Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Во втором издании (1-е изд. — ЮНИТИ, 1998) рассмотрены социальный, экономический, юридический и управленческий аспекты экологии в современных условия...полностью>>
'Документ'
Нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, уста...полностью>>
'Документ'
2. Які цехи виготовляють продукцію, що використовуєтеся для забезпечення власних потреб усередині самого підприємства і може бути реалізована замовни...полностью>>
'Учебное пособие'
Стратиграфия, хронология и топография Казанского кремля (XI-XVII вв.): учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «История». – Казан...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины Методика экологического образования по специальности 050704

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Раздел 5. Эколого-содержательный подход к построению развивающей среды в ДОУ

Студент должен знать:

- своеобразие организации и планировки природных зон в помещении и на территории дошкольного учреждения;

- особенности подбора и размещения комнатных растений, животных, овощных и цветочных культур с учётом реальных условий жизни этих представителей флоры и фауны, специфику ухода за ними;

- методику руководства детскими видами деятельности в уголке природы и на участке ДОУ.

Уметь:

- анализировать состояние эколого-пространственной среды базовых ДОУ, составлять рекомендации;

- оформлять проект озеленения экологического пространства участка ДОУ.

Современные требования к построению экологической среды как в помещении ДОУ, так и на участке (зимний сад, экологическая лаборатория, комната природы; альпинарий, миниферма, экологическая тропинка и др.)

Тема 5.1. Уголок природы как важное условие экологического образования детей

Значение и особенности организации природных зон и помещениях до­школьного учреждения (живые уголки в группах, комната природы, зим­ний сад и др.)

Требования к подбору и размещению обитателей живого уголка: учет биологических потребностей, возможности создания оптимальных условий содержания живых объектов; привлекательность растений и животных, их безопасность для детей; учет возрастных особенностей дошкольников.

Оборудование уголка природы.

Основные экологические группы комнатных растений по отношению к свету (светолюбивые и теневыносливые, растения короткого и длинного светового дня), водному режиму, тем­пературе (теплолюбивые и холодостойкие).

Обусловленность особенностей морфологического строения и диффе­ренцированных потребностей представителей разных групп растений (тра­вянистые, ампельные, лианы, суккуленты и др.) спецификой природных мест обитания; создание в комнате наиболее благоприятных условий для их содержания (размещение, уход, размножение).

Подбор растений - типичных представителей разных экологических групп и семейств. Организация экологически направленной деятельности по ознакомлению с комнатными растениями в разных возрастных группах.

Подбор рыб (декоративных и представителей местной фауны) с учетом оборудования аквариума как образца искусственно созданной экосистемы, дающей представление о совместимости некоторых групп рыб, специфике их экологических отношений с другими водными обитателями. Методика ознакомления дошкольников с обитателями аквариума, организация ухода за ним.

Своеобразие подбора, специфика содержания в уголке природы зерно­ядных и насекомоядных птиц местного края, экзотических пернатых жар­ких cтpaн. Методика ознакомления дошкольников с адаптивными особен­ностями птиц.

Мелкие млекопитающие как постоянные обитатели уголка природы, ус­ловия их содержания. Организация наблюдений и труда за ними.

Методика ознакомления дошкольников разного возраста с типичными представителями основных экологических групп млекопитающих (харак­терные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни, др.).

Подбор и содержание земноводных и пресмыкающихся в уголке при­роды. Своеобразие методики ознакомления детей дошкольного возраста с земноводными, в разной степени зависимых от воды (лягушки, жабы, три­тоны) и пресмыкающимися, живущими в сухих и влажных местах (черепа­хи, ящерицы, др.).

Насекомые - сезонные обитатели живых уголков. Создание условий для содержания представителей разных групп насекомых (учет особенностей морфологического строения, среды и места обитания, способов передвиже­ния, специфики питания и размножения).

Самостоятельная работа

Оформление паспорта комнатных растений.

Практическое занятие

1. Составить аналитическую справку, имеющихся условий для экологического образования ребёнка в базовом детском саду.

2. Разработать вопросы для анализа содержания птиц в ДОУ.

3. Упражнение в зарядке горшков для посадки, пересадки комнатных растений.

Тема 5.2. Участок дошкольного учреждения как база эколого-педагогической работы с детьми

Педагогические и санитарно-гигиенические требования к обустройству, озеленению участка дошкольного учреждения; его планировка.

Подбор, размещение древесно-кустарниковых и плодово-ягодных наса­ждений, позволяющих дошкольникам освоить программу природоведче­ских знаний, умений и навыков; помогающих создать благоприятный мик­роклимат на участке. Планировка участка для прогулок, игр, развлечений детей.

Экологический подход к разбивке цветника, огорода и сада как приме­ры организации агроценозов. Специфика их устройства и планировки в соответствии с возрастными возможностями детей, экологией растений от­крытого грунта; формирование и поддержание оптимального состава поч­вы для их роста и развития.

Общая классификация и характерные особенности рекомендуемых для посадки декоративных растений, овощных, плодово-ягодных культур; аг­ротехника их выращивания.

Обусловленность подбора цветочных и овощных культур задачами эколого-педагогической работы, возможностями детей разных возрастных групп.

Своеобразие методики организации наблюдений и труда дошкольников по выращиванию растений в цветнике (на огороде) в разное время года.

Проведение наблюдений в плодово-ягодном саду, участие детей в се­зонных работах по уходу за садом.

Экологическая тропа на участке; ее использование в природоведческой работе с детьми дошкольного возраста.

Создание условий для игр дошкольников с природным материалом (во­дой, песком, глиной, снегом, др.).

Самостоятельная работа

Составление проекта озеленения участка ДОУ.

Практическое занятие

Упражнять в распознавании семян цветочных растений используемых для выращивания в цветнике ДОУ, посев семян на рассаду.

Тема 5.3. Методика ознакомления с природой Красноярского края

Физико-географические особенности местного края. Почвы. Водоемы. Погода и климат. Взаимодействие и взаимообусловленность климата, почвы, растительности, животного мира. Общая характеристика флоры и фауны края. Наиболее типичные представители края.

Самостоятельная работа

Создать презентацию «Мой край».

Раздел 6. Методика природоведческой работы с детьми с учётом сезонных изменений в природе

Студент должен знать:

- методику руководства наблюдениями дошкольников за состоянием погоды, растений, животных, трудом людей в разное время года;

- специфику планирования эколого-педагогического процесса в ДОУ;

- характерные особенности адаптации организмов к изменяющимся условиям окружающей среды.

Уметь:

- осуществлять планирование работы с дошкольниками разного возраста по экологическому образованию с учётом сезона;

- оформлять образцы календарей погоды и природы

Тема 6.1. Ознакомление дошкольников с сезонными явлениями в природе

Фенологические сроки наступления сезонов, их характеристика. Зави­симость изменений в жизни организмов от динамики явлений неживой природы (изменение продолжительности дня, температуры, количества выпадающих осадков и др.).

Формирование у детей представлений о цикличности смены сезонов, их характерных признаках и сроках наступления, динамике сезонных явлений; о времени года как комплексе взаимообусловленных изменений в живой и неживой природе; оптимальных условиях существования и основных путях приспособления разных типов живых существ к меняющимся условиям среды.

Своеобразие методики ознакомления дошкольников с явлениями нежи­вой природы в разное время года (характерные атмосферные осадки, ак­тивность солнца, изменение продолжительности дня и ночи, положитель­ные и отрицательные температуры, агрегатное состояние воды, наличие снега, метели, тумана, росы, проталин, др.). Формирование элементарных знаний о влиянии некоторых вызывающих стихийные бедствия явлений (наводнение, засуха, мороз, град, др.) на жизнедеятельность растений, жи­вотных, человека.

Методика ознакомления детей с основными путями приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды: скрытая жизнь (спячка по­звоночных животных, оцепенение насекомых, анабиоз мелких обитателей в пересыхающих водоемах, зимний покой растений, сохранение семян и спор в почве); постоянство внутренней среды у теплокровных животных; избе­гание неблагоприятных условий (перелеты птиц, строительство укрытий, заготовка запасов и др.).

Организация наблюдений за трудом людей в природе в разное время го­да; участие детей дошкольного возраста в сезонных работах.

Методика использования календарей погоды и природы в работе с до­школьниками (фиксация детьми наблюдений за сезонными изменениями в природе, формирование умения анализировать, делать выводы, рассказы­вать о сезонных изменениях в природе, др.).

Самостоятельная работа

Реферат «Изменения в природе летом».

Раздел 7. Технология экологического образования дошкольников

Студент должен знать:

- специфику технологии экологического образования дошкольников.

Уметь:

- проводить диагностику экологической воспитанности ребёнка;

- планировать работу в разновозрастных группах.

Технология экологического образования, специфика использования в ДОУ.

Тема 7.1. Диагностика экологической воспитанности ребёнка.

Определение уровня экологической воспитанности детей – завершенность педагогической технологии, результат воспитательно-образовательного процесса. Раскрыть диагностики С.Н.Николаевой, Н.Н.Кондратьевой.

Практическое занятие

Уметь заполнять протоколы беседы с ребёнком.

Тема 7.2. Планирование, виды планирования

Роль перспективного и календарного планирования, позволяющего систематически и последовательно решать задачи экологического образования детей дошкольного возраста.

Основные требования к планированию эколого-педагогической дея­тельности воспитателя (планирование в соответствии с сезонными изменениями в природе края, формулирование задач и отбор материала в соответствии с программой на определенный отрезок времени с учетом имеющегося у детей опыта; ус­тановление взаимосвязи при планировании занятий с работой по экологи­ческому образованию дошкольников в повседневной жизни).

Практическое занятие

Составление календарно-тематического плана на неделю (возрастная группа детей на выбор).

Тема 7.3. Особенности эколого-педагогической работы а разновозрастной группе

Особенности методической работы в разновозрастных группах.

Самостоятельная работа

План эколого-образовательной работы с детьми на неделю (группа и сезон на выбор).

Примерная тематика курсовых работ

1. Особенности формирования представлений о природе у дошкольников.

2. Сенсорное воспитание средствами природы в период дошкольного дет­ства.

3. Развитие наблюдательности в процессе общения детей с природой.

4. Воспитание у детей интереса к природе средствами художественной ли­тературы.

5. Воспитание эмоционально-положительного отношения дошкольников к живым существам.

6. Роль природоведческих праздников в воспитании у детей положитель­ного отношения к природе.

7. Воспитание положительного отношения к труду в природе у детей до­школьного возраста.

8. Эстетическое воспитание средствами природы в период дошкольного детства.

9. Дидактическая игра как средство экологического образования малень­ких детей.

10. Моделирование – средство развития наблюдательности в природе у дошкольников.

Вопросы к экзамену

1. Организация образовательной работы в ДОУ с младшими дошкольниками по ознакомлению с сезонными явлениями в природе (на примере одного сезона).

2. Создание условий для содержания в ДОУ представителей экологической системы "пустыня" (черепаха, ящерицы).

3. Методика ведения календарей "Наблюдения за погодой и природой" с детьми дошкольного возраста с учетом образовательных программ.

4. Современные исследования учёных о роли природы в формировании личности ребёнка ( Н.Н. Кондратьева, И.А. Хайдурова, Е.Ф. Терентьева).

5. Организация образовательной работы в ДОУ со старшими дошкольниками, по ознакомлению с сезонными явлениями природы (на примере одного сезона).

6. Требования к подбору обитателей природы для содержания в ДОУ.

7. Организация и методика наблюдений на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста.

8. Условия содержания птиц в помещении ДОУ. Их характеристика (волнистые попугайчики, канарейки).

9. Методика наблюдений за живыми объектами на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста.

10. Принципы подбора овощных культур для выращивания на детском огороде. Их характеристика (2-3 вида).

11. Методика наблюдения за живыми объектами на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

12. Создание условий для содержания млекопитающих в помещении ДОУ (хомяк, морская свинка).

13. Необходимость использования иллюстративно-наглядного метода в экологическом образовании дошкольников.

14. Характеристика условий для экологического образования, созданных в помещении ДОУ.

15. Методика организации и руководство дидактическими играми природоведческого характера в разных возрастных группах детей дошкольного возраста.

16. Особенности эколого-педагогической работы в разновозрастной группе.

17. Классики отечественной педагогики о роли природы в формировании личности ребёнка (К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И.Тихеева).

18. Виды детского труда в природе, его содержание с учетом одной из вариативных образовательных программ для дошкольников.

19. Роль детской художественной литературы в познании природы детьми дошкольного возраста. Методика ознакомления.

20. Характеристика условий для экологического образования дошкольников созданных на участке ДОУ.

21. Формирование у дошкольников представлений о растениях как о живых организмах (используя несложные опыты).

22. Создание условий для содержания рыб в аквариуме. Их характеристика (1 – холодноводная местных водоемов и декоративные).

23. Методика проведения занятий, связанных с трудом в природе с детьми младшего возраста. Их тематика.

24. Создание условий для содержания рыб в аквариуме. Их характеристика (1 – тепловодная лабиринтовая; 1 – тепловодная живородящая).

25. Методика проведения занятий, связанных с трудом в природе с детьми старшего дошкольного возраста.

26. Диагностика экологической воспитанности дошкольников (С.Н. Николаева).

27. Методика формирования у дошкольников системы знаний о растениях.

28. Создание условий для содержания временных обитателей уголка природы.

29. Труд детей в природе. Формы его организации.

30. Характеристика комнатных растений разных природных зон (не менее трех). Требования к подбору комнатных растений в уголке природы.

31. Методика организации экологических мероприятий с детьми дошкольного возраста (природоохранная акция, экологические праздники, досуги).

32. Характерные черты отличия искусственных биоценозов от естественных.

33. Методика формирования системы знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста.

34. Подбор кустарников для озеленения участка дошкольного учреждения. Их характеристика (2-3).

35. Вариативные формы занятий природоведческого характера в ДОУ. Методика их проведения.

36. Цветник на участке дошкольного учреждения. Подбор однолетних растений для выращивания в цветнике, их характеристика (2-3 растения на выбор).

37. Классификация методов экологического образования дошкольников

(П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева). Их характеристика.

38. Планировка цветника. Подбор многолетних цветущих растений для выращивания на участке ДОУ. Их характеристика (2-3 растения на выбор)

39. Связь методики экологического образования дошкольников с другими науками.

40. Подбор лиственных деревьев для озеленения участка ДОУ. Их характеристика (2-3).

41. Программы экологического образования дошкольников (парциальные, комплексные). Характеристика одной из программ (цель, задачи, структура, содержание).

42. Влияние экологических факторов на географическое распространение живых организмов.

43. Причины сезонных изменений в природе. Характерные изменения в живой и неживой природе в разные сезоны (на примере 1 сезона).

44. Наблюдения за трудом людей в природе в разное время года.

45. Организация и методика наблюдений на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста.

46. Физико-географические особенности Красноярского края.

47. Модели в экологическом образовании дошкольников. Варианты их применения в работе с детьми дошкольного возраста.

48. Характеристика экологической системы тайги.

49. Экскурсии в природу. Подготовка к экскурсии детей и воспитателя. Методика организации и руководство.

50. Экологический подход к ознакомлению дошкольников с домашними животными.

Литература и средства обучения

Основная

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.,1999.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.- М., 2002.

3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду./Под редакцией Саморуковой П.Г. Маневцовой Л.М.. -СПб., 1993.

4. Мир природы и ребенок. / Под редакцией Маневцовой Л.М. и Саморуковой П.Г. -СПб., 1992.

Дополнительная

1. Брэм А.Э. Жизнь животных. (3 тома) - М., 1992.

2. Глазачёв С.П. Экологическая культура учителя. - М., 1998.

3. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М., 1981.

4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Н., 1997.

5. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., 1994.

6. Назарова Н.С. Экологическое воспитание студентов. - М., 1989.

7. Радкевич В.А. Экология. - Минск, 1997.

8. Сыч В.Д. Технические средства обучения в детском саду. - М., 1989.

9. Экологическое образование: Концепции и методический подход./

под ред. Мамедова Н.М. - М., 1996.

10. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М., 1999.

11. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М., 1988.

12. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. –

М., 1985.

13. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 1989.

14. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. - Минск, 1997.

15. Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших до­школьников. - Минск, 1999.

16. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М., 1995.

17. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 1999.

18. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.

19. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. - М., 2001.

20. ЦирлингМ.Б. Аквариум и водные растения. - С.-116., 1991.

21. Черненко Е.С. Школьный сад. - М., 1993.

22. Шайкин В.Г. Огород дома. - М., 1993.

23. Экологический словарь. - М., 1993.

Средства

1. Серия картин:

- Домашние животные

- Дикие животные

- Времена года

2. Дидактические игры

3. Календари погоды и природы

4. Карта Красноярского края.

5. Теллурий

6. Комнатные растения

7. Клетки для птиц и животных

8. Семена растений.

9. Видеотека

Рабочая программа учебной дисциплины

Методика экологического образования

по специальности 050704 Дошкольное образование

среднего профессионального образования

(повышенный уровень)

Составитель Борбат Нина Александровна

Редактор Е. Г. Найденкина

Корректор Е. Г. Найденкина

Компьютерная верстка Н.Д. Карпова

Ответственный за выпуск С. В. Мещерякова

Сдано в набор 06.09.2006. Подписано в печать 13.09.2006.

Формат 60 х 84 1/16. Усл.п.л. 1,6. Уч.-изд. л. 0,9. Тираж 25 экз.

Издательский отдел КГОУ СПО

«Красноярский педагогический колледж № 2»,

660100, г. Красноярск, ул. Киренского, 70



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины «Методика экологического образования» Специальность

    Рабочая программа
    Содержание курса «Методика экологического образования» соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование»(повышенный уровень) среднего и
  2. Рабочая программа учебной дисциплины «Методика развития детского изобразительного творчества» Специальность

    Рабочая программа
    Тема 5.3. Методика организации и проведения занятий по конструированию из бумаги, картона, природного и других материалов. Занятия по ручному труду в детском саду
  3. Методика экологического образования Методические рекомендации к семинарским, практическим

    Методические рекомендации
    Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»
  4. Методика преподавания начального курса математики История Москвы

    Учебно-методический комплекс
    Использование федеральных, региональных документов, периодической печати по вопросам защиты прав детей и правового регулирования сферы образования в РФ.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования» Специальность

    Рабочая программа
    Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.

Другие похожие документы..