Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. О1 Новая история стран востока основная образовательная программа подготовки специалиста
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»
Институт исторического и правового образования
Кафедра всеобщей истории и культурного наследия
«Согласовано» _________________ председатель УМК Р.З. Алмаев | «Утверждаю» ________________ директор ИИПО Обыдённова Г.Т.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине
ОПД.Ф.О1 НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ВОСТОКА
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
направление 540400 «Социально-экономическое образование»
Степень (квалификация) – бакалавр социально-экономического образования
для студентов очной формы обучения
Уфа 2009
Выписка из ГОС ВПО. №__724_____от « 31__»__01____2005__г.
Направление (специальность) 54о4000 «Социально-экономическое образование».
Индекс дисциплины | Наименование дисциплины и основные дидактические единицы. | Всего часов |
ОПД. Ф. 01 | Предмет и структура курса новой истории стран Востока. Империя Великих моголов. Английское завоевание Индии. Великое Индийское восстание. Китай после маньчжурского завоевания. Начало европейской экспансии и «закрытие» Китая. Первая «опиумная война» и начало «открытия» Китая Западом. Тайпинское восстание. Вторая «опиумная война». Политика «самоусиления». Превращение Китая в главный объект международного соперничества на рубеже XIX-XX в. «Боксерское восстание». Синьхайская революция. Сёгунат Токугава в Японии. Первые контакты с европейцами и «закрытие» Японии. «Открытие» Японии Западом. «Реставрация Мэйдзи». Утверждение Японии в ряду великих держав. Страны Востока в период Первой мировой войны. | 32 |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»
Институт исторического и правового образования
Кафедра всеобщей истории и культурного наследия
«Согласовано» _________________ председатель УМК Алмаев Р.З. | «Утверждаю» _________________ директор ИИПО Обыдённова Г.Т. |
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
_____________________________________________________
ОПД. Ф. О1 НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ВОСТОКА
Для специальности 5404000 «Социально-экономическое образование» (бакалавариат)
Уфа 2009
1. Цель дисциплины:
- на основе анализа источников и исследовательской литературы изучение совокупности фактов, событий и явлений истории стран Востока в новое время;
- обеспечение овладение знаниями по истории стран Востока в новое время, необходимыми для квалификационной характеристики выпускника, получающего квалификацию специалиста социально-экономического профиля (бакалавариата).
1. 2. Задачи дисциплины
Социализация и формирование общей культуры личности
Формирование у обучающихся навыков овладения теоретическими знаниями и разнообразными методами, приемами и средствами обучения, самостоятельной работы, обеспечивающими уровень подготовки, соответствующий требованиям ГОС;
Формирование у обучающихся понимания места истории стран Азии и Африки в новое время в контексте всемирной истории;
Раскрытие взаимосвязи экономической, политической и культурной истории стран Востока;
Выделение системного взаимодействия западного и афро-азиатского мира на основе колониального синтеза;
Раскрытие процессов превращения стран Востока в часть мирового капиталистического хозяйства;
Анализ буржуазно-национального движения в странах Востока, борьбы за национальную независимость;
Подготовка обучающихся к продолжению изучения следующего периода всеобщей истории и изучению отдельных аспектов дисциплины в рамках спецкурсов;
Обеспечение готовности обучающихся к широкой профессиональной деятельности, требующей общих исторических знаний, навыков и приемов для работы в средней школе, средних специальных заведениях и т.д.
2. Требования к уровню освоения содержания курса.
В результате освоения курса студент должен:
знать:
- основные события и процессы истории стран Азии и Африки в новое время;
- место и роль стран Востока во всемирном историческом процессе;
- фактический материал (хронологию, персоналии, терминологию), историографию, новые подходы;
уметь:
- формулировать и отвечать на проблемные вопросы;
- рассуждать, анализировать исторические источники и монографическую литературу;
- объяснять основные термины и понятия;
- анализировать исторические явления, процессы, факты;
владеть навыками:
- сопоставительного анализа источников, системного осмысления закономерностей исторического процесса, образного рассказа, постановки проблемных задач и т.д.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Общая трудоемкость | 32 | 6 |
Аудиторные занятия | 32 | |
Лекции | 16 | |
Практические занятия (семинары) | 16 | |
Лабораторные работы | ||
Самостоятельная работа (СРС) | 32 КСР 4 | |
КСР |
| |
Курсовые работы/ рефераты | По учеб нагр. | - |
Консультации | 4 | |
Виды итогового контроля (экзамен) | Зачет |
4. Содержание дисциплины.
4. 1 Разделы дисциплины и виды занятий
Учебно-методическая карта по курсу «Новая история стран Востока»
№ | Наименование темы и основные вопросы | Кол-во часов | Самостоятельная работа | |||
Л/К | П.З. | Содержание | Часы | Форма контроля | ||
Тема 1. Страны Востока в период ВГО. Теоретические вопросы истории стран Востока. Проблема отставания Востока от Запада.
| 2 | 2 |
М.Вебера, К. Маркса.
азиатских стран в предколониальный период. | Проверка знаний на семинарских занятиях, проверка конспектов. | ||
Тема 2. Страны Востока к середине XIX века.
| 2 | 6 |
стран в Китай, в Индию, Иран, Афганистан.
Китае (1850-1864)
(1857-1859).
(1848-1852). | Проверка знаний на семинарских занятиях, проверка конспектов. | ||
Тема 3. Страны Востока во второй половине XIX века. Реформы: цели и результаты.
| 4 | 4 |
Реформация Мэйдзи 1868 года.
«сто дней реформ» в Цинской империи.
| Проверка знаний по тестовым срезам, проверка конспектов. Обсуждение докладов и сообщений. | ||
Тема 4. Зарождение национально-освободительного движения в странах Востока. Образование первых политических партий в Японии, Китае, британской Индии, Османской империи и др. | 2 |
| Проверка знаний на консультациях, срезовые проверки конспектов. Обсуждение докладов и сообщений. | |||
Тема 5. «Раннебуржуазные революции» в странах Азии: причины, ход, результаты.
| 4 |
1905-1911 гг. в Иране.
Османской Турции 1908-1909 гг. | Проверка знаний на консультациях, проверка конспектов. Обсуждение докладов и сообщений. | |||
Тема 6. Страны Востока в Первую мировую войну. 1. Расстановка сил и планы западных держав в отношении государств и территорий в Азии и Африке. | 2 |
Участие стран в войне.
| Проверка знаний на коллоквиуме. Обсуждение рефератов. | |||
Тема 7. Культура и идеология стран Востока в предколониальный и колониальных период. | 4 |
индийского общества в работах С.Вивекананды, Р.Тагора, М.Ганди.
Османской империи в исследованиях П.А.Чихачева. | Проверка знаний на семинарских занятиях, проверка конспектов. Обсуждение докладов и сообщений. | |||
Всего | 16 | 16 |
ИТОГО: 32 час.
4.2. Содержание разделов дисциплины.
4.2.1.Тематические разделы.
Программа базового курса по новой истории стран Востока
РАЗДЕЛ I. Страны Востока в предколониальный период
Блок 1. Теоретические проблемы истории Востока. Периодизация истории Востока. Цивилизационный и формационный методы изучения стран Азии и Африки: концепции А.Тойнби, М.Вебера, К.Маркса и др. «Маркс или Вебер?» - расхождение в понимании роли материальных и духовных факторов исторического развития. Основные направления в современном российском востоковедении по актуальным проблемам цивилизаций Востока. Общий уровень развития стран Азии и Африки накануне колонизации. Проблема «отставания» Востока от Запада в зарубежной и отечественной историографии.
Блок 2. Особенности социально-экономического и политического развития крупнейших государств Азии в ХVI-первой половине XIX столетия.
Япония. Политический переворот в Японии конца XVI- начала XVII в. Сёгунат Токугава (1603-1867). Сословное деление японского общества, положение сословий, традиционные формы землевладения. Стабилизация экономики в XVII в. Причины экономического упадка в конце ХVII-начале XIX века. «Открытие» Японии. Начало антисёгунского движения.
Китай. Гражданская война в Китае конца ХVI-начала XVII вв., Установление династии Цин. Внутренняя и внешняя политика маньчжур. Реформы императора Канси (1654-1722), возрождение конфуцианских стандартов. Китай и внешний мир в начале XIX в. Особенности китайской самоизоляции и её негативные последствия.
Индия. Империя Великих Моголов во время кровавой деспотии Аурангзеба(1658-1707). Религиозные гонения на индусов и мусульман-шиитов. Неудачи в экономической политике, победа децентрализаторских тенденций в империи к середине XVIII в.
Иран. Борьба за власть в Иране в конце XVIII в. Установление Каджарской династии (1795). Восстановление традиционных форм землевладения (тиуль, союргал, вакуф, мульк). Консерватизм политической системы каджарского Ирана. Внешняя политика Ирана: неудачи в войнах с Россией. Назревание политического кризиса к середине XIX в.
Османская империя. Османская империя в XVII-начале XIX вв. Сущность военно-ленной системы (займы и зеаметы, тимариоты и тимары). Особая роль армии в политической структуре Османского государства. Углубление кризиса военно-ленной системы: причины, последствия. Отечественная историография о т.н. «восточном вопросе».
Блок 3. Первый этап колонизации афро-азиатских государств в конце ХУ1-первой половине XIX в. Завоевание английской Ост-Индской компанией Индии. Проникновение англичан в Иран и попытки завоевания Афганистана (англо-афганские войны). Притязания России на Иран. Углубление англо-российских противоречий в Средней Азии.
Начало территориального раздела Африки.
Блок 4. Общее и особенное в народных восстаниях стран Азии сер. XIX в. Историография проблемы.
Китай. Крестьянская война тайпинов (1850-1864 гг.) Причины войны. «Земельная система Небесной династии» - конфуцианские идеи и «общинный коммунизм». Влияние западных идей на программу Хун Жэньганя. Обострение внутренних противоречий в государстве тайпинов. Вмешательство иностранных держав и причины поражения восстания.
Иран. Бабидские восстания в Иране (1848-1852 гг.). Идеология восставших: бабизм - как попытка реформации в исламе.
Индия. Сипайское восстание в Индии (1857-1859 гг.). Особенности движения: антиколониальная направленность и традиционалистские установки в программе сипаев. Манифест королевы Виктории (1858 г.), изменение колониального статуса Индии.
Похожие документы:
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста "Телекоммуникации"
Образовательный стандартНормативный срок освоения образовательных программ подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста "Телекоммуникации" при очной форме обучения - 5 лет.Программа среднего профессионального образования по специальности 030504 Право и организация социального обеспечения Квалификация Юрист вид подготовки базовая форма подготовки очная
ПрограммаОсновная профессиональная образовательная программа профессионального образования по специальности 030504 Право и организация социального обеспечения (базовый уровень подготовки).Общая характеристика специальности (1)
ДокументНормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 351300 Коммерция (торговое дело) при очной форме обучения 5 лет.Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста (13)
Перечень образовательных программНормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста «Геодезия» при очной форме обучения 5 лет.Общая характеристика направления 522000 Коммерция
ДокументПрофессиональная деятельность бакалавра коммерции осуществляется в научно-исследовательских и образовательных учреждениях сферы коммерции и предпринимательства, а также связана с организацией коммерческих операций на предприятиях промышленности,