Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Захист дисертації відбудеться “ ” 2003 р. о год. на засіданні спеціалізованої вченої ради Д 55.081.01 в Українській академії банківської справи за ад...полностью>>
'Документ'
Вся система образования, включая область гуманитарного цикла, широко опирается на те ресурсы, которые нам предоставляют информационные технологии. Дл...полностью>>
'Программа'
Механизмы гистогенеза и цитоморфогенеза эпителиоидных клеток при хронических гранулематозных процессах в контексте современных представлений о диффер...полностью>>
'Лекция'
Для построения простейшей односегментной сети достаточно иметь сетевые адаптеры и кабель подходящего типа. Но даже в этом простом случае часто исполь...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. О1 Новая история стран востока основная образовательная программа подготовки специалиста

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»

Институт исторического и правового образования

Кафедра всеобщей истории и культурного наследия

«Согласовано»

_________________

председатель УМК

Р.З. Алмаев

«Утверждаю»

________________

директор ИИПО

Обыдённова Г.Т.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

ОПД.Ф.О1 НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ВОСТОКА

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

направление 540400 «Социально-экономическое образование»

Степень (квалификация) – бакалавр социально-экономического образования

для студентов очной формы обучения

Уфа 2009

Выписка из ГОС ВПО. №__724_____от « 31__»__01____2005__г.

Направление (специальность) 54о4000 «Социально-экономическое образование».

Индекс дисциплины

Наименование дисциплины и основные дидактические единицы.

Всего часов

ОПД. Ф. 01

Предмет и структура курса новой истории стран Востока.

Империя Великих моголов. Английское завоевание Индии. Великое Индийское восстание.

Китай после маньчжурского завоевания. Начало европейской экспансии и «закрытие» Китая. Первая «опиумная война» и начало «открытия» Китая Западом. Тайпинское восстание. Вторая «опиумная война». Политика «самоусиления». Превращение Китая в главный объект международного соперничества на рубеже XIX-XX в. «Боксерское восстание». Синьхайская революция.

Сёгунат Токугава в Японии. Первые контакты с европейцами и «закрытие» Японии. «Открытие» Японии Западом. «Реставрация Мэйдзи».

Утверждение Японии в ряду великих держав. Страны Востока в период Первой мировой войны.

32

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»

Институт исторического и правового образования

Кафедра всеобщей истории и культурного наследия

«Согласовано»

_________________

председатель УМК

Алмаев Р.З.

«Утверждаю»

_________________

директор ИИПО

Обыдённова Г.Т.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

_____________________________________________________

ОПД. Ф. О1 НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ВОСТОКА

Для специальности 5404000 «Социально-экономическое образование» (бакалавариат)

Уфа 2009

  1. 1. Цель дисциплины:

- на основе анализа источников и исследовательской литературы изучение совокупности фактов, событий и явлений истории стран Востока в новое время;

- обеспечение овладение знаниями по истории стран Востока в новое время, необходимыми для квалификационной характеристики выпускника, получающего квалификацию специалиста социально-экономического профиля (бакалавариата).

1. 2. Задачи дисциплины

  • Социализация и формирование общей культуры личности

  • Формирование у обучающихся навыков овладения теоретическими знаниями и разнообразными методами, приемами и средствами обучения, самостоятельной работы, обеспечивающими уровень подготовки, соответствующий требованиям ГОС;

  • Формирование у обучающихся понимания места истории стран Азии и Африки в новое время в контексте всемирной истории;

  • Раскрытие взаимосвязи экономической, политической и культурной истории стран Востока;

  • Выделение системного взаимодействия западного и афро-азиатского мира на основе колониального синтеза;

  • Раскрытие процессов превращения стран Востока в часть мирового капиталистического хозяйства;

  • Анализ буржуазно-национального движения в странах Востока, борьбы за национальную независимость;

  • Подготовка обучающихся к продолжению изучения следующего периода всеобщей истории и изучению отдельных аспектов дисциплины в рамках спецкурсов;

  • Обеспечение готовности обучающихся к широкой профессиональной деятельности, требующей общих исторических знаний, навыков и приемов для работы в средней школе, средних специальных заведениях и т.д.

2. Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате освоения курса студент должен:

знать:

- основные события и процессы истории стран Азии и Африки в новое время;

- место и роль стран Востока во всемирном историческом процессе;

- фактический материал (хронологию, персоналии, терминологию), историографию, новые подходы;

уметь:

- формулировать и отвечать на проблемные вопросы;

- рассуждать, анализировать исторические источники и монографическую литературу;

- объяснять основные термины и понятия;

- анализировать исторические явления, процессы, факты;

владеть навыками:

- сопоставительного анализа источников, системного осмысления закономерностей исторического процесса, образного рассказа, постановки проблемных задач и т.д.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

32

6

Аудиторные занятия

32

Лекции

16

Практические занятия (семинары)

16

Лабораторные работы

Самостоятельная работа (СРС)

32 КСР 4

КСР

Курсовые работы/ рефераты

По учеб нагр.

-

Консультации

4

Виды итогового контроля (экзамен)

Зачет

4. Содержание дисциплины.

4. 1 Разделы дисциплины и виды занятий

Учебно-методическая карта по курсу «Новая история стран Востока»

Наименование темы и основные вопросы

Кол-во часов

Самостоятельная работа

Л/К

П.З.

Содержание

Часы

Форма контроля

Тема 1. Страны Востока в период ВГО. Теоретические вопросы истории стран Востока. Проблема отставания Востока от Запада.

  1. Цивилизационный и формационный подход в изучении стран Востока Предмет, задачи курса.

  2. Экономика и политика в странах Азии XVI-XVIII вв.

  3. Проблема отставания Востока от Запада.

2

2

  1. Концепции А.Тойнби,

М.Вебера, К. Маркса.

  1. Васильев Л.С., Иванов Н.А. и др.

  2. Общее положение афро-

азиатских стран в предколониальный период.

Проверка знаний на семинарских занятиях, проверка конспектов.

Тема 2. Страны Востока к середине XIX века.

  1. Первый этап колонизации афро-азиатских стран. Начало территориального раздела Африки.

  2. Крестьянские восстания и войны в середине XIX века.

2

6

  1. Проникновение европейских

стран в Китай, в Индию, Иран, Афганистан.

  1. Крестьянская война тайпинов в

Китае (1850-1864)

  1. Национальное восстание в Индии

(1857-1859).

  1. Бабидские восстания в Иране

(1848-1852).

Проверка знаний на семинарских занятиях, проверка конспектов.

Тема 3. Страны Востока во второй половине XIX века. Реформы: цели и результаты.

  1. Общая характеристика колониализма, особенности в различных странах Азии и Африки.

  2. Реформационные движения в странах Востока как реакция на колониализм

4

4

  1. Япония в XIX веке.

Реформация Мэйдзи 1868 года.

  1. Политика «самоусиления» и

«сто дней реформ» в Цинской империи.

  1. Изменения в британской Индии: реформы административной и судебной системы

  2. Реформы Амир Незама в Иране.

  3. Серия реформ в османской Турции: от «новой системы» Селима III до преобразований времен танзимата.

Проверка знаний по тестовым срезам, проверка конспектов. Обсуждение докладов и сообщений.

Тема 4. Зарождение национально-освободительного движения в странах Востока. Образование первых политических партий в Японии, Китае, британской Индии, Османской империи и др.

2

  1. Политические партии Японии конца XIX века,борьба за конституцию и парламент.

  2. Национальная партия в Китае (гоминьдан), ее роль в подготовке революции.

  3. Становление политической системы в колониальной Индии. Деятельность ИНКа.

  4. Рост оппозиционного движения в Османской империи, создание первых политических организаций.

Проверка знаний на консультациях, срезовые проверки конспектов. Обсуждение докладов и сообщений.

Тема 5. «Раннебуржуазные революции» в странах Азии: причины, ход, результаты.

  1. Причины подъема национально-освободительного движения в странах Востока в начале XX века.

  2. Программные установки и участники революционных событий в Китае, Иране, Османской Турции.

  3. Результаты и последствия «раннебуржуазных революций» в странах Азии.

4

  1. События «Мэйдзи-исин» в Японии: реформа или революция?

  2. Синьхайская революция 1911-1913 гг. в Китае: причины, ход и результаты.

  3. Конституционное движение

1905-1911 гг. в Иране.

  1. Военно-рев. переворот в

Османской Турции 1908-1909 гг.

Проверка знаний на консультациях, проверка конспектов. Обсуждение докладов и сообщений.

Тема 6. Страны Востока в Первую мировую войну.

1. Расстановка сил и планы западных держав в отношении государств и территорий в Азии и Африке.

2

  1. Обострение отношений между Японией и Китаем.

Участие стран в войне.

  1. Позиция ИНКа, Индия в годы 1 мировой войны.

  2. Союз Османской Турции и Германии. Турция в Первой мировой войне.

  3. Борьба за передел Африки между странами - участницами. Первой мировой войны.

Проверка знаний на коллоквиуме. Обсуждение рефератов.

Тема 7. Культура и идеология стран Востока в предколониальный и колониальных период.

4

  1. Япония в очерках И.А.Гончарова «Фрегат «Паллада».

  2. Религия, быт и нравы

индийского общества в работах С.Вивекананды, Р.Тагора, М.Ганди.

  1. Традиции и новации в

Османской империи в исследованиях П.А.Чихачева.

Проверка знаний на семинарских занятиях, проверка конспектов. Обсуждение докладов и сообщений.

Всего

16

16

ИТОГО: 32 час.

4.2. Содержание разделов дисциплины.

4.2.1.Тематические разделы.

Программа базового курса по новой истории стран Востока

РАЗДЕЛ I. Страны Востока в предколониальный период

Блок 1. Теоретические проблемы истории Востока. Периодизация исто­рии Востока. Цивилизационный и формационный методы изучения стран Азии и Африки: концепции А.Тойнби, М.Вебера, К.Маркса и др. «Маркс или Вебер?» - расхождение в понимании роли материальных и духовных факто­ров исторического развития. Основные направления в современном россий­ском востоковедении по актуальным проблемам цивилизаций Востока. Об­щий уровень развития стран Азии и Африки накануне колонизации. Проблема «отставания» Востока от Запада в зарубежной и отечественной историогра­фии.

Блок 2. Особенности социально-экономического и политического раз­вития крупнейших государств Азии в ХVI-первой половине XIX столетия.

Япония. Политический переворот в Японии конца XVI- начала XVII в. Сёгунат Токугава (1603-1867). Сословное деление японского общества, поло­жение сословий, традиционные формы землевладения. Стабилизация эконо­мики в XVII в. Причины экономического упадка в конце ХVII-начале XIX века. «Открытие» Японии. Начало антисёгунского движения.

Китай. Гражданская война в Китае конца ХVI-начала XVII вв., Уста­новление династии Цин. Внутренняя и внешняя политика маньчжур. Реформы императора Канси (1654-1722), возрождение конфуцианских стандартов. Китай и внешний мир в начале XIX в. Особенности китайской самоизо­ляции и её негативные последствия.

Индия. Империя Великих Моголов во время кровавой деспотии Аурангзеба(1658-1707). Религиозные гонения на индусов и мусульман-шиитов. Неудачи в экономической политике, победа децентрализаторских тенденций в империи к середине XVIII в.

Иран. Борьба за власть в Иране в конце XVIII в. Установление Каджарской династии (1795). Восстановление традиционных форм землевладения (тиуль, союргал, вакуф, мульк). Консерватизм политической системы каджарского Ирана. Внешняя политика Ирана: неудачи в войнах с Россией. Назрева­ние политического кризиса к середине XIX в.

Османская империя. Османская империя в XVII-начале XIX вв. Сущность военно-ленной системы (займы и зеаметы, тимариоты и тимары). Особая роль армии в политической структуре Османского государства. Уг­лубление кризиса военно-ленной системы: причины, последствия. Отечест­венная историография о т.н. «восточном вопросе».

Блок 3. Первый этап колонизации афро-азиатских государств в конце ХУ1-первой половине XIX в. Завоевание английской Ост-Индской компанией Индии. Проникновение англичан в Иран и попытки завоевания Афганистана (англо-афганские войны). Притязания России на Иран. Углубление англо-российских противоречий в Средней Азии.

Начало территориального раздела Африки.

Блок 4. Общее и особенное в народных восстаниях стран Азии сер. XIX в. Историография проблемы.

Китай. Крестьянская война тайпинов (1850-1864 гг.) Причины войны. «Земельная система Небесной династии» - конфуцианские идеи и «общинный коммунизм». Влияние западных идей на программу Хун Жэньганя. Обостре­ние внутренних противоречий в государстве тайпинов. Вмешательство ино­странных держав и причины поражения восстания.

Иран. Бабидские восстания в Иране (1848-1852 гг.). Идеология вос­ставших: бабизм - как попытка реформации в исламе.

Индия. Сипайское восстание в Индии (1857-1859 гг.). Особенности движения: антиколониальная направленность и традиционалистские установ­ки в программе сипаев. Манифест королевы Виктории (1858 г.), изменение колониального статуса Индии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста "Телекоммуникации"

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения образовательных программ подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста "Телекоммуникации" при очной форме обучения - 5 лет.
  2. Программа среднего профессионального образования по специальности 030504 Право и организация социального обеспечения Квалификация Юрист вид подготовки базовая форма подготовки очная

    Программа
    Основная профессиональная образовательная программа профессионального образования по специальности 030504 Право и организация социального обеспечения (базовый уровень подготовки).
  3. Общая характеристика специальности (1)

    Документ
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 351300 Коммерция (торговое дело) при очной форме обучения 5 лет.
  4. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста (13)

    Перечень образовательных программ
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста «Геодезия» при очной форме обучения 5 лет.
  5. Общая характеристика направления 522000 Коммерция

    Документ
    Профессиональная деятельность бакалавра коммерции осуществляется в научно-исследовательских и образовательных учреждениях сферы коммерции и предпринимательства, а также связана с организацией коммерческих операций на предприятиях промышленности,

Другие похожие документы..