания значения труда как деятельности, направленной на удовлетворение потребностей живых существ.

Общение с природой как важный фактор физического развития детей в период дошкольного детства.

Воспитание начал экологической культуры личности - общая задача экологического образования детей дошкольного возраста. Формирование системы знаний о предметах и явлениях природы как основы экологиче­ского сознания, системы познавательных умений, практических навыков по уходу за живыми существами, бережного и заботливого отношения к природе, развитие эстетического восприятия, умения видеть и понимать красоту природы, воспитание культуры повеления в природе.

Комплексный характер и взаимообусловленность задач.

Тема 2.3. Развитие ценностного отношения к природе и к себе

Научный, ценностный, нормативный, деятельностный аспекты взаимо­действия общества и природы (усвоение ведущих экологических положе­ний и идей; формирование нравственно-эстетического отношения к приро­де: система моральных и правовых принципов, норм, правил, предписаний и запретов, определяющих отношения человека с природой; формирование познавательных, практических, творческих умений экологического харак­тера и др.).

Характеристика доступных дошкольникам разного возраста систем зна­ний о предметах и явлениях неживой природы, растениях, животных, се­зонных изменениях и труде людей в природе.

Экологическое содержание природоведческих знаний детей дошкольно­го возраста (о животных и растениях как живых организмах, единстве ор­ганизма и среды, сущности взаимодействия человека и природы и др.).

Тема 2.4. Анализ современных образовательных программ

Создание парциальных авторских программ «Юный эколог» (С.Н.Николаева), «Наш дом – природа» (Н.А.Рыжова) и др.; экологизация разделов ознакомления с природой в комплексных программах «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки».

Роль воспитателя в формировании начал экологической культуры у до­школьников (создание условий для непрерывного общения с природой, ис­пользование наиболее эффективных путей решения задач экологического образования, организация работы с семьей воспитанников и др.).

Практическое задание: Анализ программы по заданным параметрам - цель, задачи, содержание.

Результат Презентация программы.

Раздел 3. Методы экологического образования детей дошкольного возраста

Студент должен знать:

- классификацию и характеристику методов экологического образования детей, необходимость комплексного их использования, специфику их применения в группах разного возраста.

Уметь:

- составлять конспекты занятий

- пользоваться методом экспертной оценки и самооценки при анализе разработок студентов.

Современная классификация методов экологического образования.

Тема 3.1. Наблюдение - ведущий метод экологического образования детей

Значение наблюдения для формирования реалистических представле­ний и понятии об окружающем мире, основ миропонимания, развития сен­сорной культуры, наблюдательности, познавательного отношения к приро­де, ее эстетического восприятия, воспитания любви, бережного и заботли­вого отношения дошкольников ко всему живому.

Структура наблюдений (принятие познавательной задачи, выделение существенных, характерных признаков объектов и явлений природы, ис­пользование обследовательских действий, выражение в речи результатов наблюдений). Содержание наблюдений.

Виды наблюдений по характеру условий (естественные, специально ор­ганизованные), по продолжительности (кратковременные, длительные), формам организации дошкольников (коллективные, подгрупповые, инди­видуальные), по характеру познавательных задач.

Роль эпизодических наблюдений (первичных, повторных, сравнитель­ных, итоговых) в накоплении конкретных представлений, углублении, расширении, систематизации биоэкологических знаний.

Значение длительных наблюдений за изменением и развитием природы для выявления существенных связей и зависимостей.

Требования, предъявляемые к организации наблюдений с дошкольни­ками.

Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрас­тных группах. Своеобразие методики проведения наблюдений с раздаточ­ным материалом.

Методы фиксации наблюдений (использование дневников и календарей наблюдений, календарей природы, погоды и др.).

Самостоятельная работа

Составление развёрнутых конспектов наблюдений за живыми объектами в разных возрастных группах (группа на выбор) с учётом образовательной программы.

Практическое занятие

Составить программное содержание занятия Наблюдение за живым объектом (программа на выбор).

Тема 3.2. Опыт как наблюдение, проводимое в специально созданных условиях

Значение элементарного опыта для формирования у детей конкретных и обобщенных представлений о мире природы; умения устанавливать суще­ствующие в нем связи и зависимости; познавательного отношения к при­родному окружению.

Требования к подготовке и постановке несложных опытов. Содержание опытов с предметами неживой природы, растениями и животными в стар­шем дошкольном возрасте. Структура опыта.

Своеобразие методики экспериментирования с дошкольниками (выдви­жение познавательных задач, подготовка и проведение опыта, фиксация наблюдений, анализ полученных результатов, подведение детей к выводам и обобщениям).

Связь опытнической работы с другими видами деятельности детей.

Самостоятельная работа

Составить список опытов с объектами неживой природы с указанием темы, цели, содержания.

Практическое занятие

Разработать методику организации опыта и провести с подгруппой детей.

Тема 3.3. Труд – как метод экологического образования дошкольников

Своеобразие труда в природе как деятельности, направленной на удов­летворение потребностей растений и животных, охрану природы.

Значение труда в воспитании личности ребенка (формирование системы природоведческих знаний, умений и навыков; воспитание желания тру­диться, бережного, заботливого отношения к природе, нравственно-волевых качеств личности; формирование положительного отношения к труду и людям труда).

Основные педагогические и санитарно-гигиенические требования к ор­ганизации труда детей в природе; специфика подбора трудового оборудо­вания.

Виды детского труда в природе (выращивание растений, уход за животными, сезонный труд, сбор и обработка продуктов природы, сезонный труд, сбор и обработка продуктов природы, изготовление поделок из природного материала).

Роль поручений (индивидуальных и коллективных, кратковременных и длительных) в приобщении дошкольников к трудовой деятельности. Де­журство как особая форма организации детского труда; содержание работы дежурных. Коллективный труд детей в природе.

Своеобразие содержания, организация, методика руководства трудом в разных возрастных группах (постановка цели труда, объяснение и показ способов выполнения, упражнение в самостоятельном выполнении трудо­вых действий, оценка результатов труда).

Связь труда в природе с наблюдениями и другими видами деятельности дошкольников.

Самостоятельная работа

Составление конспектов трудовых занятий для детей разных возрастных групп

Тема 3.4. Игра - как метод экологического образования дошкольников

Значение и место природоведческих игр в обогащении, закреплении, обобщении и систематизации знаний детей. Роль игр в развитии эмоцио­нальной сферы ребенка, воспитании экологически направленной личности (формирование умения и желания защищать природу, осознанно выпол­нять определенные правила взаимодействия с ней).

Классификация игр биоэкологического характера (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры с правилами); их содержание. Исполь­зование игрушки-аналога в дидактических целях.

Место основных видов дидактических игр в системе природоведческой работы с детьми.

Особенности организации и методики руководства дидактическими иг­рами (подготовка к проведению, специфика руководства игрой в группах разного возраста, вариативность игр, усложнение их содержания).

Создание условий для развертывания сюжетно-ролевой игры.

Использование строительно-конструктивных игр для обогащения пред­ставлений о свойствах и качествах природного материала.

Особенности подбора и организации подвижных игр природоведческо­го содержания, игр-имитаций в период дошкольного детства.

Тема 3.5. Использование моделей и моделирования в эколого-педагогической работе с детьми

Роль моделей и моделирующей деятельности в экологическом образо­вании дошкольников (формирование реалистических представлений и по­нятий об окружающем мире, освоение разнообразных связей и зависимо­стей, существующих в природе и др.).

Виды моделей. Использование моделей разного вида в эколого-педагогическом процессе.

Методика моделирования с детьми старшего дошкольного возраста (описание новых объектов природы с помощью готовых, ранее усвоенных моделей; моделирование существенных или значимых для деятельности признаков; использование моделей, созданных дошколь­никами). Связь моделирования с наблюдениями и другими наглядно-практическими методами.

Самостоятельная работа

Разработка и изготовление предметно-схематических или графических моделей

Тема 3.6. Место словесных и наглядных методов в системе работы по экологическому образованию дошкольников

Значение словесных и наглядных методов экологического образования в формировании у детей системных знаний о природе, воспитании интереса к ней, обогащении эстетических впечатлений и чувств, формировании по­ложительно-эмоциональной нравственной позиции по отношению к объек­там природы, деятельности человека в природе.

Содержание, виды бесед и рассказов воспитателя о природе. Чтение экологических сказок, познавательной, художественной литературы природоведческого содержания.

Своеобразие методики применения словесных методов и приемов в экологическом образовании дошкольников.

Вилы иллюстративного материала. Требования к подбору, содержанию и оформлению иллюстративного материала для разных возрастных групп. Методика использования картин, аудио-, видео- и других технических средств обучения в эколого-педагогической работе.

Практическое занятие

Разработать конспект занятия для детей подготовительной группы. Беседа о перелётных птицах.

Раздел 4. Формы экологического образования детей дошкольного возраста

Студент должен знать:

- о роли разных природоведческих мероприятий в экологическом образовании ребёнка, о своеобразии подготовки , организации и руководстве деятельностью детей в процессе проведения их в разных возрастных группах.

Уметь:

- разрабатывать конспекты мероприятий и анализировать деятельность студентов по разработке сценариев.

Тема 4.1. Природоведческое занятие - основная форма организации обучения дошкольников

Значение занятий для освоения детьми основного содержания знаний о предметах и явлениях природы, совершенствования их умственных спо­собностей, формирования умений и навыков общения с природой и др.

Выбор и применение разнообразных методов обучения на занятиях (в зависимости от места занятий в системе эколого-педагогической работы, программных задач, возрастных особенностей детей). Виды занятий по ис­пользованию ведущего метода.

Типы занятий по их месту в процессе познания ребенком природы (пер­вично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие).

Требования к организации и проведению занятий экологического характера в период дошкольного детства.

Своеобразие методики проведения природоведческих занятий в группах разного возраста (определение характера, объема знаний детей, структуры занятий, использование разнообразных методов обучения, приемов активи­зации познавательной деятельности, степень активности и самостоятельно­сти дошкольников на занятии).

Связь занятий с другими формами организации эколого-педагогической работы в дошкольном учреждении.

Тема 4.2. Экскурсии и прогулки как форма воспитания начал экологической культуры детей

Роль экскурсий, целевых и повседневных прогулок, походов в развитии ценност­ных ориентаций ребенка, накоплении конкретных и обобщенных представ­лений о многообразии живых существ, особенностях их адаптации к усло­виям среды, структуре биоценозов, характерных признаках сезонов, труде людей в природе и др.

Экскурсия как особый вид занятий по экологическому образованию дошкольников. Содержание, структура экскурсий разного вида. Специфика работы педагога на подготовительном этапе (постановка цели, разработка программных задач, выбор места, маршрута, подбор необходимого обору­дования, проведение предварительной беседы с детьми и др.).

Своеобразие методики проведения экскурсий и целевых прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (подготовка воспитателя и детей, обучение наблюдению природы, использование проблемно-поисковых ситуации и др.).

Организация на повседневных прогулках наблюдений, труда, игр, развлечений (праздников), экологических акций, способствующих формированию экологически ориентированной личности.

Раздел 5. Эколого-содержательный подход к построению развивающей среды в ДОУ

Студент должен знать:

- своеобразие организации и планировки природных зон в помещении и на территории дошкольного учреждения;

- особенности подбора и размещения комнатных растений, животных, овощных и цветочных культур с учётом реальных условий жизни этих представителей флоры и фауны, специфику ухода за ними;

- методику руководства детскими видами деятельности в уголке природы и на участке ДОУ.

Уметь:

- анализировать состояние эколого-пространственной среды базовых ДОУ, составлять рекомендации;

- оформлять проект озеленения экологического пространства участка ДОУ.

Современные требования к построению экологической среды как в помещении ДОУ, так и на участке (зимний сад, экологическая лаборатория, комната природы; альпинарий, миниферма, экологическая тропинка и др.)

Тема 5.1. Уголок природы как важное условие экологического образования детей

Значение и особенности организации природных зон и помещениях до­школьного учреждения (живые уголки в группах, комната природы, зим­ний сад и др.)

Требования к подбору и размещению обитателей живого уголка: учет биологических потребностей, возможности создания оптимальных условий содержания живых объектов; привлекательность растений и животных, их безопасность для детей; учет возрастных особенностей дошкольников.

Оборудование уголка природы.

Основные экологические группы комнатных растений по отношению к свету (светолюбивые и теневыносливые, растения короткого и длинного светового дня), водному режиму, тем­пературе (теплолюбивые и холодостойкие).

Обусловленность особенностей морфологического строения и диффе­ренцированных потребностей представителей разных групп растений (тра­вянистые, ампельные, лианы, суккуленты и др.) спецификой природных мест обитания; создание в комнате наиболее благоприятных условий для их содержания (размещение, уход, размножение).

Подбор растений - типичных представителей разных экологических групп и семейств. Организация экологически направленной деятельности по ознакомлению с комнатными растениями в разных возрастных группах.

Подбор рыб (декоративных и представителей местной фауны) с учетом оборудования аквариума как образца искусственно созданной экосистемы, дающей представление о совместимости некоторых групп рыб, специфике их экологических отношений с другими водными обитателями. Методика ознакомления дошкольников с обитателями аквариума, организация ухода за ним.

Своеобразие подбора, специфика содержания в уголке природы зерно­ядных и насекомоядных птиц местного края, экзотических пернатых жар­ких cтpaн. Методика ознакомления дошкольников с адаптивными особен­ностями птиц.

Мелкие млекопитающие как постоянные обитатели уголка природы, ус­ловия их содержания. Организация наблюдений и труда за ними.

Методика ознакомления дошкольников разного возраста с типичными представителями основных экологических групп млекопитающих (харак­терные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни, др.).

Подбор и содержание земноводных и пресмыкающихся в уголке при­роды. Своеобразие методики ознакомления детей дошкольного возраста с земноводными, в разной степени зависимых от воды (лягушки, жабы, три­тоны) и пресмыкающимися, живущими в сухих и влажных местах (черепа­хи, ящерицы, др.).

Насекомые - сезонные обитатели живых уголков. Создание условий для содержания представителей разных групп насекомых (учет особенностей морфологического строения, среды и места обитания, способов передвиже­ния, специфики питания и размножения).

Самостоятельная работа

Оформление паспорта комнатных растений.

Практическое занятие

1. Составить аналитическую справку, имеющихся условий для экологического образования ребёнка в базовом детском саду.

2. Разработать вопросы для анализа содержания птиц в ДОУ.

3. Упражнение в зарядке горшков для посадки, пересадки комнатных растений.

Тема 5.2. Участок дошкольного учреждения как база эколого-педагогической работы с детьми

Педагогические и санитарно-гигиенические требования к обустройству, озеленению участка дошкольного учреждения; его планировка.

Подбор, размещение древесно-кустарниковых и плодово-ягодных наса­ждений, позволяющих дошкольникам освоить программу природоведче­ских знаний, умений и навыков; помогающих создать благоприятный мик­роклимат на участке. Планировка участка для прогулок, игр, развлечений детей.

Экологический подход к разбивке цветника, огорода и сада как приме­ры организации агроценозов. Специфика их устройства и планировки в соответствии с возрастными возможностями детей, экологией растений от­крытого грунта; формирование и поддержание оптимального состава поч­вы для их роста и развития.

Общая классификация и характерные особенности рекомендуемых для посадки декоративных растений, овощных, плодово-ягодных культур; аг­ротехника их выращивания.

Обусловленность подбора цветочных и овощных культур задачами эколого-педагогической работы, возможностями детей разных возрастных групп.

Своеобразие методики организации наблюдений и труда дошкольников по выращиванию растений в цветнике (на огороде) в разное время года.

Проведение наблюдений в плодово-ягодном саду, участие детей в се­зонных работах по уходу за садом.

Экологическая тропа на участке; ее использование в природоведческой работе с детьми дошкольного возраста.

Создание условий для игр дошкольников с природным материалом (во­дой, песком, глиной, снегом, др.).

Самостоятельная работа

Составление проекта озеленения участка ДОУ.

Практическое занятие

Упражнять в распознавании семян цветочных растений используемых для выращивания в цветнике ДОУ, посев семян на рассаду.

Тема 5.3. Методика ознакомления с природой Красноярского края

Физико-географические особенности местного края. Почвы. Водоемы. Погода и климат. Взаимодействие и взаимообусловленность климата, почвы, растительности, животного мира. Общая характеристика флоры и фауны края. Наиболее типичные представители края.

Самостоятельная работа

Создать презентацию «Мой край».

Раздел 6. Методика природоведческой работы с детьми с учётом сезонных изменений в природе

Студент должен знать:

- методику руководства наблюдениями дошкольников за состоянием погоды, растений, животных, трудом людей в разное время года;

- специфику планирования эколого-педагогического процесса в ДОУ;

- характерные особенности адаптации организмов к изменяющимся условиям окружающей среды.

Уметь:

- осуществлять планирование работы с дошкольниками разного возраста по экологическому образованию с учётом сезона;

- оформлять образцы календарей погоды и природы

Тема 6.1. Ознакомление дошкольников с сезонными явлениями в природе

Фенологические сроки наступления сезонов, их характеристика. Зави­симость изменений в жизни организмов от динамики явлений неживой природы (изменение продолжительности дня, температуры, количества выпадающих осадков и др.).

Формирование у детей представлений о цикличности смены сезонов, их характерных признаках и сроках наступления, динамике сезонных явлений; о времени года как комплексе взаимообусловленных изменений в живой и неживой природе; оптимальных условиях существования и основных путях приспособления разных типов живых существ к меняющимся условиям среды.

Своеобразие методики ознакомления дошкольников с явлениями нежи­вой природы в разное время года (характерные атмосферные осадки, ак­тивность солнца, изменение продолжительности дня и ночи, положитель­ные и отрицательные температуры, агрегатное состояние воды, наличие снега, метели, тумана, росы, проталин, др.). Формирование элементарных знаний о влиянии некоторых вызывающих стихийные бедствия явлений (наводнение, засуха, мороз, град, др.) на жизнедеятельность растений, жи­вотных, человека.

Методика ознакомления детей с основными путями приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды: скрытая жизнь (спячка по­звоночных животных, оцепенение насекомых, анабиоз мелких обитателей в пересыхающих водоемах, зимний покой растений, сохранение семян и спор в почве); постоянство внутренней среды у теплокровных животных; избе­гание неблагоприятных условий (перелеты птиц, строительство укрытий, заготовка запасов и др.).

Организация наблюдений за трудом людей в природе в разное время го­да; участие детей дошкольного возраста в сезонных работах.

Методика использования календарей погоды и природы в работе с до­школьниками (фиксация детьми наблюдений за сезонными изменениями в природе, формирование умения анализировать, делать выводы, рассказы­вать о сезонных изменениях в природе, др.).

Самостоятельная работа

Реферат «Изменения в природе летом».

Раздел 7. Технология экологического образования дошкольников

Студент должен знать:

- специфику технологии экологического образования дошкольников.

Уметь:

- проводить диагностику экологической воспитанности ребёнка;

- планировать работу в разновозрастных группах.

Технология экологического образования, специфика использования в ДОУ.

Тема 7.1. Диагностика экологической воспитанности ребёнка.

Определение уровня экологической воспитанности детей – завершенность педагогической технологии, результат воспитательно-образовательного процесса. Раскрыть диагностики С.Н.Николаевой, Н.Н.Кондратьевой.

Практическое занятие

Уметь заполнять протоколы беседы с ребёнком.

Тема 7.2. Планирование, виды планирования

Роль перспективного и календарного планирования, позволяющего систематически и последовательно решать задачи экологического образования детей дошкольного возраста.

Основные требования к планированию эколого-педагогической дея­тельности воспитателя (планирование в соответствии с сезонными изменениями в природе края, формулирование задач и отбор материала в соответствии с программой на определенный отрезок времени с учетом имеющегося у детей опыта; ус­тановление взаимосвязи при планировании занятий с работой по экологи­ческому образованию дошкольников в повседневной жизни).

Практическое занятие

Составление календарно-тематического плана на неделю (возрастная группа детей на выбор).

Тема 7.3. Особенности эколого-педагогической работы а разновозрастной группе

Особенности методической работы в разновозрастных группах.

Самостоятельная работа

План эколого-образовательной работы с детьми на неделю (группа и сезон на выбор).

Примерная тематика курсовых работ

1. Особенности формирования представлений о природе у дошкольников.

2. Сенсорное воспитание средствами природы в период дошкольного дет­ства.

3. Развитие наблюдательности в процессе общения детей с природой.

4. Воспитание у детей интереса к природе средствами художественной ли­тературы.

5. Воспитание эмоционально-положительного отношения дошкольников к живым существам.

6. Роль природоведческих праздников в воспитании у детей положитель­ного отношения к природе.

7. Воспитание положительного отношения к труду в природе у детей до­школьного возраста.

8. Эстетическое воспитание средствами природы в период дошкольного детства.

9. Дидактическая игра как средство экологического образования малень­ких детей.

10. Моделирование – средство развития наблюдательности в природе у дошкольников.

Вопросы к экзамену

1. Организация образовательной работы в ДОУ с младшими дошкольниками по ознакомлению с сезонными явлениями в природе (на примере одного сезона).

2. Создание условий для содержания в ДОУ представителей экологической системы "пустыня" (черепаха, ящерицы).

3. Методика ведения календарей "Наблюдения за погодой и природой" с детьми дошкольного возраста с учетом образовательных программ.

4. Современные исследования учёных о роли природы в формировании личности ребёнка ( Н.Н. Кондратьева, И.А. Хайдурова, Е.Ф. Терентьева).

5. Организация образовательной работы в ДОУ со старшими дошкольниками, по ознакомлению с сезонными явлениями природы (на примере одного сезона).

6. Требования к подбору обитателей природы для содержания в ДОУ.

7. Организация и методика наблюдений на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста.

8. Условия содержания птиц в помещении ДОУ. Их характеристика (волнистые попугайчики, канарейки).

9. Методика наблюдений за живыми объектами на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста.

10. Принципы подбора овощных культур для выращивания на детском огороде. Их характеристика (2-3 вида).

11. Методика наблюдения за живыми объектами на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

12. Создание условий для содержания млекопитающих в помещении ДОУ (хомяк, морская свинка).

13. Необходимость использования иллюстративно-наглядного метода в экологическом образовании дошкольников.

14. Характеристика условий для экологического образования, созданных в помещении ДОУ.

15. Методика организации и руководство дидактическими играми природоведческого характера в разных возрастных группах детей дошкольного возраста.

16. Особенности эколого-педагогической работы в разновозрастной группе.

17. Классики отечественной педагогики о роли природы в формировании личности ребёнка (К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И.Тихеева).

18. Виды детского труда в природе, его содержание с учетом одной из вариативных образовательных программ для дошкольников.

19. Роль детской художественной литературы в познании природы детьми дошкольного возраста. Методика ознакомления.

20. Характеристика условий для экологического образования дошкольников созданных на участке ДОУ.

21. Формирование у дошкольников представлений о растениях как о живых организмах (используя несложные опыты).

22. Создание условий для содержания рыб в аквариуме. Их характеристика (1 – холодноводная местных водоемов и декоративные).

23. Методика проведения занятий, связанных с трудом в природе с детьми младшего возраста. Их тематика.

24. Создание условий для содержания рыб в аквариуме. Их характеристика (1 – тепловодная лабиринтовая; 1 – тепловодная живородящая).

25. Методика проведения занятий, связанных с трудом в природе с детьми старшего дошкольного возраста.

26. Диагностика экологической воспитанности дошкольников (С.Н. Николаева).

27. Методика формирования у дошкольников системы знаний о растениях.

28. Создание условий для содержания временных обитателей уголка природы.

29. Труд детей в природе. Формы его организации.

30. Характеристика комнатных растений разных природных зон (не менее трех). Требования к подбору комнатных растений в уголке природы.

31. Методика организации экологических мероприятий с детьми дошкольного возраста (природоохранная акция, экологические праздники, досуги).

32. Характерные черты отличия искусственных биоценозов от естественных.

33. Методика формирования системы знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста.

34. Подбор кустарников для озеленения участка дошкольного учреждения. Их характеристика (2-3).

35. Вариативные формы занятий природоведческого характера в ДОУ. Методика их проведения.

36. Цветник на участке дошкольного учреждения. Подбор однолетних растений для выращивания в цветнике, их характеристика (2-3 растения на выбор).

37. Классификация методов экологического образования дошкольников

(П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева). Их характеристика.

38. Планировка цветника. Подбор многолетних цветущих растений для выращивания на участке ДОУ. Их характеристика (2-3 растения на выбор)

39. Связь методики экологического образования дошкольников с другими науками.

40. Подбор лиственных деревьев для озеленения участка ДОУ. Их характеристика (2-3).

41. Программы экологического образования дошкольников (парциальные, комплексные). Характеристика одной из программ (цель, задачи, структура, содержание).

42. Влияние экологических факторов на географическое распространение живых организмов.

43. Причины сезонных изменений в природе. Характерные изменения в живой и неживой природе в разные сезоны (на примере 1 сезона).

44. Наблюдения за трудом людей в природе в разное время года.

45. Организация и методика наблюдений на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста.

46. Физико-географические особенности Красноярского края.

47. Модели в экологическом образовании дошкольников. Варианты их применения в работе с детьми дошкольного возраста.

48. Характеристика экологической системы тайги.

49. Экскурсии в природу. Подготовка к экскурсии детей и воспитателя. Методика организации и руководство.

50. Экологический подход к ознакомлению дошкольников с домашними животными.

Литература и средства обучения

Основная

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.,1999.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.- М., 2002.

3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду./Под редакцией Саморуковой П.Г. Маневцовой Л.М.. -СПб., 1993.

4. Мир природы и ребенок. / Под редакцией Маневцовой Л.М. и Саморуковой П.Г. -СПб., 1992.

Дополнительная

1. Брэм А.Э. Жизнь животных. (3 тома) - М., 1992.

2. Глазачёв С.П. Экологическая культура учителя. - М., 1998.

3. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М., 1981.

4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Н., 1997.

5. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., 1994.

6. Назарова Н.С. Экологическое воспитание студентов. - М., 1989.

7. Радкевич В.А. Экология. - Минск, 1997.

8. Сыч В.Д. Технические средства обучения в детском саду. - М., 1989.

9. Экологическое образование: Концепции и методический подход./

под ред. Мамедова Н.М. - М., 1996.

10. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М., 1999.

11. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М., 1988.

12. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. –

М., 1985.

13. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 1989.

14. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. - Минск, 1997.

15. Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших до­школьников. - Минск, 1999.

16. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М., 1995.

17. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 1999.

18. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.

19. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. - М., 2001.

20. ЦирлингМ.Б. Аквариум и водные растения. - С.-116., 1991.

21. Черненко Е.С. Школьный сад. - М., 1993.

22. Шайкин В.Г. Огород дома. - М., 1993.

23. Экологический словарь. - М., 1993.

Средства

1. Серия картин:

- Домашние животные

- Дикие животные

- Времена года

2. Дидактические игры

3. Календари погоды и природы

4. Карта Красноярского края.

5. Теллурий

6. Комнатные растения

7. Клетки для птиц и животных

8. Семена растений.

9. Видеотека

Рабочая программа учебной дисциплины

Методика экологического образования

по специальности 050704 Дошкольное образование

среднего профессионального образования

(повышенный уровень)

Составитель Борбат Нина Александровна

Редактор Е. Г. Найденкина

Корректор Е. Г. Найденкина

Компьютерная верстка Н.Д. Карпова

Ответственный за выпуск С. В. Мещерякова

Сдано в набор 06.09.2006. Подписано в печать 13.09.2006.

Формат 60 х 84 1/16. Усл.п.л. 1,6. Уч.-изд. л. 0,9. Тираж 25 экз.

Издательский отдел КГОУ СПО

«Красноярский педагогический колледж № 2»,

660100, г. Красноярск, ул. Киренского, 70

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины «Методика экологического образования» Специальность

    Рабочая программа
    Содержание курса «Методика экологического образования» соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование»(повышенный уровень) среднего и
  2. Рабочая программа учебной дисциплины «Методика развития детского изобразительного творчества» Специальность

    Рабочая программа
    Тема 5.3. Методика организации и проведения занятий по конструированию из бумаги, картона, природного и других материалов. Занятия по ручному труду в детском саду
  3. Методика экологического образования Методические рекомендации к семинарским, практическим

    Методические рекомендации
    Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»
  4. Методика преподавания начального курса математики История Москвы

    Учебно-методический комплекс
    Использование федеральных, региональных документов, периодической печати по вопросам защиты прав детей и правового регулирования сферы образования в РФ.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования» Специальность

    Рабочая программа
    Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.

Другие похожие документы..